Электрические машины ремонт трансформаторов

Текущий и капитальный ремонт трансформаторов

В процессе эксплуатации отдельные части трансформатора под влиянием термических, электродинамических, механических и других воздействий постепенно теряют свои первоначальные свойства и могут прийти в негодность.

В целях своевременного обнаружения и устранения развивающихся дефектов и предупреждения аварийных отключений для трансформаторов периодически проводятся текущие и капитальные ремонты.

Текущий ремонт трансформатора производится в следующем объеме :

а) наружный осмотр и устранение обнаруженных дефектов, поддающихся устранению на месте,

б) чистка изоляторов и бака,

в) спуск грязи из расширителя, доливка в случае необходимости масла, проверка маслоуказателя,

г) проверка опускного крана и уплотнений,

д) осмотр и чистка охлаждающих устройств,

е) проверка газовой защиты,

ж) проверка целости мембраны выхлопной трубы,

з) проведение измерений и испытаний.

Для трансформаторов с регулированием напряжения под нагрузкой производятся внеочередные ремонты регулирующего устройства в соответствии с указаниями заводской инструкции в зависимости от числа произведенных переключений.

При ремонте трансформаторов с принудительным масловодяным охлаждением следует обратить особое внимание на отсутствие подсоса воздуха в систему циркуляции масла и на проверку герметичности охладителей.

Герметичность охладителей проверяется путем создания избыточного давления поочередно со стороны масляной, а затем водяной системы согласно действующим инструкциям.

Периодичность чистки и испытания охладителей зависит от местных условий (загрязнения воды, состояния охладителей) и производится не реже 1 раза в год.

При ремонте проверяется также состояние термосифонных фильтров и воздухоосушителей.

У маслонаполненных вводов трансформаторов при ремонте производятся отбор пробы масла, доливка масла, в случае необходимости — и измерение тангенса угла диэлектрических потерь (не реже 1 раза в 6 лет).

Ввиду того что масло в вводах трансформаторов через несколько лет работы приходит в негодность, при ремонте иногда возникает необходимость смены ввода. Опыт эксплуатации также показывает, что для маслонаполненных вводов с барьерной изоляцией через 10 — 12 лет работы на трансформаторах недостаточна только смена масла, а необходим капитальный ремонт с разборкой, чисткой и при необходимости сменной изоляции ввода.

Капитальный ремонт трансформаторов

Трансформатор имеет достаточно большие запасы электрической прочности изоляции и является весьма надежным аппаратом в эксплуатации.

Трансформаторы имеют маслобарьерную изоляцию. В качестве основной твердой изоляции для трансформатора используется прессшпан. Изготовляемый до последнего времени отечественными заводами прессшпан дает с течением времени усадку, что является его существенным недостатком.

Как правило, для трансформаторов применяется жесткая система запрессовки обмотки, которая не обеспечивает автоматическую подпрессовку обмотки по мере усадки прессшпана. Поэтому после нескольких лет работы для трансформаторов предусматривается проведение капитальных ремонтов, при которых основное внимание должно быть уделено подпрессовке обмоток.

При отсутствии необходимых подъемных приспособлений капитальный ремонт допускается производить с осмотром сердечника в баке (при снятой крышке), если при этом обеспечена возможность производства подпрессовки и расклиновки обмоток.

Для ответственных трансформаторов первоначальный срок капитального ремонта после ввода в эксплуатацию установлен в 6 лет, для остальных — по результатам испытаний по мере необходимости.

Капитальный ремонт трансформатора производится в следующем объеме:

а) вскрытие трансформатора, подъем сердечника (или съемного бака) и осмотр его,

б) ремонт магиитопровода, обмоток (подпрессовка), переключателей и отводов,

в) ремонт крышки, расширителя, выхлопной трубы (проверка целости мембраны), радиаторов, термосифонного фильтра, воздухо осушителя, кранов, изоляторов,

Читайте также:  Статьи по ремонту авто своими руками

г) ремонт охлаждающих устройств,

д) чистка и окраска бака,

е) проверка контрольно-измерительных приборов, сигнальных и защитных устройств,

ж) очистка или смена масла,

з) сушка активной части (в случае необходимости),

и) сборка трансформатора,

к) проведение измерений и испытаний.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Атабеков В. Б.
Ремонт трансформаторов и электрических машин

Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для средних и профессионально-технических училищ

МОСКВА
«ВЫСШАЯ ШКОЛА»
1983

Рецензенты: канд. техн. наук, доц. Б. К. Клоков (МЭИ), инж. М. Г. Полянин (Мосэнергоремонт)

Атабеков В. Б. Ремонт трансформаторов и электрических машин: Учебное пособие для средн. проф.-техн. училищ. Москва, Высшая школа, 1983.

