- FIAT Punto › Logbook › Замена КПП, сцепления, подушек и сальников
- Проблемы 5- и 6-ст. МКПП Fiat C514 для автомобилей Punto, Panda, Marea, Stilo, Bravo, 500 и др.
- Ремонт РКПП Fiat Grande Punto
- КАК РАБОТАЕТ КОРОБКА-РОБОТ Fiat Grande Punto
- КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РОБОТИЗИРОВАННОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ
- ПРОГРЕВ КОРОБКИ Fiat Grande Punto И НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ.
- НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ НА ПОДЪЁМ
- ОСТАНОВКА И СТОЯНКА НА АВТОМОБИЛЕ С РОБОТОМ
- ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПОЛОМКИ РКПП Fiat Grande Punto
- РЕМОНТ РОБОТА Fiat Grande Punto В АВТОСЕРВИСЕ
- АДАПТАЦИЯ РОБОТИЗИРОВАННОЙ КОРОБКИ Fiat Grande Punto
FIAT Punto › Logbook › Замена КПП, сцепления, подушек и сальников
Коробка на пунте начала таки проявлять все признаки скорой кончины: плохо включалась и выбивало первую передачу, закусывало вторую, в третью нужно было умудриться попасть, четвёртая дико гудела и при этом её при переключении вниз сложно было воткнуть без перегазовки, только пятая да задняя нормально включались. Плюс к этому начал течь сальник уже с другой, левой стороны и при переключении при отпускании сцепления раздавался какой-то скрежет. В общем решил дальше не испытывать судьбу и ждать когда это всё дело встанет и собрался поменять коробку. Так как всё равно нужно разбирать половину двигателя то решено заодно поменять всё сопуствующее. Менял сам потому что было время и место, работа заняла полтора дня. Фото есть только самой новой коробки, сам процесс не фотографировал потому что были очень грязные руки.
Было закуплено:
1) подушка КПП левая $27
2) подушка КПП задняя $20
3) сальники дифференциала Corteco $6
4) масло трансмиссионное Elf 75w80 $30
5) комплект сцепления Valeo $110
6) КПП от пунты 99 г.в. $170
Итак, опишу что я собственно делал, возможно это будет кому-нибудь полезно. Первым делом вывесил и снял передние колёса. После этого с обеих сторон выбил по 2 болта крепящих стойку к поворотному кулаку. Потом снял воздушный фильтр и воздуховод, а также аккумулятор и площадку аккумулятора (крепится 4-мя болтами). Залез под машину и слил масло из КПП (самый низко расположенный болт под внутренний шестигранник). Далее отсоединял все тяги, провода и тросики от КПП, а именно: провод лямбды имеет защёлку на коробке, провод заднего хода, трос датчика заднего хода, провод массы на КПП, 2 тяги от рычага коробки, трос сцепления. После того как это всё нашёл и отключил переместился под машину и продолжил отключение: выкрутил трос привода спидометра, отсоединил от коробки крепление троссовой тяги (3 болта), выкрутил болты крепления стартера (2 снизу, 1 сверху) и просто не отсоединяя от него провода положил его на выступ в двигателе как будто специально для это сделанный)) Далее выкрутил 2 болта и снял кожух маховика, снял оба хомута с пыльников внутренних шрусов и вынул триподы из стаканов (они должны легко выйти так как при разобранных стойках поворотные кулаки вываливаются наружу высвобождая место). Приводы лучше подвесить на верёвке чтобы не висели, а ещё лучше одеть пакетики на триподы чтобы не вымазаться о них и не потерять иголки с подшипников на триподах. После этого я ещё открутил 2 болта крепящих приёмную выхлопную трубу к коллектору, это дало мне ещё немного места для манёвров. После этого я приступил к самой увлекательной части: подвесил на лебёдке двигатель зацепив трос за выпускной коллектор. Здесь нужно быть очень внимательным так как мотор на пунтах крепится только тремя подушками и две из них на кпп. То есть после того как кпп будет снята то мотор будет висеть только на двух точках опоры: на правой подушке и тросе. При этом он очень неустойчивый и легко может «кульнуться» куда-нибудь. Не стоит обольщаться размером мотора так как весит он будь здоров, проверено)) После того как мотор был закреплён, я немного ослабил болты которыми кпп крепится к двигателю (3 болта и 1 гайка) и после этого открутил подушки кпп. Потом окончательно выкрутил все болты крепления кпп к двигателю и коробка практически выпала на меня. После этого выкрутил болты на корзине сцепления застопорив коленвал со стороны грм и снял корзину вместе с диском при этом запомнив какой стороной был этот самый диск обращён к двигателю. В комплекте была направляющая, поэтому просто поставил назад диск сцепления нужной стороной к двс и потом поставил корзину сцепления.
