- Сезон экономии
- Регионы России подключаются к программе господдержки энергоэффективного капремонта жилых домов
- Можно ли не платить взнос на капремонт?
- Нужен ли договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта?
- Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта
- Финансирование домов, не подлежащих включению в региональную программу по капремонту
- Меры господдержки при проведении капремонта
- Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта
- На что можно получить финансовую поддержку
- Условия получения государственной поддержки
- Правила подачи заявки в Фонд
Сезон экономии
Регионы России подключаются к программе господдержки энергоэффективного капремонта жилых домов
Татьяна Николаевна, на «Российской энергетической неделе» много внимания уделили росту энергоэффективности нашей экономики, в том числе в жилищном секторе. Какой вклад в решение этой задачи вносит Фонд ЖКХ?
Татьяна Кузьмина: В начале 2019 года программа господдержки проектов повышения энергоэффективности многоквартирных домов в ходе капитального ремонта получила новый импульс. Были упрощены правила предоставления поддержки, и Фонд ЖКХ теперь может возместить хозяевам квартир до 80 процентов расходов на капремонт и до 5 миллионов рублей на дом. Не нужно больше подтверждать фактическую экономию коммунальных ресурсов — для получения возмещения достаточно расчетных показателей, показывающих экономию выше 10 процентов, и отчета о выполненных работах. Фонд зарезервировал под эти цели более 800 миллионов рублей.
За 6 месяцев работы программы Фонд ЖКХ одобрил заявки на господдержку от Тамбовской, Калининградской, Ростовской, Воронежской областей, Алтайского края, Республик Карелия, Мордовия и Адыгея. Всего заявилось 58 домов, 28 из них — на возмещение расходов на сам энергоэффективный капремонт, 30 домов — на уплату части процентов по кредиту на капремонт. Общая сумма заявок — 54,78 миллиона рублей.
Часть заявок касаются возмещения средств по уже завершенным проектам. Например, в Калининграде в доме по адресу Генерала Павлова, 8, установили индивидуальный теплопункт с погодозависимым автоматическим регулированием отопления и горячего водоснабжения. Это стоило 850 тысяч рублей. Но за год на платежах жители сэкономили больше 500 тысяч рублей — примерно 14 процентов от среднегодового потребления. Из-за снижения потребления коммунальных ресурсов уменьшились затраты, и потраченные средства «вернулись». А от Фонда ЖКХ дом получит 678 тысяч рублей — 80 процентов затрат.
Есть ли внимание к программе энергоэффективного капремонта со стороны ТСЖ и ЖСК?
Татьяна Кузьмина: Да, многие заинтересовались. Правда, собственных средств у них часто недостаточно. Кроме того, там не хватает специалистов, способных оценить потенциал энергосбережения. Мы стараемся повышать их квалификацию. Например, мы разработали общедоступный программный продукт «Помощник ЭКР», позволяющий рассчитать потенциал экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, подобрать энергоэффективные мероприятия и рассчитать размер поддержки. Вместе с общественниками из НП «ЖКХ Контроль» и «Школы грамотного потребителя» мы организуем по всей стране семинары для представителей ТСЖ, но пока специалистов на каждый дом не хватает. Управляющие организации также становятся организаторами проведения энергоэффективного капремонта — ведь после этого им меньше приходится тратиться на текущий ремонт дома.
Может ли получить финансовую поддержку дом, формирующий взносы на капремонт у регионального оператора?
Татьяна Кузьмина: Ее могут получить собственники помещений в многоквартирном доме с любым способом формирования фонда капремонта: как на специальных счетах, так и на счетах регионального оператора. Однако по правилам проект энергоэффективного капремонта нельзя финансировать за счет взносов других домов, формирующих фонд капремонта у регионального оператора в «котле».
Кому еще может быть выгоден рост энергоэффективности жилого сектора?
