- Кто оплачивает ремонт при ДТП
- Если есть ОСАГО у обоих участников аварии
- В каком случае страховщик возместит ущерб
- Что делать, если у виновника происшествия нет полиса ОСАГО
- Порядок действий
- С чьей страховой компании взыскивается ущерб при ДТП
- В какую страховую нужно обращаться
- Алгоритм действий
- Оформление ДТП
- Обращение в страховую
- Экспертиза
- Стадии оформления после ДТП
- Добровольная договоренность
- Досудебная претензия
- Обращение в суд
- Чья страховая платит при обоюдной вине
- Что делать, если виновник отказывается возмещать ущерб
- В каком случае СК откажет в выплатах
Кто оплачивает ремонт при ДТП
Не каждый автовладелец знает, кто из участников аварии должен возмещать ущерб, а на кого возлагается ответственность по выплате компенсации за нанесенный ущерб. Лучше заранее знать нюансы возмещения, подробности читайте ниже.
Если есть ОСАГО у обоих участников аварии
При дорожно-транспортном происшествии всегда есть пострадавшая сторона.
Это значит, что имеется одно из событий:
- во время столкновения нанесен ущерб транспорту;
- в момент аварии пострадали люди (получили увечья или погибли);
- повреждены иные вещи и предметы (перевозимый груз, здания или сооружения).
Если есть хотя бы одно из перечисленных критериев, значит, есть и пострадавшая сторона. Следовательно, произошло ДТП. Далее нужно установить лицо, виновное в возникновении происшествия.
Здесь может быть несколько ситуаций. Например, предусмотрен упрощенный порядок компенсации (европротокол), если соблюдаются следующие условия:
- столкнулось не более 2-х автомобилей;
- у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО;
- в аварии нет пострадавших граждан, ущерб причинен только автомобилю;
- участники ДТП не имеют разногласий;
- сумма ущерба не превышает 100 000 рублей.
Поэтому каждая из сторон может обратиться напрямую в свою страховую компанию и получить возмещение в виде денег или направления на ремонт.
В каком случае страховщик возместит ущерб
В иных случаях, когда, к примеру, есть пострадавшие граждане, либо в ДТП участвовало более 2-х авто, предусмотрен иной порядок. Ущерб, причиненный водителю, либо его транспорту, возмещается страховой компанией виновника происшествия. Для этого лицо, пострадавшее в аварии, должно в пятидневный срок обратиться в свою страховую компанию с заявлением и необходимыми документами для получения компенсации.
Менеджерами компании рассматривается поступившее обращение. После проверки информации происходит взаиморасчет между страховщиком пострадавшей стороны и виновника происшествия.
Так как по ОСАГО страхуется автогражданская ответственность водителя, то виновнику происшествия компания не возместит расходы на ремонт авто. Ему придется оплачивать восстановление машины за счет собственных средств.
Что делать, если у виновника происшествия нет полиса ОСАГО
В момент аварии, пострадавшая сторона может не знать, что у водителя, из-за которого произошло ДТП, отсутствует действующая автогражданка. Такие ситуации встречаются довольно редко, но они существуют. Например, собственник долго не ездил на авто, ОСАГО закончил срок своего действия. Водитель поехал оформлять новый полис и в это время попал в аварию.
В этом случае при обращении пострадавшей стороны в страховую компанию за получением компенсационной выплаты или направления на восстановительный ремонт, страховщик откажется возмещать причиненный урон.
Поэтому, сторона, пострадавшая в аварии сможет добиться оплаты ремонта авто только через суд. Ответчиком по делу будет гражданин, виновный в происшествии, а не страховая компания. Виновнику придется возместить причиненный урон не только автомобилю, но и на восстановительное лечение, если здоровью второй стороны был причинен вред.
Порядок действий
Чаще всего такие процессы длительные, требуют тщательного разбирательства.
Рекомендуется придерживаться следующей схемы:
- по возможности на месте аварии выяснить имеется ли ОСАГО у второго водителя (автоинспектор должен зафиксировать этот факт в справке о ДТП, а также указать его ФИО, адрес регистрации и проживания, контактный телефон);
- если при оформлении документов на месте аварии не удалось выяснить, есть ли автогражданка у виновника происшествия, тогда можно собрать документы и направить страховщику для компенсации (менеджеры компании выяснят все обстоятельства, выдадут отказ, ссылаясь на то, что у второго участника нет полиса);
- далее необходимо заказать проведение независимой экспертизы, в результате составляется заключение, где перечисляются все повреждения, полученные во время аварии и стоимость ремонтных работ;
- заказать справку об утрате товарной стоимости авто (если машина не подлежит восстановлению);
- вовсе не обязательно сразу обращаться в суд, можно составить досудебную претензию, приложить собранные документы, и вручить их виновнику (можно передать лично, или направить почтой, главное чтобы было подтверждение вручения претензии);
- если автовладелец отказывается возмещать ущерб, придется обращаться в суд с исковым заявлением (возможно, придется обратиться к опытному автоюристу, который поможет правильно составить иск).
При проведении независимой экспертизы или оценки УТС авто необходимо присутствие виновника аварии. Поэтому пострадавшая сторона должна сообщить второму участнику о дате, времени и месте их проведения. Для этого заказным письмом направляется сообщение с уведомлением о доставке.
Итоговая сумма ущерба может быть намного больше, чем та, которая указана в отчете независимых экспертов. Пострадавший помимо повреждений машины может включить иные расходы (услуги эвакуатора, независимых экспертов, юриста и т.д.). Поэтому чаще всего водители соглашаются оплатить компенсацию по досудебной претензии.
Источник
С чьей страховой компании взыскивается ущерб при ДТП
Закон Российской Федерации обязывает водителей транспортных средств иметь полис обязательного страхования. По оформленному документу собственник автомобиля может рассчитывать на материальные выплаты при повреждении движимого имущества в результате аварийной ситуации. Для получения денежной компенсации водители должны знать, чья страховая компания осуществляет возмещение ущерба при ДТП. Стоит помнить, что начисление выплат производится только в отношении пострадавшей стороны.
В какую страховую нужно обращаться
Признанный потерпевшим участник вправе обратиться в компанию, с которой заключен договор, или организацию, сотрудничающую с виновником происшествия. Гражданин должен подать прошение о возмещении материального ущерба после ДТП к собственному страховщику при соблюдении определенных условий:
- участие двух транспортных средств;
- наличие у обоих водителей ОСАГО;
- механическое повреждение автомобиля без нанесения вреда здоровью, смертельного исхода.
Если пострадало более двух транспортных средств, отсутствовал полис ОСАГО у одного из водителей, были получены травмы, потерпевшая сторона должна обратиться в компанию виновника. При участии нескольких автомобилей водители подают иск о компенсации в фирму, которая заключила договор с зачинщиком происшествия. Если в ходе разбирательства не установлен нарушитель правил дорожного движения, выплаты производит страховщик каждого участника ДТП в равной доле. При определении вины всех водителей компенсация назначается по решению конституционного суда.
Алгоритм действий
После определения, чья страховая компания, виновника или пострадавшего, выплачивает ущерб при ДТП, нужно собрать документы для получения денежных выплат. Основные этапы процедуры возмещения вреда – оформление аварийной ситуации, обращение в компанию, где выдана автогражданка, проведение экспертизы.
Важно знать! Соблюдение алгоритма действий позволит избежать случая отказа в предоставлении компенсации.
Оформление ДТП
Для получения компенсации необходимо зафиксировать факт аварии. Порядок действий водителей зависит от количества участников происшествия, наличия страхового полиса. Алгоритм оформления ДТП:
- Вызов автомобильного инспектора. Если при возникновении аварийной ситуации у одного из водителей отсутствует полис ОСАГО, пострадали другие участники дорожного движения, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД.
- Фото-, видеосъемка происшествия. До приезда инспектора зафиксировать расположение автомобилей и сопутствующих предметов, характеризующих аварию.
- Поиск свидетелей происшествия. Участники должны опросить и взять контактные данные граждан, видевших момент ДТП.
- Обмен информацией о страховщике участников аварии. Водители должны передать телефон компании, записать номер полиса ОСАГО или КАСКО.
- Получение извещения о происшествии. Сотрудник ГАИ на месте составляет справку ДТП, протокол, постановление о назначении административной ответственности.
При причинении только материального ущерба, наличия у обоих водителей полиса ОСАГО, взаимном урегулировании конфликта допустима фиксация дорожной ситуации без вызова инспектора. Участники вправе самостоятельно заполнить Европротокол с описанием аварии. После подписания документа пострадавшая сторона в течение 5 дней должна обратиться в собственную компанию.
Обращение в страховую
После происшествия водитель обязан позвонить в компанию и сообщить о возникшей ситуации. Пострадавший гражданин взыскать ущерб при ДТП по полису должен за определенное время. Если авария была зарегистрирована инспектором ГИБДД, водитель вправе обратиться к страховщику на протяжении 3 лет. Подавать документы рекомендуется в течение 15 дней для быстрого произведения выплаты.
Экспертиза
После аварии сотрудник фирмы оценивает состояние автомобиля для назначения компенсации. Владелец транспортного средства за личный счет может провести независимую экспертизу.
