- Как выявить халтурщиков? Независимая экспертиза после ремонта автомобиля
- Что такое некачественный авторемонт по ОСАГО?
- Можно ли выявить недобросовестную работу и предъявить претензию страховой?
- Что включает в себя экспертная оценка качества проведения ремонтных работ?
- Узлов и агрегатов
- Кузова и кузовных деталей
- Лакокрасочного покрытия
- Зачем проводить?
- Как провести экспертное исследование авто после обслуживания на СТО?
- Выбор организации
- Какие нужны документы?
- Сколько стоит?
- Как проверить надежность покраски машины?
- Назначение экспертизы по выявлению дефектов и определению существенного недостатка автомобиля
- Поводы для назначения автотехнической (автотовароведческой) экспертизы
- Задачи, которые решает экспертиза
- Порядок действий при назначении экспертизы
- Вопросы эксперту
- Как добиться назначения экспертизы (ходатайство)
- Определение суда о назначении экспертизы
- Что делать, если экспертиза не в вашу пользу
- Вместо заключения
Как выявить халтурщиков? Независимая экспертиза после ремонта автомобиля
Часто после ремонта автомобиля на станции технического обслуживания требуется проведение независимой экспертизы. Это происходит вследствие того, что транспортное средство возвращается к владельцу не в лучшем виде и не соответствует заявленным обещаниям.
Можно долго доказывать свою правоту о том, что автомобиль был отремонтирован плохо, но такие претензии должны быть подтверждены документально. Именно для этого и проводится независимая экспертиза, которая укажет какие именно ошибки были допущены во время ремонта.
Заключение независимой экспертизы является главным доказательством нарушений во время проведения ремонтных работ на СТО и станет для автовладельца основой, при помощи который он сможет взыскать сумму ремонта в денежном эквиваленте или востребовать качественной переделки работы.
Что такое некачественный авторемонт по ОСАГО?
Прежде чем предъявлять претензии, необходимо убедиться, что ремонт транспортного средства выполнен некачественно. Подтверждением данного факта будет наличие признаков некачественного ремонта, которые можно определить при визуальном осмотре авто. Сюда относится:
- неплотное прилегание обшивки салона, дверей, крышки багажники и капота;
- зазоры между кузовными деталями не соответствуют стандарту (больше или меньше положенного);
- дефекты покраски (шагрень, непокрашенные места, отсутствие нанесенного лака поверх краски и т.д.);
- цвет окрашенных деталей явно отличается от основного цвета автомобиля;
- замененные детали не новые (некоторые б/у детали визуально заметно сразу);
- прочие признаки, которые отличаются от исходного состояния авто при визуальном осмотре.
Можно ли выявить недобросовестную работу и предъявить претензию страховой?
Если у вас имеются претензии по качеству произведенного ремонта, то ни в коем случае нельзя подписывать акт приемки автомобиля. Ставя подпись в документе, вы соглашаетесь с выполненными услугами и освобождаете СТО от дальнейшей ответственности. В дальнейшем будет проблематично привлечь автосервис к ответственности за некачественную работу.
В случае если автосервис отказывается признавать факт некачественного выполнения ремонта транспортного средства, то придется прибегнуть к услугам специальной экспертной фирмы, которая проведет независимую экспертизу качества ремонта авто и даст заключение по проведенным результатам. Такая фирма должна иметь лицензию на осуществление подобного рода деятельности – это будет залогом качественно проведенной оценки, так как по законодательству РФ, данным фирмам не обязательно иметь лицензию.
С данной бумагой необходимо обращаться в страховую компанию, так как именно она отвечает за восстановление транспортного средства по договору. Страхователю необходимо подать письменную претензию, потребовав переделки работы или выплаты денежной компенсации, эквивалентной стоимости восстановления автомобиля. К претензии прикладывается заключение независимого эксперта о качестве работ.
Больше нюансов об оценке ущерба автомобиля после ДТП и о том, почему страховые компании экономят на компенсации, узнайте тут.
Что включает в себя экспертная оценка качества проведения ремонтных работ?
