Экспертиза стоимости ремонта автомобиля для суда

Оценка автомобилей для судебных и следственных органов

Необходимость оценки стоимости автомобиля (или иного транспортного средства) для суда возникает чаще всего при судебных разбирательствах по возмещению ущерба после ДТП или при разделе имущества. При этом если экспертиза может быть как судебной, т.е. назначаться по определению суда или следственных органов, так и досудебной — где заказчиком является одна из сторон.

При возмещении ущерба от дорожно-транспортного проишествия, определить рыночную стоимсть автомобиля требуется в случае, если стоимость ремонта (ущерба) превышает его рыночную стоимость. В этом случае восстановление транспортного средства нецелесообразно и Вы не можете требовать от виновника (либо пострадавший требовать от Вас) полной стоимости ремонта. Вы не можете в итоге получить больше, чем стоит Ваш автомобиль, иначе это может считаться незаконным обогащением. Кроме того, не забывайте что, если Вам возмещают полную стоимость Вашего авто, Вы можете ещё и продать свой поврежденный автомобиль, и соответственно получить дополнительную выгоду. Это тоже незаконно, и поэтому причинитель вреда может потребовать у Вас передачи ему Вашего разбитого автомобиля, либо выплачивать Вам разницу между стоимостью ТС и стоимостью того, что от него осталось.

ИТОГ: В случае, если стоимость ремонта превышает среднюю рыночную стоимоть транспортного средства, можно требовать с виновника одно из двух:

  1. Возместить стоимость Вашего автомобиля за минусом стоимости в аварийном состоянии (стоимости остатков, годных к реализации). При этом оценивается стоимость ТС в доаварийном и в аварийном состоянии.
  2. Возместить стоимость Вашего автомобиля и передать виновнику Ваш разбитый авто. При этом оценивается стоимость ТС в доаварийном состоянии.

Определение стоимости ТС может проводиться по имеющимся документам — СТС, ПТС, Акт осмотра ТС. При определении стоимости автомобиля в аварийном состоянии (остатков, годных к реализации), обязательно необходим акт осмотра независимой экспертной или страховой компании, в крайнем случае — заказ-наряд или калькуляция по ремонту ТС.

Согласно некоторых методик восстановление считается нецелесообразным уже при привышении восьмидесяти процентного порога от его стоимости.

При разделе имущества, идеально, если имеется возможность предоставить автомобиль к осмотру. В этом случае будет учтено фактическое состояние автомобиля — все его недочеты, сколы, трещины, нерабочее оборудование, дополнительное оборудование и т.д. В данном случае Вам будет выдан полный Отчет об оценке ТС с описанием авто и фотографиями.

В общем случае процедура оценки следующая:
  1. Вы заказываете выезд эксперта на осмотр по телефону или подъезжаете к нам в офис;
  2. Наш эксперт, заключает договор, производит осмотр транспортного средства, фотографирует и составляет акт осмотра;
  3. Получаете готовые документы. Срок изготовления отчета составляет от 1 до 24 часов. Возможна доставка итоговых документов курьером. Квитанцию на оплату услуг курьера можно скачать здесь;

В случае, если автомобиль предоставить к осмотру не возможно, процедура оценки упрощается и мы предлагаем Вам два варианта оказания услуг по оценке автотранспорта.

Первый. Удаленный, практически не отнимающий у Вас времени.

  1. Вы присылаете нам на электронную почту сканы или фотографии документов;
  2. В ответ мы отправляем Вам квитанцию на оплату услуг. Вы оплачиваете ее в сберкассе или любым удобным для Вас способом;
  3. Подъезжаете за готовыми документами или получаете их курьером. Квитанцию на оплату услуг курьера можно скачать здесь;

Второй. Подойдет Вам если Вы обладаете свободным временем.

  1. Вы подъезжаете к нам в офис (для Вашего удобства согласуйте время Вашего визита);
  2. Оплачиваете стоимость услуг в офисе;
  3. Забираете готовые документы (так же возможна доставка курьером);

При этом Вы получаете Отчет об оценке транспортного средства или Заключение о стоимости транспортного средства полностью соответствующие федеральным стандартам оценки и законодательным актам.

