- Разъяснение Минстроя РФ по вопросу расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
- Ценообразование в строительстве
- Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства
- В каких случаях прибегают к экспертизе затрат по видам ремонтов и капитального строительства?
- Порядок проведения экспертизы затрат по видам ремонта и капитального строительства
- Правовое обеспечение экспертизы затрат по видам ремонта и капитального строительства
- Какие вопросы следует задать эксперту в области классификации затрат по видам ремонтов и капитального строительства?
- Проведение экспертизы по уголовному делу
Разъяснение Минстроя РФ по вопросу расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
Ценообразование в строительстве
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Согласно части 2 статьи 8.3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).
Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13), а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.
За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.
Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.
Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.
В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.
Источник
Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства
Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства проводится компетентными экспертными организациями в случае возникновения спорных ситуаций между предприятиями и налоговыми органами по поводу справедливости отнесения тех или иных затрат к группе расходов, влияющих на уменьшение прибыли. Спорные ситуации появляются вместе с тратами, не предусмотренными Налоговым кодексом или с трудом поддающимися привычной классификации. Например, всегда сложно отнести к той или иной категории средства, затраченные на ремонт или реконструкцию зданий, относящихся к основным средствам. Затраты на ремонт уменьшают прибыль единовременно. Расходы же на реконструкцию работают на увеличение первоначальной стоимости основных средств. Следовательно, эти траты будут уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению в течение продолжительного времени, а не однократно. Вдобавок растет имущественный налог.
Нормативные акты в области строительства регламентируют такие понятия, как ремонт здания и реконструкция здания. Ремонт может быть текущим или капитальным. Реконструкция же представляет собой перестройку здания, изменение его базовых конструктивных особенностей. В том числе к реконструкции зданий относят и расширение функционирующих предприятий, и техническое переоснащение. А в некоторых случаях и ликвидацию объекта. Ремонт же не меняет первоначальных технических или экономических характеристик здания. Поэтому любые средства, потраченные на поддержание здания или сооружения в рабочем состоянии, считаются расходами на ремонт. При кажущейся простоте различий основных понятий конфликты и недопонимания между предприятиями и налоговыми инстанциями случаются чрезвычайно часто. Особенно сложно определить разницу между реконструкцией и капитальным ремонтом объекта. В большинстве случаев споры решаются в судебном порядке. Учитывая сложность определения вида расходов, проблема возникает не так уж редко. Разрешить ее можно с помощью экспертизы затрат по видам ремонта и капитального строительства. Исследование должно выполняться специалистами, обладающими знаниями в разных областях строительства и законодательства.
Затраты, квалифицированные как использованные на ремонт, в полной мере уменьшают прибыль, облагаемую налогом. То есть сто процентов расходов на ремонт вычитаются из объема прибыли. Что касается реконструкции здания, то налог можно уменьшить лишь на небольшую часть таких расходов – от 10 до 30 процентов суммы затрат, в зависимости от амортизационной группы здания, которое было подвергнуто реконструкции. В случае неправильного отнесения расходов в ту или иную группу и при обнаружении ошибки проверяющими органами организации начисляются пени или штрафы. Чтобы избежать непредвиденных расходов, следует своевременно обратиться к экспертам для проведения анализа расходов с целью определения отнесения их к тому или иному типу. Также имеет смысл заранее проверять предстоящие работы по обслуживанию объекта, который организация планирует купить. Это нужно делать для полной и достоверной оценки прибыли, которую предприятие собирается извлечь из приобретаемого здания. Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства может помочь решить судьбу имеющегося здания. Основываясь на выводах экспертов, владелец решает, что ему выгоднее – продать здание совсем, ликвидировать его или провести необходимые для успешного функционирования работы.
Строительство включает в себя огромное количество самых различных областей. Для каждого конкретного случая привлекается специалист из нужной сферы строительного дела. Исследованию подлежат самые различные объекты – от небольших производственных цехов или офисов до нефтяных скважин. Спорные ситуации возникают при модернизации объектов нефтедобывающего цикла. Например, в одном из случаев обращения предприятия в суд действия организации по зарезке бокового ствола нефтяной скважины были расценены налоговым органом как расходы на реконструкцию и модернизацию. Организация, включившая эти траты в прочие расходы, была оштрафована за неправильное определение типа затрат и подала иск в суд. Экспертным решением было установлено, что подобные действия в данной области считаются капитальным ремонтом, а не реконструкцией, так как не меняют основных характеристик объекта или его предназначения. Суд в данном случае постановил удовлетворить требование истца и отменить решение налогового органа.
В каких случаях прибегают к экспертизе затрат по видам ремонтов и капитального строительства?
К экспертизе затрат по видам ремонтов и капитального строительства прибегают в любых спорных ситуациях по вопросам правомерного отнесения расходов на ремонт или капитальное строительство, а также в качестве превентивной меры во избежание штрафов, пеней и дополнительного налога на прибыль, которые может назначить налоговый орган. Также подобные исследования предоставляют информацию, необходимую для принятия решений по приобретению зданий, для осознания целесообразности тех или иных изменений в процессе эксплуатации здания или сооружения. Вследствие чрезвычайной широты круга вопросов, охватываемых темой строительства, реконструкции и ремонта, перечислить все возможные случаи возникновения необходимости проведения экспертизы, не представляется возможным. Однако, в общих чертах можно определить следующие проблемные ситуации:
- Налоговые органы провели проверку документации и выявили неправильную, с их точки зрения, квалификацию расходов как уменьшающих размер налогооблагаемой прибыли.
