- Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта
- На что можно получить финансовую поддержку
- Условия получения государственной поддержки
- Правила подачи заявки в Фонд
- Разбираемся в долевом финансировании капремонта жилья
- Администрация города Орла утвердила порядок выплаты средств на долевое финансирование капитального ремонта.
- Кто финансирует капитальный ремонт в многоквартирном доме
- Общая информация
- Как рассчитывается размер финансовой поддержки
- В каких случаях оказывается денежная поддержка
- Подробнее о заявке
- Капитальный ремонт многоквартирных домов – порядок финансирования
- Преимущества и недостатки способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов
- Финансирование капитального ремонта МКД
- Решения по капитальному ремонту — что делать, куда бежать?
- Как организовано финансирование капремонта?
- Источники и способы финансирования капитального ремонта и общего имущества многоквартирных домов с использованием инновационных механизмов
- Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта
- Меры господдержки при проведении капремонта
Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта
В постановлении Правительства РФ от 17.01.2017 N 18 вы найдёте правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта. Их разработал Минстрой РФ, и касаются они энергоэффективного капитального ремонта.
Как получить государственную финансовую помощь на капремонт, расскажем сегодня.
На что можно получить финансовую поддержку
Вы проводите капитальный ремонт и хотите претендовать на государственную денежную поддержку. Выдаётся она на одну из двух целей:
- возмещение части расходов на уплату процентов за займ или кредит, взятый в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту ОИ в МКД. Исключение – неустойка за нарушение условий договора займа или кредитного договора,
- возмещение части расходов на оплату услуг и работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе работ по капитальному ремонту.
Если вы хотите получить деньги на вторую цель, помните, что работы по энергосбережению должны соответствовать следующим требованиям:
- входить в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
- в результате их проведения расходы на оплату коммунальных ресурсов должны уменьшиться не менее чем на 10 % по каждому МКД.
Государственная поддержка капитального ремонта не безлимитная, для одного МКД она не может превышать 50 % общей стоимости услуг и работ по капитальному ремонту этого дома, при этом быть не более 5 миллионов рублей.
Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд) размер денежной поддержки определяет индивидуально для каждого МКД. При этом учитывает расход на оплату:
- тепла и ГВС (по показаниям ОДПУ),
- электричества (разницу между объёмом потребления по показаниям ОДПУ и суммой объёмов потребления по показаниям ИПУ и ОДПУ в доме).
Деньги на возмещение части расходов на оплату процентов выдаются в размере прогнозных расходов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет. Расчёт ведётся по 100% ключевой ставке ЦБ РФ, действующей на дату принятия решения о предоставлении финансовой поддержки. При этом берётся в расчёт ограничение размера помощи для одного МКД.
Условия получения государственной поддержки
Вы можете рассчитывать на финансовую поддержку государства только если в субъекте Федерации утверждены региональные программы проведения капитального ремонта ОИ в МКД или краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, или нормативный правовой акт субъекта, оформленный согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ.
В этих документах должны содержаться:
- список МКД, которым планируется оказать финансовую помощь,
- виды работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД,
- срок окончания работ и услуг в МКД, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки не позднее 1 ноября 2017 г.,
- планируемая стоимость,
- размер и источники финансирования капитального ремонта.
К дому, в отношении которого вы хотите получить помощь, также предъявляется ряд требований (если дом им не соответствует, Фонд имеет право отказать вам в поддержке):
- не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
- с года ввода МКД в эксплуатацию прошло более 5 лет, но менее 60,
- оснащён ОДПУ потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления КУ (тепло, электричество), и расчёт за КУ ведётся по таким ПУ непрерывно в течение года, предшествующего дате утверждения региональной программы,
- капитальный ремонт ОИ в МКД не финансируется за счёт средств регионального оператора, сформированных взносами собственников помещений другого МКД.
Если вы хотите получить финансовую помощь на работы по энергосбережению, проверьте, что в МКД предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Если деньги должны поступить на погашение расходов на уплату процентов, вы должны предоставить письмо кредитной организации о намерении выдать кредит ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО в валюте Российской Федерации для проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.
Правила подачи заявки в Фонд
Заявку в Фонд подаёт высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого планируется осуществление капитального ремонта общего имущества в МКД.
Фонд проверяет предоставленные данные в течение 30 дней и, если с ними всё в порядке, принимает положительное решение. 5 дней отводится на уведомление соискателя о принятом решении.
После между Фондом и высшим должностным лицом субъекта заключается договор о предоставлении финансовой поддержки. В нём обязательно указываются:
- обязательство Фонда предоставить финансовую поддержку, сумма поддержки, цели, условия и порядок её перечисления,
- право Фонда проводить проверки соблюдения субъектом РФ условий договора;
- основания для одностороннего отказа Фонда исполнять договор, порядок возврата денег,
- ответственность сторон договора.
Высшее должностное лицо субъекта РФ после доставки ему проекта договора должно подписать его в течение 30 дней. В противном случае Фонд откажет в поддержке.
Для перечисления средств в Фонд необходимо направить подтверждения:
- выполнения работ и услуг,
- достижения значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы,
- привлечения кредитов на проведение капитального ремонта.
Фонд проверяет документы 20 рабочих дней, а после решает предоставить всю сумму сразу или частями. Средства поступают в бюджеты субъектов РФ, а после распределяются властями региона между муниципальными образованиями, желающими получить финансовую поддержку, согласно заявке.
ОМС делит поступившие деньги между МКД в течение 14 рабочих дней с момента их поступления.
