Экономическая нецелесообразность ремонта обоснование
В настоящее время роль ремонта оборудования изменилась. Ремонт перестал быть основной, наиболее эффективной формой восстановления работоспособности технологического оборудования. Ведущая роль здесь принадлежит замене морально устаревшей техники на новую. Однако экономический кризис не позволяет предприятиям промышленности осуществлять большие вложения в приобретение нового оборудования. Следовательно, важной проблемой остается эффективное восстановление работоспособности технологического оборудования путем ремонта.
Любая организация рано или поздно сталкивается с необходимостью произвести ремонт собственных основных средств в целях поддержания их в рабочем состоянии [1, с. 26].
В практике хозяйствования роль ремонта заметно изменяется. Признано необходимым сделать упор на техническое перевооружение предприятий. Практика, когда многие действующие предприятия долгие годы технически не обновлялись, а из них выжималось все возможное, привела к тому, что при значительном вводе новых производственных объектов большая доля основных производственных фондов остается устаревшей. Как следствие, на протяжении многих лет снижается фондоотдача, уровень фондовооруженности остается низким.
Методической основой решения рассматриваемой проблемы является положение о характере износа машин и его возмещения. Оно основывается, во-первых, при случайном характере ремонтных работ, затраты распределяются неравномерно между различными периодами жизни основных средств. Во-вторых, чем больше изношен и старчески ослаб материал, из которого сделан объект, тем многочисленнее и значительнее становятся ремонтные работы, необходимые для того, чтобы поддерживать существование машины до конца периода средней продолжительности ее жизни.
Практика промышленных предприятий показывает, что около 55–90 % общего числа всех деталей, заменяемых при ремонте металлорежущих станков, выходят из строя из-за постепенного нарастающего их физического износа и 10–15 % – вследствие случайных поломок.
Нарастающий физический износ сопровождается снижением точности работы технологического оборудования, уменьшением мощности и производительности орудий труда и так далее. При этом не только нарастает материальный износ основных средств, но и увеличивается эксплуатационные и ремонтные расходы. Наконец наступает момент, когда дальнейшая эксплуатация данной единицы основных средств становится экономически нецелесообразной.
Интенсивность физического износа отдельных видов и моделей основных средств является неодинаковой во времени и зависит от конструктивных и технологических особенностей их изготовления, качества и долговечности применяемых при изготовлении и последующих ремонтах материалов, индивидуальных условий эксплуатации, квалификации работающего на нем персонала и персонала, занятого техническим обслуживанием основных средств.
Физический износ является следствием механического снашивания отдельных деталей машин или оборудования, деформирования различных поверхностей, усталостное разрушения металла в результате физико-химических процессов. Кроме того, оборудование подвергается физическому износу и в результате неиспользовании. Это проявляется в виде коррозии метала, гниения древесины, старения резины и т.д. Например, когда основные средства в течение длительного времени ожидают монтажей и хранятся под открытым небом или в малоприспособленных для этой цели помещениях.
Физический износ основных средств вследствие их производственного использования условно можно разделить на две части: одна часть его периодически устраняется путем проведения соответствующих ремонтных операций, а вторая – представляет собой старение, которое невозможно устранить таким способом. С течением времени оно постепенно накапливается и в конечном счете проводит ту или иную машину к такому техническому состоянию, когда дальнейшее использование ее в качестве орудия труда становится невозможным. Другими словами, наступает полный физический износ, требующий замены объекта основных средств на новый. В связи с этим принято различать устранимый и неустранимый физический износ основных средств. В первом случае он является временным, во втором – постоянным.
В настоящее время особо актуален не физический, а моральный износ. Во всех отраслях промышленности происходит все более ускоряющийся процесс замены старого оборудования новым, особенно если речь идет о компьютерной технике. Но этот процесс ограничен возможностями большинства предприятий. Кроме того, в некоторых случаях постановка вопроса обновления парка в форме – все или ничего – неправильна с точки зрения решения проблемы технического перевооружения, поскольку иногда затраты на модернизацию, проводимую одновременно с ремонтом, бывают более эффективными, чем замена старой техники [6]. Таким образом, повышение эффективности производства, являющееся конечной целью внедрения новой техники, должно осуществляться не только путем полной замены устаревшей техники, но и на основе улучшения всей системы воспроизводства техники, включая совершенствование системы модернизации и ремонта. Поэтому в настоящее время и в будущем многие виды оборудования подвергаются и будут подвергаться в процессе эксплуатации модернизации и ремонтам.