- С точки зрения организации, налоговыми органами были неправильно расценены ее затраты на ремонт.
- На организацию наложен штраф и/или пени вследствие иной трактовки налоговыми органами затраченных предприятием средств. Налогоплательщик же не согласен с подобным решением налоговых органов.
- Дело уже передано в суд, и требуется экспертное заключение для установления правомерности действий сторон.
- Организации требуется провести экспертизу для классификации произведенных расходов. Если ранее были случаи претензий по данным видам расходов со стороны налоговых органов, или вопрос классификации трат представляет сложность для самого предприятия, лучше заблаговременно провести экспертизу, чтобы избежать проблем в будущем.
- Организации требуется определить способ отнесения предполагаемых расходов с целью оценить их целесообразность и возможное влияние на размер прибыли.
- Организации необходимо оценить предполагаемые вложения в ремонт или реконструкцию при решении вопроса о покупке или продаже исследуемого объекта. Например, фирма хочет купить то или иное здание. Вопрос отнесения будущих расходов по приведению объекта в надлежащий вид к области ремонта или реконструкции может решить вопрос о выгодности покупки. Дело в том, что если для использования здания нужно провести работы, которые будут расценены как реконструкция (техническое переоснащение, расширение функционирующего предприятия), то предполагаемая прибыль от использования этого здания может быть фактически сведена к нулю, а то и опущена в минус.
Порядок проведения экспертизы затрат по видам ремонта и капитального строительства
Для проведения экспертизы затрат по видам ремонта и капитального строительства организации следует обратиться в соответствующую экспертную организацию и предоставить все необходимые сведения. Для проведения исследования нужно предоставить:
- Проектную и сметную документацию по проведенному или предполагаемому строительству.
- Если работы уже проведены, следует предоставить отчет о проведенных работах и потраченных средствах, бухгалтерские документы.
- Пояснительную записку об общем направлении деятельности предприятия и предназначении выполненных работ.
- При необходимости – фотоснимки проведенных работ.
После предоставления документов экспертный орган определяет специфику деятельности предприятия и область проведенных (или предполагаемых) работ. Далее эксперты тщательно изучают все предоставленные бумаги и имеющиеся в этой области нормативные акты с целью определения возможных вариантов классификации потраченных предприятием средств. Оцениваются изменения в функционировании здания, в котором проводились работы, а также изменения в деятельности организации, которые эти изменения повлекли. На основе проведенных изысканий расходы организации относятся к тому или иному типу. По итогам исследования составляется экспертное заключение, которое может быть представлено в качестве доказательства в суде. Экспертное заключение готовится и подписывается экспертом или группой экспертов. Эксперты несут ответственность за информацию, содержащуюся в заключении. Экспертное заключение состоит из следующих документов:
- Копии всех предоставленных материалов по делу.
- Фотографии объекта (при необходимости).
- Собственно заключение с выводами, к которым пришла экспертиза по делу.
- Пояснительная записка (при необходимости).
- Также экспертное заключение может содержать рекомендации по коррекции предполагаемых работ с целью изменения типа предполагаемых расходов.
Правовое обеспечение экспертизы затрат по видам ремонта и капитального строительства
Пункт 5 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации определяет как расходы, не учитываемые в целях налогообложения, следующие траты:
- Достройка или дооборудование объекта основных средств.
- Реконструкция основных средств.
- Модернизация или техническое переоснащение объекта основных средств.
Исключения из вышеизложенного правила составляют расходы, описанные в пункте 9 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этому пункту, организация-налогоплательщик получает право вписывать в расходную часть затраты на капитальное вложение в размере 10 или 30 процентов первоначальной стоимости объекта. Исключаются траты на объекты, полученные безвозмездно. Включить в расходы можно такой же объем средств, потраченных на реконструкцию, модернизацию, ликвидацию или переоснащение объекта. Размер части, включаемой в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, определяется амортизационной группой. Так, 10 процентов расходов включаются в затраты для объектов с периодом полезного использования до трех лет включительно (первая и вторая амортизационные группы) и для объектов с периодом полезного использования свыше двадцати лет (с восьмой по десятую амортизационные группы). А вот 30 процентов расходов можно включать в затратную часть для зданий, период полезного использования которых составляет от четырех до двадцати лет включительно (с третьей по седьмую амортизационные группы).
Какие вопросы следует задать эксперту в области классификации затрат по видам ремонтов и капитального строительства?
- Можно ли квалифицировать потраченные средства как расходы на ремонт?
- Можно ли квалифицировать потраченные средства как расходы на реконструкцию?
- Являются ли проведенные работы реконструкцией или ремонтом?
- Какие из проведенных работ относятся к ремонту, а какие – к реконструкции?
- Как можно определить предстоящие работы?
- Правомерны ли начисления штрафов и/или пеней?
- К какому типу расходов возможно отнести предполагаемые затраты на приведение здания в надлежащий вид?
- Изменяют ли функциональные особенности здания проведенные (предполагаемые) расходы?
- Меняют ли базовые характеристики здания или сооружения проведенные (предполагаемые) работы?
- Поменялось ли предназначение сооружения после проведенных работ?
- В каком объеме организация может включать в состав расходов налогового периода средства, потраченные на капитальные вложения?
- Является ли данный вид работ в сфере деятельности организации ремонтом (текущим или капитальным) или реконструкцией (переоснащением, расширением)?
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.
Источник