Экономическая целесообразность ремонта деталей

Pereosnastka.ru

Обработка дерева и металла

Изнашивание деталей часто приводит к нарушению посадки в сопряжении: увеличиваются зазоры и уменьшаются первоначальные натяги, нарушается форма поверхностей. Такие детали при ремонте заменяют или восстанавливают. Стоимость восстановления обычно составляет от до 40% стоимости новых деталей. Восстановление деталей способствует значительной экономии дефицитных материалов и цветных металлов.

Детали, как правило, могут быть восстановлены несколькими способами. Из них выбирают тот, который наиболее выгоден в условиях данного предприятия для данных деталей, и при этом исходят из величины и характера износа, материала детали.

Восстановленная деталь должна быть достаточно долговечной и надежной в эксплуатации.

Она должна обладать качествами, которые имеются у новой детали. А применяя современные методы ремонта, можно восстановить некоторые детали так, чтобы они обладали лучшими качествами эксплуатации, чем новые.

Чтобы выбрать способ восстановления и упрочнения детали, необходимо знать сроки службы новых и восстановленных деталей.

В основу выбора метода восстановления деталей и сборочных единиц принимают экономическую целесообразность, наличие оборудования и материалов, технологические и конструктивные особенности деталей.

Целесообразность применения способа восстановления и упрочнения детали в каждом случае зависит от условий работы деталей в машине: характер сопряжения (подвижная, неподвижная посадка, величина и характер действующих нагрузок, скорбеть взаимного перемещения деталей сопряжения с подвижной посадкой, условия смазки деталей сопряжения с подвижной посадкой и др.

Основным показателем оценки экономической эффективности восстановления изношенных деталей и определения целесообразности применения того или иного способа восстановления и упрочнения служит относительная себестоимость, т. е. себестоимость восстановления детали, отнесенная к сроку службы ее после ремонта. Этот показатель является наиболее комплексным и обобщающим, так как он отражает не только все элементы затрат, но и износостойкость деталей после их восстановления. Однако наряду с относительной себестоимостью немаловажное значение имеют данные о продолжительности и трудоемкости технологического процесса, примененных материалах и затратах на материалы.

Читайте также:  Возврат за капитальный ремонт после 70 лет

Известны следующие методы восстановления изношенных деталей: механический способ обработки (способ ремонтных размеров); сварка и наплавка; восстановление полимерными материалами; гальваническое покрытие и химическая обработка и др. (подробно см.§ 20—22 и др.).

Источник

Технико-экономическая целесообразность восстановления деталей

Тема 12. Восстановление деталей

Технико-экономическая целесообразность восстановления деталей

Восстановление деталей имеет большое народохозяйственное значение. Стоимость восстановления значительно ниже стоимости их изготовления и соответствует обычно от 10 до 50% от стоимости новых деталей.

Экономическая целесообразность восстановления деталей по сравнению с их изготовлением объясняется следующим:

1. Сокращение расходов на материалы и на получение заготовок.

2. Сокращение расходов на механическую обработку деталей, т.к. обрабатываются не все поверхности, а лишь те, которые имеют дефекты.

Восстановления деталей является одним из основных источников повышения экономической эффективности авторемонтного производства. Оно позволяет уменьшить производство запчастей, обеспечить значительную экономию металла и электроэнергии. Расход металла в 8. 30 раз ниже, а себестоимость восстановления не превышает 60. 70% стоимости новых деталей.

Большинство деталей автомобиля (около 65%) имеют износ менее 0,15 мм и лишь около 5%-более 0,5 мм. При ремонте автомобилей до 70% изношенных деталей могут использоваться повторно после их восстановления.

Целью ремонта деталей является восстановление следующих качеств детали:

— формы и размеров детали;

— качества поверхностного слоя;

Все способы восстановления размеров деталей можно развить на две большие группы:

1. восстановление под номинальные размеры;

2. 2. восстановление под ремонтные размеры.

Важнейшей задачей авторемонтного производства является выбор рациональных способов и технологических процессов восстановления деталей (ВД) на основе технико-экономической оценки существующих способов и процессов.

Правильно выбранные способы и разработанные с их применением тех.процессы восстановления деталей необходимы для проектирования техноло-гической подготовки и организации восстановления деталей.

Способы восстановления деталей

В настоящее время АРП располагают достаточно большим числом, проверенных практикой способов восстановления деталей, позволяющим возвратить работоспособность изношенным и поврежденным деталям. К ним относятся:

1. слесарно-механические способы устранения дефектов;

2. способы пластического деформирования;

3. устранение дефектов сваркой и наплавкой;

4. восстановление деталей напылением;

5. электрохимические способы восстановления деталей;

6. восстановление деталей пайкой и клейкой;

7. восстановление деталей полимерными материалами.

