Electrostahlschiebedach (ESSD) или ремонт электролюка Volkswagen
Заранее приношу извинения за качество фотографий (не получается из меня фотограф!)
1. Люк только поднимается,а в начале движения назад останавливается.
2. При этом заметно,что зазор между передней частью люка и отверстием в крыше больше с правой стороны.
3. Декоративная обивка неплотно прилегает к люку в закрытом положении(видно часть направлющей справа).
4. В открытом положении видно заломаную ось на анправляющей и отстуствие рычага.
Поскольку период знакомства с иномаркой еще небольшой, а с люком вообще впервые столкнулся (простой-то в диковинку, а тут еще и электрический) то ремонт этого устройства все откладывался ввиду отсутствия хоть какой-то информации. Но благодаря конференции и отдельным личностям, а так же картинкам из всеми любимого каталога ЕТКА, кое-что стало известно. Еще раз прочитав внимательно текст «Ремонт электролюка на Volkswagen Гольф / Пассат / Коррадо» решился на ремонт своими силами. Что из этого получилось, читаем ниже.
Для начала я снял всякую мелочь: салонное зеркало (поворачиваем вокруг оси и снимаем); солнцезащитные козырьки (откручиваем по одному винту от крючков и повернув их вокруг оси на 90град вынимаем, далее 2 винта крепления самого козырька,затем сдергиваем разъем подсветки зеркальца и откладываем в сторону). Вынимаем большой плафон подсветки над водительским местом,откручиваем 2 винта и добираемся до мотора. Плафоны над задними дверьми можно поддеть отверткой и тоже убрать. Ручки над дверьми крепятся 2 винтами каждая (прячутся под маленькими прямоугольными заглушками).
Пластиковую обшивку салона я начал разбирать со средней стойки. Она состоит из 2 половин-надо снять только верхнюю (под ней спрятаны винты крепления передних и задних облицовок двери). Для начала, сняв пластиковую треугольную заглушку с уха крепления ремня безопасности, ключом на 17 откручиваем болт и опускаем ремень вниз.Затем самое сложное (у меня просто с одной сторны не получилось) снимаем декоративную ручку регулировки ремня по высоте (квадратная такая с рифлением по сторонам), сильно потянув ее на себя ( вот что должно потом обнажиться под панелью). Не идет — можно и не снимать (насколько это возможно — сместить панель вниз, лишь бы освободить потолок) — фото (стрелками показаны отв. под винты крепления задних и передних панелей). Это немного осложнит отсоединение панели от пистонов (устройство пистона следующее-пружина в виде буквы V,в которую входит шпынек, отлитый в панели. Сама пружина входит в прямоугольный паз в стойке кузова фото). Далее осторожно освобождаем панель по вертикали, покачивая в разные стороны, тянем ее на себя. Больших усилий не требуется. Сняли полностью — удобно, не сняли — смещаем вниз и получаем доступ к скрытым винтам.
Теперь можно снимать и переднюю панель — крепится 2 винтами (один у верхнего края лобового стекла закрыт заглушкой,второй под средней верхней панелью) и 4 хитрыми пистонами (фото). Четвертый — над дверью. Из устройства пистона на фото видно, что ответные крючки на панели зацепляются за ось пистона. Принцип снятия — покачивание в поперчной плоскости панели + тянем на себя.
Переходим к панели задней двери. Крепится 2 винтами (у спинки заднего сидения — фото и под средней верхней панелью) и 3 такими же пистонами, как и передняя панель. Снимать полностью я ее не стал-оставил болтаться-снимать потолок она не мешала (фото).
Панель у заднего стекла крепится винтом сверху и пистонами точно такой же конструкции как на средней панели (фото).Эти панели я тоже не стал снимать полностью.
То же самое проделываем со второй стороной салона (можно параллельно-как будет удобно).