Подобного рода экспертиза проводится в несколько этапов, результаты каждого из которых фиксируются в документе. Она состоит из следующих экспертиз:
Узлов и агрегатов
Данная процедура очень сложна с технической точки зрения, так как эксперт должен быть профессионалом своего дела, чтобы определить ошибки (или специально допущенные оплошности) работников автосервиса после некачественного ремонта авто. Процесс довольно кропотливый и длительный, так как проверяется работоспособность узлов, агрегатов и деталей, а также их взаимосвязь друг с другом. На основании проведенной проверки выносится заключение: был или не был допущен обман со стороны СТО (на предмет установки некачественных деталей).
Кузова и кузовных деталей
Данный этап должен быть проведен обязательно, так как состояние кузова должно в первую очередь заинтересовать автолюбителя. Состояние, которое ожидает автовладелец после ремонта на станции технического обслуживания – это близкое к идеальному, то есть отсутствие трещин, сколов, царапин, даже незначительных.
Лакокрасочного покрытия
Такая процедура проверки проводится по желанию заказчика. В данную процедуру входит проверка соответствия цветовой палитры покрашенных деталей (части деталей) и основного цвета кузова, а также качества примененной краски и лака.
Мастера проверяют толщину при помощи толщиномера, который определяет слой использованной грунтовки и шпатлевки. Все эти действия призваны дать корректное заключение по поводу качества проведенного ремонта транспортного средства.
Зачем проводить?
Такая процедура, проведенная независимой фирмой, является надежной поддержкой автолюбителя, сдавшего свое транспортное средство на ремонт в автосервис. Не всегда водители довольны работой, которую провели мастера СТО и чтобы доказать допущенные нарушения, проводится независимая экспертиза, заключение которой будет являться основанием для:
- востребования ущерба с виновника ДТП (как уведомить виновника ДТП о проведении процедуры?);
- возмещения стоимости ремонта со станции технического обслуживания (автосервиса);
- подачи иска против компании-страховщика.
Как провести экспертное исследование авто после обслуживания на СТО?
Если вы никогда не сталкивались с процедурой проведения независимой экспертизы транспортного средства, то вам будет полезной данная информация, в которой подробно раскрыты все шаги. Порядок действий выглядит следующим образом.
Выбор организации
Только специальные оценочные компании вправе проводить подобную экспертизу. Таких организаций на современном рынке большое количество, поэтому при выборе придерживайтесь следующих правил:
- Выбирайте компанию самостоятельно, так как страховщик может направить водителя в определенную фирму, с которой у него заключен договор. По закону, страхователь сам вправе выбирать оценщика.
- Изучите ряд компаний: их деятельность, отзывы об их работе, наличие/отсутствие добровольного лицензирования или сертификации.
- Свяжитесь с сотрудниками фирмы и уточните все нюансы проведения оценки (сроки, цену, список предоставляемых документов и т.д.). Это можно сделать как лично явившись в офис фирмы, так и дистанционно (по телефону или через интернет).
Подробнее о том, как не ошибиться при выборе независимого эксперта дял оценки ущерба, причиненного авто в результате ДТП, узнайте в этом материале.
Какие нужны документы?
Набор документов для проведения оценки качества ремонта варьируется от одной кампании к другой. В стандартный перечень входит следующее:
- документ удостоверяющий личность владельца (паспорт или водительское удостоверение);
- правоустанавливающий документ на авто (договор купли-продажи или ПТС);
- акт проведенных работ на СТО;
- заявление на проведение независимой оценки транспортного средства (заполняетя на специальном бланке, который вам предоставят в фирме).
После предоставления необходимого пакета документации и написания заявления, с автолюбителем будет составлен договор на оказание оценочных услуг. Здесь важно изучить все пункты договора, обратив свое внимание на сроки проведения оценки, стоимость, а также на дополнительные пункты, налагающие ответственность на заявителя.
Срок проведения оценки будет зависеть от сложности проверки. Если будет оцениваться только состояние лакокрасочного покрытия, то в среднем это займет 1-3 дня. Оценка кузова и кузовных деталей проводится в срок до 5 дней. На проверку всех узлов и агрегатов может уйти до 10 дней. В среднем, полная диагностика проводится в течение недели.
Сколько стоит?
Цена зависит от проводимых действий со стороны фирмы. Средняя цена по России на оказание определенных услуг выглядит следующим образом:
- Получение консультации от специалистов от 0 до 1 000 рублей.
- Консультация с выездом специалиста на место от 1 000 до 3 000 рублей.
- Проведение экспертизы лакокрасочного покрытия от 3 000 до 5 000 рублей.
