—>ЭлектрО —>
СХЕМА С ДВУМЯ РАБОЧИМИ И ОБХОДНОЙ СИСТЕМАМИ ШИН
Для РУ 110—220 кВ с большим числом присоединений применяется схема с двумя рабочими и обходной системами шин с одним выключателем на цепь (рис. 1, а ). Как правило, обе системы шин находятся в работе при соответствующем фиксированном распределении всех присоединений: линии W 1, W 3, W 5 и трансформатор Т1 присоединены к первой системе шин K 1, линии W 2, W 4, W 6 и трансформатор Т2 — ко второй системе шин К2, шиносоединительный выключатель QK включен. Такое распределение присоединений увеличивает надежность схемы, так как при КЗ на шинах отключаются шиносоединительный выключатель QK и только половина присоединений. Если повреждение на шинах устойчивое, отключившиеся присоединения переводят на исправную систему шин. Перерыв электроснабжения половины присоединений определяется длительностью переключений. Рассмотренная схема рекомендуется для РУ 1 10—220 кВ на стороне ВН и СН подстанций при числе присоединений 7 — 15, а также на электростанциях при числе присоединений 11.
Рис. 1. Схема с двумя рабочими и обходной системами шин: а – рабочие системы шин не секционированы; б – рабочие системы секционированы.
Особенности схемы с двумя системами шин были рассмотрены ранее. Здесь следует отметить, что для РУ 110 кВ и выше существенными становятся недостатки этой схемы:
отказ одного выключателя при аварии приводит к отключению всех источников питания и линий, присоединенных к данной системе шин, а если в работе находится одна система шин, отключаются все присоединения. Ликвидация аварии затягивается, так как все операции по переходу с одной системы шин на другую производятся разъединителями. Если источниками питания являются мощные блоки турбогенератор — трансформатор, то пуск их после сброса нагрузки на время более 30 мин может занять несколько часов;
повреждение шиносоединительного выключателя равноценно КЗ на обеих системах шин, т. е. приводит к отключению всех присоединений;
большое количество операций разъединителями при выводе в ревизию и ремонт выключателей усложняет эксплуатацию РУ;
необходимость установки шиносоединительного, обходного выключателей и большого количества разъединителей увеличивает затраты на сооружение РУ.
Некоторого увеличения гибкости и надежности схемы можно достичь секционированием одной или обеих систем шин.
На ТЭС при числе присоединений 12 и более секционируются выключателями обе системы шин. Если к шинам РУ 110—220 кВ присоединяются два резервных трансформатора собственных нужд, то секционируются обе системы шин независимо от числа присоединений.
На подстанциях секционируется одна система шин 220 кВ при числе присоединений 12—15 или при установке трансформаторов мощностью 125 МВ·А и более; обе системы шин 110—220 кВ секционируются при числе присоединений более 15.
Для увеличения надежности рассматриваемой схемы моноблоки мощностью 500 МВт и выше и автотрансформаторы связи мощностью 500 МВ·А и выше присоединяются к РУ повышенного напряжения не менее чем через два выключателя к разным системам сборных шин (рис. 1, б ). Эти выключатели в нормальном режиме выполняют функции шиносоединительного. При повреждении на любой системе шин AT или блок Г—Т остаются в работе. Исключается возможность потери обеих систем шин.
Источник
Ру с двумя системами сборных шин
В РУ с двумя системами сборных шин каждое присоединение содержит выключатель и 2 ШР, которые служат для изоляции выключателей от сборных шин при их ремонте, а также при переключении с одной системы сборных шин на другую без перерыва в их работе.
ЛР – линейный разъединитель
ШСВ – шиносоединительный выключатель
ЛР стоят для безопасного ремонта выключателей линий передач W1 и W2. Обе системы сборных шин являются рабочими. Источники и нагрузка равномерно распределяются между шинами разъединителями. Обычно QA нормально замкнут, иногда он нормально разомкнут для ограничения тока КЗ.
Переключение присоединений с одной шины на другую производится шинными разъединиителями — ШР. Операции разъединителями допускаются, если цепь отключена выключателем или разъединитель шунтирован ветвью с малым сопротивлением.
Все ШР шунтированы через сборные шины ШСВ. В этих условиях можно включить в любом присоединении разъединитель одной системы и отключить разъединитель другой системы. При переключениях ток присоединения перемещается из одного ШР в другой. При разомкнутом ШСВ недопустимы. Во избежание случайного отключения ШСВ, ПТЭ требует отключить цепь отключающего электромагнитного выключателя QA.
Во избежание неправильных операций с ШР предусматривают блокирующие устройства, запрещающие операции с ШР.
Возможность поочередного ремонта сборных шин без перерыва работы присоединений
Возможность деления системы на две части с целью повышения надежности
Возможность ограничения токов КЗ в сети, но при этом QA отключен.
