Финансирование ремонта федеральных дорог

Правительство снимает с себя обязательство по ремонту федеральных дорог

На фоне связанных с эпидемией коронавируса падения доходов и сокращения госбюджета правительство собирается сэкономить на дорогах. До 2024 года федеральный бюджет сможет покрывать не все расходы на ремонт и содержание федеральной дорожной сети, следует из внесенного в Госдуму законопроекта. Расходы нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», в рамках которого ремонтируется региональная дорожная сеть, также сокращаются.

Правительство внесло в Госдуму поправки к закону «Об автодорогах и дорожной деятельности». Сейчас бюджет РФ покрывает все траты на ремонт и содержание федеральной дорожной сети (53,8 тыс. км находятся в ведении Росавтодора, 3,4 тыс. км — ГК «Автодор»). Нормативы записаны в постановлении правительства 2017 года:

  • капремонт 1 км дороги пятой (базовой) категории стоит 12 млн руб.,
  • ремонт — 4,7 млн руб.,
  • содержание — 806 тыс. руб.

Для дорог более высоких категорий применяются повышающие коэффициенты:

  • капремонт магистрали категории 1А стоит 126,3 млн руб.,
  • ремонт — 47 млн руб.,
  • содержание — 4,7 млн руб.

До 1 января 2024 года соблюдать нормативы не нужно, следует из законопроекта.

«В очередном финансовом году и плановом периоде объем расходов недостаточен для обеспечения установленных законодательством расходных обязательств»,— сказано в пояснительной записке. Законопроект связан с проектом бюджета на 2021–2023 годы (“Ъ” рассказывал о нем 17 сентября): незащищенные федеральные расходы Минфин сокращает на 10%, военные — на 5%. Правительство подготовило еще несколько законопроектов, в частности, планируется отказаться от индексации зарплаты чиновников и судей в 2021 году.

Читайте также:  Что такое ремонт камеры колеса

В пресс-службе Минфина “Ъ” заявили, что «средства федерального бюджета на финансирование ремонта и содержание дорог выделялись и продолжают выделяться в необходимом объеме», но за подробностями «о распределении средств» попросили обратиться в Минтранс. В Минтрансе комментарий дать не смогли.

В 2019 году бюджет Росавтодора на ремонт и содержание сети составил 302 млрд руб., в 2020 году — чуть более 325 млрд руб. В 2021 году Росавтодор планировал (ведомственным распоряжением №3535-р) выделить 348,1 млрд руб., 362 млрд руб. в 2022-м и 378 млрд руб. в 2023-м. В проекте бюджета, который внесен в Госдуму, в 2021 году планируется выделить на эти цели 344,3 млрд руб., в 2022 и 2023 годах — по 377 млрд руб.

Сокращение финансирования может заставить дорожников искать «экономичные способы содержания», предполагает член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев («Единая Россия»):

« Например, перестанут сыпать песок с солью зимой и станут сыпать только соль».

Снижение затрат относительно нормативов приводит к ухудшению состояния сети, уверен президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров. «Мы это видим на примере региональных дорог, получающих примерно 25% от нужного финансирования,— поясняет он.— Теперь важно грамотно перераспределить имеющиеся средства, чтобы пользователи не заметили ухудшения состояния дорог». Господин Быстров отметил, что сейчас идет процесс передачи Росавтодору около 5 тыс. км региональных дорог, которые нужно срочно ремонтировать,— большая их часть в плохом состоянии (недавно, к примеру, трасса «Золотое кольцо» вокруг Москвы стала федеральной). «При сокращении финансирования этот процесс может затянуться или даже затормозиться»,— отмечает эксперт.

Как Минтранс хочет скорректировать нацпроект БКАД

С 2019 года, напомним, Минтранс, Росавтодор и регионы реализуют нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД), цель которого — отремонтировать 50% дорог в регионах и 85% в крупных городах и окрестностях (правительство сейчас пересматривает эти показатели). Поправки к закону об автодорогах напрямую нацпроекта не касаются, но в проекте бюджета, внесенного в Госдуму, уже заложено сокращение расходов, выделяемых на БКАД в 2021 году, на 5,9% (до 117,4 млрд руб.).