Книга содержит описание устройства трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов, а также технологии электрослесарных работ по их разборке, ремонту и сборке. В ней рассмотрены вопросы. организации и планирования электроремонтных работ, приведены необходимые сведения об оборудовании и оснастке электроремонтных предприятий и указаны наиболее рациональные способы их применения в ремонтной практике.

Книга предназначена в качестве учебного пособия для учащихся средних профессионально-технических училищ, готовящих электрослесарей по ремонту электрооборудования. Учебное пособие может быть использовано при профессиональном обучении рабочих на производстве.

Редактор М. В. Золоева.
Художник А. И. Шавард.
Художественный редактор Т. В. Панина.
Технический редактор Н. А. Битюкова.
Корректор М. А. Минкова.

© Издательство «Высшая школа», 1983

Содержание учебного пособия
Ремонт трансформаторов и электрических машин

Глава I. Основы слесарных работ
§ 1. Общие сведения
§ 2. Организация рабочего места эдектрослесаря
§ 3. Основные сведения о допусках, посадках и шероховатости
§ 4. Техника измерений
§ 5. Основные понятия о разметочных работах
§ 6. Рубка, правка и гибка металла
§ 7. Резка и опиливание металла
§ 8. Сверление, зенкерование и развертывание отверстий
§ 9. Нарезание резьбы
§ 10. Шабрение
§11. Лужение и паяние
§ 12. Основные сведения о технологическом процессе слесарной обработки

Глава II. Организация и планирование ремонта трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов
§ 13. Виды и причины износов электрооборудования
§ 14. Системы и классификация ремонтов
§ 15. Планирование ремонтных работ
§ 16. Структура электроремонтного цеха и состав его оборудования

Глава III. Устройство трансформаторов
§ 17. Общие сведения
§ 18. Магнито про воды силовых трансформаторов
§ 19. Обмотки силовых трансформаторов
§ 20. Переключающие устройства
§ 21. Отводы и вводы
§ 22. Основные элементы силового трансформатора (бак, крышка, расширитель и газовое реле)
§ 23. Воздухоосушитель и термосифонный фильтр

Глава IV. Ремонт деталей и сборочных единиц трансформаторов
§ 24. Общие сведения
§ 25. Разборка и дефектировка трансформаторов
§ 26. Ремонт и изготовление обмоток
§ 27. Ремонт магнитопроводов
§ 28. Ремонт переключающих устройств
§ 29. Ремонт вводов
§ 30. Ремонт отводов
§ 31. Ремонт бака, крышки, расширителя, термосифонного фильтра и арматуры
§ 32. Сборка трансформаторов
§ 33. Очистка и сушка трансформаторного масла

Читайте также:  Как починить машину фольксваген

Глава V. Устройство электрических машин
§ 34. Общие сведения
§ 35. Основные конструктивные исполнения электрических машин
§ 36. Устройство синхронной машины, конструктивное исполнение ее основных деталей и сборочных единиц
§ 37. Устройство асинхронных электродвигателей и конструкция их основных сборочных единиц
§ 38. Устройство электрических машин постоянного тока и конструкции их сборочных единиц и деталей

Глава VI. Ремонт электрических машин
§ 39. Общие сведения
§ 40. Дефектировка и предремонтные испытания электрических машин
§ 41. Разборка электрических машин
§ 42. Ремонт коллекторов, щеточного аппарата и контактных колец
§ 43. Ремонт сердечников, валов и вентиляторов
§ 44. Ремонт станин, подшипниковых щитов и подшипников
§ 45. Ремонт обмоток электрических машин
§ 46. Бандажирование и балансировка роторов и якорей
§ 47. Сборка и испытание электрических машин

Глава VII. Такелажные работы
§ 48. Общие сведения
§ 49. Канаты и стропы
§ 50. Грузоподъемные механизмы

Глава VIII. Устройство и ремонт электрических аппаратов напряжением до 1000 В
§ 51. Общие сведения
§ 52. Ремонт автоматических выключателей, контакторов и магнитных пускателей
§ 53. Ремонт предохранителей
§ 54. Ремонт реостатов

Глава IX. Классификация и способы испытания трансформаторов и электрических машин
§ 55. Общие сведения
§ 56. Испытания трансформаторов
§ 57. Испытания электрических машин

Глава X. Стандартизация и контроль качества
§ 58. Общие сведения
§ 59. Метрологическая служба в СССР
§ 60. Стандартизация и качество продукции

Решениями XXVI съезда КПСС предусмотрено дальнейшее развитие электроэнергетики СССР на базе роста количества и мощности электростанций, развития передающих электрических сетей высоких и сверхвысоких напряжений, совершенствования и модернизации электрооборудования, имеющегося в нашей стране.

В статье «Плюс электрификация», опубликованной в газете «Правда» (22 декабря 1981 г.), указывалось, что «главными задачами являются интенсификация развития энергетики, повышение ее экономичности. Для этого важно не только строить новые электростанции, но и быстрее модернизировать действующее оборудование, повышать качество ремонта, совершенствовать эксплуатационные режимы, снижать потери электроэнергии в сетях».

В условиях пока не полностью удовлетворяемой потребности в электрооборудовании проблемы быстрого возврата в строй и обеспечения продолжительной безаварийной работы трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов путем совершенствования технологии, сокращения сроков и повышения качества ремонта приобрели особую актуальность. Ремонт стал одним из основных направлений смягчения острой потребности в электрооборудовании.

В результате ремонта электрооборудование возвращается в строй, а высокое качество ремонта обеспечивает продление межремонтных сроков работы электрооборудования. В процессе ремонта в ряде случаев можно модернизировать электрооборудование, изменять в нужном направлении его параметры или технические характеристики, повышать экономичность работы. Многолетняя практика работы электроремонтных цехов и заводов показала, что свыше 70% поступающего в ремонт поврежденного электрооборудования составляют трансформаторы, электрические машины и коммутационные аппараты, в ремонте которых значительное место занимают электрослесарные работы.

К ремонту трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов предъявляют высокие требования в отношении качества, соблюдения государственных стандартов, сокращения сроков ремонта, экономного расходования материалов, модернизации электрооборудования, выполнения ремонта на высоком уровне технологии, увеличения межремонтной продолжительности работы электрооборудования и др.

Читайте также:  Участок ремонта сельскохозяйственных машин

Выполнение этих требований зависит в первую очередь от квалификации непосредственных исполнителей электроремонтных работ — электрослесарей. Электрослесарь-ремонтник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями и хорошими практическими навыками, уметь не только безошибочно устанавливать характер и причины неисправности или повреждения, но и определять способы их быстрого устранения. Кроме того, он должен хорошо знать устройство трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов как современных, так и старых конструкций, уметь применять наиболее рациональные способы ремонта с широким использованием соответствующих средств механизации труда, выявлять возможности совершенствования и модернизации конструкций, а также изменения в нужном направлении параметров ремонтируемого электрооборудования, правильно распределять и планировать выполнение комплекса ремонтных работ, т. е. быть квалифицированным специалистом, обладающим широким профессиональным кругозором.

Учитывая развитие и перспективность одной из прогрессивных форм коллективного труда — метода бригадного подряда, при котором от каждого члена бригады требуется умение выполнять несколько смежных профессий, в книге приведены сведения об обмоточных и электроизоляционных работах в таком объеме, чтобы электрослесарь был «способен квалифицированно выполнять не только электрослесарные работы, но при необходимости и отдельные электрообмоточные и электроизоляционные операции ремонта».

Поскольку в поступающем в ремонт электрооборудовании оказывается обычно большое число трансформаторов, электрических машин и коммутационных аппаратов устаревших конструкций, но поддающихся модернизации, в книге приводятся также сведения об устройстве, способах ремонта и модернизации некоторых видов такого электрооборудования.

При подготовке рукописи книги автору оказали помощь канд. техн. наук, доцент Московского энергетического института Б. К. Клоков, главный инженер Московского областного энергетического управления «Мособлэлектро» В. П. Кирбасов, сотрудники производственного объединения «Мосэнергоремонт» Минэнерго СССР начальник конструкторского отдела Л. В. Орешкин и начальник электроцеха А. П. Козлов, высказавшие ряд полезных советов и рекомендаций.

Антонов Г. Ф., Овчаров Ф. Ф. Ремонт магнитопроводов трансформаторов. — М.: Энергия, 1975.
Бокман Г. А., Пузевский И. С. Конструкция и технология производства электрических машин и аппаратов. — М.: Высшая школа, 1977.
Брускин Д. Е., Зорохович А. Е., Хвостов В. С. Электрические машины. Ч. 2. — М.: Высшая школа, 1979.
Виноградов Н. В. Производство электрических машин. — М.: Энергия, 1980.
Гельберг Б. Т., Пекелис Г. Д. Ремонт промышленного оборудования. — М.: Высшая школа, 1981.
Елкин Ю. С. Монтаж электрических машин и трансформаторов. — М.: Энергия, 1979.
Козлов Ю. С. Основы ремонтного дела. — М.: Высшая школа, 1975.
Крапивницкий Н. Н. Основы слесарного дела. — Л.: Лениздат, 1974.
Макиенко Н. И. Общий курс слесарного дела. — М.: Высшая школа, 1980.
Минскер Е. Г., Аншин В. Ш. Сборка трансформаторов. — М.: Высшая школа, 1976.
Осьмаков А. А. Технология и оборудование производства Электрических машин. — М.: Высшая школа, 1980.
Проектирование электрических машин. / Под ред. И. П. Копылова. — М.: Энергия, 1980.
Уманцев Р. Б. Конструкции и ремонт короткозамкнутых обмоток роторов крупных двигателей. — М.: Энергия, 1976.
Худяков 3. И. Ремонт трансформаторов. — М.: Высшая школа, 1977.

Источник

Оцените статью