- Hyundai Getz › Logbook › Замена сухаря рулевой рейки, устранение стуков
- Как выполняется ремонт рейки Гетц
- Понятие и типы рулевой рейки
- Существует три типа рулевых реек
- Рулевая рейка Хендай Гетц — конструкция
- Причины поломки и износа рулевой рейки Хендай Гетц
- Рулевая рейка Хендай Гетц – симптомы неисправности
- Рулевая рейка Хендай Гетц — диагностика
- Хендай Гетц рулевая рейка ремонт
- Hyundai Getz GLS (BJ101101E) › Logbook › ЧАСТЬ 3.2 — Рулевая рейка, замена боковых сальников [СБОРКА]
- Hyundai Getz GLS (BJ101101E) › Logbook › ЧАСТЬ 2.2 — Рулевая рейка, замена боковых сальников [РАЗБОРКА]
Hyundai Getz › Logbook › Замена сухаря рулевой рейки, устранение стуков
Если у вас стучит что-то в рулевом и отдается прямо в рулевую колонку, то на 95% стучит сухарь. Если отдается в ноги, пол и т.д., то сухарь скорее всего не причем.
У меня стучало в рулевую колонку. Решение вопроса — поставить фторопластовый сухарь. Как и ожидалось стуки полностью ушли. Рулевая словно из бетона. Пробег на момент установки 34500, сейчас под 90 000 км. За это время никаких стуков не появилось.
Откручиваем, 4-е болта крепления самой рейки (два передних: болты в подрамник, два задних: болты + гайка сквозь подрамник), один болт довольно проблематичный в плане крутибельности, Вот он:
отрежьте ключ на 17 до 7-7,2 мм где-то вот так:
тогда у вас появится возможность крутить этот болт аж на 45 градусов, вместо 5 ))))) Можно, конечно, кронштейн опоры коробки снять, но мне лениво было.
Также я откручивал теплоэкран, чтобы подобраться под другой болт крепления кронштейна рейки, откручиваем опору коробки, откручиваем сам подрамник (4-е точки), сдергиваем с резинок выхлопную и тянем подрамник вниз, рейка остается на своем месте, а подрамник уходит вниз, получаем следующую картину:
А вот и то место, которое нам нужно.
Контргайка — головка на 41, внутри регулировочная фиговина — шестигранник на 19 (Внимание! Могут быть варианты. На одном Гетце 2006 года, там было не под шестигранник, а под головку то ли на 17, то ли на 19, не помню точно уже). У меня подрамник вниз ушел достаточно, чтобы все открутить без проблем.
Заводской сухарик со вставкой из меди или латуни, не то чтобы сильно изношен, но имел люфт в регулировочном отверстии и, судя по всему, просто стучал о стенки отверстия.
Вот новый заводской сухарь:
Вот его размеры. Говорят надо немного уменьшить внешний диаметр… Однако эти размеры сняты с заводского сухаря, разве что у меня измерительные приборы не точны ))))
У нас крепление рейки имеет некоторый зазор из-за которого рейку можно закрепить относительно подрамника на +/- 5 мм. вправо/влево. В итоге у меня руль сейчас чуть-чуть отклонен от центра.
Когда будете собирать все обратно, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не тянуть до конца со всей силы! Далее ставлю новый сухарь на место, заворачиваю регулировочный винт до упора без пружины и без малейшего усилия, замеряю сколько это в мм, потом уже заворачиваю с пружиной почти до того же расстояния (нуна чуть меньше).
Источник
Как выполняется ремонт рейки Гетц
Рассмотрим, из чего состоит рулевая рейка Хендай Гетц (Hyundai Getz), признаки неисправности рулевой рейки, основные причины поломки и износа реек, как лучше сделать диагностику неисправности и осуществить ремонт рейки Гетц.
Понятие и типы рулевой рейки
В каждом автомобиле есть механизм, передающий усилие от вращения руля на управляемые колеса. По принципу передачи усилия это может быть червячная передача, винт-шариковая гайка и реечный механизм. Наибольшее распространение на легковых и небольших грузовых автомобилях получила именно рулевая рейка с реечно-шестеренчатым приводом. Она компактна, обеспечивает хорошую управляемость, надежна и долговечна.
