Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?
Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.
Установка общедомового прибора учета: за чей счет?
До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».
После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.
Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.
Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).
При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»
«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».
Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?
До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.
Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.
Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).
Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).
Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.
Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.
Источник
Установка ОПУ за счет старых взносов на капремонт
Автор: М. О. Денисова
До 2014 года жильцы вносили УК взносы на капитальный ремонт. Могут ли они сегодня требовать установки ОПУ за счет этих средств? Является ли наличие у них задолженности по оплате ЖКУ основанием для отказа?
До появления в ЖК РФ норм о формировании фондов капитального ремонта УК осуществляла сбор средств на капремонт на своем расчетном счете (по согласованию с собственниками). С мая 2014 года собственники начали отчислять взносы на капремонт региональному оператору (фонд формируется на его счете), а в июне 2015 года они провели общее собрание и приняли решение о необходимости установки общедомового прибора учета (далее – ОПУ) отопления за счет ранее накопленных средств. Обязана ли УК в данном случае подчиниться решению собственников, учитывая, что за жильцами числится задолженность по оплате ЖКУ, эквивалентная стоимости планируемой установки ОПУ отопления?
О легитимности решения собственников
Общий порядок принятия решений о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД закреплен в ст. 189 ЖК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи проведение капитального ремонта осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД. При этом собственники вправе принять такое решение в любое время (ч. 2 ст. 189 ЖК РФ). В нем должны быть определены или утверждены (ч. 5 ст. 189 ЖК РФ):
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
- смета расходов на капитальный ремонт;
- сроки проведения капитального ремонта;
- источники финансирования капитального ремонта;
- лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приеме оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Таким образом, исходя из существа описанной ситуации и с учетом положений ст. 189 ЖК РФ следует заключить, что собственники помещений в МКД, принимая решение об установке ОПУ отопления, действовали в рамках закона. При этом важно понимать, что каждый пункт принятого решения в условиях действия норм о создании фондов капитального ремонта общего имущества (введены в ЖК РФ с 26.12.2012 Федеральным законом от 25.12.2012 № 271‑ФЗ) необходимо соотносить с правилами формирования таких фондов и использования средств, накапливаемых в них.
Формирование и использование средств фонда
Статьей 170 ЖК РФ предусмотрены два возможных варианта формирования фонда капитального ремонта: на счете регионального оператора и специальном счете. В рассматриваемом случае фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.
Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта, формируемый на счете регионального оператора, образуют:
- взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД;
- пени, уплачиваемые собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу новой ч. 4.1 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в МКД принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта…
Положение о том, что за счет минимального размера взноса финансируется капитальный ремонт согласно «минимальному» перечню, присутствует и в ч. 1, 3 ст. 166 ЖК РФ.
Полагаем, что в описанной ситуации собственники, скорее всего, перечисляют в фонд капитального ремонта (на счет регионального оператора) взносы в минимальном размере.
Что касается «минимального» перечня работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества, он предусмотрен ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. В первоначальной редакции данной нормы установка ОПУ была названа в числе работ, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взносов. Однако в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 417‑ФЗ данный вид работ с 30.12.2013 исключен из «минимального» перечня, установленного ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. Вместе с тем ЖК РФ разрешает субъектам РФ расширять «минимальный» перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества (см. ч. 2 ст. 166). Поэтому вопрос о том, финансируются ли работы по установке ОПУ за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взносов, решается в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.
Вместе с тем обязанность регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД закреплена в ст. 182 ЖК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Из всего вышесказанного следует, что в обязанности регионального оператора не входит проведение в МКД работ, не предусмотренных региональной программой. В связи с этим управляющая организация не вправе игнорировать решение общего собрания собственников помещений в МКД о проведении работ по установке ОПУ отопления (при условии, что решение принято с соблюдением требований ч. 5 ст. 189 ЖК РФ).
Дополнительные аргументы
В качестве дополнительных аргументов можно привести следующие. Независимо от того, упомянута ли установка ОПУ в «минимальном» перечне работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, данный вид работ является капитальным ремонтом общего имущества (см. п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда[1]), за проведение которого по общим правилам отвечает лицо, управляющее МКД (п. 11 Правил содержания общего имущества). Тот факт, что собственники помещений в МКД не приняли соответствующее решение об установке ОПУ отопления в сроки, установленные Федеральным законом от 23.11.2009 № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», не изменяет объема прав и обязанностей управляющей организации, проистекающих из содержания ст. 161 ЖК РФ (в том числе ч. 2.3) и договора управления.
Наличие задолженности отдельных собственников помещений перед УК (по оплате ЖКУ) также не освобождает управляющего от выполнения обязательных работ на общем имуществе дома. В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ в роли заказчика по договору управления МКД выступает множественность всех собственников помещений в доме (как соблюдающих, так и нарушающих платежную дисциплину). В силу специфики предмета договора (выполнение работ (оказание услуг) по содержанию общего имущества в МКД) управляющий лишен возможности осуществлять встречное предоставление в адрес только тех собственников, которые соблюдают платежную дисциплину. Кроме того, напоминаем, что ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, является одним из обязательных элементов деятельности по управлению МКД (см. Правила осуществления деятельности по управлению МКД[2]). Таким образом, работа с долгами населения также входит в круг обязанностей УК, успешность ее выполнения не влияет на общую структуру законных и договорных обязательств УК по надлежащему содержанию общего имущества в рамках исполнения договора управления.
По мнению автора, нормы ЖК РФ позволяют собственникам принять решение об установке ОПУ отопления силами УК и требовать исполнения данного решения, тем более что они заранее профинансировали этот вид работ (осуществляя в пользу УК отчисления на капитальный ремонт).
[1] Утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416.
Источник