Права потребителя на гарантийный ремонт
Если товар вышел из строя, возникла неисправность (дефект) не эксплуатационного характера, в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребители вправе обратиться к продавцу (изготовителю, уполномоченную организацию или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) с требованием об устранении недостатков товара.
Гарантийный ремонт — это обязанность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по безвозмездному устранению обнаруженных в товаре недостатков в течение гарантийного срока, установленного на товар.
До принятия товара для проведения гарантийного ремонта продавец, в случае необходимости, имеет право провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатков – независимую экспертизу за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении проверки качества и независимой экспертизы товара. При несогласии с результатами экспертизы потребитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В том случае, когда проверкой качества или независимой экспертизой выявлены дефекты производственного характера, если приобретенный товар является товаром длительного пользования и он принят для проведения гарантийного ремонта, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребители имеют право требовать безвозмездного предоставления на период ремонта подменный товар (товар, обладающий этими же потребительскими свойствами).
При обращении к продавцу (изготовителю) для проведения гарантийного ремонта необходимо предъявить обращение в письменном виде в двух экземплярах, один – для продавца (изготовителя), другой — для потребителя. При этом необходимо, чтобы продавец (изготовитель) сделал отметку о принятии товара на экземпляре потребителя. В обращении следует заявить требование о безвозмездном предоставлении на период ремонта подменного товара (товар, обладающий этими же потребительскими свойствами).
Из анализа поступающих в адрес Роспотребнадзора обращений видно, что не все потребители информированы о праве требования безвозмездного предоставления на период ремонта подменного товара.
Продавец обязан в трехдневный срок обеспечить потребителю доставку подменного товара за свой счет.
Однако следует иметь ввиду, что не на все товары длительного пользования распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.
К таким товарам относятся:
— автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;
— электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами);
— электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);
— гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
При передаче товара на гарантийный ремонт внимательно изучите документ, который при приеме товара оформил продавец. Важно максимально подробно описать состояние товара.
Законодательством не предусмотрена определенная форма документов, сопровождающих прием и возврат товара.
Однако при выдаче товара продавец (изготовитель) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о даче передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.
За сохранность сданного для гарантийного ремонта товара и за вред, причиненный Вашей собственности, продавец несет имущественную ответственность согласно гражданскому законодательству.
В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. А при устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или его составной части, на которые установлен гарантийный срок, на новые комплектующие или составные части изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на основное изделие (его части).
Необходимо обратить внимание потребителей на то, что недостатки товара должны быть устранены продавцом (изготовителем) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. При этом длительность этого минимального срока Законом не определена, установлен лишь максимальный срок устранения недостатков товара – он составляет сорок пять дней. За нарушение этого срока продавец (изготовитель) несет ответственность. Однако продавец (изготовитель) может отвечать и за нарушение более короткого срока устранения недостатков товара, если этот срок определен в письменной форме соглашением сторон.
В заключении хочется пожелать всем потребителям в полной мере пользоваться правами, предоставленными действующим законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, а также быть более внимательными при использовании своего права на гарантийный ремонт.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, 2006-2021 г. Адрес: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Набережная, 67 Источник Экспертиза или гарантийный ремонт
| |||
Уважаемые коллеги, прошу вашей помощи. Как соотносятся положения ст.18 ЗЗПП — пункт 5 «в случае спора о причинах возникновения недостатков продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет» и пункт 6 «если на товар не установлен гарантийный срок, потребитель должен доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара»? При этом пунктом 5 обязанность продавца провести экспертизу не ставится в зависимость от наличия гарантийного срока. Слышала мнение, что при отсутствии гарантийного срока продавец не должен делать экспертизу, т.к. обязанность доказывания возложена на покупателя. И неясно, если пока делают экспертизу, десятидневный срок пройдет, неустойку потом взыщут за весь период со дня обращения потребителя, несмотря на то, что обязанность продавца по замене будет установлена только после заключения эксперта о производственном характере недостатков? спасибо. такого нет в российском праве. Есть возможность не указания данного срока, но в этом случае применяется обычный оборот данных вещей Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара 1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Вопрос не в сроке предъявления требований, а в том, кто должен делать экспертизу, если гарантийный срок не установлен, с учетом распределения обязанности доказывания. ГК РФ Статья 470. Гарантия качества товара Путеводитель по судебной практике (высшие суды и арбитражные суды округов) по ст. 470 ГК РФ >>> 1. Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются. ГК РФ Статья 477. Сроки обнаружения недостатков переданного товара т.е. передав и получив товар потребитель дает свое подтверждение соответствия данного товара необходимым ему характеристикам в то же время за скрытые дефекты потребитель не может отвечать т.к. они выявятся только в процессе эксплуатации, но скрытый он на то и скрытый дефект, что его визуально определить не возможно, а соответственно необходима экспертиза. В случае разногласия между лицами кому делать данную экспертизу лицо обнаружившее данный дефект имеет возможность и право провести данную экспертизу самостоятельно и в случае положительного заключения эксперта взыскать все денежные затраты по данной экспертизы с лица отказавшегося в письменной форме от проведения ее В течение гарантийного срока — экспертизу должен заказывать и производить продавец, а покупатель — в случае несогласия с ней может провести свою. Но он также не лишен права и до обращения с претензией к продавцу провести свою экспертизу (независимую). После истечения гарантийного срока (который короче двух лет) в пределах двух лет, конечно обязанность доказать, что дефекты возникли до передачи товара покупателю возлагается на покупателя. после истечения гарантийного срока, на мой взгляд, у покупателя вообще нет никаких прав (если только сроки не продляються. И не важно на ЗЗПП или на нормах ГК без применения ЗЗПП основываются требований покупателя. Данный нормы не идут в разрез друг другу. По первому посту-вне ГС (при любых причинах его «зарамочности») потребитель делает экспертизу ТС, учитесь читать закон системно Иначе весь закон пришлось бы впихивать в один пункт © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2021. Источник Гарантийный ремонтВ соответствии с п. 6 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Согласно п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. При этом необходимо иметь в виду, что если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Таким образом, при наличии гарантии на товар продавец (изготовитель) по умолчанию отвечает за его недостатки. Однако необходимо иметь в виду, что в гарантийном талоне на конкретный товар, как правило, указаны случаи, на которые гарантийные обязательства не распространяются. Соответственно, необходимо изучение гарантийного талона вашего телефона. Отмечу также, что требовать проведение экспертизы имеет смысл только в том случае, если вы уверены, что недостаток товара возник не по вашей вине. В противном случае вам придется оплатить не только ремонт телефона, но и стоимость экспертизы. Источник |