Для ремонта улицы 3 рабочим необходимо 6 дней ответ

Рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников

— положительные умеренные связи между: влиянием средств массовой информации на выбор профессии и влиянием консультация психолога на выбор профессии (r=0,59);

Рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников

Другие дипломы по предмету

) специалист; 2) фехтовальщик; 3) лейтенант; 4) практикант; 5) секретарша; 6) альпинист.

) сожалеть; 2) щипать; 3) строить; 4) мерзнуть; 5) сочинять музыку; 6) оставаться.

Вторая часть теста

На выполнение заданий второй части теста отводится 15 мин. Ниже вам предлагаются арифметические задачи. Их необходимо решить правильно и по возможности быстро! Получившийся ответ вы находите среди предложенных вариантов и его номер отмечаете в опросном листе.

.Для ремонта улицы 3 рабочим необходимо 6 дней. За сколько дней будет закончена работа, если будут заняты 9 человек?

1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5; 6) 14; 7) 16; 8) 18; 9) 20. Ответ №_____

2.Для получения сплава взяли 2 части меди и 1 часть цинка. Сколько граммов цинка нужно для получения 39 г этого сплава?

1; 2) 8; 3) 9; 4) 12; 5) 13; 6) 16; 7) 19; 8) 32; 9) 35. Ответ №_____

.2 поезда встретились в 8 часов. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться в 8 час. 20 мин, если один двигается со скоростью 120 км/час, а другой 75 км/час (в разные стороны)?

1) 4; 2) 15; 3) 29; 4) 30; 5) 39; 6) 45; 7) 55; 8) 65; 9) 85. Ответ №_____

4.Из 50 деталей 4 % имеют размеры больше заданных, 12% — меньше заданных. Сколько деталей имеют заданный размер?

2; 2) 8; 3) 12; 4) 18; 5) 32; 6) 34; 7) 42; 8) 68; 9) 84. Ответ №_____

5.52 монеты следует разделить на 2 части так, чтобы одна часть была в 3 раза больше другой. Сколько монет будет в меньшей части?

3; 2) 7; 3) 11; 4) 12; 5) 13; 6) 14; 7) 17; 8) 23; 9) 39. Ответ №_____

6.По старым расценкам за 5 гаек рабочий получил 1200 руб., по новым он получает 1200 руб. за 4 гайки. На сколько процентов повысились расценки?

5; 2) 6; 3) 10; 4) 12; 5) 16; 6) 20; 7) 25; 8) 30; 9) 60 Ответ №_____

7.Кубик со стороной в 3 см весит 54 г. Сколько граммов весит кубик из того же материала со стороной в 2 см?

1) 16; 2) 18; 3) 24; 4) 28; 5) 34; 6) 35; 7) 36; 8) 43; 9) 48. Ответ №_____

В следующей группе заданий вам предлагаются числа, расположенные по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего числового ряда. Например, дан ряд: 16, 18, 20, 22, 24, 26. В этом ряду каждый последующий член увеличивается на 2. Следовательно, последнее число будет 28. Это число вы находите среди предлагаемых вариантов и его номер помечаете в опросном листе. В некоторых заданиях вам необходимо будет пользоваться умножением и делением.

)6; 2) 8; 3) 11; 4) 13; 5) 16; 6) 17; 7) 27; 8) 45; 9) 51 Ответ №_____

1) 7; 2) 13; 3) 15; 4) 17; 5) 50; 6) 51; 7) 52; 8) 76; 9) 84 Ответ №_____

1; 2) 3; 3) 5; 4) 7; 5) 9; 6)10; 7) 11; 8) 12; 9) 13 Ответ №_____

Третья часть теста

На выполнение заданий третьей части теста отводится 15 мин. Ниже под номерами 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 приведены фигуры, разбитые на части. Вам следует мысленно соединить эти части и определить, какая из фигур — под номерами 1, 2, 3, 4 или 5 — получится.

В последней группе заданий первый ряд содержит 5 различных кубиков, обозначенных цифрами 1, 2, 3, 4, 5 — это варианты ответов. Каждый кубик имеет 6 различных признаков. Три признака вы можете видеть. В каждом из заданий под номерами 28, 29 и 30, расположенных ниже, изображен кубик в различных положениях. Три признака вы можете видеть в различных положениях. Вам надо определить, какой из кубиков верхнего ряда показан. Кубик может быть повернут или перевернут. При этом может появиться и новый признак.

