- Госконтракт по ремонту авто
- Заключен контракт на ремонт автомобилей на сумму 2 300 000 рублей. Контрактом установлены цена за единицу работ и цена запасных частей. Возможна ли замена запчастей в процессе исполнения контракта как на предусмотренные, так и на не предусмотренные спецификацией контракта, без изменения цены контракта? Допускается ли замена запчастей в пределах одного вида (например, замена шин одного вида на другой вид), а также замена предусмотренных спецификацией запасных частей на не предусмотренные контрактом (например, шины на диски)?
- Как закупить автомобили или техобслуживание: пошаговая инструкция
- Предмет заказа
- Нормирование и НМЦК
- Выбор способа определения поставщика
- Закупочная документация
- Как заключить контракт
- Приемка товаров или услуг
Госконтракт по ремонту авто
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Заключен контракт на ремонт автомобилей на сумму 2 300 000 рублей. Контрактом установлены цена за единицу работ и цена запасных частей.
Возможна ли замена запчастей в процессе исполнения контракта как на предусмотренные, так и на не предусмотренные спецификацией контракта, без изменения цены контракта? Допускается ли замена запчастей в пределах одного вида (например, замена шин одного вида на другой вид), а также замена предусмотренных спецификацией запасных частей на не предусмотренные контрактом (например, шины на диски)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Использование не указанных в контракте запасных частей при выполнении работ может быть квалифицировано как нарушение. Возможности внести указанные в вопросе изменения в контракт Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Стороны могут согласовать замену предусмотренных контрактом запасных частей на аналогичные, но с улучшенными характеристиками.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Согласно ч. 2 ст. 34 Закон N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей, а также ст. 95 указанного Закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, в случаях, предусмотренных ч. 24 ст. 22 этого Закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. В приведенной ситуации контрактом определена цена, которая фактически служит для обозначения предельно возможной суммы, которая может быть уплачена контрагенту за выполненные работы. Конкретная же сумма, подлежащая уплате контрагенту, определяется фактическим объемом выполненных в соответствии с контрактом работ исходя из цены единицы таких работы или услуги.
По смыслу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и п. 1 ст. 766 ГК РФ цена контракта, объем выполняемой работы, виды и содержание работ, а также требования к товарам, подлежащим использованию при их выполнении (запасным частям, расходным материалам) относятся к существенным условиям и могут быть изменены только в соответствии с правилами ст. 95 Закона N 44-ФЗ и при соблюдении условий, установленных правилами этой статьи (смотрите аналогичный вывод, например, в постановлении УФАС по Новгородской области от 08.11.2019).
Согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, стороны вправе своим соглашением изменить условия контракта, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за определенными исключениями) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Иными словами, приведенная норма позволяет изменять в указанных в ней пределах предусмотренные контрактом условия об объеме поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе без изменения цены контракта. В то же время положения названной нормы не позволяют изменять условие о видах используемых в ремонтных работах деталей и запасных частей, предусмотренных контрактом (постановление УФАС по Брянской области N 30).
Вместе с тем ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускает по согласованию заказчика с поставщиком поставку товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Законом N 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает с контрагентом соответствующие изменения (письма Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2759 и N Д28и-2705, Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56116, от 07.11.2014 N 02-02-08/56115, а также от 16.06.2017 N 24-03-07/37745). Предусмотренная приведенной нормой замена осуществляется без изменения цены контракта, цены подлежащей замене детали или количества таких деталей*(1). Следовательно, стороны вправе заменить предусмотренные контрактом запасные части, детали на другие аналогичные, но с улучшенной характеристикой. Иных оснований для изменения условий контракта о товаре применительно к описанным обстоятельствам Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Полагаем, что указанные в вопросе изменения нарушают требования этого закона.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите материал: Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ при замене товаров, работ, услуг на лучшие.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Как закупить автомобили или техобслуживание: пошаговая инструкция
Тендер на техническое обслуживание автотранспорта или его покупку — это процедура выбора победителя, по результатам которой заключают госконтракт на проверку работоспособности машин, устранение мелких неисправностей или поставку автомобиля.
Статья проверена и актуализирована экспертом Эллой Залужной
Если организации необходимо провести тендер на поставку автомобиля, его техническое обслуживание или ремонт с учетом положений контрактной системы, ответственный специалист заказчика следует определенному алгоритму.
Пошаговая инструкция, как купить автомобиль седан по 44-ФЗ или провести тендер на ТО:
Шаг 2. Рассчитать начальную максимальную цену контракта и нормировать предстоящий тендер.
Шаг 3. Выбрать способ определения поставщика.
Шаг 4. Подготовить закупочную документацию и составить подробное техническое задание.
Шаг 5. Провести процедуру закупки.
Разберем каждый этап подробно.
