Социальная и экономическая эффективность капитального ремонта и реконструкции зданий
Реконструкция и модернизация жилых зданий является одним из главных направлений решения жилищной проблемы.
Реконструкция здания — Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.
Основной задачей реконструкции и капитального ремонта жилых и общественных зданий является обеспечение сохранности основных фондов непроизводственной сферы, предотвращение их преждевременного выбытия, восстановление и улучшение их потребительских качеств, а также повышение комфортности.
В связи с этим реконструкцию и капитальный ремонт следует рассматривать как важную составную часть крупномасштабных социальных программ по созданию, развитию и совершенствованию материально-технической базы для решения жилищной проблемы и значительного совершенствования культурно бытового и коммунального обслуживания.
Одной из важных задач реконструкции жилого фонда является увеличение плотности застройки. Несмотря на кажущееся наличие свободных городских территорий – фактическое состояние свидетельствует об их остром дефиците.
Второй немаловажной задачей является разработка методов и новых технологий, обеспечивающих повышение эксплуатационной надежности зданий: снижение теплопотерь и энергопотребления, повышение комфортности квартир, улучшение архитектурного облика зданий.
В-третьих, реконструктивные работы с надстройкой этажей и обстройкой корпусов экономически целесообразны, так как снижают расходы на создание инфраструктуры. района застройки: прокладку дорог, инженерных сетей, транспортных магистралей и т.д.
Жилищный фонд городов и поселков городского типа РФ составляет 2.02 млрд. м 2 общей площади с населением более 70% общего числа. Среди различных групп городов процентное распределение жилищного фонда составляет:
Крупные города (более 500 тыс. жителей) — 35
Большие города ( свыше 100 тыс. жителей) – 27
Средние (свыше 50 тыс. жителей) – 10
Малые города — 28
По периодам возведения, жилой фонд распределяется следующим образом:
Дореволюционные постройки — 6 %
Здания периода строительства 1917 -1960 гг. – 24 %
Постройки периода 1961г. по настоящее время – 70 %
Анализ зарубежного опыта показывает, что доля затрат на реконструктивные работы составляет 40 -60 % затрат на новое строительство.
Особое место при реконструкции должно отводиться выполнению экологических требований, предъявляемых к строительным материалам и методам выполнения работ.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых и общественных зданий
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции (ТОРиР) зданий представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий. Эта система включает материальные, трудовые и технические ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Основные термины и определения системы ТОРиР приведены в табл. 1.1.
Система ТОРиР обеспечивает нормальное функционирование зданий в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Рекомендуемая периодичность проведения ремонтов для зданий и некоторых элементов зданий приведена в табл. 1.2. Техническое обслуживание производится постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Элементы здания | Конструкция и технические устройства, составлявшие здание и предназначенных для выполнения заданных функций |
Неисправность элемента здания | Состояние момента, при котором им не выполняется хотя бы одно из заданных эксплуатационных требований |
Повреждение элемента здания | Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния элемента здания или его составных частей |
Дефект элемента здания | Неисправность элемента здания, вызванная нарушением правил, норм и технических условий при его изготовлении, монтаже или ремонте |
Эксплуатационные показатели здания | Совокупность технических, объемно-планировочных, санитарно-гигиенических, экономических и эстетических характеристик здания, обуславливающих его эксплуатационные качества |
Техническое обслуживание здания | Комплекс работ по поддержанию исправного состояния элементов здания и заданных параметров, а также режимов работы его технических устройств |
Ремонт здания | Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания |
Текущий ремонт здания | Ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей |
Капитальный ремонт здания | Ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей |
Физический износ здания (элемента) | Показатель, характеризующий степень ухудшения технических и связанных с ними других эксплуатационных показателей здания (элемента) на определенный момент времени |
