Фрегат адмирал чабаненко ремонт продлится до 2022 года

Ремонт большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» может быть завершен к 2023 году — источник

Москва. 22 ноября. ИНТЕРФАКС-АВН — Сроки выхода из ремонта большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Чабаненко» Северного флота пересмотрены в очередной раз из-за нехватки финансирования, сообщил в четверг «Интерфаксу-АВН» источник в кораблестроительной отрасли.

«Нехватка средств повлекла за собой задержку с передачей корабля флоту — теперь это 2022-2023 годы», — заявил он.

БПК «Адмирал Чабаненко» — единственный в ВМФ России представитель кораблей проекта 1155.1 — после нескольких дальних походов встал на ремонт и модернизацию на 35-м судоремонтом заводе — филиале Центра судоремонта «Звездочка» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) в 2014 году. Сначала предполагалось, что он восстановит техническую готовность в 2016 году, затем — в 2017 году.

«Адмирал Чабаненко» был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (Калининград) в 1990 году, со стапелей которого был спущен в 1992 году.

Он имеет водоизмещение 7,4 тыс. тонн, длину — более 163 метров, ширину — 19 метров. Скорость хода — до 30 узлов. Дальность плавания БПК — 3 тыс. миль, автономность — 30 суток.

Корабли этого проекта способны обеспечить эффективное противодействие как подводным, так и надводным кораблям. Hа вооружении БПК — крылатые ракеты, универсальная артиллерийская установка калибра 130 мм, два 4-трубных торпедных аппарата, зенитные ракеты и два вертолета корабельного базирования.

Источник

Программа модернизации флота приносит плоды

БПК «Маршал Шапошников» превратится во фрегат с «Калибрами» и «Цирконами»

Об авторе: Владимир Александрович Карнозов – военный аналитик.

Противолодочные корабли проекта 1155 продемонстрировали свою жизнеспособность в современных условиях. Фото с сайта www.mil.ru

Модернизация сохранившихся в строю 30–40-летних больших противолодочных кораблей проекта 1155 призвана поддержать минимально необходимую группировку надводных боевых кораблей океанской зоны – носителей крылатых ракет до готовности фрегатов проекта 22350М и эсминцев типа «Лидер», закладка головных корпусов которых ожидается в 2022–2024 годах.

«Маршал Шапошников» станет первым БПК, переделанным во фрегат по проекту 1155М с продлением срока службы еще на 15 лет. Военное ведомство планировало получить его у промышленности в конце прошлого года, но, несмотря на завершение заводских испытаний и успешные стрельбы в конце года, приемка перенеслась на более поздний срок.

Пока устраняются отмеченные недостатки, идет обсуждение будущего направления программы модернизации.

Будут ли следующие корпуса доработаны по типу «Шапошникова» или же пройдут более основательную переделку под еще более мощный арсенал средств поражения?

К сожалению, накопленное отечественными судостроителями отставание с выполнением ряда долгосрочных программ говорит в пользу первого варианта из соображений «дорога ложка к обеду». Пока из надводных кораблей дальней морской зоны нового поколения флот получил лишь два фрегата «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов». Следующая пара кораблей проекта 22350 находится в высокой степени строительной готовности, еще четыре корпуса заложены в течение 2019–2020 годов, а на два дополнительных подписаны контракты.

Однако фрегаты проекта 22350 значительно меньше советских БПК по водоизмещению (стандартное – 4,5 тыс. т против 7) и соответственно обладают меньшей автономностью. Более крупные фрегаты и эсминцы пока не вышли из стадии проектирования, а заложенные прошлым летом на судостроительном заводе «Залив» (Керчь, Крым) два универсальных десантных вертолетоносца проекта 23900 сами нуждаются в прикрытии ракетными кораблями вышеназванных классов.

Поэтому чуть ли не единственным способом поддержания минимально необходимой группировки крупных надводных кораблей – ракетоносцев ВМФ России является восстановительный ремонт и модернизация «видавших виды» БПК. Последние – настоящие рабочие лошадки нашего флота, совершившие сотни дальних походов начиная с 1980 года, когда в строй вступил головной «Удалой». Развал Советского Союза прервал строительство серии, выпуск ограничился 12 кораблями первоначального облика и одного – улучшенного («Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1).

Время берет свое, к настоящему моменту четыре корпуса уже утилизированы, а долгое время находившийся в резерве «Адмирал Харламов» в декабре прошлого года выведен из состава флота и ожидает своей очереди на разделку на СРЗ «Нерпа». На Северном и Тихоокеанском флоте осталось по три действующих БПК.

Возвращение в строй «Шапошникова», несомненно, усилит наши силы на Дальнем Востоке, но они сократятся с постановкой в ремонт «Адмирала Виноградова». Параллельно с ним на Севере будут вестись работы на «Адмирале Левченко». Таким образом, список действующих БПК сократится до четырех: «Вице-адмирал Кулаков», «Адмирал Трибуц», «Североморск» и «Адмирал Пантелеев». По всей видимости, и они тоже пройдут переделку во фрегаты. Причем с высоты сегодняшнего положения видно, что вся программа на несколько лет выйдет за пределы объявленных МО РФ в 2015 году сроков: завершить ее до 2022 года невозможно.

Необходимость побыстрее провести модернизацию и вместе с тем дать заказчику корабль требуемого класса определила характер изменений, внесенных в первоначальный проект.

Пять лет назад «Шапошникова» поставили на модернизацию в АО «Центр судоремонта Дальзавод» (Владивосток). Среди предложений сначала была глубокая модернизация с полной заменой старого комплекта вооружения на состоящий из пушки А-192 «Армат», ракет «Калибр» и комплекса ПВО на основе С-400 и «Редут». Однако в итоге обновленный «Шапошников» получился скромнее. На него установили две установки вертикальные пусковые установки 3С-14 комплекса «Калибр» (вмещает по 16 ракет размерности 3М14), пару счетверенных пусковых установок 3С24 комплекса «Уран» и новую систему управления стрельбой. Из нового оборудования отметим аппаратно-программную систему информационной поддержки эксплуатации, систему информационной поддержки борьбы за живучесть; комплексы радиоэлектронной борьбы ТК-25–2 и связи Р-779–28, станцию радиотехнического мониторинга «Сириус».

Одна артиллерийская установка АК-100 была снята, вторая уступила место новой А-190–01 такого же калибра – 100 мм. Функция управление огнем возложена на систему МР-123–02/3 «Багира». Замена носовой башни на более легкую дает приличный выигрыш в весе, более чем на 20 т. Новые технологии в артиллерийском деле повышают точность огня и сокращают расход снарядов на поражение одной цели. За счет сокращения ствольной артиллерии и боезапаса получено существенное – около 50–60 т – снижение веса, что дало возможность нарастить долю ракетных систем в общей массе вооружения корабля.

Фрегат «Маршал Шапошников» в сухом доке
накануне первых испытаний.
Фото с сайта www.mil.ru

Место второй башни АК-100 заняла пара ВПУ 3С14 (по восемь ячеек) комплекса «Калибр-НК», в составе которого используется три основных типа ракет: противокорабельные 3М54, «поверхность–поверхность» 3М14, противолодочные 91Р. А благодаря внедренному принципу универсальности вместо них можно размещать сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» и гиперзвуковые «Циркон». Правда, поскольку последние имеют большой диаметр, общее число единиц боезапаса сокращается.

Если вынести за скобки зенитные средства, получается, что вместо одного вида ракетного оружия – устаревшего противолодочного комплекса «Раструб» – «Шапошников» теперь имеет несколько типов современных крылатых ракет для уничтожения наземных, надводных и подводных целей. Это обстоятельство и дало военному ведомству изменить классификацию корабля. В релизах Министерства обороны РФ «Маршал Шапошников» проходит не как БПК, а как «модернизированный фрегат».

Если раньше БПК проекта 1155 ввиду отсутствия на них противокорабельного оружия предполагалось использовать в паре с эсминцами проекта 956 (которых в нашем флоте практически не сохранилось), то теперь «модернизированный фрегат» может выступить в роли «одиночного рейдера», имея на выбор три типа ПКР. «Уран» лучше подходит для уничтожения катеров и корветов на ближней дистанции, 3М54 – увеличенной, а «Оникс» и «Циркон» – эффективнее при атаке тяжелых, хорошо защищенных целей, включая крейсеры и авианосцы. Вместо части противокорабельных ракет корабль может взять ударные, например типа 3М14, которые применялись для уничтожения объектов запрещенного в России «Исламского государства» в Сирии (всего было выполнено до 100 пусков).

Для проведения работ по размещению нового оружия потребовалось снять 20% настроек корабля из алюминиевых сплавов, обновить их либо изготовить заново.

Из старого вооружения сохранились площадка и ангар для двух вертолетов Ка-27, реактивные бомбометы РБУ-6000, 533-мм торпедные аппараты, 30-мм зенитные автоматы и системы ПВО «Кинжал», причем последний комплектуется улучшенными ракетами (возможно, унифицированные с «Тор») с увеличением дальности стрельбы с 6 до 10 км по высоте и с 12 до 18 км по дальности. Остались на месте и газотурбинные агрегаты: форсажные ДТ59 и маршевые ДО63 – проверенные временем и пройденными милями как очень надежные.

В качестве основных средств обнаружения целей используется РЛС 5П-30Н2 «Фрегат-Н2» и ГАК МГК-355 «Полином» (заменены лишь отдельные его элементы, что повысило дальность обнаружения целей и другие характеристики). Антенна последнего располагается под водой в носовом обтекателе размерами 30х5 м. Большая масса (72 т) и габариты ГАК ухудшают мореходность корабля: в движении заливается его носовая часть. Это не ошибка конструкторов Северного проектно-конструкторского бюро, а компромисс, на который пришлось пойти ради размещения сенсорной аппаратуры с очень высокими характеристиками, многие данные по которым в открытых источниках до сих пор недоступны. Известна лишь максимальная дальность обнаружения в активном режиме: подводной лодки 40–50 км, торпед и якорных мин – до 5 км. Ради повышения мореходности и улучшения условий обитаемости на улучшенном проекте 1155.1 «Полином» заменили на ГАК «Звезда-2» и внедрили успокоитель качки с неубирающимися рулями. При модернизации «Шапошникова» подобные радикальные изменения вносить не стали. Благодаря чему получился хорошо вооруженный фрегат – по стоимости значительно меньше затрат на строительство полностью нового корабля такого класса и водоизмещения.

Прошлым летом «Шапошников» выполнил три выхода в Японское море на проведение заводских ходовых испытаний. Совместно со сдаточной командой экипаж проверил работу силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, средств связи, обнаружения и навигации. Затем корабль встал в сухой док для окраски подводной части корпуса, окончательной проверки ее и донно-забортной арматуры.

Ближе к середине декабря корабль «приобрел завершенный вид» и отправился в акваторию Японского моря на второй этап ЗХИ. Как сообщила пресс-служба Дальзавода, для проверки вооружения, отработки бросковых испытаний с ракетных комплексов «с целью проверки прочности подкрепления пусковых установок и обеспечения безопасности хранения оружия на борту».

Несколько сообщений на тему «Финальная часть заводских ходовых испытаний» появилось и на сайте Минобороны РФ. На данном этапе экипажу ставилась задача совместно с представителями промышленности проверить новые образцы образцов оружия. В заливе Петра Великого фрегат выполнил стрельбу по воздушным и морским целям. Огонь по мишеням велся из универсальной корабельной артиллерийской установки А-190 и 30-мм шестиствольных автоматических артиллерийских установок АК-630. Были выполнены сброс торпед и пуск ракеты комплекса «Уран».

Последнее сообщение с упоминанием «Маршала Шапошникова» на ленте новостей сайта МО РФ датируется 24 декабря. Там говорилось о выполнении стрельб, но не давалось информации о результатах анонсированной ранее проверки «средств радиоэлектронного подавления», а также «комплексной отработке всех средств связи». Возможно, их еще предстоит пройти с положительными оценками.

Так или иначе ремонт «Маршала Шапошникова» подходит к концу, и он скоро вернется в состав действующих сил флота. Словом, программа модернизации кораблей проекта 1155 начинает приносить свои плоды. Это хороший вариант практической реализации подхода «новый корабль – в старом корпусе», когда за сравнительно небольшую цену флот получает значительно обновленную боевую единицу, по силе и автономности огня сравнимую с фрегатом новой постройки. Сейчас главное – не перегрузить эту программу избыточными требованиями, а пораньше завершить ее. Так, чтобы 30–40-летние корабли советской эпохи еще послужили стране, дав ей возможность спроектировать и построить новые – следующего поколения. Тем самым обеспечить фактическое присутствие сил флота не в ремонте, на чертежах и стройплощадках, а на океанских просторах – там, где они более всего способствуют продвижению наших национальных интересов.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Размышления о ремонте БПК «Адмирал Чабаненко»

Последние новости строительства нашего ВМФ способны вогнать неподготовленного человека в ступор. Пожалуй, даже более глубокий, чем тот, который могла испытать королева Великобритании, если бы к ней в окошко постучалась пара наших забулдыг с предложением: «Третьей будешь?»

Но начнем с начала. Итак, после «замечательной» новости о затоплении дока ПД-50, в котором располагался наш единственный ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», моряки и все неравнодушные к Военно-морскому флоту РФ люди были «осчастливлены» известиями о продлении сроков ремонта другого «адмирала». Речь идет о БПК «Адмирал Чабаненко». Если изначально предполагалось, что корабль вернется в состав флота в 2018 г. или чуть позже, то, по последним данным, его возвращения флоту теперь следует ожидать не ранее 2022-2023 гг.

Давайте бегло пройдемся по состоянию наших боевых кораблей 1-го ранга классов «эсминец» и «большой противолодочный корабль». Еще совсем недавно, 8 месяцев назад, в марте этого года, мы делали обзор, посвященный этим классам боевых кораблей. Выводы были не слишком утешительны. Если не считать «старичков» «Сметливого» (последний «поющий фрегат» в составе нашего флота) и находящегося в резерве БПК проекта 1134Б «Керчь», который пребывал в таком техническом состоянии, что вопрос стоял только о том, делать ли из него музей, или отправлять в утилизацию, формально в распоряжении ВМФ РФ находилось 17 кораблей этих классов. В том числе 8 эсминцев проекта 956, столько же БПК проекта 1155 и один-единственный представитель БПК проекта 1155.1 – тот самый «Адмирал Чабаненко». Вроде бы не так уж плохо, да только на ходу из них было лишь десять кораблей: 6 БПК проекта 1155 и три эсминца проекта 956. При этом имелись обоснованные подозрения в том, что из трех эсминцев два, в силу состояния энергетических установок, были лишь ограниченно годными – флагман Балтийского флота «Настойчивый» не выходил из Балтики с 1997 г., а «Ушаков», несущий службу в составе СФ много лет, не ходит дальше Баренцева моря. Остальные эсминцы и БПК находились в ремонте, резерве или даже отстое с совершенно неясными перспективами на возвращение в действующий флот.

Что изменилось на сегодняшний день? По БПК проекта 1155, к счастью, ничего – их как было в составе флота 8 единиц, столько и осталось, при том что 6 из них несут службу, один находится в ремонте («Маршал Шапошников») и еще один «Адмирал Харламов», к сожалению, по всей видимости в строй уже не вернется никогда, потому что ему требуется замена энергетической установки, которую просто неоткуда взять – по последним данным, он сейчас выполняет роль стационарного учебного корабля.

Что же касается эсминцев проекта 956, то тут все несколько хуже, потому что из трех «ходовых» эсминцев осталось только два: «Настойчивый» угодил в ремонт. Вроде бы радостная новость, отремонтируют — будет как новенький и еще послужит… Да вот только эсминец того же типа «Бурный», как в далеком 2005 г. встал в ремонт, так и пребывает в нем по сию пору, при том что на дворе, вообще-то, конец 2018 г. А сейчас решается «интересный» вопрос: что с этим кораблем делать дальше? Поремонтируем еще сколько-нибудь лет, или все-таки выведем его на консервацию? По всей видимости, честно отправить в утиль после тринадцатилетнего (!) ремонта остатки совести не позволяют, а «консервация» все-таки звучит прилично. «Компетенция», «инновация», «консервация» … Тренд, однако, понимать надо!

Про остальные 4 корабля проекта 956 и говорить нечего – по одному вроде бы принято решение превратить в музей, другие с давних пор находятся в отстое и, по понятным причинам, в строй не вернутся никогда.

Таким образом, если смотреть на вещи трезво, то в нашем распоряжении осталось 11 кораблей классов «эсминец/БПК», в том числе 3 эсминца проекта 956, 7 БПК проекта 1155 и один – проекта 1155.1, из которых один 956, один 1155 и один 1155.1 находятся в ремонте, а на ходу всего 8 кораблей, включая ограниченно годный (то есть, по всей видимости, непригодный к океанским походам) «Адмирал Ушаков». На четыре флота.

Естественно, в этих условиях скорость и качество ремонтов оставшихся БПК и эсминцев, как говаривал Владимир… нет, не Владимирович, а Ильич, архиважно и архинужно. Но БПК «Адмирал Чабаненко», ушедший в ремонт в 2015 г, застрял в нем то ли на 7, то ли на 8 лет. Кстати, интересный факт. «Адмирал Чабаненко» — один из самых современных кораблей нашего флота, он был заложен в 1989 г. и вступил в строй через 10 лет, в 1999 г. То есть во времена «развитого социализма» мы головной БПК проекта 1155 «Удалой» строили 3,5 года, решительно отмежевавшись от замшелого коммунистического прошлого аналогичный по сложности «Адмирал Чабаненко» создавали 10 лет, ну а теперь, преодолев провалы «диких 90-х» и вступив, наконец-то, в светлое инновационно-капиталистическое будущее, будем его ремонтировать примерно столько же времени, за сколько построили. Конечно, 7 или 8 лет не равны 10, но кто сказал, что недавняя «сдвижка вправо» — последняя?

Наибольший интерес представляет собой причина подобной… ну, говорить «преступной халатности» мы не будем, у нас же не тридцать седьмой год. Но все-таки, почему так долго? Можно было как-то понять, если бы затевалась какая-то капитальная модернизация, принципиально меняющая облик корабля и включающая в себя установку новейшего, недоработанного, недоиспытанного еще вооружения и оборудования. Не готово производство, подводят подрядчики, начудили «эффективные менеджеры» и т.д. и т.п.

Однако, как сообщает уважаемый ресурс флотпром, со ссылкой на неназванный, правда, источник в судостроительной отрасли, виной всему вовсе не технические сложности, а банальный недостаток финансирования. Подобное объяснение выглядит совершенно непонятно – оно ничего не объясняет, но порождает множество вопросов. Дело в том, что причины подобного дефицита могут быть очень и очень разными.

Вариант первый. Специалисты Минобороны вместе с кораблестроителями продумали объемы требуемого ремонта БПК, согласовали его с ОСК, совместно определили его стоимость, подписали договор и включили его в бюджет МО РФ. Но ведь МО РФ само денег не зарабатывает – ему их выделяет государство, и, если государство не смогло своевременно профинансировать Минобороны, то, конечно, возникает дефицит финансирования. И виновато здесь государство, которое не смогло обеспечить финансирование утвержденного им же бюджета Минобороны.

Вариант второй. Объем и стоимость ремонта «Адмирала Чабаненко» МО определило, утвердило и согласовало, государство своевременно профинансировало бюджет Минобороны, но… к сожалению, возникли какие-то сверхплановые затраты, или же просчеты в определении стоимости других, более важных чем ремонт «Адмирала Чабаненко» мероприятий. И вот, получается, что приходится перераспределять деньги в пределах бюджета, отрывать их у БПК и чего-то еще, чтобы финансировать возникшие дефициты. Тут уже виновато Минобороны – не смогло как следует спланировать свои траты.

Есть и третий вариант — запланировали ремонт, запланировали сумму на него, приступили к выполнению. и, в ходе работ обнаружили, что ремонтировать надо не только то, что задумали, а еще и вот то, и это, а вот эти агрегаты надо полностью менять и срочно, потому что вообще неясно, почему, пребывая в таком состоянии, корабль до сих пор не затонул прямо у причальной стенки. Так что объемы работ возросли многократно, а средств под это запланировано не было.

