Если ремонт автомобиля больше рынок

Публикации

При решении вопроса о возмещении ущерба на ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля необходимо опираться на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, а не на сумму, которую владелец в своё время заплатил за машину, разъясняет Верховный суд РФ. Высшая инстанция отмечает, что продавец имеет право по собственным мотивам отдать автомобиль по цене ниже реальной, но покупатель не должен впоследствии страдать от подобных условий купли-продажи.

ВС также подчёркивает, что суды не могут подозревать владельца автомобиля в злоупотреблении правом без обоснованных причин: водители могут получить моральный ущерб и штрафы, если они не препятствовали страховщику в оценке ущерба.

Суть спора

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Ростова, машина которого была повреждена в ДТП. Заявитель обратился в страховую компанию, где была застрахована ответственность виновника аварии, за возмещением ущерба, однако получил отказ. Страховая компания сослалась на заключение эксперта о том, что заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Претензию заявителя также не удовлетворили, поэтому он обратился в суд.

Каменский суд Ростовской области частично согласился с аргументами заявителя и взыскал в его пользу более 250 тысяч страхового возмещения, 4 тысячи в качестве компенсации морального вреда, а также штраф 126 тысяч рублей.

Суд руководствовался выводами назначенной им экспертизы, которая сочла, что повреждения автомобиля истца образовались все же в результате ДТП, а стоимость ремонта с учётом износа составляет 252 тысячи рублей.

Однако Ростовский областной суд это решение отменил и принял новое: в пользу пострадавшего было взыскано страховое возмещение в размере 200 тысяч рублей, а в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Апелляция указала на то, что возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не приводить к неосновательному обогащению, а поскольку истец купил автомобиль за 200 тысяч рублей, то и размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму.

Отказывая же в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда и штрафа, суд апелляционной инстанции сослался на злоупотребление правом.

Позиция ВС

ВС напоминает, что размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества — в размере действительной его стоимости на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков;

б) в случае повреждения имущества — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (пункт 18 статьи 12 Закон об ОСАГО)

ВС в специальном пленуме разъяснял, что под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт повреждённого имущества невозможен либо стоимость ремонта равна или превышает стоимость имущества на дату наступления страхового случая (пункт 42 постановления от 26 декабря 2017 года No58).

При принятии решения об экономической целесообразности восстановительного ремонта необходимо принимать величину стоимости транспортного средства на момент ДТП равной средней стоимости аналога на указанную дату (пункт 6.1 Единой методики, утверждённой положением Центрального банка РФ от 19 сентября 2014 года No432-П), напоминает ВС.

При этом проведение восстановительного ремонта признаётся нецелесообразным, если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость аналога.

Таким образом, не имеет значение за какую сумму владелец приобрёл поврежденный автомобиль, опираться надо на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, поясняет высшая инстанция.

«В отличие от действительной стоимости автомобиля на день наступления страхового случая цена договора купли-продажи — это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу.
С учётом свободы договора и различных мотивов продажи автомобиля цена договора купли-продажи автомобиля может не соответствовать действительной стоимости автомобиля», — отмечает ВС.

Читайте также:  Курсовой проект по технологии ремонта автомобилей

Он указал, что по данному делу имеются два экспертных заключения о стоимости восстановительного ремонта с учётом износа деталей, причём оба эксперта указали размер ущерба в пределах статистической погрешности — 247 и 252 тысячи рублей.

Выводов о нецелесообразности ремонта либо о том, что стоимость ремонта превышает стоимость неповреждённого автомобиля на момент ДТП, экспертами сделано не было, обращает внимание ВС.

Таким образом, считает он, если у суда апелляционной инстанции возникли сомнения в том, что стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля, то он должен был поставить этот вопрос на обсуждение сторон и назначить экспертизу именно по этому вопросу.

Моральный вред как злоупотребление

Нельзя согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда и штрафа по мотиву якобы злоупотребления истцом правом, решил ВС РФ.

Он напоминает, что закон не допускает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).

ВС в пленуме разъяснял, в каких случаях следует отказывать во взыскании морального вреда с автостраховщиков: когда установлено, что в результате действий потерпевшего страховщик не мог исполнить свои обязательства в полном объёме или своевременно, например, предоставлен не полный пакет документов или недостоверные сведения, либо автомобиль не предоставляют для осмотра и независимой технической экспертизы. В данном деле таких фактов не установлено.

К тому же, частично удовлетворяя требования, областной суд тем самым признал факт нарушения страховой компанией обязательств и обоснованность исковых требований водителя, отмечает ВС.

«Таким образом, в судебном постановлении суда апелляционной инстанции содержится противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности», — считает ВС.

В связи с чем он отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в областной суд.

Источник

«Деньги в карманах автолюбителей закончились»: эксперты о ситуации на рынке автосервисных услуг

Что происходит на рынке новых автомобилей, какова динамика автомобильного парка России, как изменились пробеги легковых машин в стране и чем теперь живут российские автосервисы — эти и другие вопросы были затронуты в эфире, который провели Данил Соловьев, руководитель и сооснователь сети автосервисов Fit Service, Екатерина Горнаева, директор по маркетингу международной сети автосервисов Fit Service, и Александр Груздев, эксперт в области маркетинговых исследований и анализа рынка.

Продажи автомобилей

Итоги первого квартала 2021 года показывают, что на авторынке наблюдается снижение показателей относительно результатов 2020 года. Вспомним, что в 2020-м спад на рынке новых машин наблюдался в течение трех месяцев, а после этого объемы продаж стали быстро восстанавливаться и результаты августа — ноября превысили показатели аналогичного периода 2019 года. В нынешнем году динамика, которую можно было наблюдать уже с декабря 2020-го, показывает результаты, которые ниже, чем полученные годом раньше.

В ближайшие месяцы продажи на авторынке будут расти. Но очевидно, что причиной такого роста станет низкая база прошлого года, ведь именно в этот период продажи автомобилей не развивались из-за коронавирусных ограничений. Однако если сравнивать показатели с продажами 2019-го, то спад на рынке становится очевиден. Из этого следует, что сфера автомобильного ремонта будет получать в ближайшее время меньше автомобилей — как гарантийных, так и послегарантийной категории.

«Нужно понимать, что продажи этого года — это выручка сервисов через три года, — отмечает Данил Соловьев. — Именно через такой временной промежуток автомобили из канала дилерских сервисов переходят в канал независимых СТО. Тенденции нынешнего года показывают, что такая миграция начнется раньше». По мнению Данила Соловьева, динамика продаж новых автомобилей в этом году стала также следствием роста цен на авторынке. Свою роль в этом сыграл и дефицит новых машин. А если потребители стали меньше покупать — значит, они больше будут обращать внимание на обслуживание своих старых автомобилей.

Читайте также:  Ремонт гнилой двери авто своими руками

Автопарк и пробеги

Главные тенденции, наблюдаемые в движущемся автопарке страны, опять-таки определены пандемией. Из-за коронавируса в России наблюдается снижение количества автомобилей, выходящих из эксплуатации. Более того, как отмечает Александр Груздев, некоторое количество машин, ранее вышедших из эксплуатации, возвращается в эксплуатируемый парк.

По состоянию на начало текущего года емкость движущегося автопарка составляет 35,5 млн автомобилей. По итогам 2021 года, как прогнозирует Александр Груздев, этот объем может сократиться по меньшей мере на 90 тыс. единиц.

Автомобили, которым от 6 до 9 лет, — наиболее емкая категория в автопарке страны в этом году. Всего таких машин 12,4 млн единиц, уточняет Александр Груздев и отмечает, что в дальнейшем их количество будет уменьшаться. А вот количество машин, которым от 11 до 15 лет, будет расти и к 2023 году достигнет пика — 11,1 млн. «Средний возраст автомобиля в парке в прошлом году заметно увеличился и составил 9,8 года, — уточняет Александр Груздев. — В последующие годы он будет также расти. Так, в 2022 году этот показатель достигнет 10,2 года, а в 2023 году — 11,1 года». Из этих данных видно, что темп прироста среднего возраста автомобиля в автопарке за последние годы заметно вырос.

За прошлый год пробеги личных автомобилей в РФ выросли на 15% в сравнении с 2019-м. За 2020-й общий пробег составил 14 611 км. Сейчас этот показатель превышает значение 2019 года. Что, по мнению Александра Груздева, скорее всего, связано с ограниченным использованием альтернативных средств передвижения. По итогам 2021 года общий пробег сократится на 10% в сравнении с 2020-м, как прогнозирует глава Gruzdev Analyze.

В Fit Service придерживаются другого мнения. «Мы считаем, что пробеги будут расти, — отмечает Данил Соловьев. — В середине 2020 года, вспомним, пробеги выросли в том числе из-за того, что большая часть населения после ослабления карантинных ограничений поехала в отпуска по России на автомобилях. В нынешнем году эта ситуация, скорее всего, повторится. А для автосервисного рынка это будет означать высокие показатели машинозаездов на сервис».

