- [Статья] Управление работой локомотивов и локомотивных бригад на отделениях
- Диспетчер по ремонту локомотивов
- УТВЕРЖДЕНО распоряжением ОАО «РЖД» от 14 сентября 2005 года N 1508р
- 1. Общие положения
- 2. Цели и задачи диспетчерского управления
- 3. Центр управления перевозками — структурное подразделение ОАО «РЖД» (ЦУП)
- 4. Дорожный центр управления перевозками
[Статья] Управление работой локомотивов и локомотивных бригад на отделениях
Локомотивный диспетчер отделения дороги руководит работой локомотивов и локомотивных бригад в пределах отделения и отвечает за обеспечение готовых составов локомотивами и бригадами по пунктам их прицепки, оборота, смены и формирования поездов. В процессе управления он составляет текущий план регулирования локомотивами и бригадами для участков обращения, расположенных в пределах отделения дороги, осуществляет (через каждый час) пониточное прикрепление к поездам локомотивов и бригад на ближайшие 4—б ч , намечает схемы пересылки локомотивов и бригад к пунктам недостачи из пунктов их избытка. Регулируя локомотивами и бригадами, ТНЦ решает следующие оперативные задачи: планирование обеспечения локомотивами и бригадами готовых составов; контроль соблюдения режима работы и организация подмены бригад; оценка и прогноз состояния локомотивов и бригад; принятие решения оО использовании локомотивов, прибывших на станцию или выходящих из депо; контроль работы локомотивов данного отделения на соседних отделениях и дорогах.
При текущем планировании работы локомотивов и бригад ТНЦ получает указания дежурного по отделению о потребности в локомотивах и бригадах для отправления готовых составов, прикрепленных к ниткам графика. Путем переговоров с дежурными по депо, пунктам оборота, прицепки, смены локомотивов и бригад получает и фиксирует данные об их наличии к началу планируемого периода в графике исполненной работы (ведомости оборота локомотивов, бригад). По мере готовности составов к отправлению устанавливает направление следования поезда и выбирает локомотив. Время готовности выбранного локомотива определяет в зависимости от того, находится ли он на станции, прибудет с поездом или резервом, выйдет из ремонта, необходим его заезд в депо для экипировки или мелкого ремонта. Если локомотив, по расчетам, не буДет готов к моменту отправления поезда, выбирается следующий и т. д. В случае подтверждения расчетами своевременной готовности локомотива сравнивает время предстоящей работы с остаточным временем межремонтного периода локомотива. Если время предстоящей работы больше остатка межремонтного периода, выбирается для расчета следующий локомотив и т. д. Аналогично осуществляется привязка локомотивов к каждой нитке графика. По окончании привязки локомотивов к ниткам графика данного направления рассматривается следующее направление и т. д.
Аналогичным образом поочередным рассмотрением направлений и соответствующих ниток графика, уже обеспеченных локомотивами, осуществляются поиск и прикрепление к ним локомотивных бригад. Время готовности бригады определяется в зависимости от того, отдыхает ли рассматриваемая бригада дома или в доме отдыха, прибывает с поездом, резервом или пассажирами, необходим ли отдых после прибытия до следующей поездки. При совпадении расчетных моментов готовности поезда и бригады сравнивается время предстоящей работы бригады с нормой продолжительности непрерывной ее работы. Если время предстоящей работы больше нормы, выбирается для расчета следующая бригада и т. д.
По окончании расчетов ТНЦ докладывает ДНЦО о возможности обеспечения запланированных ниток графика локомотивами и бригадами, получает от него указания по обеспечению
выполнения разработанного плана и передает указания нарядчику локомотивных бригад о времени вызова бригад, дежурному по депо — о времени выдачи локомотивов и ДНЦ (ДНЦУ) — о предельном времени подвода к станциям локомотивов и их дальнейшем использовании. Моменты прибытия локомотивов и локомотивных бригад, необходимые для расчета, ТНЦ определяет непосредственно по диспетчерским графикам исполненного движения.
Рабочее место ТНЦ обеспечивается норма-тивно-справочной информацией по выполнению технологических операций с локомотивами и бригадами, о времени хода поездов по участкам, а также действующими сетевыми, дорожными и местными руководящими материалами, необходимыми для расчетов.