Моральный износ здания | Показатель, характеризующий степень несоответствия основных параметров, определяющих условия проживания, объем и качество предоставляемых услуг, современным требованиям |
Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации некоторых зданий и элементов до постановки на капитальный ремонт
Здания и элементы | Продолжительность эксплуатации до капитального ремонта |
Полносборные крупнопанельные, блочные, со стенами из кирпича, естественного камня и др. с ж/б перекрытиями и нормальными условиями эксплуатации | 15 –20 лет |
Фундаменты ленточные бетонные и железобетонные | 60 лет |
Бетонные и железобетонные столбы | 60 лет |
Свайные | 40 лет |
Полы паркетные | 60 лет |
Лестницы монолитные железобетонные | 60 лет |
Перекрытия железобетонные и монолитные | 80 лет |
Крыша из железобетонных кровельных панелей | 80 лет |
Покрытия крыш из рулонных материалов | 10 лет |
Покрытия крыш из керамической черепицы | 10 лет |
Двери и окна деревянные | 40 лет |
Внутренняя отделка штукатурка по кирпичу раствором | 20 лет |
Окраска безводными составами | 8 лет |
Наружная отделка штукатурка по кирпичу раствором – 20 | 20 лет |
Стены крупнопанельные (капитальные, каменные, кирпичные | 50 лет |
Водопровод и канализация: Трубы холодной воды оцинкованные Трубопроводы канализации чугунные | 30 лет 40 лет |
Горячее водоснабжение – оцинкованные трубы | 20 лет |
Центральное отопление радиаторы чугунные | 40 лет |
Электрооборудование проводка скрытая открытая | 40 лет 25 лет |
Внешнее благоустройство асфальтобетонное покрытие проездов | 10 лет |
Социальная и экономическая эффективность капитального ремонта и реконструкции зданий
Источник
Определение экономической эффективности капитального
Ремонта машин
При определении экономической эффективности капитального ремонта учитывают эффект, получаемый в предприятии от использования капитально отремонтированных машин. В расчете на единицу наработки (километр пробега) они должны давать больший экономический эффект по сравнению с новыми машинами. Это выражается в экономии затрат труда, материалов и капитальных вложений при использовании отремонтированных машин по сравнению с новыми. Учитывают затраты на поддержание машин в работоспособном состоянии за планируемые периоды их использования: новых – до первого капитального ремонта; отремонтированных – от начала поступления новых машин в эксплуатацию до конца их эксплуатации после выполнения капитального ремонта. При втором и третьем капитальных ремонтов возможна также экономическая оценка их эффективности. В этом случае затраты берут за весь период эксплуатации машин, включая и предыдущие ремонты.
При определении экономической эффективности от капитального ремонта машин учитывают изменение значений технических параметров (мощности двигателя, удельного расхода топлива и т.д.).
Экономическая эффективность от капитального ремонта машин достигается за счет меньших затрат на восстановление утраченных потребительских свойств по сравнению с изготовлением новой техники, снижения эксплуатационных затрат в результате распределения ее амортизаций на значительно больший объем работ в связи с продлением ее срока службы и экономии капитальных вложений на производстве машин.
Экономическую эффективность капитального ремонта машин, получаемую предприятием, в сравнении с новыми машинами определяют по формуле:
(3.359)
где Эп – экономическая эффективность капитального ремонта, руб.;
– эксплуатационные затраты на выполнение механизированных работ новыми и капитально отремонтированными машинами в до- и послеремонтный период, руб.;
– остаточная стоимость после эксплуатации новых и капитально отремонтированных машин, руб.;
Тн, Ткр – наработка новой и капитально отремонтированной машины, ч.
Остаточную стоимость машин устанавливают исходя из их технического состояния и возможности дальнейшего использования или получения узлов, агрегатов и деталей, пригодных для ремонта других машин.
Эффективность, получаемую в результате применения различных технологий выполнения ремонта, подразделяют на эффект, достигаемый производителем ремонтных работ и достигаемый предприятием.
Экономическая эффективность, получаемая потребителем, выражается в получении прибыли или в снижении затрат на выполнение механизированных работ и рассчитывается по формуле:
(3.360)
где – эксплуатационные затраты машин, отремонтированных по новой и базовой технологиям за послеремонтный период, руб.;
– наработка машин по новой и базовой технологиям за послеремонтный период, ч.
Состав и расчет эксплуатационных затрат на выполнение механизированных работ приведен ниже.
Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (эксплуатационные затраты) являются комплексной статьей затрат в структуре себестоимости.
