Научно-исследовательский журнал
Features of financing of budgetary institutions of culture
Щипакина А. И.
студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»
Shchipakina A.I.
Ogarev Mordovia State University
Features of financing of budgetary institutions of culture
Аннотация: В статье определен порядок финансирования бюджетных учреждений, принципы, на основе которых осуществляется данное финансирование. Объектом исследования выступают учреждения культуры. Рассмотрены ключевые источники финансирования бюджетных учреждений: финансирование за счет средств бюджетов соответствующего уровня и финансирование за счет собственных источников. Исследуется деятельность и особенности планирования и финансирования бюджетных учреждений культуры. Обобщены основные отличительные характеристики бюджетных учреждений и определено влияние на понятие, состав и признание расходов таких учреждений.
Abstract: Тhe article governs the financing of budgetary institutions, principles, on the basis of which this funding. The object of research is opposed by cultural institutions. Considered key sources of financing budgetary institutions: funding for an appropriate level of budgets and funding from its own sources. Examines the activities and features of the budget planning and financing of cultural institutions. Summarizes the main features of budgetary institutions and influence on the concept, structure and recognition of the costs of such institutions.
Ключевые слова: бюджетные учреждения, финансирование, бюджет, культура, государственные задания.
Keywords: budgetary institutions, finance, budget, culture, government job.
Культура осуществляет комплекс задач по социальному и идеологическому обслуживанию населения, которые направлены на расширение воспроизводства общества. Таким образом, культура является претендентом на получение денежных средств из государственного бюджета. Так же у культуры присутствует существенный коммерческий потенциал, поэтому если использовать его правильно, то можно вложить значительный вклад в развитие экономики. В структуру рыночного механизма в настоящее время хорошо вписывается сочетание бюджетного финансирования с элементами самофинансирования.
По определению, которое дано в нормах российского бюджетного законодательства, бюджет – форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства, а так же местного самоуправления. Бюджетное финансирование проводится в форме выделения бюджетных ассигнований (денежных средств) на конкретную цель, в том числе и для того, чтобы покрыть расходы видов экономической деятельности организаций и предприятий, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении.
Рассмотрим, в каком порядке и какие учреждения культуры могут финансироваться из бюджета. Согласно Федеральному закону от 15.04.1998 (РЕД. ОТ 23.07.2008) № 64 – ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» к учреждениям культуры относят: российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.
Все учреждения культуры, финансируемые за счет средств бюджетов различных уровней, классифицируются на:
— автономные (п 2. ст. 120 ГК РФ).
Основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (п. 1 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, которые отнесены его уставом к основной (п. 2 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ). Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных источников (п. 4 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7 — ФЗ).
Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям регулируется ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), котрый утвержден Федеральным законом от 31.07.1998 № 145 — ФЗ.
Получателем бюджетных средств наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ деятельность казенного учреждения культуры финансируется за счет выделения учреждению бюджетных ассигнований из средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Финансирование бюджетных учреждений культуры производится на основе следующих основных принципов:
— обеспечение режима экономии при расходовании средств из государственного бюджета;
— строгое соблюдение целевого использования бюджетных средств;
— постоянный контроль вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью бюджетного учреждения;
— обеспечение своевременности и правильности выделения денежных средств (ассигнований) на содержание учреждения.
Согласно «Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» организации культуры финансируются на основе:
— доходов от платных форм деятельности культуры;
— платежей за оказание услуг на основании договоров с физическими и юридическими лицами;
— добровольных пожертвований и взносов, субсидий и средств, которые получены по завещаниям;
— бюджетных ассигнований, а так же иных поступлений от учредителя.
Бюджетные ассигнования могут быть выделены, например, на оплату труда работников; комплектование библиотечных фондов; создание новых и пополнение уже существующих музейных коллекций; содержание зданий, включая расходы на освещение, текущий ремонт, на коммунальные услуги; оснащение учреждений культуры новыми техническими средствами и оборудованием; а так же другие расходы, которые связаны с основной деятельностью учреждения.
Согласно Инструкции № 157н аналитический код вида финансовой деятельности бюджетного учреждения указывается в 18 разряде Рабочего плана счетов данного учреждения. К бюджетным учреждениям применимы следующие коды видов финансового обеспечения:
2 — приносящая доход деятельность;
3 — средства во временном распоряжении;
4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 — субсидии на иные цели;
6 — субсидии на осуществление капитальных вложений.
Кроме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Например, такими субсидиями являются гранты, которые выделяются из бюджета согласно указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, субсидии на проведение капитального ремонта имущества, закрепленного за данным учреждением, а так же приобретение оборудования.
При осуществлении бюджетных инвестиций увеличивается стоимость основных средств, находящихся в организации на праве оперативного управления. К поступающим во временное распоряжение средствам относятся:
— денежные средства (пенсии) граждан, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания;
— денежные средства, вносимые для обеспечения заявки при участии в конкурсе, аукционе участником размещения заказа, а так же в качестве обеспечения госконтракта;
— иные денежные средства, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Кроме всего, бюджетное учреждение может привлекать дополнительные денежные средства при предоставлении платных услуг, предусмотренных его уставом, и за счет добровольных взносов и пожертвований, а так же взносов физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством, и по цене, указанной учредителем. Виды дополнительных платных услуг формируются на законодательном уровне, либо учредителем.
