- Как правильно хранить и применять пожарные рукава
- Методические указания
- Обращение с напорно-всасывающими и всасывающими рукавами
- Мойка и сушка
- Проверка и ремонт
- Обращение с напорными рукавами
- Особенности сушки
- Эксплуатация пожарных рукавов.
- Эксплуатация рукавов включает в себя:
- Технологическая схема эксплуатации рукавов
- Постановка рукавов в расчет
- Маркировка пожарных рукавов
- Основные принципы технического обслуживания.
Как правильно хранить и применять пожарные рукава
Чтобы в любую секунду быть готовыми к тушению пожара, надо соблюдать правила эксплуатации пожарных рукавов. Они регламентируют прием, чистку, техническое обслуживание и другие важные действия, которые совершают с инвентарем для максимально долгой службы.
Методические указания
В среднем срок службы рукавов для тушения пожаров составляет 5 лет, но многое зависит от условий эксплуатации и материалов производства. Бывают случаи, когда замена или сложный ремонт требуется после первого же тушения, если произошло повреждение каркаса, разрыв внутреннего или внешнего покрытия.
Чтобы легче было разобраться в тонкостях обслуживания, предусмотрено Методическое руководство от 2008 года, составленное МЧС России. В нем описано, как принимать, хранить, использовать ан пожарах рукава разного типа. Приведен формуляр, в который вносят самые важные сведения о пожарном инвентаре. Существует также инструкция по эксплуатации пожарных рукавов от 1994 года. В ней подробно описывается, как устранить неисправности.
Обращение с напорно-всасывающими и всасывающими рукавами
Любая эксплуатация начинается с поставки оборудования, проверки комплектации, изучения документов. Обязательной частью использования шлангов, хомутов и других деталей является техобслуживание, состоящее из:
- хранения;
- применения в действии;
- мойки;
- сушки;
- скатки;
- испытаний;
- ремонта.
Противопожарный инвентарь должен быть в любой момент готов к применению. Нельзя устанавливать на транспортное средство не подготовленные, загрязненные напорно-всасывающие рукава, с поломками, явными дефектами. Чтобы рукав не истирался, под него подкладывают специальную мягкую ленту.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава нельзя бросать на землю после извлечения из пеналов. Это может привести к их повреждению и выходу из строя. Нельзя также допускать попадания на них маслянистых и едких химических веществ.
Если надо забирать воду из водоема с крутыми берегами или с высокого пирса, то методическое руководство требует применения разгрузочной веревки. Она берет на себя вес воды, предотвращая разрыв рукава.
Случается, что тушение пожара происходит на морозе и занимает длительное время. Если расход воды в пожарном насосе небольшой, то необходимо сбрасывать лишнюю жидкость через напорный рукав, присоединенный к другому патрубку насоса. Это предотвратит замерзание.
В книге пожарной службы указывают номер рукава, который используют, и его диаметр. Если появляется неисправность, то в книге отмечают ее особенности. Затем в течение 4 дней человек, ответственный за эксплуатацию, заносит данные о неисправности в формуляр.
Мойка и сушка
Независимо от типа, хранить рукава можно только в чистом виде, поэтому после пожара, учений или соревнований их помещают в ванну с горячей водой. Это помогает отмочить загрязнения, а в холодную погоду еще и оттаять. Затем рукава направляют на мойку, где с них смывают грязь вручную или при помощи технических приспособлений. Методическое руководство рекомендует не применять самодельные приспособления для мойки и чистки, а пользовать только специально предназначенными устройствами.
Когда загрязнения смыты, рукава сушат при температуре не выше 50 °C. Сделать это можно на открытом воздухе в теплое время года или в рукавных сушилках. Летом нельзя оставлять рукава под прямыми солнечными лучами, нельзя сушить их на котлах и других обогревательных приборах.
Проверка и ремонт
Хранящиеся на складе рукава проверяют раз в год. Если же их постоянно эксплуатируют, то необходимо проводить осмотр поле каждого применения, но не реже 1 раза в месяц.
На внешней поверхности проверяют:
- наличие маркировки;
- появились ли порезы, проколы, изменения цвета;
- есть ли деформации, трещины, пятна;
- целостность соединительных головок;
- ослабление натяжных хомутов.

Осматривают на просвет внутренне покрытие. На нем не должно быть отслоений, растяжек. Если есть подозрение на дефект, то надо провести испытания с измерением основных характеристик. При своевременном и правильном ремонте можно добиться увеличения срока службы пожарных рукавов на несколько месяцев.
На образовавшиеся пробоины снаружи накладывают заплаты с помощью клея или делают вулканизацию. Головки, при наличии трещин, меняют, разболтавшиеся хомуты затягивают.