Обобщая вышеизложенное, мы сгруппировали формы воспроизводства парка оборудования, в зависимости от эффективности различных форм возмещения и определения масштаба и необходимости ремонта, модернизации и замены (рисунок).
В решении стоящих перед экономикой страны задач перехода на преимущественно интенсивный путь развития ключевое место, несомненно, занимают проблемы качественного обновления производства на основе высокоэффективных достижений научно-технического прогресса. Вместе с тем опыт работы ремонтных служб передовых промышленных предприятий показывает, что физический износ узлов и деталей почти любой степени можно устранить при помощи проведения соответствующего ремонта и тем самым восстановить в той или иной степени первоначальные технико-эксплуатационные свойства машин и оборудования в зависимости об объема и качества произведенных ремонтных работ.
Ремонт связан с устранением повреждений и неисправностей, заменой изношенных конструкций и деталей, профилактическими мероприятиями. Он не приводит к изменению основных ключевых технико-экономических показателей объекта, хотя в процессе ремонта отдельные детали основного средства, как правило, заменяются на более современные, технологически сложные и долговечные [2, с. 109].
Таким образом, ремонт следует рассматривать как комплекс работ по восстановлению первоначальных технико-эксплутационных свойств орудий труда. Однако следует заметить, и это подтверждает опыт передовых ремонтных служб промышленных предприятий, что можно добиться и определенного улучшения отдельных первоначальных технико-экономических характеристик ремонтируемых орудий труда.
Одним из важнейших вопросов ремонтного производства является определение экономической сущности ремонтов и их классификация. Здесь необходимо отметить, что с увеличением времени функционирования возрастает накопленный износ оборудования. Это приводит к росту числа объектов и средних затрат на ремонт, и каждый последующий год эксплуатации, после очередного капитального ремонта остаточный, неустранимый материальный износ оборудования увеличивается, что, в свою очередь, приводит к сокращению сроков наступления последующих ремонтов. Остаточный, неустранимый материальный износ представляет собой неустранимую внутреннюю усталость, которая накапливается в металле, из которого изготовлено оборудование [3].
Нередко можно встретить утверждение, что если стоимость капитального ремонта составляет 70–80 % стоимости новой машины, то осуществлять капитальный ремонт экономически нецелесообразно. Однако простое сравнение стоимости новой машины с затратами на ее капитальный ремонт не может быть приемлемым. Это объясняется прежде всего тем, что при таком сравнении во внимание принимаются только затраты и игнорируется качество ремонта. В ряде случаев ремонт может восстановить эксплуатационные качества изношенной машины на более или менее длительный период.
По мере развития технического прогресса объем капитального ремонта будет уменьшаться. Однако в современных условиях из-за невозможности удовлетворить потребности в замене оборудования и по ряду других причин, обусловленных как экономической, так и технической необходимостью, отказываться от капитального ремонта преждевременно.
Классификация форм воспроизводства оборудования
Результаты ремонтного производства оказывают влияние на эффективность работ основного производства, предприятия в целом. Несомненно, ремонт в современных условиях продолжает оставаться одним из важнейших факторов повышения эффективности использования основных средств. Поэтому необходимо все больше внимания уделять вопросам совершенствования ремонтного производства, повышения его эффективности.
Необходимость проведения капитального ремонта вызывается тем, что в течение ряда лет цены на многие новые машины растут быстрее их производительности. Это зачастую объясняется не изменением технических характеристик оборудования, а высокими темпами инфляции. Поэтому отрицательные экономические последствия материального износа могут довольно длительное время компенсироваться с помощью капитальных ремонтов.
Предсказать точный срок, когда произойдет поломка того или иного производственного оборудования, автотранспорта и прочих основных средств, крайне трудно. Внезапные серьезные поломки, требующие значительных средств на приведение имущества в работоспособное состояние, могут сказаться на размере прибыли [4, с. 34].
