Для ремонта электрооборудования пассажирских вагонов

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

ВВЕДЕНИЕ

I. Основные сведения

Внутри корпуса вагона и на вагоне имеются разнообразные приборы, и оборудование работа которых связана с выработкой и потреблением электроэнергии.

Системой электроснабжения вагона называется комплекс электрооборудования предназначенный для выработки и распределения электроэнергии потребителям вагона.

В основном системы энергоснабжения пассажирского вагона делятся на два вида:

1. Централизованная система энергоснабжения – в составе поезда все вагоны потребляют электроэнергию от одного источника тока электростанции, или в дизельных поездах дизель-электростанции имеющей 2-3 генератора, общей мощностью от 400 до 600 КВт, каждый вагон имеет аккумуляторную батарею напряжением 50 V, или в электричках – от высоковольтной сети через электровоз.

2. Автономная система энергоснабжения – каждый вагон имеет свои источники тока. Получила наибольшее распространение – применяется только постоянный ток, отцепка вагона не влияет на работу потребителей электроэнергии.

Возможно и применение смешанной системы энергоснабжения – все потребители вагона потребляют электроэнергию от основных источников тока, а на тэны котла подается ток высокого напряжения 3000V от высоковольтной сети через электровоз – применяется только на электрифицированных участках пути и при наличии комбинированного отопления.

Источники тока:

Генератор – главный источник тока, вырабатывает электроток при движении вагона идущий на сеть потребителей вагона и на зарядку аккумуляторной батареи. При скорости 20-40 км/ч начинает работать.

Аккумуляторная батарея – резервный источник тока, все потребители вагона (кроме мощных) во время стоянки, на малых скоростях, в аварийных ситуациях потребляют электроэнергию от аккумуляторной батареи.

Все электрооборудование вагона имеет двухполюсную защиту от коротких замыканий на корпус вагона, изоляция проводов рассчитана: низковольтных (50V/110V) – до 1000V; высоковольтных (3000V) – до 8000V.

Потребители – то что работает от электричества, потребляет электрический ток.

II. Расположение электрооборудования вагона и условия работы

Все электрооборудование вагона делится на два вида:

1. Подвагонное – расположенное под вагоном, по своим габаритам и условиям работы не может устанавливаться внутри вагона.

генератор с приводом;

магистраль электропневматического тормоза.

коммутационная и защитная аппаратура;

электромашинные преобразователи люминесцентного освещения;

двигатели компрессора, вентилятора, установки кондиционирования воздуха;

высоковольтный ящик с защитной аппаратурой:

аппаратура управления (электрощит …);

аппаратура контроля за работой электрооборудования – измерительные приборы, амперметр, вольтметр…

осветительное оборудование – лампы накаливания и люминесцентного освещения, индивидуальное освещение (софиты);

нагревательные элементы котла и титана (тэны);

умформер – нерабочая сторона вагона;

двигатель циркуляционного насоса;

распределительный шкаф или пульт управления.

Условия работы электрооборудования вагона. Электрооборудование вагона сложно по устройству и работает в сложных условиях. В процессе работы на него воздействуют: динамические усилия, возникающие в результате вибрации, толчков – особенно на больших скоростях; атмосферное воздействие – зимой, при низких температурах снижается механическая прочность, замерзает смазка, вследствие чего снижается КПД, но увеличивается сопротивление, изолирующий материал проводов становится хрупким, увеличивается ломкость металлических узлов и агрегатов, летом, при высоких температурах плохо охлаждаются механизмы, увеличивается коррозия металла, влага и грязь затрудняют работу электрооборудования. В связи с этим к электрооборудованию вагона предъявляются повышенные требования: оно должно обеспечить высокую эксплутационную надежность и механическую прочность при разности температур от +40 до -50 О С и относительной влажности 95%.