Обращение с напорными рукавами
Эксплуатация пожарных рукавов напорного типа осуществляется по тем же основным правилам, что и всасывающих, но есть несколько отличий, связанных с большей длиной. Их можно не только укладывать в отсеки машин, но и наматывать на катушки. Чтобы инвентарь как можно меньше истирался, надо соблюдать правила укладки и закрепления, применять чехлы.
Прокладываю линию подачи воды, надо следить, чтобы рукава не перегибались и не заламывались. Желательно не размещать их на острых и тлеющих предметах, на разлитых горюче-смазочных и едких химических веществах.
Если рукав прокладывают через проезжую часть, то следует использовать рукавный мостик. Современные конструкции мостиков снабжают светоотражателями, они выдерживают вес до 20 тонн, помогают защитить одновременно 2 рукава разного диаметра.
Резкие перегибы уменьшают срок эксплуатации, поэтому для их предотвращения применяют рукавное колено. Его также называют седлом для рукава. Седло закрепляют на оконных рамах, перилах, трубах, а сверху в седло укладывают рукав. Купить такие приспособления можно в магазинах противопожарного инвентаря.
Для вертикальной прокладки применяют особые приспособления – задержки. Задержка представляет собой крюк на веревке (тросе) с петлей. Она может быть рассчитана на разный диаметр рукава. Один напорный рукав рекомендуется крепить минимум одной задержкой, присоединяя ее вверху возле соединительной головки.
Сбрасывать рукава с высоты строго запрещено, их надо снимать с помощью специальных приспособлений или веревок. При разборе сооружения на пожарный шланг нельзя помещать части конструкции, закрывать, перегораживать их. Это может мешать подаче тушащего вещества, повредить верхний слой и каркас пожарного инвентаря.
Нельзя резко повышать давление и резко перекрывать кран, чтобы не вызвать разрыв или гидравлический удар.
Если возникла течь, то временно ее можно устранить зажимом. Разрыв длиной до 3 см закрывают ленточным зажимом, а длиной до 10 см – корсетным. Когда тушение закончено, зажим снимают, а место течи помечают.
Особенности сушки
Отмачивание и мойка напорных рукавов происходит точно так же, как всасывающих. Сушить их можно в специальных башнях, развешивая с плотностью 10-15 штук на 1 кв. м. Применяют также камеры с подогревом и вытяжкой. В них рукава свободно скатывают, чтобы между витками был зазор 2-2,5 см.
Если специальных сушилок в наличии нет, то практикуют использование решетчатых стеллажей, установленных на открытом воздухе или в помещении. Должна быть защита от жарких солнечных лучей, дождя и снега. Обращайте внимание на влажность и следите, чтобы температура была хотя бы 20°.
Тщательно высушенные напорные рукава скатывают в круги одинарной или двойной скаткой. При этом удобно пользоваться специальными станками. Если рукав долго храниться, то его советуют перекатывать и перекладывать на другое ребро, чтобы уменьшить степень истирания. В Постановление №390 от 2012 года о Пожарном режиме (п. 57) говорится, что перекатку необходимо осуществлять минимум 1 раз в год. Соблюдается ли период проверки и перекатки, должен проверять руководитель организации.
Чистые, высушенные и скатанные напорные рукава сортируют по диаметрам и раскладывают на пронумерованных полках. В пожарной части такой порядок требуется соблюдать неукоснительно. В противном случае быстро среагировать на вызов не получится.
Когда срок службы закончился, рукава осматривают внешне и при отсутствии дефектов направляют на полные испытания. Если они успешно пройдены, то инвентарь можно оставить, в противном случае надо заменить новыми. Для списания начальник части или руководитель организации подписывает приказ о создании комиссии, которая составляет соответствующий акт.
Источник
Эксплуатация пожарных рукавов.
Эксплуатация рукавов включает в себя:
- постановку на вооружение пожарных частей и для комплектации пожарных кранов;
- применение в работе при тушении пожаров;
- техническое обслуживание;
- ремонт;
- хранение.
Технологическая схема эксплуатации рукавов
Постановка рукавов в расчет
Рукава, поступающие в пожарную часть, на рукавную базу, охраняемый объект подвергаются входному контролю, который должен включать в себя:
- проверку сопроводительной документации;
- внешний осмотр;
- проверку маркировки;
- испытания;
- нанесение дополнительной маркировки.
Поступившие рукава должны иметь сопроводительную документацию – формуляр (приложение № 1), подготовленный в установленном порядке предприятием-изготовителем.
Ответственные за эксплуатацию рукавов должны ознакомиться с сопроводительной документацией.
Рукава подвергаются осмотру на наличие возможных внешних повреждений или дефектов. Внешняя поверхность рукава не должна иметь местных изменений цвета, масляных пятен и следов плесени.
