- Экология по ремонту двигателя
- Экология автосервиса
- Выбросы от деятельности автосервиса
- Действия автосервиса по экологии
- 1 этап. Инвентаризация.
- 2 этап. Постановка на учет, как объекта негативного воздействия на окружающую среду.
- 3 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходим расчет нормативов допустимых выбросов для веществ 1,2 класса опасности, для 4 категории такого требования нет.
- 4 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходима разработка программы производственного экологического контроля.
- 5 этап. Для ОНВОС 3 категории – в течении года соблюдение требований программы производственного экологического контроля в части осуществления производственного контроля.
- 6 этап. Для ОНВОС 3 категории – до 25 марта года, следующего за отчетным необходима сдача отчета по ПЭК.
- 7 этап. Инвентаризация отходов ( по отходам вне зависимости от присвоенной категории ОНВОС).
- Ориентировочный перечень отходов, образующихся от деятельности автосервиса:
- 8 этап: Составление паспортов на отходы 1- 4 класса опасности.
- 9 этап: Ведение журнала учета отходов.
- 10 этап: Своевременная передача отходов.
- 11 этап. Сдача ежегодной статистической отчетности: 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).
Экология по ремонту двигателя
Проблема неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с каждым годом приобретает все большую актуальность, особенно в связи с резким увеличением количества автомобильного транспорта и соответственно, увеличением числа предприятий, обслуживающих этот транспорт.
Основной рекомендацией ВОЗ является срочное массовое развитие общественного транспорта, т.к. уже нынешняя плотность автотранспорта в крупных городах мира создает угрозу жителям, сравнимую разве что с войной или крупным стихийным бедствием.
Загрязнение окружающей природной среды происходит не только во время движения автомобильного транспорта по городским улицам и автотрассам, но также и при обслуживании, ремонте подвижного состава, во время проведения уборочно-моечных, контрольно-регулировочных, разборочно-сборочных, слесарно-механических, кузнечных, жестяницких, сварочных, медницких, промывочных, смазочно-заправочных, аккумуляторных, окрасочных и других видов работ на стационарных пунктах ремонта и обслуживания (АТП, АЗС, авторемонтных заводах). Все эти операции сопряжены с загрязнением всех компонентов биосферы: атмосферного воздуха, воды и почвы. При этом происходит расход конструкционных, эксплуатационных материалов и энергетических ресурсов.
На производственных участках автотранспортного предприятия, станциях технического обслуживания или авторемонтных заводах (мастерских) происходит выделение следующих загрязняющих веществ:
– оксид углерода (образуется в результате неполного сгорания топлива в двигателях внутреннего сгорания и котельных установках);
– соединения свинца (поступает в воздушную среду при пайке радиаторов, бензобаков, при ремонте аккумуляторов и т.д.);
– акролеин (СН2СНСНО) (поступает в воздух производственных помещений вместе с отработавшими газами дизельных двигателей автомобилей);
– оксиды азота (образуются при сжигании всех видов топлива);
– углеводороды (выделяются в атмосферный воздух с отработавшими и картерными газами двигателей внутреннего сгорания);
– сажа (образуется в результате термического распада молекул углеводорода в условиях сильного недостатка кислорода); во время работы дизельного двигателя в среднем выбрасывается до 1618 кг сажи на 1 т сжигаемого топлива;
– пыль (образуется в следующих процессах: горение топлива (зольный песок); обдирка, заточка, шлифовка и полировка деталей; пульверизационная окраска изделий на окрасочных участках; сжигание электродов при сварочных работах; деревообработка. Наиболее опасная по действию на человека – свинцовая пыль;
– оксиды серы (образуются при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания;
– аккумуляторная серная кислота, соляная кислота (при попадании на кожу вызывают ожоги и хронические заболевания верхних дыхательных путей);
– щелочи (применяются при обезжиривании и мойке автомобильных двигателей и других агрегатов, а также в щелочных аккумуляторах; оказывают прижигающее действие на кожу и слизистые верхних дыхательных путей;
– ароматические углеводороды (применяются как растворители красок, лаков, мастик, клеев. При хронических отравлениях ароматическими углеводородами наблюдаются поражения кроветворных органов, крови, изменения в сердечно-сосудистой системе);
– антифриз (применяется в качестве средства для предупреждения замерзания жидкости в системе охлаждения двигателя; действие на организм человека в основном наркотическое);
– смазочные масла (применяются для смазывания трущихся, вращающихся деталей). Для повышения смазывающих свойств в масла добавляются различные активирующие вещества (чаще всего сера), всевозможные присадки (полиизобутилен, соединения железа, меди и др.). Добавки в смазочные масла являются токсичными, причем, чем выше температура трущихся деталей, тем выше проявляются токсические свойства смазочных масел;
– смазочно-охлаждающие жидкости (применяются при обработке металлов резанием). В основном, это нефтяные масла (веретенное, машинное, соляровое и индустриальное). В процессе применения эмульсий состав их значительно изменяется, так как вследствие испарения воды при нагревании повышается содержание минерального масла и щелочность, увеличивается загрязнение металлическими и минеральными примесями, возрастает бактериальная флора. При попадании на вращающийся режущий инструмент или деталь, смазочно-охлаждающая жидкость разбрызгивается и загрязняет одежду рабочего, открытые части тела, воздушную среду помещения. Загрязнение смазочно-охлаждающими жидкостями приводит к развитию профессионального заболевания кожи, масляных фолликулитов (угрей), оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки верхних дыхательных путей и общее действие на организм человека при поступлении их в воздух производственных помещений в виде тумана.
В каждом автотранспортном предприятии предусмотрены участки, на которых производятся те или иные ремонтно-восстановительные или диагностические виды работ. При этом образуются производственные сточные воды, поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух и почву.
Для очистки ливневых и производственных сточных вод должны быть предусмотрены очистные сооружения с двумя вертикальными грязеотстойниками, с фильтром доочистки, бензо- и маслоуловителями, с одним вертикальным осветителем и маслосборной емкостью.
Предельная концентрация веществ не должна превышать норм, указанных в табл. 1.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнения сточных вод (СанПиН 4630-80)
Источник
Экология автосервиса
Охрана окружающей среды на автосервисе — тема этой статьи.
Вид деятельности СТО – 45.20 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Выбросы от деятельности автосервиса
Выбросы в атмосферный воздух осуществляются как от основной деятельности автосервиса, так и от вспомогательной (например, от отопления помещений).
Отопительный котел | бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) |
углерод оксид | |
азота диоксид (азота (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Мойка автотранспорта – как правило организованный, точечный источник. | углерод (сажа) |
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) | |
углерод оксид | |
керосин | |
серы диоксид (ангидрид сернистый) | |
азота диоксид (азот (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Открытые стоянки автотранспорта — неорганизованный, площадной источник. | углерод (сажа) |
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) | |
углерод оксид | |
серы диоксид (ангидрид сернистый) | |
азота диоксид (азот (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Участок ТО и ТР – техническое обслуживание и ремонт автомобилей. | углерод (сажа) |
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) | |
углерод оксид | |
керосин | |
серы диоксид (ангидрид сернистый) | |
азота диоксид (азот (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Участок кузовного ремонта – шпаклевочные работы. | диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-,м-, п-) |
бутилацетат | |
этилбензол | |
сольвент нафта | |
Участок кузовного ремонта – обработка деталей шлифовальной машиной. | пыль абразивная (корунд белый, монокорунд) |
дижелезо триоксид (железа оксид) (в пересчете на железо) | |
Участок кузовного ремонта – сварочные работы. | углерод (сажа) |
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) | |
марганец и его соединения (в пересчете на марганца (IV) оксид) | |
дижелезо триоксид (железа оксид) ( в пересчете на железо) | |
углерод оксид | |
керосин | |
серы диоксид (ангидрид сернистый) | |
азота диоксид (азот (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Малярный участок – покрасочная камера. | этилацетат |