Документы, необходимые для оценки:
  1. Документы на транспортное средство (паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС, либо карточка учета в ГИБДД);
  2. Личные документы заказчика (паспорт);
  3. Так же может понадобиться — Акт осмотра ТС, калькуляция затрат на ремонт и т.д.

Стоимость услуг по оценке автомобилей для суда:

Стоимость услуг действительна для серийных автомобилей отечественного и иностранного производства. Стоимость оценки эксклюзивных и раритетных автомобилей оговаривается отдельно.

Услуги Стоимость Сроки
Оценка стоимости автомобилей отечественных марок (без осмотра ТС, по документам) 1500 руб. 1 час.
Оценка стоимости автомобилей импортных марок (без осмотра ТС, по документам) 2000 руб. 1 час.
Оценка стоимости автомобилей отечественных марок в аварийном состоянии, стоимость остатков, годных к реализации (без осмотра ТС, по документам) 1500 руб. 1 час.
Оценка стоимости автомобилей импортных марок в аварийном состоянии, стоимость остатков, годных к реализации (без осмотра ТС, по документам) 2000 руб. 1 час.
Оценка стоимости автомобилей отечественных марок (с учетом технического состояния, включая составление акта осмотра, 1 лист фотографий) 3200 руб.* от 1 до 48 час.
Оценка стоимости автомобилей импортных марок (с учетом технического состояния, включая составление акта осмотра, 1 лист фотографий) 3700 руб.* от 1 до 48 час.
Оценка стоимости автомобилей отечественных марок в аварийном состоянии, стоимость остатков, годных к реализации (с учетом технического состояния, включая составление акта осмотра, 1 лист фотографий) 3200 руб.* от 1 до 48 час.
Оценка стоимости автомобилей импортных марок в аварийном состоянии, стоимость остатков, годных к реализации (с учетом технического состояния, включая составление акта осмотра, 1 лист фотографий) 3700 руб.* от 1 до 48 час.
Дополнительные услуги
Составление акта осмотра 1500 руб.
Выезд на осмотр транспортного средства 700 руб.
Изготовление фотографий** 200 руб.**
Читайте также:  Ремонт лакокрасочного покрытия машин

* Стоимость зависит от количества листов фотографий.
** Стоимость указана за 1 лист. На 1 листе — до 8 фотографий.

Источник

Назначение автотехнической экспертизы по определению размера ущерба в результате ДТП, стихийного бедствия, действий третьих лиц

В судебных делах о возмещении ущерба от ДТП , стихийного бедствия, действий третьих лиц и т.п. размер и денежная оценка причиненного ущерба — ключевые обстоятельства, подлежащие установлению судом. От этого напрямую зависит сумма взыскания (возмещения, выплаты, компенсации), и это часто является основным предметом споров.

Истцы заинтересованы в полном погашении ущерба, но нередко его необоснованно завышают. Ответчики, напротив, стараются уменьшить заявленный истцом размер ущерба и используют для этого любую возможность. Иногда стороны хотят лишь одного — удостовериться в том, что расчет сделан правильно и сумма соответствует причиненному ущербу. При возникновении споров на этот счет, при несогласии с результатами досудебной оценки истину помогает установить назначение автотехнической экспертизы по определению размера ущерба .

Результаты экспертизы могут быть положены в основу доказательственной базы истца или ответчика — в зависимости от того, кто был инициатором экспертизы и в чью она пользу. Исследование может быть назначено судом, если противоречия в доводах истца и ответчика налицо, а идти на производство экспертизы никто из них не хочет. В этих случаях решение суда по делу будет основано, среди прочего, на выводах эксперта.

Предмет автотехнической экспертизы ущерба автомобиля

Автотехническая экспертиза ущерба нередко называется автотовароведческой или автооценочной, что в контексте рассматриваемых целей и задач производства исследования не совсем корректно или требует уточнения.