III. Техническое обслуживание электрооборудования и понятие о электросхемах

Виды технического осмотра:

ТО1 – проводится в пункте формирования и оборота поезда, перед отправкой в рейс, а так же на промежуточных станциях – ежедневно – доскональный осмотр состава по техническим характеристикам. Проводится силами поездной бригады – замена перегоревших предохранителей, очистка плафонов от пыли и насекомых. Запрещается проводнику производить какой-либо ремонт и регулировку электрооборудования вагона!;

ТО2– проводится до 15 мая (подготовка вагонов к работе в летний период) и до 15 октября (подготовка вагонов к работе в зимних условиях) – замывка. Включает в себя ТО-1 и: осенью, перед началом зимних перевозок в аккумуляторной батарее производится коррекция электролита (плотность 1,21-1,23 г/кг), консервация установки охлаждения воздуха; весной, перед летними перевозками в аккумуляторной батарее производится коррекция электролита (плотность 1,21-1,18 г/кг), расконсервация установки охлаждения воздуха – ресиверы заполняются хладагентом (фреоном);

ТО3 (ЕТР)– проводится каждые 6 месяцев после заводского или деповского ремонта, проводится работниками электроцеха, комплексной бригады, на специально отведенных путях. Проверяется работа всех узлов и агрегатов электрооборудования и замена неисправных.

Схемы электрооборудования бывают принципиальными и монтажными.

IV. Электрические машины. Генераторы

На пассажирских вагонах применяются генераторы постоянного и переменного тока.

1. Типы генераторов постоянного тока:

ДУГ-28В. Мощность (Р) – 28 КВт, напряжение (U) – 110 В, сила тока (J) – 80 А. Применяется в вагонах с кондиционированием воздуха, напряжением 110В, включается со скоростью 40 км/ч, эксплуатируется с редукторно-карданным приводом от средней части оси колесной пары, имеет фрикционную муфту сцепления, предназначенную для отключения карданного вала от вала генератора при скоростях менее 40 км/ч, тем самым карданный вал сохраняется от механических повреждений.

Читайте также:  Как работает плата за капитальный ремонт

ГАЗЕЛАН 230717;19;21 и PW-114 (польский). Р – 4,5 КВт, U – 52 В, J – 70 А. Применяются на вагонах без кондиционирования воздуха с напряжением 52 В, эксплуатируются с редукторно-карданным приводом от торца оси колесной пары. Скорость включения – 28 км/ч.

2. Типы генераторов переменного тока:

RGA-32 и ДЦЖ. Р – 32 КВт, U – 110 В, J – 80 А. Применяются в вагонах с кондиционированием воздуха, напряжением 110В, вагонах-ресторанах, вагонах купе-буфетах, включается со скоростью 40 км/ч, эксплуатируются с редукторно-карданным приводом от средней части оси колесной пары, включается при скорости 20 км/ч.

2ГВ-003 и 2ГВ-008. Р – 4,5 КВт, U – 52 В, J – 70 А. Применяются на вагонах без кондиционирования воздуха с напряжением 52 В, эксплуатируются с техстропно-редукторно-карданным (2ГВ-003) и техстропно-карданным (2ГВ-008) приводами. Скорость включения – 28 км/ч.

3. Устройство генераторов постоянного тока:

Статор – неподвижная часть генератора – является основной полюсной частью, внутри болтами крепятся полюса на которые одеваются катушки возбуждения.

Якорь – подвижная часть генератора, состоящая из: сердечника, в пазы которого уложены основные и дополнительные обмотки, концы которых припаяны к пластинам (петушкам) коллектора. Сердечник якоря вместе с коллектором напрессовываются на вал, вращающийся в подшипниках.

Коллекторная коробка предназначена для замены щеток – закрыта крышкой от попадания влаги, пыли, грязи.

Перекидная траверса или переключатель полярности с щеточным устройством для сохранения полярности при перемене направления движения вагона. В зависимости от направления вращения якоря, автоматически поворачивается на 90 О в ту или иную сторону. Электрический ток в генераторе постоянного тока снимается с коллектора при помощи электрографитных щеток.