Источник

Финансирование ремонта федеральных дорог

1. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» направить Росавтодору бюджетные ассигнования, предусмотренные Минфину России по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, в 2021 году в размере 70522616 тыс. рублей и в 2022 году в размере 29477384 тыс. рублей для предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности:

в 2021 году в размере 1372090 тыс. рублей — с целью ускорения реализации мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, обеспечивающей транспортную связанность между центрами экономического роста, в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;

в 2021 году в размере 52482894 тыс. рублей — с целью ускорения реализации в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» капиталоемких мероприятий в городских агломерациях, а также мероприятий по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог регионального и (или) межмуниципального значения и улично-дорожной сети городских агломераций;

в 2021 году в размере 16667632 тыс. рублей, в 2022 году в размере 29477384 тыс. рублей — с целью ускорения реализации мероприятий в рамках ведомственной целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

2. Утвердить прилагаемые:

распределение иных межбюджетных трансфертов в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, обеспечивающей транспортную связанность между центрами экономического роста, в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» бюджетам субъектов Российской Федерации на 2021 год;

распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2021 год;

распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках ведомственной целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на 2021 — 2022 годы.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 26 февраля 2021 г. № 475-р

РАСПРЕДЕЛЕНИЕиных межбюджетных трансфертов в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, обеспечивающей транспортную связанность между центрами экономического роста, в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» бюджетам субъектов Российской Федерации на 2021 год

___________

УТВЕРЖДЕНОраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 26 февраля 2021 г. № 475-р

Источник

Автобан придет в норму

Всего в этом году на модернизацию дорожной сети будет направлено 256 миллиардов рублей — с учетом дополнительных 100 миллиардов из резервного фонда. Это на треть больше, чем было потрачено в 2020 году. Согласно заявленным планам правительства, это позволит довести до нормативного состояния 73 процента протяженности автомобильных дорог страны. Через три года этот показатель должен составить 85 процентов. На сегодня доля дорог в нормативном состоянии достигает примерно 72 процентов в агломерациях и 46 процентов на региональном уровне.

Как отметил ранее руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Новиков, в 2021 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 84 субъектах в нормативное состояние предстоит привести около 15,5 тысячи километров трасс. Также продолжится дальнейшее внедрение интеллектуальных транспортных систем, реализация сложных капиталоемких объектов, строительство и реконструкция мостов и путепроводов. «В связи с трансформацией нацпроекта задач стало больше, поэтому необходимо мобилизовать все ресурсы для их успешного выполнения», — подчеркнул он.

Напомним, что в этом году в состав проекта «Безопасные качественные дороги» были включены два новых федеральных проекта. Это «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и «Развитие федеральной магистральной сети». Кроме того, начиная с 2022 года стартует ряд мероприятий по реконструкции и строительству искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального и местного значения в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть». Этот проект предлагается дополнить новыми значениями показателей по приведению в нормативное состояние мостов (100 тысяч погонных метров до 2024 года и 290 тысяч погонных метров до 2030 года), строительству путепроводов (121 и 291), строительству наиболее важных региональных и местных дорог (166,6 и 1200 километров).

Как пояснил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, в будущем проект будет масштабирован: с 2025 года в него будут включены агломерации, образованные городами с населением от 100 до 200 тысяч человек. В Дальневосточном федеральном округе этот порог будет снижен, и в проект войдут городские агломерации, образованные населенными пунктами, в которых проживает от 20 тысяч человек.

Сейчас Росавтодор и его подведомственные организации совместно с минтрансами субъектов РФ приступили к планированию трехлетних программ дорожной деятельности. Здесь будут обозначены и синхронизированы все виды работ в регионах на федеральных, региональных или межмуниципальных местных дорогах. В проектах программ планируется перечислить пообъектные перечни строительства, реконструкции и капитального ремонта на автомобильных дорогах общего пользования всех уровней в 2022-2024 годах. Помимо этого будут указаны стоимостные и количественные характеристики запланированных работ с разбивкой по годам и источникам финансирования. Также в них планируется закрепить обеспеченность дорожных объектов проектной документацией или планируемые сроки ее разработки.