Татьяна Кузьмина: В сбыте своей продукции должны быть заинтересованы производители и поставщики энергоэффективного оборудования и материалов — мне кажется, их потенциал пока не задействован. Также это интересно муниципальным и региональным органам власти, ведь за счет общего снижения размера оплаты «коммуналки» они могут сократить свои расходы на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Чтобы поддержать собственников, готовящих заявки на финансовую поддержку, Фонд ЖКХ выступил с инициативой ввести специальную процедуру подачи обращений от лица таких собственников через интернет-ресурс «Реформа ЖКХ». Соответствующие предложения мы уже направили в Минстрой России. Кроме того, мы договорились с НП «ЖКХ Контроль», что их эксперты будут помогать всем желающим оценивать потенциал энергоэффективности дома и готовить заявки в Фонд ЖКХ. На сайте www.fondgkh.ru в разделе «Направления деятельности/Энергоэффективный капремонт» изложены все условия участия в программе. Также полезную информацию можно найти на сайте «Реформа ЖКХ» в разделе «Энергоэффективность».
Можно ли не платить взнос на капремонт?
Многоквартирный дом был отремонтирован в 2019 году. Должны ли мы теперь платить взносы на капитальный ремонт дома? Куда следует обратиться, чтобы его не платить?
Э.Б., Ирбит
Проведение капитального ремонта не освобождает собственников от обязанности оплачивать взносы на капремонт.
Вероятнее всего, капитальный ремонт в вашем доме проведен региональным оператором.
Основной принцип использования уплаченных собственниками взносов региональным оператором для целей финансирования работ по капремонту общего имущества установлен в ч. 4 ст. 179 ЖК РФ. Данная норма предусматривает, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах. Это правило распространяется только на случаи формирования фондов капремонта на счете (счетах) регионального оператора.
Таким образом, для проведения капитального ремонта вашего дома были использованы средства, подлежащие возврату для обеспечения проведения капремонта иных домов. Поэтому речь не может идти о прекращении оплаты взносов.
Ситуация может быть иной, если фонд капремонта формируется на специальном счете. Но в этом случае проведение комплексного капремонта потребовало бы установления повышенного размера взноса на капремонт или привлечения заемных средств, которые в дальнейшем должны погашаться из взносов, что также исключает возможность освобождения собственников от спорных расходов.
Нужен ли договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта?
Пришла составить договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта, а мне было отказано. Правомерен ли отказ?
И. Дружинина, Липецк
Взносы на капитальный ремонт являются составной частью платы за жилое помещение наряду с платой за содержание жилого помещения и потребляемые коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ).
Обязанность по уплате взносов возникает у собственника помещения в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капремонта, в силу закона. Обязанность по уплате взносов не ставится в зависимость от наличия договорных отношений между собственниками, региональным оператором или владельцем специального счета.
Конституционный суд РФ (постановление от 12.04.2016 N 10-П) признал не противоречащим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капремонт, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в таких домах.
Ранее ст. 181 ЖК РФ действительно устанавливала обязанность собственников помещений заключить договор о формировании фонда капремонта и об организации его проведения. На сегодняшний день закон не требует заключения интересующего вас договора.
Источник
Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта
Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются федеральными законодательными актами.
Финансирование домов, не подлежащих включению в региональную программу по капремонту
Услуги и/или работы по проведению капремонта совместной собственности в многоквартирном доме могут быть предоставлены за счет финансов, выделенных из бюджетов федерального назначения, бюджетных средств субъектов России, местных бюджетов.
Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются соответствующими федеральными законодательными актами, законодательными актами субъектов России, муниципальными правовыми актами. Подобное финансирование может быть предоставлено в том числе многоквартирным домам, которые согласно статьи 168 пункт 2 ЖК не подлежат включению в региональные программы (РГ капремонта), к ним принадлежат:
- многоквартирный дом, который в определенном порядке признали аварийным, а потому подлежащим сносу (реконструкции);
- сооружения, в которых находится менее трех квартир;
- жилье, относительно которого во время утверждения программы, принято решение о реконструкции или сносе.
На финансирование от государства могут рассчитывать:
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
- товарищества собственником жилья (ТСЖ);
- региональные операторы и управляющие организации.