Обращаем ваше внимание на то, что ни один из кубиков 1, 2, 3, 4, 5 не повторяется — каждый чем-то отличается. Они могут иметь одинаковые признаки, но в разных положениях.

Мысленно поворачивая кубики под номерами 28, 29, 30, определите, с каким из кубиков верхнего ряда совпадает каждый из них.

Нормативной таблицы Векслера.

М = 7.4 М = 7.9 М = 6.2 М = 9,2 М = 7,1 М = 6,4 М = 6,0 М = 7,9 М = 7,8 М = 66σ = 2.6 σ = 2.7 σ = 2.9 σ = 4,2 σ = 3,4 σ = 2,8 σ = 3,3 σ = 3,1 σ = 2,9 σ = 17,5 №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 Итог 20 — 148 20 — 146 20 — 147 32 — 154 20 — 138 20 — 147 20 — 143 20 — 139 20 — 142 171-180=16019 — 145 19 — 142 19 — 144 30 — 149 19 — 135 19 — 144 19 — 139 19 — 135 19 — 139 161- 170=156 18 — 141 18 — 138 18 — 140 28 — 146 18 — 132 18 — 140 18 — 136 18 — 132 18 — 135 151- 160=150 17 — 137 17 — 134 17 — 137 26 — 140 17 — 129 17 — 137 17 — 133 17 — 129 17 — 132 141- 150=145 16 — 133 16 — 130 16 — 134 24 — 135 16 — 127 16 — 134 16 — 130 16 — 126 16 — 129 131- 140=139 15 — 129 15 — 127 15 — 130 22 — 130 15 — 124 15 — 130 15 — 127 15 — 123 15 — 125 121- 130=132 14 — 125 14 — 123 14 — 127 20 — 126 14 — 120 14 — 126 14 — 124 14 — 120 14 — 122 111- 120=127 13 — 122 13 — 119 13 — 123 18 — 121 13 — 117 13 — 123 13 — 121 13 — 116 13 — 118 101- 110=122 12 — 118 12 — 115 12 — 120 16 — 116 12 — 115 12 — 119 12 — 118 12 — 113 12 — 115 91- 100=116 11 — 114 11 — 112 11 — 117 14 — 111 11 — 112 11 — 116 11 — 115 11 — 110 11 — 111 81- 90=110 10 — 110 10 — 108 10 — 113 12 — 107 10 — 110 10 — 112 10 — 112 10 — 107 10 — 108 71- 80=105 9 — 106 9 — 104 9 — 110 10 — 102 9 — 106 9 — 109 9 — 109 9 — 104 9 — 104 61- 70=99 8 — 102 8 — 100 8 — 108 8 — 97 8 — 103 8 — 105 8 — 106 8 — 100 8 — 100 51- 60=93 7 — 98 7 — 97 7 — 103 6 — 92 7 — 100 7 — 101 7 — 103 7 — 97 7 — 97 41- 50=82 6 — 95 6 — 93 6 — 100 4 — 88 6 — 97 6 — 97 6 — 100 6 — 94 6 — 94 31- 40=80 5 — 91 5 — 89 5 — 96 2 — 83 5 — 94 5 — 93 5 — 97 5 — 91 5 — 90 21- 30=77 4 — 87 4 — 86 4 — 92 0 — 78 4 — 92 4 — 90 4 — 94 4 — 87 4 — 87 11- 20=71 3 — 83 3 — 82 3 — 89 3 — 88 3 — 86 3 — 91 3 — 84 3 — 84 1- 10=65 2 — 79 2 — 78 2 — 85 2 — 85 2 — 82 2 — 88 2 — 81 2 — 80 1 — 75 1 — 74 1 — 82 1 — 82 1 — 78 1 — 85 1 — 78 1 — 77 0 — 72 0 — 70 0 — 78 0 — 79 0 — 75 0 — 82 0 — 75 0 — 73

Читайте также:  Ue42f5000ak ремонт схема сервис

М = 7,9 М = 8,4 М = 6,9 М = 10,3 М = 9,0 М = 6,9 М = 6,7 М = 8,3 М = 8,1 М = 73 σ = 2,9 σ = 2,8 σ = 3,1 σ = 5,8 σ = 3,9 σ = 3,3 σ = 3,5 σ = 3,6 σ = 3,0 σ = 20 №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 Итог 20 — 142 20 — 141 20 — 142 32 — 137 20 — 128 20 — 140 20 — 138 20 — 133 20 — 140 171-180=150 19 — 138 19 — 138 19 — 139 30 — 134 19 — 126 19 — 136 19 — 135 19 — 130 19 — 136 161- 170=146 18 — 135 18 — 134 18 — 136 28 — 130 18 — 123 18 — 133 18 — 132 18 — 127 18 — 133 151- 160=141 17 — 131 17 — 131 17 — 133 26 — 127 17 — 120 17 — 130 17 — 129 17 — 124 17 — 130 141- 150=136 16 — 128 16 — 127 16 — 129 24 — 123 16 — 118 16 — 127 16 — 126 16 — 121 16 — 127 131- 140=131 15 — 125 15 — 124 15 — 126 22 — 120 15 — 115 15 — 124 15 — 123 15 — 118 15 — 124 121- 130=126 14 — 121 14 — 120 14 — 123 20 — 117 14 — 113 14 — 121 14 — 120 14 — 115 14 — 120 111- 120=121 13 — 118 13 — 116 13 — 120 18 — 113 13 — 110 13 — 118 13 — 117 13 — 113 13 — 117 101- 110=116 12 — 114 12 — 113 12 — 116 16 — 110 12 — 108 12 — 115 12 — 114 12 — 110 12 — 113 91- 100=111 11 — 111 11 — 109 11 — 113 14 — 107 11 — 105 11 — 112 11 — 112 11 — 107 11 — 110 81- 90=106 10 — 107 10 — 106 10 — 110 12 — 104 10 — 103 10 — 109 10 — 109 10 — 104 10 — 106 71- 80=101 9 — 104 9 — 102 9 — 107 10 — 100 9 — 100 9 — 106 9 — 106 9 — 102 9 — 103 61- 70=96 8 — 101 8 — 99 8 — 104 8 — 96 8 — 97 8 — 103 8 — 103 8 — 99 8 — 100 51- 60=91 7 — 97 7 — 95 7 — 100 6 — 93 7 — 95 7 — 100 7 — 101 7 — 96 7 — 97 41- 50=86 6 — 93 6 — 91 6 — 97 4 — 89 6 — 92 6 — 97 6 — 98 6 — 93 6 — 93 31- 40=81 5 — 90 5 — 88 5 — 94 2 — 86 5 — 90 5 — 94 5 — 95 5 — 90 5 — 90 21- 30=76 4 — 87 4 — 84 4 — 91 0 — 82 4 — 87 4 — 91 4 — 92 4 — 87 4 — 86 11- 20=71 3 — 83 3 — 81 3 — 88 3 — 85 3 — 88 3 — 90 3 — 85 3 — 83 1- 10=66 2 — 80 2 — 77 2 — 84 2 — 82 2 — 85 2 — 87 2 — 83 2 — 79 1 — 77 1 — 74 1 — 81 1 — 80 1 — 82 1 — 84 1 — 80 1 — 76 0 — 73 0 — 70 0 — 78 0 — 77 0 — 79 0 — 81 0 — 77 0 — 73

Профориентационная игра «Ассоциация»

Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.

Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.

Опыт показывает, что не все ребята сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии, скорее всего белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или

Источник

Вторая частьтеста

Ниже вам предлагаются арифметические задачи. Их необходимо решить правильно и по возможности быстро! Получившийся ответ вы находите среди предложенных вариантов и его номер отмечаете в опросном листе.

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5; 6) 14; 7) 16; 8) 18; 9) 20. Для получения сплава взяли 2 части меди и 1 часть цинка. Сколько граммов цинка нужно для получения 39 г этого сплава?

1) 1; 2) 8; 3) 9; 4) 12; 5) 13; 6) 16; 7) 19; 8) 32; 9) 35. 2 поезда встретились в 8 часов. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться в 8 час. 20 мин, если один двигается со скоростью 120 км/час, а другой 75 км/час (в разные стороны)?

1) 4; 2) 15; 3) 29; 4) 30; 5) 39; 6) 45; 7) 55; 8) 65; 9) 85. Из 50 деталей 4 % имеют размеры больше заданных, 12% — меньше заданных. Сколько деталей имеют заданный размер?

1) 2; 2) 8; 3) 12; 4) 18; 5) 32; 6) 34; 7) 42; 8) 68; 9) 84. 52 монеты следует разделить на 2 части так, чтобы одна часть была в 3 раза больше другой. Сколько монет будет в меньшей части?

1) 3; 2) 7; 3) 11; 4) 12; 5) 13; 6) 14; 7) 17; 8) 23; 9) 39. По старым расценкам за 5 гаек рабочий получил 1200 руб., по новым он получает 1200 руб. за 4 гайки. На сколько процентов повысились расценки? 1) 5; 2) 6; 3) 10; 4) 12; 5) 16; 6) 20; 7) 25; 8) 30; 9) 60 Кубик со стороной в 3 см весит 54 г. Сколько граммов весит кубик из того же материала со стороной в 2 см?

1) 16; 2) 18; 3) 24; 4) 28; 5) 34; 6) 35; 7) 36; 8) 43; 9) 48.

В следующей группе заданий вам предлагаются числа, расположенные по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего числового ряда.

Например, дан ряд: 16, 18, 20, 22, 24, 26. В этом ряду каждый последующий член увеличивается на 2. Следовательно, последнее число будет 28. Это число вы находите среди предлагаемых вариантов и его номер помечаете в опросном листе.

В некоторых заданиях вам необходимо будет пользоваться умножением и делением. 57,60,30,34,17,22,11?

1) 6; 2) 8; 3) 11; 4) 13; 5) 16; 6) 17; 7) 27; 8) 45; 9) 51 2,3,6,11,18,27,38?

1) 7; 2) 13; 3) 15; 4) 17; 5) 50; 6) 51; 7) 52; 8) 76; 9) 84 174,171,57,54,18,15,?

1) 1; 2) 3; 3) 5; 4) 7; 5) 9; 6)10; 7) И; 8) 12; 9) 13

Читайте также:  Ремонт каретки шатунов велосипеда

Источник

Приложения. На выполнение заданий первой части теста отводится 15 мин

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (Тест Р. Амтхауэра)*

Первая часть теста

На выполнение заданий первой части теста отводится 15 мин. Ниже вы найдете предложения, в каждом из которых не хватает одного сло­ва. Вам следует из пяти возможных слов выбрать то, которое правильно дополня­ет данное предложение. В опросном листе вы отмечаете номер правильного ответа.

1. Противоположностью надежды является:

1) разочарование; 2) отчаяние; 3) уныние; 4) удовлетворенность; 5) угне­тенность.

2. Этикетка — это в большинстве случаев:

1) отличительный знак; 2) указание; 3) надпись; 4) реклама; 5) название.

В заданиях, расположенных ниже, приводится 5 слов. Четыре из них всегда являются сходными по определенному признаку. Вам нужно найти пятое слово, которое к ним не подходит. В опросном листе следует отметить номер слова, не подходящего к остальным.

3. 1) ложное умозаключение; 2) обман; 3) мошенничество; 4) подлог; 5) под­делка.

Сокращенный вариант теста разработан А Н. Ворониным и С. Д Бирюковым.

4. 1) подтверждение; 2) решение; 3) планирование; 4) оценка; 5) суждение

В следующей группе заданий вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, расположенных ниже, существует аналогичная связь. Это слово вам следует найти. Его номер вы отмечаете в опросном листе.

«Вестибюль» и «сени» связаны так же, как «дом» и.

1) лифт; 2) двор; 3) крыша; 4) палатка; 5) стена.

«Доверие» и «эксперт» связаны так же, как «неуверенность» и . 1) опыт; 2) ошибка; 3) новичок; 4) любитель; 5) рутинер.

«Альбом» и «фото» связаны так же, как «газета» и . 1) бумага; 2) новость; 3) статья; 4) заголовок; 5) объявления.