Таким образом, деятельность, приносящая доход в бюджетном учреждении может:
— осуществляться сверх государственного (муниципального) задания;
— относиться к видам деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.
На платные услуги цена должна устанавливаться органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя. Полученная в результате коммерческой деятельности прибыль направляется на цели деятельности учреждения. Бюджетные учреждения используют план финансово – хозяйственной деятельности, если им предоставляются субсидии для возмещения нормативных затрат, связанных с оказанием услуг, выполнением работ и на иные цели согласно государственному заданию. Данный план является аналогом бюджетной сметы. План составляется учреждением при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в рублях (до двух знаков после запятой).
План состоит из заголовочной, содержательной, оформляющей частей. В заголовочной части должны быть указаны:
— сведения о документе (наименование, дата составления, гриф утверждения);
— наименование органа, который выполняет полномочия и функции учредителя;
— финансовый год, на который представляются содержащиеся в документе сведения;
— единицы измерения показателей и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).
Содержательная часть плана состоит из текстовой и табличной частей. В ней выделяют 2 раздела. В первом отражаются общие сведения о деятельности учреждения, цели и виды деятельности в соответствии с уставом; список работ и услуг, предоставление которых осуществляется на платной основе; информация об общей балансовой стоимости недвижимого имущества в разрезе объектов. А так же в 1 разделе отражается балансовая стоимость движимого имущества. Во 2 разделе отражаются показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, представляющие собой сведения о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах на отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.
Кроме этого, в данном разделе находят отражение плановые показатели по выплатам и поступлениям учреждения. Они рассчитываются на основе информации о планируемых объектах расходных обязательств, представленной учредителем. Такие обязательства включают субсидии на возмещение затрат, целевые субсидии, субсидии на осуществление капитальных вложений, которые передаются учреждению в установленном порядке. Плановые выплаты – оплата работ, услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, расходы на социальное обеспечение населения в рамках пенсионного, социального, медицинского страхования, уплата налогов, пошлин и сборов, платежи в бюджеты различных уровней.
Бюджетного финансирования недостаточно для того, чтобы осуществлять в полном объеме функции учреждений культуры. Поэтому другим источником финансирования выступают средства, поступающие от предпринимательской деятельности самих учреждений культуры.
Одним из основных направлений в современной финансовой политике выступает формирование эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при условии, что бюджетные средства используются рационально и должны быть направлены на их содержание. Так как очень часто происходят изменения в законодательстве, то, не удивительно, существенно меняется политика в сфере привлечения дополнительных поступлений в бюджетное учреждение культуры. Такими являются безвозмездные поступления (спонсорская помощь, пожертвования) и целевые средства. В настоящее время бюджетное учреждение должно быть направлено на привлечение дополнительных источников финансирования за счет занятия коммерческой (предпринимательской) деятельностью.
Источник
Учет ремонтных работ учреждением культуры
«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 6
Для поддержания в состоянии, пригодном для использования и технической эксплуатации зданий, сооружений, машин и оборудования, необходимо проведение их текущего и капитального ремонта. Рассмотрим, каковы особенности проведения текущего и капитального ремонта, как отражаются в учете ремонтные работы, за счет каких источников финансового обеспечения они проводятся. При этом больше внимания уделим особенностям ремонта зданий и сооружений.
Ремонт зданий и сооружений
Согласно определению, приведенному в приложении 1 к ВСН 58-88(р) , ремонт здания — это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.
Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88(р)), утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
Как мы уже сказали, есть два вида ремонта: текущий и капитальный. Определения видам ремонта даны в приложении 1 к ВСН 58-88(р), а также в Градостроительном кодексе.
Текущий ремонт — ремонт зданий и сооружений, который проводится в целях обеспечения поддержания параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (п. 8 ст. 55.24 ГрК РФ).
Работы, которые следует относить к текущему ремонту, перечислены в приложении 7 к ВСН 58-88(р). Этот список достаточно длинный, и в нем поименовано большинство ремонтных работ, которые охватывают все здание от фундамента до крыши, включая наружную и внутреннюю отделку, а также все инженерные коммуникации.
Капитальный ремонт — замена и (или) восстановление строительных конструкций (их элементов) объектов капстроительства, инженерно-технических систем и сетей (их элементов), а также замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или улучшающие их эксплуатационные показатели (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ).
Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88(р). В соответствии с этим перечнем к работам по капитальному ремонту относятся:
- обследование зданий и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ);
- оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 мм;
- перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение;
- устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
- изменение конструкции крыш;
- оборудование чердачных помещений жилых и нежилых зданий под эксплуатируемые;
- утепление и шумозащита зданий;
- экспертиза проектно-сметной документации, авторский и технический надзор.