Однако преувеличение роли и значения капитального ремонта, модернизации действующего оборудования также нежелательны, как и недопонимание вопроса о пределах, в которых их проведение экономически целесообразно. Для принятия решений о направлениях воспроизводства оборудования нужны квалифицированные рекомендации, основанные на точных экономических расчетах. Недооценка обоснований приводит к тому, что срок службы по ряду массовых видов техники чрезмерно велик и сопровождается большими затратами на ремонты, отвлекает значительную часть трудовых и материальных ресурсов на их проведение.
Основным назначением ремонтных работ, включая ремонтно-профилактические работы, является снижение износа и поддержание основных средств в работоспособном состоянии, сохранение необходимой точности в работе производственного оборудования. Объектами ремонтных работ являются средства труда, находящиеся в эксплуатации.
Однако этим не должны ограничиваться сущность и назначение ремонтных работ. Дело в том, что находящиеся в эксплуатации основные средства систематически подвергаются и другим ремонтно-профилактическим операциям, предупреждающим преждевременный физический износ. Кроме того, в процессе ремонта основных средств зачастую достигается также улучшение первоначальных эксплуатационных качеств. Общеизвестной, например, является практика восстановления и упрочнения износившихся деталей, применение деталей из современных материалов, которые обладают значительно большей износоустойчивостью.
Исследования показывают, что каждый межремонтный цикл характеризуется своей динамикой и уровнем затрат на ремонты. Каким бы качественным ни был ремонт, превратить побывавший в эксплуатации станок в новый невозможно. В результате наблюдается повышение уровня и интенсивности нарастания ремонтных работ в каждом последующем цикле. Как показывает практика, стоимость второго ремонта увеличивается примерно на 10–15 % от стоимости первого, а третьего – на 25–30 % соответственно. В такой ситуации большое значение приобретает удешевление ремонта за счет усовершенствования ремонтного производства. Повышение эффективности ремонтов проявляется в уменьшении затрат на их проведение, сокращении времени простоев оборудования в ремонте.
Все это делает необходимым создание совершенной системы управления затратами на ремонт. В развитии самой системы управления предполагается и решение вопросов совершенствования учета затрат на проведение ремонтных работ.
Перед управлением затратами на ремонт основных средств стоят следующие основные задачи:
- свести ремонтно-эксплуатационные затраты к минимально необходимым;
- обеспечить наименьшие потери машинного времени из-за простоя оборудования в ремонте.
Общая величина затрат на ремонт оборудования зависит, во-первых, от состояния техники, технологии, организации производства и управления ремонтно-механическим производством, во-вторых, от количества и структуры ремонтов и, в-третьих, от экономного расходования средств на каждый ремонт.
Следует обратить внимание, что и в проекте измененного ПБУ 6/01 «Учет основных средств» заложен новый механизм учета затрат, возникающих в связи:
– с регулярной заменой отдельных элементов объекта основных средств;
– с выполнением регулярной ревизии технического состояния и капитального ремонта объекта основных средств, признаваемых компонентами названного объекта [5, с. 23].
Подводя итог, необходимо отметить, что роль ремонтного производства в поддержании объектов основных средств в работоспособном состоянии важна. Ремонтное производство – одно из самых сложных вспомогательных производств, имеет индивидуальный и мелкосерийный характер с большой номенклатурой выпускаемой продукции. Это сказывается на организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Управляющая система должна обладать информацией для принятия оптимального решения, ремонтировать объект или заменить его на новый. Нужна информация о количестве отказов оборудования и его отдельных элементов, о причинах и тяжести отказов (трудоемкость исправления, простой в ремонте), о затраченных на каждый вид ремонта и каждое место возникновения затрат (вплоть до детали) материалах, заработной плате и др.
В настоящее время это решается с помощью организации внутреннего управленческого учета, основанного на совершенствовании организации оперативного учета движения материалов, запасных частей и полуфабрикатов в ремонтном производстве, упорядочении учета затрат на осуществление и калькулирования себестоимости ремонтных работ на основе внедрения нормативного учета. Это обеспечит оперативный контроль за издержками ремонтных работ, выявлением и использованием внутренних резервов.
Значение контроля затрат на ремонт вообще, а внутреннего особенно велико, так как организации и предприятия все расходы по их осуществлению включают в себестоимость произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, неправильное исчисление фактической суммы затрат на ремонт в конечном счете может сказаться на величине финансового результата и налога на прибыль.
Источник
Определение экономической целесообразности капитального ремонта оборудования
Одним из актуальных вопросов, относящихся к управлению I имуществом, является вопрос о целесообразности и эффективности капитального ремонта. Рассмотрим этот вопрос с позиций стоимостного подхода.
Текущие и средние ремонты явно не влияют на рыночную стоимость объекта, они поддерживают заданную продолжительность ремонтного цикла. Капитальный ремонт непосредственно влияет на рыночную стоимость объекта, которая после капитального ремонта, естественно, превышает его стоимость до капитального ремонта, т.е.
Стоимость объекта после капитального ремонта приближается к полной рыночной стоимости (цене нового идентичного объекта), но не достигает ее, так как имеет место неустранимый износ.
Экономический результат капитального ремонта выражается в приросте рыночной стоимости объекта:
Чтобы оценить рентабельность капитального ремонта, необходимо его себестоимость (суммарные затраты на ремонт) сопоставить с приростом стоимости ремонтируемого объекта.
Для исполнителя капитальный ремонт рентабелен, если себестоимость капитального ремонта меньше прироста рыночной стоимости объекта.
Фактический коэффициент рентабельности капитального ремонта:
Капитальный ремонт оборудования, осуществляемый силами предприятия, где оно эксплуатируется, как правило, оказывается нерентабельным. И только вынужденные обстоятельства (отсутствие средств на покупку нового оборудования и приемлемых по цене услуг со стороны ремонтных предприятий) заставляют эти предприятия выполнять такой неэффективный ремонт.
Альтернативой капитальному ремонту является приобретение нового оборудования. В сравнении с покупкой нового оборудования капитальный ремонт обойдется дешевле, если стоимость этого ремонта меньше стоимости нового оборудования за вычетом выручки от продажи старого оборудования, нуждающегося в капитальном ремонте, т.е.:
Под стоимостью капитального ремонта понимается наиболее вероятная цена услуги по выполнению комплекса ремонтных работ, предусмотренных технической документацией.
Приведенная оценка является приближенной, так как не учитывает разницу между эксплуатационными свойствами капитально отремонтированного и абсолютно нового оборудования.
Рассмотрим порядок расчета себестоимости капитального ремонта оборудования нормативно-затратным методом.
Вначале калькулируют себестоимость капитального ремонта, которая включает следующие статьи затрат:
1) материалы и запасные части;
2) технологическая электроэнергия и газ (например, для сва
рочных работ);
3) заработная плата ремонтного персонала;
4) начисления на заработную плату;
5) косвенные (накладные) расходы.
тивы затрат в этой системе относятся к одной единице ремонтной сложности (ере).
Каждой модели оборудования присваивается категория ремонтной сложности, которая измеряется количеством единиц ремонтной сложности. При этом различают категории ремонтной сложности механической и электрической части оборудования.
Для оценки категории ремонтосложности механической части в качестве эталона принята ремонтосложность токарно-винторезного станка с диаметром обрабатываемого изделия до 400 мм и межцентровым расстоянием 1000 мм. Этот эталон имеет ремонтосложность, равную 11 единицам ремонтной сложности механической части (ере мч).
Единица ремонтосложности электрической части (ере эч) — это ремонтосложность условной машины, трудоемкость капитального ремонта электрической части которой равна 12,5 н-ч.
Для расчета себестоимости капитального ремонта используют следующие основные нормативы:
1) нормы расхода материалов в килограммах на одну едини
цу ремонтной сложности механической части и отдельно на одну
единицу ремонтной сложности электрической части. Эти нор
мы установлены дифференцированно по расходу металлов, труб,
метизов, резинотехнических изделий, химикатов, краски, ком
плектующих изделий, смазочных и обтирочных материалов;
2) нормы затрат на комплектующие изделия на одну едини
цу ремонтной сложности механической части в рублях. Эти нор
мы, к сожалению, быстро устаревают и поэтому нуждаются в
регулярной индексации с учетом динамики цен на комплектую
щие изделия;
3) нормативы трудоемкости разных видов ремонта и работ в
нормо-часах на одну единицу ремонтной сложности механичес
кой и электрической части. Так, общая трудоемкость капиталь
ного ремонта, приходящаяся на одну ере мч, равна 50 н-ч и
соответственно 12,5 н-ч, но 1 ере эч.