Для контроля своевременности технического обслуживания локомотивов локомотивный диспетчер устанавливает время начала и окончания межремонтного пробега каждого локомотива. Производит расчет возможного времени возвращения локомотивов на станции основного депо и сравнивает его с запланированным. В случае превышения расчетного времени над запланированным намечаются меры по ускорению возвращения локомотива на станцию прохождения технического обслуживания. Результаты докладываются ДНЦО; диспетчеру передаются сведения о предельном времени возвращения локомотивов на станцию основного депо. По данным графиков поездных диспетчеров ТНЦ следит за временем возвращения и по докладу ТЧД фиксирует время захода локомотива в депо для ремонта.
По графику исполненной работы ТНЦ выявляет данные о локомотивах, ремонт которых должен заканчиваться в анализируемый период. Путем переговоров с ТЧД уточняет своевременность окончания ремонта, передаст указания ТЧД о предельном времени выхода локомотива из депо и планируемом его использовании, фиксирует на графике ход выполнения ремонта локомотивов.
Для контроля соблюдения режима работы и своевременной организации подмены бригад ТНЦ обходит диспетчерские круги, просматривает записи в графиках исполненного движения ДНЦ, фиксирует необходимые данные в исполненном графике оборота локомотивов, рассчитывает предполагаемое время окончания их работы. В случае выявления предполагаемого нарушения режима работы бригады определяет возможность его предотвращения либо совместно с ДНЦ определяет место смены бригад, подменную бригаду и дает указание нарядчику локомотивных бригад и ТЧД о вызове и направлении бригады на станцию подмены.
Оценка и прогноз состояния локомотивов и бригад решается сравнением планируемых размеров движения поездов и расчетного числа локомотивов и бригад, которые могут быть использованы для поездной работы. Выявляются возможности дополнительного привлечения локомотивов и бригад для поездной работы, уточняется информация об отвлечении локомотивов и бригад для непоездной работы. Производится общая оценка обеспеченности поездной работы на отделении локомотивами и бригадами. Результаты оценки и прогноза по обеспечению поездной работы на отделении локомотивами и бригадами ТНЦ докладывает ДНЦО, получает соответствующие указания по его выполнению, передает указания исполнителям.
Локомотивный диспетчер периодически в процессе работы должен выявлять наличие локомотивов своего отделения на соседних отделениях и дорогах, определять время возможного возвращения локомотивов на отделение. Он рассчитывает срок окончания межремонтного пробега локомотивов, необходимость ускорения возвращения их для постановки в ремонт или возможность использования для отправления поездов на своем отделении.
Составление текущего плана регулирования (ТПР) локомотивами по участку обращения производится в соответствии с методическими указаниями по регулированию локомотивами по участкам обращения, утвержденными МПС. Рассчитывают ТПР с помощью заполнения ведомости установленной формы.
По каждой станции определяется суммарное прибытие и отправление поездов по периодам текущего планирования; балансом определяется недостаток (—) или избыток (+) локомотивов по станциям на конец рассматриваемого периода текущего планирования; исходя из этого намечается схема пересылки локомотивов на рассматриваемый период ТПР в основном между соседними пунктами оборота, перецепки.
План прибытия и отправление поездов по пунктам оборота и перецепки локомотивов по периодам текущего планирования устанавливается из рассчитываемого ДНЦО текущего плана поездной работы. Ожидаемое наличие локомотивов эксплуатируемого парка на начало периода принимается по данным предварительного прикрепления локомотивов к поездам, которое ведется ТНЦ на ближайшие 4—6 ч.
План постановки и выхода локомотивов из текущих ремонтов и технического обслуживания ТО-3 и ТО-4 по периодам текущего планирования ежесуточно составляется в депо совместно с ДНЦО исходя из ожидаемого выхода локомотивов из депо на ближайшие 6—8 ч и подхода на ремонт и техническое обслуживание. Основой являются месячные графики постановки локомотивов в различные виды текущего ремонта и технического обслуживания ТО-3, ТО-4. Эти графики заблаговременно сообщаются начальниками локомотивных депо в телеграммах (телефонограммах) начальникам отделений дорог, в границах которых осуществляется эксплуатация локомотивов.
Кроме оперативной, для разработки ТПР используется и справочно-нормативная информация: технологически необходимое наличие локомотивов (с учетом следующих с транзитными без переработки поездами) по пунктам оборота и перецепки по часовым периодам; минимальное наличие локомотивов сверх технологически необходимого по выделенным станциям в соответствии с данными табл. 1.
На период ТПР (кроме 18 ч) эта норма может снижаться, но не более чем на половину от установленной на конец планируемых суток.
При расчете ТПР также нужно учитывать увеличение эксплуатируемого парка локомотивов в пунктах оборота в случае предоставления на участке обращения «окон» для производства ремонтно-путевых работ. Это увеличение принимается в зависимости от размеров движения и продолжительности «окна» согласно данным табл. 2.
__________________
Зарегистрируйтесь , чтобы скачивать файлы.
Внимание! Перед скачиванием книг и документов установите программу для просмотра книг отсюда . Примите участие в развитии ж/д вики-словаря / Журнал «АСИ» онлайн
Источник
Диспетчер по ремонту локомотивов
от 14 сентября 2005 года N 1508р
В целях повышения эффективности управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения поездов:
2. Начальникам железных дорог в двухмесячный срок привести нормативные документы железных дорог и должностные инструкции работников железных дорог, функции которых связаны с диспетчерским управлением движением поездов, в соответствие с Положением, утвержденным настоящим распоряжением.
Вице-президент ОАО «РЖД»
С.В.Козырев
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 14 сентября 2005 года N 1508р
Положение
о диспетчерском управлении
движением поездов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и структуру диспетчерского управления движением поездов, функции диспетчерского персонала по управлению движением поездов.
1.2. Настоящее Положение распространяется на диспетчерский персонал Центра управления перевозками — структурного подразделения ОАО «РЖД» дорожных центров управления перевозками железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» (далее — ДЦУП), диспетчерских центров управления местной работой отделов перевозок отделений железных дорог (далее — ЦУМР), железнодорожных станций (далее — станция).
1.3. Диспетчерское управление движением поездов основывается на:
— принципе управления движением поездов на обслуживаемом участке (полигоне) одним диспетчером;
— строгом выполнении технологических норм и нормативов, содержащихся в графике движения поездов, плане формирования поездов, технологических процессах и техническом нормировании эксплуатационной работы;
— обеспечении безопасности движения поездов.
1.4. Диспетчерский персонал на всех уровнях управления принимает решения на основе графика движения поездов и плана формирования поездов с учетом эксплуатационной обстановки: колебаний объемов перевозок и загрузки технических устройств, распределения тяговых и погрузочных ресурсов на больших территориях, отказов технических средств, плановых и внеплановых перерывов в движении, задержек поездов на стыках с железными дорогами соседних государств и пунктах перегрузки на другие виды транспорта.
Движением поездов на диспетчерском участке руководит единолично поездной диспетчер.
1.5. Оптимальная протяженность диспетчерских участков и полигонов управления, а также уровень загрузки поездных и дорожныхдиспетчеров определяются начальником железной дороги по установленным ОАО «РЖД» методикам.
2. Цели и задачи диспетчерского
управления
2.1. Целями диспетчерского управления движением поездов являются обеспечение бесперебойной перевозки пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте общего пользования, оптимизация использования пропускной способности инфраструктуры железных дорог, тяговых и погрузочных ресурсов, организация движения поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов при безусловном обеспечении безопасности движения поездов.
2.2. Диспетчерское управление движением поездов предусматривает:
— концентрацию функций организации и управления перевозочным процессом по всей вертикали управления перевозками от Центра управления перевозками до станций;
— организацию поездной работы единым парком поездных локомотивов на удлиненных полигонах обращения, охватывающих участки нескольких железных дорог;
— унификацию веса и длины грузовых поездов на основных направлениях;
— заблаговременное планирование предстоящей работы;
— создание оптимальных условий для эксплуатационной работы;
— планирование, непрерывный контроль за выполнением графика движения и плана формирования поездов, плановых заданий по объемным и качественным показателям поездной иместной работы.
