Какие бывают неисправности стабилизаторов напряжения и как их ремонтировать
Гул и щелчки
Если стабилизатор напряжения сильно гудит, нужно проверить, чтобы питающее напряжение не было выше или ниже допустимых диапазонов. Диапазон регулировки в большинстве случае лежит в пределах 100-250 Вольт.
Внимание! Даже при исправном состоянии автотрансформатор равномерно и не слишком громко гудит. Также гул издаёт сервопривод при перемещении щеточного узла. Релейные стабилизаторы напряжения во время работы издают щелчки. Это нормально, реле (черные прямоугольники на рисунке ниже) переключают отводы от обмоток для регулировки выходного напряжения.
Если устройство громко трещит – это может свидетельствовать об искрении щетки в сервоприводных моделях, проблемах с реле и плохом контакте внутренней проводки устройства.
Выключается под нагрузкой
Стабилизатор напряжения не держит нагрузку – такая проблема случается по ряду причин. Первая среди них – это повышенная нагрузка (мощность потребителей). Если вы не меняли подключаемые устройства, значит проблема в стабилизаторе. Если он отключается не мгновенно, а через какое-то время работы, то виной этому может быть перегрев или межвитковые замыкания автотрансформатора.
Что делать: разберите прибор и произведите внешний осмотр обмоток автотрансформатора, если он не слишком сильно запылён, то проверьте, нет ли следов локальных перегревов. Если пыли много – вычистите её
Если следы перегрева и гари есть – повреждена изоляция обмоток. Это и есть межвитковое замыкание, тогда как отремонтировать стабилизатор в этом случае? Нужно перемотать либо заменить автотрансформатор на аналогичный или больший по мощности. Но стоимость такого ремонта может быть сопоставимой с покупкой нового стабилизатора напряжения.
Важно! У сервоприводных моделей ряд неисправностей может быть вызван износом щетки и загрязнением токоведущих частей графитовой стружкой. В процессе работы щетка стирается, засыпая графитом автотрансформатор. Из-за чего могут возникать замыкания между токосъемниками участками витков и перегрев. В этом случае нужно смести графит и вычистить его между витками. Убедитесь, что обмотки уложены ровно, нет обрывов. Контактную поверхность зачистите обычным канцелярским ластиком до блеска, особенно наиболее его используемый сектор.
На выходе нет 220 Вольт
Неисправность проявляется в том, что стабилизатор не выдает напряжение 220 Вольт. Это не обязательно говорит о внутренних проблемах, причина может быть в напряжении сети – оно слишком низкое, и устройство просто не вытягивает. Если питание находится в рабочем диапазоне стабилизатора, тогда приступим к ремонту.
Что делать: в сервоприводных моделях поломка может быть вызвана износом щеточного механизма или самого сервопривода. Он может не доходить до конца обмотки или щетка может не контактировать с соответствующим её сектором. В простейшем случае может быть просто загрязнена графитом. Чтобы отремонтировать его, нужно почистить поверхность контактов до металлического блеска. Иногда нужно заменить щетку.
Интересно! Бывает и так, что из-за загрязнений рабочего сектора щеточного узла графитом часто напряжение не поднимается выше определенного значения.
В релейных СН это чаще всего говорит о том, что неисправно одно или несколько электромагнитных реле или каскад управления ими. Обычно он строится на транзисторе. Реле могут иметь различное напряжение катушки, часто это 12 Вольт.
Что делать: для проверки подайте напряжение на катушку и прозвоните силовые контакты. Они должны замыкать и размыкаться, реле при этом щелкает. Если этого не происходит – либо прилипли контакты (чаще), либо сгорела катушка реле (реже). Если реле исправно – проверьте транзистор, он не должен быть пробит, а переходы эмиттер-база и коллектор-база должны прозваниваться в одну сторону, как диод. Транзисторы используйте любые маломощные аналогичной проводимости.
В симисторных и тиристорных СН диагностика поломки аналогична – нужно прозвонить на пробой полупроводниковый силовой ключ и если он вышел из строя заменить аналогичным или более мощным.
Если напряжение стабилизируется слишком большими шагами, а раньше всё было плавно, то поломка близка к предыдущей – вышел из строя коммутационный прибор на одной или нескольких ступенях регулировки. Алгоритм проверки неисправности стабилизатора напряжения и их устранение описаны в предыдущем пункте.
Внимание! В характеристиках каждого из стабилизаторов описан либо шаг регулировки, либо границы каждой из ступеней, а также точность поддержания номинального напряжения на выходе.
В сервоприводных стабилизаторах такое встречается при поломке в механизме редуктора двигателя, а также при загрязнениях обмоток, как это было в случаях описанных выше. Неисправности редуктора могут сопровождаться неравномерным жужжанием или потрескиванием – это проскакивают шестерни.