Пример 1. Необходимо скалькулировать себестоимость капитального ремонта модели 16В20 по нормативам затрат и определить плановую стоимость ремонта при плановом коэффициенте рентабельности 0,2 (20%). Ремонтная сложность механической части этого станка равна 12 ере мч, ремонтная сложность электрической части — 9 ере эч. Расчет ведется последовательно по статьям затрат.
1. Затраты на материалы, запчасти и комплектующие изде-
ия определяем исходя из нормативов этих затрат для метал-
обрабатывающих станков массой от 1 до 5 т (8000 руб. на lepcмч и 5750 руб. на ! ере эч);
8000-12 +5750-9 = 147750 руб.
2. Заработная плата ремонтного персонала определяется ис-
|одя из норматива трудоемкости капитального ремонта (50 н-ч
|а 1 ере мч и 12,5 н-ч на 1 ере эч) и принятой в данных условиях
|асовой ставки 60 руб.:
(50.12 +12,5 -9) ’60 = 42750 руб.
3. Начисления на заработную плату (26%):
42750-0,26 = 11115 руб.
4. Косвенные расходы (85% заработной платы рабочих):
42750 0,85 = 36337 руб.
Суммируя затраты по статьям, получаем себестоимость ка-титального ремонта станка 237952 руб.
При плановом показателе рентабельности услуги 20% стои-|мость капитального ремонта станка:
237952 ■ (1 + 0,2) = 285542 руб.
Пример 2.Предположим, что предприятие — собственник (станка модели 16В20 решает: соглашаться на капитальный ре-монтпо цене 285542 руб. (эта цена была определена выше в (примере 1) или приобрести новый идентичный станок, а изно шейный станок продать по остаточной стоимости.
Цена нового станка данной модели равна 450000 руб. Имею-I щийся старый станок может быть продан по остаточной стои-| мости 180000 руб. (т.е. при коэффициенте физического износа
6.4. Организация технического обслуживания
и ремонта производственных зданий и сооружений
Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением соответствующих специалистов. Обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий на предприятии выполняет специальное подразделение: отдел эксплуатации и ремонта зданий, строительный отдел, отдел капитального строительства (ОКС) и т.д.
Все производственные здания или их части закрепляются на предприятии за цехами, отделами, службами и другими подразделениями. Руководители этих подразделений несут ответственность за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за ними зданий и помещений.
Все производственные здания и сооружения периодически подвергаются техническим осмотрам, которые могут быть общими, т.е. по всему зданию, и частными, т.е. по отдельным элементам здания.
Общие технические осмотры проводятся два раза в год — весной и осенью. Весенний осмотр проводится после таяния снега, и по его результатам намечается план обслуживающих и ремонтных работ на летний период. Осенний осмотр проводится для проверки готовности зданий к зиме.
Кроме очередных осмотров могут быть внеочередные осмотры зданий после стихийных бедствий (пожаров, ураганов, ливней и др.) или после аварий. Внеочередные осмотры могут быть общими и частными.
Осмотры зданий выполняют комиссии специалистов. По результатам осмотра комиссии составляют акты, в которых отмечаются обнаруженные дефекты и намечаются мероприятия по их устранению с указанием сроков выполнения работ.
Техническое обслуживание зданий включает не только технические осмотры, но и многочисленные ежедневные работы по наблюдению за сохранностью зданий, которые должно выполнять эксплуатационно-ремонтное подразделение предприятия.
На каждое здание, находящиеся в эксплуатации, должен быть оформлен технический паспорт — основной документ на здание, содержащий конструктивные и технико-эксплуатационные характеристики здания и его элементов. К техническому паспорту прилагаются чертежи планов и требования по эксплуатации.
Учет всех работ по техническому обслуживанию и текущим ремонтам должен: вестись в техническом журнале, сведения в котором отражают техническое состояние здания на данный момент времени, а также историю его эксплуатации.
Согласно Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 № 279, предусмотрены два вида ремонта зданий: текущий и капитальный. Текущий ремонт здания — это работы по предупреждению преждевременного износа элементов здания, а также по устранению мелких повреждений и неисправностей в конструкции здания и инженерном оборудовании. Для каждого вида элементов зданий и сооружений установлен перечень работ по текущему ремонту. Например, к текущему ремонту фасадов зданий относятся следующие работы: укрепление угрожающих падением облицовочных плиток, архитектурных деталей и кирпичей (не более 10% общей площади облицованной поверхности); ремонт наружной штукатурки отдельными местами с отбивкой отставшей штукатурки (до 5% оштукатуренной поверхности); ремонт и поддержание водосточных труб, воронок, колен, отводов, лотков; окраска фасадов обычными составами; очистка или промывка фасадов от копоти и пыли.