Принцип работы генератора постоянного тока основан на преобразовании механической энергии в электрическую.

4. Устройство генераторов переменного тока индукторного типа:

Статор – подвижная часть генератора – имеет зубья и впадины (пазы), в которые уложены основные и дополнительные обмотки, в подшипниковых щитах уложены обмотки возбуждения.

Ротор – неподвижная часть генератора, основная полюсная часть, состоящая из: сердечника имеющего зубья и пазы, напрессованного на вал генератора, вращающийся в подшипниках расположенных в подшипниковых щитах.

Вентилятор предназначен для охлаждения генератора.

Клеммная коробка с зажимами к зажимам подходят провода обмоток.

Генератор переменного тока работает с выпрямителем – на выходе выпрямителя постоянный ток. Выпрямители применяются с генераторами переменного тока, предназначены для преобразования переменного тока в постоянный, в настоящее время применяются диодные выпрямители.

Электрический ток в генераторе переменного тока снимается при включении нагрузки (потребителей). При вращении ротора в обмотках статора вырабатывается электромагнитная индукция – когда зуб ротора совпадает с зубом или пазом статора.

Принцип работы генератора постоянного тока основан на изменении магнитного потока.

V. Приводы подвагонных генераторов

Источник

Организация работы участка по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов

Назначение и структура участка по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов. Выбор метода ремонта и его обоснование. Расчет потребности оборудования, подъемно-транспортных средств. Основные положения по охране труда при работе на участке.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.02.2010
Размер файла 35,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.1 Назначение участка, и его структура

Участок по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов предназначен для выполнения деповского и заводского ремонта, технического осмотра и 6-месячной ревизии электрооборудования пассажирских вагонов.

Участок по ремонту электрооборудования пассажирского вагонного депо содержит специализированные отделения для ремонта электрических машин, аккумуляторных батарей, электрической аппаратуры и элементов электрической сети вагонов, холодильных агрегатов и установок кондиционирования воздуха, высоковольтных устройств электротопления.

1.2 Расположение участка на территории депо, его связь с другими участками

На плане депо участки и отделения сгруппированы по технологическому признаку.

Участок по ремонту электрооборудования пассажирского вагонного депо при поточном методе ремонта должен располагаться в непосредственной близости с ВСУ, где производится разборка и сборка вагонов.

1.3 Выбор метода ремонта и его обоснования

В депо применяется поточный и стационарный методы ремонта.

Поточный метод ремонта характеризуется расчленением технологического процесса на отдельные операции, закрепленные за рабочими местами (позициями) расположенные на поточной линии.

При стационарном методе ремонта вагоны от начала до конца ремонта находящиеся на одних и тех же позициях. На каждой позиции выполняется полный комплекс ремонтных работ.

В проектированным депо используется поточный метод ремонта, он характеризуется расчленением технологического процесса, внедрение специальных технологий, комплексом механических работ.

1.4 Установление режима труда, и определение фонда времени

Под режимом труда участка понимается определения чередование времени работы и отдыха. Для проектированного участка устанавливается следующий режим работы: 5-дневная, 2-сменная рабочая смена, продолжительность смены 8 часов.

На основании выбранного режима работа, годовые фонды рабочего времени определяется по формуле.

Номинальный фонд времени считают время работы, определенный смены, момента ее начала до окончания без учета перерыва в работе.

Дк-количество качественных дней в году (365)

Дпр — количество праздничных дней в году (7)

Читайте также:  Замена приборов учета это капитальный ремонт

Дв-количество выходных дней в году(105)

tсм — время работы смены (8 часов)

Дпр-количество предпраздничных дней в году сокращенных на 1 час.

Действующий фонд времени-это время с учетом установления производственного процесса по различным причинам.

К-коэфициент учитывающий остановку производственного процесса. К=0.95-0.97

1.5 Определение годового объема участка

Программа отделения по ремонту коммутационных аппаратов определяется из расчета, что в отделении поступают все коммутационные аппараты, проходящие деповской ремонт и 20% из вагонов проходящий текуще-отцепочный ремонт.

NД-программа участка при деповском ремонте.

Nт.о-программа участка при текуще-отцепочным ремонте.

Nк. ап. =1280+0.2*1550=1590 комплектов коммутационных аппаратов.

1.6 Определение потребности в основной и вспомогательной рабочей силе, составление штатного расписания

Численность работающих на участке зависит от объема выполняемых работ, а также от их трудоемкости. При расчете численности различают списочное и явочное количество работающих, Списочное количеством работающих называется количество производственных рабочих необходимых для выполнения заданной программы, Явочное количество работающих — количество производственных рабочих явившихся на работу.

Nуч — Программа участка.

Н-Трудоемкость выполняющая определенные операции.

Nн-Номинальный фонд времени с учетом сменности.

К-Коэфициент выполнения нормы 1.14-1.2Н-Количество производственных рабочих необходимых для выполнения определенного объема работы за определенный промежуток времени в человеко-часах.

Rсп=1590*10,6/2021*1,2=6,94 (принимаем 7 человек.)

К-Коэфициэнт показывающий количество отсутствующих по различным причинам 0,95-0,98

Rяв=7*0,95=6,065 (принимаем 6 человек)

Слесарь по ремонту электрооборудования

Слесарь по ремонту электрооборудования

Слесарь по ремонту подвижного состава

1.7 Схема управления участка, права и обязанности мастера и бригадира

В обязанности мастера входит:

— обеспечения выполнения участком в установленный срок планов заданий по объему производства продукции высокого качества, повышения производительности труда.

— своевременное доведение производственных заданий бригадам.

— создание условий для выполнения рабочими участка норм выработки и норм заданий.

— своевременный пересмотр норм трудовых затрат.

— внедрение передовых методов и приёмов труда, средств механизации и автоматизации производственных процессов.

— проведение производственных инструктажей рабочим обеспечение контроля за выполнением производственных операций.

— создание в трудовом коллективе обстановке взаимной помощи.

— осуществление мероприятий по повышению культуры производства.

Мастер имеет право:

— участвовать в разработки и обсуждении текущих, перспективных, а также встречных планов.

— производственную расстановку рабочих в соответствии с технологическим процессом, их квалификации и специальности.

— принимать участие в работе, а также в работе комиссии по превышению квалификационных разрядов.

— премировать по согласованию с профгруппторгом.

— вносить предложения о привлечении рабочих участка дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой ответственности.

Бригадир руководит группой рабочих, если он, не освобождённый от производственной работы, получающий за выполнение своих обязанностей доплату к тарифной ставки. Он подчинён мастеру и обязан обеспечить выполнение плановых заданий, высокое качество работ, эффективное использование и сохранность оборудования, приспособлении и инструмента, экономичное расходование материалов. Бригадир проводит инструктаж рабочих и оказывает им техническую помощь выполнении работ. Назначают бригадира начальник депо по докладу мастера производственного участка.

1.8 Технологический процесс работы участка, основные неисправности узла, устраняемые на участке, схема выполнения технологического процесса

Наиболее распространенными неисправностями электромагнитных реле и контакторов являются: нарушение регулировки, подгорание контактов, излом или ослабление пружин, обрыв и межвитковые замыкания в катушках, загрязнение и заедание подвижной системы, перегорание добавочных резисторов и ослабление клеммных соединений.