Управляющая организация, в свою очередь, в течение 30 дней после получения приятного уведомления направляет в ОМС:
- уведомления о банковских счетах организации с указанием реквизитов,
- решение общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК либо ОСС о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД (с порядком использования средств).
В течение 5 дней после получения документов ОМС переводит деньги на указанные банковские счета.
Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».
Источник
Разбираемся в долевом финансировании капремонта жилья
Администрация города Орла утвердила порядок выплаты средств на долевое финансирование капитального ремонта.
Порядок касается товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных кооперативов (ЖК), жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) или иных специализированных кооперативов, собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в муниципальную адресную программу проведения капитального ремонта многоквартирных домов Орла.
В соответствии с законом №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», собственники помещений в многоквартирных домах должны внести свою долю. А точнее, минимум 5 процентов от общей суммы, необходимой для проведения капитального ремонта,
По утвержденному порядку, решение о размере долевого участия и сроках внесения средств принимают собственники жилья на общем собрании. Важно знать, что решение этого собрания является обязательным в том числе и для тех собственников, которые не принимали участие в общем собрании.
Что касается размера средств долевого участия каждого отдельного собственника, то его рассчитывает ТСЖ, ЖК, ЖСК или управляющая организация. Размер зависит от доли собственника в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Cобственники на своем общем собрании имеют право принять решение о предоставлении рассрочки тем из своих рядов, кто не может внести сумму сразу в полном объеме. Но при этом рассрочка допускается только до окончания капитального ремонта в данном доме. А первоначальный платеж собственника не может быть меньше 30 процентов от его общего платежа.
В случае, если общее собрание принимает решение о предоставлении рассрочки, собственник, претендующий на предоставление рассрочки, обязан в течение 10 календарных дней со дня проведения общего собрания заключить с ТСЖ, ЖК, ЖСК или управляющей организацией соглашение о погашении рассрочки в виде ежемесячных платежей. А порядок начисления и сбора этих платежей должен быть определен в тексте соглашения. Копия протокола общего собрания собственников с решением о рассрочке, в течение 10 календарных дней со дня заседания обязательно направляется в управление по развитию городского хозяйства администрации города Орла.
Если собственник нарушит условия соглашения, то организация, с которой оно заключено, вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
За дополнительной информацией можно обратиться в городское управление по развитию городского хозяйства по телефону 47-54-45.
управление информации администрации г. Орла
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/razbiraemsya-v-dolevom-finansirovanii-kapremonta-jilya.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.
Источник
Кто финансирует капитальный ремонт в многоквартирном доме
Минстрой РФ разработал проект постановления Правительства РФ о финансировании капитального ремонта за счёт государственных средств. Документ 8 августа был размещён на федеральном портале НПА и сейчас находится на стадии общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.
Разберёмся, возможно ли сделать капитальный ремонт, не тратя собственные деньги.
Фонд капремонта будет раскрывать информацию о своей финансовой деятельности
Общая информация
Общественное обсуждение проекта продлится до 22 августа. До этого срока у каждого есть возможность прочитать текст постановления и прокомментировать его. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте.
Проект постановления устанавливает правила финансирования капремонта ОИ в МКД за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Деньги из Фонда можно будет получить в региональный бюджет, для этого регионам нужно будет оформить заявку.
Финансовую поддержку можно будет получить на одну из двух целей:
- возместить с её помощью часть затрат по уплате процентов по кредитам, которые были взяты для капремонта. Штраф или пени за нарушение условий договора оплатить из этих денег вы не сможете;
- возместить часть расходов по проведению капитального ремонта.
Финансовая помощь государства не безгранична: на один МКД будет выделяться не больше 5 млн руб. или будет оплачиваться не более 50% от стоимости работ или услуг по капитальному ремонту.
Для получения денег подать только заявку — мало, поддержку можно получить только, если при проведении капитального ремонта общего имущества МКД будут осуществляться действия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Причём, в результате этих мероприятий расходы на оплату тепловой и электрической энергии, природного газа уменьшатся не менее чем на 10 % по каждому МКД.
Под финансирование попадает и не каждый МКД. Дом, в котором планируется провести капитальный ремонт с помощью государственных средств, должен отвечать установленным требованиям:
- не может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- с года ввода в эксплуатацию должно пройти более 5, но менее 60 лет;
- должны быть оснащён общедомовыми ПУ потребления коммунальных ресурсов.
- При этом, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные требования к МКД.
- Денежные средства будут перечисляться в региональный бюджет не сразу, а частями:
- 50% – после выполнения работ по капитальному ремонту;
- 50% – при достижении целевых показателей экономии ресурсов.
Если такие показатели не будут достигнуты, то субъекты РФ обязаны будут вернуть денежные средства полностью или частично.
Трудности перевода: Нюансы капитального ремонта
Как рассчитывается размер финансовой поддержки
Размер денежно помощи на возмещение части расходов на капремонт определяется для каждого МКД индивидуально, но в диапазоне от 2-кратного до 4-хкратного размера годовой экономии затрат на коммунальные ресурсы.
Коммунальные ресурсы, затраты на оплату которых учитываются при расчёте финансовой помощи:
- тепловая энергия на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение — объём определяется по коллективным приборам учёта;
- электрическая энергия — объём потребления определяется как разность между объёмом потребления по коллективным ПУ и суммой объёмов потребления по всем индивидуальным ПУ в МКД;
- природный газ, необходимый для генерации тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение — объём по коллективным ПУ.
Финансовая поддержка на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам обеспечивается в размере прогнозных затрат за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет, из расчёта 100 % ключевой ставки Банка России, действующей на дату принятия решения Фонда о денежной выплате.
Создание спецсчета капитального ремонта для МКДспецсчёта для капитального ремонта читайте в нашей статье.