Статьи эксплуатационных затрат в зависимости от вида и объема выполняемых за год механизированных работ (годовой загрузки) подразделяются на постоянные и переменные.
К постоянным расходам, не зависящим от изменения объемов выполненных работ (годовой загрузки), относятся амортизационные отчисления, расходы на содержание зданий, страхование, налоги, накладные расходы.
К переменным, изменяющимся прямо пропорционально объему работ (годовой загрузке), относятся затраты на техническое обслуживание и ремонт, топливо и энергию, вспомогательные материалы и оплату труда с отчислениями на социальные нужды и прочие затраты.
Эксплуатационные затраты Сэкс определяют по формуле:
(3.361)
где Са – амортизационные отчисления на эксплуатацию машин и оборудования, руб.;
Скр – проценты за кредит, руб.;
Стор – затраты на техническое обслуживание и ремонт, руб.;
Ст – затраты на топливо, руб.;
Сзп – оплата труда с отчислениями на социальные нужды, руб.;
Сстр – страховые платежи, руб.;
См – вспомогательные материалы, руб.;
Спр – прочие затраты, руб.
В зависимости от объекта экономической оценки эксплуатационные затраты рассчитывают тремя способами:
1 способ – на единицу механизированных работ;
2 способ – на полный объем работ, выполняемый комплексом машин;
3 способ – на машинный парк (полный объем механизированных работ по предприятию, подразделению).
При втором способе рассчитывают эксплуатационные затраты на выполнение всех механизированных работ, исходя из их объемов, при третьем способе – затраты на амортизацию, ремонт и обслуживание машин, страхование, налоги, исходя из потребного парка машин. Заработную плату, расход дизельного топлива, бензина и электроэнергии устанавливают по технологическим картам в зависимости от объема работ.
Амортизационные отчисления на эксплуатацию машин и оборудования Са определяют по следующим формулам:
а) на единицу работы
(3.362)
б) на полный объем отдельных работ, выполняемых комплексом машин
(3.363)
в) на машинный парк (полный объем механизированных работ по предприятию, подразделению)
(3.364)
где Сб – балансовая стоимость машин и оборудования, руб.;
На – норма амортизационных отчислений, %;
tг – годовая загрузка машины (нормативная, расчетная или фактическая), ч;
Пч – производительность эксплуатационного времени, м 3 /ч, т/ч, т·км/ч;
Вг – годовой объем работ, м 3 , т, т∙км;
К – количество всех видов техники.
Балансовая стоимость машин Сб складывается из цены завода-изготовителя, налога на добавленную стоимость и снабженско-сбытовой наценки торговых посредников (включая транспортные расходы на доставку техники от завода-изготовителя до базы посредника), затраты предприятия на доставку от посредника, досборку и регулировку, а для стационарного оборудования – затраты на строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
По действующему порядку налог на добавленную стоимость на технику компенсируется предприятием из бюджета, поэтому при определении хозрасчетной (коммерческой) эффективности он не включается в балансовую стоимость техники, но обязательно учитывается при определении народнохозяйственной (бюджетной) эффективности.
В статье затрат платежи по кредитам Скр отражают затраты по выплате процентов за кредит на приобретение техники по плановой (фактической) учетной ставке коммерческих банков. Их учитывают в год планируемого возврата.
Затраты на техническое обслуживание и ремонт Стор определяют по формулам:
а) на единицу работы
(3.365)
б) на полный объем отдельных работ, выполняемых комплексом машин
(3.366)
в) на машинный парк или полный объем механизированных работ по предприятию (подразделению)
(3.367)
где Нтор – норматив затрат на техническое обслуживание и ремонт машин, % балансовой стоимости;
Тг – нормативная (годовая) загрузка машин, ч.
При определении затрат на техническое обслуживание и ремонт расчеты производятся по балансовой стоимости машин и оборудования в действующих ценах с учетом затрат на доставку и монтаж, а не по фактически сложившимся на предприятии.