Таким образом мы разобрались с пластиком салона, поддерживающим декоративную обивку потолка. Потолок остался держаться только на ПВХ-шнуре, обрамляющем отверстие в крыше. Осторожно сняв его, поддерживаем потолок и выносим его из салона. Об этом стоит подумать заранее (через багажник седана он не вылезет). В результате манипуляций с креслами (подвинуть-сложить-собрать) каким-то чудом мы вытащили его через заднюю дверь.
Теперь мы получили доступ к люку. Откручиваем 2 винта крепления мотора и снимаем его. Затем сдергиваем трубочки для отвода воды с 4 сторон.Далее 10 болтов на 10 по периметру направляющих (357 877 431) люка — 4 спереди и по 3 сбоку. Люк в сборе падает, ничем не придерживаемый :)). Тяжеловат. Предварительно оставив его в приоткрытом положении, очень удобно потом откручивать стальной люк от кулачка привода (чтобы не повредить невзначай хрупкие ползуны механизма). Вынимаем пластиковые заглушки на концах направляющих и достаем пластиковую раму с матерчатой заглушкой люка (357 877 255 А). Теперь нужен хитрый шестигранник (в виде шестиконечной звезды-размер не знаю). Подойдет и «бита» — в стальной крышке люка специально сделаны занижения. Откручиваем этим хитрым приспособлением 4 винта (по 2 с каждой стороны), фиксирующих люк на плоских кулачках (поз.17 1Н0 898 151-левый, 1Н0 898 151-правый).
Изучаем устройство механизма привода люка
Позиции деталей и их номера даны по каталогу ЕТКА
Изображение деталей сугубо схематическое — размеры не соблюдены, здесь важно дать общее представление о работе механизма.
На эскизе представлено некое подобие кинематической схемы работы правого ползуна механизма люка (2 положения). Стальная крышка люка крепится прямо к плоскому кулачку 17 (на эскизе сиреневый). Кулачок закреплен к двум ползунам, между которыми находится третий ползун с тросом (деталь 8(26)), непосредственно приводящий конструкцию в движение. Перемещаясь в пазах относительно двух ползунов, деталь 8(26) через ось и паз кулачка заставляет крышку люка двигаться по определенной траектории. При движении назад (открытие люка) деталь 8(26) входит в зацепление с деталью 14 (красная на эскизе) — смотри вид «С». Защелкнувшись в замок, освобождается фиксирующий деталь 14 выступ. Колесом деталь 14 касается поверхности направляющей и через свою ось крепления к заднему ползуну 12 передает поступательное движение всему механизму. Проще говоря, деталь 8(26) давит на ползун 12 через его «замок» 14. «Замок» 14 не выходит из зацепления до тех пор, пока не встретит вырез на направляющей, в который тут же соскочит и зацепится за него фиксирующим выступом-это произойдет при движении детали 8(26) вперед, т.е. в сторону приоткрытого положения люка. При движении вперед «замок» 14 удерживает деталь 8(26) в крайнем положении паза плоского кулачка 17 и при этом деталь 8(26) через «зацепление» с «замком» 14 тянет за собой ползун 12, а он через витой пруток толкает плоский кулачок и передний ползун 1. Передний ползун выполняет еще одну функцию — он управляет работой антикрыла люка. Подталкиваемый ползуном 12 через кулачок 17 он надвигается на дуги антикрыла и складывает его.При перемещении всей конструкции к пазу в направляющих и фиксацией «замка» 14 (смотри вид «В» — положение «люк закрыт») деталь 8(26) далее может перемещаться между передним и задним ползунами кулачка, но при этом через ось она будет воздействовать на кулачок, который будет приподниматься относительно оси крепления к ползуну 1. Это будет продолжаться до тех пор, пока ось детали 8(26) не достигнет крайнего положения в пазу кулачка 17 (смотри эскиз).
На мой взгляд надежность механизма во многом зависит от правильного расположения деталей относительно друг друга плоскости (поскольку это плоско-параллельный механизм). Очень важное значение имеет зацепление детали 8(26) и 14. Для обеспечения надежного зацепления «замок» 14 всегда должен опираться колесом на поверхность направляющей. Если этого не происходит(имеется зазор в защелкнутом положении) — значит, деталь 8(26) может свободно выйти из зацепления и люк заклинит, когда он находится в крыше. Причина-перекос оси, на которой сидит «замок» 14. Это может произойти и из-за поломки лапок ползуна 12, и из-за неперпендикулярности оси относительно плоскости. Тогда деталь 8(26), выскочив из зацепления, начнет приподнимать кулачок 17, тот выберет зазор между крышкой люка и внутренней поверхностью крыши (отсюда царапины на крышке люка) и механизм заклинит.
Фото правой стороны механизма
При замене ремколмплектом сломанного ползуна 8-1Н0898016А(26) нужно быть очень аккуратным с задним ползуном 12-1Н0898019(29), соединяемым с плоским кулачком стальным прутком. Он будет первым вылезать из направлящих пазов, а конфигурация у него хитрая,да и поджимается он еще пружиной через «замочек» (357 877 385). Проще всего, сняв стопорное кольцо, вынуть ось, которая присоединяет ползун 1Н0898016А к плоскому кулачку 17 и двигать всю конструкцию к выходу из паза.Затем придерживая «замочек» с пружинкой острожно вывести весь задний ползун из пазов (у него 4 залитых пластиком силуминовых лапки с крючками-фото). Его можно просто снять на время, вынув толстую короткую ось из петли прутка или откинуть все вместе с плоским кулачком в сторону, освободив выход ползуну 8(26) с тросиком. Хорошо прочистив пазы направляющих и паз плоского кулачка, набить новой смазки и разогнать ее по всей поверхности пазов направляющих. Далее аккуратно собираем обратно, стараясь при установке располагать лапки последнего ползуна параллельно пазам. Затем устанавливаем на место ось.
Приступаем к регулировке механизма. Устанавливаем на место пластиковые заглушки направляющих люка. Переместим все ползуны справа и слева вперед до упора передним ползуном(антикрыло должно закрыться). Теперь перемещаем ползун 8(26) относительно плоского кулачка вперед до упора («замок» 14 выходит из зацепления и упирается фиксирующим выступом в край паза) — положение «люк приоткрыт». Теперь привинчиваем крышку люка (но сильно не затягиваем). Устанавливаем всю конструкцию на место и закручиваем болты крепления (если необходима регулировка мотора,то все болты можно не прикручивать — достаточно пары спереди и одного с каждого бока). Прикручиваем мотор и подсоединяем его провода. Поскольку он был снят точно в таком же положении, то и редуктор мотора регулировать не придется. Если что-то не так,то нужно выбрать весь ход (например,нажимая на кнопку «вперед», дождаться, когда мотор перестанет вращать и снова сняв люк в сборе переместить все ползуны вперед до открытия как написано выше). Пробуем закрыть люк и смотрим как перемещаются ползуны 8(26). При положении «люк закрыт» крепящие их оси должны находится в конце горизонтального паза плоского кулачка (перед харакетрным подъемом паза). Вначале хода назад крышка люка совершает хитрое «подныривание» под заднюю кромку отверстия в крыше.Это происходит как раз засчет того самого «характерного подъема паза». Теперь выравнивем крышку люка,ослабляя винты крепления и перемещая ее вверх-вниз по месту. Затягиваем винты,выровняв.Затем снова открываем закрываем, чтобы убедиться, что все отрегулировано верно и зазор везде одинаков и крышка нигде не задевает при открытии-закрытии. При движении люка назад обращаем внимание на то, как зацепляются ползуны 8(26) и «замочки» задних ползунов (это можно сделать предварительно не устанавливая всю конструкцию на место-навесу подсоединив мотор погонять механизмы туда-сюда и убедиться,что все в порядке, иначе печальный казус с заклиниванием может случиться в самый неподходящий момент). Все 10 болтов крепления направляющих люка затянуты. Теперь можно установить раму с декоративной обивкой. Закладываем ее через щель между крышей и направлющими люка и двигаем вперед. Вставляем в пазики подвижной части крышки справа и слева хитрые рычажки (они прижимают эту крышку к стальной крышке) и толкаем дальше (нужно защелкнуть стальные пластинки декоративной крышки-находятся спереди на неподвижной части-на крючки,расположенные на передних ползунах-выступают чуть вниз и покрыты резиновыми чехольчиками). Также заднюю часть неподвижной крышки нужно завести в прорезиненные пазы на задних ползунах. Можно приступать к сборке потолка.
Восстановление поврежденного ползуна 1Н0898016А.
Изучив конструкцию левого ползуна, я понял, что в принципе легко можно и старый возродить, не прибегая к помощи ремкомплекта.
Самое простое-впрессовать взамен старой заломаной новую ось. В первую очередь я снял размеры со старого ползуна и сделал ее эскиз (не изображена лишь одна деталь, которая прикручивается к ползуну -т.к. в данном случае она не особенно важна).
Эскиз 2 ( DXF-файл размеры погашены)
Даже построил 3D-модель в Pro/Engineer’e (желающие могут ознакомиться). В модели и эскизах не указаны литейные радиусы и уклоны, геометрию постарался передать точно, насколько это возможно.
Далее делаем следующее:
1.Запиливаем обломанную ось (там будет такая маленькая дырочка — остается по центру внутри отлитой оси, можно ориетнируясь по ней
предварительно просверлить отверстие в одном ухе ползуна — ТОЛЬКО АККУРАТНО — силумин вещь хрупкая).
2.Рассверливаем это отверстие до диаметра 4мм.
3.Берем метчики под резьбу М5 и за 2 прохода (черновой и чистовой) нарезаем резьбу.
4.Вытачиваем новую ось, согласно эскиза 2 (материал-сталь любая).
5.Вворачиваем ось в отверстие ползуна, предварительно смазав ее составом Threadlocker Locktite 222 (или подобными). Можно и клеем каким-нибудь «атомным», только чтобы схватило резьбу и не выкручивалось.
Все. Подождав, когда схватиться резьба-применяем гибрид немецкой и «колхозной» мысли по назначению.
Рад, если на этом у вас восстановление деталей закончится и вы перейдете к процессу сборки. Мой случай усугублен тем, что у меня была сломана еще одна деталь. Это так называемый FASTENER 357877270 (right). Пришлось изготовить его заново, благо левый (357877269) был целехоньким.
Изготовление 357 877 270.
Конечно же, я сделал эскиз и этой детали, чтобы оставить какие-то следы для себя и других.
Далее я изготовил эти детали: 2 соединительных серьги из обыкновенной листовой стали (та, что побольше — толщиной 6мм, поменьше — 3мм) и выточил 3 оськи, в одной из которых просверлил отверстие диаметром 5 мм для посадки всей конструкции на ось направляющей.
По поводу изготовления и материала скажу, что можно использовать любые подручные технологические процессы (от спекания порошка и литья до выпиливания напильником). Главное — обеспечить взаимное расположение плоскостей и соосность отверстий в соответствии с чертежом.В данном случае я пользовался процессом лазерной резки листового материала и токарным станком. Соединили детали при помощи аргоно-дуговой сварки. Работа, конечно, ювелирная. но дело мастера боится.
В оригинале этот рычаг крепится на оси засчет штифта, относительно которого он поворачивается на определенный угол. В моем варианте исполнения оси направляющей и рычага все будет держаться засчет стопорной шайбы. Угол поворота небольшой,рычаг подпружинен и внешняя его часть вставляется в паз декоративной крышки, так что провернуться вокруг оси ему будет довольно сложно.
Автор текста Михаил Гаврилов aka mixa@B3GT_2E
Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.
Источник