Источник

Экономическая целесообразность восстановления деталей

При выборе способа восстановления деталей и сборочных единиц, за основу принимают экономическую целесообразность восстановления, наличие на предприятии необходимого оборудования и материалов, технологические и конструктивные особенности деталей, величину и характер их износа и т.д. целесообразность способа восстановления и упрочнения деталей в каждом случае зависит от многих факторов: условий их работы; характера сопряжения (подвижная или неподвижная посадка); величины и характера действующих нагрузок; скорости взаимного перемещения деталей с подвижной посадкой; условий и характера смазывания деталей с подвижной посадкой и пр.

Основным показателем экономической эффективности восстановления изношенных деталей и целесообразности того или иного способа восстановления и упрочнения служит относительная себестоимость, то есть себестоимость восстановления детали, отнесенная к сроку ее службы после ремонта. Этот показатель является наиболее комплексным и обобщающим, так как отражает не только все элементы затрат, но и износостойкость деталей после их восстановления. Однако наряду с относительной себестоимостью немаловажное значение имеют также продолжительность и трудоемкость технологического процесса восстановления деталей, степень дефицитности применения материалов и др.

Для восстановления изношенных деталей наиболее широко используются следующие способы: механический, сварка и наплавка с последующей механической обработкой; восстановление полимерными материалами; гальваническое покрытие; химическая обработка и др.

Детали транспортеров.В процессе эксплуатации конвейерные ленты вытягиваются и изнашиваются по толщине. Лишнюю длину устраняют, вырезая часть ленты, концы стыкуют вулканизацией с подогревом и под давлением. Если износ по ширине ленты неравномерный, то на изношенные места накладывают слой сырой резины, которая заполняет все пустоты. Стыковку конвейерных лент вулканизацией выполняют на прессе, основными узлами которого являются плиты с электроподогревом и гидравлический домкрат. Вулканизацию проводят при температуре плит 150°С и давлении не менее 1 МПа.

Конвейерные ленты, имеющие сквозные повреждения (пробои) и прорезы, ремонтируют или заменяют новыми. Сквозные повреждения и прорезы устраняют так: ремонтируемое место вокруг пробоя зачищают и просушивают, с помощью металлических шаблонов ромбической формы размечают участки, примыкающие к пробою. Число требуемых шаблонов определяется числом слоев ленты. Первый, самый малый шаблон, должен перекрывать поврежденное место не менее чем на 15 мм. Разделку поврежденного места у ленты выполняют по шаблону, начиная с резиновой обкладки. Резиновую обкладку подрезают ножом по контуру наибольшего шаблона и удаляют клещами. Последующие тканевые слои ленты подрезают ножом по контуру меньшего шаблона. В результате получается ступенчатое углубление. Последний слой ленты сохраняют. Участок ленты, подлежащий ремонту, очищают металлической щеткой и протирают бензином. После того как бензин испарится, на поверхность ремонтируемого участка дважды наносят слой клея.

Сначала ремонтируют обкладку с нерабочей стороны ленты наложением вулканизационной заплаты и прикатывают ее роликом. Затем на место вырезанных тканевых слоев с рабочей стороны ставят тканевые заплаты соответствующего размера. На каждую сторону заплаты дважды наносят клей с сушкой каждого слоя. Направление нитей основы заплаты должно соответствовать направлению нитей в ленте. После наложения и прокатки всех тканевых заплат сверху накладывают вулканизированную резиновую заплату и прикатывают ее роликом. На обе стороны ленты могут быть поставлены заплаты из каландрированной обкладочной резины с последующей вулканизацией ленты.

Источник

Определение экономической целесообразности проведения ремонта машин

Потребность в своевременном выполнении производственных операций порождает потребность в наличии достаточного количества работоспособных машин, что достигается двумя основными способами:

1) путем приобретения новых машин;

2) путем поддержания существующего парка машин в работоспособном состоянии.

Экономические и организационные проблемы возобновления средств труда по-разному решаются на практике. Можно выделить 2 диаметрально противоположные точки зрения: 1) ремонт вызван низким качеством производимой техники и недостаточными объемами ее поставок потребителю и что с устранением этих причин сфера ремонта будет постепенно сужаться; 2) сравнительно невысокими затратами средств на ремонт можно продлить использование стареющей техники на достаточно значительный срок, сократив тем самым потребность в новых машинах и соответствующих капитальных вложениях. Сейчас, когда хозяйства испытывают значительные финансовые трудности, стратегия восстановления машин, обеспечения работоспособности техники многократными ремонтными воздействиями становится в большей мере приоритетной. Возникла и реализуется хозяйственная необходимость длительного использования и неоднократного ремонта стареющих машин.

