Должностные обязанности моториста по ремонту двигателей автомобилей

Особенности профессии: моторист и мастер трансмиссионщик

Моторист в автосервисе является техническим специалистом узкого профиля, он занимается обслуживанием, ремонтом и диагностикой двигателей внутреннего сгорания. Этот термин часто употребляется к специалистам по обслуживанию поршневых моторов. Существует еще более узкая специализация этой профессии — специалист моторных агрегатов.

Моторист обладает широкими знаниями в области ремонта двигателей различных марок, знает, как выглядит исправный мотор и как устранить любую неполадку в его работе.

Обязанности моториста

Капитальный ремонт двигателя. Ряд технологических операций, включающих помимо расточки блока и шлифовки коленвала, мойку всех деталей и мотора, обработку цилиндров, проверку коленвала и шатунов, чистку масляных каналов, проверку и регулировку топливной аппаратуры, ремонт насоса водяного и масляного.

Восстановление работоспособности мотора. Моторист проводит смену колец мотора и вкладышей коленвала, смену сальников клапана, смену распредвала, смену гидрокомпенсаторов, регулирует зазоры клапанов.

Диагностика двигателей легкового и грузового транспорта. Визуальный осмотр, проверка шумности и мощности мотора, диагностика системы: охлаждения, смазки, запуска, выхлопов, подвески двигателя, цилиндропоршневой группы, системы наполнения воздухом, привода газораспределения. Если возникают вопросы по поводу увеличения расхода топлива, то моторист проверяет все основные характеристики мотора, проводит диагностику расхода топлива.

Сборка и установка мотора после ремонта . После проведения ремонтных работ, двигатель ставится на место, моторист занимается его сборкой и установкой, обкаткой на холостом ходу.

Специализация моторист-дизелист

Ремонтом, диагностикой всех систем и облуживанием дизельных автомобилей занимается моторист-дизелист . В обязанности специалиста по дизельным моторам входит: капитальный ремонт дизельных ДВС , реставрация головок блока мотора, смена ремней и ремонт системы ГРМ, починка блоков дизельного мотора, смена поршней, колец, коленвалов, вкладышей, реставрация цилиндров ДВС, ремонтные работы топливной систем и форсунок.

Мастер по ремонту трансмиссии

Трансмиссии делятся на типы, их тип напрямую зависит от вида преобразуемой энергии: они бывают механическими, электрическими, гидрообъемными, комбинированными.

Мастер трансмиссионщик обязан знать все основные элементы в трансмиссии и понимать принципы работы данного механизма.

Работы по ремонту трансмиссии : починка полуоси, карданного вала, смена ШРУСа, восстановление муфты, троса, привода сцепления, замена дифференциала, ремонт КПП .

В обязанности мастера по ремонту трансмиссии входит:

  • Диагностическая проверка систем и анализ неисправностей;
  • Демонтаж дефектных деталей;
  • Работы по разборке узлов агрегата, с подетальной диагностикой
  • Дефектовка, выявление сломанных элементов;
  • Сборка агрегата после замены необходимых деталей;
  • Монтаж трансмиссии.

Профессия моториста ответственная, так как приходится иметь дело с мотором автомобиля, который имеет сложную конструкцию и стоимость которого достаточно высока. Но овладевший в совершенстве данной профессией специалист, впоследствии никогда не останется без работы, а значит будет иметь постоянный высокий заработок. Для того, чтобы овладеть профессией моториста важно обладать аккуратностью, аналитическим складом ума, кропотливостью, быть ответственным и обучаемым.

Для того, чтобы узнать больше о специальности моторист, ознакомьтесь с разделом обучение по специальности «моторист» у нас на сайте.

Источник

Примерная форма должностной инструкции слесаря-моториста (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

[ организационно-правовая форма, наименование юридического лица ]

[ должность, подпись, Ф. И. О.
руководителя или иного должностного
лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию ]

[ число, месяц, год ]

[ наименование юридического лица ]

ГАРАНТ:

См. Справку по теме: «Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления» и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Читайте также:  Характеристика сервиса по ремонту автомобилей

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Слесарь-моторист относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется с нее приказом [ наименование должности руководителя ].

1.2. Слесарь-моторист непосредственно подчиняется [ наименование должности непосредственного руководителя ].

1.3. Требования к квалификации: [ указать уровень профессионального образования или наличие профессиональной подготовки и требования к стажу работы] .

1.4. Слесарь-моторист должен знать:

— основные сведения об устройстве автомобилей;

— основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов;

— назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительных инструментов;

— наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов;

— порядок сборки простых узлов;

— приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;

— основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение;

— систему допусков и посадок;

— основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты.

2. Должностные обязанности

На слесаря-моториста возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Проведение диагностики и профилактического осмотра транспортного средства с целью выявления неисправностей.

2.2. Выбраковка деталей после разборки и мойки, проведение при необходимости слесарной обработки деталей, статической балансировки деталей и узлов.

2.3. Выполнение работ по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов транспортного средства в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя и иными руководящими документами по организации работ.

2.4. Ремонт и обслуживание бензиновых и дизельных двигателей.

2.5. Работа с технической документацией.

2.6. [ Другие должностные обязанности ].

Слесарь-моторист имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [ Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации ].

Слесарь-моторист несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [ наименование, номер и дата документа ].

Руководитель кадровой службы [ инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

Согласовано: [ должность, инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

С инструкцией ознакомлен: [ инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма должностной инструкции слесаря-моториста

Читайте также:  Тест по теме ремонт автомобилей

Разработана: Компания «Гарант», сентябрь 2016 г.

Источник

Кто такой моторист и чем занимается?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Если спросить любого человека, кто такой моторист и чем занимается, то, скорее всего, он скажет, что представитель этой профессии, так или иначе, связан с моторами. В принципе, это правильный ответ. Однако моторист мотористу рознь. В нашем обзоре мы подробнее остановимся на особенности работы этих специалистов в разных сферах, их профессиональных навыках и требованиях к компетенциям.

Особенности

История этой профессии уходит корнями в далекое прошлое – она возникла ровно тогда, когда человек изобрел двигатель. Хотя изначально профессия была распространена в основном среди моряков, мореходы-мотористы работали на кораблях дальнего плавания и занимались ремонтом судового двигателя. И в прежние годы, и сейчас круг трудовых обязанностей специалистов- мотористов сводится к контролю за поддержанием нормального функционирования мотора. Человек на данной позиции выполняет осмотр, ремонт и запуск мотора, а также производит смазывание его элементов при необходимости.

Таким образом, основная задача этого работника состоит в обеспечении всевозможным типам двигателей необходимых условий для поддержания их нормального функционирования, осуществлении их своевременной профилактики и ремонта.

Квалифицированный моторист широко востребован в нескольких направлениях.

  • Авиация. Здесь специалисты, отвечающие за работу двигателей, постепенно начали утрачивать свои позиции, поскольку крупные самолеты в наши дни оснащаются более технологически сложными моторами. Однако и по сегодняшний день существуют некоторые виды самолетов, для выполнения обслуживания которых нужны именно мотористы.В частности, это летательные аппараты, оборудованные поршневыми авиадвигателями – для таких моторов необходимо выполнять подготовку к запуску, регулярное техобслуживание и профессиональный ремонт.

  • Флот. Возможности трудоустройства у матросов-мотористов на судне намного шире, что прямо связано с тем, что в этой сфере используются именно поршневые двигатели, которые требуют к себе особого внимания и тщательного ухода. А также на морском и речном транспортах мотористы нередко занимаются обслуживанием энергетических установок на кораблях.

  • Автосервис. Здесь мотористы наиболее востребованы, поскольку любые грузовые и легковые автомобили рано или поздно ломаются и требуют ремонта. Кроме того, любой автовладелец знает, насколько важно время от времени проводить техобслуживание бензинового и дизельного двигателей, поскольку это будет лучшим способом продлить его работоспособность. Моторист на СТО, как правило, всегда занят, работы ему хватает в полной мере.

Важно! В своей работе эти специалисты должны придерживаться и неукоснительно соблюдать правил техники безопасности, знать основные инструкции, уметь хорошо разбираться в диагностике и выполнять ремонт мотора вне зависимости от уровня его сложности.

Разновидности и обязанности

Круг обязанностей подавляющего большинства мотористов в соответствии с ЕКТС заключается в контроле над поддержанием нормального функционирования двигателя, они выполняют ремонт осмотр смазку и запуск движков. Профессиональные мотористы устанавливают методы определения неисправностей и правила ухода за двигателем.

Следует отметить следующие разновидности мотористов с разной специализацией:

  • моторист разных типов агрегатов и оборудования;
  • специалист по двигателям разнообразных транспортных средств;
  • слесарь-моторист;
  • автомеханик с обязанностями моториста;
  • моторист-рулевой;
  • автослесарь, обслуживающий легковые и коммерческие ТС;
  • моторист цементировочного агрегата и бетоносмесительных установок;
  • токарь-моторист;
  • дизелист;
  • машинист;
  • компрессорщик;
  • моторист-электрик;
  • моторист-эксперт;
  • вахтенный.

Это далеко неполный перечень специализаций и работ, которые имеют отношения к профессии моториста.

Знания и навыки

Чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, моторист должен знать следующее:

  • особенности ремонта двигателя;
  • правила проведения технического осмотра моторов;
  • тонкости смазывания элементов и деталей двигателя;
  • основные правила консервации и расконсервации мотора.
Читайте также:  Какие документы для ремонта авто после дтп

Этот работник должен уметь корректно, грамотно и безопасно запускать моторы в любое время года при любых погодных условиях. Вне зависимости от выбранной специализации любой моторист должен обладать таким личными характеристиками, как:

  • выносливость, хорошая физическая подготовка – в ходе выполнения должностных обязанностей этому специалисту приходится часто иметь дело с тяжелыми деталями и фрагментами мотора, поэтому от него требуется крепкое здоровье и хорошая подготовка;
  • быстрота реакции – при выходе из строя какого-либо элемента специалист по ремонту моторов должен как можно быстрее реагировать на это и делать необходимые для урегулирования ситуации действия;
  • моторист должен обладать хорошим вестибулярным аппаратом, так как обычно этим людям приходится работать в нетрадиционных условиях, например, при сильной качке на море;
  • чтобы четко координировать все свои действия, понадобится хороший глазомер и точность;
  • необходимо заметить, что моторист всегда работает как член одной большой команды, именно поэтому, отбросив на задний план свои амбиции и самолюбие, этот работник должен быстро и предельно точно исполнять любые поручения руководителя, чтобы не подвести весь рабочий коллектив;
  • кроме того, коллеги будут требовать от него вежливости и коммуникабельности.

Образование

В этой сфере большую роль играет образование. Дело в том, что хорошим специалистом-мотористом можно стать, только проработав не менее 5–10 лет в этой сфере. В ходе выполнения работ специалист будет сталкиваться с мелочами, о которых он должен иметь хотя бы теоретическое представление. Однако одни только теоретические знания, никак не подкрепленные опытом по специальности, в этой сфере не котируются.

Чтобы получить профессию моториста, будет вполне достаточно обучения в среднем специальном учебном заведении, например, в техникуме. Кроме того, человек, имеющий опыт в выполнении обязанностей рабочего, всегда может повысить свою квалификацию и пройти переподготовку на специальных курсах, которые проводятся в учебно-производственных центрах. Как правило, в задачи обучения входит выпуск специалистов, полностью готовых к осуществлению работ по ремонту и обслуживанию моторов.

Большое внимание на таких занятиях уделяется строению механической части мотора, но и некоторые смежные области знаний обязательно затрагиваются в том объеме, который нужен для принятия решений и осуществления качественного ремонта двигателя. Мотор любого механизма является довольно сложным агрегатом, который требует к себе особого подхода. Чаще всего он представляет собой глубокую связку механики и электроники, именно поэтому данные направления особенно скрупулезно изучают на любых курсах. А так как при работе с моторами принципиальное значение имеет точность контролируемых размеров элементов и зазоров в парах трения, которые порой лежат в области сотых долей миллиметра, то курсы мотористов еще обязательно обучают правилам корректного выполнения измерений.

В целом, обучение делятся на практическую и теоретическую части. Теоретическая предполагает изучение следующих вопросов:

  • общее устройство мотора;
  • диагностика состояния механической части двигателя;
  • последовательность проведения ремонтных работ;
  • особенность используемых инструментов и приспособлений;
  • часто встречающиеся неисправности механической части двигателя.

На практике более останавливаются на таких направлениях, как:

  • разборка мотора и особенности данного процесса;
  • дефектовка – то есть выполнение всех контролируемых замеров, определение ремонтопригодности двигателя и возможности использования деталей мотора для осуществления его дальнейшей эксплуатации;
  • определение базовых требований к ремонтным работам;
  • контроль качества работы сторонних организаций по ремонту мотора;
  • сборка двигателя.

Важно! Квалифицированный моторист в России имеет все шансы трудоустроиться и получать зарплату на уровне 90–100 тыс. руб.

Источник

Оцените статью