Работы по текущему ремонту производятся регулярно в течение года по составленному плану и осуществляются за счет эксплуатационных расходов предприятия. Они могут выполняться как собственными силами предприятия, так и по договору подряда со строительно-ремонтными организациями.
Периодичность профилактических текущих ремонтов — 1 раз в 3 года. Годовые нормы затрат на текущие ремонты зданий составляют от 1,25 до 1,35% восстановительной стоимости здания 1. Капитальный ремонт зданий — замена и восстановление отдельных частей, а также инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением. По каждому виду элементов зданий (фундаменты, стены, крыши и т.д.) установлен перечень работ, относимых к работам капитального ремонта. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие
эксплуатационные возможности объектов, за исключением замены основных конструкций, срок службы которых в объекте является наибольшим (фундаменты, несущие стены, опоры мостов и т.п.).
Капитальный ремонт подразделяется на комплексный, т.е. по всему зданию, и выборочный, т.е. по отдельным элементам здания. Основным видом капитального ремонта является комплексный капитальный ремонт здания в целом.
Примерная периодичность капитального ремонта конструктивных элементов производственных зданий зависит от вида конструктивного элемента и условий эксплуатации. Например, при нормальных условиях эксплуатации эта периодичность для железобетонных и бетонных фундаментов составляет 50—60 лет, каменных стен из штучных материалов — 20—25 лет, металлических ферм — 25—30 лет, металлической кровли — 10—15 лет.
Примерная периодичность комплексного капитального ремонта производственных зданий зависит от группы капитальности здания (всего 7 групп) и от условий эксплуатации (нормальные условия; в агрессивной среде и при переувлажнении; при вибрационных нагрузках). Например, при нормальных условиях эксплуатации эта периодичность для зданий первой группы капитальности составляет 20 лет.
Капитальный ремонт часто сочетается с реконструкцией, включающей перепланировку здания, а также:
• надстройку, пристройку или встройку;
• оснащение новым, более совершенным инженерно-техни
ческим оборудованием;
Если для проведения капитального ремонта необходима замена отдельных конструкций на другие, то на капитальный ремонт разрабатывается проектная документация, включающая пояснительную записку, рабочие чертежи и сметную документацию. К разработке проектно-сметной документации привлекаются специализированные проектные организации.
Капитальный ремонт обычно выполняется силами сторонних ремонтно-строительных организаций по договору подряда. Он может финансироваться за счет амортизационных отчислений и прибыли, а также за счет кредита.
Затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость продукции. Для равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства отчет ного года предприятие может создать резерв расходов на ремонт. 152
6.5. Модернизация и реконструкция имущественных объектов
В широком смысле модернизация означает приведение чего-либо в соответствие с современными требованиями и нормами. Модернизация объекта основных средств — это приведение данного объекта в соответствие с современными требованиями применения (эксплуатации) объекта путем его конструктивного изменения.
Термин «модернизация» обычно употребляется к машинам и оборудованию.
Реконструкция объекта основных средств — это коренное переустройство объекта для приведения его к современным требованиям. Термин «реконструкция» обычно употребляется к производственным имущественным комплексам (участкам, линиям, цехам, заводам и т.д.). Реконструкцию можно рассматривать как модернизацию с коренными изменениями в устройстве комплекса.
Отметим два принципиальных отличия модернизации от капитального ремонта:
1. Капитальный ремонт устраняет в той или иной степени физический износ, т.е. восстанавливает потребительские свойства изношенного объекта, приближая их к свойствам того же объекта, когда он был новым.
2. Модернизация устраняет последствия морального устаревания, т.е. повышает первоначальные свойства объекта до уровня, которым обладают современные, более совершенные аналоги того же назначения.
