- Бизнес-план автосервиса
- Описание проекта автосервиса
- Актуальность бизнеса по ремонту авто
- Ситуация на рынке
- Анализ рынка и конкурентов
- Разновидности СТО
- Выбор основного направления деятельности
- Что нужно для начала?
- Как новичку выбрать автосервис и не разориться
- Какие бывают автосервисы
- 1. Дилерские техцентры
- 2. Крупные техцентры
- 3. Профильные/клубные сервисы
- 4. Гаражные мастерские
- Сколько стоит обслуживание в разных автосервисах
- Как выбирать сервис
- Личный опыт
Бизнес-план автосервиса
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
- Официальные дилеры. Это сетевые сервисы, которые обслуживают автомобили конкретной марки. Встречаются в России не так часто; спрос на услуги таких дилеров умеренный, в том числе по причине высоких цен.
- СТО, обслуживающие ТС одного производителя или конкретной модели. Работа в этой нише рискованна, поскольку бизнес ограничен определенной группой потребителей.
- Одиночные СТО с или без аккредитации. Спрос на такие сервисы высокий, цены на услуги значительно более приемлемые в сравнении с официальными центрами.
- Автосервисы в гараже. В незарегистрированных СТО, работающих подпольно, можно сделать недорогой ремонт, но профессионализм работников зачастую не слишком высокий.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
- шинoмoнтaж. Рaбoтa c кoлecaми: балансировка, замена peзины, ремонт шины и т.д.;
- диагностика и рeмoнт. Автocepвиc будет paбoтaть c мaшинaми paзных мapoк. Бoльшaя чacть paбoт cвязaнa c двигaтeлeм и хoдoвoй чacтью;
- кyзoвные paбoты. Ремонт кyзoвa: cвapкa, пoкpacкa, pихтoвкa;
- автомойка.
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Источник
Как новичку выбрать автосервис и не разориться
Свой автомобиль требует больших затрат не только на бензин, страховку, парковку, но и на техобслуживание и ремонт. Рассказываем, как правильно выбрать автосервис, чтобы не переплачивать и не переделывать.
Какие бывают автосервисы
В Москве работает огромное количество различных СТО, все их можно разделить на несколько категорий:
1. Дилерские техцентры
Официалы оказывают услуги не только по продаже автомобилей, но также и по их гарантийному и постгарантийному обслуживанию и ремонту, дооснащению и переоснащению транспортных средств. Главный плюс от посещения таких СТО — сохранение заводской гарантии. Хотя фактически вы привязаны к дилеру, пока срок обязательств производителя не истечёт. При обслуживании допускается использовать только оригинальные запчасти, расходники и технические жидкости. Конечно, вы не обязаны приобретать их в сервисе, но и в магазинах их цена будет высокой. Также здесь будет высокой и стоимость самой работы. Они используют дорогое оборудование, которое позволяет не только выполнить комплексную диагностику всех электросистем автомобиля, но и проводить адаптацию агрегатов (например, при установке новых блоков управления или датчиков прописывать их в системе, чтобы происходила согласованная работа) и кодирование блоков управления. К сожалению, дилеров нельзя назвать панацеей. Сотрудники этих сервисов — тоже люди и тоже нередко ошибаются. Кроме этого, официалы обычно не занимаются сложным ремонтом. Если обнаружен серьёзный дефект одного из механизмов, то они обычно предлагают замену в сборе. Это плюс, когда речь идёт о гарантийном случае. А если оплачивать операцию нужно самостоятельно — то это будет стоить очень дорого.
2. Крупные техцентры
Чаще всего такие СТО мультибрендовые — работают с автомобилями всех марок и моделей. По масштабам эти сервисы не уступают дилерским. Здесь также к вашим услугам большая и комфортная клиентская зона, где можно почитать глянцевые журналы, выпить чашечку бесплатного кофе и посмотреть ТВ на большом экране.
Фото крупного техцентра Fit Service, источник фото — fitauto.ru
Аппетиты этих сервисменов скромнее, чем у официалов, но не намного. Все удобства, которыми вы пользуетесь, закладываются в итоговую стоимость услуг. Центры отлично оборудованы . Это позволяет предлагать перечень услуг, сопоставимый с официалами. Безусловный плюс — возможность использовать неоригинальные запчасти и расходники. Это позволяет прилично сэкономить. Существенный минус крупных СТО заключается в их мультибрендовости. К сожалению, не существует мастеров, которые бы одинаково глубоко и детально разбирались в нюансах работы механизмов всех производителей. Поэтому вместо сложного ремонта они часто предлагают просто заменить механизмы . При этом здесь вам предложат как новые, так и б/у детали.
