- Приложение. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
- ГАРАНТ:
- Оценка стоимости восстановительного ремонта ТС по КАСКО
- Как проводят оценку ущерба автомобиля для стоимости восстановительного ремонта?
- Для кого эта методика?
- Свр=Рр+Рм+ Рзч
- Экспертная оценка стоимости восстановительного ремонта
- Введение
- 1. Общие положения
- Терминология
Приложение. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
Приложение
к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 г. N 432-П
«О единой методике определения размера
расходов на восстановительный ремонт в
отношении поврежденного транспортного
средства»
Единая методика
определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
ГАРАНТ:
О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства см. положение Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П
Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
* Необходимое время приведено без учета подготовительно-заключительньгх работ.
** Категория сложности не связана с нормированием ремонтов транспортных средств отечественных производителей (ремонт N 1, 2, 3) и зависит от степени повреждения:
1 категория — несложные деформации на простых (несложно профилированных) поверхностях;
2 категория — сложные деформации с образованием складок, вытяжкой металла либо несложные деформации на профилированных поверхностях;
3 категория — сложные деформации с изломом ребер жесткости (при нецелесообразности замены, применении реставрации или вставки).
Источник
Оценка стоимости восстановительного ремонта ТС по КАСКО
Оценка стоимости восстановительного ремонта транспортного средства по КАСКО необходима, если транспортному средству страхователя нанесено повреждение в результате наступления страхового случая. Такая экспертная оценка является доказательством, подтверждающим сумму ущерба. Как правило ее проводит страховщик. Но есть возможные варианты, когда необходимо обратиться за экспертной оценкой и страхователю.
- страхователь не согласен с оценкой, проведенной страховщиком;
- к вам предъявлены претензии по возмещению ущерба, нанесенного транспортному средству в результате ДТП, где вы являетесь виновной стороной;
- отказано в выплате возмещения;
- в случае дополнительного ремонта или проведения некачественного ремонта на СТО страховщика;
- транспортному средству нанесен ущерб при стихийном бедствии;
- вам необходимо предъявить оценку, как доказательство к исковому заявлению.
Оценка обязательно должна быть сделана независимым оценщиком, который имеет право на проведение данного вида работ.
Это может быть юридическое или физическое лицо, с которым вы должны заключить договор. Документы, подтверждающие квалификацию оценщика, должны быть приложены к экспертной оценке.
Оценщик обязан прежде всего осмотреть транспортное средство и составить акт осмотра, где необходимо оценить целесообразность восстановления и ремонта поврежденного средства. Также проводится оценка запчастей, годных для последующей реализации.
Если ремонт транспортного средства уже выполнен или транспорт сдан в утилизацию, оценщик обязан рассмотреть предыдущий акт осмотра транспортного средства, составленный страховой компанией или независимым экспертом.
Что нужно предъявить для составления экспертного заключения:
- документ, удостоверяющий личность;
- технический паспорт и свидетельство о регистрации;
- документы из ГИБДД (справка, подтверждающая ДТП, копия постановления);
- другие подтверждающие документы (фотографии, справки, акты)
После получения экспертной оценки о стоимости восстановительного ремонта, копию этого заключения нужно предъявить страховщику с соответствующим претензионным письмом. Если вы подаете иск, то оценку прикладывают, как необходимое доказательство вашей правоты.
Затраты, понесенные на производство экспертной оценки, учитываются при вынесении судебного решения.
При рассмотрении споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскания страховых выплат (в том числе в порядке регресса и суброгации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.
Доводы апелляционной жалобы о том, что экспертное заключение является ненадлежащим доказательством размера причиненного ущерба, судебная коллегия отклоняет, поскольку ответчиком указанное заключение оспорено не было, доказательств, подтверждающих иной размер ущерба, ответчик не представил, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлял.
Пунктом 1 ст. 951 ГК РФ установлено, что если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Данное положение также содержится в Правилах страхования средств автотранспорта, закрепленное в п. 5.3 Правил. Суд обоснованно пришел к выводу о том, что на момент заключения договора страховая сумма превышала действительную рыночную стоимость автомобиля.
Страховая компания не выплачивала страховое возмещение, в связи с чем страхователь был вынужден обратиться в независимое экспертное учреждение для определения стоимости восстановительного ремонта.
