Енвд при услугах ремонта автомобилей

ЕНВД: ремонт автомобилей

«Просто для бизнеса», 2013, N 5-6

Услуги по ремонту автомобилей подпадают под «вмененку». При этом ремонт никак не обходится без замены запчастей. Реализация запчастей тоже подпадает под уплату ЕНВД. Вот тут возникает вопрос: нужно ли автосервису платить налог с двух видов деятельности? Минфин России недавно несколько скорректировал свою позицию на этот счет. Но обо всем по порядку.

В каких случаях автосервисам нужно платить ЕНВД

С 1 января 2013 г. переход на уплату единого налога на вмененный доход осуществляется добровольно. При этом, как и ранее «вмененка», может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (ст. 346.26 НК РФ). На уплату ЕНВД необходимо перейти, если местными властями в установленном порядке введена система ЕНВД по этому виду деятельности.

Статьей 346.27 НК РФ определено, что к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическими лицами организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, в подгруппе услуг 017000.

Отметим, что к данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках.

При этом на практике ремонт автомобилей сопровождается заменой запчастей. У налогоплательщиков на этот счет часто возникает вопрос о том, каков порядок исчисления ЕНВД в данном случае. Напомним, что данный вопрос является спорным, поскольку указанные услуги можно рассматривать как два вида деятельности — ремонт транспортных средств и розничную торговлю запчастями.

Автосервис должен платить ЕНВД с двух видов деятельности

Минфин России ранее считал, что, если отпуск используемых запасных частей и расходных материалов для ремонта автотранспортных средств осуществляется с торговой наценкой и выделяется в заказах-нарядах отдельной строкой, стоимость запасных частей и материалов не включается в себестоимость услуги по проведению ремонта. Следовательно, в этой ситуации реализация материалов признается розничной торговлей, в отношении которой нужно платить ЕНВД.

Таким образом, предприниматель может быть переведен на уплату единого налога на вмененный доход по двум видам деятельности:

  • оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • розничной торговле запасными частями и расходными материалами, отпущенными с торговой наценкой для проведения ремонта автотранспортных средств и выделенными в заказах-нарядах на ремонт отдельной строкой.

Отметим, что финансисты не раз высказывали свою позицию по данному вопросу (Письма от 17.12.2012 N 03-11-11/379, от 14.12.2012 N 03-11-06/3/87, от 24.03.2010 N 03-11-11/74, от 09.03.2010 N 03-11-11/43, от 29.12.2009 N 03-11-06/3/305, от 04.12.2009 N 03-11-06/3/284).

Минфин России изменил свое мнение

В недавнем Письме от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238 финансовым ведомством высказана иная позиция. Так, Минфин России разъяснил, что указание в договоре (заказе-наряде) на ремонт автомобиля стоимости запчастей отдельной строкой не имеет значения для исчисления ЕНВД в отношении данных услуг. Если договор предусматривает замену деталей и стоимость запчастей включается в стоимость услуг ремонта, то ЕНВД исчисляется только в отношении ремонта.

Отметим, что налоговая служба и ранее придерживалась указанной позиции. Так, из Писем ФНС России от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@, от 30.01.2009 N 3-2-12/10@ можно сделать вывод, что ведомство и ранее считало, что отдельное указание в заказах-нарядах стоимости запчастей, используемых для ремонта автомобилей, для целей исчисления ЕНВД не важно.

ФНС России указывала, что если в рамках ремонта автотранспорта используются запчасти, то они не признаются товаром. То есть платить ЕНВД с розницы в данной ситуации не нужно. Итак, рассмотрим ситуацию. Коммерсант — плательщик ЕНВД при оказании услуг по ремонту автомобилей устанавливает на автомобили запасные части, стоимость которых выделяется в актах выполненных работ (нарядах-заказах) отдельной строкой. Запасные части реализуются с торговой наценкой, при этом отдельный договор на их реализацию не заключается.

Читайте также:  Ремонт электрооборудования горных машин

Выполнение ремонтных работ автотранспортных средств является договорным обязательством, регулируемым нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.

По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Если работа выполняется из материала подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы.

Таким образом, если по условиям договора автосервис ремонтирует автомобили с использованием принадлежащих ему запчастей, то последние не признаются товаром, а исполнитель не признается розничным продавцом. Следовательно, налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли данный автосервис не является.

В этом случае выполняемые работы по замене запасных частей относятся к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию машин, и подлежат налогообложению ЕНВД на общих основаниях.

В более позднем Письме ФНС России подтвердила свою позицию (Письмо ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@). Ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 14630/09, налоговики отметили, что сам по себе факт использования при осуществлении ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств запасных частей и дополнительного оборудования, принадлежащих обществу, не может служить безусловным основанием для квалификации такой деятельности как торговой.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Поволжского округа от 23.09.2010 N А72-18362/2009, от 14.04.2009 N А65-12716/2008.

Источник

Выбор системы налогообложения для автосервиса

Открытие автосервиса, как и любого другого бизнеса, предусматривает решение ряда обязательных юридических и административных задач. Начинается все, как правило, с выбора формы собственности (ИП, ООО) и режима налогообложения. О последнем стоит поговорить предметно.

От правильного выбора системы налогообложения в определенной степени зависит рентабельность бизнеса. Неподъемные налоги способны погубить любой стартап. Давайте разберемся, какие режимы налогообложения может использовать автосервис и какой из них будет более выгодным в том или ином случае.

Доступные системы налогообложения: ОСНО

Современный автосервис может использовать один из трех режимов:

  • общую систему (с вариациями);
  • упрощенку (первого или второго типа);
  • вмененку (ЕНВД);
  • патент.

ОСНО, или традиционное налогообложение, предусматривает возможность работы:

Они имеют существенные отличия. Общий режим с НДС предоставляет автосервису максимально широкий круг возможностей для предоставления услуг, развития и расширения сферы влияния в дальнейшем. В частности, этот режим не предусматривает ограничений по:

  • выручке;
  • численности сотрудников;
  • выбору поставщиков, контрагентов;
  • обслуживанию клиентов.

Работать автосервис на ОСНО с НДС может с физлицами, юрлицами. Причем в первом случае при предоставлении услуг можно не использовать ККТ. Действующее законодательство допускает замену электронных чеков стандартными бланками строгой отчетности. Главным преимуществом такого режима, наряду с отсутствием ограничений, является возможность приостановки деятельности без исключения субъекта из ЕГРЮЛ и без существенных налоговых затрат. ОСНО позволяет минимизировать налогообложение в случае отсутствия финансово-хозяйственных операций. Но и недостатки у системы имеются. Налоговая нагрузка работающего автосервиса достаточно велика. И бухгалтерские услуги обойдутся недешево из-за сложности, масштаба, специфики учета.

ОСНО без НДС отличается от предыдущей системы наличием ограничения по выручке (2 миллиона в квартал). В остальном все то же самое: работа с физлицами и юрлицами (с последними – только с использованием ККТ, расчетного счета), минимальная налоговая нагрузка при приостановке деятельности.

УСН для автосервиса

Упрощенка для автосервиса возможна в двух вариантах:

Режим имеет много преимуществ, от оптимизации и упрощения бухгалтерского учета до снижения фактической налоговой нагрузки. Работать автосервис на упрощенке может с физлицами, юрлицами. Расчеты можно проводить через ККТ (при продаже автозапчастей применение онлайн кассы является обязательным), по безналу (используя расчетный счет). Физлицам могут выдаваться стандартные БСО (при предоставлении услуг авторемонта).

Обе версии налогового режима имеют одинаковые ограничения:

  • по количеству сотрудников (максимум 100 человек);
  • по годовой выручке (60 миллионов).

Что касается специфики версий упрощенки, на «Доходах» проще рассчитывается налог, к тому же он может быть уменьшен на сумму страховых взносов.

Автосервис на ЕНВД

Вмененку выбирают многие начинающие бизнесмены. Этот режим выигрывает предельной простотой расчета налога и ведения учета. Последний в рамках этого режима налогообложения фактически отсутствует. Расчет налога делается централизованно. Определяющим фактором здесь является количество сотрудников в автосервисе. Важный момент: ЕНВД является предоплаченным налогом. Его сумма может уменьшаться на страховые взносы.

Читайте также:  Ремонт кожаных изделий салона авто

Что касается ограничений, их немного. Одно из главных – по количеству сотрудников. Максимально автосервис на ЕНВД может принять на работу до сотни человек. Ограничение по выручке отсутствует. Фактический доход не принимается во внимание при расчете налога. ЕНВД исчисляется с учетом потенциального дохода.

Выгодным этот налоговый режим может быть в случае, если автосервис обслуживает преимущественно физических лиц, имеет хороший клиентский портфель, обеспечивающий отсутствие простоев в работе. ЕНВД не предусматривает возможности минимизации налоговых расходов при фактическом отсутствии финансово-хозяйственных операций.

Режим налогообложения позволяет сэкономить на бухучете. Штат бухгалтеров нанимать для автосервиса на ЕНВД совершенно излишне. Можно обойтись сотрудничеством со специалистом на удаленке. А если вы хотите минимизировать риски и получить гарантии качества услуг, заказывайте бухучет и сопровождение профильному аутсорсеру.

Автосервис на патенте

Патентная система – выгодный вариант для индивидуального предпринимателя. Юридическим лицам данный режим налогообложения недоступен.

Стоимость патента рассчитывается на 1 сотрудника автосервиса. Соответственно, чем больше штат, тем выше налоговые расходы. Максимальное количество работников – 15. Что касается ограничений по обороту, здесь лимит составляет 60 млн.руб. в год. Оформляется патент максимум на год.

Что касается услуг, которые ИП на патенте может оказывать потребителям, здесь все стандартно:

  • ремонт транспортных средств;
  • ремонт мототранспорта;
  • ремонт оборудования и машин.

Работать предприниматель может как на собственной, так и на арендованной площади. То же самое, кстати, касается организации функционирования автосервиса на других режимах налогообложения.

Как минимизировать налоговые расходы?

В минимизации налоговых расходов заинтересован каждый автосервис, как крупный с большим штатом сотрудников, так и мелкий, основанный одним автослесарем. Если первому при этом неизбежно придется тратиться на налоговую оптимизацию, предшествующий ей аудит учета и т.п., то второй может сэкономить более простым и, что немаловажно, законным способом.

Самостоятельно удобнее всего работать в статусе ИП. Да и с небольшим штатом в 3-10 человек – тоже. При этом оптимальным режимом налогообложения может стать ЕНВД. При нем автосервис может:

  • оказывать услуги по ремонту, тюнингу транспорта;
  • реализовывать запчасти.

Если актуальной является оптимизация налоговых расходов, реализацию запчастей отдельной строкой в учете проводить нерационально. Их лучше включить в стоимость услуг. В бланках строгой отчетности указывается наименование услуги (ремонт КПП, например) без упоминания использованных запчастей. Это позволяет отдельно не платить налог с реализации.

Для уменьшения ЕНВД следует воспользоваться соответствующей опцией. Схема работает просто: ИП уплачивает ежеквартально страховые взносы и на эту сумму уменьшает основной налог.

Если автослесарь работает в одиночку и хочет платить минимум налогов, имеет смысл выбрать патент. Годовые налоговые расходы на этом режиме примерно на 20% ниже.

Что делать, если самостоятельно сложно определиться с выбором формы регистрации бизнеса, налоговой системы? Стоит проконсультироваться со специалистами соответствующего профиля. А вот советы друзей, знакомых лучше во внимание не принимать. Что подошло вашему соседу, для вас может оказаться крайне невыгодным.

Источник

Подпадает ли под ЕНВД ремонт автомобилей юрлиц с установкой собственных запчастей?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Натальи (г. Санкт-Петербург)

Очень прошу Вас ответить на мой вопрос, который решается уже больше полугода, а ответа найти не можем. Станция техобслуживания автомашин заключила договор со страховой компанией на ремонт автомашин физических лиц, иногда и юридических. Ремонт машин попадает под ЕНВД, но помимо услуг по ремонту, нами устанавливаются автозапчасти, которые выделяются отдельной строкой с наценкой, а также используются материалы (краски, шкурки и пр.), которые тоже выделяются отдельной строкой и пишутся, как материалы без разбивки по наименованию и стоимости. Вопрос: какая система налогообложения должна применяться в отношении запчастей и материалов, с учетом того, что иногда установка запчастей происходит в машины не только физических лиц, но и юридических? Если это розничная торговля запчастями, то попадаем ли мы под ЕНВД, если учесть, что договор заключен со страховой? Очень Вас прошу помочь в решении этого вопроса.

Действительно, по мнению специалистов финансового ведомства, реализацию запчастей и расходных материалов нельзя считать составной частью деятельности по ремонту автотранспортных средств, если в нарядах-заказах их стоимость выделена отдельной строкой и указана с наценкой (Письма Минфина России от 02.07.2009 N 03-11-06/3/181, от 26.11.2007 N 03-11-04/3/462, от 13.06.2007 N 03-11-04/3/217). Однако такая точка зрения противоречит сложившейся арбитражной практике и не находит понимания у налоговых органов (я имею в виду Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@), поскольку не основана на нормах законодательства.

Читайте также:  Авто калина ремонт вентилятор

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Из положений статьи 346.27 НК РФ следует, что услугами по ремонту автотранспортных средств признаются платные услуги, оказываемые как физическим лицам, так и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. Поэтому для целей применения системы в виде уплаты ЕНВД неважно, что запчасти в процессе ремонта устанавливаются также и на автомашины юридических лиц.

Выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом является договорным обязательством, регулируемым нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.

Согласно статье 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала (с использованием материала) подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы (статья 733 ГК РФ).

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 — 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 — 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 — 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 15, 16 Правил оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, договор на оказание услуг заключается в письменной форме (заказ — наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения: г) цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты; ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, обязанность исполнителя выделять отдельной строкой заказа-наряда стоимость запасных частей прямо предусмотрена нормативными актами и, в связи с этим, не может свидетельствовать о розничной продаже этих материалов

С учетом изложенного, приходим к выводу о том, что если по условиям заключаемых вами договоров на вас как на подрядчика (исполнителя возложена обязанность выполнить работы (оказать услуги) по ремонту автотранспортных средств с использованием принадлежащих вам запчастей, то для целей главы 26.3 НК РФ использованные вами в рамках таких договоров запчасти не признаются товаром, а ваша организация не признается розничным продавцом и, следовательно, налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

В этом случае выполняемые вами работы (оказываемые услуги) по замене запасных частей относятся к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту автотранспортных средств, и подлежат налогообложению ЕНВД на общих основаниях.

Сказанное подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС ПО от 14.04.2009 по делу N А65-12716/2008 (Определением ВАС РФ от 17.08.2009 N ВАС-10011/09 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС ВСО от 10.06.2004 N А33-14761/02-С3-Ф02-2015/04-С1, ФАС ДВО от 02.04.2003 N Ф03-А73/03-2/521).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Источник

Оцените статью