Далее был долгий и муторный процесс сравнивая крепежа на старой и новой коробках, выковыривания и запрессовывания новых сальников в новую коробку, перекидывания лап для подушек, установки выжимного подшипника (кстати с ним нужно быть очень аккуратно — вываливается на счёт «раз» зараза). Ситуация немного осложнялась тем что новая коробка была под гидравлический привод сцепления а мне нужен был троссовый. Поэтому пришлось также перекинуть лапу выжима сцепления и собственно сам механизм выбора передач со старой коробки на новую. Когда всё это было сделано то я начал всё собирать обратно.
В процессе установки нужно обратить внимание на следующие детали: чтобы легче попасть в шлицы нужно включить на коробке какую-нибудь передачу, ввернуть все болты крепления коробки к двс и созадать на них небольшое натяжение, после этого со стороны грм немного провернуть коленвал до тех пор пока не начнут вращаться стаканы внутренних шрусов. Начали вращаться — значит попали. Лапу сцепления нужно повернуть до упора в сторону двигателя и стараться её не трогать иначе выжимной подшипник может зацепиться за выступ на первичном валу кпп и свалиться и придётся всё снова разбирать. Ход педали сцепления нужно будет отрегулировать: он должен быть 14 см, погрешнось в 5 миллиметров допускается. Подушки лучше сразу не затягивать намертво а сначала завести машину, дать поработать минут 5 и только после этого затягивать — тогда вибраций от новых подушек будет меньше. Хомуты на пыльниках внутренних шрусов одноразовые и их лучше заменить на новые, хотя я оставил старые. Ну и не забудьте залить масло в кпп, можно через заливную пробку до уроня этой самой пробки, можно через сапун, на мою коробку нужно было по книге 2,4 литра которые я и влил через сапун.
Собственно всё, основную часть времени отняла установка кпп на место, все остальные работы делаются быстро. И да, у меня ни один болт не сломался, думаю что это везение, иначе работа заняла бы куда больше времени. Ну и напоследок паруфот новой коробки, это модификация стандартной C.514.5.10.
Источник
Проблемы 5- и 6-ст. МКПП Fiat C514 для автомобилей Punto, Panda, Marea, Stilo, Bravo, 500 и др.
Итальянским автомобилям Fiat с малолитражными двигателями достались ненадежные механические коробки передач. Самые преданные знатоки марки Fiat знают эти коробки под их оригинальными обозначениями C513 и C514.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку коробки С514, снятой с Fiat Punto 2005 года. Эта коробка работала в паре с 1.2-литровым 8-клапанным мотором 60 л.с. Силёнок этого двигателя хватило на то, чтобы развалить эту коробку передач.
Коробка передач пришла на смену старым коробкам С501/С526. Она рассчитана на передачу крутящего момента до 150 Нм и является самой слабой.
Коробка С514 использовалась на огромном количестве автомобилей Fiat с 1992 года до 2010 года. Это такие модели как Seicento, Uno, Palio, Punto, Panda, Brava, Bravo, Marea, Stilo, Doblo и новый Fiat 500. Также эта «механика» стоит на Lancia Ypsilon. Ее устанавливали в паре с двигателями объемом от 1 до 1,6 литра. Коробка С514 существует в 5- и 6-ступенчатой модификации. 6-ступенчатая версия появилась одной из первых, ее заполучил Punto с 1,1-литровым двигателем еще в конце 1994 года.
Позже 6-ступенчатая версия использовалась в основном с 16-клапанными двигателями, а 5-ступенчатую получали 8-клапанные моторы.
В большинстве версий коробка С514 связана с кулисой двумя тросами. Однако в паре с 1,4-литровым 12-клапанным двигателем, который устанавливали на Fiat Marea, эта коробка связана с кулисой тросом, тягой и дополнительным тросиком, который проводит блокиратор случайного включения задней передачи.
Конструктивно это 2-вальная коробка передач. 5- и 6-ступенчатые коробки отличаются размерами корпусов. Передачи переднего хода синхронизированы. При этом синхронизаторы 1- и 2-й передач находятся на вторичном валу, а 3-, 4- и 5-й передач – на первичном валу.
Что не так с МКПП Fiat C514?
Коробка С514 механически слабая. В первую очередь проблемы с ней связаны с разрушением подшипников. В ней выходят из строя все ее 6 подшипников. То есть, это пары подшипников, крепящих первичный и вторичный вал, а также дифференциал.
Слабые и некачественные подшипники
Обычно первыми трескаются пластиковые сепараторы шариковых подшипников, поддерживающих вторичный и первичный валы с задней стороны.
Роликовые подшипники валов, поддерживающие валы спереди, также не отличают надежностью. Они просто плохого качества. Их ролики и обоймы изнашиваются, покрываются канавками и раковинами.
То же самое можно сказать о двух конических роликовых подшипниках дифференциала. Во всех случаях износа или разрушения роликовых подшипников коробка С514 начинает выть и гудеть во время движения автомобиля, а также на неподвижной машине на «нейтралке» с невыжатым сцеплением. По наблюдениям, гул может длиться годами. Владельцы автомобилей приступают к ремонту или замене этой коробки, когда гул становится пугающим.
Однако при разрушении задних шариковых подшипников коробка может выйти из строя практически моментально. Если сепараторы рассыпаются, возникает сильный радиальный люфт валов. В этом случае коробка не гудит, а тарахтит, шумит. Из-за сильного люфта шестерни валов коробки могут закусить друг друга, коробка просто заклинит.
Если шестерни валов целы, синхронизаторы не разрушены и здоровье дифференциала не вызывает вопросов, то отремонтировать эту коробку можно заменой ее всех подшипников. Проблема с износом подшипников коробки Fiat C514 широко известна буквально во всех странах. Такие производители как INA или LuK выпускают для нее ремкомплект (462 0154 10, $150 — $240), в который входят 6 подшипников и 3 сальника.
Кстати, течь масла из коробки С514 – также распространенная неприятность. Во многих случаях коробка начинает гудеть подшипниками на фоне фактического осушения и работы без масла.
Слабый дифференциал
Вдобавок известны случаи откровенного разрушения дифференциала. Шестерня главной передачи может просто провернуться, тогда машина будет ехать с пробуксовкой в трансмиссии, как будто буксует сцепление.
Сателлиты дифференциала в некоторых случаях крошатся либо их закусывает. Такое случается при слишком спортивной езде, пробуксовками, попытками резко ускориться в повороте или с вывернутыми колесами.
Изношенный дифференциал интенсивно стругает стружку в масло. Стружка, разумеется, задирает и царапает и без того не сильно прочные шарики, ролики и обоймы подшипников. Также были случаи, когда оторвавшиеся сателлиты дифференциала вылетали, пробивая корпус коробки С514. Фрагменты дифференциала могут попасть между зубьев коробки и отломить их.
Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Fiat заказать с них автозапчасти.
Источник
Ремонт РКПП Fiat Grande Punto
Как определить, что РКПП (роботизированной коробке передач) требуется ремонт? Если вы заметили хотя бы один из ниже перечисленных признаков, рекомендуем обратиться в автосервис:
- передачи включаются с заметным опозданием
- при разгоне ощущаются провалы в работе робота
- пробуксовки и увеличние оборотов двигателя
- переход «робота» в аварийный режим
Доверяйте ремонт коробки-робота только профессионалам!
КАК РАБОТАЕТ КОРОБКА-РОБОТ Fiat Grande Punto
Прежде чем разбираться с принципом работы РКПП следует понять, как же функционирует механическая коробка передач, так как именно она является основой (то есть самим агрегатом) для робота.
Механические коробки состоят и двух или трёх валов (двухвальные и трёхвальные соответственно). Двухвальные более компактны, поэтому применяются в малогабаритных автомобилях. Трёхвальные – в полноразмерных седанах, кроссоверах, минивэнах. Оба типа агрегата имеют ведущий и ведомый валы, в трёхвальном дополнительно установлен промежуточный вал, позволяющий осуществить прямую передачу крутящего момента от маховика двигателя на колёса авто (прямая передача).
Чтобы переключить передачу в «механике», водитель нажимает на педаль сцепления до упора и перемещает рычаг на нужную передачу (включает передачу). В самом агрегате происходят следующие процессы:
- При нажатой педали сцепления первичный вал коробки отключается от двигателя.
- Во время перемещения рычага коробки перемещается и муфта на вторичном валу, включающая передачу.
- Включение передачи – это соединение муфты с соответствующей шестернёй.
В роботизированной коробке передач происходят те же процессы, но отсоединением первичного вала и включением нужной передачи занимается электронный блок управления (ЭБУ) коробки, то есть педаль сцепления у водителя отсутствует. Переключение передач на роботе происходит так:
- При наборе определённой скорости, данные которой записаны в ЭБУ, блок посылает сигнал сервоприводу (актуатору) сцепления на размыкание.
- Затем поступает сигнал актуатору выбора передач на включение нужного диапазона.
- Далее сервопривод вновь замыкает сцепление. Нужная передача включена.
Так работает коробка-робот с одним сцеплением. Её минус в том, что переключение передач происходят с задержкой. При этом водитель ощущает провалы и рывки при разгоне автомобиля. Чтобы уменьшить интервал между сменами скорости, была сконструирована РКПП с двумя сцеплениями: электроника прогнозирует, какая скорость должна быть включена следующей и заблаговременно соединяет синхронизатор с шестернёй. Например: автомобиль набирает скорость на второй передаче, при этом на другом сцеплении уже «включена» третья передача, но ещё не задействована. Как только двигатель достигнет нужных оборотов, вторая передача на первом сцеплении выключится, и сразу включится подготовленная третья передача на другом сцеплении. Конструкция с двумя сцеплениям позволила избежать провалов между переключениями скоростей и сделать управление машиной значительно комфортнее.
КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РОБОТИЗИРОВАННОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ
Внешне отличить коробку-робот от других КПП можно по отметкам диапазонов переключения рычага:
- «+» и «-»– ручное управление (повышение и понижение передачи рычагом);
- »А» – режим автоматического переключения скоростей;
- »М» – режим ручного переключения скоростей;
- «R» – движение задним ходом;
- «N» – нейтральное положение.
ПРОГРЕВ КОРОБКИ Fiat Grande Punto И НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ.
Роботизированную КПП прогревать, как автоматическую коробку не нужно. Здесь следует учесть тот момент, что масло в роботе за время долгой стоянки полностью стекает в поддон: его и надо распределить по элементам агрегата перед началом поездки. Это особенно актуально в зимний период. Здесь достаточно завести двигатель и подождать пар минут (при этом коробка должна находиться в нейтральном положении). Масло распределится по системе, и можно начинать движение.
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ НА ПОДЪЁМ
Если коробка не оборудована системой помощи старта, следует прибегнуть к следующим манипуляциям:
- включить автоматический режим «А»;
- плавно нажимать на педаль газа;
- одновременно снять с ручника.
К такому старту следует приноровиться, чтобы ощущать, когда диски сцепления смыкаются, и вовремя снять машину с ручного тормоза. Начало движения по такой системе не даст автомобилю откатиться назад. Зимой лучше применить ручное управление коробкой и стараться сильно не газовать, чтобы избежать пробуксовки колёс.
Если РКПП оснащена гироскопом, то начало движения на подъём значительно упрощается, ведь такая коробка сама включит пониженную передачу. От водителя требуется лишь удерживать обороты двигателя не ниже 2500.
При начале движения на спуск никаких дополнительных манипуляций с коробкой проводить не нужно. В автоматическом режиме она сама приноровится к рельефу, при необходимости затормозит двигателем.
ОСТАНОВКА И СТОЯНКА НА АВТОМОБИЛЕ С РОБОТОМ
После того, как автомобиль остановился (колёса полностью перестали вращаться), рычаг коробки робот следует перевести в нейтральное положение «N», включить стояночный тормоз (ручник) и заглушить двигатель.
Если автомобиль останавливается на короткое время, например, на светофоре, то переводить коробку в нейтраль нет необходимости. Однако, при долговременной остановке рекомендуется всё таки переключить рычаг в диапазон «N», так как сцепление в автоматическом режиме постоянно находится в разомкнутом состояние (выжато), что ускоряет его износ.
ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПОЛОМКИ РКПП Fiat Grande Punto
Слабым элементом роботизированной коробки является сцепление ввиду сильной нагрузки. Признаки его износа:
- пробуксовки как на скорости при переключении передач, так и на старте;
- увеличение оборотов двигателя при снижении скорости разгона;
- переход коробки в аварийный режим.
Износу в электромеханическом приводе робота подвержены актуаторы, рычаги зубьев, зубчатые колёса. Такие поломки сопровождаются рывками при переключении передач и начале движения. Также признаки поломки роботизированных коробок появляются из-за нарушения её настроек или незначительном истирании дисков сцепления. Причины появления симптомов неисправности выявляют в профильных автосервисах, где есть диагностические сканеры с уникальными кодами ошибок для каждой марки и модели робота.
Наблюдения специалистов по ремонту РКПП показывают, что большинство неисправностей появляются по причине:
РЕМОНТ РОБОТА Fiat Grande Punto В АВТОСЕРВИСЕ
В профильных автомастерских восстанавливают роботизированные коробки. Как правило, изношенные и повреждённые детали восстановлению не подлежат, поэтому их заменяют новыми. Какие детали износились, покажет визуальная диагностика коробки после её демонтажа и разборки:
- диски сцепления и корзина сцепления подлежат замене в сборе;
- также устанавливается и новый мехатроник;
- работу гидроблока можно восстановить его промывкой, однако, если этот элемент повреждён, его заменяют новым;
- маховик, вилки, подушки, сальники, фильтры – восстановлению не подлежат.
При повреждении корпуса коробки, специалисты предлагают установку нового агрегата либо восстановленной контрактной коробки.
АДАПТАЦИЯ РОБОТИЗИРОВАННОЙ КОРОБКИ Fiat Grande Punto
После ремонтных работ проводится обязательное обучение коробки-робота. Эта процедура необходима для синхронизации работы двигателя и РКПП. Робот должен «запомнить» при каких оборотах ДВС следует повышать или понижать передачи. Такая адаптация имеет три основных этапа:
- Обнуление имеющихся настроек блока управления коробкой.
- Обучение переключению между передачами.
- Адаптация сцепления и модуля ТСМ.
В зависимости от модели и производителя роботизированной коробки процесс калибровки может отличаться, но в любом случае работа должна проводиться специалистами.
Источник