2.3. Задачами диспетчерского управления движением поездов являются:
— организация работы единой диспетчерской смены, локомотивных бригад, работников, связанных с движением поездов, по выполнению сменно-суточных планов и заданий эксплуатационной работы;
— обеспечение выполнения графика движения пассажирских, поездов дальнего, местного и пригородного сообщения (далее — пассажирские поезда) и грузовых поездов;
— организация беспрепятственного приема и сдачи поездов по стыковки и пунктам железных дорог и отделений железных дорог;
— обеспечение соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения поездов и охране труда, техническо-распорядительных актов и технологических процессов работы станций, а также единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций их примыкания;
— своевременное предоставление плановых «окон» для строительно-монтажных работ, ремонта и текущего содержания технических устройств;
— эффективное использование локомотивных бригад;
— контроль за содержанием и использованием эксплуатируемого парка локомотивов;
— регулирование погрузочных ресурсов;
— организация местной работы;
— контроль за пропуском поездных формирований перевозчиков грузов железнодорожным транспортом, за работой парка собственных и арендованных вагонов, за использованием вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;
— принятие оперативных мер по ликвидации нарушений движения поездов, обеспечение своевременного пропуска хозяйственных и восстановительных поездов.
2.4. Диспетчерский персонал ДЦУП и ЦУМР участвует в работе по контролю за соблюдением требований безопасности движения поездов, в том числе посредством проведения проверок на обслуживаемых участках и в районах управления железной дороги с выездом на станции, в локомотивные депо, а дорожные, поездные и локомотивные диспетчеры — с проездом в кабине машиниста поездного локомотива или моторвагонного подвижного состава.
Количество выездов дорожного диспетчера (по району управления) и поездного диспетчера с проверками на станции и в ЦУМР обслуживаемого района (участка) устанавливается в зависимости от его удаленности от ДЦУП: в пределах 3 часов проезда на поезде в одном направлении — не реже 1 раза в месяц, свыше 3 часов — 1 раз в квартал. Дорожный диспетчер (по направлению), дорожный локомотивный диспетчер, дорожный локомотивный диспетчер района управления и дорожный диспетчер по пассажирским перевозкам проводят проверки соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения при сопровождении пассажирских поездов в кабине машиниста не реже 1 раза в квартал. Кроме того, дорожные локомотивные диспетчеры и локомотивные диспетчеры (районов) один раз в месяц, а поездные диспетчеры — один раз в квартал принимают участие в производственных совещаниях с локомотивными бригадами, проводимыми в локомотивных депо обслуживаемых участков железной дороги.
Проверки проводятся по графику, разрабатываемому ежеквартально начальником ДЦУП и утверждаемому заместителем начальника железной дороги по перевозкам, а в отделениях железных дорог — соответственно начальником отдела перевозок и начальником отделения железной дороги.
Нормативы затрат труда диспетчеров ДЦУП корректируются с учетом фактической затраты времени на проведение проверок в соответствии с утвержденным графиком.
2.5. Контроль за работой диспетчерского персонала ДЦУП и оказание помощи его руководству в организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и выполнению требований нормативных документов осуществляет старший ревизор службы перевозок (по диспетчерскому центру), непосредственно подчиненный заместителю начальника железной дороги по перевозкам.
Функции старшего ревизора службы перевозок (по диспетчерскому центру) определены Положением о ревизорах хозяйства перевозок, утвержденным МПС России 21.06.2002 N ЦД-928.
3. Центр управления перевозками — структурное
подразделение ОАО «РЖД» (ЦУП)
3.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железных дорогах ОАО «РЖД» в целом осуществляет диспетчерский персонал Центра управления перевозками (далее — ЦУП), находящегося в непосредственном подчинении Департамента управления перевозками.
3.2. Работу диспетчерской смены ЦУП возглавляет главный диспетчер, который координирует работу диспетчеров по управлению перевозками на курируемых направлениях железных дорог, диспетчерского персонала департаментов и управлений ОАО «РЖД» (руководителей диспетчерских смен ДЦУП, перевозчиков пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте, компаний — операторов подвижного состава. В диспетчерскую смену ЦУП входят: главный диспетчер, диспетчер по управлению перевозками, диспетчер по регулированию локомотивного парка, диспетчер по регулированию вагонного парка, диспетчер по организации грузовой работы, диспетчер по управлению специальными перевозками, диспетчер по контролю за проведением «окон».
