- Статья 190. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Финансирование расходов на проведение капремонта общего имущества в МКД
- Определение понятий «региональный оператор» и «формирование фонда»
- Основания для перечисления средств на проведение капремонта
- Размер предельной стоимости услуг и работ по капремонту
- Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта
- Финансирование домов, не подлежащих включению в региональную программу по капремонту
- Меры господдержки при проведении капремонта
- Источники финансирования капитального ремонта
Статья 190. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
Статья 190. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 190 ЖК РФ
1. Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 2 статьи 190 настоящего Кодекса внесены изменения
2. Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 3 статьи 190 настоящего Кодекса внесены изменения
3. Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
4. Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Источник
Финансирование расходов на проведение капремонта общего имущества в МКД
Финансирование затрат региональным оператором в виде аванса может осуществляться в размере, который не превышает 30%.
Определение понятий «региональный оператор» и «формирование фонда»
В 2012 году был принят Закон, обязывающий владельцев квартир, которые размещены в многоквартирных домах, вносить ежемесячные платежи для уплаты расходов на капитальный ремонт собственного дома. При этом собственники имеют возможность выбрать одну из двух систем формирования фонда капитального ремонта:
- аккумуляция финансов на спецсчете многоквартирного дома;
- применение для этой цели счета регионального оператора.
Выбор одного из вышеперечисленных вариантов будущего источника финансирования должен быть сделан на протяжении полугода с того момента, как была издана региональная программа капремонта. Найти ее можно в открытых источниках: на официальном веб-сайте органов госвласти субъекта России, а также в печатных изданиях.
Если хозяева квартир, размещенных в многоквартирных домах, не сделают выбор или не успеют реализовать его в установленный термин, структурой местного самоуправления выносится вывод о том, что организация фонда капремонта будет произведена на счетах оператора и такие счета будут являться источником финансирования работ по проведению капремонта.
«Региональный оператор» — так называют специализированную организацию некоммерческого характера, которая имеет соответствующую организационно-правовую форму и реализует деятельность, направленную на своевременное проведение капремонта совместной собственности многоквартирного дома.
Таким образом, согласно ст. 190 Жилищного кодекса России региональный оператор обеспечивает компенсацию финансирования капремонта совместной собственности многоквартирного дома, в котором хозяева жилищ формируют фонд капремонта на его счетах и рассматривают его как надежный источник финансирования работ по проведению капремонта.
Основания для перечисления средств на проведение капремонта
Чтобы региональный оператор произвел компенсацию средств по контракту на предоставление услуг или по контракту выполнения работ на осуществление капремонта совместной собственности дома, необходим акт приемки предоставленных услуг или работ. Подобный акт следует предварительно согласовать со структурой местного самоуправления и в ситуации если осуществление ремонта в доме было инициировано хозяевами жилья, расположенного в многоквартирном доме — с особой, которая наделена полномочиями осуществлять действия от лица всех владельцев жилья, размещенного в многоквартирном доме в порядке, установленном законодательством России.
Финансирование затрат на осуществление капремонта дома региональным оператором в виде аванса может осуществляться в размере, который не превышает 30% от суммарной стоимости предполагаемого объема работ и услуг по капремонту совместной собственности дома, которая зафиксирована в смете, включая работы по подготовке проектных документов.
Чтобы были оплачены работы по капремонту дома из другого источника, которым является специальный счет, согласно предоставленной смете и в порядке, который определен законодательством, владельцы жилья должны предоставить владельцу спецсчета следующую документацию:
- протокольное решение высшего органа — общего собрания владельцев жилья такого дома, в котором отображено желание выполнить капитальный ремонт совместной собственности дома;
- контракт, на основании которого проводятся работы или оказываются услуги по капремонту совместной собственности дома;
- акт приемки предоставленных услуг и выполненных в рамках контракта работ. Подобный документ не может быть предоставлен, если речь идет о выплате авансового платежа, размер которого составляет не больше, чем 30% от общей суммы работ, которая отображена в смете, приложенной к контракту.