Деньги закончились

Ежемесячные доходы водителей, по данным исследования компании Gruzdev Analyze, за отчетный период упали на 3%. В апреле прошлого года у многих автовладельцев существенно сократились доходы, в основном из-за того, что во время пандемии они потеряли работу. Тогда доходы упали на 27%, а такое снижение для многих автовладельцев означало необходимость отказаться от плановых ремонтов своих машин.

Примечательно, что тогда же покупательская способность сократилась более чем на треть. А это значит, что если раньше, когда водитель приезжал на сервис — допустим, за услугой по замене масла, — он мог по результатам диагностики поменять еще и колодки с дисками, то теперь на покупку таких «допов» у него просто нет средств. «Сейчас расширить средний чек автосервису почти невозможно, несмотря ни на какие ухищрения, — отмечает Александр Груздев, — потому что деньги в карманах потребителей закончились». В таких условиях, по его мнению, важно правильно выбрать стратегию взаимодействия с клиентом. В сети Fit Service работают над увеличением частоты заездов клиентов на сервис. Очевидно, что за один раз клиент не будет делать все: многим это невыгодно. Поэтому важно отслеживать историю обслуживания автомобиля, чтобы вовремя пригласить клиента и заранее предложить подходящий ему тип работ. Еще один способ работать с клиентом — предоставить возможность оплатить ремонтные работы по беспроцентной рассрочке на 12 месяцев.

Читайте также:  Объяснительная по ремонту машины

В среднем по рынку, согласно результатам исследования Gruzdev Analyze, количество автомобилистов, которые экономят на обслуживании своих машин, выросло и теперь составляет 39% против 32%, зафиксированных в сентябре прошлого года. Примечательно, что доля тех, кто планирует сократить эти расходы, приобретая более дешевые запчасти, — 28%. Еще 21% экономят за счет того, что приобретают эти запчасти в более дешевом канале покупки.

Дефицит запчастей

Как показало исследование Gruzdev Analyze, в марте 2021 года 26% независимых СТО заявили о том, что испытывают дефицит запчастей. Это стало следствием нарушений в поставках автокомпонентов и приостановки их выпуска почти на всех предприятиях мирового уровня, что, в свою очередь, произошло из-за пандемии. «В такой ситуации может вырасти доля запчастей низшего качества и даже доля контрафакта, — говорится в отчете. — Когда для ремонта автомобиля требуется запчасть, а ее попросту нет, водители готовы купить просто „то, что есть на данный момент“».

Важность цены как причины выбора тех или иных запчастей в этих условиях выросла многократно, отмечает Александр Груздев. По его словам, если раньше при выборе, например, моторного масла цена не всегда была на первом месте, то теперь ценовой критерий стал решающим.

Средний чек на работы и запчасти в сети Fit Service в отчетный квартал вырос на 24%. Рост среднего чека в сети, как объяснил Данил Соловьев, — следствие целого комплекса факторов. Доля запчастей в среднем чеке заметно увеличилась и составляет 59%, доля работ также возросла и достигла 41%. «С одной стороны, увеличилось (+4%) количество запчастей, продаваемых на один заказ-наряд, — объяснил Данил Соловьев. — С другой стороны, в сети выросла на 5% наценка на запчасти. Мы планомерно увеличивали стоимость услуг для тех клиентов, кто приезжал на обслуживание со своими запчастями. Добавлю, что с марта этого года у нас в сети действует запрет на обслуживание клиентов, которые приезжают на сервис со своими техническими жидкостями».

Каков итог?

Одно из слов, которые характеризуют недавний период в развитии автобизнеса, — «дефицит». Он же — и главная движущая сила, которая во многом определяет динамику развития рынка новых автомобилей и машин с пробегом, а также прямым образом влияет и на рынок послепродажного обслуживания.

Так, дефицит автомобилей приводит к росту их стоимости, а также к отмене скидок. И все это вместе, к сожалению, снижает удовлетворенность клиентов. Но в то же время для многих водителей становится импульсом к тому, чтобы уйти от обслуживания в дилерском сервисе к независимой СТО.

Невозможность купить новый автомобиль становится фактором, который увеличивает срок владения машиной и делает необходимостью ее ремонт. Дефицит запчастей — еще один фактор, оказывающий влияние на рынок. Из-за этого увеличиваются сроки ремонта и растет сегмент альтернативных запчастей.

А третий дефицит, который определяет все остальные, — это дефицит денег у водителей. На все их уже не хватает. Рост цен не компенсируется ростом доходов, население становится беднее. Отсюда и сравнение цен, и увеличение значимости цены как критерия выбора и точки обслуживания, и запчастей. И правильное ценовое позиционирование становится критически важным в текущей ситуации для всех игроков рынка.

Источник

Оцените статью