уайт-спирит | |
метилбензол (толуол) | |
диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-,м-, п-) | |
пропан-2-он (ацетон) | |
бутан-1-ол (спирт н-бутиловый) | |
бутилацетат | |
пропан-2-ол (изопропиловый спирт) | |
1,2,4 – триметилбензол (псевдокумол) | |
циклагексанон | |
этилбензол | |
сольвент нафта | |
(хлорметил)оксиран (эпихлоргидрин) | |
Колерная | этилацетат |
уайт-спирит | |
метилбензол (толуол) | |
диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-,м-, п-) | |
пропан-2-он (ацетон) | |
2-этоксиэтанол (этилцеллозольв, этиловый спирт этиленгликоля) | |
бутан-1-ол (спирт н-бутиловый) | |
этанол (спирт этиловый) | |
бутилацетат | |
пропан-2-ол (изопропиловый спирт) | |
1,2,4 – триметилбензол (псевдокумол) | |
циклагексанон | |
этилбензол | |
сольвент нафта | |
(хлорметил)оксиран (эпихлоргидрин) |
Соответственно, деятельность СТО на объекте неразрывно связана с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником выброса вредных веществ ( в зависимости от виды деятельности- в том числе веществ 1,2 класса опасности).
Следовательно, СТО (автосервис):
— оказывают негативное воздействие на окружающую среду, выраженное в осуществлении выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
— в зависимости от осуществляемых видов работ могут относиться к III категории или IV категории.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, технические нормативы выбросов загрязняющих веществ для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 96-ФЗ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018 № 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.
Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.
Действия автосервиса по экологии
1 этап. Инвентаризация.
2 этап. Постановка на учет, как объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.
Согласно пункта 7 раздела IV Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее-Постановление) одним из критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории является наличие одновременно следующих критериев:
1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 настоящего документа);
2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно подпункта 5 пункта 6 раздела III Постановления критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Постановления и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV Постановления.
Согласно пункта 8 раздела IV Постановления осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа.
Кратенько:
— если используются для отопления отопительные котлы, попадающие под пункт 8 Критериев, и при этом в выбросах (не от отопительного котла, а от других работ) отсутствуют ЗВ 1,2 класса опасности – 4 категория ОНВОС;
— если используются для отопления отопительные котлы, попадающие под пункт 8 Критериев, и при этом в выбросах (не от отопительного котла, а от других работ) имеются ЗВ 1,2 класса опасности – 3 категория ОНВОС;
— если в выбросах присутствуют ЗВ 1,2 класса опасности – 3 категория ОНВОС;
— если количество выбросов ЗВ в атмосферный воздух равно или более 10,0 тонн в год – 3 категория ОНВОС;
— если в выбросах отсутствуют вещества 1,2 класса опасности, если количество выбросов менее 10,0 тонн в год, если нет выбросов вообще – 4 категория ОНВОС.
3 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходим расчет нормативов допустимых выбросов для веществ 1,2 класса опасности, для 4 категории такого требования нет.
4 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходима разработка программы производственного экологического контроля.
5 этап. Для ОНВОС 3 категории – в течении года соблюдение требований программы производственного экологического контроля в части осуществления производственного контроля.
6 этап. Для ОНВОС 3 категории – до 25 марта года, следующего за отчетным необходима сдача отчета по ПЭК.
7 этап. Инвентаризация отходов ( по отходам вне зависимости от присвоенной категории ОНВОС).
Ориентировочный перечень отходов, образующихся от деятельности автосервиса:
8 этап: Составление паспортов на отходы 1- 4 класса опасности.
9 этап: Ведение журнала учета отходов.
10 этап: Своевременная передача отходов.
11 этап. Сдача ежегодной статистической отчетности: 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).
Экологические требования при эксплуатации автосервиса можно применить к любым автотранспортным предприятиям.
Источник