Положения, на основании которых выделяются финансы на осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах, должны быть утверждены всеми субъектами России, исходя из особенностей региона. Такие Положения определяют, в каком порядке и на каких условиях предоставляются бюджетные средства, которые получены от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), а также финансов, которые заложены в бюджет для оказания господдержки на осуществление капитального ремонта совместного имущества многоквартирного дома, включая долевое финансирование.
Средства, которые поступили в областной бюджет от Фонда, а также те, которые были заложены в бюджет для проведения долевого финансирования (ДФ) осуществления капитального ремонта, распределяют между муниципалитетами, которые подали заявку на получение таких средств и выполнили необходимые условия.
Бюджетные средства и средства, которые поступили в бюджет от Фонда, поступают на отдельный счет в банке, который открыт на имя регионального оператора, как имущественный взнос на осуществление работ по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов. Прочие средства господдержки поступают региональному оператору в виде дополнительных имущественных взносов на осуществление капитального ремонта.
Предусмотрено определенное условие для получения материальных средств, выделенных Фондом и предусмотренных облбюджетом. Это софинансирование из бюджетов местного уровня, а также от владельцев жилья. Размер софинансирования, которое будет получено из финансовых средств Фонда, местного бюджета и от владельцев помещений, определяют федеральные законодательные акты. Также федеральное законодательство устанавливает, каким образом производится контроль над использованием средств, выделенных Фондом.
Меры господдержки при проведении капремонта
Для предоставления материальной помощи государства или муниципалитета в ходе осуществления капитального ремонта не играет никакой роли, каким способом был сформирован фонд капремонта владельцами жилья, которое размещено в многоквартирных домах.
Статьей 191 Жилищного кодекса России определяется, что с целью оплаты капремонта может оказываться государственная финансовая поддержка. Важно заметить, что такая поддержка оказывается не только в виде субсидий, которые предоставляются за счет федеральных средств, бюджетов субъектов России и бюджетов местного уровня ТСЖ, ЖК, региональным операторам и управляющим компаниям.
Ранее предоставление бюджетных субсидий относилось к прерогативе структур местного самоуправления для того, чтобы были созданы условия для эффективного управления многоквартирными домами. К прочим допустимым мерам господдержки, которые могут предоставляться субъектами России, относятся гарантии, поручительства по займам и кредитам, если финансы на обеспечение такого рода поддержки предусматриваются региональными законами о бюджете.
То есть на законодательном уровне создан путь, который позволяет привлекать кредитные ресурсы для осуществления капитального ремонта в помещениях общей собственности многоквартирного дома.
Однако, для того чтобы хозяину помещения можно было получить реальную возможность воспользоваться таким видом поддержки со стороны государства ему следует организовать специальное гарантийное агентство, сформировать уставный капитал за счет собственных финансовых средств, определить процедуру и условия, на которых такое агентство будет предоставлять поручительства по займам на осуществление капитального ремонта.
Поскольку в вопросе выделения субсидий для товариществ собственников жилья, ЖК, управляющей организации и региональных операторов не важно, каким способом формировался фонд капитального ремонта, принятие данного решения не может возлагаться на региональных операторов, чтобы избежать ситуации конфликта интересов.
Источник
Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта
В постановлении Правительства РФ от 17.01.2017 N 18 вы найдёте правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта. Их разработал Минстрой РФ, и касаются они энергоэффективного капитального ремонта.
Как получить государственную финансовую помощь на капремонт, расскажем сегодня.
На что можно получить финансовую поддержку
Вы проводите капитальный ремонт и хотите претендовать на государственную денежную поддержку. Выдаётся она на одну из двух целей:
- возмещение части расходов на уплату процентов за займ или кредит, взятый в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту ОИ в МКД. Исключение – неустойка за нарушение условий договора займа или кредитного договора,
- возмещение части расходов на оплату услуг и работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе работ по капитальному ремонту.
Если вы хотите получить деньги на вторую цель, помните, что работы по энергосбережению должны соответствовать следующим требованиям:
- входить в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
- в результате их проведения расходы на оплату коммунальных ресурсов должны уменьшиться не менее чем на 10 % по каждому МКД.