Вот несколько примеров таких сервисов:
3. Профильные/клубные сервисы
Такие СТО специализируются на конкретной марке автомобилей. Записать свою Audi в мастерскую Mercedes-Benz будет невозможно, даже если требуются самые простые работы. Это сокращает число потенциальных клиентов, однако позволяет сосредоточиться на нюансах обслуживания и ремонта ограниченного круга машин. Также эти техцентры оборудованы специализированной компьютерной аппаратурой, которая позволяет проводить большое количество операций — от диагностики до кодировки блоков управления. Цены в таких сервисах достаточно лояльные, потому что у них нет больших бюджетов на рекламу и плотного потока новых посетителей. Они стараются превратить каждого случайного клиента в постоянного. По этой же причине здесь редко обманывают и навязывают бесполезные услуги, потому на них работает сарафанное радио. Ещё один плюс — возможность использовать неоригинальные запчасти и плотная работа с тематическими авторазборами. Это позволяет приобретать подержанные запчасти в проверенных местах.
Список сервисов для разных марок:
4. Гаражные мастерские
Такие сервисы представляют собой 1 – 2 гаражных бокса, которые оборудованы подъёмниками. Неприглядность помещения, в котором находится мастерская, ещё не говорит о том, что здесь не могут работать мастера с большим опытом. Нередко собственное дело начинают как раз-таки бывшие работники дилерских центров или крупных сервисов. Их опыт и отсутствие посредников позволяет зарабатывать таким образом больше. Конечно, из-за гаражных условий стоимость услуг будет намного ниже, чем у конкурентов. Однако не рассчитывайте на качественное выполнение сложных работ, в том числе на обновление прошивок электронных блоков управления (ЭБУ). При отсутствии профессионального компьютерного оборудования провести такие работы невозможно. С осторожностью стоит подходить и к покраске деталей в таких сервисах. Приобретать полноценную покрасочную камеру невыгодно (небольшое количество клиентов не позволит быстро окупить вложения). А малярные работы в полукустарных условиях приводят к плохим результатам.
Сколько стоит обслуживание в разных автосервисах
Сравним стоимость регламентных операций по обслуживанию одной из самых популярных моделей бюджетного сегмента — Hyundai Solaris второго поколения — в разных автосервисах.
Регламентное обслуживание ДВС (замена масла, масляного и воздушного фильтра):
1. Официальный дилер Hyundai Авилон предлагает провести такую операцию за 5890 ₽. В эту стоимость также входит диагностика автомобиля по 36 пунктам, проверка АКБ и замена салонного фильтра.
2. Fit Service (крупная сеть автосервисов с большим количеством филиалов по всей России) эти же операции оценивает в 890 ₽. Правда, за замену воздушного фильтра придётся доплатить 190 ₽, а также 490 ₽ за установку салонного. Таким образом, ТО без учёта стоимости запчастей обойдётся в 1570 ₽.
3. В клубном сервисе замену масла и масляного фильтра оценивают в 500 ₽, а за воздушный и салонный придётся доплатить по 200. На все работы по техническому обслуживанию понадобится 900 ₽.
4. В гаражных сервисах за такие работы возьмут от 800 до 1000 ₽. В большинстве случаев итоговая стоимость будет зависеть от мастера, так как конкретного прайс-листа такие СТО зачастую не имеют.
Замена передних амортизаторов:
1. Официалы потребуют за такую операцию (с одной стороны) 4575 ₽. Так как эти детали всегда меняются парно (на одной оси), то мероприятие обойдётся вам в 9150 ₽.
2. В Fit Service такую работу оценивают в 3780 ₽ за ось (то есть за пару элементов).
3. Профильная СТО просит за замену одного амортизатора 1200–1500 ₽. То есть установка новой пары элементов обойдётся в 2400–3000 ₽.
4. Гаражная мастерская осуществит подобную работу за 2500–3000 ₽.
Замена тормозных колодок и дисков:
1. Дилер предлагает услугу по замене передних колодок за 3050 ₽. Установка новых дисков обойдётся в те же 3050 ₽, но за одну сторону. То есть суммарно замена дисков будет стоить 6100.
2. Fit Service проведёт те же работы несколько дешевле. Замена колодок — 1290 ₽, а дисков — 1890 за ось (то есть за пару).
3. В профильном техцентре такая услуга обойдётся в 600–800 ₽ за колодки и 1200–1400 ₽ за комплект дисков.
4. Поездка в гаражную мастерскую позволит сэкономить ещё существеннее. Так, замена колодок оценивается в 800–1000 ₽, а дисков — в 1000 за пару.
Безусловно, стоимость работ зависит как от конкретной марки и модели, так и от конфигурации основных агрегатов. Также серьёзно может разниться и стоимость запчастей.
Как выбирать сервис
Неправильно отталкиваться только от стоимости услуг. Нужно оценивать возможности мастеров СТО и не поручать программирование блоков управления гаражным слесарям. В лучшем случае вы потратите деньги и время впустую. В худшем — потребуется покупка новых блоков. Вот оптимальная схема — пока автомобиль находится на заводской гарантии, обслуживание и ремонт следует производить в дилерских центрах. Экономия в этом случае может выйти боком — вам потом откажут в замене крупного дорогостоящего узла за счёт производителя. Постгарантийное обслуживание у дилера невыгодно, да и большого смысла не имеет. Лучше обращаться в крупные техцентры или в клубные сервисы. Что же касается гаражных мастерских — их услугами можно пользоваться, только если речь идёт о проверенных специалистах. Например, это могут быть ваши хорошие знакомые. Также можно обратиться в сервис, который посоветуют более опытные автомобилисты из числа друзей.
Выбрать выгодную страховку для своей машины
Личный опыт
Мой водительский стаж составляет почти 10 лет, сейчас у меня уже четвёртая по счёту машина. За это время я обращался в сервисы из каждой категории.
С дилерами у меня не заладилось с самого начала. Во-первых, в намеченный день планового ТО машина начала троить. Я наивно решил, что поломка произошла как нельзя кстати — помимо регламентных работ проведут ещё и ремонт. Однако я ошибался: пролистав мою сервисную книжку, менеджер сказал, что в ней не хватает какой-то печати дилера, который продал автомобиль. По его словам, обслуживание в рамках гарантии без этой отметки невозможно. Несмотря на то, что выбранный техцентр относился к той же сети, сами они проставить нужные печати почему-то не смогли. На вопрос о диагностике менеджер предложил оставить автомобиль на сутки, чтобы выяснить причины троения, из-за высокой загрузки мастеров. Пожелав им удачи, я отправился на ближайшую крупную СТО, где смог в течение нескольких часов не только поменять масло и фильтры, но и выяснить, что двигатель троит из-за выхода из строя модуля зажигания. Нужная запчасть была доставлена со склада, и уже к вечеру я ехал домой на исправной машине. После этого решил больше не возвращаться к дилеру.
С крупным техцентром, постоянным клиентом которого я был длительное время, разошёлся из-за мелочи. Захотелось украсить машину, и я купил повторители поворотников для боковых зеркал заднего вида. Установить их решил в том самом техцентре. Так как такая работа не является профилем этой СТО, менеджер долго мне рассказывал о вреде вмешательства в электросистему автомобиля. А когда понял, что меня не переубедить, попробовал повлиять на мое решение иначе. Он назвал цену, которая вызвала бы смущение даже у официалов.
Так началось мое знакомство с гаражными мастерскими. Выбор СТО был основан на том, что мастера обещали установить интересующий меня аксессуар за полтора часа и по приемлемой стоимости (почти в 3 раза дешевле, чем было предложено в техцентре). Качество работы меня устроило, поэтому я продолжил обращаться к ним. Со временем общение перешло на товарищеский уровень со всеми вытекающими — от скидок для меня и моих друзей до возможности приехать практически в любое удобное для меня время.
Некоторое время спустя я сменил автомобиль на более технологичный. Так что достаточно скоро мне пришлось столкнуться с неловкой ситуацией: знакомым мастерам явно не хватало знаний и оборудования для проведения нужных работ, но признаваться в этом они наотрез отказывались, тщетно пытаясь решить поставленную задачу. С этого момента я начал поиск профильного сервиса. Сегодня я обращаюсь в две СТО. Когда понимаю, что задача трудная, требует серьёзных познаний и соответствующего оснащения, еду в клубную СТО. По более мелким вопросам обращаюсь в гаражный сервис.
Имея определённый багаж знаний об устройстве автомобиля и среднерыночной стоимости услуг, сложно оказаться жертвой недобросовестных сервисменов. В остальных случаях лучше искать СТО через опытных знакомых. Иначе можно не только серьёзно потратиться, но и усугубить неполадки, которые есть в системах вашей машины.
Источник