- Статья 181. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Фонд капитального ремонта
- Обязанности органов местного самоуправления и управляющих компаний по сбору средств на капитальный ремонт
- Переход на специальный счет по капитальному ремонту: противодействие регионального оператора собственникам и механизмы борьбы с ним
Статья 181. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 181 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
Статья 181. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 181 ЖК РФ
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 257-ФЗ
1. Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
2. Собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора:
1) ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
2) принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме;
3) участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме;
4) запрашивают и получают предусмотренные настоящим Кодексом сведения (информацию) от заинтересованных лиц;
5) реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Методическое обеспечение деятельности регионального оператора в части организации его взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
4. Региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
5. В случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Источник
Фонд капитального ремонта
Жилищный кодекс и иные нормативные документы предусматривают два способа формирования фонда капитального ремонта:
Может быть открыт специальный счет (отдельный счет на отдельный многоквартирный дом).
Либо счет регионального оператора, то есть общий счет, на котором будут аккумулироваться денежные средства, поступающие от разных многоквартирных домов. Этими денежными средствами будет распоряжаться региональный оператор.
Большой минус второго способа заключается в том, что региональный оператор сможет сам передавать деньги, поступающие от одного многоквартирного дома, на ремонт другого. Жилищный кодекс предусматривает, что это делается на возмездной основе и не дает других разъяснений. Нормативные акты по субъектам также не разъясняют этот вопрос. За действия регионального оператора ответственность будет нести государство. Но если у регионального оператора не хватит денежных средств, то пополнение его бюджета будет происходить за счет бюджета Российской Федерации.
Выбирать способ формирования фонда капитального ремонта можно исключительно решением общего собрания. Если собственники не провели общее собрание в течение шести месяцев с момента публикации региональной программы, в которую вошел многоквартирный дом, то за жильцов это сделают органы местного самоуправления. Они должны будут инициировать проведение общего собрания. Если собственники не собрались или нет кворума на общем собрании, то органы местного самоуправления могут и должны своим решением установить в качестве способа формирования фонда капитального ремонта счет регионального оператора.
Сравнение способов формирования фонда капремонта
Специальный счет | Счет регионального оператора |
---|---|
Владелец счета | |
ЖСК, ЖК, ТСЖ, региональный оператор | Региональный оператор |
Переход | |
Легко перейти к региональному оператору | Сложно перейти на специальный счет |
Работы по капитальному ремонту | |
Можно утвердить виды работ на общем собрании и выполнить их досрочно | Работы будут проведены в запланированные сроки. Досрочно — только за дополнительные взносы |
Денежные средства | |
Можно пользоваться досрочно | Невозможно потратить досрочно |
Расходы и отчетность | |
Возможны дополнительные расходы на услуги банка, открытие спецсчета и т.д. Много документации и отчетности | Всем занимается региональный оператор |
Если счет является общим, то его владельцем может быть только региональный оператор. Если собственники на общем собрании выбирают открытие специального счета на конкретный дом, они могут выбрать владельца счета:
ТСЖ или ТСН, которое управляет одним многоквартирным домом. Если ТСЖ управляет несколькими многоквартирными домами и сумма квартир в них более 30, то такое ТСЖ не может быть владельцем специального счета;
региональный оператор. На один дом будет открыт отдельный счет.
Если собственники решили, что они будут открывать специальный счет, но потом поняли, что для них это не выгодно (много отчетности, требуются дополнительные средства) и приняли решение уйти к региональному оператору, то такое решение можно принять в любой момент. Данное решение вступает в силу через один месяц после согласования на общем собрании и передачи региональному оператору. Перейти наоборот будет сложнее.
Если собственники не определились и ушли к региональному оператору, то решение об открытии специального счета можно принять в любой момент, но такое решение будет вступать в силу через 2 года после направления решения общего собрания региональному оператору и владельцу счета. За эти два года накапливается денежная сумма, и нужно, чтобы органы государственной власти перечислили эту сумму на специальный счет. Региональный оператор и иные владельцы счета, такие как ТСЖ и ЖСК, должны отчитываться. Отчетность может быть ежеквартальная, годовая или та и другая вместе в зависимости от того, как это предусмотрено в законе субъекта. Необходимо сдавать отчеты о поступлении денежных средств и об остатке денежных средств на специальных счетах. Как только открыт специальный счет необходимо в течение 5 рабочих дней с момента открытия отправить в ГЖИ уведомление об открытии специального счета, протокол и справку банка.
Если дом открыл счет у регионального оператора либо перешел к региональному оператору, то все виды работ по капремонту будут проводиться в запланированные сроки, то есть так, как предусмотрено региональной программой. Если собственники приняли решение провести какие-то виды работ ранее запланированных сроков, они могут это сделать за дополнительные взносы. Денежные средства, которые они уже накопили, невозможно будет досрочно получить со счета регионального оператора. Можно собрать дополнительные взносы и сделать нужные виды работ, а в дальнейшем, когда сроки подходят, получить денежные средства назад в виде субсидий, компенсаций. Но здесь есть минус: государство будет рассчитывать стоимость этих работ не по вашему заключенному договору, а по своей определенной методике. Если же денежные средства будут аккумулироваться на специальном счете, то тогда ими можно будет пользоваться, но соблюдая ту процедуру, которая предусмотрена в Жилищном кодексе. То есть, первоначально это должно быть решение общего собрания о проведении капитального ремонта, на котором должны быть утверждены виды работ, стоимость, проект договора и предоставлено право на заключение этого договора, на подписание тому, кто является владельцем счета. Эти документы нужны для того, чтобы денежные средства были направлены на оплату, поэтому их надо представить в банк. И только после этого определенные суммы можно будет направить на оплату работ. Оплатить работы за счет аванса можно в размере 20-30% от их общей стоимости. Учет взносов на капитальный ремонт можно вести в программе 1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК. Подробнее.
Часто в ТСЖ, ЖСК возникает вопрос: если собственники оплачивают взносы на капитальный ремонт, и эти денежные средства аккумулируются на общем счете, нужно ли их переводить на специальный счет? Переведя эту сумму, вы должны будете в отчетах – ежеквартальных и годовых – показывать сведения о поступлении денежных средств и об остатке. У контролирующих органов могут возникать вопросы: откуда пришли денежные средства, за какой срок собраны, в каком размере собирались, в каком размере перечислены, сколько денежных средств потрачено, на какие виды работ, какова стоимость этих работ. Чем больше вы предоставляете сведений, тем больше возможностей, за что зацепиться и привлечь к ответственности. И этими деньгами, если вы их перевели на специальный счет, будет сложнее воспользоваться, чем если бы они остались на общем счете. Если сложилась такая ситуация, нужно начинать с нуля: проводить общее собрание, открывать специальный счет, и, соответственно, с него начинать взносы по истечении 8 месяцев с момента опубликования региональной программы.
Обязанности органов местного самоуправления и управляющих компаний по сбору средств на капитальный ремонт
Обратите внимание на те обязанности, которые возложены на органы местного самоуправления и на органы государственной власти. Представителям ТСЖ, ЖСК, управляющей компании на подписание предоставляется договор с региональным оператором на сбор средств на капитальный ремонт, на выставление квитанций на оплату капитального ремонта и на взыскание задолженностей по капитальному ремонту. К этому договору нужно отнестись очень внимательно: условия, которые там прописаны, часто бывают жесткими по отношению к ТСЖ, ЖСК, управляющим компаниям.
В договорах прописывается следующая формулировка: «Стоимость агентского вознаграждения устанавливается сторонами путем подписания дополнительного соглашения». Если стороны в период действия агентского договора так и не договорятся о стоимости агентского вознаграждения, оно не будет подписано. Поскольку соглашение – это взаимное волеизъявление двух сторон, если кто-то против (по сумме, по праву, еще по каким-то условиям), оно не подписывается, то есть размер этого вознаграждения не определен.
Обратите внимание на те обязательства, которые будут на вас возлагаться. Как правило, возлагаются все обязательства, вплоть до взыскания недостающей части платы за коммунальные услуги.
Кстати, одним из эффективных инструментов повышения собираемости платежей является популярный продукт 1С: Сайт ЖКХ.
Раздел «Ответственность». Обычно в договорах этот пункт прописан довольно жестко, вплоть до того, что ТСЖ, ЖСК, УК могут нести ответственность за недобор средств по капитальному ремонту. Платить за жильцов из собственных средств или возлагать эту ответственность на других собственников не получится.
Если за месяц до окончания срока собственники не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, органы местного самоуправления сами должны инициировать и созвать общее собрание для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. При этом органы местного самоуправления могут принять решение о том, что фонд будет формироваться на счете регионального оператора, если общее собрание не было проведено и срок его проведения истек.
Источник
Переход на специальный счет по капитальному ремонту: противодействие регионального оператора собственникам и механизмы борьбы с ним
Многие собственники стремятся формировать фонд капитального ремонта не в общем котле, а на специальном счете. Особенно это актуально для собственников новых домов, поскольку региональная программа капитального ремонта предполагает проведение самого ремонта в них очень нескоро. И здесь мы часто сталкиваемся на противодействие регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который под надуманными предлогами отказывается принимать и регистрировать протоколы общих собраний о переходе на спецсчет.
Причины противодействия регионального оператора
В 2020 году в большей части регионов страны был введен мораторий на оплату взносов на капитальный ремонт. Его продолжительность составила три месяца, апрель, май и июнь 2020 года. Таким образом, региональная программа капитального ремонта недофинансирована примерно на четверть. Отсутствие денег влияет на реализацию программы проведения капитальных ремонтов: их приходится секвестрировать, в итоге люди недополучают те работы, которые фактически уже были ими оплачены.
Несмотря на то, что учредителем регионального оператора является субъект РФ (п. 1 ст. 178 ЖК РФ), а субъект РФ несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах (п. 6 ст. 178 ЖК РФ), фактически региональные власти не компенсируют региональным оператором период моратория.
С 1 января 2021 года произошло повышение платы за капитальный ремонт. И если в Москве рост был не очень значительный (было 18,86 р., стало 19,52 р., т.е. +3,5%), то в регионах ситуация хуже. Например, в Пензенской области плата за капитальный ремонт с начала года выросла с 7,5 р. до 9,5 р. (прирост почти что 30%).
В отдельных регионах рост существенно ниже, примерно на величину инфляции. Например,
— Башкирия: было 6,90 р. – стало 7,18 р.;
— Ярославская область: было 4,46 р. – стало 4,8 р.;
— Новосибирская область: было 7,72 р. – стало 8,03 р.;
— Приморский край: было 8,10 – стало 8,45 р.
Те регионы, где рост является необъяснимым и взрывным (как в Пензенской области) пытаются компенсировать резким повышением платы выпадающий недосбор за период моратория, поскольку субвенций из регионального бюджета не предвидится. В такой ситуации региональные операторы пытаются изыскивать любые способы для аккумулирования дополнительных ресурсов, чтобы региональная программа капитального ремонта не была сорвана.
Когда собственники принимают решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и доставляют в установленном порядке копию протокола общего собрания с решениями региональному оператору, последний отказывает в регистрации протокола по причине неких замечаний к оформлению данного документа. При таком подходе придраться к протоколу общего собрания можно по любому поводу и это становится распространенной практикой, прежде всего, в отношении новостроек, которые формируют основной приток денежных средств для финансирования региональной программы капитального ремонта.
Например, в одном из писем регионального оператора в январе 2021 года мы получили следующие замечания:
«- К****н., расписавшаяся как член счетной комиссии общего собрания, согласно решению, принятому по Вопросу № 2 повестки дня общего собрания, не наделен такими полномочиями, т. к. согласно приложенным Бюллетеням голосования, собственникам его кандидатура не предлагалась;
— общее оформление представленного пакета документов не отвечает требованиям пункта 21 части II Требований».
На основании этих замечаний региональный оператор возвращает заявителю направленный протокол. Поскольку региональный оператор отказывается регистрировать протокол общего собрания – решение собственников о смене способа формирования фонда капитального ремонта считается нереализованным.
Почему действия регионального оператора незаконны
Порядок смены способа формирования фонда капитального ремонта МКД регулируется федеральным и региональным законодательством.
ветствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии с п. 4 ст. 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ЖК РФ данные решения принимаются не менее, чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
В соответствии с п. 1 ст. 173 ЖК РФ, способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 ст. 173 ЖК РФ, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Никаких дополнительных действий от заявителя (собственников или управляющей организации как владельца специального счета), кроме «направления» протокола, действующим законодательством не предусмотрено.