При ремонте одной из систем шин нарушается нормальная работа РУ снижается надежность на время ремонта
При КЗ в QA нарушается нормальная работа обоих систем сборных шин
В случае внешнего КЗ и отказе выключателя этого присоединения отключается вся система шин
Ремонт выключателя и ЛР связан с отключением на время ремонта данного присоединения
Частые переключения с помощью разъединителей увеличивают вероятность повреждения в зоне сборных шин по сравнению с одной системой сборных шин при том же числе присоединений
Недостатки частично устраняются путем усложнения и удорожания схемы. Чтобы обеспечить возможность поочередного ремонта выключателей без перерыва в работе предусматривают обходную систему шин и обходной выключатель. При большом числе присоединений используют секционирование сборных шин.
Лекция 10 Схемы с обходной системой шин
Секционирование производится с помощью нормально замкнутых выключателей и предусматривает 2 шиносоединительных и 2 обходных выключателя. Если на РУ более 8 присоединений, то их надо распределить на 2 секции. (Рис.10.1.)
QA – ШСВ (шиносоединительный выключитель)
ОВ – обходной выключатель
QB – секционный выключатель
ШР – шинный разъединитель
Схема должна быть симметричной.
Линия W1 подключается в какой-либо из двух систем шин, т.е. один ШР замкнут, а второй ШР разомкнут. При КЗ на секции, эта секция отключается секционным выключателем и шиносоединительным выключателями. В России больше 2-х систем шин не применятеся.
В такой схеме можно уменьшить число выключателей, объединив функции обходных и шиносоединительных выключателей. При двух секциях необходимо 2 выключателя QA1 и QA2 с совмещенными функциями ОВ и ШСВ.
СР – секционный разъединитель
При нормальной работе на двух системах сборных шин QS2 отключен, а QS5, QS8 и QS1 включены. Выключатель QА1 включен, он выполняет в нормальном режиме функции ШСВ.
В случае ремонта выключателя Q1, который был присоединен к СШ1 (т.е. QS3 – включен, QS4 – отключен) необходимо отключить QA1 и QS5, включить обходной разъединитель QS7. После этого надо включить выключатель QA1. На какое-то время блок включается через 2 параллельные ветви. Затем отключаем Q1, QS5, QS6, включаем заземляющие ножи и можно приступать к ремонту Q1, после окончания которого схему требуется привести в исходное состояние.
Такие схемы РУ (с 2 системами СШ и ОСШ) применяются на напряжения 110-220 кВ и большом числе подключений.
Источник
—>ЭлектрО —>
СХЕМА С ДВУМЯ СИСТЕМАМИ СБОРНЫХ ШИН
С учетом особенностей электроприемников ( I , II категорий), их схемы электроснабжения (отсутствие резерва по сети), а также большого количества присоединений к сборным шинам для главного распределительного устройства ТЭЦ при технико-экономическом обосновании может предусматриваться схема с двумя системами сборных шин (рис. 2), в которой каждый элемент присоединяется через развилку двух шинных разъединителей, что позволяет осуществлять работу как на одной, так и на другой системе шин.
Рис. 2. Схема с двумя системами сборных шин.
На рис. 2 схема изображена в рабочем состоянии: генераторы G 1 и G 2 присоединены на первую систему сборных шин К1, от которой получают питание групповые реакторы и трансформаторы связи Т1 и Т2. Рабочая система шин секционирована выключателем QK и реактором LRK , назначение которых такое же, как и в схеме с одной системой шин. Вторая система шин К2 является резервной, напряжение на ней нормально отсутствует. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительными выключателями QK 1 и QK 2, которые в нормальном режиме отключены.
Возможен и другой режим работы этой схемы, когда обе системы шин находятся под напряжением и вес присоединения распределяются между ними равномерно. Такой режим, называемый работой с фиксированным присоединением цепей, обычно применяется на шинах повышенного напряжения.
Схема с двумя системами шин позволяет производить ремонт одной системы шин, сохраняя в работе все присоединения. Так, при ремонте второй секции рабочей системы шин К1 все ее присоединения переводят на резервную систему шин К2, для чего производят следующие операции:
включают шиносоединительный выключатель QK 2 и с его привода снимают оперативный ток;
проверяют включенное положение QK 2 ;
включают на систему шин К2 разъединители всех переводимых присоединений;
отключают от системы шин К1 разъединители всех присоединений, кроме разъединителей QK 2 и трансформатора напряжения;
переключают питание цепей напряжения релейной зашиты, автоматики и измерительных приборов на трансформатор напряжения системы шин К2 ;
проверяют по амперметру отсутствие нагрузки на QK 2 ;
на привод полают оперативный ток и отключают QK 2;
производят подготовку к ремонту секции шин K 1.
При КЗ на первой секции рабочей системы шин К1 отключаются генератор G 1 , секционный выключатель QK и трансформатор связи Т1. Для восстановления работы потребителей в этом случае необходимо выполнить переключения:
отключить все выключатели, не отключенные релейной зашитой (выключатели тупиковых линий);
отключить все разъединители от поврежденной секции;
включить разъединители всех присоединений первой секции на резервную систему шин;
включить выключатель трансформатора связи Т1 , подав тем самым напряжение на резервную систему шин для проверки ее исправности;
включить выключатели наиболее ответственных потребителей;
развернуть генератор G 1 и после синхронизации включить его выключатель;
включить выключатели всех отключившихся линий.