Такая детализация дорожных работ на трехлетний период позволит обратить внимание руководителей всех уровней на своевременное формирование графика закупок и контрактацию, формирование объектов, эффективное и 100-процентное исполнение кассового плана.

Уже в этом году более тщательное исполнение бюджета позволило Росавтодору в сравнении с аналогичным периодом 2020 года увеличить объем раскассированных средств на 70 процентов, на сегодня этот показатель составил 136,7 миллиарда рублей (19,8 процента от доведенных лимитов бюджетных обязательств). Еще одна новация этого года — появление в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» нового показателя. Он обозначает уровень удовлетворенности населения состоянием дорог. Сейчас он не превышает 40 процентов, а в 2024 году, согласно целевым показателям, должен вырасти до 50. К 2030 году его уровень планируется довести до 60 процентов.

Очевидно, что в отношении регионов оценка со стороны местного населения безопасности, доступности и качества дорожной сети является одним из главных критериев эффективной работы местных властей. Большая часть обращений, поступающих от жителей региона, как отмечают в правительстве Оренбургской области, касается состояния дорог как в самом Оренбурге, так и в других населенных пунктах региона. К концу года здесь планируют отремонтировать и реконструировать более 300 километров региональных дорог, направив более 6 миллиардов рублей в рамках реализации национального проекта БКД.

Говоря о наиболее проблемных участках городских дорог, на которые поступает наибольшее количество жалоб, глава региона Денис Паслер отметил, что подрядчики обязаны устранить все недостатки в рамках гарантийных обязательств. «Возникают вопросы по гарантийным дорогам, но в такой ситуации я вижу одно решение: подрядчик полностью снимает верхний слой, фрезерует полотно и заново укладывает асфальт. За качество работы каждый должен отвечать», — подчеркнул он.

Дорожный ремонт в текущем году имеет социальный вектор — при планировании объектов власти на местах стремятся учитывать расположение образовательных, медицинских и оздоровительных учреждений, доступность транспортной и социальной инфраструктуры.

«При строительстве и реконструкции автомобильных дорог нужно учитывать мнение граждан, — считает министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев. — Если для этого нужно внести изменения в проектную документацию, то будем двигаться именно в этом направлении. Мы строим эти дороги в первую очередь для людей, и если возникает некое непонимание, то лучше решать все вопросы до момента введения объекта в эксплуатацию».

Подобные подходы приносят определенные результаты. Так, например, по итогам четырех месяцев 2021 года в регионе отмечается снижение целого ряда негативных показателей. Более чем на 14 процентов снизилось общее количество ДТП, на 2,7 процента — число погибших в результате ДТП, и на 21 процент уменьшилось число пострадавших в дорожных авариях.

В целом по стране в 2020 году инвестиции в реализацию программ безопасности дорожного движения показали устойчивое сокращение числа ДТП и пострадавших в них. В прошлом году аварийность в целом по стране снизилась на 12,5 процента, число пострадавших и погибших уменьшилось на 17,2 и 9,8 процента соответственно. По сравнению с 2017 годом число погибших в ДТП сократилось на 20,7 процента.

Источник

Дорожные фонды

В последние годы по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при активном участии руководителей регионов и депутатов Федерального Собрания Российской Федерации приняты беспрецедентные для Российской Федерации меры по созданию законодательной основы деятельности дорожного хозяйства.

Крупным шагом вперед стало законодательное закрепление принципа нормативного финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог. Реализация этого принципа позволит привести состояние дорог в соответствие нормативным требованиям. Правительством Российской Федерации утверждены нормативы затрат на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог. Завершение перехода на 100-процентное нормативное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения предусмотрено законодательством в 2014 году.