При определении размера подлежащего взысканию с ответчика страхового возмещения, подлежит взысканию разница между выплаченным истцом страховым возмещением и фактическим размером ущерба, при определении которого должна быть учтена стоимость всех необходимых работ и запасных частей, связанных с данными дорожно-транспортными происшествиями.
Судом была назначена автотехническая экспертиза, поскольку ответчиком оспаривается действительная стоимость транспортного средства на момент заключения договора страхования
В удовлетворении заявления о страховой выплате было отказано. С таким отказом страхователь не согласился и самостоятельно обратился в экспертную организацию с целью определения размера причиненного ему ущерба.
Источник
Как проводят оценку ущерба автомобиля для стоимости восстановительного ремонта?
Для оценки ущерба автомобиля, пострадавшего в ДТП, используют единую методику, разработанную Центробанком — Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
Остановимся на ключевых пунктах.
Для кого эта методика?
- Страховые компании и их представители, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
- Эксперты-техники, экспертные организации при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств;
- Судебные эксперты при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора ОСАГО владельцев транспортных средств.
Как устанавливают наличие и характер повреждений транспортного средства, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт?
1. Первичное установление наличия и характера повреждений.
Его производят во время осмотра транспортного средства. Результаты осмотра транспортного средства фиксируются актом осмотра.
В процессе осмотра повреждения описывают (место расположения, вид, характер и объем/степень), а также предварительно определяют способы устранения повреждений).
Рассмотрим пример с установлением необходимости окрасочных работ:
окрасочные работы назначаются в минимально допустимом технологией производителя объеме, позволяющем восстановить доаварийные свойства ТС, при значительном объеме окрашиваемых деталей эксперт-техник обязан проверить экономическую целесообразность проведения наружной окраски кузова в совокупности с окраской внутренних поверхностей деталей, подлежащим ремонтным воздействиям в случае, если таковая предусмотрена технологией производителя ТС.
Так, если на момент ДТП на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25% ее наружной поверхности, либо цвет окраски поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова ТС (за исключением случаев специального светографического оформления), окраска такой детали не назначается.
Важно! Если осмотреть транспортное средство невозможно, например, оно находится в отдаленном месте, установление повреждений может быть проведено, при наличии письменного согласия потерпевшего и страховщика, без осмотра ТС — на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото-, или видеоматериалов).
2. Исследование обстоятельств ДТП и установление причин возникновения повреждений ТС.
Эксперты устанавливают обстоятельства и причины повреждений, основываясь на:
- сопоставлении повреждений ТС потерпевшего с повреждениями ТС страхователя (других участников ДТП);
- сопоставлении повреждений ТС потерпевшего с иными объектами (при их наличии), с которыми оно контактировало после взаимодействия с ТС страхователя в ДТП;
- анализе сведений, зафиксированных в документах о ДТП: справке установленной формы о ДТП, извещении о страховом случае, протоколах, объяснениях участников ДТП и т.д., их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре ТС.
3. Расчет размера восстановительных расходов.
Формула расчета наиболее вероятной величины затрат:
Свр=Рр+Рм+ Рзч
Полученный результат округляют до сотен рублей.
4. Определение стоимости ТС до ДТП.
Нецелесообразность проведения восстановительного ремонта признается если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость ТС до ДТП (стоимость аналога).
Хотите иметь под рукой методику?
Актуальные нормативные документы по теме:
- Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».
- Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
Источник
Экспертная оценка стоимости восстановительного ремонта
Государственное учреждение Российский Федеральный Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Методическое руководство для судебных экспертов
Введение
Настоящее Методическое руководство по определению стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств (далее — Руководство) устанавливает методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ. Руководство может быть также использовано другими экспертными организациями и частными экспертами при проведении автотехнических исследований.
За основу Руководства принято Методическое руководство[3], изданное в 2001 году, в которое внесены существенные дополнения и изменения.
Необходимость переработки и актуализации Методического руководства[3] вызвана следующими причинами:
* Вероятно, ошибка оригинала. Здесь и далее следует читать «Федеральный закон N 73-ФЗ от 31.05.2001 года «. — Примечание изготовителя базы данных.