Поступившие в ремонт реле, контакторы и переключатели осматривают, проверяют на стенде. Если подвижная система перемещается несвободно, то снимают якорь и шлифуют его ось. Проверяют отсутствие обрывов и межвитковых замыканий в катушках, а также сопротивление их изоляции, которое должно быть не менее 0,5 МОм. Осматривая параллельные катушки, проверяют их сопротивление, состояние покровной изоляции и выводных концов. Неисправную изоляцию заменяют, дефектные выводные концы перепаивают. После этого катушку пропитывают изоляционным лаком, сушат в печи, окрашивают снаружи покровным лаком и вновь сушат в печи. Заменяют кабельные наконечники, имеющие трещины, изломы и другие повреждения. Наконечники с недоброкачественной пайкой или повреждением более 10% жил перепаивают.

Контакты реле, силовые контакты контакторов, имеющие забоины и заусенцы, следы оплавления и нагара, зачищают надфилем, при этом нельзя искажать их профиль. Стальные и медные контакты зачищают мелкой шкуркой. Посеребренные блокировочные контакты протирают полотном, смоченным в бензине. Контакты, имеющие трещины, заменяют; при изношенности по толщине более 60% контакты можно восстанавливать путем наплавки медью или серебром. Дугогасительные камеры и рога от нагара и оплавление очищают напильником или стальной щеткой; камеры, имеющие трещины, заменяют исправными, при этом проверяют, чтобы подвижная система контактора не задевала за стенки камер (должен быть зазор не менее 1 мм) и металлические полюсы камеры плотно прилегали к сердечнику дугогасигельной катушки. Все пружины ремонтируемых аппаратов осматривают и при необходимости (например, невозможность настройки аппарата, недостаточное контактное давление) проверяют. Пружины, имеющие трещины, изломы, отклонения от номинальных значений в числе витков, диаметре проволоки и длине, а также не обеспечивающие заданную характеристику (зависимость деформации пружины от приложенной нагрузки), заменяют новыми. В коммутационных аппаратах проверяют переходные сопротивления контактов после 10-20_кратного их срабатывания; переходные сопротивления не должны отличаться более чем на 10 мм от среднею значения, полученного при измерениях.

После сборки аппарата регулируют раствор, провал и нажатие контактов. Раствор можно измерить стальным шаблоном (рис. 1, а) или штангенциркулем. Шаблон должен иметь две стороны ПР (проходную) но наименьшему допустимому раствору контактов и НП (не-проходную по наибольшему допустимому раствору). В реле провалом называют расстояние П (рис. 1, б), на которое мог бы переместиться подвижной контакт от начала соприкосновения с неподвижным до окончания процесса включения контакта (до окончания перемещения якоря) при условии, что после первоначального соприкосновения неподвижный контакт был бы убран. Это расстояние невозможно измерить в собранном аппарате, поэтому о нем судят по зазору, характеризующему провал. Если, например, в контактной системе, показанной на рис. 1, б измерить зазор ?, расстояние L1 до места касания контактов и L., до места измерения зазора, то провал можно определить но формуле П=?L1/L2.

Читайте также:  Типовой договор проведение ремонта

Нажатие контактов в реле измеряют с помощью динамометра, хлопчатобумажной ленты и полоски тонкой бумаги, которую закладывают между контактами (при измерении бумага должна свободно вытягиваться из-под контакта рукой). Петлю хлопчатобумажной ленты надевают в точке касания контактов или так, как показано на рис. 1, в% чтобы крючок динамометра располагался, но оси контакта. Если таким образом зацепить динамометр нельзя, петлю накидывают на пластину подвижного контакта в другом месте, при этом нажатие контактов определяют по показанию динамометра Рд по формуле Р = Рдlд/lК, где lд и lк — расстояния от оси поворота якоря до места зацепления петли динамометра и места касания контактов. Регулируют нажатие контактов изменением положения неподвижного контакта 3 или изменением натяжения контактной пружины.

Нажатие контактов в контакторах определяют динамометром. Начальное нажатие определяют по усилию, при котором бумажная полоска 6 (рис. 2, а), проложенная между подвижным контактом и его упором, свободно выходит из-под контактов. Для измерения конечного нажатия (рис. 2, б) полоску из бумаги прокладывают между замкнутыми главными контактами; усилие динамометра в момент освобождения бумажной полоски определяет конечное нажатие контактов. Провал контактов П определяют но изменению зазора б между подвижным контактом и его упором во включенном положении контактов. Раствор контактов измеряют при разомкнутом положении контактов в самом узком месте между ними.

При испытаниях электрических аппаратов проверяют сопротивление катушек реле, контакторов и пускателей, сопротивление изоляции по отношению к корпусу и электрическую прочность изоляции относительно корпуса. Сопротивление катушек не должно отличаться от номинального более чем на +5 или -8%, а сопротивление изоляции их должно быть не менее 0,5 МОм для низковольтных аппаратов и 3 МОм для высоковольтных. Электрическую прочность изоляции катушек электрических аппаратов проверяют переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин при напряжении, которое зависит от номинального напряжения аппарата:

Номинальное напряжение аппарата, В до 150 150-400 3000

Испытательное напряжение, В, для катушек 1500 1850 1 500

Для силовой части аппарата 1500 1850 11000

Затем катушку, реле контактора или пускателя включают под напряжение и проверяют четкость его включения и отключения. Катушка должна обеспечивать нормальное включение контактов без вибраций и замедлений при 85% номинального напряжения. Проверяя реле и контактор под напряжением, убеждаются, что якорь не прилипает к сердечнику. Прилипать якорь может в тех случаях, когда между ним и сердечником нет немагнитной прокладки или толщина ее недостаточна. Такой аппарат может не отключаться даже при полном снятии напряжения (нормально он должен отключаться при напряжении 35 — 40% номинального). Проверяют и настраивают коммутационную аппаратуру на испытательных стендах вместе с генераторами или электродвигателями того типа, с которыми они должны работать на вагоне. При регулировании воздействуют на соответствующие регулирующие элементы (регулировочные винты, резисторы и др.), добиваясь, чтобы реле включалось и выключалось при установленных значениях тока и напряжения.

У автоматических выключателей проверяют состояние их рабочих контактов и дугогасительных камер. Контакты, имеющие механические повреждения, зачищают и заменяют камеры. Проверяют действие расцепителя при обесточенном состоянии аппарата. Осматривают шарниры рычажной системы, трущиеся части их смазывают техническим вазелином. После установки на щит проверяют крепление клеммных соединений проводов. При неисправностях подвижной системы, рас-целителей и других узлов автоматический выключатель ремонтируют или заменяют.

Все автоматические выключатели, установленные на щитах, сняты с вагонов, отремонтированные или полученные со склада, испытывают на стенде, чтобы определить время срабатывания теплового расцепителя и ток срабатывания электромагнитного расцепителя. Настраивают ток срабатывания на эталонных автоматических выключателях или имитирующих их катушки эталонных резисторах, что позволяет избежать предварительного нагрева тепловых расцепителей испытываемых выключателей в процессе настройки. При токе, равном нижнему пределу отклонения от тока у ставки, электромагнитный расцепитель не должен срабатывать, а при токе, равном верхнему пределу, должен срабатывать четко; срабатывание возможно также между нижним и верхним пределами токов. Таким же образом осуществляют проверку работы тепловых расцепителей (в холодном состоянии). Все цепи многополюсных выключателей испытывают одновременно; при раздельном их испытании контрольные токи увеличивают на 25 — 30% по сравнению с приведенными в технических данных.

1.9 Расчет потребности оборудования, подъемно-транспортных средств

Оборудование на участке пассажирского вагонного депо участка по ремонту коммутационных аппаратов принимают согласно технологическому процессу.

Данные о наличии оборудование сводится в таблицу.

Таблица расчета потребности оборудования, подъемно-транспортных средств

Источник

Оцените статью