- Оценка кузова от 3 000 до 7 000 рублей.
- Оценка узлов и агрегатов от 5 000 до 10 000 рублей.
- Комплексная проверка и оценка в пределах 10 000-12 000 рублей.
Подробнее о том, какова стоимость независимой экспертизы автомобиля после ДТП, кто оплачивает, а также другие нюансы, узнайте в отделенной статье.
Как проверить надежность покраски машины?
Определить качество покраски автомобиля можно самостоятельно. Для этого нужно соблюдать ряд правил, а именно:
- Оттянуть время возврата транспортного средства. Некоторые ошибки, допущенные маляром во время работы, начинают проявляться только по истечению 48-72 часов после покраски. Именно поэтому постарайтесь отсрочить на пару дней.
- Перед тем как забрать свое авто из СТО, необходимо выгнать его на солнечный свет и внимательно изучить кузов в солнечном отражении на предмет наличия/отсутствия дефектов. Солнечный свет помогает выявить такие недочеты как: царапины, наплывы краски, сколы и т.д.
- По истечению 5-7 дней после покраски необходимо отогнать автомобиль на автомойку, чтобы протестировать качество покраски при помощи бесконтактной мойки. Напор воды дает возможность понять: качественно или нет были нанесены все слои (грунтовка, шпатлевка, краска и лак). При недобросовестном выполнении маляром работы, дефектные места покраски попросту «оторвет».
Если в результате ремонта транспортного средства был обнаружен дефект, то вам не избежать проведения независимой экспертизы, которая поможет сохранить ваши денежные средства. Проведением подобной процедуры занимаются множество компаний, поэтому найти фирму, которая выявит допущенные нарушения во время восстановления вашего авто не составит труда.
Источник
Назначение экспертизы по выявлению дефектов и определению существенного недостатка автомобиля
Заводской брак, несоответствие транспортного средства заявленным характеристикам, скрытые дефекты, обнаруженные после покупки автомобиля , некачественный ремонт и обслуживание — частые явления. Даже самые именитые производители время от времени отзывают целые партии только что сошедшей с конвейера продукции из-за существенных недостатков автомобилей .
Судебная практика свидетельствует о многочисленности исков о возврате транспортных средств в автосалон, дилеру или производителю . Еще больше проблем связано с некачественным ремонтом и обслуживанием. Дефект покраски автомобиля , дефекты кузова, двигателя и другого ключевого оборудования, использование некачественных запчастей и расходных материалов, предоставление услуг ненадлежащего качества часто приводят к куда более серьезным неприятностям, чем первичный производственный брак. Любые дефекты — не просто нарушение технических и эксплуатационных качеств транспортного средства. Они способны стать причиной ДТП, повлечь большой материальный ущерб и, что хуже, человеческие жертвы.
У автовладельцев есть несколько вариантов действий — вернуть автомобиль, получить компенсацию, взыскать ущерб, устранить недостатки за свой счет и ничего дальше не предпринимать либо устранить их за счет продавца (производителя). В период действия гарантии на машину, комплектующие или выполненные работы (оказанные услуги) ответственность за дефекты несет производитель или автосервис. Предъявить некоторые претензии производителю можно и после истечения гарантии, но в пределах установленного срока службы автомобиля.
Поводы для назначения автотехнической (автотовароведческой) экспертизы
Претензии автовладельцев, связанные с дефектами и неисправностями автомобиля, которые возникли по вине производителя или автосервиса, рассматриваются в рамках Закона о защите прав потребителей. Чтобы установить, что послужило причиной дефекта и, соответственно, кто должен нести за это ответственность, назначается автотехническая экспертиза , а точнее одна из ее разновидностей — автотовароведческая экспертиза .
Упрощенно можно сказать: за «производственные» недостатки отвечают продавец и производитель, за «эксплуатационные» – потребитель (но не всегда, а только если они возникли после передачи товара потребителю).
Назначение автотовароведческой экспертизы необходимо, если есть спор между потребителем и производителем (продавцом, дилером) или автосервисом о причинах возникновения дефектов и (или) стоимости их устранения.
Что провоцирует конфликты:
- Производитель (продавец, автосервис) всеми правдами и неправдами полностью или частично отказывает потребителю в удовлетворении требований.
- Потребитель хочет явно больше того, на что он может реально рассчитывать по закону.