В этой схеме можно использовать шиносоединительный выключатель для замены выключателя любого присоединения.
Рассматриваемая схема является гибкой и достаточно надежной. К недостаткам ее следует отнести большое количество разъединителей, изоляторов, токоведущих материалов и выключателей, более сложную конструкцию распределительного устройства, что ведет к увеличению капитальных затрат на сооружение ГРУ.
Существенным недостатком является использование разъединителей в качестве оперативных аппаратов. Большое количество операций разъединителями и сложная блокировка между выключателями и разъединителями приводят к возможности ошибочного отключения тока нагрузки разъединителями. Вероятность аварий из-за неправильного действия обслуживающего персонала в схемах с двумя системами шин больше, чем в схемах с одной системой шин.
Схема с двумя системами шин может быть применена на расширяемых ТЭЦ, на которых ранее была выполнена такая схема.
Источник
Две системы сборных шин с обходной
Секционированная система сборных шин с обходной
Обходная система шин позволяет на время ремонта выключателя какого-либо присоединения заменить его обходным выключателем.
Применяется на напряжениях 110 – 500 кВ. ОВ позволяет без перерыва питания вывести в ремонт выключатель любого присоединения. ШСВ (шиносоединительный выключатель) – без перерыва питания переводить присоединения с одной системы шин на другую и выводить в ремонт одну из СШ.
1. При КЗ на одной системе шин теряется только половина присоединений.
2. При выводе в ремонт одной системы шин питание присоединений переводится на вторую без перерыва питания.
3. Если требуется вывод в ремонт выключателя одного из присоединений, его заменяют обходным без перерыва питания.
1. При КЗ на линии и отказе ее выключателя должно сработать УРОВ (устройство резервирования отказа выключателя) и отключить все выключатели той системы шин, к которой подключено поврежденное присоединение.
2. При КЗ на одной из СШ теряется половина присоединений, а если при этом произошел отказ ШСВ, то теряются все присоединения.
Полуторная схема сборных шин
Схема еще носит название “3/2” – 3 выключателя на 2 присоединения.
а) полуторная схема сборных шин без чередования присоединений
1. При КЗ на одной из СШ отключаются выключатели 1-го или 3-го ряда, а все присоединения остаются в работе.
2. При выводе в ремонт I или II СШ не требуется сложных переключений. Необходимо отключить выключатели 1-го или 3-го ряда.
3. При КЗ на линии отключаются 2 её выключателя и в случае отказа одного из них либо гасится система шин без потери присоединений, либо теряется одна линия или один генератор.
4. При ремонте одной из СШ и КЗ на другой потери питания присоединений не происходит. Однако блоки выделяются каждый на свою линию.
1. Дороже, чем все предыдущие схемы, т.к. содержит в полтора раза больше выключателей.
2. Большие эксплуатационные расходы за счет большого объема ремонтных работ, так как при каждом отключении присоединения отключаются 2 выключателя – большой износ выключателей.
3. Если в ремонте находится один из выключателей 1-го или 3-го ряда и возникло КЗ на одном из присоединений, то теряем второе присоединение этого поля.
4. Большая сложность релейной защиты.
б) полуторная схема с чередованием присоединений
Преимущество данной схемы перед предыдущей состоит в том, что при ремонтах выключателей 2-го ряда и при отказе выключателей 1-го или 3-го ряда при КЗ на линии количество потерь блока будет в 2 раза меньше. При отказе выключателя произойдет погашение системы шин и потеря присоединения, выключатель которого ремонтируется. Однако, поврежденная линия может быть отключена разъединителем и питание системы шин вместе с потерянным присоединением восстановлено.
Если в схеме количество цепочек выключателей будет больше 5, то шины рекомендуется секционировать выключателем.
Благодаря высокой надежности и гибкости схема находит широкое применение в распредустройствах (РУ) 330 – 750 кВ на мощных электростанциях.
На узловых подстанциях такая схема применяется при числе присоединений восемь и более. При меньшем числе присоединений линии включаются в цепочки из трех выключателей, а трансформаторы присоединяются к шинам без выключателей, образую блок трансформатор – шины.
Схема с двумя системами шин и четырьмя выключателями на три присоединения (схема 4/3)
Схема наиболее эффективна, если число линий в 2 раза меньше или больше числа источников.
Имеет все достоинства полуторной схемы, а кроме того:
1. Более экономична (1,33 выключателя на присоединение вместо 1,5);
2. Секционирование сборных шин требуется при числе присоединений 15 и более;
3. Надежность схемы практически не снижается, если в цепочке будут присоединены две линии и один трансформатор вместо одной линии и дух трансформаторов.
1. Все недостатки, которые присущи схеме 3/2;
2. В связи с тем, что в этой схеме выключателей среднего ряда в 2 раза больше, чем в схеме 3/2, то при отказах этих выключателей вероятность потери второго присоединения будет выше.
Схема может выполняться с 1, 2, 3 или 4-х рядным расположением выключателей. Наиболее удачным является двухрядное расположение выключателей:
LR ставятся для компенсации емкостного тока, генерируемого ЛЭП на 500 кВ и выше.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник