- О федеральном стандарте стоимости капитального ремонта жилищного фонда
- Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 (ред. от 15.05.2018) «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»
- Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 (ред. от 15.05.2018) «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»
- Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 610 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 — 2017 годы» (утратило силу)
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
О федеральном стандарте стоимости капитального ремонта жилищного фонда
Вступивший в силу более года назад Жилищный кодекс РФ предусматривает новые организационно-правовые формы управления многоквартирными домами. Однако переход на новые формы управления почти повсеместно задерживается. Важнейшей причиной этого является, на наш взгляд, недостаточная проработанность вопроса об определении средств, требуемых для капитального ремонта жилых зданий.
С 2004 г. постановлениями Правительства РФ ежегодно устанавливается федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц. Поясняется, что этот стандарт отражает затраты, необходимые для осуществления капитального ремонта общего имущества жилых зданий в среднем по РФ, а также по всем ее субъектам. В 2004 г. средний федеральный стандарт составлял 2,6 руб., а в 2006 г. он равняется 3,2 руб.
Весьма интересна экономическая сущность этого нового стандарта. В одном из источников приводятся параметры его расчета: капитальность зданий, нормативная периодичность капитального ремонта и его стоимость, определяемая в установленном порядке [1].
Приведенные параметры формирования федерального стандарта полностью совпадают с параметрами расчета годовых норм амортизационных отчислений на капитальный ремонт зданий различных групп капитальности, действовавших с 1975 г. и отмененных в 1991 г. вследствие крайней либерализации государственной амортизационной политики. Эти нормы разрабатывались на основе классической теории воспроизводства основных фондов и, по мнению специалистов, имели достаточное техническое обоснование в части сроков и объемов ремонтных мероприятий [2]. Таким образом, было определено «теоретическое пространство», в рамках которого можно анализировать этот важный государственный показатель.
По известной теперь схеме расчета федерального стандарта авторами была определена среднеотраслевая величина потребных затрат на капитальный ремонт. При этом учитывалась структура жилищного фонда Нижегородской области и сложившийся уровень сметной стоимости ремонтно-строительных работ. Сравнение расчета с нормативом показало, что федеральный стандарт покрывает потребную величину лишь на одну треть.
Такое соотношение можно объяснить только тем, что размер федерального стандарта удерживается на уровне планируемой инфляции, тогда как цены на ремонтно-строительные работы формируются по рыночным законам. Не просматривается и подвижек по сближению этих величин. Если федеральный стандарт с 2004 г. по 2006 г.увеличился на 23%, то цены на строительном рынке за это время выросли в регионе на 60%. При таких принципиально разных подходах к взаимосвязанным составляющим процесса воспроизводства жилищного фонда трудно ожидать гармонизации этого процесса.
Федеральный стандарт стоимости капитального ремонта оплачивается в виде отдельного тарифа всеми собственниками помещений в многоквартирных домах. Одинаковую сумму платят и богатые, и бедные, жители «элиток» и ветхого фонда, что иногда приводит к конфликтным ситуациям. Жители относительно нового и качественного жилья упрекают эксплуатирующие организации в субсидировании за их счет ремонтного обслуживания аварийного жилья пониженных групп капитальности [3]. В Нижнем Новгороде на дверях подъездов даже появлялись обращения инициативных групп граждан с призывами противодействовать такой практике.
Анализ ситуации с позиций нового Жилищного кодекса показал, что претензии граждан в большей степени справедливы в части текущего ремонта и недостаточно обоснованы в отношении средств, собираемых на капитальный ремонт. Действительно, здания низких групп капитальности чаще требуют внимания ремонтников, но это касается только текущего ремонта, который оплачивается гражданами по соответствующей статье и имеет регламентированный перечень работ [4]. Эти здания выработали свой временной ресурс или вплотную к нему приблизились; капитальный ремонт в них даже не планируется, но очень редко, при возникновении аварийных ситуаций, капитально ремонтируется часть конструктивных элементов.