- Потребитель, заявив о недостатках и будучи уверенным в замене товара на новый или в полном возврате стоимости товара, перестает относиться к пока ещё своему имуществу бережно, в результате чего товар (как правило – автомобиль) получает множество дополнительных эксплуатационных повреждений, с наличием которых продавец (производитель) пытается отказаться менять товар или возвращать его полную стоимость.
Проблема в том, что многие неисправности носят скрытый характер и проявляются не сразу. Нести ответственность и убытки производители и продавцы не хотят, стараясь доказать, что причина поломок — нарушение правил эксплуатации транспортного средства (как правило) или ДТП (при наличии данных об этом). У потребителей задача другая — доказать вину производителя (автосервиса) и возместить убытки.
Но ни тот, ни другой вопрос невозможно решить, пока не будут точно установлены причины дефектов. И уже в зависимости от причин будут ставиться и решаться другие вопросы.
Можно ли разрешить спор без экспертизы? Да, и даже без суда. Сторонам достаточно обсудить ситуацию и договориться, подписав об этом соглашение. Но такой подход не гарантирует снятие спора с повестки дня — соглашение нужно еще выполнить.
Как правило, производитель (продавец, автосервис) идут на компромисс, если репутационные потери обойдутся дороже либо вина очевидна. В иных случаях все индивидуально.
Но если стороны не хотят идти на уступки и договариваться, не обойтись без экспертизы по определению наличия недостатков, причин их возникновения, возможных способов и стоимости их устранения. Только исходя из ее результатов можно будет принимать решение дальше — положиться на судебное разрешение спора или заключить в судебном процессе мировое соглашение, которое будет утверждено судом и приобретет обязательный для исполнения характер.
Задачи, которые решает экспертиза
Основные задачи экспертизы — выявление дефектов (повреждений, неисправностей) транспортного средства (ТС) и установление причин, характера и обстоятельств их возникновения.
Эксперт может определить первопричины возникновения дефектов (неисправностей) — заводской брак, износ, неправильная эксплуатация ТС, преднамеренная порча. Также есть возможность конкретизации причин, например, конструктивные недостатки, несоблюдение технологии производства, низкое качество материалов, ошибки сборки и т.д. Для дефектов эксплуатационного характера возможно установление действий, которые привели к появлению таких дефектов.
В рамках экспертиз по рекламациям (претензиям покупателей к производителю, продавцу, поставщику) исследуются заявленные недостатки (дефекты) товара (автомобиля или его комплектующих) или услуги (ремонта или технического обслуживания), а также возможность и стоимость их устранения.
Экспертизы позволяют установить несоответствие транспортного средства или его элементов государственным стандартам, техническим условиям производителя, гарантийным обязательствам, условиям договора. А для услуг — их несоответствие регламентам, технологической и другой нормативной документации на проведение работ.
Порядок действий при назначении экспертизы
В общем виде порядок действий можно определить так:
- Решение вопроса о необходимости экспертизы. Цели, задачи, возможные результаты с точки зрения ведения дела.
- Формулирование вопросов.
- Определение материалов для исследования. Здесь важно учесть, что для решения всех или некоторых вопросов эксперту может потребоваться техническая документация, отсутствующая в открытом доступе, которую эксперту необходимо будет запрашивать у продавца (производителя) через суд.
- Выбор эксперта (экспертной организации).
- Ходатайство в суд о назначении автотехнической экспертизы .
- Определение суда о назначении автотехнической экспертизе .
- Производство экспертизы.
- Ознакомление с заключением.
- Решение вопроса, если необходимо, о назначении дополнительной (повторной) экспертизы.
Экспертиза назначается судом. Он может сделать это по своей инициативе или по ходатайству сторон (одной из сторон).
Как правило, истец или ответчик ходатайствует о производстве исследования, если оно с высокой долей вероятности подтвердит его доводы. Суды проявляют инициативу обычно только в одном случае — позиции сторон спорны, а без экспертизы высока вероятность отмены (пересмотра) решения при его обжаловании. Если вопрос о назначении исследования не поднят при подаче иска (возражения, встречного иска), то в ходе процесса его целесообразно согласовать со своим представителем (юристом, адвокатом). Экспертиза — часть стратегии ведения дела.
Вопросы эксперту
Вопросы автотовароведческой экспертизы , как правило, стандартны. Правда, их перечень и содержание зависят от обстоятельств дела и предмета иска.
Наиболее распространенные типовые вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы по недостаткам товаров (услуг), можно разделить на 2 группы.
Группа 1. Вопросы относительно перечня недостатков (дефектов), их причин и характера:
- Какие недостатки имеет товар (услуга)?
- Каковы причины возникновения недостатков?
- Какой характер носят причины возникновения недостатков: производственный или эксплуатационный?
Группа 2. Вопросы автотехнической экспертизы , которые целесообразно ставить только при дефектах производственного характера:
- Возможно ли устранение недостатков?
- Какова стоимость устранения недостатков?
- Каковы затраты времени на устранение недостатков?
- Какие недостатки выявлялись неоднократно?
- Какие недостатки проявились вновь после их устранения?
Среди возможных вопросов эксперту — когда возник недостаток? Этот вопрос ставится в отношении недостатков, причины которых носят эксплуатационный характер, но есть основания полагать, что они возникли до передачи товара потребителю или во время оказания услуги (т.е. когда владелец не мог пользоваться автомобилем). Необходимо учитывать, что такой вопрос может быть решен далеко не всегда.
Когда в судебном разбирательстве необходимо принять решение о замене товара или возврате его стоимости, у суда возникает вопрос о существенности недостатков товара или услуги. Однако ставить прямой вопрос эксперту о существенности недостатков некорректно — это правовой вопрос, находящийся в компетенции суда. Существенно или несущественно — оценочный фактор. Решение — за судом. И оно, среди прочего, принимается на основе заключения эксперта, перед которым были поставлены все вышеприведенные вопросы.
Указанные выше формулировки вопросов носят общий характер. Их нужно конкретизировать с учетом обстоятельств дела. «Товар» — конкретное транспортное средство, оборудование, конкретные комплектующие и т.д. «Услуги» — конкретные услуги (работы), которые должны быть исследованы экспертом.
Отдельно необходимо рассмотреть формулировки вопросов, касающихся недостатков товаров (услуг):
- В тексте вопроса нужно конкретизировать, какие именно недостатки подлежат исследованию.
- Перечень заявляемых недостатков требует внимательно анализа. Не всегда разумно заявлять все, что уже выявлено (заявлено) или может быть выявлено экспертом. И не всегда эксперт имеет возможность исследовать все недостатки, когда их перечень обозначен широко.
- В интересах ответчика (продавца, производителя), чтобы перечень производственных недостатков был минимальным. Поэтому этой стороне процесса всегда целесообразно конкретизировать и, тем самым, ограничивать, их перечень.
- Истец (потребитель), наоборот, заинтересован, чтобы перечень недостатков был как можно шире (особенно, если цель – замена товара или возврат его стоимости). Из-за этого есть стремление расширять список заявленных недостатков, надеясь на инициативу эксперта. Это не будет критической ошибкой. Но следует заранее подумать о том, сможет ли эксперт исследовать все недостатки, учитывая наличие (представление) технической документации и условий для проведения исследования. Кроме того, объем исследования прямо влияет на сроки и стоимость экспертизы, а это может быть серьёзно. И, конечно же, надо ориентироваться на цели и задачи назначения экспертизы – как правило, нет смысла стремиться к выявлению абсолютно всех скрытых недостатков товара.
Как добиться назначения экспертизы (ходатайство)
Если суд сам не назначает экспертизу (и маловероятно, что он это сделает), инициативу должна проявить заинтересованная сторона. Когда в деле есть юрист (адвокат), вопрос нужно согласовать с ним. Опытные представители знают, в какой момент и для чего именно стоит назначить экспертизу. Если же вы сами ведете свое дело, экспертизу желательно назначить как можно раньше — тогда вы быстрее получите нужное доказательство и, по сути, решите ход процесса в свою пользу.
Инициатива истца или ответчика имеет большое значение. Ходатайство о назначении автотовароведческой экспертизы позволяет:
- обратить внимание суда и эксперта на наиболее важные, как вы считаете, обстоятельства дела;
- предложить эксперту свои вопросы, чтобы сделать в рассмотрении дела нужный для вас акцент;
- предложить суду желательную экспертную организацию (эксперта) или список нежелательных.