При этом по возможности осмотром на просвет необходимо проверить отсутствие отслоения резинового слоя на внутренней поверхности всасывающих и напорно-всасывающих рукавов.
Рукава, не оборудованные рукавными пожарными соединительными головками, оборудуются ими в соответствии с пунктом 3.6 Методического руководства. Пожарные соединительные головки должны соответствовать ГОСТ 28352-89 «Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры», НПБ 1S3-2000* «Техника пожарная. Головки соединительные пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний».
Маркировка пожарных рукавов
Заводская маркировка рукавов должна соответствовать сопроводительной документации.
Заводская маркировка всасывающих и напорно-всасывающих рукавов должна содержать:
- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
- класс всасывающего (напорно-всасывающего) рукава;
- группу всасывающего (напорно-всасывающего) рукава;
- внутренний диаметр;
- рабочее давление;
- длину;
- дату изготовления: месяц (квартал) и год;
- обозначение стандарта;
- штамп технического контроля.
Пример заводской маркировки напорно-всасывающего рукава: K-B-2-125-10-4000-VI-1995 ГОСТ 5398-76 «…», где
К – товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
В – класс (рабочая среда – вода техническая);
2 – группа (напорно-всасывающий);
125 – внутренний диаметр, мм;
10 – рабочее давление, кгс/см2;
VI-1995 -дата изготовления: месяц и год;
ГОСТ 5398-76 – обозначение стандарта
«…»- штамп технического контроля.
Заводская маркировка напорного рукава должна находиться на расстоянии не более 0,5 м от обоих концов и содержать:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- тип напорного рукава;
- условный проход;
- рабочее давление;
- длину напорного рукава, м (для напорных рукавов РПК);
- специальное исполнение (при его наличии);
- климатическое исполнение по ГОСТ 15150;
- дату изготовления (месяц, год).
Для напорных рукавов РПМ на расстоянии не менее 4м от любого конца должна быть дополнительная маркировка следующего содержания:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- дата изготовления (месяц, год).
Пример заводской маркировки напорного рукава:
К – товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
РПМ – тип напорного рукава (для оборудования пожарных машин);
65 – условный проход;
1,6 – рабочее давление, МПа;
ИМТ – специальное исполнение (износостойкий, маслостойкий, термостойкий);
«У» – исполнение для условий эксплуатации, транспортирования и хранения в условиях умеренного климата;
12.03 -дата изготовления: месяц и год.
В качестве дополнительной маркировки напорных рукавов без наружного защитного покрытия каркаса могут быть просновки нитей основы, отличающиеся по цвету от нитей каркаса:
РПМ – две просновки;
РПК – одна просновка.
Заводская маркировка пожарных соединительных головок должна содержать:
- наименование или товарный знак предприятия изготовителя;
- год выпуска;
- условный проход;
- рабочее давление.
Заводская маркировка на резиновых кольцах пожарных соединительных головок должна содержать:
- наименование или товарный знак предприятия изготовителя;
- год изготовления;
- тип кольца;
- климатическое исполнение.
Резиновые напорные кольца КН-25 – КН-50 могут не иметь маркировку типа кольца.
Рукава должны подвергнуться испытаниям для проверки качества по следующим параметрам:
- возможность быстрого соединения с пожарным оборудованием;
- герметичность при испытательном давлении для напорных и напорно-всасывающих рукавов (таблица 1,2 приложения № 3);
- возможность забора воды из водоисточника (для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов).
На рукавах поступивших в пожарную часть или на рукавную базу, кроме заводской, наносится дополнительная маркировка их принадлежности к пожарной части или рукавной базе.
На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знаменателе порядковый номер рукава (рисунок 3).
Маркировка наносится на расстоянии от 1000 до 1500 мм от каждой пожарной соединительной головки краской по трафарету. Для маркировки рукавов допускается использовать краску любого цвета, контрастно отличающуюся от цвета рукава.
По окончании входного контроля в пожарной части или на рукавной базе оформляется приложение к формуляру, в который вносят все данные входного контроля. Формуляр должен постоянно находиться у ответственного за эксплуатацию рукава. Ответственный за рукава должен регулярно и своевременно вносить записи в формуляр.
Основные принципы технического обслуживания.
Техническое обслуживание (далее – ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания рукавов в исправном состоянии.
ТО и ремонт рукавов, находящихся на вооружения пожарных частей осуществляется на линиях обслуживания пожарных рукавов (ЛОПР) в пожарных частях или на рукавных базах, обслуживающих насколько пожарных частей.
ЛОПР – это комплекс технических средств (сооружений, машин, оборудования, инструментов и оснастки), размещенных в порядке, обеспечивающем технологию обслуживания рукавов.
ТО, испытания и ремонт рукавов должны производиться только с использованием технических средств, изготовленных в промышленных условиях по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Источник