- Взносы по капитальному ремонту для собственников нежилых помещений в МКД
- Обязаны ли платить взносы за капитальный ремонт собственники нежилых помещений в МКД?
- Они должны делать это с 30 июля 2017 года?
- Могут ли собственники нежилых помещений в МКД потребовать платежный документ на оплату на предстоящий календарный год?
- Собственники машино-мест тоже должны оплачивать капитальный ремонт?
- Нужен ли договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта?
- Фонд капитального ремонта договор с юридическим лицом
Взносы по капитальному ремонту для собственников нежилых помещений в МКД
Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ
специально для ГАРАНТ.РУ
В жилищном законодательстве существует собирательное название обязательных платежей для собственников – плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Из-за такого названия у собственников нежилых помещений в МКД часто появляется убеждение, что они не обязаны платить такие платежи, в частности за капитальный ремонт, поскольку у них в собственности нежилое помещение. Но это не так – в случае неуплаты они рискуют стать должниками. Разберемся в нюансах этого обязательного платежа, как за нежилое помещение, так и за машиноместо.
Обязаны ли платить взносы за капитальный ремонт собственники нежилых помещений в МКД?
Напомним, плата за жилое помещение является реализацией собственниками как жилых помещений, так и нежилых бремени по несению расходов на содержание общего имущества (ст. 39 Жилищного кодекса). Более того, относительно оплаты взнос на капитальный ремонт существует ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, которая прямо предусматривает, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД распространяется на всех собственников помещений.
Законность и соответствие норм жилищного законодательства об оплате взносов на капитальный ремонт для собственников нежилых помещений была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы». При этом, Суд рассмотрел нормы в целом, не разграничивая собственников жилых и нежилых помещений.
В другом деле, КС РФ, рассматривая законность норм ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, закрепляющей общую обязанность собственников помещений в МКД участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, отметил, что данная норма не может рассматриваться как не согласующаяся с конституционными предписаниями и возложение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (Постановление КС РФ от 29 января 2018 г. № 5-П). В итоге Суд сделал вывод собственники нежилых помещений с точки зрения обязательств по оплате за помещение несут такие же обязательства, как и собственники жилых помещений, в том числе обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт.
Они должны делать это с 30 июля 2017 года?
Действительно, ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ была введена в кодекс с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 257-ФЗ. Но данный факт не означает, что обязанность оплачивать взносы возникла с указанной даты, поскольку данная норма распространяется на правоотношения с 1 января 2013 года. Такое положение было закреплено в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Это исключение согласуется с ч. 4 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, предусматривающее распространение актов жилищного законодательства на отношения, возникшие до даты введения в действие такого акта, предусмотрев такое правило указанным актом.
Могут ли собственники нежилых помещений в МКД потребовать платежный документ на оплату на предстоящий календарный год?
По общему правилу, взносы на капитальный ремонт уплачиваются ежемесячно на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч. 1-2 ст. 171, ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).
Собственникам нежилых помещений предоставлено вправе потребовать представить в их адрес платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год. При этом, собственник в таком случае, может оплатить такой платежный документ как единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, так и ежемесячно равными долями в течение календарного года (ч. 3 ст. 171 Жилищного кодекса РФ). При представлении платежного документа на год следует учитывать, что в пределах года тариф может быть разным. Как правило, до начала текущего года, субъекты РФ уже публикуют нормативный правовой акт, устанавливающий тариф на год и его изменение в течение года. Вопросы сроков публикации таких нормативных актов регулируются региональным законодательством. Например, в Ставропольском крае минимальный размер взноса устанавливается Правительством Ставропольского края ежегодно, но не позднее 1 октября года, предшествующего очередному году. Такой порядок определен ст. 2 Закона Ставропольского края от 28 июня 2013 года №57-кз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края»
Если собственник нежилого помещения – юридическое лицо, то платежные документы должны представляться по адресу юридического лица.
Жилищным законодательством не урегулирован вопрос места представления платежных документов, а представление платежек в почтовый ящик представляет собой не иначе как правовой обычай согласно ст. 5 Гражданского кодекса.
На случай платежных документов за капитальный ремонт предусмотрено – если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, то платежный документ доставляется по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Собственники машино-мест тоже должны оплачивать капитальный ремонт?
Жилищный кодекс не выделяет отдельного регулирования прав и обязанностей собственников машино-мест, поэтому при рассмотрении данного вопроса следует учитывать совокупность нормативно-правовых норм.
Машино-место отнесено к недвижимому имуществу в виде части здания или сооружения, границы частей которых описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 3 ч. 1 ст. 130 ГК РФ).
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) содержится указание, что к нежилым помещениям в указанных Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Следует отметить общее, что в любом случае – машино-место является неотъемлемой частью здания и сооружения, то есть входит в его состав, поэтому, если машино-место находится в МКД, то наравне со всеми собственниками, собственник такого помещения обязан будет оплачивать взносы за капитальный ремонт.
Источник
Нужен ли договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта?
Пришла составить договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта, а мне было отказано. Правомерно ли мне отказано?
Взносы на капитальный ремонт являются составной частью платы за жилое помещение наряду с платой за содержание жилого помещения и потребляемые коммунальные услуги (ст. 154 Жилищного кодекса РФ).
Обязанность по уплате взносов возникает у собственника помещения в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капремонта, в силу закона. Обязанность по уплате взносов не ставится в зависимость от наличия договорных отношений между собственниками, региональным оператором или владельцем специального счета.
Точку в весьма длительных дебатах по вопросу правомерности взимания с граждан взносов на капитальный ремонт поставил Конституционный Суд РФ своим постановлением от 12.04.2016 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы».
Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ положение п. 1 ст. 169 ЖК РФ, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в таких домах.
Ранее ст. 181 ЖК РФ действительно устанавливала обязанность собственников помещений заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации его проведения. Эта норма действовала до конца 2014 года. На сегодняшний день закон не требует заключения интересующего вас договора.
Источник
Фонд капитального ремонта договор с юридическим лицом
Главная страница | Форум Гарант |
Хотелось бы получить консультацию по следующей ситуации:
наша организация является государственным областным автономным учреждением, финансируемой за счёт средств федерального бюджета. В собственности нашей организации находятся первый и второй этажи многоквартирного дома. Нам приходят квитанции на ежемесячную оплату услуг по капитальному ремонту в фонд капитального ремонта. Но мы имеем право оплачивать только урегулированные договором отношения. Фонд капитального ремонта заключить договор отказывается, мотивируя это тем, что ст. 181 ЖК РФ неустановленна обязательность заключения договора, в отличие от его предыдущей редакции. К тому же квитанции – счёта – приходят нам стандартного вида, такие же как и для физических лиц: в прошлом году счета на оплату были отдельными для юридических лиц.
Как нам поступить в данной ситуации? Возможно ли принудить фонд капитального ремонта к заключению договора?
Бюджетное учреждение здравоохранения владеет на праве оперативного управления нежилым помещением в многоквартирном жилом доме. На основании договора учреждение получает квитанции на оплату капитального ремонта в фонд капитального ремонта многоквартирных домов «Региональный оператор».
По какой статье Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ возможно заключить данный договор для оплаты квитанции по капитальному ремонту?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Бюджетные и автономные учреждения, владеющие на праве оперативного управления нежилыми помещениями в многоквартирном жилом доме, несут обязанности собственников таких помещений, в том числе вытекающие из положений главы 17 ЖК РФ.
При наличии принятого собственниками помещений в многоквартирном доме либо органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта должны заключаться учреждениями без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством о закупках.
Обоснование позиции:
В силу ст. 249 ГК РФ, ст.ст. 37, 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов каждого собственника помещения на содержание общего имущества определяется его долей в праве общей собственности на это имущество, которая пропорциональна размеру площади помещения. Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Поэтому право оперативного управления наравне с правом собственности возлагает на субъект, обладающий данным правом, бремя содержания имущества (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 26.07.2010 N А06-5979/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2010 по делу N А33-15263/2009), включая обязанность нести расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома (смотрите также ч. 2 ст. 154, ст.ст. 155, 158, ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, письмо Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 N 15АП-13771/14, от 05.03.2014 N 15АП-1492/14, от 07.08.2012 N 15АП-8193/12, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 N 19АП-4717/14).
Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно выбрать способ формирования фонда капитального ремонта. Одним из таких способов является перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. В случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ) не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в этот срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта РФ (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, если такое решение было принято за них органом местного самоуправления, в соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Такой договор заключается в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением.
Возможность участия отдельных собственников помещений многоквартирного дома в расходах на организацию проведения капитального ремонта при таких обстоятельствах на каких-либо индивидуальных условиях Жилищным кодексом РФ не предусмотрена.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) направлен на регулирование отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг. Он регулирует правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров (контрактов), предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается, помимо прочего, на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), а из п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ следует, что контракты являются гражданско-правовыми договорами, к которым применяются нормы ГК РФ, если специальным законом не установлено иного.
Закон N 44-ФЗ специальным образом не регулирует вопрос заключения указанных в вопросе договоров заказчиком, являющимся владельцем помещений в многоквартирном доме, не исключает описанные в вопросе отношения из сферы своего регулирования (ч. 2 ст. 1 этого Закона) и позволяет размещать у единственного поставщика заказ только на управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Отсюда возникает вопрос о соотношении норм ЖК РФ и Закона N 44-ФЗ. С одной стороны, собственники помещений в многоквартирном доме не обязаны заключать договоры, указанные в ст. 181 ЖК РФ, по результатам торгов, а с другой стороны, при наличии принятого в установленном порядке решения о способе формирования фонда капитального ремонта заключение с региональным оператором соответствующего договора будет являться обязательным в том числе и для учреждения, владеющего помещением в таком доме на праве оперативного управления.
Не исключено, что отношения, связанные с заключением указанных в вопросе договоров, изначально не рассматриваются законодателем как связанные с необходимостью соблюдения порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ. Действительно, в описанной ситуации обязанность заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта возникает у учреждения в силу норм специального закона — Жилищного кодекса РФ. Указанная обязанность возникает перед определенным лицом — региональным оператором и по существу независимо от воли учреждения: соответствующее решение не только принимается не учреждением, но и не может быть исполнено им с соблюдением положений Закона N 44-ФЗ. Это очевидным образом не укладывается в тот механизм, который предусмотрен Законом N 44-ФЗ для процедуры осуществления закупки.
Таким образом, как нам представляется, заключение учреждением, владеющим на праве оперативного управления нежилыми помещениями в многоквартирном жилом доме, договора, указанного в ч. 1 ст. 181 ЖК РФ, не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ (а в случае с автономным учреждением — Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
В заключение отметим, что приведенная выше позиция является исключительно нашим экспертным мнением. К сожалению, правоприменительной практики по заданному Вами вопросу нам обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Минэкономразвития и ФАС России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия
Ответ прошел контроль качества
24 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
В соответствии с частью 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (то есть с 01.12.2014).
Некоммерческая организация заключает договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта только с собственниками помещений.
Бюджетное учреждение Министерства здравоохранения и социального развития республики не может заключить договор с некоммерческой организацией на формирование фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, так как не является собственником помещения, расположенного в подвале жилого шестиэтажного кирпичного дома (назначение — нежилое, общая площадь — 266,60 кв. м., этаж-подвал), и не может оплачивать взносы на капитальный ремонт. Нежилое помещение принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
С кем заключается договор на формирование фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта? Кто оплачивает взносы на капитальный ремонт?
Подпадает ли заключение указанного договора под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Бюджетное учреждение, владеющее на праве оперативного управления нежилым помещением в многоквартирном жилом доме, несет обязанности собственника такого помещения, в том числе обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
При наличии принятого собственниками помещений в многоквартирном доме либо органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта должны заключаться бюджетным учреждением без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством о закупках.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт для собственника помещения в многоквартирном доме входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Уплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт является обязанностью собственников многоквартирных домов (ч. 1 ст. 169 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, в том числе и обязанность осуществлять взносы на капитальный ремонт (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 26.07.2010 N А06-5979/2009, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2010 по делу N А33-15263/2009, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.11.2012 N Ф04-5242/12, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 N 17АП-273/12, решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2013 N А60-42225/2012, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2013 N Ф07-6983/12).
Таким образом, бюджетное учреждение, владеющее на праве оперативного управления нежилыми помещениями в многоквартирном жилом доме, несет обязанности собственника такого помещения, в том числе обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно выбрать способ формирования фонда капитального ремонта. Одним из таких способов является перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. В случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ) не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в этот срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта РФ (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, если такое решение было принято за них органом местного самоуправления, в соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Такой договор заключается в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. Возможность участия отдельных собственников помещений многоквартирного дома в расходах на организацию проведения капитального ремонта при таких обстоятельствах на каких-либо индивидуальных условиях Жилищным кодексом РФ не предусмотрена.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) специальным образом не регулирует вопрос заключения указанных в вопросе договоров заказчиком, являющимся владельцем помещений в многоквартирном доме (в том числе на праве оперативного управления), не исключает описанные в вопросе отношения из сферы своего регулирования (ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ) и позволяет размещать у единственного поставщика заказ только на управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Отсюда возникает вопрос о соотношении норм ЖК РФ и Закона N 44-ФЗ.
С одной стороны, собственники помещений в многоквартирном доме не обязаны заключать договоры, указанные в ст. 181 ЖК РФ, по результатам торгов, а с другой стороны, при наличии принятого в установленном порядке решения о способе формирования фонда капитального ремонта заключение с региональным оператором соответствующего договора будет являться обязательным в том числе и для учреждения, владеющего помещением в таком доме на праве оперативного управления. Не исключено, что отношения, связанные с заключением указанных в вопросе договоров, изначально не рассматриваются законодателем как связанные с необходимостью соблюдения порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ. Действительно, в описанной ситуации обязанность заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта возникает у учреждения в силу норм специального закона — Жилищного кодекса РФ. Указанная обязанность возникает перед определенным лицом — региональным оператором и по существу независимо от воли учреждения: соответствующее решение не только принимается не учреждением, но и не может быть исполнено им с соблюдением положений Закона N 44-ФЗ. Это очевидным образом не укладывается в тот механизм, который предусмотрен Законом N 44-ФЗ для процедуры осуществления закупки.
Таким образом, заключение учреждением, владеющим на праве оперативного управления нежилым помещением в многоквартирном жилом доме, договора, указанного в ч. 1 ст. 181 ЖК РФ, не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ. В заключение отметим, что, к сожалению, правоприменительной практики по заданному Вами вопросу нам обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Минэкономразвития и ФАС России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Источник