Существует три типа рулевых реек
- С механическим приводом. Это самое простое и распространенное устройство состоит из зубчатой передачи на конце рулевого вала и специальной рейки с зубьями того же шага. Тягами на обоих концах осуществляется подвижное соединение со стойкой.
- Гидравлическая рейка. В конструкцию встроен гидравлический усилитель, который уменьшает усилие на руле. Это позволяет сделать передаточное отношение меньше, а отклик на движение рулем острее. Привод насоса гидроусилителя осуществляется от шкива коленвала посредством поликлинового ремня.
- Электрический реечный механизм отличается от гидравлического присутствием в механизме специального электродвигателя, который также облегчает управление автомобилем. Электродвигатель может быть установлен как на валу, так и совмещен с картером рейки.
Рулевая рейка Хендай Гетц — конструкция
Все типы рулевых реек схожи и имеют следующие основные узлы:
- Картер или корпус, отлитый из сплава алюминия, служит для размещения внутри движущихся механизмов. Сам он крепится к моторному щиту, при верхнем расположении рейки или к специальному подрамнику, при нижнем расположении.
- Приводная шестеренка или зубчатое колесо. Устанавливается на подшипниках, соединена напрямую или через карданчик с рулевым валом.
- Непосредственно сама рейка. Имеет специальную насечку только на одной поверхности, с обратной стороны прижимается специальной пружиной для исключения люфта в соединении.
- Стопорное кольцо и втулка с сальником. Устанавливаются по краям рейки, обеспечивают ее герметичность и ограничивают максимальный размер перемещения.
Причины поломки и износа рулевой рейки Хендай Гетц
К сожалению рано или поздно этот узел выходит из строя и может потребоваться ремонт рейки Гетц или её замена.
Частые заезды на бордюры и резкие старты с вывернутыми колесами тоже сокращают ресурс. Рулевой механизм жестко связан с колесами, поэтому все удары он будет принимать на себя. Кроме того, повышенная запыленность и загрязненность приводит к выходу из строя пыльников. Грязь, попавшая внутрь рулевой рейки, быстро приканчивает и сам узел.
Рулевая рейка Хендай Гетц – симптомы неисправности
Выделяют основные симптомы неисправности рулевой рейки:
- Стук, появляющийся на небольших кочках, особенно при движении прямо. Затихает при вывороте руля до упора.
- Отсутствует какое-либо усилие на руле или исчезает в нулевом положении руля.
- Руль неохотно возвращается в нулевое положение после прохождения поворотов.
- Повышенная реакция автомобиля на вращение рулевого колеса, угол поворота руля не соответствует углу поворота колес.
- Вращение рулевого колеса происходит непроизвольно.
- Уменьшение уровня жидкости в бачке системы гидроусилителя, подтеки снаружи реечного механизма.
Рулевая рейка Хендай Гетц — диагностика
Обычно для этого требуется снятие узла с автомобиля с его последующей разборкой и дефектовкой. В ходе оценочных работ проверяются следующие параметры:
- Целостность сальников и загрязненность перепускных клапанов (в случае гидравлического механизма усиления). Повреждения гидротрубок и соединений.
- Износ зубьев шестерни и самой рейки. Традиционным является увеличенный износ в околонулевой зоне. Замеры проводятся с помощью специальных щупов и измерительной аппаратуры, чтобы точно оценить возможность дальнейшего восстановления узла.
- Износ тефлоновых втулок и наконечников рейки.
- Ослабление усилия прижимной пружины.
- Правильность работы электродвигателя или насоса гидроусилителя.
- Задиры на стенках рабочего цилиндра.
Хендай Гетц рулевая рейка ремонт
Если в ходе осмотра и общения с клиентом выясняется что, необходим ремонт рейки Гетц, то производится шлифовка шеек валов до ремонтного размера, шлифовка зубьев передач с последующей притиркой. Изготавливаются новые опорные втулки и производится замена всех сальников и уплотнителей.
Когда износ превышает допустимый предел поврежденные детали меняются на новые. После чего готовая рулевая рейка Хендай Гетц заправляется смазочной жидкостью и проверяется на специальном стенде на соответствие заводским параметрам.
Отремонтированная рулевая рейка Хендай Гетц устанавливается обратно на автомобиль и в обязательном порядке проводится регулировка развала-схождения колес. Следует отметить, что если срок службы новой рейки составляет порядка 200-250 тысяч километров, то после ремонта рейки Гетц эта цифра будет ниже.
В заключение можно привести несколько советов, касающихся эксплуатации рулевого механизма, всем автолюбителям.
- Объезжайте все ямы и кочки, не пытайтесь с наскока преодолеть препятствие. Принцип «больше скорость – меньше ям» здесь точно не работает.
- Не стоит увлекаться длительной ездой с вывернутым в крайнее положение рулевым колесом.
- Следите за целостностью пыльников, поврежденные сразу же надо менять.
- Не допускайте падения уровня жидкости в бачке гидроусилителя ниже минимума, регулярно заменяйте ее.
- В холодное время года, выехав со стоянки, не совершайте резких движений рулем – дайте маслу в картере рейки нагреться до нормальной температуры.
- Колеса должны быть установлены только той размерности и вылета, который предусмотрен производителем.
Источник
Hyundai Getz GLS (BJ101101E) › Logbook › ЧАСТЬ 3.2 — Рулевая рейка, замена боковых сальников [СБОРКА]
Замена боковых сальников рулевой рейки. Часть 3.2 — сборка.
Сокращения в статье:
ПОХД — по ходу движения автомобиля.
РР — рулевая рейка.
ЖГУР — Жидкость гидроусилителя руля.
Приступаем к установке распределителя.
Замечание: Вы можете в руководстве от производителя посмотреть моменты затяжки тех или иных соединений.
1. Для начала набиваем литолом (см. приложение, фото 8) рабочую поверхность вала (зубцы), верхний и нижний подшипники:
2. Штангенциркулем выравниваем вал, согласно ранее замеренным расстояниям (см. ЧАСТЬ 2.1, шаг 9).
3. Выставляем вал распределителя по ранее установленным меткам (см. ЧАСТЬ 2.1, шаг 9).
4. Вставляем распределитель в рейку. Учтите, т.к. у него червячная передача, распределитель повернется немного по часовой стрелке, поэтому установка происходит с небольшим отклонением против часовой стрелки от посадочных отверстий:
5. Убеждаемся что все метки распределителя на месте. Штангенциркулем еще раз меряем расстояние концов вала от корпуса рейки.
6. Устанавливаем сухарик:
Вставляем пружину. Обезжириваем часть резьбы в корпусе рейки. Обезжириваем резьбу регулировочной гайки, смазываем ее герметиком и закручиваем. Т.к. сухарик — это регулировочная часть, необходимо затянуть гайку определенным моментом затяжки. Он составляет 12нм. Используем для затяжки динамометрический ключ. Чтобы его использовать, нужен шестигранник на 19. Если такового нет, то возьмите болт на 19 и две гайки на 19. Накрутите одну гайку на болт, другой зафиксируйте первую гайку. Далее головкой на 19 крутим импровизированный шестигранник:
После затяжки гайки необходимо отвернуть ее на 30-60 градусов. Учтите, затяжка сухарика напрямую будет влиять на люфт рейки. Затяните сильно — будет клинить. Затяните слабо — будет стучать. Ввиду этого, возможно, уже после установки ГУРа и пробной поездки, эту гайку придется регулировать дополнительно.
Затягиваем контровую гайку:
7. До упора затягиваем гайку крепления распределителя у нижнего подшипника:
Обезжириваем часть резьбы в корпусе рейки. Обезжириваем резьбу защитной гайки и мажем ее герметиком. Закручиваем гайку на свое место:
8. Установка трубок. Через верхние отверстия с помощью ЧИСТОЙ пластиковой трубки влейте немного ЖГУР, чтобы рабочий цилиндр был в смазке:
Трубки промываем обезжиривателем. Смазываем жгур резинки. посадочную резьбу мажем герметиком. Посадочные отверстия в распределителе тоже обезжириваем. Кстати, если вы чистили распределитель обезжиривателем (а вы же его чистили, правда?), пластиковой трубочкой так же вливаем в него масло гур со всех 4-х концов.
Устанавливаем нижнюю трубку. В отверстия вставляем одновременно оба конца, затем закручиваем ключом на 12. Т.к. там резинки не нужно сильно перетягивать — испортите резинки. Верхняя трубка ставится аналогично.