Вот только, судя по тексту высказывания, мы имеем дело совсем с другим дефицитом. Дело в том, что, когда о срыве сроков ремонта говорилось в предпоследний раз, а случилось это в декабре 2017 г., источник сказал дословно следующее:

То есть ситуация с ремонтом БПК складывалась так. В самом начале 2015 г. «Николай Чабаненко» встал на ремонт на 35-ый судоремонтный завод. Затем 5-го февраля того же, 2015 года, производственники сообщили о выполнении первого этапа докования – демонтировали гребные винты и валы, рулевое устройство, провели большие работы по ремонту и замене донных патрубков и патрубков кингстонных ящиков, покрасили наружную обшивку, а затем… А затем, дело, похоже встало, потому то Минобороны так и не определило объемы модернизации корабля. И такое положение сохранялось, как минимум до конца 2017 года, то есть, практически на протяжении почти трех лет! Конечно, какие-то работы на корабле наверняка ведутся (в пределах абсолютно необходимого ремонта, без которого не обойтись совершенно наверняка), но это, похоже, и все.

Черный юмор ситуации заключается в том, что в 2015 г., когда корабль встал в док, в пресс-службе «Звездочки» заявили, что ремонт продлится не менее 3 лет. Что же, с учетом того, что за первые три года ремонта заказчик так и не смог определиться с тем, что же именно он собирается ремонтировать, можно сказать, что не ошиблись…

А если без шуток, то ситуация с «Николаем Чабаненко» выглядит форменным разгильдяйством и нераспорядительностью, но на этот раз – не государевых финансистов, и не кораблестроителей, а людей в погонах, ответственных за обновление и ремонт корабельного состава.

Да, после 2014 г. у нас многое поменялось. Да, финансирование Минообороны подвергалось серьезному пересмотру. ГПВ 2011-2020 гг. была, фактически, свернута, в связи с тем, то у государства не хватало средств на ее реализацию. Да и откуда бы они взялись, эти деньги? Финансирование ГПВ 2011-2020 при общем объеме в 20 трлн. руб. предполагалось такое: в течение первых пяти лет – 5,5 трлн. руб., в последующие 5 лет – остальные 14,5 трлн. руб. Где государство собиралось брать средства на почти трехкратный рост затрат на вооруженные силы в 2016-2020 гг? Удвоение ВВП за пятилетку? Нефть по 500 долл./баррель?

Ну а тут как раз подоспел государственный переворот на Украине, иностранные санкции, падение цен на нефть, абсолютно безграмотная политика Центрального Банка РФ по смягчению влияния этих угроз на отечественную экономику (что оказалось для экономики страны намного страшнее, чем сами угрозы) и стало ясно, что нам столь амбициозная программа не по силам.

Итак, объективная реальность больно ударила по доходной части бюджета Минобороны. Но, с другой стороны, очень быстро стала вырисовываться и экономия затратной части военного бюджета. Вынужденная экономия, возникшая не потому, что военные были склонны отказываться от каких-то вооружений, а потому, что отечественная промышленность во многом оказалась не готова реализовывать столь масштабную программу. Разработка ключевых систем оружия, таких как ПАК ФА, «Армата», ЗРК «Полимент-Редут» и т.д. и т.п. задерживались, в других случаях предприятия не были способны производить военную продукцию в объемах, требуемых Минобороны. Особенно характерен здесь эпический провал кораблестроительной программы. Где 10 «Бореев», 10 «Ясеней», 20 неатомных ПЛ, 39 корветов и фрегатов, не считая уж 4 универсальных десантных кораблей, из которых 2 мы были должны строить на собственных верфях, 6 БДК типа «Иван Грен» и т.д.? И это ведь не денежный вопрос – на подводные атомоходы денег не жалели, но даже урезанная до 7 единиц серия Ясеней в строй до 2020 г заведомо не войдет. И, прямо скажем, даже если бы прямо сейчас на нас свалился американский военный бюджет, 2 300 «Армат» к 2020 г. в войска не поставить.

Иными словами, если доходная часть бюджета МО РФ сильно сократилась, но «экономия поневоле», связанная с неспособностью нашего ВПК реализовать столь амбициозные программы, значительно уменьшили расходную часть. Конечно, все это осложняло планирование бюджета Минобороны, но не до такой же степени, чтобы нельзя было согласовать объемы ремонта боевого корабля 1-го ранга на протяжении трех лет!