Во первых. Назначение автотовароведческой экспертизы допускает более широкий предмет исследования, и он далеко не всегда связан с размером и оценкой ущерба от ДТП или подобных происшествий. Например, вопросы автотовароведческой экспертизы могут касаться определения стоимости машины для целей оспаривания сделки. Однако нужно учитывать, что автотовароведческая экспертиза выделяется и как вид автотехнической экспертизы — так же, как и, например, транспортно-трасологическая. Поэтому для правильного использования такой терминологии требуется уточнение предмета исследования. В данном случае им будет определение ущерба, причиненного транспортному средству в результате ДТП или иного происшествия, для целей возмещения ущерба или (иногда) реализации ТС.

Во вторых. Автооценочная экспертиза — название, используемое не более чем в обиходе, по аналогии с досудебной оценкой транспортных средств. Перенос такой аналогии в сферу экспертных исследований приводит к ошибкам при назначении экспертизы и постановке вопросов.

Установление размера ущерба по повреждениям — частный случай назначения автотехнической экспертизы. Поэтому в данной ситуации ее предмет и вопросы ограничены целями и задачами такого исследования. Если нужны ответы на более широкий спектр вопросов, выходящих за пределы названной экспертизы, нужно назначать либо комплексную экспертизу (наиболее эффективно), либо несколько автотехнических экспертиз разного плана (долго и дорого).

Порядок назначения экспертизы

Порядок назначения экспертиз одинаков для всех случаев производства экспертных исследований по гражданским (арбитражным) делам. Серьезная разница — в вопросах, а для того чтобы их правильно поставить – в подготовке к назначению экспертизы.

Подготовка к экспертизе

Возникновению вопроса об определении размера ущерба по повреждениям могут предшествовать различные события — все зависит от предмета спора и хода судебного процесса. Как правило, к этому моменту уже бывают установлены обстоятельства происшествия, возможность причинения заявленных повреждений при заданных обстоятельствах и «виновность» определенного лица. Для этих целей, если необходимо, также проводятся соответствующие исследования, в том числе комплексного характера. Но если их не было, а вопросы требуют экспертных ответов — нужно назначать судебную автотехническую экспертизу и ставить весь перечень необходимых вопросов.

Вопрос о размере ущерба, как правило, решается уже в самом конце — когда по делу все ясно, кроме этого обстоятельства. И главной причиной назначения судебной автотехнической экспертизы по ДТП или иному происшествию для целей определения ущерба является несогласие с тем, что заявленное соответствует действительности. Обычно речь идет о предъявлении претензий к досудебной оценке и (или) сделанным вложениям в ремонт (восстановление) транспортного средства. Определение перечня и трудоемкости необходимых восстановительных работ, перечень подлежащих замене деталей, цены на запасные части, работы и материалы — это вызывает основные сомнения и подозрения (обоснованные или необоснованные) у инициатора назначения экспертизы.

Читайте также:  Договор оказания услуг по ремонту автомобилей между физ лицами

Материалы для исследования

Перечень повреждений, подлежащих учету в расчете стоимости, определяется экспертом:

по представленным (имеющимся в деле) документам, фотографиям и иным материалам;

по фактическому состоянию представленного для исследования транспортного средства (оборудования, запчастей), если оно не было восстановлено;

с учетом выводов экспертного исследования по вопросу о возможности возникновения повреждений при заявленных обстоятельствах.

Таким образом, все вышеперечисленное влияет на исследование и выводы, а инициатор экспертизы (истец или ответчик), в свою очередь, может повлиять на представляемые материалы. И сделать это — в его интересах.

В зависимости от целей, задач и обстоятельств назначения экспертизы разумно обратить внимание суда и, соответственно, эксперта на следующие моменты (если они действительно есть):

какие именно детали повреждены — оригинальные (более дорогие) или неоригинальные (более дешевые) детали;

какие детали и как заменены — на новые или бывшие в эксплуатации;

повреждение дополнительно установленного (нештатного) оборудования или отсутствие (неисправность) штатного оборудования;

определенные свойства транспортного средства, отличающие его от других этой же марки и модели (как в лучшую сторону — особенности комплектации, тюнинг, аэрография и т.п., так и в худшую — плохое техническое состояние автомобиля, множественные серьезные эксплуатационные повреждения и т.п.);

другие моменты, которые важны и способны объективно повлиять на заключение экспертизы, найти отражение в исследовании и выводах, а значит, стать серьезными доводами в судебном споре.