Стоимость топлива на единицу работы Ст определяется по формулам:
а) при наличии норм расхода на единицу работы
где Нт – норма расхода топлива на единицу работы, кг/мото-ч (л/мото-ч);
Цт – цена топлива, руб./ кг (руб./ л);
Кз – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты по температурным зонам (принимается согласно данным таблиц 3.140 и 3.141).
б) при отсутствии норм
(3.369)
Расход топлива за 1 час работы, определяют по формуле:
(3.370)
где Nе – мощность двигателя, кВт (л.с.);
qе – удельный расход топлива в расчете на 1 кВт (л.с.), кг, т;
КN – коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (принимается по данным таблицы 3.142);
Км – коэффициент использования мощности двигателя на данной работе (см. табл.3.142).
Таблица 3.140 – Деление территории РФ по температурным зонам
Наименование республик, краев и областей | Температурная зона | Наименование республик, краев и областей | Температурная зона |
Амурская | Костромская | ||
Архангельская | Ленинградская | ||
Кировская | Московская | ||
Вологодская | 3, 4 | Рязанская | |
Иркутская | Тюменская |
Таблица 3.141 – Коэффициент Кз, учитывающий дополнительные
затраты по температурным зонам
Температурная зона | Среднегодовой | Среднезимний |
1,01 | 1,04 | |
1,02 | 1,06 | |
1,04 | 1,10 | |
1,06 | 1,13 | |
1,08 | 1,15 | |
1,12 | 1,20 | |
7, 8 | 1,13 | 1,20 |
Стоимость топлива на полный объем работ определяется по технологической карте путем суммирования расходов по всем механизированным работам:
(3.371)
Оплату труда машинистов на выполнение единицы работы определяют по формуле:
(3.372)
где Стар – тарифная ставка машиниста за выполнение работы, руб./ч;
Ксл – коэффициент сложности работ;
Кд – коэффициент дополнительной платы работников (премий за выполнение работы в напряженный период);
Ро – число обслуживающего персонала, чел.
Таблица 3.142 – Значения коэффициента КN, учитывающего изменение
расхода топлива в зависимости от степени использования мощности
Nе | qе | Значение КN при соответствующих значениях Км | ||||||
0,40 | 0,45 | 0,50 | 0,55 | 0,60 | 0,66 | 0,70 | 0,80 | 0,90 |
Тракторные дизели | ||||||||
1,19 | 1,14 | 1,09 | 1,06 | 1,025 | 1,0 | 0,97 | 0,94 | 0,93 |
1,28 | 1,215 | 1,16 | 1,12 | 1,09 | 1,07 | 1,05 | 1,015 | 0,99 |
1,26 | 1,20 | 1,14 | 1,11 | 1,08 | 1,07 | 1,05 | 1,03 | 1,02 |
– | – | – | – | 1,06 | 1,07 | 0,97 | 0,92 | 0,85 |
1,21 | 1,17 | 1,12 | 1,11 | 1,09 | 1,07 | 1,06 | 1,04 | 1,03 |
1,39 | 1,24 | 1,21 | 1,16 | 1,09 | 1,07 | 1,00 | 0,97 | 0,96 |
1,25 | 1,22 | 1,16 | 1,13 | 1,12 | 1,07 | 1,06 | 1,02 | 1,01 |
Автомобильные дизели | ||||||||
– | – | – | – | 1,23 | 1,18 | 1,15 | 1,13 | 1,12 |
– | – | 1,01 | 1,01 | 1,01 | 1,00 | 1,00 | 1,01 | 1,03 |
– | 1,04 | 1,03 | 1,03 | 1,01 | 1,00 | 1,01 | 1,03 | 1,04 |
– | – | – | – | – | 1,01 | 1,00 | 1,01 | 1,01 |
– | 1,03 | 1,02 | 1,01 | 1,00 | 1,00 | 1,02 | 1,03 | 1,05 |
Карбюраторные двигатели | ||||||||
– | – | 1,12 | 1,08 | 1,06 | 1,05 | 1,03 | 1,02 | 1,05 |
1,05 | 1,04 | 1,03 | 1,03 | 1,02 | 1,02 | 1,03 | 1,03 | 1,03 |
1,06 | 1,04 | 1,04 | 1,03 | 1,03 | 1,02 | 1,03 | 1,04 | 1,05 |
Тарифную ставку машиниста Стар определяют исходя из сложившейся в организации или регионе системы оплаты труда.
При использовании системы натуральной оплаты выдаваемую продукцию оценивают по свободным рыночным ценам. При этом учитывают также выплаты стимулирующего характера:
– премии за высокие производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, надбавки и доплаты за работу в ночное время или в многосменном режиме;
– оплату ежегодных и дополнительных отпусков, а также времени на прохождение медицинских осмотров, выполнение государственных и общественных обязанностей;
– надбавки за стаж работы по специальности на данном предприятии;
– выплаты по районным коэффициентам и за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях;
– надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.
Общую сумму отчислений на социальные нужды, Сот, руб., определяют по формуле:
(3.373)
где Зг – годовой фонд оплаты труда машинистов, руб.;
Кс – норматив отчислений на социальные нужды, %.
В отчисления на социальные нужды включают выплаты на социальное страхование, в государственный фонд занятости, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования от всех выплат в виде оплаты труда.
Общие затраты на страхование техники Сстр за год определяются по формуле:
(3.374)
где Нстр – норма страхования за год, % от балансовой стоимости.
При расчете на единицу работы формула (3.374) примет вид:
(3.375)
При расчете на полный объем работ:
(3.376)
Затраты на вспомогательные материалы на единицу работы См определяются по формуле:
где Нм – удельный расход материалов на единицу наработки;
Цм – цена единицы расходуемого материала, руб.
В статье «Налоги» показывают общую величину взимаемых с предприятия федеральных, региональных и местных налогов, прямо или косвенно относимых на парк машин и оборудования. Сумма налогов принимается равной:
где Нгт – сборы, взимаемые инспекцией Гостехнадзора за регистрацию машин, выдачу номерного знака и паспорта, ежегодный технический осмотр техники и выдачу талона (допуска на эксплуатацию) о его прохождении и т.д., руб.;
Ним – налог на имущество, руб.;
Нэк – экологический налог, руб.;
Нтр – транспортный налог, руб.
Сумма каждого вида налога определяется в соответствии с действующими нормативными актами. При этом общая сумма налогов включается в аналогичную статью затрат по всему предприятию или подразделению на полный объем работ (3 вариант расчетов).
Величину налогов определяют по формуле:
(3.379)
Сборы, взимаемые инспекцией Гостехнадзора в течение года Нгт, определяются по формуле:
(3.380)
где Нр – сбор за регистрацию машин, выдачу номерного знака и технического паспорта, руб.;
Т – срок эксплуатации машины, лет;
Нто – сбор за ежегодный технический осмотр, руб.
Сумму налога на имущество Ним определяют по формуле:
(3.381)
где Сбj – балансовая цена j-й машины, руб.;
Кi – количество i-х машин, необходимых для выполнения годового объема работ на предприятии, руб.;
аj – отчисления на реновацию по j-й машине (норматив износа берут за четыре года);
Ким – ставка налога на имущество (принимается равной Ким = 0,02).
Налогом на имущество облагают предприятия, в которых выручка от производства продукции (работ, услуг) за отчетный период составляет не менее 70 % общей выручки.
Сумма экологического налога Нэк определяется по формуле:
(3.382)
где Nе – мощность двигателя, кВт (л.с.);
Кi – количество i-й техники;
Н1 – комплексный норматив экологических затрат в расчете на один кВт (л.с.), руб.;
qе – годовой расход топлива и смазочных материалов, т;
Н2 – комплексный норматив экологических затрат в расчете на одну израсходованную тонну топлива, руб.
Транспортный налог Нтр определяется по формуле:
где Зг – годовой фонд оплаты труда при выполнении механизированных работ в предприятии, руб.;
Ктр – ставка транспортного налога (принимается равной Ктр = 0,01).
Экономический эффект, получаемый производителем ремонтных работ, выражается в получении прибыли за счет применения новой технологии и определяется по формуле:
(3.384)
где Пн, Пб – прибыль по новому и базовому вариантам, руб.;
Тн, Тб – наработка машин после ремонта по новой и базовой технологиям, ч.
Абсолютное значение прибыли П на выпуске i-го вида ремонтной продукции определяется по формуле:
где Цi – отпускная цена i-го вида продукции, руб./шт;
Сi – себестоимость единицы ремонта i-го вида продукции, руб./шт;
Ni – программа ремонта i-го вида продукции, шт.
В случае если известна отпускная цена и себестоимость выпускаемой продукции по новому варианту технологии ремонта, в первую очередь необходимо рассчитать себестоимость единицы ремонта и на ее основе, с учетом допустимого уровня рентабельности, установить цену за отремонтированный объект, а в последующем определить абсолютную прибыль.
Себестоимость единицы ремонта Ср, руб., определяется по формуле:
где Сзп – полная заработная плата производственных рабочих, руб.;
Снч – начисления на заработную плату, руб.;
Сзч, См – стоимость, соответственно, запасных частей и материалов, руб.;
Ск – оплата ремонтных работ, выполняемых по кооперации на других предприятиях, руб.;
Сопу – расходы, связанные с организацией производства и управлением, руб.;
Свп – внепроизводственные расходы, руб.
Полная заработная плата производственных рабочих Сзп состоит из основной Сзпо и дополнительной Сзпд:
К основной относится заработная плата, начисляемая рабочим за непосредственное выполнение технологических операций, работ, услуг и заказов. Она зависит от принятой формы оплаты труда (сдельная или повременная), объема работы (трудоемкости) и квалификации исполнителя, которая определяется разрядом работ. В состав основной заработной платы включаются премиальные выплаты производственным рабочим из единого фонда оплаты труда (ЕФОТ) на предприятии.
В целом для ремонтного предприятия основная заработная плата производственным рабочим может быть рассчитана по формуле:
(3.388)
где Ti – трудоемкость i-й операции при ремонте, чел-ч;
Счi – часовая тарифная ставка рабочих при выполнении i-й операции, руб./ч (рассчитывается по нижеприведенной методике);
Кп – коэффициент, учитывающий выплаты стимулирующего характера по системным положениям из ЕФОТ (в расчетах можно принять Кп = 1,2…1,4 или по первичным документам бухгалтерского учета предприятия). Чем сложнее работы, тем большее значение Кп необходимо принимать. Так, например, за работу по смежным профессиям и подвижной характер работы Кп может увеличиваться на 16…24 %, за сложность условий труда – на 12…24 %;
Кр – районный коэффициент к заработной плате (принимается по данным таблицы 3.143);
n – число операций (работ) при ремонте.
Таблица 3.143 – Величины районных коэффициентов к заработной
плате (взяты выборочно по областям РФ)
Область | Величина Кр | Область | Величина Кр |
Амурская | 1,3. 1,4 | Костромская | 1,6 |
Архангельская | 1,6 | Ленинградская | 1,0 |
Кировская | 1,16 | Московская | 1,0 |
Вологодская | 1,0. 1,15 | Рязанская | 1,0 |
Иркутская | 1,0. 1,4 | Тюменская | 1,15. 2,0 |
Учитывая постоянный рост цен на все виды товаров и услуг и периодическую индексацию минимальной заработной платы в целом по стране, студент должен рассчитать часовые тарифные ставки по видам выполняемых работ. Расчеты при этом следует выполнять на основе уровня минимального размера оплаты труда Зmin, установленного Правительством РФ на момент выполнения дипломного проекта, месячного фонда времени рабочих и межразрядных тарифных коэффициентов.
Часовая тарифная ставка производственного рабочего i-го тарифного разряда Счi определяется по формуле:
(3.389)
где Фмi – месячный фонд времени рабочего i-го тарифного разряда (в расчетах можно принять Фмi = 170 ч);
Кj – тарифный коэффициент рабочего j-й квалификации (принимается согласно данным таблиц 3.144 и 3.145).
Часовая тарифная ставка для остальных разрядов рабочих определяется как произведение установленной часовой тарифной ставки рабочего 1-го разряда и соответствующего тарифного коэффициента (см. табл. 3.145).
Пример 3.13. Уровень минимальной месячной тарифной ставки по стране установлен в размере Зmin = 1100 руб. Необходимо рассчитать часовую тарифную ставку рабочего 5-го разряда.
Решение. В таблице 3.145 указанному разряду соответствует тарифный коэффициент К5 = 2,44. Тогда часовая тарифная ставка рабочего 5-го разряда составит:
руб./ч.
Таблица 3.144 – Квалификационные разряды некоторых видов работ
Наименование работ | Средний разряд работ |
Разборочные, моечные | II |
Дефектовочные, комплектовочные | V |
Слесарные | IV |
Сборочные, шиноремонтные | III |
Испытательно-регулировочные | IV |
Карбюраторные, ремонт дизельной топливной аппаратуры | IV |
Электроремонтные | IV |
Станочные | IV |
Кузнечно-термические, сварочно-наплавочные, медницко-жестяницкие | IV |
Столярно-обойные, обойно-малярные | III |
Таблица 3.145 – Значения тарифных коэффициентов по разрядам
Тарифный разряд | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
Тарифный коэффициент, Кj | 1,00 | 1,30 | 1,69 | 1,91 | 2,16 | 2,44 | 2,76 | 3,12 | 3,53 | 3,89 | 4,51 | 5,10 |
Аналогично определяют часовые тарифные ставки других разрядов рабочих. При выполнении проекта по материалам конкретного предприятия можно принять часовые тарифные ставки, действующие в данной организации.
Дополнительная заработная плата производственным рабочим предусматривает выплаты за неявочное (не проработанное на производстве) время. В нее включаются оплата основных и дополнительных отпусков, выплаты за время выполнения общественных и государственных обязанностей, длительное время работы на одном предприятии, неиспользованный отпуск, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ и другие виды расходов, произведенный в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.
Величина дополнительной заработной платы Сзпд рабочим может составлять 15…40 % от величины основной заработной платы Сзпо:
Величину дополнительной заработной платы можно принимать по первичным документам бухгалтерского учета предприятия.
На полную заработную плату производственных рабочих производятся начисления на социальное и медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, а также отчисления в различные фонды (пенсионный, занятости и др.), формируемые в рамках государственного бюджета. При этом начисления на заработную плату Снч определяются от суммы основной и дополнительной заработной платы в размере 26,2 %:
Учитывая то, что указанный процент неоднократно изменялся за последние годы, в дальнейшем необходимо следить за устанавливаемой государством его величиной.
Затраты на запасные части Сзч являются самой крупной статьей затрат в составе себестоимости работ. Наиболее точно они могут быть определены на основе действующих годовых норм расхода запасных частей. При реконструкции подразделений для определения этой статьи затрат следует принимать ранее сложившиеся на предприятии нормы расхода запасных частей с учетом внедрения новых технологических процессов ремонта.
Применительно к проекту стоимость запасных частей допускается определять в процентном отношении от отпускной цены Цотп за отремонтированный объект (для тракторов – 12…16 %, автомобильной техники – 8…10 %).
При укрупненных расчетах затраты на запасные части можно принять 330…350 % от полной заработной платы производственных рабочих:
Годовые затраты на материалы См (металлопрокат, заготовки, моющие средства, электроды, ремонтные, обивочные материалы и др.) наиболее точно определяются, как и затраты на запасные части по установленным нормам или по фактически сложившемуся уровню на действующих предприятиях:
где Gм – удельный расход материалов на единицу наработки (пробега), руб./мото-ч или руб./км (принимается по данным предприятия);
tпл.г, Lпл.г – соответственно планируемая среднегодовая наработка тракторов, мото-ч и планируемый среднегодовой пробег автомобильной техники, км (принимаются из организационно-технологического раздела проекта);
Nсп, Аи – соответственно списочное количество тракторов и автомобилей (принимается из исходных данных на проектирование предприятия).
Затраты на материалы См также могут быть определены в виде некоторой доли от затрат на запасные части:
где Км – коэффициент, учитывающий долю затрат на материалы (принимается равным Км = 0,05. 0,10).
При укрупненных расчетах затраты на материалы можно принять 25…40 % от полной заработной платы производственных рабочих:
Сумма затрат на материалы обычно устанавливается в целом для предприятия. При этом затраты применительно к проектируемому объекту определяются пропорционально трудоемкости ремонта (для конкретного объекта).