Государственная поддержка капитального ремонта не безлимитная, для одного МКД она не может превышать 50 % общей стоимости услуг и работ по капитальному ремонту этого дома, при этом быть не более 5 миллионов рублей.
Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд) размер денежной поддержки определяет индивидуально для каждого МКД. При этом учитывает расход на оплату:
- тепла и ГВС (по показаниям ОДПУ),
- электричества (разницу между объёмом потребления по показаниям ОДПУ и суммой объёмов потребления по показаниям ИПУ и ОДПУ в доме).
Деньги на возмещение части расходов на оплату процентов выдаются в размере прогнозных расходов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет. Расчёт ведётся по 100% ключевой ставке ЦБ РФ, действующей на дату принятия решения о предоставлении финансовой поддержки. При этом берётся в расчёт ограничение размера помощи для одного МКД.
Условия получения государственной поддержки
Вы можете рассчитывать на финансовую поддержку государства только если в субъекте Федерации утверждены региональные программы проведения капитального ремонта ОИ в МКД или краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, или нормативный правовой акт субъекта, оформленный согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ.
В этих документах должны содержаться:
- список МКД, которым планируется оказать финансовую помощь,
- виды работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД,
- срок окончания работ и услуг в МКД, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки не позднее 1 ноября 2017 г.,
- планируемая стоимость,
- размер и источники финансирования капитального ремонта.
К дому, в отношении которого вы хотите получить помощь, также предъявляется ряд требований (если дом им не соответствует, Фонд имеет право отказать вам в поддержке):
- не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
- с года ввода МКД в эксплуатацию прошло более 5 лет, но менее 60,
- оснащён ОДПУ потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления КУ (тепло, электричество), и расчёт за КУ ведётся по таким ПУ непрерывно в течение года, предшествующего дате утверждения региональной программы,
- капитальный ремонт ОИ в МКД не финансируется за счёт средств регионального оператора, сформированных взносами собственников помещений другого МКД.
Если вы хотите получить финансовую помощь на работы по энергосбережению, проверьте, что в МКД предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Если деньги должны поступить на погашение расходов на уплату процентов, вы должны предоставить письмо кредитной организации о намерении выдать кредит ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО в валюте Российской Федерации для проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.
Правила подачи заявки в Фонд
Заявку в Фонд подаёт высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого планируется осуществление капитального ремонта общего имущества в МКД.
Фонд проверяет предоставленные данные в течение 30 дней и, если с ними всё в порядке, принимает положительное решение. 5 дней отводится на уведомление соискателя о принятом решении.
После между Фондом и высшим должностным лицом субъекта заключается договор о предоставлении финансовой поддержки. В нём обязательно указываются:
- обязательство Фонда предоставить финансовую поддержку, сумма поддержки, цели, условия и порядок её перечисления,
- право Фонда проводить проверки соблюдения субъектом РФ условий договора;
- основания для одностороннего отказа Фонда исполнять договор, порядок возврата денег,
- ответственность сторон договора.
Высшее должностное лицо субъекта РФ после доставки ему проекта договора должно подписать его в течение 30 дней. В противном случае Фонд откажет в поддержке.
Для перечисления средств в Фонд необходимо направить подтверждения:
- выполнения работ и услуг,
- достижения значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы,
- привлечения кредитов на проведение капитального ремонта.
Фонд проверяет документы 20 рабочих дней, а после решает предоставить всю сумму сразу или частями. Средства поступают в бюджеты субъектов РФ, а после распределяются властями региона между муниципальными образованиями, желающими получить финансовую поддержку, согласно заявке.
ОМС делит поступившие деньги между МКД в течение 14 рабочих дней с момента их поступления.
Управляющая организация, в свою очередь, в течение 30 дней после получения приятного уведомления направляет в ОМС:
- уведомления о банковских счетах организации с указанием реквизитов,
- решение общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК либо ОСС о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД (с порядком использования средств).
В течение 5 дней после получения документов ОМС переводит деньги на указанные банковские счета.
Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».
Источник