Предварительно вы можете проконсультироваться с профильным экспертом, чтобы подробнее узнать о том, как производится экспертиза, что для нее нужно, какие вопросы поставить. При этом вовсе нет необходимости в дальнейшем ходатайствовать о назначении исследования именно этому эксперту. На этом этапе важно получить нужные знания, которые помогут в дальнейшем принять важные решения.
Нередко в деле уже присутствует заключение специалиста по недостаткам товара (услуги), и на этом основании суд не захочет назначать экспертизу. Чтобы снять возможные возражения другой стороны процесса и убедить суд в необходимости исследования, постарайтесь отдельно указать в ходатайстве:
- почему заключения специалистов недостаточно для правильного разрешения дела, либо почему оно не может быть доказательством;
- какие, возможно, ошибки, недочеты, спорные выводы есть в заключении;
- какие дополнительные или более точные, конкретные, достоверные ответы позволит получить экспертиза;
- что может быть предоставлено на экспертизу дополнительно (новые материалы, сведения и т.д.), поможет разобраться в деле и вынести правильное решение.
Для подготовки текста и самого процессуального документа обычно используется образец ходатайства о назначении автотовароведческой экспертизы . Целесообразно ознакомиться с несколькими примерами и выбрать наиболее подходящий для вашего случая.
Определение суда о назначении экспертизы
По своей инициативе или на основе ходатайства участника процесса суд выносит определение о назначении автотехнической экспертизы . Это процессуальный документ, как правило, типовой формы.
Помимо всех стандартных формальный «реквизитов» в определении указываются обстоятельства дела, причины назначения экспертизы, материалы для исследования и приводится список вопросов. Для сторон процесса важность представляет вопрос, кто именно и на каких условиях обеспечивает техническую сторону проведения исследования (предоставление документации, техническое обеспечение – оборудование, специалисты для проведения необходимых работ).
Всегда нужно внимательно знакомиться с определением, которое является основанием для производства автотехнической экспертизы . Судьи могут допускать ошибки, не совсем корректно отражать позицию, указанную стороной в ходатайстве, изменять вопросы, упускать из виду важные, по вашему мнению, моменты. Лучше сейчас, своевременно, обратить внимание суда на это, чем потом столкнуться с неожиданным заключением и решать вопрос о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Что делать, если экспертиза не в вашу пользу
В этой ситуации есть несколько вариантов действий:
- Попытаться признать заключение недопустимым доказательством. Сделать это крайне сложно, а если исследование было назначено по вашей инициативе и в выбранной вами организации — практически нереально. Зацепиться можно за необъективность, предвзятость эксперта, его некомпетентность и т.п. Но придется все это доказать, причем очень убедительно.
- Вызвать эксперта в суд в целях дачи разъяснений. Как вариант (при наличии технической возможности) — допрос эксперта посредством видеоконференцсвязи.
- Ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы.
- Подать ходатайство о назначении повторной автотехнической экспертизы .
- Если ничего не получится или покажется нецелесообразным, нужно рассматриваться вариант использования в свою пользу других доказательств по делу.
Поскольку не эксперту досконально разобраться в экспертизе (исследовании и заключении) будет сложно, разумно подключить к анализу профильного эксперта — разумеется, не того, кто проводил исследование. Можно и просто посоветоваться с ним. Если же есть явные ошибки, нарушения, неточности, спорные выводы, необходимо обратить на них внимание суда. Судьи крайне заинтересованы, чтобы решение «устояло» в вышестоящем суде, поэтому мимо очевидных проблем заключения не пройдут.
Дополнительные и повторные экспертизы назначаются судом по ходатайству заинтересованной стороны. Нужно убедить суд, что такая экспертиза нужна и без нее дело правильно не решить. Если суд откажет, принятое решение можно обжаловать в вышестоящем суде, но делать это нужно быстро, не затягивая ход процесса.
Вместо заключения
К назначению экспертизы необходимо относится как к возможности получения важного, самого важного доказательства. Это требует ответственности, внимательности, желания разобраться в непонятных моментах.
При наличии юриста (адвоката) по всем вопросам можно консультироваться с ним, да и разумнее – действовать сообща. Если представителя нет, обязательно обращайтесь к профильным экспертам. Это несложно, по нынешним временам очень доступно, а главное — реально помогает как минимум не допустить непоправимых ошибок. Будьте бдительны и не пускайте дело на самотек. Готовьтесь к экспертизе, советуясь с профессионалами, а не в соцсетях и среди родственников и коллег.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник