Гелькоут для ремонта лодки

Про гелькоут, корпус и покрытия

Основная разница между видами гелькоута заключается в типе используемых в качестве основы смол — эпоксидных или полиэфирных

Что такое гелькоут

Гелькоут — изготовленное на основе синтетических смол покрытие для композитных конструкций. Это декоративный отделочный слой, призванный защищать стеклопластиковый корпус лодки от осмоса и старения под воздействием ультрафиолета. Кроме того, гелькоут обеспечивает блеск поверхностей, что делает вашу лодку чертовски привлекательной.

Типы гелькоута

Основное их различие заключается в используемых в качестве основы смолах — эпоксидных или полиэфирных, получаемых в результате синтеза с участием жидких органических соединений как исходных компонентов. Обычно смолы имеют двухкомпонентный (сополимеры) состав или даже состоят из трех веществ — собственно смолы, отвердителя и пластификатора, которые при смешивании образуют прочную жесткую структуру. Существуют различные типы гелей: высокотемпературные, конструкционные (весьма твердые) и другие, более эластичные, причем все могут использоваться для корпусов и надстроек.

Цветные гелькоуты

Правильно подобранный цветной гелькоут в состоянии придать потертой лодке отличный вид. В бесцветный состав можно добавить краситель и добиться любого оттенка, что не так давно продемонстрировали крупнейшие производители яхт — Azimut, Mochi и Sunseeker. Например, голубой, красный или черный гелькоут выглядит эффектным элементом декора корпуса судна.

Что лучше — гелькоут или краска?

Гелькоут является составной частью структуры лодки и служит дополнительной защитой от ультрафиолетовых лучей и осмоса. Его слой толще, чем у краски, он более устойчив к сколам и царапинам, поэтому его вряд ли придется наносить заново через год-два. Небольшие изъяны покрытия обычно можно заполировать специальными пастами. Краску из-за ее структуры полировать сложнее, но легче быстро обновить, перекрасив в подходящий цвет поврежденный участок. Подобрать правильный оттенок гелькоута при ремонте крайне затруднительно, но если это сделано профессионально, разницу заметит не каждый.

Толщина гелькоута

Средняя толщина составляет 0,5–0,8 мм, и на разных лодках она разная. Каждая верфь следует собственным стандартам нанесения гелькоута; так у разных автомобилей высокое качество окраски достигается при разном количестве слоев. Различия не катастрофические, ибо гелькоут нельзя наносить толстымслоем — в этом случае он становится хрупким и предрасположенным к растрескиванию.

Цветной гелькоут, белый или прозрачный — что быстрее выцветает и разрушается?

Все типы гелькоута рано или поздно стареют, но на цветном покрытии это более заметно. Белый гелькоут лучше отражает ультрафиолетовые лучи, тогда как темно-синий или черный их поглощает, при этом сильно нагреваясь, следовательно, и быстрее разрушаясь. Точнее, в темном гелькоуте не пигмент из окислов металлов выцветает, а сама связанная смола меняет цвет. Это происходит оттого, что температура темной поверхности заметно выше, чем светлой. Поэтому, хотя новые темные корпуса выглядят эффектно, белые корпуса до недавнего времени были предпочтительнее. Если вы вынуждены выбрать темный гелькоут, попробуйте поступить так: ограничьте площадь его нанесения надводными частями борта, а надстройка, на которую попадает большая часть ультрафиолета, пусть будет белой.

Гелькоут какого цвета более стойкий?

Общий принцип таков: темные цвета сохранить труднее, чем светлые, а белый гелькоут разрушается медленнее остальных. Окисление сильно проявляется в красном материале, и красный, как известно, быстро приобретает нежелательный розовый тон. На цветном гелькоуте более заметны следы от помывки лодки, и единственный способ от них избавиться — досуха, невзирая на боль в пояснице, вытирать яхту после каждой мойки. Помимо цвета красителя, на стойкость гелькоута сильно влияет ориентация поверхностей: горизонтальные принимают на себя гораздо больше ультрафиолета, чем вертикальные.

Как ухаживать за гелькоутом

Если о гелькоуте заботиться, яхта сможет долго сохранять первоначальный внешний вид. Следует применять высококачественные полироли, защищающие от ультрафиолета, смягчающие действие солнца и морской соли. Не используйте агрессивные химикаты, поскольку они могут привести к резкому размягчению гелькоута. Не стоит мыть лодку жесткой водой; она столь же вредна, как и соль, которую вы пытаетесь смыть: магний и кальций могут повредить покрытие. Возьмите за привычку после каждого выхода в море мыть яхту пресной водой, поскольку это единственный способ удалить соль и въевшуюся грязь с поверхности корпуса. Из-за соли корпус тускнеет; соль может царапать гелькоут, особенно когда вы вытираете его ветошью.

Считается, что полировка необходима хотя бы раз в год, однако качественное покрытие и тщательный уход гораздо эффективнее

Чем вреден ультрафиолет

Вред излучения для смолы проявляется в том, что гелькоут выцветает. В гелях темных цветов деградация достигает глубины в несколько микрон. Рано или поздно гелькоут может стать тусклым, мутным, и вам придется срочно принимать меры. Время является решающим фактором: за два года под палящим солнцем вы можете полностью «убить» незащищенные надводные части бортов, а потом заплатить кучу денег за их восстановление.

Как часто следует шлифовать и полировать гелькоут?

Чем реже вы это делаете, тем лучше, хотя, если использовать неагрессивную полироль и мягкий материал, проблем быть не должно. Но, поскольку толщина гелькоута относительно невелика, а вы, к примеру, каждые полгода используете для шлифовки грубую пасту, гелькоут можно быстро стереть. Применяя воск на силиконовой основе, важно помнить, что за два месяца в воде он растворится и защита кончится. Потребуется повторная обработка, а это опять деньги и время.

Какую полироль использовать?

Как правило, серьезная шлифовка и полировка требуются только в крайних случаях, и здесь полировка предпочтительнее. Владельцы лодок подбирают полироли на свой вкус, но важно обеспечить качественную защиту яхты от ультрафиолета. Ведь вы не выйдете под палящее солнце без защитного крема, так пожалейте и свою лодку. Лучше использовать полироль, которая снимет минимальный слой гелькоута, обеспечив при этом надежную защиту от солнца и внешний вид корпуса.

Читайте также:  Сроки гарантийного ремонта мягкой мебели

Как реанимировать выцветший гелькоут?

Скорее всего, вам придется снять поврежденный слой с помощью шлифовальной пасты (с водой или без). Затем, нанеся новый защитный слой, вы оживите состарившееся покрытие. Можно полностью заменить гелькоут, но это недешевая процедура. В некоторых случаях выгоднее покрасить старый гелькоут качественной морской краской.

Гелькоут служит дополнительной защитой корпуса и надстроек от ультрафиолета и осмоса

Что, кроме ультрафиолета, вредно для гелькоута?

Кристаллы морской соли, атмосферные выбросы в виде кислотного дождя и «желтая» пыль (последние два фактора особенно актуальны в Азии). Рекомендуем пользоваться известным моющим средством Fairy — оно безвредно для гелькоута. Обычно на надводных частях корпуса появляются следы от кранцев, но эти потертости легко полируются. Вопреки расхожему мнению, от таких потертостей чехлы для кранцев не защищают. Напротив, въевшаяся в них грязь и оставшийся в ткани песок усугубляют повреждения. Кранцы следует регулярно мыть, а чехлы чистить, чтобы предотвратить износ гелькоута под ними. редакционную Beneteau Swift Trawler 34, специалисты заметили, что прошло всего четыре месяца не самого жаркого британского лета, а на белой надстройке появились признаки старения гелькоута. В таком случае важно немедля провести обработку. Многие заблуждаются, думая, что разовая полировка сохранит гелькоут на целый год. Единственный способ сохранить защитные качества и зеркальный блеск гелькоута в течение долгого времени — регулярный и тщательный уход. Некоторые производители яхт тратят десятки тысяч евро на восстановление гелькоута по гарантии, но если бы они вложили хотя бы часть этих денег в изменение технологии, то избежали бы лишних затрат и разбирательств с клиентами. Недавно немецкий химический концерн Bayer представил новую технологию производства гелькоута. Благодаря так называемым карбоновым нанотрубкам покрытия станут более устойчивыми к трению и износу, поглощающими ультрафиолет и активно противостоящими выцветанию. В настоящий момент новые гелькоуты проходят тестирование на каяках, но Bayer в ближайшее время собирается опробовать технологию на больших лодках.

Как продлить жизнь гелькоута?

Как уже говорилось, ультрафиолетовый спектр солнечного излучения — самый страшный враг гелькоута, поэтому владельцу яхты нужно регулярно проводить защитную обработку либо самостоятельно, либо нанимая подрядчика. В яхтенных магазинах есть составы, способные на три- четыре месяца защитить гелькоут от солнца. Когда мы обрабатывали редакционную Beneteau Swift Trawler 34, специалисты заметили, что прошло всего четыре месяца не самого жаркого британского лета, а на белой надстройке появились признаки старения гелькоута. В таком случае важно немедля провести обработку. Многие заблуждаются, думая, что разовая полировка сохранит гелькоут на целый год. Единственный способ сохранить защитные качества и зеркальный блеск гелькоута в течение долгого времени — регулярный и тщательный уход. Некоторые производители яхт тратят десятки тысяч евро на восстановление гелькоута по гарантии, но если бы они вложили хотя бы часть этих денег в изменение технологии, то избежали бы лишних затрат и разбирательств с клиентами. Недавно немецкий химический концерн Bayer представил новую технологию производства гелькоута. Благодаря так называемым карбоновым нанотрубкам покрытия станут более устойчивыми к трению и износу, поглощающими ультрафиолет и активно противостоящими выцветанию. В настоящий момент новые гелькоуты проходят тестирование на каяках, но Bayer в ближайшее время собирается опробовать технологию на больших лодках.

МНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

ОЛИВЕР УИНБОЛТ, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ВЕРФИ FAIRLINE

Как наносится гелькоут?

В основном это делается вручную либо с использованием технологии напыления.

На какой стадии производства наносится гелькоут?

Это происходит на начальной стадии выклейки, когда формуются основные части конструкции. После нанесения гелькоут покрывают стеклотканью, смолой, пенопластом и другими компонентами, которые вместе в итоге образуют корпус.

Какой гелькоут вы используете и какой толщины покрытие?

Мы применяем изофталевое покрытие. Толщина гелькоута при постройке моторной яхты зависит от его состава и метода нанесения. Обычно, согласно минимальным требованиям, наносится два слоя по 500 микрон. Заметим, что толщина гелькоута не зависит от размеров лодки.

Какие расцветки гелькоута вы предлагаете?

Можно выбирать из пяти цветов: белый, черный, синевато-стальной, бежевый и темно-синий. Мы начинали с белого и темно- синего, но с годами расширили цветовую гамму. Недавно появился черный гелькоут.

Надо ли доплачивать за цветное покрытие и почему?

За некоторые цвета мы берем дополнительную плату, поскольку общая стоимость зависит от количества используемого красителя и времени обработки.

Создала ли мода на цветной гелькоут проблемы для вас?

Поскольку цветные покрытия становятся все более популярными, важную роль играют тесты на их устойчивость к ультрафиолетовому излучению. Совместно с поставщиком гелькоута мы провели ряд экспериментов, моделируя длительное воздействие солнца, которые позволили оценить надежность красителя.

Данная статья была опубликована в журнале Motor Boat & Yachting, выпуск 01 (7) / Январь-Февраль 2011.

Источник

Ремонт декоративного покрытия корпусов лодок из стеклопластика. Гелькоут

Владельцы стеклопластиковых мотолодок, катеров и яхт часто жалуются на выцветание первоначально яркой и глянцевой поверхности, на появление на днище пузырей и трещин, которые увеличивают сопротивление воды движению, повышают расход горючего (о способах экономии топлива см. на этой странице).

Эти повреждения происходят в наружном декоративном (окрашенном пигментом) слое связующего, который судостроители иногда называют гелькоутом (от англ. gelcoat). Этот слой представляет собой пленку толщиной около 0,6 мм, которая образуется после полимеризации окрашенного слоя связующего, нанесенного на поверхность матрицы первым — до укладки в нее основных слоев, армированных стекловолокном или стеклотканью.

Читайте также:  Текущий ремонт памятников культурного наследия

Помимо окраски корпуса в определенный цвет, гелькоут выполняет и другую, еще более важную функцию — защиты ламината, т. е. внутренних основных слоев стекломатериала от проникновения к ним воды, от образования при этом в микроскопических пустотах и каналах, которые всегда имеются в толще стекломатериала, кислотных растворов веществ, входящих в состав связующего. По этой причине при особо неблагоприятных условиях хранения судна (преимущественно на воде, при высокой температуре воды летом и морозах зимой), а также при недостаточном внимании к состоянию декоративного слоя срок службы пластмассового корпуса лодки может существенно сократиться — до 8-10 лет.

Основной принцип ухода за декоративным слоем во время эксплуатации судна — это своевременная ликвидация очагов развития осмоса и восстановление водозащитных функций гелькоута.

Явление осмоса — это изменение концентрации кислотного раствора в пустотах стеклопластика (кавернах) за счет фильтрации молекул забортной воды через полупроницаемую пленку гелькоута. Напомним, что при осмосе раствор высокой концентрации, находящийся в кавернах, как бы всасывает молекулы растворителя — забортной воды. Вследствие этого давление внутри каверн возрастает до 5-6 атмосфер (так называемое осмотическое давление), пленка гелькоута сначала вспучивается — в виде пузырей, а затем лопается, образуя крестообразные трещины. Через трещины забортная вода проникает к слоям ламината, и процесс продолжает развиваться уже в прочных слоях стеклопластика. Декоративный же слой постепенно выкрашивается и отслаивается.

Процесс этот развивается в течение довольно длительного периода — от нескольких месяцев до 5-8 лет. В начальной стадии пузырьки на декоративном слое могут иметь совершенно незначительные размеры: например, будут диаметром с булавочную головку. Такие пузырьки не нарушают защитных функций декоративного слоя, если только ими не охвачены значительные поверхности. Не требуется немедленно удалять их и восстанавливать декоративный слой, но не более чем через 4-5 месяцев надо внимательно осмотреть эти же места и оценить развитие размеров пузырьков и общей площади, на которой они были обнаружены.

Дефекты декоративного слоя пластиковой лодки


а — пузыри; б — отслоение и растрескивание.
1 — закрытый пузырь; 2 — трещины в вершине пузыря — результат осмоса; 3 — открытая каверна;
4 — отстающая кромка гелькоута; 5 — обнажившаяся стеклоткань основного слоя (ламинат).

При дальнейшем течении процесса пузырьки располагаются в виде цепочек или объединяются в виде валиков, причем цепочки и валики обычно ориентированы вдоль волокон верхнего слоя ламината. Затем в декоративном слое образуется трещина, и вот это уже требует незамедлительного ремонта.

Необходимо обратить внимание также и на отдельные крупные пузыри диаметром 5-15 мм. Они легко обнаруживаются на поверхности корпуса сразу после подъема лодки на берег, особенно в жаркую погоду. Если проткнуть такой пузырь (например, шилом), из него вытекает кислый раствор. При длительной стоянке на берегу раствор может частично испариться через поры в декоративном слое, пузырьки разглаживаются, и весной места повреждении могут остаться незамеченными.

О необходимости ремонта можно судить по состоянию стеклопластика под пузырьками, для чего их следует снять наждачной бумагой до открытия каверны. Немедленный ремонт требуется в случае, если в каверне обнаружено сухое, не пропитанное связующим, стекловолокно. Иногда здесь присутствует даже мелкая белая пыль. Такие каверны, как правило, глубоко проникают в основной слой стеклопластика, раствор в них может оставаться в течение длительного времени после подъема лодки из воды. Если оставить эти дефекты без внимания, через определенное время наружная обшивка в местах их расположения будет ослаблена, может даже произойти расслоение ламината (особенно после воздействия отрицательной температуры).

Виды закрытых пузырей под декоративным слоем


а — верхний слой ламината хорошо пропитан связующим, б — с «сухим» слоем ламината;
в — расслоение ламината.
1 — декоративный слой; 2 — ламинат; 3 — разрушенное стекловолокно;
4 — каверна внутри ламината.

Пузыри диаметром более 5 мм нужно удалять, даже если при их вскрытии обнаруживается ламинат, достаточно хорошо пропитанный связующим. Это тем более важно, если в гелькоуте появились трещины.

Более безобидны повреждения декоративного слоя в надводной части. Белый гелькоут со временем загрязняется, желтеет под влиянием ультрафиолетовых лучей. Гелькоут других цветов покрывается белым налетом, поверхность становится матовой, выглядящей неопрятно.

Возобновить блестящую поверхность можно периодической очисткой и окраской, без вторжения в декоративный слой. Подготовка стеклопластикового корпуса под окраску в принципе не отличается от подобной работы на деревянных или металлических корпусах, но стоит отметить и некоторую специфику.

При формовании корпуса поверхность матрицы перед нанесением гелькоута покрывают разделительным слоем — специальной суспензией воска, поливиниловым спиртом и т. п. Этот слой необходим только для того, чтобы отформованная конструкция не приклеилась и ее можно было легко снять с матрицы. Однако следы этого разделительного слоя остаются на лицевой поверхности конструкции в течение довольно длительного времени; если их не удалить, никакая краска держаться не будет.

В процессе эксплуатации лодки заботливые владельцы тщательно полируют наружную поверхность корпуса с применением различного рода паст, содержащих воск или силикон. Эти вещества внедряются в поры и микротрещины декоративного слоя, их также необходимо удалить перед окраской.

Подлежащие окраске поверхности предварительно нужно вымыть теплой мыльной водой и очистить от грубых загрязнений, используя уайт-спирит, сольвент либо другой медленно сохнущий растворитель. Ацетон или технический спирт непригодны, так как при их использовании вещество разделительного слоя окажется не удаленным, а просто перераспределенным по поверхности. Из этих же соображений следует почаще менять тряпку, смоченную растворителем, и окончательно протирать поверхность чистой сухой ветошью.

Читайте также:  Проводки по ремонту арендованного здания

Используя наждачную шкурку средней зернистости, необходимо ошкуривать окрашиваемый участок таким образом, чтобы он приобрел ровную матовую, слегка припудренную поверхность.

Помните при этом о небольшой толщине декоративного слоя! Не следует прилагать чрезмерных усилий. Если для облегчения работы применяется электродрель, то лучше под шлифовальную шкурку подложить диск из резины. Закончив ошкуривание, следует тщательно удалить пыль с поверхности (пылесосом, а затем протереть поверхность чистой тряпкой, смоченной в растворителе).

При выполнении шкуровальных работ следует соблюдать правила техники безопасности. Работать надо в защитных очках, головном уборе и маске из марли, предотвращающей попадание пыли в дыхательные пути; при этом не рекомендуется курить, пить или принимать пищу. Это особенно важно, если приходится удалять с подводной части старый слой необрастающей краски, которая содержит ядовитые соединения меди. По окончании работы одежду тщательно очищают от пыли, лучше всего ее тут же выстирать.

Если есть водостойкая шкурка, лучше применить ручную мокрую шлифовку. Мелкие царапины выводят при помощи шкурки; крошечные пузырьки можно оставить без внимания.

Если после шлифовки и удаления пыли в трещине остается грязь, это свидетельствует о том, что трещина глубокая. В этом случае ее лучше аккуратно разделать (в пределах толщины декоративного слоя), хорошо высушить (например, применив фен для сушки волос), обезжирить, а затем зашпаклевать. Только после полной полимеризации шпаклевки можно снова отшлифовать отремонтированное место.

Иногда глубокие трещины захватывают и слои ламината. Обычно такие трещины появляются из-за местной концентрации напряжений в обшивке или каких-либо конструктивных недостатков. В таких случаях важно сначала выяснить причину образования трещин и устранить ее распределением нагрузки на большую площадь или приформовкой дополнительных конструктивных элементов, а уже после этого заделывать саму трещину. Возможно, при этом придется несколько расширить участок ремонта и углубиться в ламинат. Для восстановления нарушенной прочности в разделанное место нужно будет уложить несколько слоев стекломатериала — волокна или полос ткани.

Пузыри диаметром более 5 мм в подводной части корпуса во всех случаях необходимо вскрыть, освободить каверну от жидкости, промыть пресной водой и высушить. При больших размерах выпуклости в гелькоуте следует определить границы каверны (используя шило), затем вскрыть декоративный слой и после очистки, сушки и обезжиривания зашпаклевать поврежденное место эпоксидным связующим. Если обнаружится расслоение ламината, то после тщательной сушки в имеющуюся полость через аккуратно просверленное отверстие при помощи шприца вводится связующее с отвердителем. Излишек смолы, выступивший наружу, сразу же надо удалить сухой тряпкой.

Там, где гелькоут отслоился от ламината, следует удалить все растрескавшиеся и непрочно держащиеся, т. е. неплотно прилегающие к ламинату кромки, поддевая их шпателем.

Выравнивание поверхности при заделке повреждений декоративного слоя


1 — шпатель; 2 — зашпаклеванный участок;
3 — слой целлофана или полиэтиленовой пленки.

После обработки раковины, ее заполняют шпаклевкой, накладывают сверху целлофановую или полиэтиленовую пленку и разглаживают шпаклевку шпателем через пленку. Таким способом удается получить гладкую глянцевую поверхность, требующую минимальных затрат труда на шлифовку. Если есть возможность, пленку следует хорошо прижать к поверхности и не снимать до окончания полимеризации связующего.

Для заделки стыков декоративного покрытия можно использовать различные полиэфирные шпаклевки (филлеры). Это двухкомпонентные (основа и отвердитель) полимерные составы, которые очень удобны в работе и позволяют получать высокое качество ремонта.

Перед применением филлер сначала тщательно размешивают до получения однородной массы. Затем добавляют отвердитель МЭК (метилэтилкетон) и снова тщательно перемешивают. Теперь шпаклевка готова к нанесению, однако надо помнить, что время жизнеспособности ее ограничено 20-30 минутами (при нормальной температуре), поэтому работать следует оперативно.

После затвердевания связующего ремонтируемое место сначала ошкуривают среднезернистой шкуркой, затем шлифуют мокрым способом мелкой водостойкой шкуркой до получения гладкой поверхности. Закончив обработку, промывают поверхность теплой мыльной водой, сушат, протирают тряпкой, смоченной уайт-спиритом. По прошествии часа после этого можно приступать к окраске корпуса.

Заметим, что все работы по ремонту декоративного слоя и окраске необходимо выполнять в сухую теплую погоду, оберегай ремонтируемые поверхности от увлажнения. Если не удается поместить лодку в эллинг или под навес, нужно позаботиться о местной защите ремонтируемого участка обшивки от влаги и пыли, закрыв его полиэтиленовой пленкой. Красить следует в течение не более чем 24 часа после окончания подготовки поверхности, иначе ее придется повторно протирать и обезжиривать.

Для защиты днища судов, большую часть времени находящихся в воде, поверх двух слоев обычной краски наносят слой необрастающей краски ХВ-53 или ХВ-79 либо импортные краски — «антифулинги».

Перед использованием краску необходимо тщательно размешать. Во время работы краску периодически доливают в расходную емкость и каждый раз перемешивают. Небольшие по площади поверхности окрашивают кистью. При значительной площади окрашиваемой поверхности лучше работать вдвоем: один наносит краску при помощи валика, а другой разравнивает ее при помощи плоской кисти — флейца.

Не следует стараться укрыть поверхность за один раз. Покрытие будет более прочным и надежным, если нанести не один, а два-три тонких слоя с промежуточной сушкой, При естественной сушке необходим перерыв между нанесением слоев до 24 часов; при использовании для сушки рефлекторных ламп достаточно 2-3 часов.

«Катера и яхты», 1996 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Оцените статью