Естественно, что заявленное должно найти подтверждение в материалах дела , в виде вещественных доказательств, а не быть голословным утверждением.

Вопросы к эксперту

Исходя из целей и задач производства экспертизы, вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы могут быть следующими:

  1. Какова стоимость ремонта транспортного средства? Этот вопрос — основной и зачастую единственно необходимый.
  2. Каков размер утраты товарной стоимости транспортного средства ? Вопрос ставится, если речь в деле идет о взыскании утраты товарной стоимости (размера УТС).
  3. Какова доаварийная стоимость транспортного средства и стоимость годных остатков? Этот вопрос ставится в случае полной гибели ТС и будет в этой ситуации достаточным для определения стоимости годных остатков автомобиля или иного транспортного средства .

Ставить вопрос «Каков размер причинённого ущерба?» — неправильно и бессмысленно. Эксперт не даст на него ответ или выйдет за пределы компетенции и поставит тем самым экспертизу под сомнение. Ущерб — множество слагаемых. Не все из них эксперт-автотехник может определить, и не все подлежат возмещению по правовым основаниям.

Как добиться назначения экспертизы

Суд назначает экспертизу по своей инициативе либо по ходатайству истца или ответчика. Как правило, производство экспертизы — часть стратегии ведения дела, поэтому момент для подачи ходатайства выбирает инициатор исследования.

Суды крайне редко отказывают в экспертизах, учитывая их прямую заинтересованность в том, чтобы решение не было отменено при обжаловании. Проблема в другом — ошибки при подготовке ходатайства, связанные с затягиванием процесса назначения экспертизы, неверным определением предмета исследования и вопросов для эксперта.

Как уже говорилось, определение размера ущерба — зачастую конечная стадия судебного разбирательства. Да и спор по этому поводу может возникнуть уже после того, как выяснены обстоятельства происшествия и установлен виновник. Из-за этого назначение экспертизы по ущербу может слишком запоздать. И даже если суд все-таки пойдет навстречу, чем больше экспертиз — тем больше затрат. Как избежать этого? Разумнее необходимость производства исследований изучать уже на стадии подготовки к судебному процессу. И если очевидно, что автотехническая экспертиза нужна, — сразу же готовиться к ней, определять направления и вопросы в комплексе.

Вопросы по определению размера ущерба в комплексных автотехнических исследованиях ставятся «автоматически», потому что ответы на них все равно понадобятся в делах, где фигурирует ущерб, а большая часть ответов взаимосвязана с выводами исследований других предметных областей (обстоятельства ДТП, повреждения, «виновность»). Для производства такой экспертизы необходимо подготовить ходатайство в суд о назначении судебной автотехнической экспертизы и поставить все нужные вопросы к эксперту-автотехнику. Если же предмет исследования — только ущерб, то понадобится ходатайство о назначении автотовароведческой экспертизы.

При подготовке ходатайства важно:

обосновать производство экспертизы;

отразить моменты, на которые суд и эксперт должны обратить особое внимание;

указать эксперта (экспертную организацию), которому заявитель хочет поручить производство экспертизы или перечень экспертов (организаций), у которых производство исследования нежелательно.

Читайте также:  Ремонт скола краски автомобиля своими руками

Отказ суда в назначении экспертизы может быть обжалован в вышестоящей судебной инстанции.

Определение суда — основание для производства экспертизы

Экспертиза производится на основании определения суда о назначении автотехнической экспертизы. Это процессуальный документ, который, помимо «стандартных» реквизитов, содержит:

описание дела (спора);

поводы для назначения экспертизы;

моменты, на которых суд посчитал необходимым заострить внимание эксперта;

предоставляемые для исследования материалы (ссылки на материалы дела, указание местонахождения объектов исследования, вещественные доказательства);

вопросы к эксперту.

Чем более подробно изложены обстоятельства дела, имеющие отношение к исследованию, чем более полно представлены материалы, тем более качественным будет заключение. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы и объекты для исследований, поэтому ограничится тем, что представлено. К сожалению, возможностью запросить дополнительные материалы пользуются далеко не все эксперты, даже в ущерб качеству. Поэтому при подготовке к назначению экспертизы стоит рассчитывать, прежде всего, на себя. А если это трудно — консультироваться с профильным экспертом.

Чтобы не столкнуться с неожиданностями при производстве автотехнических экспертиз, сторонам обязательно нужно знакомиться с определением суда:

  1. Если суд посчитал нужным провести экспертизу в любом случае, независимо от того, будут или нет представлены сторонами дополнительные материалы, он обозначит такое условие в определении: если указанные объекты исследования (автомобили, замененные детали, пр.) не будут представлены, то провести экспертизу по представленным документам.
  2. Если суд решил, что для экспертизы представление объектов — обязательное условие, то в определение может быть написано: если указанные объекты исследования (автомобили, замененные детали, пр.) не будут представлены, то возвратить определение суда без исполнения.
  3. Суд может обратить внимание эксперта на необходимость решения вопросов с учетом определенных условий, например, условий договора, из которого вытекает спор между истцом и ответчиком. В этом случае условия должны быть приобщены к материалам дела и представлены эксперту.

Что делать, если экспертиза не в вашу пользу

Бывает, что выводы эксперта идут вразрез с ожиданиями даже той стороны процесса, которая ходатайствовала о назначении исследования. Что делать в такой ситуации?

Первоначально нужно внимательно ознакомиться с экспертизой, причем не только с ее выводами, но и с исследовательской частью. Затем оценить «масштаб трагедии» и понять, насколько экспертиза повлияет на ход процесса. Интерпретация выводов эксперта и использование заключения в качестве доказательства — задачи участников процесса.

В ходе ознакомления с заключением нужно хотя бы бегло (а лучше — внимательно) сравнить перечень основных ремонтных работ и наиболее дорогих запасных частей. Определить, что было исключено или добавлено и на каких основаниях. Имеются ли существенные расхождения в ценах на работы и запчасти. Был ли учтен износ заменяемых комплектующих и какой. При этом следует учесть, что для ряда комплектующих, влияющих на безопасность (этот перечень установлен в нормативных документах), износ применяться не должен. Если расхождения есть и эксперт их не обосновал в заключении, стоит ставить перед судом вопрос о назначении дополнительной (при представлении дополнительных материалов) или повторной (по тем же материалам) экспертизы, хотя это может быть сложно.

С точки зрения экономии затрат и сокращения сроков производства дополнительной экспертизы ее целесообразно поручать тому же эксперту (экспертной организации), что проводил первичное исследование. Эту просьбу нужно отразить в ходатайстве перед судом. Повторную экспертизу тот же эксперт проводить не может, но та же самая экспертная организация — да, при условии поручения исследования другому эксперту. Если не устраивает ни эксперт, ни то учреждение, где проводилась экспертиза, можно ходатайствовать перед судом о поручении производства дополнительной (повторной) экспертизы в другой организации (у другого частнопрактикующего эксперта).

Повторные экспертизы суды не любят. Зачастую видят в этом попытку затянуть процесс или усложнить ход разбирательства. Чтобы убедить суд, нужно серьезно обосновать свое ходатайство и хорошо поработать над мотивировкой — привести конкретные факты, почему требуется повторное исследование, что оно даст и каким образом скажется на разрешении судебного дела.

Выводы

Экспертиза — зачастую единственная возможность доказать заявленный ущерб и его сумму. Этой возможностью нужно пользоваться, но пользоваться грамотно. Первоначально вопрос с назначением экспертизы целесообразно обсудить со своим юристом или адвокатом — он с профессиональной точки зрения оценит перспективы, цели и задачи производства исследования. Если представителя нет или он по каким-то причинам против экспертизы, можно обращаться непосредственно к профильным экспертам, которые и проконсультируют, и дадут дельные советы. Эффективная практика последнего времени — тщательная подготовка к экспертизе с привлечением как юристов (адвокатов), так и экспертов необходимой предметной области. Инициатива всегда должна исходить от сторон процесса, поскольку никто не заинтересован в исходе дела больше, чем сами участники спора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью