- Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150) НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»
- ea@sro150.ru expert@sro150.ru 8-925-905-26-73 8 (499) 394-40-61
- СРО энергоаудиторов
- Для членов СРО
- Регистрация энергопаспорта в СРО
- Законодательство
- Новости и объявления СРО
- Реестры СРО
- Регистрация энергопаспортов
- Проверить энергопаспорт
- Новости
- 08.02.2021. Энергоэффективность при капитальном ремонте многоквартирных домов
- Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов Часть 1
- Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов Часть 1
- Энергосберегающие мероприятия, реализованные при энергоэффективном капитальном ремонте многоквартирных домов
- Оценка изменения класса энергетической эффективности после реализации капитального ремонта многоквартирных домов
- Литература
Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150)
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»
2 июля 2021 года с 10:00 до 17:30 по московскому времени в режиме видеосвязи состоится конференция «Альтернативная котельная – эффективный механизм привлечения инвестиций».
Ее организатором выступает РЭА Минэнерго России при участии Министерства энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы России.
В ходе мероприятия будут рассмотрены актуальные вопросы внедрения новой модели тарифообразования по методу «альтернативной котельной», антимонопольного регулирования и контроля в данной сфере, дополнительные полномочия Федеральной антимонопольной службы России в рамках вносимых в законодательство изменений и способы заключения договоров в сфере теплоснабжения по свободным ценам.
Группа экспертов разработала количественную методику оценки сокращения экономических издержек при переводе общественного и коммунального транспорта на метан на примере Санкт-Петербурга. Материал был представлен компании «Газпром газомоторное топливо».
Методика основана на последних научных выводах о рисках для здоровья, связанных с воздействием твердых взвешенных частиц на человеческий организм. Ученые всего мира признали взаимосвязь между концентрацией вредных веществ (поллютантов): твердые частицы, озон, двуокись азота, двуокись серы в воздухе и смертностью. Увеличение среднегодового содержания твердых частиц на 10 мкг/м3 повышает риск смерти на 6%.
«Томскэнергосбыт» по энергосервисному контракту модернизировал систему уличного освещения на территории Могочинского сельского поселения, что позволит поселению сэкономить 750 тыс. кВт·ч электрической энергии.
Как сообщили НИА Томск в компании, специалисты «Томскэнергосбыта» установили более 300 светильников со светодиодными лампами, заменив неэффективные образцы на новые экономичные источники света. При этом сеть уличного освещения была расширена, после модернизации территория села освещается полностью. Были смонтированы 9 шкафов учёта и управления с автоматическим регулированием включения и отключения светильников в зависимости от времени суток. Также был осуществлён монтаж порядка 4 км дополнительных линий освещения.
В настоящее время в Кировском районе Санкт-Петербурга заключено и реализуется 8 энергосервисных контрактов в образовательных учреждениях, направленных на модернизацию систем освещения.
В рамках энергосервисных контрактов осуществляется замена существующей системы освещения на энергосберегающую, вследствие чего обеспечиваются оптимальные условия нахождения сотрудников и подопечных в государственном учреждении, устраняются проблемы неравномерного освещения и мерцающего светового потока.
17 июня 2021 года, состоялся третий семинар для субъектов РФ, который был организован и проведен Фондом содействия реформированию ЖКХ совместно с Немецким энергетическим агентством (dena) и Ассоциацией региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов на тему «Организация проведения мероприятий по энергосбережению в Федеративной Республике Германия и Российской Федерации».
В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за подготовку заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, органов местного самоуправления, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, эксперты площадки Фонда ЖКХ «Энергоэффективность».
В июне 2021 года Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга сообщила, что после проверки представленных деклараций в Невском районе, Инспекцией были присвоены классы энергоэффективности 6 многоквартирным домам.
ea@sro150.ru
expert@sro150.ru
8-925-905-26-73
8 (499) 394-40-61
СРО энергоаудиторов
Для членов СРО
Регистрация энергопаспорта в СРО
Законодательство
Новости и объявления СРО
Реестры СРО
Регистрация энергопаспортов
Проверить энергопаспорт
Новости
08.02.2021. Энергоэффективность при капитальном ремонте многоквартирных домов
Как совместить капитальный ремонт многоквартирного дома с повышением его энергетической эффективности? Экспертное мнение от АРОКР.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Teplovichok и EnergiaVita по энергосбережению и повышению энергоэффективности, декабрь 2020.
Анна МАМОНОВА, исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР).
Программа капитального ремонта многоквартирных домов, в первую очередь, была направлена на восстановление технических характеристик жилищного фонда страны. Это подтверждается формулировками ст.166 Жилищного кодекса РФ, которые определяют обязательный перечень работ по капремонту: работы по ремонту стен, крыш, фасадов, подвалов и фундаментов, внутридомовых инженерных систем и лифтов. Такие дополнительные виды работ как утепление стен, установка дополнительного оборудования на инженерные сети и прочие мероприятия, которые не просто приведут к восстановлению жилого дома до первоначальных, но не очень энергоэффективных характеристик, а позволят повысить его энергоэффективность в целом, любой регион вправе устанавливать самостоятельно.
Далеко не все субъекты запланировали в рамках региональных программ капремонта энергоэффективные мероприятия при проведении капремонта домов: 48 регионов внесли утепление фасадов, установку приборов учета, установку узлов погодного регулирования и индивидуальных тепловых пунктов в перечень дополнительных работ.
Конечно, регионы можно понять, поскольку даже на выполнение «базовых», установленных в ч.1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ, работ, требуются существенные ресурсы, которые могут быть компенсированы фактически только из двух источников – взносов на капитальный ремонт и бюджетной поддержки. И когда величина минимального размера взноса на капремонт невысока, а возможности бюджета ограничены, приходится идти по пути ограничения списка дополнительных работ в регионе. Кроме того, первоочередной задачей является сохранение финансовой устойчивости региональных программ капитального ремонта, что также играет на ограничение списка работ.
Однако первоначальное включение энергоэффективных мероприятий в перечень допустимых, пусть дополнительных, дает возможность хотя бы со спецсчетов оплачивать такие работы. В противном случае реализовать их невозможно, под страхом нецелевого использования средств.
В любом случае те средства, которые выделяются на капремонт, могут быть израсходованы более грамотно, а энергоэффективные мероприятия можно проводить и исходя из уровня минимального взноса. Опыт ряда регионов – Республики Хакасия, Чувашской Республики, Тюменской области и других – показывает, насколько полезен экспресс-энергоаудит многоквартирного дома. Такую работу проводят на этапе проектирования перед капитальным ремонтом дома по плану, установленному в региональной программе капитального ремонта.
Это означает, что перед тем, как принять решение о достаточно дорогостоящем утеплении дома или установке оборудования по учету и регулированию ресурсов, проверяется потенциал экономии ресурсов в доме. В случае, если потенциал существенный, то работы по программе капремонта выполняются за счет дополнительных взносов. А если потенциал экономии отсутствует или он несущественный, то могут выполняться иные мероприятия, а значит, средства взносов не будут расходоваться нерационально на те мероприятия, которые не принесут эффекта.
Плюсом экспресс-энергоаудита является его низкая стоимость, что и позволяет «встраивать» его в этап проектирования. Также у него достаточно простая методология, которая схожа с калькулятором «помощник ЭКР» Фонда содействия реформированию ЖКХ.
При таком анализе мы получаем детальную информацию не только о потенциале энергосбережения, сроках окупаемости затрат, классе энергоэффективности дома до и после проведения мероприятий по энергосбережению, но и о вкладе различных типов энергосберегающего оборудования и энергоэффективных технологий в реализацию потенциала энерго- и ресурсопотребления.
Немаловажным преимуществом такого аудита также является то, что он может быть использован при подготовке к реализации энергосервисного контракта и позволяет потенциальным инвесторам правильно выбрать тот или иной тип энергоэффективных технологий или оборудования, предлагаемых различными производителями. Это является, в перспективе, третьим возможным источником финансирования мероприятий по капремонту многоквартирных домов, наряду с минимальным взносом на капремонт и бюджетными вливаниями.
Ассоциация региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов провела работу по пилотированию возможности региональным операторам капремонта выступать стороной по энергосервисному контракту. Однако практика показала ряд существенных барьеров. В первую очередь, это льготные категории граждан, для которых энергосервисный контракт невыгоден. Кроме того, проблема возникает с постановлением Правительства РФ №615 по выбору подрядных организаций. Наконец, по законодательству нельзя учесть стоимость денег, региональные операторы могут действовать только в рамках предельной стоимости, которая включает стоимость услуг, но не стоимость денег, а это критично для проектов энергосервиса.
В рамках рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России на 2021 год запланирована разработка пилотного проекта по внедрению энергосервисного договора (контракта) при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома с участием ресурсоснабжающей организации.
В любом случае, энергоэффективные мероприятия удается встраивать в капитальный ремонт, и здесь важен вопрос технической политики, принятой в регионе, и соответствующего раздела по материалам и технологиям, которые бы способствовали энергоэффективности при капремонтах. Пока лишь около десятка регионов приняли собственные техполитики.
Мы планируем в рамках подкомитета по капитальному ремонту Технического комитета по стандартизации «Услуги (работы, процессы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды» (ТК 393) разработку модельной технолитики, которую регионы смогут брать за основу при разработке собственной.
Наша цель – переходить от ремонтов со старыми материалами, от мероприятий по восстановлению состояния домов к мероприятиям по приведению их к современному, актуальному сегодня техническому состоянию. В ближайшее время выпустим также альбом технических решений, которые себя положительно зарекомендовали, для их тиражирования и использования.
По мнению Ассоциации, массовое внедрение нового механизма софинансирования капремонта – энергосервисного контракта, позволит повысить энергоэффективность ремонтируемых домов, а также снизить финансовую нагрузку на региональную систему капремонта, которая сегодня финансируется в основном за счет взносов собственников жилья.
Источник
Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов Часть 1
Energy Efficiency Classes and Capital Renovation of Apartment Buildings Part 1
K. B. Borisov, Candidate of Engineering, Leading Researcher, XXI Century Energy Efficiency Center (OOO CENEF-XXI)
Keywords: apartment building, energy efficiency class, energy efficient capital renovation, thermal energy use, electrical energy use, energy saving measures, energy resources saving
Energy efficient capital renovation of apartment buildings in six regions of Russia was carried out with financial support of a government corporation — Public Housing and Utilities Reform Foundation (hereinafter — PHURF). The article assesses the impact of the number and cost of energy saving measures implemented in the course of capital renovation for improvement of the energy efficiency class of apartment buildings.
При финансовой поддержке за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГК ФСР ЖКХ) был проведен энергоэффективный капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных в шести регионах России. В статье дана оценка влияния количества и стоимости энергосберегающих мероприятий, реализованных при проведении капитального ремонта, на повышение класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов
Часть 1
К. Б. Борисов, канд. техн. наук, ведущий исследователь, Центр энергоэффективности XXI век (ООО «ЦЭНЭФ-XXI»)
При финансовой поддержке за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГК ФСР ЖКХ) был проведен энергоэффективный капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных в шести регионах России. В статье дана оценка влияния количества и стоимости энергосберегающих мероприятий, реализованных при проведении капитального ремонта, на повышение класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
В 2017 году, в рамках реализации постановления Правительства РФ от 17 января 2017 года № 18 1 , в целях получения финансовой поддержки был проведен энергоэффективный капитальный ремонт (ЭКР) 37 многоквартирных домов (МКД) в шести регионах России: Алтайский край (6 МКД); Воронежская область (2 МКД); Калининградская область (11 МКД); Новосибирская область (9 МКД); Ульяновская область (8 МКД); Хабаровский край (1 МКД).
Энергосберегающие мероприятия, реализованные при энергоэффективном капитальном ремонте многоквартирных домов
При капитальном ремонте 37 многоквартирных домов было реализовано 93 энергосберегающих мероприятия с применением современных энергоэффективных технологий (рис. 1).
Количество энергосберегающих мероприятий, реализованных при проведении ЭКР
Вот список энергосберегающих мероприятий по отдельным регионам и многоквартирным домам.
Алтайский край (17 мероприятий):
• установка автоматического индивидуального теплового пункта (АИТП) – 3 МКД;
• установка автоматического узла управления системой отопления (АУУ СО) – 3 МКД;
• замена окон в местах общего пользования (МОП) на новые стеклопакеты с более высоким приведенным сопротивлением теплопередаче – 5 МКД;
• уплотнение наружных входных дверей с установкой доводчиков – 3 МКД;
• ремонт внутридомовых сетей горячего водоснабжения (ГВС) в сочетании с тепловой изоляцией трубопроводов – 1 МКД;
• ремонт (замена) трубопроводов внутридомовой системы отопления в сочетании с тепловой изоляцией (в неотапливаемых помещениях) – 2 МКД.
Воронежская область (17 мероприятий):
• установка АУУ СО (12 единиц) – 2 МКД;
• замена окон в местах общего пользования (МОП) на новые стеклопакеты с более высоким приведенным сопротивлением теплопередаче – 2 МКД;
• ремонт (замена) трубопроводов внутридомовой системы отопления в сочетании с тепловой изоляцией (в неотапливаемых помещениях) – 1 МКД;
• установка систем автоматического контроля и регулирования освещения МОП – 2 МКД.
Калининградская область (31 мероприятие):
• установка АУУ СО – 11 МКД;
• ремонт (замена) трубопроводов внутридомовой системы отопления в сочетании с тепловой изоляцией (в неотапливаемых помещениях) – 2 МКД;
• ремонт внутридомовых сетей ГВС в сочетании с тепловой изоляцией трубопроводов – 2 МКД;
• ремонт (замена) трубопроводов внутридомовой системы отопления в сочетании с тепловой изоляцией (в неотапливаемых помещениях) – 2 МКД;
• повышение тепловой защиты (утепление) наружных стен – 3 МКД;
• прочие виды мероприятий (работ) – 11 МКД.
Новосибирская область (19 мероприятий):
• установка АУУ СО – 9 МКД;
• ремонт (замена) трубопроводов внутридомовой системы отопления в сочетании с тепловой изоляцией (в неотапливаемых помещениях) – 4 МКД;
• ремонт внутридомовых сетей ГВС в сочетании с тепловой изоляцией трубопроводов – 1 МКД;
• герметизация межпанельных соединений (швов) – 1 МКД;
• замена окон в МОП на новые стеклопакеты с более высоким приведенным сопротивлением теплопередаче – 2 МКД;
• замена светильников в МОП на энергоэффективные осветительные приборы – 1 МКД;
• ремонт крыши с утеплением верхних покрытий и/или чердачных перекрытий – 1 МКД.
Ульяновская область (8 мероприятий):
• ремонт внутридомовых инженерных систем (отопление) с установкой АУУ СО – 8 МКД.
Хабаровский край (1 мероприятие):
• герметизация межпанельных соединений (швов) – 1 МКД.
Первоочередными являлись следующие мероприятия:
1. Установка узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии (АУУ СО – автоматизированный узел управления системой отопления или АИТП – автоматизированный индивидуальный тепловой пункт). Это мероприятие было реализовано на 36 МКД (97 % от общего количества капитально ремонтируемых многоквартирных домов). Первоочередность внедрения этого мероприятия при капитальном ремонте МКД обусловлена следующими факторами:
• Устраняется нерациональный расход теплоты в системах отопления и горячего водоснабжения зданий из-за получения избыточного количества тепловой энергии со стороны теплоснабжающих организаций (при переотапливании МКД и перегреве горячей воды).
• Повышается качество коммунальных услуг и обеспечиваются комфортные условия для проживания жителей: по температуре внутреннего воздуха (20−22 °С) и по температуре горячей воды у водоразборных приборов (не ниже 60 °С и не выше 75 °С).
2. Ремонт (замена) трубопроводов внутридомовой системы отопления в сочетании с тепловой изоляцией (в неотапливаемых помещениях). Это мероприятие было реализовано на 17 МКД (46 % от общего числа капитально ремонтируемых многоквартирных домов). Важность осуществления этого мероприятия при капитальном ремонте МКД обусловлена следующими причинами:
• Сокращаются тепловые потери трубопроводами отопления, которые находятся в неотапливаемых помещениях.
• Уменьшается физический износ систем отопления (увеличение срока службы).
• Повышается надежность (вероятность безотказной работы) систем отопления зданий и сокращается продолжительность отключения отопления из-за аварийных ситуаций.
Реже всего при энергоэффективном капитальном ремонте жилых зданий применялись следующие мероприятия:
1. Ремонт крыши с утеплением верхних покрытий и/или чердачных перекрытий. Мероприятие было реализовано на 1 МКД (1 % от общего числа капитально ремонтируемых многоквартирных домов).
2. Замена светильников в местах общего пользования (МОП) на энергоэффективные осветительные приборы. Мероприятие было выполнено на 1 МКД (1 % от общего количества капитально ремонтируемых многоквартирных домов).
Оценка изменения класса энергетической эффективности после реализации капитального ремонта многоквартирных домов
Изменение класса энергетической эффективности многоквартирных домов после капитального ремонта оценивалось в соответствии с действующими нормативными документами 3 : федеральным законом № 261-ФЗ и приказом Минстроя России № 399/пр.
Класс энергетической эффективности многоквартирного дома – это качественная оценка потребления зданием таких энергетических ресурсов, как тепловая энергия и электроэнергия на общедомовые нужды (ОДН). Класс энергетической эффективности МКД определяется по величине интервала отклонения удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового (нормируемого) значения, по формулам (1) и (2), при этом градация класса энергетической эффективности многоквартирного дома формируется по шкале от G (очень низкий) до A++ (высочайший).
Согласно приказу Минстроя России №399/пр, показатели удельного годового расхода энергетических ресурсов определяются в расчете на 1 м 2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД (общая площадь квартир и полезная площадь нежилых помещений).
Для правильной оценки класса энергетической эффективности МКД до и после капитального ремонта необходимо приводить фактический удельный годовой расход энергетических ресурсов к сопоставимым нормативным климатическим условиям (коррекция на градусо-сутки отопительного периода – ГСОП) 4 . Это необходимо для исключения влияния климатического фактора на экономию тепловой энергии (отопление) и изменение класса энергетической эффективности многоквартирных домов 5 .
В качестве примера приведена выборка по классам энергетической эффективности до и после проведения ЭКР для 17 многоквартирных домов, расположенных в регионах с различными климатическими условиями (табл. 1).
Классы энергетической эффективности МКД до и после энергоэффективного капитального ремонта
Распределение зданий по изменению класса энергетической эффективности после проведения капитального ремонта представлено на рис. 2.
Для 37 многоквартирных домов изменение класса энергетической эффективности после капитального ремонта выглядит следующим образом:
• не изменился – 9 МКД (24 %);
• повышение на 1 уровень – 13 МКД (35 %);
• повышение на 2 уровня – 7 МКД (19 %);
• недостаточно данных для оценки класса энергетической эффективности – 5 МКД (14 %);
• недостоверные данные для оценки класса энергетической эффективности – 3 МКД (8 %).
Как видно из 37 многоквартирных домов только в 20 зданиях после капитального ремонта удалось повысить класс энергетической эффективности, в том числе в 7 МКД – на 2 уровня. Причем количество энергосберегающих мероприятий, реализованных при проведении капитального ремонта, не являлось ключевым фактором при повышении класса энергетической эффективности зданий. Назовем причины.
Причина1. Уменьшение удельного годового расхода энергетических ресурсов (тепловая энергия, электроэнергия на ОДН) при переходе в более высокий класс энергетической эффективности не является стабильным и равнозначным. Неравнозначность изменения класса энергетической эффективности МКД определяется этажностью здания и климатическими условиями (табл.2).
Разница между средними значениями диапазонов удельных годовых расходов энергетических ресурсов для соседних классов энергетической эффективности МКД
Так, для перехода 5-этажного здания в городе Калининграде (ГСОП = 3 534 °С•сут.) из класса энергетической эффективности G в класс F необходимо сократить удельный годовой расход энергетических ресурсов на 28,3 кВт•ч/м 2 . А для аналогичного 5-этажного МКД в городе Бердске (ГСОП = 6 210 °С•сут.) при переходе из класса энергетической эффективности G в класс F потребуется уменьшить удельный годовой расход энергетических ресурсов на 36,0 кВт•ч/м 2 (на 27 % больше).
Помимо этого, большое значение имеет значение удельного годового расхода энергетических ресурсов, которое было у многоквартирного дома до реализации энергоэффективного капитального ремонта.
Например, для перехода 5-этажного здания (Барнаул, ГСОП = 5 858 °С•сут.) с удельным годовым расходом энергетических ресурсов, равным 290 кВт•ч/м 2 , из класса энергетической эффективности E в класс D необходимо сократить удельное потребление энергии на 11 кВт•ч/м 2 . А для аналогичного 5-этажного МКД с большим удельным годовым расходом энергетических ресурсов, равным 330 кВт•ч/м 2 , для перехода из класса энергетической эффективности E в класс D потребуется уменьшение удельного потребления энергии уже на 51 кВт•ч/м 2 .
Причина 2. Небольшой объем выборки зданий, на которых была возможность оценить изменение класса энергетической эффективности до и после капитального ремонта.
В 2017 году энергоэффективный капитальный ремонт для цели получения финансовой поддержки был проведен в 37 многоквартирных домах, однако только по 29 зданиям удалось провести полную и достоверную оценку изменения классов энергетической эффективности до и после капитального ремонта, а также экономии тепловой и электрической энергии. По 8 многоквартирным домам (22 % от общего числа рассматриваемых МКД) такую оценку провести не удалось по причине неполноты и низкой достоверности данных по потреблению энергетических ресурсов (тепловая энергия, электроэнергия на ОДН) (рис. 2).
Таким образом, наличие полной и достоверной информации по потреблению энергетических ресурсов является главным условием при оценке изменения класса энергетической эффективности до и после капитального ремонта МКД. При этом полная и достоверная информация по потреблению энергетических ресурсов зданием должна быть раздельной:
• по каждому виду энергетического ресурса (тепловая энергия на отопление, тепловая энергия на горячее водоснабжение, электроэнергия на общедомовые нужды);
• по каждому периоду потребления энергетического ресурса: базовый период (до капитального ремонта МКД), расчетный период (после капитального ремонта МКД).
Об оценке затрат на энергосберегающие мероприятия и экономии энергетических ресурсов при повышении класса энергетической эффективности многоквартирных домов читайте в следующем номере журнала «Энергосбережение».
Литература
- Приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 года № 1550/пр «Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
- Личман В. А. Классификация многоквартирных домов по энергетической эффективности // Энергосбережение. 2019. № 5. С. 8–12.
- Борисов К. Б. Мониторинг результатов энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов // Энергосбережение. 2019. № 4. С. 44–49.
1 Постановление Правительства РФ от 17 января 2017 года № 18 «Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов».
3 Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 года № 399/пр «Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее – Приказ Минстроя России № 399/пр).
4 СП 131.13330.2018 «Строительная климатология. СНиП 21-01–99*». СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02–2003».
Источник