В современных условиях при ограниченности средств на предприятиях наиболее эффективным решением проблемы технологического развития парка оборудования является его модернизация. Оправданность данного подхода объясняется тем, что на предприятиях в силу низкой загрузки многие единицы оборудования подверглись в большей степени моральному устареванию, чем физическому износу. Кроме того, модернизация требует значительно меньших инвестиций, чем фронтальное обновление парка путем закупки нового оборудования.
Модернизация большого количества типов оборудования с применением современных систем управления и развитием массового производства комплектующих изделий на специализи-
рованных предприятиях способна качественно повысить технологический уровень имеющегося оборудования, сохранившего технический ресурс, и позволяет выпускать на этом оборудовании конкурентоспособную продукцию.
При разработке инвестиционных проектов по модернизации парка оборудования возникает проблема оценки ее экономической эффективности. Так как модернизация оборудования проводится одновременно с его капитальным ремонтом, то в итоге устраняется как физический износ, так и моральное устаревание. Эффект от модернизации в сочетании с капитальным ремонтом целесообразно оценивать на основе стоимостного подхода. Модернизация повышает стоимость объекта до уровня, близкого к стоимости нового, более совершенного аналога.
Проанализируем процесс потери стоимости эксплуатируемого объекта (единицы оборудования) вследствие морального устаревания и физического износа. Предположим, что в какой-то момент времени на рынке появились более совершенные модели оборудования данного вида. Степень совершенства характеризуется неким показателем качества. У новых моделей оборудования лучше соотношение «цена — качество», и поэтому если оценивать стоимость нашего объекта сравнением с ближайшим более совершенным аналогом (т.е. путем внесения в стоимость нового аналога корректировки на различие показателя качества), то его стоимость окажется ниже, чем его первоначальная стоимость. Причем стоимость ближайшего аналога может быть как выше, так и ниже первоначальной стоимости нашего объекта. Потеря стоимости объекта только по причине появления на рынке более совершенных аналогов есть моральное устаревание.
Возникновение морального устаревания у объекта наглядно демонстрирует график зависимости стоимости от параметра качества на рис. 6.2.
Кроме морального устаревания объект подвергается также еще физическому износу. Показатель качества от физического износа в какой-то мере тоже снижается, но этот фактор мы не учитываем, так как полагаем, что он проявляет свое действие в равной мере и на показатель качества у более совершенного
Физический износ объекта в нашем случае определяется по уравнению
Остаточная стоимость объекта до модернизации и капитального ремонта исчисляется по формуле
С другой стороны, эта стоимость может быть определена путем сравнения с более совершенным аналогом, имеющим ту I же степень физического износа, что и оцениваемый объект:
Стоимость объекта после модернизации и капитального ре-I монта:
Затраты на модернизацию (включая затраты на модернизацию в составе капитального ремонта) учитываются как капитальные вложения (инвестиции). Ценовые и затратные показатели в приведенных выше формулах берутся по состоянию на момент принятия решения о модернизации.
Рассмотренная выше модель соотношения изменения стоимости и затрат относится к случаю, когда рассматривается модернизация одного объекта — единицы оборудования. Если ставится задача организации широкомасштабной модернизации парка оборудования, то необходимо разработать соответствующие инвестиционные проекты, эффективность которых оценивается по известным методикам инвестиционного анализа.
Такие типовые инвестиционные проекты на модернизацию целесообразно разрабатывать по однородным классификационным группам оборудования или по технологическим комплексам. Расчеты эффективности по отдельным единицам оборудования могут оказаться весьма трудоемкими, так как в парке оборудования таких единиц довольно много. Поэтому расчет удобнее выполнять сразу на всю классификационную группу оборудования в парке, задавшись примерной средней величиной износа. Эффективность инвестиционного проекта зависит во многом от суммы требуемых инвестиционных затрат на модернизацию. Экономия данных затрат может быть получена за счет разработки технической документации на типовые проекты, организации серийного производства комплектующих изделий и организации сервисных центров для выполнения работ по модернизации и ремонту на предприятиях соответствующей отрасли.
В настоящее время в российской промышленности ориентация на развитие работ по модернизации получает все больший импульс, так как при дефиците инвестиций появляется возможность реального повышения технического уровня эксплуатируемого парка оборудования при умеренных расходах. По самым примерным оценкам, модернизация парка оборудования экономичнее его обновления в 2—2,5 раза. В реализации программ модернизации на предприятиях все более активное участие принимают как некоторые станкостроительные предприятия, так и производственно-дилерские и станкоремонтные заводы.