Техническая возможность ремонта машин обусловлена их конструкцией и ремонтопригодностью. Для современного уровня развития техники, технологии и организации промышленного и ремонтного производства технические возможности восстановления деталей и машин практически не ограничены.

Современная машина, представляет совокупность отдельных узлов, агрегатов и деталей, имеющих различную долговечность. В связи с износом менее долговечных деталей и возникновением отказов появляется потребность в выполнении ремонтных воздействий или замене новыми деталями.

Потребность в ремонте машин изучается и планируется на основе их технических характеристик и условий эксплуатации.

Капитальному ремонту или восстановлению ежегодно подвергается около 30 % двигателей, коробок передач, ведущих мостов, карданных валов и др. За срок службы тракторы капитально ремонтируются 2-3 раза. Объемы такого ремонта снижаются медленно, а затраты труда на него приближаются к трудоемкости изготовления новых тракторов.

Ремонт детали, узла или машины позволяет ограничить преждевременное выбытие техники, способствует сохранению МТП.

Ремонт является необходимым мероприятием по поддержанию машин в работоспособном состоянии, однако ремонтные и восстановительные работы должны быть экономически обоснованы. Использование отремонтированной машины выгодно, если труд, которого стоит отремонтированная машина, меньше того труда, который сберегается в результате ее применения.

Иногда целесообразность ремонта определяют путем сопоставления стоимости новой детали (машины) со стоимостью ее восстановления. Такой подход приемлем, если при ремонте полностью восстанавливается утраченная потребительная стоимость машины, ее ресурс достигает такой же величины, как и у новой. Однако, отремонтированные машины и восстановленные детали имеют меньший срок службы по сравнению с новыми. Так, средняя послеремонтная наработка у тракторов составляет около 80 % (и менее) доремонтной. Отремонтированные тракторы, комбайны и их двигатели имеют меньший межремонтный период и требуют больших затрат на устранение отказов по техническим причинам.

Иногда в процессе восстановления повышается износостойкость деталей, такое восстановление может оказаться эффективным даже в том случае, если стоимость восстановления превышает стоимость новой детали.

Каждое ремонтное воздействие – это потребление дополнительных ресурсов. Экономическая целесообразность их расходования достигается при снижении затрат на выполнение единицы работы или на выпуск единицы продукции.

Для упрощения расчетов по проверке экономической целесообразности ремонта машины, восстановления узла или детали можно соизмерять расходы на ремонтные воздействия с изменением ресурса машины, достигаемым в результате этих воздействий. Ремонт имеет смысл:

(5)

где Сн – стоимость новой детали, узла или машины, руб.;

Сост – остаточная стоимость после выработки доремонтного ресурса, руб.;

Ср – себестоимость восстановления детали, узла или ремонта машины, руб.;

Ку – удельные капитальные вложения, связанные с организацией ремонта, руб.;

С1ост – стоимость ремонтного фонда, остаточная стоимость машины, узла, детали с учетом транспортно-заготовительных расходов, руб.;

С2ост – остаточная стоимость восстановленной детали после ее использования.;

Тн – срок службы новой детали, узла, машины до ремонта в единицах ресурса (ч, га, кг топлива);

Тр – срок службы отремонтированной машины, узла, восстановленной детали в единицах ресурса;

Ен – норматив эффективности капиталовложений.

Как правая, так и левая часть неравенства представляет собой удельные расходы в расчете на единицу ресурса, связанные с использованием новой и старой машины. Если эти расходы в связи с ремонтом снижаются, подтверждается экономическая целесообразность его проведения.

Предельное значение критерия эффективности устанавливают по левой части формулы. Действительный критерий эффективности устанавливают по правой части формулы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Технико-экономическая целесообразность восстановления деталей

Долговечность и надежность автомобилей и их агрегатов после капитального ремонта во многом зависят от долговечности и надежности отдельных деталей.

При сборке автомобилей и агрегатов в процессе капитального ремонта используют детали трех групп: годные (после разборки), восстановленные и новые (запасные части). Количественное соотношение деталей указанных групп оказывает значительное влияние на себестоимость капитального ремонта автомобилей и агрегатов, так как стоимость деталей каждой группы различна. По опытным данным количество деталей каждой группы от общего количества деталей составляет: годных — 30 — 40%, восстановленных — 20 — 40% и новых — 20—50%.