Оплата по смете тех видов работ, которые не упоминаются в перечне, зафиксированном в региональной программе, осуществляется из источников финансирования, которые составляют средства хозяев жилья, расположенного в МКД, которые внесены в определенном порядке сверх минимальной суммы взносов на капремонт. Основным условием для этого является решение владельцев об осуществлении подобных видов работ и определение размера взносов, который превышает минимально допустимую сумму.
Размер предельной стоимости услуг и работ по капремонту
Нормативно-правовые документы субъектов РФ определяют не только порядок выплаты компенсации средств для осуществления капитального ремонта, но и размер максимально возможной суммы, которая может быть отображена в смете, для оплаты услуг и работ по осуществлению капремонта совместной собственности, которая находится в многоквартирных домах.
Оператор может выплачивать подобную компенсацию из такого источника как фонд капремонта, исходя из минимальной суммы взноса, который определяет российское законодательство.
Соответствующий нормативно-правовой акт должен быть принят в порядке, который установлен статьей 166 Жилищного кодекса. В случае если компенсация согласно сметы превышает такую предельную стоимость, или предполагается компенсация, которая не указана в первой части статьи 166, она осуществляется из такого источника, как взносы владельцев жилья, расположенного в многоквартирном доме, которые выплачиваются в установленном порядке сверх минимальной суммы взноса, которая определена.
Источник
Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта
Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются федеральными законодательными актами.
Финансирование домов, не подлежащих включению в региональную программу по капремонту
Услуги и/или работы по проведению капремонта совместной собственности в многоквартирном доме могут быть предоставлены за счет финансов, выделенных из бюджетов федерального назначения, бюджетных средств субъектов России, местных бюджетов.
Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются соответствующими федеральными законодательными актами, законодательными актами субъектов России, муниципальными правовыми актами. Подобное финансирование может быть предоставлено в том числе многоквартирным домам, которые согласно статьи 168 пункт 2 ЖК не подлежат включению в региональные программы (РГ капремонта), к ним принадлежат:
- многоквартирный дом, который в определенном порядке признали аварийным, а потому подлежащим сносу (реконструкции);
- сооружения, в которых находится менее трех квартир;
- жилье, относительно которого во время утверждения программы, принято решение о реконструкции или сносе.
На финансирование от государства могут рассчитывать:
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
- товарищества собственником жилья (ТСЖ);
- региональные операторы и управляющие организации.
Положения, на основании которых выделяются финансы на осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах, должны быть утверждены всеми субъектами России, исходя из особенностей региона. Такие Положения определяют, в каком порядке и на каких условиях предоставляются бюджетные средства, которые получены от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), а также финансов, которые заложены в бюджет для оказания господдержки на осуществление капитального ремонта совместного имущества многоквартирного дома, включая долевое финансирование.
Средства, которые поступили в областной бюджет от Фонда, а также те, которые были заложены в бюджет для проведения долевого финансирования (ДФ) осуществления капитального ремонта, распределяют между муниципалитетами, которые подали заявку на получение таких средств и выполнили необходимые условия.
Бюджетные средства и средства, которые поступили в бюджет от Фонда, поступают на отдельный счет в банке, который открыт на имя регионального оператора, как имущественный взнос на осуществление работ по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов. Прочие средства господдержки поступают региональному оператору в виде дополнительных имущественных взносов на осуществление капитального ремонта.
Предусмотрено определенное условие для получения материальных средств, выделенных Фондом и предусмотренных облбюджетом. Это софинансирование из бюджетов местного уровня, а также от владельцев жилья. Размер софинансирования, которое будет получено из финансовых средств Фонда, местного бюджета и от владельцев помещений, определяют федеральные законодательные акты. Также федеральное законодательство устанавливает, каким образом производится контроль над использованием средств, выделенных Фондом.