в судебной экспертизе перестали существовать такие понятия, как «автотовароведческая экспертиза» и «эксперт автотоваровед»;
за прошедшие 5 лет произошла существенная смена модельного ряда транспортных средств, появилось значительное количество новых моделей и модификаций транспортных средств;
существенно возросли требования к методическому уровню проведения автотехнических и товароведческих экспертиз и исследований;
частично устарели или оказались недостаточны по своему содержанию положения предыдущего Методического руководства[3].
Авторы приносят свою искреннюю признательность эксперту Сабирзянову Р.Ф. (РФЦСЭ), а также экспертам Приволжского и Южного региональных центров судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, способствовавших изданию Руководства за их вклад в эту работу.
1. Общие положения
Настоящее Методическое руководство разработано в целях актуализации и переработки Методического руководства[3] и определяет общие положения, принципы, методы и организацию производства автотехнических и товароведческих экспертиз (далее — экспертизы) по специальностям N 13.4 и N 19.3 соответственно: «Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости» и «Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки».
Основными задачами Методического руководства являются:
обеспечение проведения судебных и несудебных экспертиз на единой методической основе;
обеспечение полноты, точности и доказательности результатов экспертиз и исследований.
Методическое руководство разработано на основе результатов современных научных исследований по видам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, результатов статистического исследования стоимостных характеристик товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и работ по ремонту транспортных средств. При разработке Методического руководства учтены положения действующих нормативных правовых актов, нормативно-технической и методической документации по вопросам судебной экспертизы, экспертной деятельности на транспорте, технической эксплуатации транспортных средств, а также отечественный и зарубежный практический опыт экспертной деятельности в отношении транспортных средств.
Настоящее Методическое руководство следует применять при производстве судебных экспертиз и автотехнических исследований вместо Методического руководства, действие которого заканчивается.
Документ предназначен для использования:
судебными экспертами, имеющими право самостоятельного производства автотехнических и товароведческих экспертиз по специальностям: «Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости» и «Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки»;
в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы;
при профессиональной переподготовке и повышении квалификации судебных экспертов по специальностям: «Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости» и «Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки»;
в экспертной деятельности на транспорте;
при проведении несудебных исследований по заявлениям физических или юридических лиц.
— методику определения стоимости АМТС с учетом его технического состояния, износа, комплектности, наличия дефектов и т.д.;
— методику определения затрат на восстановление АМТС;
— методику определения стоимости годных остатков АМТС;
— методику определения величины утраты товарной стоимости АМТС;
— различного рода рекомендации, образцы используемых документов, справочные данные, таблицы, перечень необходимых технических, юридических и экономических терминов.
Применение данного руководства обеспечивает единую методическую основу для судебных экспертов, а также достоверность, точность, доказательность и объективность полученных результатов.
Терминология
Технические термины
Сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно.
При установлении сходства АМТС можно выделить три уровня: функциональное сходство (по области применения, назначению); конструктивное сходство (по конструктивной схеме, составу и компоновке элементов, дизайну и эргономике); параметрическое сходство (по значению параметров). При полном достижении функционального, конструктивного и параметрического сходств принято говорить об идентичности объектов, а при приблизительном и частичном сходствах — об аналогичности.
Повреждения различной формы и размеров, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации
Комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения.
Материал, масса которого не входит в массу основного изделия (бумага наждачная, растворитель, смывка и т.д.).
Масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства
Снятие изделия или его составной части с места установки на АМТС.
Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций.
«существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки». В данном руководстве под недостатком товара (изделия) понимается дефект и (или) совокупность дефектов. Основные признаки, позволяющие отнести дефект агрегата, узла к существенному дефекту. 1) дефект, после устранения которого снижается ресурс (срок службы) изделия, заложенный изготовителем, возникает утрата товарной стоимости изделия; 2) неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией; 3) дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Дефект АМТС как сложного изделия является существенным дефектом, если: выявлен дефект несущей конструкции кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному условию п.п.1-3; выявлены дефекты хотя бы 3 основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному условию п.п.1-3.
Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на её долговечность, но не является критическим
Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению, практически невозможно или недопустимо
Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и её долговечность
Изменение формы или размеров тела или его части под действием внешних сил
Диагностирование систем АМТС (агрегата) по параметрам, характеризующим их общее техническое состояние без выявления конкретной неисправности (работоспособные или неработоспособные)
Оборудование, которое может быть установлено заводом-изготовителем на всех АМТС данной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное на АМТС в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования
Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинён иной материальный ущерб
Следы скольжения с приподнятостью кусочков, частиц следовоспринимающей поверхности
Идентификационный номер (VIN)
Уникальный 17-значный номер, присваиваемый АМТС заводом-изготовителем
Комплексное исследование, включающее в себя: 1) установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию; 2) исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС; 3) установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС записям в сопровождающей документации и свойствам АМТС.