Внимание! При осмотре не у страховщика собственник обязан письменно оповестить о принятом решении компанию и виновника происшествия, если размер ущерба превышает 120 тысяч рублей.
Стадии оформления после ДТП
После происшествия необходимо документально зафиксировать факт столкновения автомобилей. Возникновение аварийной ситуации – основание для обращения в страховую компанию для взыскания ущерба с виновника ДТП. Получение денежных средств для восстановления поврежденного имущества допустимо по обоюдному согласию между сторонами, через суд при невозможности самостоятельного урегулирования конфликта.
Добровольная договоренность
При возникновении дорожного происшествия с участием двух автомобилей без пострадавших физических лиц водители вправе решить вопрос компенсации на месте аварии. Виновник может передать наличные деньги за ущерб без составления протокола, обращения к страховщику. При разрешении конфликта потерпевшая сторона должна составить расписку для документального подтверждения получения компенсации и отказа от разбирательств.
Досудебная претензия
Если урегулирование убытков при ДТП невозможно на месте аварии, пострадавшая сторона может обратиться в вышестоящую инстанцию. До судебного разбирательства потерпевший вправе написать претензию на имя другого участника происшествия для выплаты материальной, моральной компенсации в добровольной форме. Случаи составления документа:
- непризнание вины участника ДТП;
- отсутствие ОСАГО у нарушителя правил дорожного движения;
- превышение максимальной страховой суммы.
В документе указываются данные водителей, автомобилей, участвующих в ДТП, сведения об аварии со ссылками на нормативно-правовые акты, сумма ущерба, варианты урегулирования конфликта в досудебном порядке. Срок подачи претензии для возмещения материального вреда составляет 3 года, морального – не ограничен.
Обращение в суд
Водители не знают, какая страховая компания выплачивает ущерб при ДТП пострадавшему, если нарушитель правил не вписан в полис ОСАГО. В таких случаях выплаты производит фирма виновника происшествия. Но в последствии страховщик подает в суд для назначения суброгации – взыскания размера регресса с постороннего лица. Пострадавший водитель вправе подать исковое заявление, если компания отказывается выплачивать ущерб или предоставляет сумму, не соответствующую убыткам.
Чья страховая платит при обоюдной вине
При нарушении правил дорожного движения несколькими участниками водители должны подать документы в собственные компании для взыскания выплаты. В случае отказа нужно провести разбирательство для определения пострадавшей стороны. Если в суде не был установлен нарушитель, водители должны обратиться в Российский Союз автостраховщиков за получением материальной компенсации.
Что делать, если виновник отказывается возмещать ущерб
Водители, имеющие проблемы с автогражданкой, зачастую не признают факт несоблюдения правил дорожного движения. При отказе нарушителя возмещать ущерб существует алгоритм действий для потерпевшего:
- Вызвать сотрудника ГИБДД, зафиксировать аварийную ситуацию.
- Обратиться к страховщику виновника ДТП.
- Провести экспертизу при получении отказа в выплате от компании.
- Составить досудебную претензию на имя нарушителя.
- Подать исковое заявление в вышестоящую инстанцию при отказе возмещения ущерба.
При обращении в суд пострадавший должен предоставить доказательства предъявляемых требований, нарушения правил дорожного движения со стороны ответчика. Если возмещение ущерба ДТП с виновника не будет выплачено, истец вправе подать повторное заявление в вышестоящую инстанцию. Срок давности по гражданским делам составляет 3 года.
В каком случае СК откажет в выплатах
При определении, чья страховая компания возмещает ущерб пострадавшему при ДТП, участник аварии предоставляет документы для получения компенсации. Но фирмы могут отказать в выплате. Причины неудовлетворения запроса:
- подача документов позже установленных сроков;
- просроченный ОСАГО;
- выплата компенсации на месте ДТП;
- ремонт автомобиля до экспертизы;
- повреждение транспортного средства не по причине аварийной ситуации;
- нахождение за рулем гражданина, не вписанного в страховой полис;
- неустановленный виновник ДТП;
Компания также может отказать в выплате, если потерпевший предоставил неполный список документов. На подачу заявления водителям отводится 20 дней при фиксации аварии инспектором ГИБДД. Если фирма на момент обращения пострадавшего лишилась лицензии, компенсация осуществляется из средств Российского союза автостраховщиков.
Совет! При столкновении двух автомобилей, отсутствии опасности жизни и здоровью граждан, наличия действующих полисов ОСАГО, потерпевший участник должен обращаться к собственному страховщику.
В остальных случаях выплаты осуществляет компания виновника происшествия. При невозможности самостоятельного урегулирования конфликта пострадавший может подать заявление в суд.
Источник