Что делать: нужно разобрать механизм и если все детали в норме, заменить смазку.
Еще стоит отметить, что у сервоприводных СН стабилизация может отсутствовать, работать неверно из-за выхода из строя полупроводниковых ключей управления двигателем. Тогда бегунок со щеткой перемещается в одно из крайних положений или вообще не сдвигается с места.
Не включается или выбивает автомат после отчета таймера
Большинство стабилизаторов после включения входят в рабочий режим не сразу, а после временной задержки. Но после отчета обратного таймера пуска не происходит, при этом на дисплее-индикаторе выдает букву Н. Пример ремонта устройства с такой неисправностью рассмотрен в следующих видео:
К сведению код ошибки «Н» говорит о завышенном напряжении сети и срабатывании защиты. Это действительно для приборов фирмы «Ресанта», «Luxeon» и некоторых других.
Интересно: буква «H» – значит «Высокое» или «High», а L – «низкое», «Low». Резистор, замену которого вы видели на видео, отвечает за пороги срабатывания по верхнему и нижнему уровню напряжения. Из-за неверного сопротивления плата стабилизации не справляется со своей работой и уходит в защиту.
Такие симптомы или другой код неисправности может сопровождаться выбиванием автомата питающего сам стабилизатор после отчета таймера задержки включения. В этом случае проблема решается заменой реле, при залипании которых может возникать повышенное потребление тока.
Совсем не подает признаков жизни или другие поломки
Самая пугающая неисправность – это когда после подачи напряжения ни индикаторы не зажигаются, ни напряжение на выходе не появляется, т.е. когда стабилизатор напряжения не работает вообще. В таком случае возможен выход из строя управляющей платы. Чаще всего ремонт начинают с визуального осмотра, обращают внимание на:
выгоревшие дорожки;
вздутые электролитические конденсаторы;
выгоревшие, треснутые или взорвавшиеся компоненты платы;
микротрещины на паяных контактах и холодная пайка.
Все выявленные недостатки устраняют, а если внешний осмотр не дал результатов переходят к проверке платы на обрывы дорожек и короткие замыкания мультиметром в режиме измерения сопротивления и прозвонки. Такой ремонт стабилизатора может потребовать глубоких знаний электроники, схемы электрической принципиальной, а в самых сложных случаях и использования осциллографа для проверки управляющих сигналов и логики работы схемы.
Вот и все, что мы хотели рассказать вам про неисправности стабилизаторов напряжения и способы их устранения своими руками. Надеемся, теперь вы знаете, что делать в том или ином случае и почему возникают поломки!
Источник
Forte tvr 10000va ремонт
Здравствуйте! Имеется стабилизатор напряжения Forte TVR-500VA, стоял на котле.
Нету напряжения на выходе и горит индикатор «ЗАЩИТА».
При вскрытии и визуальном осмотре ничего сгоревшего не выявлено.
Все реле в порядке (каждое выпаял и проверил, 2 из которых вскрыл и почистил контакты).
Трансформатор работает (все напряжения соответствуют заявленым)
На последнем реле (которое стоит уже на выходе) нету напряжения на катушке. На центральном контакте реле присутствует ровно 220В. Проблема у управлении этим реле.
Это наклейка с модификацией прибора. Отдерите её и увидите истинное название микросхемы.
А я бы сразу не кидался на микросхемы. Я бы проверил стабилизатор IC3 — LM780x (5 или 9). На выходе сколько вольт? И резистор R28(56 Ohm, 2W) — живой?
И вообще, На диодном мосту что-то есть? На кондёре большом, не видно позиционный номер.
_________________ 90% времени уходит на отыскание неисправности,остальное — ждать когда нагреется паяльник!
Реклама
Приглашаем 07/07/2021 всех желающих принять участие в вебинаре, посвященном работе с графической библиотекой TouchGFX и новой линейке высокопроизводительных микроконтроллеров STM32H7A/B производства STMicroelectronics. На вебинаре будут разобраны ключевые преимущества линейки STM32H7A/B, а также показан пример создания проекта с помощью среды TouchGFX Designer и методы взаимодействия этой программы с экосистемой STM32Cube.
.латр однако нужен— иногда неисправность проявляется только при определённых вх. напряжениях Визуальный осмотр—проверка бп—с этого нужно начинать. Самые частые неисправности подобных стабилизаторов : 1) Реле. Опишите как Вы их проверяли. 2) Фильтрация питания на проц. При высохших конденсаторах бывает чудят. 3) Подстроечные резисторы. Пошевелите движок резистора пальцем—если при этом начнут переключатся реле заменить подстроечный резистор 4) Проверить на обрыв резисторы (как правило они около 1 м ) r13-r31 5) Панелька проца. 6) Транзисторы q1-4 . Ну допустим у одного из них обрыв к-э. Как вы это проверяли ? 7) Прошивка проца.