Соответствующие ассигнования предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

В целях решения проблемы приведения дорожной сети в нормативное состояние и реформирования системы финансирования дорожного хозяйства Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов.

Основным источником наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо. Законодательством Российской Федерации также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты Российской Федерации в принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов включили более 32 различных неналоговых источников (Приложение 1).

При этом в соответствии с Бюджетным кодексом основными источниками формирования Федерального дорожного фонда на 2012 год являются базовый объем ассигнований из федерального бюджета в объеме 270,0 млрд. рублей и доходы федерального бюджета, полученные за счет акцизов на автомобильное топливо в размере 1 рубль за 1 литр с 1 января 2011 года, т.е. порядка 94 млрд.рублей.

Основными источниками формирования региональных дорожных фондов определены: объем доходов от акцизов на автомобильное топливо, ранее поступавших в доходы региональных бюджетов (по ставке более 2 рублей за литр) и дополнительные доходы этих бюджетов, полученные за счет дополнительного увеличения ставок акцизов на 1 рубль за 1 литр с 1 января 2012 года и транспортный налог.

Следует отметить, что особенностью стоимости топлива в Российской Федерации является то, что в цене 1 литра топлива доля акцизов не превышает 17% при почти 50% в Западной Европе.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

В состав источников формирования дорожных фондов включены:

В направления расходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации включены:

В соответствии с прогнозами Минфина России создание дорожных фондов позволит уже в 2012 году сформировать дорожные фонды субъектов Российской Федерации общим объемом более 391 млрд рублей, а к 2014 году — более 531 млрд рублей, при фактическом объеме финансирования в 2010 году в размере немногим более 200 млрд рублей, и в 2011 году — 333,2 млрд рублей.

Федеральный дорожный фонд начал функционировать с 2011 года.

В 2011 году законодательными актами во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные дорожные фонды субъектов Российской Федерации (Приложение 2).

Основные направления расходования средств Федерального дорожного фонда в 2012 году

Создание Федерального дорожного фонда позволило сформировать и начать реализацию задачи перехода к 2014 году к расходам на ремонт и содержание федеральной дорожной сети в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации и обеспечению в дальнейшем ликвидации допущенного в предыдущие годы недоремонта без снижения объемов строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог (Приложение 3).

В 2012 году предусматривается ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 366,4 км федеральных автомобильных дорог, обеспечить капитальный ремонт и ремонт 5825,6 км.

На капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения предусматривается направить 126,3 млрд. рублей.

На строительство и реконструкцию автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» направляется 259,8 млрд. рублей, в том числе:

В соответствии с приоритетами, определенными на 2012-2014 годы, основные объемы финансовых ресурсов Федерального дорожного фонда направляются на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, включенных в федеральные целевые программы:

Средства Инвестиционного фонда в сумме 5,55 млрд. рублей предусматривается направить на софинансирование проектирования и строительства платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

В рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» 6,0 млрд. рублей предусматривается направить в форме субсидий на увеличение количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.

По состоянию 10 января 2012 года согласовано с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрациями субъектов Российской Федерации распределение ассигнований Федерального дорожного фонда в объеме порядка 3,5 млрд. рублей, что позволит дополнительно соединить 165 сельских населенных пунктов и построить 368 км автомобильных дорог и 242 пог. м мостов и путепроводов (Приложение 4). Распределение оставшихся 2,5 млрд рублей ассигнований Федерального дорожного фонда планируется завершить в первом квартале 2012 года.

Распределение расходов по видам дорожных работ, участкам автомобильных дорог и вводимым километрам размещено на официальных интернет-сайтах Федерального дорожного агентства и Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Предложения и замечания, связанные с расходованием средств Федерального дорожного фонда, выделенных на автомобильные дороги, находящиеся в ведении Федерального дорожного агентства, просьба направлять в Общественный Совет при Федеральном дорожном агентстве.

Источник

Оцените статью
Наименование субъекта Размер иного межбюджетного трансферта, тыс. рублей