Источник
Hyundai Getz GLS (BJ101101E) › Logbook › ЧАСТЬ 2.2 — Рулевая рейка, замена боковых сальников [РАЗБОРКА]
Замена боковых сальников рулевой рейки. Часть 2.2 — разборка.
Сокращения в статье:
ПОХД — по ходу движения автомобиля.
РР — рулевая рейка.
1. Откручиваем два крепления корпуса золотника:
2. Снимаем нижнюю гайку-заглушку нижнего подшипника:
3. Откручиваем гайку крепления вала золотника:
4. Аккуратно, через деревяшку, выколачиваем золотник. Выходит очень легко:
5. Далее, аккуратно тупой отверткой и молотком выкручиваем шайбу крепления внешнего сальника. Обратите внимание, что из корпуса будет выходить скоба крепления. Конец ее заделан герметиком. Крутим шайбу отверткой — выходит скоба:
6. Чистим открывшуюся полость:
7. ВАЖНО! Перед вытаскиванием вала, если необходимо сохранить в целости внутренний сальник, следует в обязательном порядке обмотать всю часть вала, которая с зубьями скотчем, затем смазать вал по всей доступной длине! Обратите внимание, что вся резьба не видна. Часть ее внутри рейки. Чтобы обмотать вал скотчем (и то, наверное не весь), нужно с противоположной стороны снять втулку, которая держит внешний сальник, а затем протолкнуть вал в глубь рейки. Не повредите стенки цилиндра! Наматывайте скотч в ту сторону, чтобы при вытаскивании сальник не упирался в швы скотча. Т.е. наматывать нужно от конца вала к его середине. В любом случае, внутренний сальник очень легко повредить.
Вытаскиваем вал. Выльется немного жидкости ГУР, так что подготовьте тряпки:
8. Внутренний сальник:
На данном этапе работы приостановлены, т.к. внутренний сальник нельзя вынуть подручными средствами и необходим спец-инструмент. Завтра поеду его вынимать к спецам. Либо получится его вынуть, либо буду заказывать новую рейку.
UPDATE от 14.04.2015:
Последний рубеж пал. После применения смекалки и мозгового штурма, а так же чтения кучи информации по вытаскиванию внутреннего сальника, наш сальник не выдержал натиска и в конце концов сдался. Три с лишним дня он держал оборону.
Наша самая большая ошибка была в том, что мы пытались выбить сальник плашмя: головками, подходящей трубой и т.д., от чего его железная оправа всего лишь только мялась вниз, все больше разжимая внешние стенки. А секрет заключается в том, чтобы не пытаться выбить сальник, а развернуть его вокруг своей оси, путем давления со стороны золотника на одну сторону сальника. Т.е. так, чтобы сальник в рейке повернулся на 90 градусов. Дальше он просто легко вытягивается импровизированным крючком.
Как вынимать. Мы попробовали многие способы, которые удалось найти в интернете. Но помог как обычно лом:
Ну и далее, держа и упирая рукой выходящий конец монтажки, переворачиваем корпус рейки к себе, чтобы видеть сальник и начинаем прямо корпусом с монтажкой, стучать концом монтажки по какой-нибудь деревяге, при этом внимательно наблюдая, чтобы монтажка не соскочила, а так же не сорвалась к стенке рейки, когда сальник начнет выходить. Момент важен — нельзя поцарапать стенку рейки!
Что ж. 50% работ выполнено. С переменным успехом, но так или иначе. Какие выводы можно сделать?
— При принятии решения о разборке РР, вы морально должны быть готовы к тому, что на любом этапе работ может что-то пойти не так;
— На случай «что-то пошло не так» у вас должно быть достаточно финансов для заказа новой рейки и ваша жаба на плече вам заранее обещает не препятствовать в покупке и не задушить после;
— Если вам некогда, вы деловой и т.д. забудьте о самостоятельном ремонте — вы без машины надолго;
— Не начинайте работы в одно лицо. Во-первых это очень сложно, во-вторых это очень скучно. Возьмите с собой пару отличных друзей, с которыми будет весело. В компании друзей и рулевой рейки скучать вам точно не придется. Получите массу удовольствия, выброс адреналина, кучу общения; возможно узнаете много новых, крепких, русских слов, разомнете смекалку и поработаете мозгами! Суперские выходные вам обеспечены на 146%!
Источник