В каких случаях оказывается денежная поддержка
Финансовая помощь может быть оказана в трёх случаях, первый мы уже разобрали. К нему относятся требования, предъявляемые к МКД. Второй случай — наличие утверждённого краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта или региональной программы проведения капитального ремонта ОИ в МКД для МКД, которые не включены в краткосрочный план.
Эти планы должны содержать:
- список МКД, нуждающихся в поддержке;
- перечень работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- значения целевых показателей экономии затрат на коммунальные ресурсы;
- размер затрат на коммунальные ресурсы по каждому МКД за базовый год и плановый размер затрат на коммунальные ресурсы после проведения капитального ремонта;
- срок окончания работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД, которые нуждаются в финансовой поддержке, не позднее чем 1 ноября 2017 года;
- планируемая стоимость работ и слуг по капитальному ремонту ОИ в МКД;
- объём и источники финансирования капитального ремонта ОИ в МКД.
Третий случай — наличие письма кредитной организации о намерении выдать кредит ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО в валюте РФ для проведения капитального ремонта ОИ в МКД. Это необходимо, если заявка подаётся на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам.
Правила размещения на банковских счетах средств капремонта
Подробнее о заявке
Заявку от субъекта в Фонд подаёт руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Форма установлена методическими рекомендациями.
Заявка подаётся вместе с документами, подтверждающими выполнение условий предоставления финансовой поддержки. Перечень этих документов также устанавливается методическими рекомендациями.
В течение 30 дней Фонд проверяет заявку и приложенные к ней документы. Если всё в порядке, то Фонда принимает решение о предоставлении финансовой поддержки.
Отказ в предоставлении денежных средств может последовать, если:
- не предоставлены подтверждающие документы о выполнении условий предоставления финансовой поддержки;
- представленные документы не соответствуют установленным требованиям.
После принятия решения в течение 5 дней Фонд уведомляет о нём высшее должностное лицо субъекта РФ. Торопить Фонд бессмысленно — решения о возможности предоставления финансовой поддержки принимаются в порядке очередности.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ № 209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!
Капитальный ремонт многоквартирных домов – порядок финансирования
Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты РФ» были внесены поправки в статьи ЖК РФ, касающиеся капитального ремонта многоквартирных домов (далее МКД). Так, в частности, были закреплены условия установления дополнительных взносов для финансирования расходов на кап. ремонт; уточнен перечень работ по капитальному ремонту; а так же, расширен перечень МКД, которые могут не включаться в региональному программу кап. ремонта. Рассмотрим, что же собой представляет, с учетом внесенных изменений, порядок финансирования мероприятий по кап. ремонту МКД.
Общие положения о капитальном ремонте общего имущества МКД рассматриваются в главе 15 ЖК РФ. Сразу необходимо отметить, что в ЖК РФ даются именно общие правила, в соответствии с которыми должны быть разработаны региональные правила кап. ремонта. Местным властям предоставлено право решать такие вопросы, как:
-минимальный размер взноса на кап. ремонт -мониторинг технического состояния МКД-вопросы создания регионального оператора -утверждение порядка и условий предоставления государственной поддержки на проведение кап. ремонта-разработка региональных программ кап. ремонта -порядок выплаты средств на ремонт собственникам помещений в МКД -контроль за целевым расходованием и сохранностью денежных средствПоэтому, жители регионов, для уточнения условий формирования средств на кап. ремонт МКД в их местности, должны обращаться к местным нормативно-правовым актам. Мы же далее рассмотрим общие для всех правила.
- В перечень услуг и/или работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД включены такие работы как, ремонт:
- -крыши
- -устройству выходов на кровлю
-внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения-или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт-подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме-фасада-фундамента многоквартирного дома.По решению региональных властей, данный список может быть дополнен работами: -по утеплению фасада-переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую -установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов -другими видами услуг и (или) работ.
Для проведения капитального ремонта МКД должен быть создан фонд кап. ремонта – его формирование осуществляется за счет взносов жильцов МКД. Минимальный размер взносов устанавливается региональными властями, и уплачиваются собственниками помещений ежемесячно. Собственники помещений в МКД могут принять решение об установлении взноса на кап. ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса.
Тогда, средства, сформированные за счет данного превышения, по решению общего собрания МКД, могут использоваться на финансирование любых работ по кап. ремонту. Обязанность по уплате взносов у собственников помещений возникает по истечении 8 месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа кап. ремонта, в которую включен этот МКД.
Собственники помещений в МКД вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда кап. ремонта:
- -сроки проведения капитального ремонта
- Разработанные местными органами власти региональные программы капитального ремонта (актуализируются раз в год), определяют такие положения как:
- -перечень всех домов, подлежащих капитальному ремонту. При этом, из списка исключаются аварийные и подлежащие сносу МКД, а так же могут быть исключены:
- —дома, в которых имеется менее чем три квартиры
-перечисление взносов на специальный счет (взносы уплачиваются на счет, в сроки, установленные для внесения коммунальных платежей)-перечисление взносов на счет регионального оператора (взносы уплачиваются на основании платежных документов, предоставленных региональным оператором) Если собственниками был выбран первый вариант, то на общем собрании жильцов МКД должны быть определены:-размер ежемесячного взноса на кап. ремонт, не менее чем минимальный размер взноса, установленный властями в регионе-перечень работ по капитальному ремонту -владелец специального счета (ТСЖ или осуществляющие управление МКД жилищный кооператив/иной специализированный потребительский кооператив)-кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если собственники МКД не приняли в установленный срок решение о способе перечисления взносов (6 месяцев с момента опубликования региональной программы по кап. ремонту), решением местных властей, их взносы будут перечисляться на счет регионального оператора. Способ формирования фонда кап. ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников в МКД.-сроки (и плановые периоды) проведения ремонтов – этот срок устанавливается исходя из необходимости проведения кап. ремонта во всех МКД —МКД физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70% и/или МКД, в которых совокупная стоимость работ по капитальному ремонту в расчете на 1 кв.м общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ-перечень работ по кап. ремонту
-очередность проведения капитального ремонта. В первую очередь ремонту подлежат МКД, в которых требовалось проведение кап. ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы.
