- Особенности правового регулирования договора строительного подряда на капитальный ремонт
- Трудности перевода: Нюансы капитального ремонта
- Объект капитального ремонта
- Акт сдачи-приёмки объекта капитального ремонта в эксплуатацию
- Заказчик капитального ремонта
- Перевод денежных средств со счёта регионального оператора на спецсчёт МКД
Особенности правового регулирования договора строительного подряда на капитальный ремонт
Правовое регулирование отношений, связанных с капитальным ремонтом, может осуществляться как в соответствии с правилами, установленными главой 37 «Подряд», так и положениями главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 740 ГК РФ правила о договоре строительного подряда применяются к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В отличие от строительной деятельности прямой диспозиции, непосредственно регламентирующей отношения сторон, связанные с выполнением капитального ремонта, в действующем законодательстве не предусмотрено.
Поскольку выполнение ремонта, в том числе капитального, по своей природе относимо к возмездному оказанию услуг, в случае если сторонами при заключении договора будет исключено применение параграфа 3 главы 37 «Строительный подряд» Гражданского кодекса РФ, договор на выполнение работ по капитальному ремонту может регулироваться в соответствии с нормами, установленными для возмездного оказания услуг. Иными словами, правило, в силу которого к выполнению работ по капитальному ремонту применяются нормы о строительном подряде, представляет лишь легальную презумпцию, отступление от которой возможно по соглашению сторон .
Богачева Т.В. Договор строительного подряда // Закон. 2004. N 8. С. 75.
Таким образом, следует отличать договорные отношения на выполнение капитального ремонта, заключенные в рамках бытового, строительного подряда, а также возмездного оказания услуг.
При этом общие положения о подряде применяются как к договорам строительного подряда, так и к договорам оказания услуг. Общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит условиям регулирования договора возмездного оказания услуг, предусмотренного главой 39 ГК РФ.
Особенностью выполнения ремонтных работ является то, что его результатом не может стать созданная вещь, подрядчик (исполнитель) осуществляет работы лишь в отношении уже имеющегося объекта, который полностью или частично утратил признаки качественного имущества, с целью приведения его в соответствие с назначением. Основываясь на нематериальном характере услуги, Е.Д. Шешенин сделал вывод, что предметом подрядных договоров являются результаты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, — результаты деятельности, не существующие отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами .
Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Гражданское право и сфера обслуживания. Свердловск, 1984. С. 42 — 44.
Однако зачастую на практике при осуществлении капитального ремонта согласно положениям о строительном подряде результат работы в преобладающей степени непосредственно связан с созданием вещи, предназначенной для обслуживания другой, главной, вещи — здания, сооружения. К примеру, при капитальном ремонте систем горячего, холодного водоснабжения или отопления ранее установленные коммуникации, не подлежащие восстановительному ремонту, нуждаются в полной замене.
Таким образом, результатом работы по капитальному ремонту может стать созданная вещь, но никогда не главная, а следующая ее судьбе (ст. 135 ГК РФ).
Поэтому не случайно выполнение капитального ремонта зданий и сооружений регламентируется правилами строительного подряда (ст. 740 — 757 ГК РФ). Стадии выполняемых работ, их виды и объемы, обязанности и степень ответственности сторон вполне сопоставимы со строительной деятельностью. В соответствии с п. 5.1 ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
В современных условиях реализация капитального ремонта осуществляется сторонами путем заключения договора строительного подряда, с применением, следовательно, общих положений о подряде и правил, установленных для строительного подряда. На практике при необходимости выполнения капитального ремонта зданий, сооружений нормы главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг), хотя и не противоречат действующему законодательству, в основу отношений сторонами договора не принимаются, поскольку ее применение (главы 39) может способствовать утрате смысла значимой части рассматриваемого договора, в первую очередь это ответственное качество работ, требующее соответствующего контроля и режима построения взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, затрагивающих жизнь и здоровье граждан, защиту имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и т.д.
К числу существенных условий договора строительного подряда на капитальный ремонт относятся: предмет договора, срок выполнения работ и их цена.
Работы по договору должны выполняться в согласованные сроки. Согласно ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также промежуточные сроки выполнения отдельных видов работ. При этом существенным является условие о конечном сроке выполнения работ (ст. 740 ГК РФ) .
Пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».
Цена работы устанавливается свободно, по усмотрению сторон — непосредственно соглашением либо сметой. Ввиду значительного объема и сложности работы ее цена обычно определяется на основании сметы, неразрывно связанной с технической документацией.
Предмет договора детально характеризует задание заказчика. Оно содержится не только в тексте договора, но и главным образом в технической документации, где устанавливаются объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования. Особенностью в данном случае является право заказчика в одностороннем порядке вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов от суммы договора и не меняют характера работ (ст. 743, 744 ГК РФ).
Нередко на практике цена работ и техническая документация на капитальный ремонт отражаются в единой для сторон форме — проектно-сметной документации, где для каждого вида работ, находящегося в составе капитального ремонта, определена своя стоимость.
В строительном подряде при выполнении капитального ремонта используются немаловажные нормативно-технические акты, регулирующие отношения сторон, а в первую очередь обязанности подрядчика. Прежде всего это СНиП — строительные нормы и правила, государственные и отраслевые стандарты (ГОСТ, ОСТ), технические условия (ТУ) на строительные материалы, детали, конструкции и др.
При ссылке на нормативно-технические акты стоит отметить, что в связи с введением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» определена единая форма показателя качества к продукции, процессам производства работ и т.д. в виде технических регламентов, которые должны содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента.
С принятием Закона «О техническом регулировании» в России начинается процесс создания четкой системы технического регулирования. Если раньше требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах, которые выпускали множество зачастую дублирующих друг друга документов, то теперь техническое регулирование будет осуществляться на самом высоком уровне: все обязательные нормы к продукции, процессам производства будут прописаны в законах, указах Президента или постановлениях Правительства РФ. Основная цель Закона — обеспечить создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые содержат обязательные требования, и добровольных стандартов. Технический регламент определен как документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) .
Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Федеральный закон «О техническом регулировании»: достоинства и недостатки // Законодательство и экономика. 2004. N 5.
В связи с этим согласно ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» со дня его вступления в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства и т.д., установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей социально-общественным целям (защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей).
В настоящее время действие СНиП, ГОСТ, ОСТ, ТУ и др. ограничены по своему применению, а также по периоду, поскольку технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона, а обязательные требования, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении (п. 7 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).
Таким образом, принимая во внимание возможность строения связи заказчика и подрядчика (исполнителя) в сфере капитального ремонта, в соответствии с нормами, установленными для подряда и услуг, основу действующего законодательства о строительном подряде в первую очередь составляют правила, закрепленные главой 37 Гражданского кодекса РФ, а именно параграфом 3 «Строительный подряд». При этом согласно ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг.
В связи с этим реализация капитального ремонта, выполняемая независимо в рамках подряда либо услуг, осуществляется с учетом применения общих положений о подряде. Заключение договора возмездного оказания услуг на капитальный ремонт целесообразно лишь в том случае, если результат работы будет носить нематериальный характер.
Как было выше замечено, при осуществлении капитального ремонта по договору строительного подряда результатом работы может стать создание вещи. Данное обстоятельство свидетельствует о непосредственной связи капитального ремонта зданий и сооружений со строительством объекта. Поэтому возможность равного применения положений о строительном подряде, когда требуется осуществление строительства, капитального ремонта зданий и сооружений, вполне логична.
В этой связи распространение правил о договоре строительного подряда на работы по капитальному ремонту зданий и сооружений в особой форме выделено неоправданно (п. 2 ст. 740 ГК РФ). Учитывая характер капитального ремонта недвижимого имущества, применение правил, установленных для возмездного оказания услуг, следует отнести к выполнению ремонтных работ, а также капитального ремонта вещи, не являющейся объектом строительного подряда.
Источник
Трудности перевода: Нюансы капитального ремонта
К нам всё больше поступает вопросов от управляющих компаний по капитальному ремонту: кто должен собирать деньги и проводить капремонт, куда будут зачислять средства (на спецсчёт или на счёт регионального оператора), как выбрать спецсчёт дома и т. д. Некоторые стороны вопроса мы уже осветили в предыдущих статьях. И сегодня остановимся подробнее на особенностях капитального ремонта МКД.
Объект капитального ремонта
Для чтобы разобраться в специфике капитального ремонта, прежде всего, потребуется определить заказчика, эксплуатирующую организацию и принимающую сторону для оформления и приёмки актов выполненных работ. Эксплуатирующей организацией выступает управляющая компания, которая будет продолжать управлять МКД после капитального ремонта по договору с собственниками помещений.
Объектом капитального ремонта выступает не весь дом целиком, а один или несколько видов работ, проводимых в отношении общего имущества в МКД. Напоминаем, что капитальный ремонт проводится без расселения жильцов.
Статья 166 Жилищного кодекса определяет перечень работ и услуг по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД. К ним относятся ремонтные работы и замена следующих конструктивных элементов дома:
- внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
- лифтового оборудования и шахт, которые признаны непригодными для эксплуатации;
- крыши;
- подвальных помещений, которые относятся к общему имуществу в МКД;
- фасада;
- фундамента.
Нужно чётко различать, что объектом капитального ремонта является не весь многоквартирный дом целиком с комплексом различных типов работ, как это было раньше, а отдельные конструкции и инженерные системы МКД, которые подвергаются ремонту или замене.
Если мы рассматриваем выборочный капитальный ремонт МКД, то приходится говорить об оформлении сдачи в эксплуатацию конкретного отремонтированного или заменённого конструктивного элемента в доме. Когда в одном доме одновременно выполняется несколько видов работ, то их сдачу и приёмку необходимо оформлять отдельными актами.