Реализация программ модернизации в современных условиях не означает полный отказ от коренного обновления парка оборудования путем внедрения новых технологий и машин взамен устаревших. Одно из условий гармоничного развития имущественных комплексов на отечественных предприятиях — поддержание рациональных пропорций между такими процессами, как обновление, модернизация, ремонт. Если сегодня в управлении парком оборудования превалирует ремонт, на втором месте стоит модернизация и совсем небольшую долю занимает обновление, то в ближайшее время ремонт должен быть потеснен модернизацией. А далее в перспективе по мере упрочнения финансовых позиций отечественных предприятий все больше будет увеличиваться доля обновления парка оборудования.
Затраты на модернизацию и реконструкцию (включая затраты на модернизацию в составе капитального ремонта) учитываются как капитальные вложения (инвестиции).
Контрольные вопросы
1. Что такое физический износ объектов имущества и от
каких факторов он зависит?
2. Назовите основные параметры эксплуатационных качеств
здания, которые ухудшаются под влиянием физического
износа.
3. Для каких целей определяются показатели физического
износа имущественных объектов?
4. Как рассчитывается коэффициент физического износа
здания согласно ВСН 53-86(р)?
5. Что такое моральное устаревание имущественного объекта
и от каких факторов оно зависит?
6. Чем отличаются по содержанию работ текущие, средние
и капитальный ремонты оборудования?
7. Что такое ремонтный цикл и как определяется его про
должительность?
8. Как определить рентабельность капитального ремонта
оборудования?
9. При каком условии капитальный ремонт экономически
оправдан в сравнении с приобретением нового оборудо
вания?
10. Как рассчитывается нормативная себестоимость капиталь
ного ремонта оборудования?
11. С какой целью и с какой периодичностью проводятся
периодические технические осмотры зданий и сооружений?
12. Что такое технический паспорт здания и какие сведения
он содержит?
13. Каким видам плановых ремонтов подвергаются здания
и в чем их содержание?
14. На какие виды подразделяется капитальный ремонт зда
ний?
15. В чем заключается принципиальное отличие между ка
питальным ремонтом и модернизацией?
16. При каком условии экономически оправдана модерниза
ция в сочетании с капитальным ремонтом?
17. Из каких источников могут финансироваться модерни
зация и реконструкция имущественных объектов?
1. Необходимо определить себестоимость капитального ре
монта механического пресса модели КД2124. Пресс имеет 6 ере
механической части и 7 ере электрической части. Норматив расхо
да материалов — 3500 руб. на 1 ере механической части и 2300 руб.
на 1 ере электрической части. Трудоемкость ремонтных работ —
50 ч на 1 ере механической части и 12,5 ч на 1 ере электрической
части. Часовая ставка рабочих — 90 руб. Начисления на заработ
ную плату (ЕСН) — 26%. Косвенные расходы от заработной платы
ремонтных рабочих составляют 72%.
2. Необходимо определить фактическую рентабельность ка
питального ремонта пресса модели КД2124. Себестоимость ка
питального ремонта рассчитывается по условиям задачи 1. Цена
нового идентичного пресса — 270000 руб. Коэффициент физи
ческого износа после капитального ремонта равен 0,18 (18% —
неустранимый износ). Коэффициент физического износадо ка
питального ремонта равен 0,64.
3. Необходимо определить стоимость технологической ма
шины после модернизации и капитального ремонта. Модерни
зация позволила довести коэффициент автоматизации работы
машины до 0,8. Аналогичная машина новой модели имеет ко
эффициент автоматизации 0,9. Степенной показатель силы вли
яния коэффициента автоматизации на цену равен 1,8. Коэффи
циент физического износа технологической машины после
модернизации и капитального ремонта равен 0,15 (15% — неус
транимый износ). Цена аналогичной машины новой модели
равна 200000 руб.
4. С учетом условий задачи 3 необходимо определить коэф
фициент фактической рентабельности модернизации и капиталь
ного ремонта технологической машины. Стоимость модерниза
ции и капитального ремонта по смете равна 6300 руб. Стоимость
технологической машины до модернизации и капитального ре
монта по смете равна 60000 руб.
инвестиционный механизм обновления и развития имущественных комплексов
Источник