Авторы статьи решили оценить обоснованность претензий владельцев комфортного жилья к их менее удачливым соседям. Для этого региональный федеральный стандарт соотнесли с описанной выше среднеотраслевой величиной потребных затрат на капитальный ремонт и получили коэффициент несоответствия возможностей потребностям. Затем для всех качественных категорий жилых зданий с помощью этого коэффициента откорректировали потребные месячные накопления на их капитальный ремонт, то есть дифференцировали федеральный стандарт для различных типов жилищного фонда региона. Расчеты дали весьма интересные результаты. Так, оказалось, что собственники квартир в зданиях повышенных групп капитальности недоплачивают до исчисленных для них дифференцированных федеральных стандартов около 20%, а собственники квартир в шлакоблочных зданиях типа «народная стройка», смешанных и деревянных зданиях переплачивают против соответствующих федеральных стандартов 20–30% соответственно. Таким образом, владельцы низкокачественного жилья, в том числе и ветхого, в существенной доле субсидируют проведение плановых капитальных ремонтов высококачественной недвижимости.
Если быть до конца последовательным в исполнении экономических и социальных законов, то становится очевидной необходимость снижения ремонтной составляющей квартирной платы для владельцев низкокатегорийного жилищного фонда, а по ветхому фонду — ее полной отмены. По мнению юристов, такая мера не будет противоречить идеологии нового жилищного законодательства. Даже в период жесткой, не менявшейся десятилетиями амортизационной политики при грамотном экономическом обосновании удавалось трансформировать нормы амортизации в жилищной сфере. Так, руководство Горьковского автомобильного завода в ходе реализации Всесоюзной программы «Отдельную квартиру каждой советской семье к 2000 году» обратилось в правительство страны с просьбой разрешить использовать накопленные амортизационные средства на капитальный ремонт зданий низких качественных категорий в новом жилищном строительстве. В прилагавшихся экономических обоснованиях показывалось, что капитальный ремонт в этих зданиях нецелесообразен по их возрастным показателям. Правительство сочло эти доводы достаточно убедительными и приняло по ведомственному жилищному фонду ГАЗа положительное решение. Таким образом, был создан экономический прецедент трансформации схемы накопления амортизации на капитальный ремонт жилищного фонда, который не потерял актуальности и в наши дни.
В заключение следует сказать, что введение федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилищного фонда является очень верным экономическим шагом после «амортизационного безумия» 90-х гг., однако в нынешнем виде он недостаточно универсален и имеет значительный потенциал совершенствования.
Литература
1. Бархатова Е. Ю. «Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации» (с постатейными материалами). — М.: ТК «Велби», 2005.
2. Ройтман М. С. «Вопросы амортизации жилых домов». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Л., 1975.
3. Мунтян В. Н., Пасечников В. П. «Необходимость пообъектного учета затрат в жилищном хозяйстве на примере опыта РСП ОАО «Дирекция объединенных строительных трестов», г. Ангарск.
4. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г.).
Источник
Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 (ред. от 15.05.2018) «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 августа 2005 г. N 541
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ
ОПЛАТЫ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить следующие федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг:
а) федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг;
б) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов;
в) федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина;
г) — д) утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 15.05.2018 N 578.
2. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 15.05.2018 N 578.
3. Установить размеры федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц на 2006 год в среднем по Российской Федерации соответственно 41,6 рубля и 3,2 рубля и по субъектам Российской Федерации согласно приложению.
4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. N 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 22, ст. 2597).
к Постановлению Правительства
от 29 августа 2005 г. N 541
ПРЕДЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 1 КВ. МЕТР ОБЩЕЙ
ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ В МЕСЯЦ И СТОИМОСТИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НА 1 КВ. МЕТР ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ
ЖИЛЬЯ В МЕСЯЦ НА 2006 ГОД ПО СУБЪЕКТАМ
Стоимость жилищно-коммунальных услуг
Стоимость капитального ремонта жилищного фонда
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Ненецкий автономный округ
Южный федеральный округ
Республика Северная Осетия — Алания
Приволжский федеральный округ
Республика Марий Эл
Коми-Пермяцкий автономный округ
Уральский федеральный округ
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ
Сибирский федеральный округ
Агинский Бурятский автономный округ
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
Эвенкийский автономный округ
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия)
Еврейская автономная область
Корякский автономный округ
Чукотский автономный округ
Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 (ред. от 15.05.2018) «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»
5. Тарифы для населения устанавливаются до перехода к 100% (полной) оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств населения в виде фактической доли от экономически обоснованного тарифа, которая представляет собой уровень платежей граждан за услуги жилищно-коммунального хозяйства (постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» уровень платежей граждан установлен в размере 100% ЭОТ).
— федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»;
2. Министерство регионального развития Российской Федерации предоставляет субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации ежеквартально в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги, среднедушевых денежных доходов граждан и соблюдения федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».
2. Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации ежеквартально в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на эти цели с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги, среднедушевых денежных доходов граждан и соблюдения федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 36, ст. 3706; 2006, N 52, ст. 5590).
5. Тарифы для населения устанавливаются до перехода к 100% (полной) оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств населения в виде фактической доли от экономически обоснованного тарифа, которая представляет собой уровень платежей граждан за услуги жилищно-коммунального хозяйства (постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2006 год» уровень платежей граждан установлен в размере 100% ЭОТ).
Следует отметить, что при включении в структуру платежей за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирном доме впервые в 2006 году платы за капитальный ремонт общего имущества, предельные индексы изменения размера платы не применяются. При формировании стоимости капитального ремонта следует учитывать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».
— федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»;
— федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»;
Источник
Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 610 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 — 2017 годы» (утратило силу)
Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 610
«О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 — 2017 годы»
ГАРАНТ:
Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 97 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2016 г.
См. справку о федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2015 — 2017 годы;
федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2015 — 2017 годы.
2. Признать утратившими силу с 1 января 2015 г.:
постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2014 г. N 1004 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 — 2017 годы в Республике Крым и г. Севастополе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5450);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1464 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2014 — 2016 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 258).
3. Федеральные стандарты, утвержденные настоящим постановлением, подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2015 г., и применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Федеральные стандарты
оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2015 — 2017 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 610)
ГАРАНТ:
Настоящий Федеральный стандарт подлежит применению к отношениям, возникшим с 1 января 2015 г.
Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц
Федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц
Федеральные стандарты
оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2015 — 2017 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 610)
ГАРАНТ:
Настоящий Федеральный стандарт подлежит применению к отношениям, возникшим с 1 января 2015 г.
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Ненецкий автономный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия)
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ
Крымский федеральный округ
* ФСС — федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.
** ФСКР — федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.
Утверждены федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг на 2015-2017 гг. по регионам и в среднем по России. Они необходимы для того, чтобы определить размер межбюджетных трансфертов, выделяемых субъектам РФ (в т. ч. на оказание финансовой помощи по оплате жилья и услуг ЖКХ).
Так, предельная стоимость оказываемых ЖКУ на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в целом по стране составляет 122 руб. в 2015 г., 131 руб. — в 2016 г., 138,3 руб. — в 2017 г.
Стоимость капремонта — 7, 7,3 и 7,6 руб. соответственно.
Стандарты по отдельным регионам отличаются от общефедеральных. Например, в 2015 г. в Москве на услуги выделяется не более 163,7 руб., на ремонт — не более 7,8. В Республике Крым соответствующие показатели составляют 56 руб. и 5,88 руб.
Самыми дорогими являются удаленные регионы: Камчатский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область. В них региональный стандарт в разы превышает федеральный.
Прежние федеральные стандарты признаны утратившими силу.
Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 610 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 — 2017 годы»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Федеральные стандарты, утвержденные настоящим постановлением, подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2015 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23 июня 2015 г., в «Российской газете» от 25 июня 2015 г. N 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 26 ст. 3903
Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 97 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2016 г.
Источник