И это только самые распространённые неисправности в стабилизаторах подобного типа. Схема подобного стаба.
Приглашаем всех желающих 15 июля 2021 г. принять участие в бесплатном вебинаре, посвященном решениям Microchip и сервисам Microsoft для интернета вещей. На вебинаре будут рассмотрены наиболее перспективные решения Microchip, являющиеся своеобразными «кирпичиками» – готовыми узлами, из которых можно быстро собрать конечное устройство интернета вещей на базе микроконтроллеров и микропроцессоров производства Microchip. Особое внимание на вебинаре будет уделено облачным сервисам Microsoft для IoT.
1) Наклейку снял — пусто. (на «брюшке» имеется такая надпись 21С18D-I3KUA. 2) LM 78L05 на входе 13,2В, на выходе 4,97В. 3) Резистор живой (ровно 56Ом (выпаял и проверил)) 4) на выходе диодного моста 14,2В. 5) Большой кандер С5.
Добавлено after 35 minutes 17 seconds:
.латр однако нужен— иногда неисправность проявляется только при определённых вх. напряжениях Визуальный осмотр—проверка бп—с этого нужно начинать. Самые частые неисправности подобных стабилизаторов : 1) Реле. Опишите как Вы их проверяли. 2) Фильтрация питания на проц. При высохших конденсаторах бывает чудят. 3) Подстроечные резисторы. Пошевелите движок резистора пальцем—если при этом начнут переключатся реле заменить подстроечный резистор 4) Проверить на обрыв резисторы (как правило они около 1 м ) r13-r31 5) Панелька проца. 6) Транзисторы q1-4 . Ну допустим у одного из них обрыв к-э. Как вы это проверяли ? 7) Прошивка проца.
И это только самые распространённые неисправности в стабилизаторах подобного типа. Схема подобного стаба.
Здравствуйте! 1) Реле выпаял (прозвонил обмотки, прозвонил контакты) 2) проверить емкость конденсаторов нечем (как можно обойти этот вопрос?) 3) Движками пошевелил ничего не происходит. 4) резисторы r14-R21 маркировка 1004 — показания 922-987 КОм, резисторы r31-R33 маркировка 8253 — показания 770-820 КОм, 5) Панелька пропаяна отлично. 6) Сопротивление база-колектор — 934, база — эмитер — 715 (щуп «-» стоит на базе) 7)
1) 324ARP 2) для меня темный лес. 3)Внешне конденсаторы никаких дефектов не имеют. 4) панельку прозвонил все GOOD!
Напряжение на Q4 Б-Э = 14,3в, Б-К = 14,3В, на Q1-Q3 — по нулям. Все реле включаются кроме последнего. Диоды целы но слегонца почерневшие с одной стороны.
проц подаёт (как правило через резистор ) напряжение на соответствующий транзистор и он открывается подавая уже напряжение на реле. Если напряжение б-э ( а это меньше 1в ) есть а реле не срабатывает то не исправен транзистор.
диоды похоже n4148 и с одного конца у них цветное кольцо—маркировка катода
проц подаёт (как правило через резистор ) напряжение на соответствующий транзистор и он открывается подавая уже напряжение на реле. Если напряжение б-э ( а это меньше 1в ) есть а реле не срабатывает то не исправен транзистор.
диоды похоже n4148 и с одного конца у них цветное кольцо—маркировка катода
1) 1 щуп тестера на диодном мосте, второй на ногу микросхемы. 2) Термодатчик в трансформаторе (сопротивление 0,7 Ом) исправен. 3) Я так понимаю если нету напряжения на 1й ноге микросхемы соответственно нету напряжения и на базе транзистора которые соеденены через резистор. Итог нету напряжения на базе транзистора, он в свою очередь не открывается и не дает напряжения на обмотку реле.
Либо проц принимает входные или выходные напряжения как не входящие в допуск . Или крышка прошивке проца. В первом случае—324 или обвязка микрухи. Во втором —только замена проца. Редко—помогает замена конденсаторов в обвязке проца.
Либо проц принимает входные или выходные напряжения как не входящие в допуск . Или крышка прошивке проца. В первом случае—324 или обвязка микрухи. Во втором —только замена проца. Редко—помогает замена конденсаторов в обвязке проца.
Б-Э — напряжение 0,00В
Страница 1 из 2
[ Сообщений: 23 ]
На страницу 1 , 2 След.
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11