Меры господдержки при проведении капремонта
Для предоставления материальной помощи государства или муниципалитета в ходе осуществления капитального ремонта не играет никакой роли, каким способом был сформирован фонд капремонта владельцами жилья, которое размещено в многоквартирных домах.
Статьей 191 Жилищного кодекса России определяется, что с целью оплаты капремонта может оказываться государственная финансовая поддержка. Важно заметить, что такая поддержка оказывается не только в виде субсидий, которые предоставляются за счет федеральных средств, бюджетов субъектов России и бюджетов местного уровня ТСЖ, ЖК, региональным операторам и управляющим компаниям.
Ранее предоставление бюджетных субсидий относилось к прерогативе структур местного самоуправления для того, чтобы были созданы условия для эффективного управления многоквартирными домами. К прочим допустимым мерам господдержки, которые могут предоставляться субъектами России, относятся гарантии, поручительства по займам и кредитам, если финансы на обеспечение такого рода поддержки предусматриваются региональными законами о бюджете.
То есть на законодательном уровне создан путь, который позволяет привлекать кредитные ресурсы для осуществления капитального ремонта в помещениях общей собственности многоквартирного дома.
Однако, для того чтобы хозяину помещения можно было получить реальную возможность воспользоваться таким видом поддержки со стороны государства ему следует организовать специальное гарантийное агентство, сформировать уставный капитал за счет собственных финансовых средств, определить процедуру и условия, на которых такое агентство будет предоставлять поручительства по займам на осуществление капитального ремонта.
Поскольку в вопросе выделения субсидий для товариществ собственников жилья, ЖК, управляющей организации и региональных операторов не важно, каким способом формировался фонд капитального ремонта, принятие данного решения не может возлагаться на региональных операторов, чтобы избежать ситуации конфликта интересов.
Источник
Источники финансирования капитального ремонта
Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов является обязанностью собственников. Все собственники помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме обязаны участвовать в финансировании ремонта общего имущества пропорционально их долям в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
На сегодняшний день при подготовке предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, управляющей организацией могут быть рассмотрены следующие источники финансирования работ:
1) денежные средства, внесенные собственниками в качестве ежемесячной платы за капитальный ремонт на момент подготовки проведения общего собрания и не израсходованные ранее на выполнение работ;
2) денежные средства, подлежащие внесению собственниками в качестве ежемесячной платы за капитальный ремонт в течение оставшегося срока управления многоквартирным домом. При этом собственникам может быть предложено, утвердить на общем собрании размер платы за капитальный ремонт равный или больший, чем размер платы, установленный органами местного самоуправления. В случае если стоимость работ настолько велика, что оставшегося срока управления многоквартирным домом недостаточно для полного возврата собственниками Управляющей организации средств, необходимых для выполнения работ, может быть рассмотрен вопрос о продлении срока управления многоквартирным домом, с обязательным включением данного вопроса в повестку дня общего собрания собственников;
3) целевые разовые взносы собственников помещений на выполнение конкретных видов ремонта в размере, определяемом решением общего собрания собственников помещений дома;
4) средства, выделенные из городского бюджета в порядке ст. 165 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей, что «органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов в целях создания условий для управления многоквартирными домами», или в качестве исполнения обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома в доле, относящейся к муниципальным жилым (и нежилым) помещениям в данном доме (пропорциональной площади помещений, находящихся в муниципальной собственности).
Предоставление средств местных бюджетов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, которое не связано с выполнением органами местного самоуправления обязанностей собственника помещений в многоквартирном доме, является оказанием бюджетной помощи и осуществляется в рамках специальных муниципальных программ. Согласно законодательству бюджетные средства должны предоставляться управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам в виде субсидии в соответствии с порядком, установленным муниципальным правом актом.
4. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Отдельно стоит остановиться на финансировании капитального ремонта многоквартирных домов за счет долевого участия Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетов субъекта РФ и муниципальных образований, а также средств собственников жилых помещений.
Принятый в июле 2007 года Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в полную силу работает уже не первый год во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Одной из целей этого закона является установление правовых и организационных основ финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда через специально созданный Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд).
Закон устанавливает целый ряд условий для получения финансовой помощи, которые необходимо выполнить всем: начиная от субъекта Федерации и муниципального образования, заканчивая ТСЖ, ЖСК или управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме.
Здесь одним из важнейших для собственников помещений условий является долевое финансирование капитального ремонта: Фонд + субъект Федерации + муниципальное образование + собственники помещений. Доля последних должна быть не менее 5% от необходимых средств. Согласие собственников на участие в адресной программе по проведению капремонта МКД, а также на долевое финансирование должно быть принято на общем собрании собственников помещений.
Кроме того, из анализа положений ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ следует, что средства на финансирование проведения капитального ремонта могут распределяться только между многоквартирными домами, управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах. Таким образом, если граждане не выбрали один из указанных способов управления и, соответственно, управляющие организации определены по итогам конкурса, то в данном случае их многоквартирные дома не могут быть включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Существенно, что часть 5 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ предусматривает, что направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, а также предусмотренные требованиями Закона средства долевого софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства ТСЖ, ЖК, ЖСК, иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирных домах могут использоваться только на:
проведение указанных в части 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ видов работ, а именно: а) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); б) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости — ремонт лифтовых шахт; в) ремонт крыш; г) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; д) утепление и ремонт фасадов;
на разработку проектной документации для проведения данных видов работ на включенных в региональную адресную программу многоквартирных домах;
на проведение государственной экспертизы указанной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Фонд действует до 1 января 2012 года и подлежит ликвидации до окончания указанного срока при использовании в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.
Задача 8
Следует отметить, что п. 3 ст. 35 Конституции установлено, что «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного предоставления жилого помещения (т.е. выделения жилья в натуре либо иной компенсации)».
Суду для правильного разрешения дела по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279–283 ГК РФ, статьи 9–11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);
в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10–11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);г) соблюдение предусмотренной частями 2–4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения. Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения; д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении, об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения; е) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор; ж) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению. Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ);
з) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения);и) выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления о предстоящем изъятии жилого помещения допускается в силу части 4 статьи 32 ЖК РФ только с согласия собственника; к) резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения, взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Задача 9
На основании п. 1 ст.36 ЖК РФ Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
П. 4 ст. 36 ЖК РФ По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
П. 2 ст. 290 ГК РФ Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.
Следовательно, г – н Петров не вправе самостоятельно распоряжаться общим имуществом жильцов дома без решения общего собрания дома.
Далее по условию задачи г – н Петров по вечерам устраивал шумные тренировки, чем мешал жильцам этого дома, за эти действия возможно наказание по КоАП РФ.
Задача 10
Согласно п.1 Положения «О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИ» от 28.01.2006 г. № 47
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Самойловым необходимо написать заявление в орган местного самоуправления с необходимым перечнем документов, после этого создается комиссия, которая произведет оценку соответствия помещения нормам, содержащимся в положении. Далее составляется заключение комиссии и акт обследования помещения по результатам, которых орган местного самоуправления принимает решение.
Задача 11
Если учетная норма равна 16 кв. метрам, то соответственно супруги Воробьевы могут быть признаны в качестве нуждающихся в жилых помещениях и согласно гл. 7 ГК РФ Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма есть основания для бесплатного получения данной высвободившейся комнаты в наем.
Задача 12
Согласно ст. 31 ГК РФ Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
3. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Действие положений части 4 статьи 31 не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором
4. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
На основании ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством, и могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.
По правилам ст. 31 ЖК РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Вышесказанное означает, что прописанные в квартире члены семьи собственника в силу закона имеют равное с собственником право пользования квартирой, и если между ними не заключено соглашение, предоставляющее собственнику право без их согласия вселять в квартиру «временных жильцов», то они вправе возражать против такого вселения и требовать устранения нарушений своих прав, поскольку вселение новых пользователей ухудшает условия их проживания.
Если прописанные в квартире лица не являются членами семьи собственника, а проживают в ней, например, по договору найма, то в этом случае квартира (или часть ее) уже передана собственником в их законное владение и пользование (ст. 671 ГК РФ), в связи с чем право на вселение в нее временных жильцов теперь принадлежит этим нанимателям (ст. 680 ГК РФ). У собственника при этом остается лишь право запретить вселение иных лиц при условии несоблюдения норм законодательства об общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека. Таким образом, и в этой ситуации собственник не может единолично вселить в квартиру иных лиц, так как она уже предоставлена для проживания нанимателей. Из сказанного следует вывод, что неограниченное распоряжение принадлежащим собственнику жилым помещением возможно, если оно свободно от прав других лиц — членов семьи, нанимателей, пользователей. На этих правовых нормах, в частности, основаны положения «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства» Перечня документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения, представляемых в органы регистрационного учета, при вселении граждан в жилые помещения на срок свыше 90 дней гражданами представляются: согласие гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, граждан, совместно с ним проживающих совершеннолетних граждан, по месту жительства, и собственника жилого помещения на вселение гражданина в качестве временно проживающего; согласие собственника (собственников) и совершеннолетних граждан, совместно с ним (с ними) проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, на вселение гражданина в качестве временно проживающего.
По условиям задачи согласие собственника и граждан совместно с ним проживающих получено не было, соответственно суд должен отказать истице в заявленных требованиях.
Задача 13
Квартира коммунального заселения (коммунальная квартира) – квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и/или собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Ст. 91 ЖК РФ регулирует порядок выселения нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения, если жилое помещение относится к жилым помещениям, предоставляемым по договору социального найма.
Такому выселению могут быть подвергнуты как наниматель и все члены его семьи, так и отдельные граждане, которые используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.
Прежде чем произвести выселение, наймодатель должен предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранения указанных нарушений. В случае если допущенные нарушения влекут разрушение жилого помещения, наймодатель обязан предоставить гражданам разумный срок для устранения этих нарушений.
Если допущенные нарушения не будут устранены, наймодатель вправе обратиться в суд с заявлением о выселении нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения.
Такое выселение осуществляется исключительно на основании решения суда.
Статья 35 ЖК РФ регулирует порядок выселения гражданина из жилого помещения, право пользования, которым прекратилось у него по тем или иным обстоятельствам, а также гражданина, нарушающего правила пользования жилым помещением, если гражданине являются собственниками этого жилого помещения. Согласно п. 1 данной статьи гражданин, право пользования жилым помещением которого прекратилось, обязан освободить это жилое помещением, т.е. прекратить пользоваться им, в срок, установленный собственником жилого помещения.
Право пользования жилым помещением может прекратиться по основаниям, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами, например ГК РФ, договором или решением суда. Если гражданин в добровольном порядке не прекратил пользоваться жилым помещением, то его собственник вправе обратиться в суд с иском о выселении гражданина, в данном случае собственники совместно проживающие. В этом случае гражданин будет выселен в принудительном порядке на основании решения суда.
Пункт 2 ст. 35 ЖК РФ устанавливает порядок выселения из жилого помещения гражданина, который использует жилое помещение не по назначению, систематически нарушает права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращается с жилым помещением, допуская его разрушение. Порядок, установленный комментируемым пунктом, применяется к двум категориям пользователей жилых помещений:бывшие члены семьи собственника, проживающие в жилом помещении на основании решения суда в связи с отсутствием у них других жилых помещений; отказополучатели, пользующиеся жилым помещением на основании завещательного отказа.
Если указанные граждане нарушают правила пользования жилым помещением, то собственник жилого помещения вправе предупредить их о необходимости устранения таких нарушений. Кроме того, если нарушения, допущенные гражданами, влекут разрушение жилого помещения, то собственник вправе одновременно с предупреждением установить таким гражданам срок для проведения необходимого ремонта жилого помещения. Естественно, ремонт в данном случае должен осуществляться за счет средств гражданина, пользующегося жилым помещением и допустившего его разрушение. Если гражданин после предупреждения продолжает нарушать правила пользования жилым помещением либо в установленный собственником срок не произвел необходимого ремонта, то собственник вправе обратиться в суд с иском о выселении гражданина из жилого помещения. В случае соответствующего решения суда гражданин будет выселен из жилого помещения в принудительном порядке.
По условию задачи, не ясно является ли коммунальная квартира в собственности граждан проживающих в ней или граждане заселены по договору социального найма.
Если это договор социального найма, то решение суда выносится на основании ст. 91 ЖК РФ, если проживающие в коммунальной квартиру граждане являются собственниками жилого помещения, то суд вынесет решение на основании ст. 35 п. 2 ЖК РФ.
Задача 14
Согласно ст. 615 – 616 ГК РФ О содержании и пользовании арендованным имуществом, если эти условия не нарушались арендатором, соответственно далее действуют условия ст. 621. Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок
1. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
По условия данной задачи гр. Сорокина не права, а гр. Зюзиной необходимо обратиться в суд и потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
Задача 15
Квартира гражданки Королевой,ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к специализированным жилым помещениям относит:
1.служебные жилые помещения;
2.жилые помещения в общежитиях;
3.жилые помещения маневренного фонда;
4.жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
5.жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
6.жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
7.жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Специфика специализированных жилых помещений заключается в том, что:
во-первых, данное жилое помещение в соответствии со ст. ст. 99, ч. ч. 1 — 2 ст. 100 ЖК РФ предоставляется на основании решений собственников таких помещений(действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Исключение составляют жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются гражданам по договорам безвозмездного пользования; во-вторых, специализированные жилые помещения полностью исключены из гражданского оборота, то есть не могут являться предметом каких-либо гражданско-правовых сделок. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не могут быть отчуждены, переданы в аренду, наем. Ч. 4 ст. 100 ЖК РФ запрещает обменивать специализированное жилое помещение, а также передавать его в поднаем. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»утвержден типовой договор найма специализированного жилищного фонда. Таким образом, правоотношения, связанные с договором найма специализированного жилого помещения, носят административный характер со всеми присущими такой категории отношений признаками:
1) основанием возникновения данных отношений является административное волеизъявление — решение уполномоченного властного органа;2) орган государственной и (или) местной власти является субъектом договора найма специализированного жилого помещения;3) отношения между участниками правоотношений носят императивный характер, то есть, основаны на неравноправном положении сторон. Лицо, выступающее субъектом договора специализированного жилого помещения, не имеет право на паритетной основе определять параметры взаимоотношений с контрагентом в лице властного субъекта. Изложенная правовая специфика правового статуса специализированных жилых помещений предопределила особенности выселения граждан из занимаемых жилых помещений.
Ч. 1 ст. 103 ЖК РФ увязывает выселение нанимателей по договору найма специализированного жилого помещения с расторжением или прекращением договора.
В соответствии с положениями ЖК РФ, договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по инициативе наймодателя в следующих случаях:
1. при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения (ч. 3 ст. 101 ЖК РФ);
2. невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев (п. 1 ч. 4 ст. 83 ЖК РФ);
3. разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает (п. 2 ч. 4 ст. 83 ЖК РФ);
4. систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении (п. 3 ч. 4 ст. 83 ЖК РФ);
5. использования жилого помещения не по назначению (п. 4 ч. 4 ст. 83 ЖК РФ).
Универсальная юридическая обязанность нанимателя, предусмотренная подпунктом 1 п. 7 раздела II «Права и обязанности нанимателя» типовых договоров найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; маневренного фонда; служебного жилого помещения; жилого помещения в общежитии заключается в использовании жилого помещения по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом РФ. Указанные типовые договоры утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42.
Служебные жилые помещения предоставляются:
1. для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной или местной власти;
2. для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с юридическими лицами, основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
3. в связи с прохождением службы;
4. в связи с назначением на государственную должность РФ или субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной или местной власти (ст. 93 ЖК РФ).
Следовательно, исходя из смысла указанных нормативных положений ч. 3 ст. 101 ЖК РФ и подпункта 1 п. 7 раздела II«Права и обязанности нанимателя» типовых договоров найма специализированного жилого помещения,прекращение трудовых отношений с вышеуказанными субъектами, прекращение прохождения службы, снятие с государственной или муниципальной должности влечет за собой прекращение оснований пользования служебным жилым помещением нанимателем и членами его семьи и расторжение договора найма специализированного жилого помещения с выселением нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ).
Аналогичным образом решается вопрос с выселением без предоставления другого жилого помещения граждан из общежитий, в случае прекращения трудовых, служебных и учебных отношений (ч. 2 ст. 105 ЖК РФ).
Часть 2 ст. 103 ЖК РФ содержит перечень категорий лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения и общежитий. К ним относятся:
1. члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов правоохранительной системы РФ, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2. пенсионеры по старости;
3. члены семьи умершего работника, которому при жизни было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии;
4. инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Помимо того, чтопользователь жилым помещением должен относиться к указанным категориям, в соответствии с указанной нормой он не может являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения и состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с условиями задачи, если гражданка Королева получила тяжелое заболевание и инвалидность 1 или 2 группы, в связи с исполнением трудовых обязанностей, то работодатель не сможет выселить ее из занимаемой жилплощади без предоставлении другого жилья.
Если же она не подпадает под данную категорию, то работодатель может выселить ее из занимаемой жилплощади без предоставления другого жилья.
Если жилое помещение, предоставленное под общежитие, принадлежит коммерческой организации на праве собственности, то положения ЖК РФ, регулирующие вопросы предоставления и использования жилых помещений специализированного жилищного фонда, не могут быть применены, поскольку в данном случае речь идет о договорных обязательствах, основанных на нормах гражданского законодательства. Таким образом, при выселении из жилых помещений в общежитиях, принадлежащих на праве собственности коммерческой организации, следует руководствоваться положениями ГК РФ.
Задача 16
Согласно ст. 130 п. 3 ЖК РФ
3. Член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или уставом жилищного кооператива.
Задача 17
В соответствии с Федеральным законом от 15.06.1996 г. №72 – ФЗ «О товариществах собственников жилья» данное помещение является общим имуществом в кондоминиуме.
Кондоминиум — единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) — частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
Согласно той же ст. ФЗ «О товариществах собственников жилья» Ст. 7 Общее имущество в кондоминиуме:
Общим имуществом в кондоминиуме являются обслуживающие более одного домовладельца межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, а также механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, прилегающие земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания единого комплекса недвижимого имущества кондоминиума и служащие его использованию. А также ст. 8 закона определяет права собственности на это имущество, а именно:
1. Общее имущество в кондоминиуме находится в общей долевой собственности домовладельцев.
2. Домовладельцы владеют, пользуются и в установленных настоящим Федеральным законом пределах распоряжаются общим имуществом в кондоминиуме.
3. Общее имущество в кондоминиуме не подлежит отчуждению отдельно от права собственности домовладельцев на помещения в кондоминиуме.
4. По соглашению домовладельцев (достигнутому в соответствии с установленной статьей 22 настоящего Федерального закона процедурой принятия решения общего собрания домовладельцев или иным законным образом) объекты общего имущества могут быть переданы в пользование какому-нибудь лицу или лицам в случае, когда это не связано с нарушением охраняемых законом прав и интересов домовладельцев.
Следовательно, эксплуатация данного помещения – подвала возможно после принятия решения о согласии на эксплуатацию общего собрания домовладельцев, в соответствии с правилами проведения такого собрания.
Источник