Таковы основные положения, касающиеся порядка формирования фонда капитального ремонта МКД: размеров, способов и порядка внесения взносов собственниками жилых помещений в МКД.
Преимущества и недостатки способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов
Чикина С. Ю., Дакаева Ж. Х. Преимущества и недостатки способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 86-87. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1068/ (дата обращения: 26.06.2019).
Статья посвящена анализу преимуществ и недостатков способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов: на специальном счете в банке, у регионального оператора. Также на основе выделенных преимуществ и недостатков была сделана попытка определить категории многоквартирных домов, которым больше подходит тот или иной способ.
Ключевые слова: капитальный ремонт, способы формирования фондов капитального ремонта, преимущества и недостатки
Реформирование системы накопления средств на капитальный ремонт было весьма ожидаемым процессом. За последние десятки лет износ зданий достиг уровня, с которым следует бороться новыми методами.
Такими новыми методами и явилось формирование фондов капитального ремонта за счет средств собственников квартир в этих домах.
Законодательство предусматривает два способа такого накопления:
- Средства перечисляются региональному оператору, созданному в конкретном субъекте Российской Федерации. Региональный оператор аккумулирует средства всех многоквартирных домов, которыми был выбран данный способ. К тому же он несет все обязательства по проведению ремонта;
- Средства перечисляются на специальный счет в банке, который открыт от имени всех собственников одного конкретного многоквартирного дома. То есть все обязанности, которые связаны с организацией и проведением капитального ремонта, ложатся на плечи собственников многоквартирного дома.
Возможно создание нескольких региональных операторов, которые осуществляют свою деятельность на части территории такого субъекта РФ. Региональный оператор является юридическим лицом, деятельность которого координируется субъектом Российской Федерации.
Подобная система финансирования капитального ремонта позволяет при недостаточности средств для проведения капитального ремонта в одном многоквартирном доме, предусмотренного региональной программы, использовать средства, полученные от собственников других многоквартирных домов, в которых не планируется проведение капитального ремонта в ближайшее время. То есть, фактически, через регионального оператора собственники помещений в одном доме берут в долг деньги собственников помещений в других многоквартирных домах, но это учитывается как «заём у регионального оператора». Собственники помещений в доме, на ремонт которого израсходовано средств больше, чем они накопили в фонде капитального ремонта, возмещают региональному оператору заемные средства своими последующими взносами на капитальный ремонт [1].
На специальном счете накапливаются денежные средства исключительно для проведения капитального ремонта одного конкретного многоквартирного дома.
Но субъектом РФ может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта, в случае формирования фонда на специальном счете.
То есть, приостановление начислений взносов на капитальный ремонт, в случае достижения необходимого объема средств, установленного региональной программой [1].
Владельцем специального счета могут быть:
- товарищество собственников жилья (ТСЖ);
- жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
- управляющая компания,
- региональный оператор, если собственники многоквартирного дома приняли такое решение [1].
Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям на своем официальном сайте в сети «Интернет» [1].
Данные способы коренным образом отличаются друг от друга, что свидетельствует о необходимости тщательного изучения всех плюсов и минусов.
Изучение преимуществ и недостатков позволит принять решение собственниками многоквартирного дома, о котором они в дальнейшем не будут сожалеть.
Также это позволит выделить те виды зданий, которым больше подходит тот или иной способ формирования фондов капитального ремонта.
- Итак, рассмотрев способы формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов, выделим следующие их преимущества и недостатки [2].
- Преимущества формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в банке:
- − накопление средств происходит на счете одного дома и использование их на ремонт других домов невозможно;
- − работы по капитальному ремонту можно провести раньше установленного срока, если к этому времени будет накоплена необходимая сумма;
- − существует возможность изменения способа накопления средств в любой момент;
- − собственники самостоятельно выбирают размер взноса, перечень работ и услуг по ремонту, сроки проведения и кредитную организацию, в которой будет открыт счет конкретного дома.
- Недостатки формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в банке:
- − собственники самостоятельно несут расходы по содержанию и ведению счета;
- − работа с должниками по оплате взносов должна вестись собственниками;
- − при недостаточности средств для проведения капитального ремонта в срок ТСЖ, ЖСК и УО сами определяют источник финансирования, в случае кредитования выплачивают проценты по кредиту;
- − ТСЖ, ЖСК и УО самостоятельно взаимодействуют с выбранным банком.
- Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете больше подойдет:
- − дом, имеющий большую общую площадь;
- − недавно построенный дом, либо конструктивные элементы были недавно заменены, то есть в ближайшее время капитальный ремонт не потребуется;
- − если домом управляет ТСЖ, ЖСК и УО или иной специализированный кооператив;
- − наличие желания у собственников активно участвовать в решении вопросов проведения капитального ремонта, либо конкретные жильцы готовы взять на себя эту ответственность.
- Формирование фонда капитального ремонта многоквартирных домов у регионального оператора имеет следующие преимущества:
− возможность проведения капитальных ремонтов в домах, которые остро в этом нуждаются. Старое законодательство этого не предусматривало. От таких домов просто отказывались управляющие компании. Теперь же у таких домов появился реальный шанс быть восстановленными.