Ведь, когда начинается эпоха экономий и секвестров, вооруженным силам, как и любой иной структуре, приходится «по одежке протягивать ножки», оставляя только самое важное и нужное. И, казалось бы, совершенно очевидно, что вернуть в состав действующего флота весьма современный, и совсем не старый еще корабль для нас намного полезнее, чем годами держать его в доке, предаваясь размышлениям о том, как же было бы лучше его отмодернизировать. Ведь очевидно, что в условиях внешнеполитической напряженности, когда Президент ставит задачу обеспечить военно-морское присутствие в Средиземном море, каждый корабль 1-го ранга для нас на вес золота.

Давайте вспомним, что представляет из себя БПК «Адмирал Чабаненко». Долгое время ВМФ СССР исповедовал концепцию «парного противостояния», противопоставляя паре американских универсальных эсминцев типа «Спрюэнс» отечественную пару кораблей специализированной постройки – БПК проекта 1155 и эсминец проекта 956. При этом предполагалось, что эффективность отечественной пары будет выше за счет специализации. Однако на практике подобная концепция себя не оправдала, флот нуждался в универсальных кораблях. Строго говоря, для этого нужен был эсминец совершенно нового проекта, но, по всей видимости, для ускорения процесса пошли по пути совершенствования БПК проекта 1155 – вместо восьмерки противолодочных ракетоторпед «Раструб-Б» поставили 8 ПКР «Москит», но ПЛУР на корабле все же сохранили, так как штатные торпедные аппараты могут использовать ракето-торпеды «Водопад», АК-630М заменили ЗРАК-ами, вместо пары 100-мм АУ установили 130-мм спарку и т.д.

Получившийся корабль, конечно, не претендует на звание «не имеющего аналогов в мире» и по ряду параметров серьезно уступает «Арли Берку», но все же представляет собой достаточно грозное боевое средство, и вполне способен оказывать «проекцию силы» на флот вероятного противника.

Каковы бы ни были велики возможности АУГ, но за пару секунд утопить сопровождающий ее БПК проекта 1155.1 едва ли возможно, а вот под ударом восьми сверхзвуковых низколетящих «Москитов» не захотел бы оказаться ни один командир авианосца США. Иными словами, несмотря на неоптимальность вооружения (отсутствие ЗУР средней и большой дальности, малая дальность ПКР «Москит») БПК «Адмирал Чабаненко» и сегодня представляет собой весьма опасный для неприятеля корабль. И, раз уж денег на все нужное стало решительно не хватать, нам следовало не ломать голову над объемами модернизациями «Николая Чабаненко», а просто восстановить его техническую готовность и вернуть в строй. БПК сегодня не исполнилось и 20 лет, это один из самых молодых кораблей 1-го ранга, он – потомок надежных, как автомат Калашникова БПК 1155, ему служить да служить, но… Он уже четвертый год стоит на 35 СРЗ. И будет стоять еще невесть сколько, но минимум – года три-четыре, потому что кто-то на протяжении несколько лет (!) не смог определиться с «объемами модернизации».

Правда, по некоторым данным, сейчас с этими объемами все же определились. И начался следующий этап – разработка конструкторской документации для ее проведения, который Северное ПКБ сможет подготовить… не ранее декабря 2019 г. Что мешало определить возможные объемы работ и подготовить техдокументацию до того, как корабль встанет в ремонт, или хотя бы в период 2015-2018 гг.? Ведь это не такое уж затратное мероприятие, которое во всяком случае понадобится не сегодня, так послезавтра, потому что «Николаю Чабаненко» служить еще лет 20, и это явно не последняя его модернизация. Однако, имея готовую техдокументацию, к ее «воплощению в металл» можно было бы приступать сразу же, как только решение о проведении модернизации будет принято.

Но нет. Мы лучше поставим корабль в ремонт, три года подумаем, как его модернизировать, потом свыше года будем делать техдокументацию для того, что придумали, потом…

И все это время корабль в 7 640 т. стандартного водоизмещения, напичканный «Москитами» и «Кинжалами», на борту которого стоит лучший гидроакустический комплекс из всех, которыми на сегодняшний день располагают наши БПК и эсминцы, простоит в доке.

А боевые службы в Средиземном море будут нести 950-тонные малыши класса река-море – малые ракетные корабли типа «Буян».

Источник

Читайте также:  Ремонт тойота камри xv10
Оцените статью