Идентификация установленного на АМТС оборудования
Последовательность исследования, состоящая из этапов: 1) определение перечня оборудования, установленного на АМТС по функциональному признаку; 2) определение модели и изготовителя оборудования.
Исправное состояние (исправность)
Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Качество выполненного ремонта
Соответствие (несоответствие) технических характеристик, внешнего вида и интерьера АМТС требованиям нормативной документации.
Мелкие детали (крепёж)
Болты, гайки, винты, стяжки, шайбы, шплинты, заклепки, пистоны, пластмассовые крепежные материалы, прокладки и т.д., заменяемые при проведении работ по замене поврежденных съемных элементов транспортного средства. В расчётах принимается, как 2% от стоимости заменяемых повреждённых элементов транспортного средства.
Условный год выпуска АМТС, указываемый (в большинстве случаев) в VIN. Как правило, VIN содержит информацию не о фактической дате выпуска, а о так называемом модельном годе. Модельный год в автомобилестроении не совпадает с годом календарным и у большинства автопроизводителей начинается с июля. Например: если автомобиль фактически выпущен в октябре 1998 года, то в VIN, как правило, будет указан 1999 модельный год.
Установка изделия или его составных частей на предусмотренное для них место на АМТС.
Окраска наружных поверхностей АМТС (при необходимости — с окраской торцов и проемов дверей, сточных желобков капота и крышки багажника).
Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортных происшествиях наблюдаются наслоения краски, резины, с одного транспортного средства на другом, следы наслоения на дорожном покрытии от колес транспортного средства
Отрицательное значение разности фактического и среднего статистического пробега АМТС.
Неисправное состояние (неисправность)
Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией.
Неработоспособное состояние (неработоспособность)
Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует установленным нормативно-технической документацией.
Прибор для определения пройденного расстояния
Органолептическое исследование АМТС в целях: идентификации АМТС, определения работоспособности АМТС, выявления повреждений и дефектов, следов ремонта. При осмотре АМТС может производиться фото- или видеосъемка, составляться акт осмотра АМТС. Может выполняться общее и/или поэлементное диагностирование с использованием контрольно-измерительных средств.
Материал, масса которого входит в массу основного изделия (краска, антикоррозионное, противошумное покрытие и т.д.).
Положительное значение разности фактического и среднего статистического пробега АМТС.
Нарушение исправности физического объекта вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации.
Окраска наружных и внутренних поверхностей АМТС
Исследование элемента АМТС после частичной или полной разборки АМТС (агрегата) с контролем рабочих параметров (характеристик).
Работоспособное состояние (работоспособность)
Состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
Разделение изделия на детали и (или) сборочные единицы.
Процесс (операция) изменения связей в системе в целях достижения определенных параметров функционирования системы.
Основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте.
Серийная комплектация АМТС (серийное оборудование)
Оснащенность АМТС оборудованием, которое устанавливается заводом-изготовителем на всех АМТС данной модификации (серии) в обязательном порядке.
Дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства, для выявления которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата.
Относительное положение составных частей изделия при сборке, характеризуемое соприкосновением их поверхностей и (или) зазором между ними, заданными в конструкторской документации.
Тип транспортного средства
Один из основных классификационных признаков транспортного средства, определяющий его назначение и общее конструктивное исполнение
Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Транспортным средством также является прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством.
Сборочная единица, которую можно собрать отдельно от других составных частей изделия или от изделия в целом и которая может выполнять определенные функции в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями.
Факторы, оказывающие наибольшее влияние на ухудшение технического состояния АМТС (износ АМТС). К ним относятся: режим движения и нагрузка на АМТС, дорожные и климатические условия, качество топлива, смазочных материалов, технического обслуживания и мастерства вождения
Согласно ст.15, ч.2 ГК РФ под реальным ущербом «понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества». В настоящем Руководстве под ущербом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей: затраты, необходимые для восстановления свойств АМТС, которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются), или сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить
Юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.
Источник