При данном способе выполнения ремонтных работ многоквартирный дом не прекращает своей эксплуатации. Например, после замены водопроводных стояков или розлива их сразу наполняют водой и начинают эксплуатировать. Аналогичный алгоритм действий предусмотрен в отношении остальных инженерных систем МКД.
Капитальный ремонт крыши, подвала, фундамента и фасада производится поэтапно, частями. По окончании всего комплекса ремонтных работ данные конструктивные элементы дома продолжают эксплуатироваться. Исключение составляют разве что лифтовое оборудование и шахты, которыми не разрешается пользоваться во время проведения их ремонта или замены, так как это опасно для жизни и здоровья собственников помещений в МКД.
Акт сдачи-приёмки объекта капитального ремонта в эксплуатацию
Выделенные особенности выборочного капитального ремонта МКД определили важность грамотного оформления акта приёмки в эксплуатацию ремонтных работ отдельных конструктивных элементов. Помните, что акт приёмки объекта в эксплуатацию представляет собой один из самых важных отчётных документов. В данном случае нельзя оформлять обобщающий документ, объединяя в нём несколько выполненных ремонтных работ. Для каждой работы должен быть свой акт.
Акт об окончании ремонтных работ должен подтверждать их фактическую сдачу-приёмку в эксплуатацию. Например, при оформлении и передаче акта гидравлического испытания санитарно-технических систем должно быть указано, что система успешно прошла испытание и может быть принята в эксплуатацию. Тогда в договоре подряда нужно отметить, что акт приёмки выполненных работ подтверждает сдачу объекта в эксплуатацию.
Временем приёмки в эксплуатацию отремонтированного одного или нескольких конструктивных элементов МКД считается дата подписания акта приёмочной комиссии. Подписанный акт должен быть утверждён общим собранием собственников помещений в МКД либо специальной рабочей комиссией, смотря как определён порядок приёма работ органом местного самоуправления.
В составе рабочей комиссии могут участвовать представители со стороны заказчика капитального ремонта, подрядной организации, компании, которая осуществляет строительный контроль за выполнением ремонтных работ, инициативной группы, уполномоченной общим собранием собственников помещений в МКД.
Многоквартирный дом может быть признан капитально отремонтированным только после окончания всех видов ремонтных работ.
Заказчик капитального ремонта
Заказчиком капитального ремонта МКД может являться организация, располагающая возможностью заключения подрядного договора и необходимыми финансовыми средствами. Иными словами, заказчиком по сути выступает организация, на чьём счёте (специальном или региональном) формируется фонд капитального ремонта.
Согласно ч.2 ст.175 ЖК РФ и ч.1 п.1 ст.180 ЖК РФ владельцем счёта, на котором формируется фонд капитального ремонта, может выступать:
- ТСЖ, которое осуществляет управление МКД;
- ЖСК или другой специализированный кооператив, который осуществляет управление МКД;
- управляющая компания;
- региональный оператор.
Выбранный владелец счёта (заказчик) утверждает смету на капитальный ремонт, заключает договор подряда на выполнение ремонтных работ, принимает и оплачивает выполненные работы, подписывает акт о сдаче-приёмке в эксплуатацию отремонтированных конструктивных элементов дома.
Согласно ст.753 ГК РФ и ст.7 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» приёмку в эксплуатацию выполненных ремонтно-строительных работ осуществляет заказчик.
Приёмку в эксплуатацию полностью завершённого капитального ремонта МКД, находящегося в управлении ТСЖ, УК или иного специализированного кооператива, при формировании фонда капремонта на спецсчёте осуществляют данные организации в роли заказчика.
Функцию заказчика может также выполнять и региональный оператор, если фонд капитального ремонта формируется на его счёте.
Перевод денежных средств со счёта регионального оператора на спецсчёт МКД
Мы уже рассматривали данный вопрос подробно в статье Создание спецчёта капитального ремонта для МКД. Поэтому вновь останавливаться и дублировать этот вопрос не будем. Хочется лишь отметить, что во многих субъектах РФ срок перехода со счёта регионального оператора на спецсчёт МКД сократили с 2 лет до 6 и 12 месяцев.
Срок перехода на спецсчёт дома со счёта регионального оператора по капитальному ремонту уменьшен до 1 года в следующих регионах и городах:
- Санкт-Петербург
- Республика Карелия
- Тульская область
- Приморский край
- Новосибирская область
- Челябинская область
- Республика Саха (Якутия)
- Костромская область
- Омская область
- Алтайский край
- Ненецкий автономный округ
- Томская область (с условием)
- Кировская область
- Челябинская область
- Ханты-Мансийский автономный округ
Срок перехода на спецсчёт дома со счёта регионального оператора по капитальному ремонту уменьшен до 6 месяцев в следующих регионах и городах:
- Москва
- Пермский край
- Калининградская область
- Астраханская область
- Мурманская область
- Псковская область
- Саратовская область
Это были основные особенности проведения и оформления капитального ремонта, которые следует знать и помнить управляющим компаниям. Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться за помощью к нам.
Мы помогаем управляющим компаниям вносить сведения на Реформу ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда готовы и рады вам помочь!
Источник