Относительная стоимость восстановленных деталей значительно ниже новых. Себестоимость восстановления деталей на специализированных предприятиях составляет 20—30% от стоимости новых деталей. Это связано с тем, что при восстановлении деталей отсутствуют расходы на получение заготовок и значительно сокращается расход легированных сталей, так как исходным материалом служит сама деталь, имеющая лишь некоторые дефекты. Кроме того, для выпуска новых деталей (запасных частей) расходуют ежегодно значительное количество металла и других материальных ресурсов, а также отвлекают производственные мощности автомобильной промышленности, которые могли бы быть использованы для изготовления автомобилей. Многочисленные исследования и опыт работы ремонтных предприятий показывают, что многие автомобильные детали, восстановленные современными способами, по долговечности и надежности не только не уступают соответствующим новым деталям, но и превосходят их в полтора-два раза.

Таким образом, использование восстановленных деталей вместо новых позволяет снизить затраты на капитальный ремонт автомобилей. Из этого, однако, не следует делать вывод, что надо прекратить совсем выпуск запасных частей и потребность в них покрывать только за счет восстановленных деталей. Запасные части надо выпускать, при этом их количество должно быть обоснованным с тем, чтобы было обеспечено наивыгоднейшее соотношение с количеством восстановленных деталей.

Следует также иметь в виду, что не все детали автомобилей технически возможно и экономически целесообразно восстанавливать Детали целесообразно восстанавливать только в том случае, если на данном предприятии будет обеспечено такое качество, при котором срок службы восстановленной детали будет соответствовать сроку службы новой детали или установленному межремонтному пробегу соответствующего агрегата, и если себестоимость ее восстановления будет равна или ниже стоимости новой детали.

Затраты на восстановление детали, приходящиеся на единицу ее пробега, должны быть меньше или в крайнем случае равны стоимости новой детали, приходящейся на единицу ее пробега до полного износа.

Некоторые детали автомобилей в процессе эксплуатации получают такие дефекты, которые делают их непригодными для восстановления (разрушаются в результате усталости металла, корродируют и т. п.). Такие детали заменяют новыми. Некоторые детали восстанавливать экономически нецелесообразно, так как затраты, связанные с их восстановлением, превышают стоимость новых деталей (ось педали сцепления, ось заднего хода при износе цилиндрической поверхности и др.).

Затраты на восстановление деталей зависят от мощности и специализации ремонтных предприятий, степени совершенства технологии, организации производства и его оснащенности.

На мощных предприятиях могут быть использованы более совершенные технология и организация производственного процесса (поточные линии, автоматы и т. п.), свойственные крупносерийному производству. С увеличением мощности предприятия можно увеличить также номенклатуру деталей, которые целесообразно восстанавливать. Поэтому детали автомобилей рекомендуется восстанавливать в централизованном порядке на специализированных предприятиях или в специализированных цехах крупных ремонтных предприятий, на которых будет обеспечена достаточная концентрация работ. Детали целесообразно восстанавливать под номинальный размер с тем, чтобы при сборке была обеспечена их взаимозаменяемость.

Сущность централизованного восстановления деталей заключается в следующем. Автоэксплуатационные и авторемонтные предприятия отбирают согласно техническим условиям для восстановления дефектные детали определенной номенклатуры и сдают их на специализированные предприятия (цехи); последние оплачивают стоимость дефектных деталей по цене металлолома с учетом затрат на прием, хранение и транспортирование их от приемных пунктов до завода в соответствии с действующими тарифами. Взамен потребители получают восстановленные детали по утвержденным ценам (они ниже цен на новые детали).

Для обеспечения бесперебойной выдачи потребителям восстановленных деталей на специализированных предприятиях создают оборотный фонд деталей каждого наименования в количестве 8—10% от величины годовой производственной программы.

Взаимоотношения между потребителями и промышленными предприятиями централизованного восстановления деталей регламентируются договорами, заключенными между ними. Новые и восстановленные детали, входящие в номенклатуру централизованного восстановления, выдают потребителям только при условии сдачи на промышленное предприятие дефектных деталей тех же наименований.

В качестве примера могут быть названы следующие детали, которые целесообразно восстанавливать в централизованном порядке на специализированных предприятиях: головки цилиндров, валы коробки передач, коленчатые валы, шатуны, крестовины дифференциалов, полуоси, трубы полуосей, плунжерные пары топливных насосов и др.

Опыт централизованного восстановления деталей показывает его большую экономическую эффективность. Он заслуживает широкого внедрения в авторемонтное производство.

Источник

Оцените статью