Затраты на оплату работ, выполняемых по кооперации Ск, определяют на основе действующих договорных цен на соответствующие виды продукции.
Учитывая определенную сложность расчета затрат на запасные части Сзч, материалы См и оплату работ по кооперации Ск, в дипломном проекте их можно не определять. При этом данную группу затрат рассчитывают исходя из сложившегося соотношения всех составляющих полной себестоимости ремонта Ср.
Исходя из анализа себестоимости ремонта машин на многих специализированных предприятиях, затраты на запасные части, материалы и оплату работ по кооперации можно принять в процентах от полной себестоимости ремонта (55…65 % по двигателям, 60…70 % по полнокомплектной машине):
Следовательно, доля остальных статей себестоимости ремонта составит 30…45%:
Поэтому для определения полной себестоимости ремонта соответствующего объекта по укрупненному методу расчета необходимо преобразовать формулу (3.398) и подставить значения входящих в нее показателей:
(3.399)
Расходы, связанные с организацией производства и управлением Сопу, состоят из двух частей: общепроизводственных (цеховых) расходов и общезаводских (общехозяйственных) расходов.
Внепроизводственные расходы Свп связаны главным образом со сбытом отремонтированной продукции и содержанием вышестоящих организаций.
Как правило, Сопу и Свп, которые еще иногда называют накладными расходами (поскольку они обеспечивают весь выпуск продукции и как бы накладываются – распределяются на него), исчисляются в процентах от основной заработной платы производственных рабочих.
При укрупненных расчетах суммарную величину накладных расходов Снр можно принять в пределах 200…350 % основной заработной платы (без премиальных выплат):
(3.400)
В настоящее время наиболее приемлемым для хозрасчетной деятельности специализированных предприятий является самостоятельное установление отпускных цен за выпускаемую продукцию. Отпускная цена за отремонтированный объект может быть определена по следующей формуле:
где С – полная себестоимость ремонта единицы изделия, руб.;
Нпр – нормативная прибыль при ремонте, руб.
Нормативную прибыль определяют исходя из уровня рентабельности по себестоимости ремонта продукции:
(3.402)
где Rс – рентабельность по себестоимости (в расчетах необходимо принять для ремонтных предприятий Rс = 25…30 %).
Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений определяется по формуле:
где Кд – объем дополнительных капитальных вложений, руб.;
Эп – сравнительная экономическая эффективность, руб.
Результаты расчетов сводят в таблицы 3.146 и 3.147, по данным которых делают вывод о целесообразности внедрения той или иной технологии ремонта машин.
Таблица 3.146 – Экономическая эффективность капитального ремонта машин, получаемая потребителем (для случая использования формул 3.359 и 3.360)
Наименование показателей | Обозначения | Вариант | Прирост (+) Снижение (–) |
Базовый | Новый | ||
Эксплуатационные затраты, всего, руб. | Сэкс | ||
Амортизационные отчисления, всего, руб., в том числе: машин и оборудования зданий и сооружений | Са | ||
Процент за кредит, руб. | Скр | ||
Техническое обслуживание и ремонт, всего, руб., в том числе: машин и оборудования зданий и сооружений | Стор | ||
Топливо и энергия, руб. | Ст | ||
Оплата труда с отчислениями на социальные нужды, всего, руб., в том числе: заработная плата отчисления на социальные нужды | Сп Сзп Сот | ||
Наименование показателей | Обозначения | Вариант | Прирост (+) Снижение (–) |
Базовый | Новый | ||
Страховые платежи, руб. | Сстр | ||
Вспомогательные материалы, руб. | См | ||
Налоги, руб. | Сн | ||
Прочие затраты, руб. | Спр | ||
Накладные расходы, руб. | Снр | ||
Ресурс машины, ч | Т | ||
Остаточная стоимость машины, руб. | Сост | ||
Сравнительная экономическая эффективность, руб. | Эп |
Таблица 3.147 – Экономическая эффективность капитального ремонта
машин, получаемая потребителем (для случая использования формулы 3.384)
Источник