3.3. В соответствии с положением о ЦУП, утвержденным ОАО «РЖД» 15.04.2004 N 296, диспетчерская смена осуществляет следующие функции:
— контроль за выполнением железными дорогами графика движения пассажирских и грузовых поездов;
— организация и контроль продвижения вагонопотоков на основе нормативов плана формирования поездов;
— организация выполнения технических норм эксплутационной работы;
— контроль за работой ДЦУП в соответствии с планами поездной и местной работы на железных дорогах и заданиями ЦУП, включая регулировочные мероприятия по недопущению встречного порожнего пробега однородного подвижного состава, рациональному использованию взаимозаменяемых типов вагонов в условиях дефицита одних типов и избытка других;
— организация работы парка поездных локомотивов на основных направлениях железных дорог, разработка мероприятий по недопущению эксплуатации локомотивов на незакрепленных участках их обращения, нарушений режима труда и отдыха локомотивных бригад;
— организация своевременного подвода поездов к портам, а при необходимости перераспределение направления грузовых потоков по согласованию с Центром фирменного транспортного обслуживания — структурным подразделением ОАО «РЖД» и портами;
— контроль за работой кольцевых маршрутов с целью сохранения их целостности на всем пути следования как в порожнем, так и в груженом состоянии;
— организация работы с гружеными и порожними грузовыми вагонами, принадлежащими железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;
— контроль за перевозками негабаритных и тяжеловесных, а также специальных и воинских грузов;
— анализ выполнения оперативных планов железных дорог (в целом и по каждой в отдельности) по обеспечению погрузки, организации выгрузки вагонов, выполнения графика движения и плана формирования поездов, плана передачи поездов между железными дорогами по обеспечению железных дорог погрузочными ресурсами (соответствующими типами подвижного состава);
— контроль обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах ОАО «РЖД».
3.4. Диспетчерская смена ЦУП взаимодействует с подразделениями ЦУП и аппарата управления ОАО «РЖД», связанными с организацией перевозочного процесса, по следующим вопросам:
— обеспечение бесперебойного перевозочного процесса и обеспечение безопасности движения поездов;
— эксплуатация технических средств и устройств, в т.ч.восстановление нормального режима их функционирования при сбоях и отказах;
— согласование предоставления «окон» для выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ на пути, контактной сети и сооружениях, устройствах сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения;
— принятие оперативных мер по ликвидации затруднений в эксплуатционной работе, организации восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях, обеспечение первоочередного пропуска пассажирских поездов или направление их кружностью в соответствии с решением Департамента дальних пассажирских перевозок;
— информирование в режиме реального времени диспетчерского персонала причастных департаментов и управлений ОАО «РЖД» о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушений безопасности движения поездов.
3.5. Перечень функций диспетчерского персонала ЦУП приведен в приложении 1.
4. Дорожный центр управления
перевозками
4.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет единая диспетчерская смена ДЦУП.
В соответствии с Типовыми штатными расписаниями службы перевозок железной дороги и отдела перевозок отделения железной дороги, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 23.04.2004 N 1953р, в диспетчерскую смену ДЦУП входят: старший дорожный диспетчер (руководитель смены), диспетчер дорожный (по направлениям), диспетчер дорожный локомотивный, диспетчер дорожный по регулированию вагонного парка, диспетчер дорожный по пассажирским перевозкам, инженер сменный по организации грузовой работы.
Диспетчерские участки железной дороги объединяются в районы управления ДЦУП, количество которых определяет начальник железной дороги в зависимости от объема эксплуатационной работы. В диспетчерскую смену района управления ДЦУП, возглавляемую диспетчером дорожным (по району управления), входят диспетчера поездные, диспетчер локомотивный (района), диспетчер по регулированию вагонного парка (района).
4.2. Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет следующие функции:
— выполнение технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства железной дороги;
— оперативное руководство эксплуатационной работой железной дороги, отделений железной дороги и станций;
— обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, их передачи по стыковым станциям железной дороги;
— выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку;
— контроль за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами;
— создание оптимальных условий работы на выделенных станциях, контроль за выполнением заданных показателей их работы;
Источник