В следующей группе вам даны 6 слов. Из них вы должны выбрать два, кото­рые объединяются одним более общим понятием, например:

Хлеб» и «масло» — это правильное решение, эдк как они объединяются об-

1) нож; 2) масло; 3) газета; 4) хлеб; 5) сигара; 6) браслет. «Хлеб» и «масло» — это правильное решение, эдк как они объединяются об­щим названием — продукты питания. Поэтому правильными будут ответы под номерами 2 и 4. Номера правильных ответов вы отмечаете в опросном листе.

8. 1) крыша; 2) пиво; 3) кружка; 4) закусочная; 5) хмель; 6) молоко.

9. 1) специалист; 2) фехтовальщик; 3) лейтенант; 4) практикант; 5) секретар­ша; 6) альпинист.

10. 1) сожалеть; 2) щипать; 3) строить; 4) мерзнуть; 5) сочинять музыку;

Вторая часть теста

На выполнение заданий второй части теста отводится 15 мин. Ниже вам предлагаются арифметические задачи. Их необходимо решить пра­вильно и по возможности быстро! Получившийся ответ вы находите среди пред­ложенных вариантов и его номер отмечаете в опросном листе.

11. Для ремонта улицы 3 рабочим необходимо 6 дней. За сколько дней будет закончена работа, если будут заняты 9 человек? 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5; 6) 14; 7) 16; 8) 18; 9) 20.

12. Для получения сплава взяли 2 части меди и 1 часть цинка. Сколько грам­мов цинка нужно для получения 39 г этого сплава? 1) 1; 2) 8; 3) 9; 4) 12; 5) 13; 6) 16; 7) 19; 8) 32; 9) 35.

13. 2 поезда встретились в 8 часов. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться в 8 час. 20 мин, если один двигается со скоростью 120 км/час, а другой 75 км/час (в разные стороны)? 1) 4; 2) 15; 3) 29; 4) 30; 5) 39; 6) 45; 7) 55; 8) 65; 9) 85.

14. Из 50 деталей 4 % имеют размеры больше заданных, 12% — меньше за­данных. Сколько деталей имеют заданный размер? 1) 2; 2) 8; 3) 12; 4) 18; 5) 32; 6) 34; 7) 42; 8) 68; 9) 84.

15. 52 монеты следует разделить на 2 части так, чтобы одна часть была в 3 раза больше другой. Сколько монет будет в меньшей части 5 1) 3; 2) 7; 3) 11; 4) 12; 5) 13; 6) 14; 7) 17; 8) 23; 9) 39.

16. По старым расценкам за 5 гаек рабочий получил 1200 руб., по новым он получает 1200 руб. за 4 гайки. На сколько процентов повысились расценки? 1) 5; 2) 6; 3) 10; 4) 12; 5) 16; 6) 20; 7) 25; 8) 30; 9) 60

17. Кубик со стороной в 3 см весит 54 г. Сколько граммов весит кубик из того же материала со стороной в 2 см? 1) 16; 2) 18; 3) 24; 4) 28; 5) 34; 6) 35; 7) 36; 8) 43; 9) 48.

В следующей группе заданий вам предлагаются числа, расположенные по оп­ределенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, кото­рое было бы продолжением соответствующего числового ряда.

Например, дан ряд: 16, 18, 20, 22, 24, 26. В этом ряду каждый последующий член увеличивается на 2. Следовательно, последнее число будет 28. Это число вы нахо­дите среди предлагаемых вариантов и его номер помечаете в опросном листе.

В некоторых заданиях вам необходимо будет пользоваться умножением и делением.

18. 57,60,30,34,17,22,11?

1) 6; 2) 8; 3) 11; 4) 13; 5) 16; 6) 17; 7) 27; 8) 45; 9) 51

19. 2,3,6,11,18,27,38?

1) 7; 2) 13; 3) 15; 4) 17; 5) 50; 6) 51; 7) 52; 8) 76; 9) 84

20. 174,171,57,54,18,15,?

1) 1; 2) 3; 3) 5; 4) 7; 5) 9; 6)10; 7) 11; 8) 12; 9) 13

Третья часть теста

На выполнение заданий третьей части теста отводится 15 мин. Ниже под номерами21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 приведены фигуры, разбитые на

части. Вам следует мысленно соединить эти части и определить, какая из фигур —

под номерами 1, 2, 3, 4 или 5 — получится.

В последней группе заданий первый ряд содержит 5 различных кубиков, обо­значенных цифрами 1, 2, 3, 4, 5 — это варианты ответов. Каждый кубик имеет 6 различных признаков. Три признака вы можете видеть. В каждом из заданий под номерами 28, 29 и 30, расположенных ниже, изображен кубик в различных положениях. Три признака вы можете видеть в различных положениях. Вам надо определить, какой из кубиков верхнего ряда показан. Кубик может быть повернут или перевернут. При этом может появиться и новый признак.

Обращаем ваше внимание на то, что ни один из кубиков 1, 2, 3, 4, 5 не повторя­ется — каждый чем-то отличается. Они могут иметь одинаковые признаки, но в разных положениях.

Мысленно поворачивая кубики под номерами28, 29, 30, определите, с каким из кубиков верхнего ряда совпадает каждый из них.

Опросный лист теста структуры интеллекта

Пол ___Класс ___Дата заполнения.

Первая часть теста 2 3

12345 12345 12345 12345

12345 12345 12345 123456

Вторая часть теста 12

Третья часть теста 22 23

12345 12345 12345 12345

12345 12345 12345 12345

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (Краткий вариант теста Торренса)*

Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет со­бой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая — невербального творче­ского мышления (изобразительное творческое мышление) и третья — для словес-но-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, извест­ная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

Нами была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного тес­та Торренса — субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) — на выбор­ке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Россий­ской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невер­бальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, ориги­нального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами — вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порожде­ния» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым на­рисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Читайте также:  Примеры капитального ремонта зданий

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональ­ные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная ат­мосфера тестирования резко понижают результаты. Данное требование являет-

игинальность, непохожесть со-ия других испытуемых. Други-еская редкость ответа. Следует,

ся общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому пе­ред тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обста­новку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выра­зить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необхо­димо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наибо­лее надежные результаты. ^,

В оригинальном тесте Торренса использужся несколько показателей креа­тивности. Наиболее показательный из них — воигинальность, непохожесть со­зданного испытуемым изображения на изображтоия других испытуемых. Други­ми словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, гово­рить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагае­мом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, на наш взгляд, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики не­вербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспо­могательного средства для понимания сути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка в нашем случае оценивался исходя из всего массива данных и подсчитывался по следующей формуле:

где Or — оригинальность данного типа рисунка; Х — количество рисунков данного типа; х — максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригиналь­ность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уни-

кальности, определяемый как количество уникальных картинок для данного ис­пытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса использу­ется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий сти-мульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адапта­ции методики в наших условиях данный показатель оказался малоинформатив­ным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс пере­хода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творчес­ким решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприме­нима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость пере­хода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» мало-отличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному ри­сунку и т. д.», на наш взгляд, характеризует скорее некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоид-ность, демонстративность), чем характеристики креативности. В данном варианте теста показатели не используются.

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисо­вать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

Обработка результатов тестирования

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисун­ков для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего кон-

тингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо ана­лизировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей и ПВК имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахож­дении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дори­сованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность — 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность — 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элемен­ты в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от зада­ния и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок от­сутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Его оригинальность — 1,00. Щестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и его оригинальность 0,67. Такр^м образом, суммарной балл для данного протокола — 2,41 / 5 = 0,48. »^^^

При оценке оригинальности данного рисунка следу^рлринимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ накетипичные для них сти­мулы. Так, для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный нами условно «облако». Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный мате­риал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. В нашем случае оригинальность рисунка «облако», по­явившегося на второй картинке, оценивается 0,00 баллами.

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола — 1.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, мож­но определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креатив­ности.

Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80 %. Это означает, что примерно у 80 % людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20 % имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое мо­жет создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.

1 — процент людей, результаты которых превышают указанный уровень

2 — значение индекса оригинальности

3 — значение индекса уникальности

0% 20% 40% 60% 80% 100%
0,95 0,76 0,67 0,58 0,48 0,00
4,00 2,00 1,00 1,00 0,00 0,00

Атлас типичных рисунков

Тест Торренса (завершение картинок)

Условное название Облако

о

Источник

Оцените статью