В соответствии с п. 5.2 ВСН 58-88(р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Согласно п. 3.2 ВСН 58-88(р) учреждение должно осуществлять контроль за техническим состоянием зданий и объектов путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики, который, в свою очередь, поможет принять решение о необходимости проведения того или иного вида ремонтных работ.
Плановые осмотры делятся на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах — техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства (п. 3.3 ВСН 58-88(р)).
Неплановые осмотры проводятся после чрезвычайных ситуаций, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований (п. 3.4 ВСН 58-88(р)).
Согласно п. 3.5 ВСН 58-88(р) общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью.
При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.
При осеннем осмотре нужно проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.
При общих осмотрах следует также осуществлять контроль за выполнением нанимателями и арендаторами условий договоров найма и аренды, если таковые имеют место.
Результаты осмотров надо отражать в его техническом паспорте (п. 3.9 ВСН 58-88(р)) и других документах.
Стоимость работ и выбор подрядчика
На основании задокументированных результатов осмотров организация принимает решение о проведении текущего или капитального ремонта.
Определение стоимости ремонта объектов должно осуществляться на основе сметных или договорных цен (п. 5.7 ВСН 58-88(р)). Договорная цена каждого объекта ремонта должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным для капитального ремонта ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
В сметной документации должен определяться резерв средств на непредвиденные работы и агрегаты, распределяемый на две части:
- предназначенную для оплаты дополнительных работ, вызванных уточнением проектных решений в ходе производства ремонта или реконструкции (резерв заказчика);
- предназначенную для возмещения дополнительных затрат, возникающих в ходе ремонта или реконструкции при изменении способов производства работ, принятых в сметных нормах и расценках (резерв подрядчика).
За итогом смет должны указываться возвратные суммы: стоимость материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного и технологического оборудования, определяемая исходя из нормативного выхода пригодных для повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта.
Кроме того, разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать (п. 5.8 ВСН 58-88(р)):
- проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;
- составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;
- технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;
- разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.
Напомним, что выбор поставщиков и подрядчиков на проведение текущего и капитального ремонта должен осуществляться в соответствии с законодательством о закупках. При этом автономные учреждения культуры должны соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разработанного положения о закупках. Казенные и бюджетные учреждения культуры обязаны соблюдать все процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Напомним, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 названного Закона такие организации имеют право на упрощенную процедуру заключения контрактов с единственным поставщиком, если цена контракта не превышает 400 000 руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика согласно плану-графику, и составлять не более 20 млн руб. в год.
Как правило, источниками финансового обеспечения текущего и капитального ремонта бюджетных и автономных учреждений являются субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ) или субсидии на выполнение государственного задания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Целевое финансирование текущего и капитального ремонта осуществляется в рамках различных федеральных программ.
У казенных учреждений культуры финансирование производится за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.
Отражение в учете ремонтных работ
В целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в учреждении должны создаваться резервы предстоящих расходов. Ремонт основных средств также нужно осуществлять за счет сформированных резервов.
Резерв на ремонт основных средств может формироваться в течение года в сумме планируемых расходов на ремонт основных средств согласно плану финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной смете учреждения. Отчисления в резерв могут осуществляться ежемесячно или ежеквартально в равных долях от годового объема расходов, планируемых на указанные цели. Кроме того, в учетной политике должен быть предусмотрен порядок корректировки резерва по итогам периода, на который он создан.
В соответствии с п. 302.1 Инструкции N 157н созданные резервы учитываются на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов».
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Незначительные текущие ремонтные работы могут проводиться силами организации. Если в штате учреждения имеется техник по обслуживанию и ремонту здания, то работы по текущему ремонту не требуют заключения дополнительных гражданско-правовых договоров, так как работник получает заработную плату. В этом случае для ремонта могут понадобиться только расходные материалы.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расчеты с подрядчиками по оплате услуг по ремонту зданий и сооружений будут осуществляться за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ по коду вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» либо 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
За счет подстатьи 225 могут проводиться:
- устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранной, пожарной сигнализации, системы вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;
- поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения, количества и площади объектов, пропускной способности и т.п.) на изначально предусмотренном уровне;
- проведение некапитальной перепланировки помещений;
- реставрация музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейных фондов;
- проведение работ по реставрации нефинансовых активов, за исключением работ, носящих характер реконструкции, модернизации, дооборудования;
- восстановление эффективности функционирования объектов и систем, гидродинамическая, гидрохимическая очистка, осуществляемые помимо технологических нужд (перечень работ, осуществляемых поставщиком коммунальных услуг, исходя из условий договора поставки коммунальных услуг), расходы на оплату которых отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.
Приобретение расходных (строительных и отделочных) материалов осуществляется учреждением по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Организация и проведение ремонтных работ в бухгалтерском (бюджетном) учете будут отражаться в соответствии с Инструкциями N 162н , N 174н , N 183н на основании первичных учетных документов (акта на списание материальных запасов (ф. 0504230), акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) и др.).
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Рассмотрим операции, которые могут применяться различными типами учреждений для отражения работ по текущему и капитальному ремонту.
Источник