- − у региональных властей имеется субсидиарная ответственность по обязательствам регионального оператора, что дает гарантию гражданам на выполнение всех обязательств.
- Недостатками формирования фондов капитального ремонта у регионального оператора являются:
- − нехватка средств, собираемых региональным оператором для осуществления своих функций — люди отказываются платить.
- − отсутствие у регионального оператора эффективных рычагов воздействия на неплательщиков. Он может взыскать задолженность только в судебном порядке;
− жесткая привязка в деятельности к региональной программе капитального ремонта, где капитальные ремонты должны быть проведены через 20–30, что вызывает недовольство граждан. Кроме того, никто не может спрогнозировать, что будет происходить в стране через 10, 15 лет, и сможет ли региональный оператор эффективно действовать все это время.
− отсутствие доверия со стороны граждан. Все чаще встречаются мнения, что «россиян обманули», «за что мы платим» и так далее.
Хотелось бы отметить тот факт, что управляющая компания, ТСЖ, ЖСК имеют лучшее представление о том, какой дом больше нуждается в проведении ремонта, куда лучше направить денежные средства, делает это быстрее и эффективнее.
Образовав систему региональных операторов, государство стремилось решить наболевшие вопросы проведения ремонта многоквартирных домов, однако на практике создало несовершенный механизм, который нуждается в значительной законодательной доработке.
Вместе с тем, при устранении большинства недостатков, система работы региональных операторов может значительно улучшить и оздоровить сферу ЖКХ [3].
- Несмотря на то, что для каждого собственника указанные преимущества и недостатки могут представлять различный уровень важности при принятии решении о выборе способа формирования фондов капитального ремонта, важно иметь полную картину того, какие плюсы и минусы несут в себе эти способы.
- Если при принятии решения это будет учтено, то процесс формирования фондов капитального ремонта будет более эффективен и менее трудоемок.
- Литература:
- Жилищный кодекс РФ от 29. 12. 2004 г. № 188-ФЗ [Электронный ресурс] — У. доступ из справочно-правой системы «КонсультантПлюс».
- «Дом. Строй» № 34(от 02.09.2015г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.domostroymedia.ru/articles/tema_nedeli/8926.
- Кузин Н. Я., Селезнева А. К. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №. 1.
Основные термины (генерируются автоматически): капитальный ремонт, региональный оператор, специальный счет, дом, региональная программа, способ формирования фондов, Российская Федерация, собственник, средство, ближайшее время.
Ключевые слова: капитальный ремонт, фонд капитального ремонта, региональный оператор, счет в банке. С момента введения в эксплуатацию многоквартирного дома его состояние не остается неизменным.
капитальный ремонт, региональный оператор, специальный счет, дом, региональная программа, способ формирования фондов, Российская Федерация, собственник, средство, ближайшее время.
капитальный ремонт, региональный оператор, специальный счет, дом, региональная программа, способ формирования фондов, Российская Федерация, собственник, средство, ближайшее время.
капитальный ремонт, общее имущество, региональный оператор, дом, Российская Федерация, жилищный фонд, подрядная организация, физический износ, оплата взносов, оператор.
Ключевые слова: капитальный ремонт, региональный оператор, специальный счет, органы местного самоуправления.
разработка единой учетной политики при формировании фонда капитального ремонта на специальном счету в банке.
капитальный ремонт, региональный оператор, общее имущество, дом, Российская Федерация, специальный счет, оператор, счет, формирование фонда, жилищный фонд.
Согласно законодательству фонд капитального ремонта мог формироваться либо на счете регионального оператора, либо на счете специализированной организации. Собственниками многоквартирных домов стала производиться оплата взносов на капитальный ремонт в…
капитальный ремонт, Российская Федерация, техническое состояние, дом, программа, общее имущество, темп реализации программы, рамка программ, региональная программа, жилищный фонд.
доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, на территории Саратовской области».
Основные термины (генерируются автоматически): капитальный ремонт, общее имущество, региональный оператор, дом, Саратовская область, областная…
Финансирование капитального ремонта МКД
- В связи с вступлением в законную силу федерального закона № 271-ФЗ от 25.12.2012г.. вступили в силу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, было добавлено 28 новых статей. Основные изменения коснулись введения взносов на капитальный ремонт, они должны полностью изменить порядок финансирования капитального ремонта МКД.
Целью программы является своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов, а в полном объеме должны заработать с 1 июля 2014 года.
Регионами должна быть разработана региональная программа капитального ремонта жилья.
Для формирования региональной программы необходимо определить размер средств, для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, а также определить очередность с которой в многоквартирных домах будет проведен капитальный ремонт общего имущества.
Собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо определиться куда пойдут их взносы: на собственные счета или на счет региональным операторам.
Выбирая куда будет направлены взносы, необходимо учитывать, что в случая принятия решения о направлении взносов на счет регионального оператора, средства собственников пойдут в общий котел и придется ждать пока до дома дойдет очередь на ремонт.
При открытии специального счета на дом, деньги на нем будут принадлежать собственникам жилья, а не региональному оператору.
При определении способа накопления денежных средств на капитальный ремонт следует, учитывать данное обстоятельство, но так же необходимо понимать, что домам с небольшим количеством квартир, так к примеру 12 либо 24, в случае открытия специального счета дома, необходимо гораздо больше времени для накопления денежных средств для проведения капитального ремонта общего имущества, чем домам с большим количеством квартир.
Каждый регион самостоятельно определит тариф на капитальный ремонт, который собственники обязаны будут оплачивать.
Тариф будет зависеть от типа многоквартирного дома, его этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта. В среднем тариф будут на уровне 5–10 рублей за квадратный метр.
Обязательство по оплате взносов на капитальный ремонт МКД, не коснется собственников жилья, чьи дома находятся в аварийном состоянии или подлежат сносу.
Решения по капитальному ремонту — что делать, куда бежать?
Капитальный ремонт многоквартирных домов — для многих это внезапная головная боль, и почти для всех это стрессовая ситуация и проверка на прочность.
Если вы хотите, чтобы специалисты помогли вам с контролем капитального ремонта по вашему дому — заполните эту анкету, и по итогам добавления дома в систему нажмите на странице дома кнопку «Контроль капитального ремонта» — это бесплатно, заключение в течение нескольких дней с момента поступления заявки придёт вам по электронной почте.
Как организовано финансирование капремонта?
С одной стороны, с тем, что капитальный ремонт общего имущества делать необходимо, никто не спорит — дома и коммуникации в них изнашиваются, ржавеют, стареют со временем.
С другой — мало кто понимает устройство многоквартирного дома, и даже в документах и технических проектах нету чёткого разделения — какое имущество является общим, а какое частным, что требует текущего ремонта, а что капитальной замены, и за чей счёт это предстоит делать.
Федеральная программа капитального ремонта незначительно упростила этот процесс, ответив хотя бы на вопрос «за чей счёт» — разумеется, за счёт средств собственников помещений в многоквартирных домах.
С 2014 года по всей стране с людей начали собирать взносы в фонд регионального оператора капитального ремонта, и структура выглядит примерно так: все собственники вносят ставку, установленную для региона, с каждого кв.
метра площади в фонд, а затем этот фонд направляет собранные деньги на выполнение ремонтных работ последовательно каждому дому, который в них нуждается.
Простыми словами — есть некий «общий котёл», куда собирают деньги со всех собственников по региону. Есть полный список домов, которые надо ремонтировать.
Есть последовательность, утверждаемая соответствующим постановлением правительства региона, зависящая от степени износа коммуникаций каждого дома (на основании эмпирических или инструментальных исследований), и есть приоритеты — какой дом из нуждающихся в каком году будет ремонтироваться.
Когда дом «входит в программу» — на его ремонт из котла выделяют всю необходимую сумму, составляют проектно-сметную документацию (ПСД) и подбирают подрядчика, который будет выполнять работы.
Затем, в идеальной ситуации, подрядчик выполняет работы, подписывает акт у соответствующих уполномоченных всем домом собственников и получает деньги за работу. А дальше дом потихоньку компенсирует разницу теми самыми взносами, пока не вернёт другим домам в котёл все деньги, потраченные на него.
Источники и способы финансирования капитального ремонта и общего имущества многоквартирных домов с использованием инновационных механизмов
ИСТОЧНИКИ И СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ
Е.С. Дедюхина, Т.В. Добышева, Е.А. Неудачин
Рассмотрены способы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Описаны организационные вопросы проведения и финансирования капитального ремонта в соответствии с действующим законодательством. Проведен анализ инновационных методов финансирования капитального ремонта жилого фонда.
Ключевые слова: капитальный ремонт жилого фонда; фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства; финансирование капитального ремонта.
SOURCES AND WAYS OF BUDGETING CAPITAL WORKS AND GENERAL PROPERTY OF BLOCK OF FLATS USING THE INNOVATIVE TOOLS
E.S. Dedyukhina, T.V. Dobysheva, E.A. Neudachin
We considered the ways of funding of capital works and general property of the block of flats. We also described the organizational questions of the process and funding of capital works in accordance with the existing legislation. We analysed the innovative methods of funding the capital works of the residential areas.
Key words: capital works of the residential area; fund of contribution of the reformation of housing and public utilities; funding of capital works.
Жилищный фонд Российской Федерации насчитывает около 3,35 млн кв. м, из которых около 2,5 млрд кв. м составляет многоквартирный жилищный фонд, что составляет порядка 80% от площади общего жилого фонда страны [4].
В последние десятилетия в нашей стране основной формой воспроизводства жилого фонда являлось новое строительство. После 1992 года финансирование строительства нового жилья и капитального ремонта жилого фонда существенно снизилось.
Недостаточность финансирования капитального ремонта и реконструкции приводила к постоянному накапливанию объема фонда жилых зданий, которые нуждались в проведении данных работ [2]. Значительную часть жилищного фонда страны (около 78%) составляют дома, построенные 40 и более лет назад.
Доля домов с износом 30-65% составляет около 52% от общего числа жилых домов [4].
Проблема изношенности жилого фонда решается путем проведения капитального ремонта.
21 июля 2007 года был принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Фонд осуществляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилья, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
- Целями деятельности Фонда является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
- Для достижения целей Фонд осуществляет следующие функции:
- — рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на оказание финансовой поддержки за счет средств Фонда;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
- — принимает решение о соответствии требованиям заявок и прилагаемых к заявкам документов;
- — принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств
- Фонда;
- — осуществляет методическое обеспечение подготовки заявок и прилагаемых к заявкам документов;
- — осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (до 31 декабря 2013 года), региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
- Для получения финансирования капитального ремонта жилых домов субъект РФ должен подать заявку и приложить к ней региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
- Программа должна включать:
- — основные цели и задачи;
- — общую стоимость и сроки выполнения;
- — объем запрашиваемой финансовой поддержки;
- — перечень муниципальных образований, участвующих в региональной программе;
- — принципы распределения средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями;
- — объем долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, либо средств собственников помещений в многоквартирных домах, а также обоснование объема этих средств;
- — размер предельной стоимости проведения капитального ремонта;
- — перечень многоквартирных домов, включаемых в региональную программу;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
- — планируемые показатели выполнения региональной программы.
- Существовать Фонд будет до 1 января 2018 года, после чего он будет ликвидирован
- [3].
На сегодня деятельность Фонда улучшила ситуацию, но не решила проблему «не-доремонта».
Всего в период деятельности Фонда с 2008 года по программам капитального ремонта многоквартирных домов приняты решения о предоставлении финансовой поддержки по 651 заявке 82 субъектов РФ на общую сумму 220,24 млрд рублей (с учетом со-финансирования субъектов и собственников жилых помещений в МКД — 315,15 млрд рублей), что позволило отремонтировать 141,95 тыс.
домов, общей площадью 427,07 млн кв. м, улучшив условия проживания 18,4 млн человек [3]. Эти достижения значительные, но недостаточные. При сохранении существующих низких объемах капитального ремонта в ближайшие 10 лет порядка 300-400 млн кв. м жилья в России придет в состояние непригодное для проживания.
Для более эффективного решения проблемы капитального ремонта жилого фонда были внесены изменения в жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми на собственников помещений многоквартирных домов возложена обязанность по выплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В связи с этим с 2014 года в России вводится новая система финансирования капитального ремонта многоквартирных домов [1]. Если до 2014 года имело место добровольное уча-
- стие собственников помещений в финансировании капитального ремонта, то с 2014 года это участие становится обязательным.
- В соответствии с новой системой финансирования субъекты РФ обязаны принять региональную программу капитального ремонта, которая должна содержать:
- — перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ;
- — перечень работ по капитальному ремонту в каждом многоквартирном доме;
- — перечень работ по капитальному ремонту многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств субъекта РФ;
- — плановый год проведения капитального ремонта для каждого многоквартирного
- дома.
Наряду с этим собственники помещений в многоквартирном доме обязаны начать формировать фонд капитального ремонта дома путем внесения взносов на капитальный ремонт. Минимальный размер взноса устанавливается субъектом РФ. Взносы осуществляются ежемесячно в составе оплаты коммунальных услуг, затем средства перечисляются на счет.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
— перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
- — перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
- Специальный счет открывается в банке. Владельцем специального счета может
- быть:
- — товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом;
- — жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом;
- — собственники помещений в многоквартирном доме в праве принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации и является юридическим лицом. Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в том объеме и в тех сроках, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта и несет ответственность за качество работ.
Наряду с этим осуществляет финансирование капитального ремонта, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, а также за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и/или местного бюджета (см. табл. 1) [1, 2].
- Таблица 1
- Сравнительный анализ способов формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома
- Счет регионального оператора Специальный счет
- Правообладатели денежных средств Региональный оператор Собственники помещений
- Владелец счета Региональный оператор ТСЖ, ЖСК,
- Счет регионального оператора Специальный счет
- региональный оператор
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
- Формирование средств фонда Обязательные взносы, добровольные взносы, проценты за несвоевременную уплату взносов, проценты, начисленные банком Обязательные взносы, добровольные взносы, проценты за несвоевременную уплату взносов
- Распределение взносов Деньги идут в «общий котел» -региональный оператор выделяет финансы на ремонт домов в очередности, указанной в региональной программе Формирование накоплений на капитальный ремонт только своего дома
- Заказчик проектных и строительных работ по капитальному ремонту Региональный оператор или муниципалитет Собственники
- Осуществление контроля за качеством производимых работ Региональный оператор Собственники
- Возможность провести капитальный ремонт до установленного срока за счет минимальных взносов Нет Да
- Продолжительность уплаты взносов на капитальный ремонт Бессрочно По достижении минимального размера фонда
- Срок изменения способа формирования фонда 2 года 1 месяц
- Финансовая поддержка Государственная и муниципальная предоставляется на равных условиях
- Наряду с использованием средств фондов капитальных ремонтов осталась возможность получения субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
20 марта 2014 года постановлением правительства Иркутской области утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 — 2043 годы. Целью программы является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области.
В результате реализации программы планируется провести капитальный ремонт 14730 жилых домов, общая площадь которых составляет 49, 617 млн кв. м. Планируемая стоимость капитального ремонта (по ценам 2013 года) составит 60 283, 031 млн руб.
В программе представлена система критериев, на основании которых будет определена очередность проведения капитального ремонта.
На очередность влияет продолжительность эксплуатации дома после последнего капитального ремонта, физический износ объектов общего имущества, наличие совета многоквартирного дома, уровень исполнения собственниками помещений обязательств по оплате за коммунальные услуги [6].
- Программой установлен список жилых домов, нуждающихся в капитальном ремонте и перечень необходимых работ по каждому объекту.
- Перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя:
- — ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
- — ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
- — ремонт крыши, в том числе устройство выходов на кровлю, ремонт или замена надкровельных элементов, ремонт или замена системы водоотвода с заменой водосточных труб и изделий;
- — ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе ремонт отмостки;
- — утепление и ремонт фасада, в том числе ремонт балконов, утепление, ремонт или замена окон в составе общего имущества, входных наружных дверей, ремонт и утепление цоколя;
- — ремонт или замена мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления, установка промывочных устройств для мусоропроводов, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств (для домов с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 метров и выше);
- — ремонт фундамента многоквартирного дома;
- — работы по благоустройству и озеленению земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
- — разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- — оказание услуг по проведению строительного контроля в процессе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме [5].
Распределение общей стоимости капитального ремонта домов, включенных в программу, по видам работ представлено в табл. 2.