Из системного толкования норм федерального и регионального законодательства следует исключительно уведомительный порядок и характер сообщения региональному оператору о принятых решениях. В законе сказано лишь про обязанность уполномоченных лиц направить в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания.
Исходя из этого, региональный оператор должен по умолчанию принять протокол и уведомить заявителя о том, что с даты направления документов многоквартирные дома переведены на специальные счета по капитальному ремонту (с вступлением решения в силу через год).
Однако чаще всего, вместо осуществления данных действия региональный оператор считает для себя необходимым брать некие полномочия по анализу правильности оформления протоколов, хотя данные полномочия не следуют из нормативных актов, регулирующих деятельность регионального оператора.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей. Таким образом, решения собственников, оформленные протоколом, являются обязательными к выполнению региональным оператором (пока протокол не будет оспорен и в суде не будет доказано иное).
Вне зависимости от ошибок правильности оформления протоколов, принятые решения должны исполняться региональным оператором в силу п. 1 ст. 46 ЖК РФ, а также п. 1 ст. 183.1 ГК РФ. У регионального оператора прямо отсутствуют какие-либо полномочия, проводить некую оценку и правильность оформления отдельных частей протоколов общих собраний.
Чаще всего, данная деятельность также не предусмотрена уставом регионального оператора. И фактически такие действия регионального оператора являются внеправовой неуставной деятельностью и злоупотреблением служебными полномочиями.
О том, что действия регионального оператора, отказывающему в переходе на спецсчет, являются незаконными, говорит и судебная практика.
В решении по делу № А14-17412/2019 суд указал, что возражения фонда капитального ремонта относительно заявленных требований сводятся к замечаниям по оформлению протокола общего собрания собственников многоквартирного дома подлежат отклонению судом, так как, учитывая заявительный характер смены порядка формирования фонда капитального ремонта и в силу частей 5, 7 статьи 173 ЖК РФ, протокол № 2 общего собрания собственников помещений от 01.09.2018 является основанием для регионального оператора перечислить денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет, а также передать документы и информацию, связанные с формированием фонда капитального ремонта.
Суд также указал, что государственный орган по контролю в сфере жилищных отношений обязан руководствоваться при принятии решений, прежде всего, интересами собственников помещений и не должен чинить им препятствия в реализации выбранного способа аккумулирования их денежных средств на специальном счете.
В решении по делу № А47-13265/2016 суд указал, что не осуществление заинтересованным лицом в отношении требования общества установленной процедуры принятия решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счетах регионального оператора нарушило право общества на управление денежными средствами собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в связи с чем управляющая компания не имела возможности реализовать волеизъявление собственников жилья на изменение формирования фонда капитального ремонта.
В решении по делу № А53-20701/2019 суд указал, что денежные средства фонда капитального ремонта принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме и не могут быть присвоены региональным оператором или любыми другими лицами, в том числе собственниками помещений в другом многоквартирном доме. Региональный оператор или владелец специального счета вправе лишь контролировать начисление и уплату взносов в фонд и распоряжаться средствами фонда капитального ремонта с согласия собственников помещений в многоквартирном доме. Принятие протокола собственников многоквартирного дома также влечет обязанность фонда передать все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта.
Аналогичные вывод суд делает в решениях по делу № А53-20701/2019, № А04-3518/2019, № А43-40794/2019, № А40-180214/2018.
Что делать собственникам, если их протокол о переходе на спецсчет не принят
Необходимо реализовать два направления работы с региональным оператором.
Первое. Судебная защита нарушенных прав. Поскольку региональный оператор является органом с публично-правовыми полномочиями, его незаконные действия подлежат оспариванию в порядке ст. 199 АПК РФ.
Второе. Поскольку у регионального оператора нет полномочий для неисполнения решений общего собрания, неправомерный отказ в регистрации протоколов является злоупотреблением полномочиями и самоуправством руководителя регионального оператора. В таком случае мотивированная жалоба в прокуратуру со ссылками на нормы действующего законодательства позволит помочь региональному оператору объективно взглянуть на свои действия и устранить допущенные нарушения во внесудебном порядке.
Источник