- Как отсудить у фонда капремонта ущерб за капитальный ремонт
- Региональный оператор отвечает за работу подрядчиков
- Убытки возмещаются в размере внесённых взносов на капремонт
- Порядок действий
- В фондах капремонта зависли миллиарды рублей из-за отсутствия подрядчиков
- Возмещение ущерба фондом капитального ремонта
- Залив фондом капитального ремонта
- Залив ФКР (фондом капитального ремонта)
- В этом случае порядок действий будет следующим:
- Возмещение ущерба фондом кап ремонта: судебная практика
- Резюмируем всё вышесказанное
Как отсудить у фонда капремонта ущерб за капитальный ремонт
Региональный оператор капитального ремонта несёт ответственность за неисполнение своих обязательств и плохую работу подрядчиков при проведении капремонта.
Это значит, что если у собственника после проведения капитального ремонта протекла крыша по вине подрядной организации, платить за ремонт, компенсировать моральный вред и выплачивать штраф будет региональный оператор капитального ремонта.
Региональный оператор отвечает за работу подрядчиков
В многоквартирном доме проводился капитальный ремонт, региональный оператор привлёк к нему подрядную организацию. Подрядчик схалтурил, и во время дождя квартиру одной собственницы затопило. Был составлен акт залития.
Вскоре после этого квартиру затопило ещё раз, понадобился второй акт, а терпение собственницы лопнуло. Она обратилась в районный суд с требованием взыскать с Фонда капитального ремонта материальный ущерб.
Ответчик от регионального оператора сказал, что Фонд ни за что платить не будет. Работы некачественно выполнил подрядчик, с него и спрос. Подрядчик своей вины не отрицал, но заметил, что считает сумму материального ущерба завышенной.
Районный суд внимательно выслушал обе стороны и решил, что виноват региональный оператор капитального ремонта. Регоператор проводит капитальный ремонт общего имущества в МКД в объёме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, финансирует капитальный ремонт.
Если в фонде капитального ремонта не хватает денег, оператор подключает средства, полученные за счёт платежей собственников помещений в других МКД, за счёт субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ или местного бюджета (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).
Региональный оператор обязан обеспечить подготовку задания к проведению капитального ремонта и при необходимости утвердить проектную документацию, а затем нести ответственность за её качество и соответствие требованиям стандартов (п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
К тому же, региональный оператор несёт ответственность перед собственниками помещений МКД за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями (п. 6 ст. 182 ЖК РФ).
Выходит, что ответственность за ненадлежащим образом выполненные работы по проведению капитального ремонта несёт региональный оператор.
Районный суд также опроверг доводы регоператора о том, что он отвечает в пределах сумм, внесённых собственниками на капитальный ремонт (п. 5 ст. 178 ЖК РФ). П. 7 ст. 182 ЖК РФ устанавливает, что возмещение регоператору средств, израсходованных на капитальный ремонт, осуществляется за счёт последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом доме.
А дальше была апелляция, которая встала на сторону регионального оператора. Собственница не растерялась и обратилась в Верховный суд РФ.
Убытки возмещаются в размере внесённых взносов на капремонт
Верховный суд РФ указал, что областной суд не прав, и оставил в силе решение районного суда. Региональный оператор несёт ответственность перед собственниками помещений в МКД за:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ);
- действия подрядных организаций, привлечённых для проведения работ (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ).
Верховный суд РФ пояснил, что закон не устанавливает ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ). Поэтому регоператор отвечает перед собственниками за действия подрядчика с принципом полного возмещения убытков.
Также Верховный суд РФ объяснил положения ч. 5 ст. 178 ЖК РФ. Она о том, что убытки собственников региональный оператор возмещает в размере внесённых взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством. Но речь идёт не только о взносах конкретного собственника, а о платежах всех собственников всех помещений всех домов.
Порядок действий
Если имуществу собственников в вашем МКД нанесли ущерб из-за проведения капитального ремонта, посоветуйте им следующий порядок действий.
- Составление акта осмотра. В осмотре должны будут поучаствовать специалисты из вашей управляющей организации.
- Оценка ущерба. Оценка ущерба платная и делает её специалист. Оценка проводится за счёт средств собственника.
- Претензия. Можно попробовать предложить региональному оператору добровольно в досудебном порядке возместить ущерб.
- Урегулирование спора до суда. Сошлитесь на доказательную базу из этого дела. Возможно, это подействует.
- Суд. Если дело похожее, не бойтесь дойти до Верховного суда.
Источник
В фондах капремонта зависли миллиарды рублей из-за отсутствия подрядчиков
В России ежегодно индексируют не только социальные выплаты, но и коммунальные платежи. И если к индексации выплат население относится позитивно, то рост стоимости коммунальных услуг всегда вызывает возмущение. Почему с каждым годом за услуги ЖКХ россияне платят все больше, а их качество остается на прежнем уровне? И как так получилось, что на работы не найти подрядчиков, и в фондах капремонта зависают миллиарды рублей? Эти и другие вопросы, связанные со сферой ЖКХ, обсудили чиновники и специалисты в ходе прямого эфира, организованного Медиагруппой «Патриот» и ФАН.
Депутат Госдумы, член Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Илья Осипов считает, что тарифы по коммунальным платежам продолжат расти. Он обосновал свою позицию с экономической точки зрения.
«Мы получаем воду, тепло и электричество от предприятий, которые должны работать с прибылью. Если этого не делать, они просто станут банкротами, что приведет к коллапсу. Поэтому государство определяет для них тарифы. Если для поставщиков тепла, воды и света повышается стоимость воды или газа, то тарифы соответственно растут. Эти вещи взаимосвязаны, и отказ от индексации приведет к гораздо худшим последствиям. Плюс, есть еще магистральные системы, которые изнашиваются, их ремонт тоже заложен в тариф», — объяснил парламентарий.
Коммунальное хозяйство в России действительно находится в достаточно «потрепанном» состоянии. Чтобы привести его в порядок, требуются вложения в размере 3-5 трлн рублей. По словам депутата Госдумы, первого заместителя председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергея Пахомова, такая ситуация сложилась из-за того, что в период с начала 90-х и до 2000-х годов в эту сферу не вкладывали и рубля.
«Все это аукается нам сейчас. Муниципалитеты вынуждены тратить свои средства на латание труб и ремонт старых советских котельных, которые по факту больше топят улицу. Минстрой этим очень озабочен. Думаю, в ближайшем будущем будет разработана отдельная программа развития ЖКХ. Ведь без такой программы бессмысленно строить тысячи квадратных метров жилья», — уверен он.
В этом году рост тарифов на коммунальные услуги в среднем составил 4%. Об этом в ходе эфира рассказал депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. Чиновник особо подчеркнул: начиная с 2016 года, рост тарифов не превышает инфляцию, что уже позитивно, но все же недостаточно.
«Сейчас вносятся изменения в федеральный закон об энергоэффективности. Благодаря изменениям можно снизить плату за коммунальные услуги примерно на 25%. Это можно сделать за счет экономии тепла и электроэнергии. Сегодня есть много технологий, которые можно было бы использовать, но есть проблема. Когда заключается энергосервисный контракт, то собственники, которые имеют федеральные льготы, не могут эти льготы пустить на погашение такого контракта. Получается, что сейчас ни для инвесторов, ни для собственников он не выгоден. Но мы пытаемся эту проблему решить. Если все получится, тогда, в принципе, у нас энергосервис заработает, как надо: мы получим утепление домов, погодорегулируемые датчики, датчики движения, а инвесторы — свою небольшую прибыль», — рассказал чиновник.
В ходе обсуждения проблем ЖКХ была затронута и тема капитального ремонта многоквартирных домов. Эта программа стартовала еще в январе 2014 года, с этого момента россияне исправно вносят плату за капремонт, но дома по-прежнему ветшают. Население все чаще задаётся вопросом: куда уходят эти сборы. Руководитель Центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» Дмитрий Данильев рассказал, что средства просто зависли из-за невостребованности.
«Фонды капитального ремонта не справляются с деньгами, которые они сейчас собирают. У нас в 90-е годы пропал целый сектор строительных организаций, которые выполняли ремонт многоквартирных домов. Сейчас, например, в Республике Карелия более миллиарда рублей лежат на счетах неприкасаемым грузом. А расходуется всего 250–300 млн рублей в год. Эти средства просто не освоить», — поделился эксперт. — Что делать Фонду капитального ремонта, если просто не найти подрядчиков? Если бы была какая-то большая муниципальная управляющая компания, которая занималась бы уставными целями, все эти подрядчики спокойно жили бы, имея гарантированный заказ. Но к сожалению, это все надо восстанавливать с нуля».
Сергей Пахомов добавил, что такая проблематичная ситуация с капитальным ремонтом многоквартирных домов сложилась не только в Карелии, но и в других регионах России. По его словам, остатки средств на счетах достаточно большие.
«Подрядных организаций может и не хватает, но жители тут причем. Это проблема местных и региональных властей – подбор нормальных подрядчиков и поддержание нормального бизнес-климата для их появления. Программа капремонта создавалась для того, чтобы дома как можно дольше служили, но она себя сейчас не оправдывает. Если местные власти понимают, что не могут справляться с таким объемом работ, значит, они должны обращаться в Минстрой для разрешения ситуации. Государство в этом случае должно помочь решить проблему», — заявил Пахомов.
В случае с домами, которые пока не нуждаются в капитальном ремонте, жильцам необходимо уже сейчас брать ситуацию в свои руки. Такое мнение высказал председатель Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ торгово-промышленной палаты Андрей Широков.
«Во-первых, у нас нет управляющих компаний, у нас по закону — управляющие организации. Во-вторых, любая структура и стоимость содержания дома — это право утверждения собственников. Мы пока не научились быть собственниками и вмешиваться в некие процессы формирования стоимости жилищных услуг», — сказал чиновник.
Он рассказал, что большая часть многоквартирных домов находится под управлением государственных бюджетных учреждений. Поэтому регулирование оплаты за содержание общедолевого имущества осуществляется муниципальной властью, которая устанавливает единую стоимость содержания жилого дома. Но все дома разные, почему тогда сумма должна быть одинаковой? Широков уверен, для того, чтобы преломить ситуацию необходимо переписать весь Жилищный кодекс. В нем должна быть пересмотрена и роль управляющих организаций. Это должны быть серьезные компании с деньгами, а не «живопырки» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. По его мнению, только в этом случае управление многоквартирным домом станет обоюдовыгодным бизнесом с правильными экономическими отношениями.
Источник
Возмещение ущерба фондом капитального ремонта
Залив фондом капитального ремонта
ИНОГДА ЗАЛИВЫ КВАРТИР происходят во время проведения капитального ремонта (чаще всего — при ремонте кровли или коммуникаций на чердаке). В этой ситуации потерпевшей стороне бывает трудно понять, к кому именно предъявлять иск: к Управляющей компании, фонду капитального ремонта или же строительной организации. Между тем, правильное определение ответчика имеет первостепенное значение при обращении в суд.
Залив ФКР (фондом капитального ремонта)
КАК ИЗВЕСТНО, ФОНДЫ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, создаваемые в каждом регионе, занимаются всеми вопросами, связанными с проведением капитальных работ в отношении общего имущества в многоквартирных домах. В Москве также есть свой фонд: он считается унитарной некоммерческой организацией, а его единственным учредителем является Департамент капитального ремонта города Москвы.
Итак, предположим, что из-за некачественного капитального ремонта квартиру залило (протекла кровля или прорвало трубу).
Разумеется, ремонтные работы проводит на сам Фонд, а привлекаемые им строительные организации.
К кому же в этом случае предъявлять претензии собственникам пострадавшего от залива жилья, которых может оказаться несколько?
Верховный Суд РФ в своём Определении № 6-КГ17-4 от 20.06.17 указал, что региональный оператор отвечает за действия подрядчиков. Более того, даже в уставах подавляющего большинства фондов прописывается данное правило. Таким образом, если вред причинён по вине подрядчиков, потерпевшей стороне стоит обращаться именно к Фонду капитального ремонта, а не к организациям, проводившим ремонт.
В этом случае порядок действий будет следующим:
- Пригласите представителей УК (или ТСЖ) для составления Акта о заливе квартиры. В течение 12 часов специалисты аварийно-диспетчерской службы должны прибыть на место и оформить данный документ.
- Закажите оценку ущерба после залива квартиры. Подготовленный оценщиками отчёт в дальнейшем будет использоваться в качестве аргумента в пользу потерпевшей стороны при взыскании убытков с виновника.
- Проведите независимую экспертизу, чтобы определить причины залива (если они не очевидны) либо ели Управляющая компания составила Акт со значительными нарушениями с целью избежания ответственности.
- Подготовьте претензию о возмещении имущественного вреда, адресованную Фонду капитального ремонта. К претензии приложите документы, подтверждающие Ваши доводы: Акт осмотра квартиры, Отчёт о стоимости ущерба, выписку из ЕГРН на владельца пострадавшего помещения и т.д.
- Если по каким-либо причинам оператор ответил отказом – обращайтесь в мировой или районный суд. Помимо суммы ущерба, гражданин может требовать компенсации морального вреда, выплаты неустойки и судебных издержек. Что касается штрафов, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, то у судов нет единого мнения на данный счёт.
Путём анализа действующего законодательства можно выяснить, что оператор несёт ответственность перед жильцами как за собственное противоправное поведение, так и за действия организаций, осуществляющих капитальный ремонт многоквартирных домов.
Причём в последнем случае ограничение ответственности оператора не предусмотрено: он должен отвечать за действия третьих лиц в полном объёме, а не в размере сделанных жильцами взносов, как неправомерно считали некоторые суды.
При этом в случае наличия страхования ответственности, ответчиком по делу будет выступать страховая компания.
Возмещение ущерба фондом кап ремонта: судебная практика
СТОИТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА по взысканию ущерба с ФКР достаточно обширная. Примечательно, что в подавляющем большинстве случаев иски граждан удовлетворяются, хотя оператор и пытается переложить ответственность на подрядчиков.
Рассмотрим несколько показательных дел:
Мужчина подал иск в Бутырский районный суд Москвы, в котором требовал взыскать с регионального оператора почти 200 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба, причинённого его имуществу вследствие залива.
Выяснилось, что на время ремонта привлечённая подрядная организация не обеспечила надлежащей защиты квартир от атмосферных осадков, в результате чего дождевая вода попала в жильё.
Представитель Фонда капитального ремонта не признавал вины: он ссылался на положение договора с подрядной организацией, в котором было сказано о том, что оператор не несёт ответственности за вред, причинённый третьим лицам.
Однако суд посчитал, что данное положение противоречит действующему законодательству, поэтому является недействительным.
Иск был удовлетворён: в пользу потерпевшего мужчины взыскали не только всю сумму ущерба, но и судебные расходы.
И ещё одно интересное дело:
Собственница квартиры обратилась в Преображенский районный суд Москвы с иском о взыскании с Регионального оператора более 90 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба, причиненному её жилью.
В ходе судебных разбирательств выяснилось, что на протяжении нескольких лет в весеннее время в квартире женщины появлялась плесень, обои отклеивались, в жилье обнаруживался запах сырости.
Поскольку причину этих явлений женщина не смогла обнаружить самостоятельно, она заказала проведение независимой экспертизы, которая показала, что виной всему – неправильно расположенная фановая труба.
Региональный фонд категорически отрицал свою вину, заявляя, что с момента последнего капремонта крыши прошло несколько лет, и никаких претензий к его качеству не предъявляли ни УК, ни сами жильцы.
Более того, ФКР указывал, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома возлагается на Управляющую компанию.
Однако суд посчитал, что именно Фонд капитального ремонта несёт ответственность за произошедшее, поэтому иск был удовлетворён.
Резюмируем всё вышесказанное
К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА С ФОНДОМ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА и готовиться необходимо основательно. Стоит учитывать наличие у Фонда квалифицированных юристов и богатой практики по оспариванию претензий жильцов по заливу. При определении ответчика обратите внимание на следующие особенности:
- Если залив произошёл во время капитального ремонта, гражданину стоит предъявлять свои претензии именно к Фонду капитального ремонта, а не к подрядчику, осуществляющему ремонтные работы.
- Если гражданин сомневается, к кому предъявлять иск, он может указать в качестве ответчиков и оператора, и Управляющую компанию, и подрядчика.
- Ущерб, причинённый имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объемё, законодательство не ограничивает ответственность Фонда.
Перед обращением в суд с иском по заливу по вине ФКР после капремонта, потерпевшему необходимо собрать как можно больше доказательств произошедшего. Это и акт осмотра, и результаты оценки, и претензия к фонду и ответ на неё.
Также стоит готовиться к продолжительному судебному разбирательству — Фонду капитального ремонта свойственно заявлять множественные ходатайства о проведении дополнительных судебно-технических экспертиз, подготовки рецензий для определения действительного виновника и снижения размера рассчитанного истцом ущерба.
Не забудьте про претензионный порядок решения спора, в ходе которого следует предложить виновнику оформить мировое соглашение.
Источник