- Таблица 2
- Распределение общей стоимости капитального ремонта домов
- Доля в общей
Вид работ Стоимость, тыс. руб. стоимости ремонтных работ, %
Ремонт крыш 5 954 078 ,886 10
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
- Ремонт фасадов 5 646 947, 656 9
- Ремонт подвалов 8 722 725 ,567 14
- Ремонт внутридомового инженерного оборудования 36 087 563, 223 60
- Ремонт фундаментов — —
- Замена, модернизация лифтового оборудования 3 871 715, 448 6
- Установка, ремонт и замена обще-
- домовых ПУ
- Итого 60283030,78 100
Необходимость решения проблемы капитального ремонта жилого фонда в нашей стране назрела уже давно. Создание накопительной системы для решения данного вопроса, безусловно, необходимо, но имеется ряд недостатков в предложенном механизме формирования фондов. Не ясно каким образом будет функционировать система аккумулиро-
вания и управления накоплениями собственников, не понятны источники бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и их объемы, предусмотренные на софинансирование региональных программ капитального ремонта. Наряду с этим, собственники более новых многоквартирных домов будут спонсировать проведение капитального ремонта более старых многоквартирных домов.
- Несмотря на то, что принимаются меры по сокращению количества жилых домов, нуждающихся в ремонте проводимых мероприятий недостаточно.
- Для эффективного решения проблем воспроизводства жилого фонда страны необходимо усовершенствование существующих и внедрение новых механизмов.
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Жилищный кодекс Российской Федерации.
Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Капитальный ремонт » Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта
- Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются федеральными законодательными актами.
- Услуги и/или работы по проведению капремонта совместной собственности в многоквартирном доме могут быть предоставлены за счет финансов, выделенных из бюджетов федерального назначения, бюджетных средств субъектов России, местных бюджетов.
- Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются соответствующими федеральными законодательными актами, законодательными актами субъектов России, муниципальными правовыми актами. Подобное финансирование может быть предоставлено в том числе многоквартирным домам, которые согласно статьи 168 пункт 2 ЖК не подлежат включению в региональные программы (РГ капремонта), к ним принадлежат:
- многоквартирный дом, который в определенном порядке признали аварийным, а потому подлежащим сносу (реконструкции);
- сооружения, в которых находится менее трех квартир;
- жилье, относительно которого во время утверждения программы, принято решение о реконструкции или сносе.
На финансирование от государства могут рассчитывать:
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
- товарищества собственником жилья (ТСЖ);
- региональные операторы и управляющие организации.
Положения, на основании которых выделяются финансы на осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах, должны быть утверждены всеми субъектами России, исходя из особенностей региона.
Такие Положения определяют, в каком порядке и на каких условиях предоставляются бюджетные средства, которые получены от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), а также финансов, которые заложены в бюджет для оказания господдержки на осуществление капитального ремонта совместного имущества многоквартирного дома, включая долевое финансирование.
Средства, которые поступили в областной бюджет от Фонда, а также те, которые были заложены в бюджет для проведения долевого финансирования (ДФ) осуществления капитального ремонта, распределяют между муниципалитетами, которые подали заявку на получение таких средств и выполнили необходимые условия.
Бюджетные средства и средства, которые поступили в бюджет от Фонда, поступают на отдельный счет в банке, который открыт на имя регионального оператора, как имущественный взнос на осуществление работ по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов. Прочие средства господдержки поступают региональному оператору в виде дополнительных имущественных взносов на осуществление капитального ремонта.
Предусмотрено определенное условие для получения материальных средств, выделенных Фондом и предусмотренных облбюджетом. Это софинансирование из бюджетов местного уровня, а также от владельцев жилья.
Размер софинансирования, которое будет получено из финансовых средств Фонда, местного бюджета и от владельцев помещений, определяют федеральные законодательные акты.
Также федеральное законодательство устанавливает, каким образом производится контроль над использованием средств, выделенных Фондом.
Меры господдержки при проведении капремонта
Для предоставления материальной помощи государства или муниципалитета в ходе осуществления капитального ремонта не играет никакой роли, каким способом был сформирован фонд капремонта владельцами жилья, которое размещено в многоквартирных домах.
Статьей 191 Жилищного кодекса России определяется, что с целью оплаты капремонта может оказываться государственная финансовая поддержка. Важно заметить, что такая поддержка оказывается не только в виде субсидий, которые предоставляются за счет федеральных средств, бюджетов субъектов России и бюджетов местного уровня ТСЖ, ЖК, региональным операторам и управляющим компаниям.
Ранее предоставление бюджетных субсидий относилось к прерогативе структур местного самоуправления для того, чтобы были созданы условия для эффективного управления многоквартирными домами.
К прочим допустимым мерам господдержки, которые могут предоставляться субъектами России, относятся гарантии, поручительства по займам и кредитам, если финансы на обеспечение такого рода поддержки предусматриваются региональными законами о бюджете.
То есть на законодательном уровне создан путь, который позволяет привлекать кредитные ресурсы для осуществления капитального ремонта в помещениях общей собственности многоквартирного дома.
Однако, для того чтобы хозяину помещения можно было получить реальную возможность воспользоваться таким видом поддержки со стороны государства ему следует организовать специальное гарантийное агентство, сформировать уставный капитал за счет собственных финансовых средств, определить процедуру и условия, на которых такое агентство будет предоставлять поручительства по займам на осуществление капитального ремонта.
Поскольку в вопросе выделения субсидий для товариществ собственников жилья, ЖК, управляющей организации и региональных операторов не важно, каким способом формировался фонд капитального ремонта, принятие данного решения не может возлагаться на региональных операторов, чтобы избежать ситуации конфликта интересов.
Источник