Предмет заказа
Для того чтобы провести тендер на автотранспортные средства, ТО или ремонт, заказчику необходимо определиться с объектом госзаказа. Согласно действующему законодательству в области регулирования контрактной системы, организация-заказчик не вправе ограничивать конкуренцию среди участников торгов.
Закупку автомобилей по контрактному законодательству производят в строгом соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ-44. Предмет заказа должен иметь объективный характер. При его описании учитывают технические, эксплуатационные и качественные характеристики товара.
В описании товара или услуги не ссылаются на фирменное наименование и товарный знак. Исключение составляют случаи, когда наименование дополнено формулировкой «или эквивалент» или необходимо обеспечить совместимость с уже поставленными товарами.
Нормирование и НМЦК
Расчет-обоснование цены закупки транспортных средств проводят на основании ст. 22 ФЗ-44 с учетом правил нормирования (ст. 19 44-ФЗ). Если заказчик является бюджетным учреждением, то правила нормирования для него устанавливает вышестоящий орган или учредитель.
Каждый тендер на легковые автомобили проводится с ограничениями по предельной НМЦК. В соответствии с постановлением правительства №927 от 02.09.2015 при приобретении транспортных средств руководствуются следующими ограничениями:
- ценовое — до 2,5 млн руб.;
- ограничение по мощности — до 200 лошадиных сил.
Покупку транспорта не проводят с учетом излишних потребительских свойств. Применяя положения ФЗ-44 о нормировании, организации-заказчики избегают приобретения предметов роскоши.
Порядок нормирования для заказчиков, действующих на федеральном уровне, регламентирует постановление правительства №479 от 19.05.2015. Оно вводит федеральные перечни конкретизированного формата, в том числе по легковым автомобилям, с нормированием стоимостных, мощностных и составных характеристик транспортного средства.
Соблюдение правил нормирования и требований ФЗ №44 является обоснованием покупки автомобиля на организацию, которое подтвердит любая проверка.
Выбор способа определения поставщика
Покупку легкового транспорта или его обслуживания проводят в соответствии с ФЗ-44. Заказчик осуществляет госзаказ конкурентными способами или у единственного поставщика. Основание: стоимость заказа не превышает 600 тыс. руб., а объем товара, который заказчик в этом году уже закупил у единственного источника, — 2 млн руб. или 10% от суммы всех заказов и находится в пределах 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). При закупке по п. 5 ч. 1 ст. 93 сумма не превышает 600 тыс. руб., а объем товара, который заказчик в этом году уже закупил у единственного источника, — 5 млн руб. или 50% от общей суммы всех закупок. Пункт 9 этой статьи не предусматривает подобных ограничений.
При выборе конкурентного способа учитывайте, что поставка автотранспортных средств входит в перечень, который утвержден распоряжением №471-р от 21.03.2016. Это значит, что преимущественный способ размещения заказа — электронный аукцион. Конкурс на покупку транспортных средств не проводят. Распоряжение также разъясняет, каким способом проводят закупку услуг по ремонту автотехники: аукционом или иным способом. ТО и ремонт транспорта не входят в аукционный перечень, поэтому заказчики вправе использовать другие способы закупки. К примеру, запрос котировок в электронной форме, когда сумма покупки не превышает 500 тыс. руб., годовой объем таких заказов не больше 10% от всей суммы покупок и находится в пределах 100 млн руб.
Закупочная документация
Заказчик самостоятельно разрабатывает тендерную документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства, в которой устанавливают единые требования к участникам торгов (ст. 31 44-ФЗ).
Чтобы корректно составить закупочную документацию и техзадание на покупку авто по 44-ФЗ, необходимо учитывать ряд положений:
- Организация-заказчик предоставляет преимущество российскому производителю при проведении госзакупок в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ №44. Запрет на допуск легковых автомобилей из иностранных государств для обеспечения нужд заказчика установлен постановлением №616 от 30.04.2020.
- При определении объекта закупки не допускается отсылка к конкретным товарным знакам и наименованиям. Исключение составляют случаи, когда наименование дополнено формулировкой «или эквивалент».
- Если технической документацией обслуживание и ремонт автотранспорта допускаются только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта правомерно (письмо Минэкономразвития №Д28и-2008 от 07.04.2017).
- Если закупаются услуги по ремонту и ТО легкового автомобиля, объем которых заранее просчитать нельзя, то заказчик руководствуется условиями п. 2 ст. 42 44-ФЗ. В этом случае приводят формулу расчета стоимости и предельную цену контракта.
- При закупке услуг ТО не указывают конкретное место оказания услуг, так как это условие ограничивает конкуренцию и нарушает требования 135-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Для соблюдения законодательных норм указывайте границы территориального округа либо расстояние в километрах (письмо Минэкономразвития №Д28и-699 от 20.02.2017).
Пример описания объекта закупки из технического задания заказчика:
Как заключить контракт
При подготовке проекта контракта включите в его положения условие о том, что услуги по техобслуживанию проводятся в соответствии с заявками заказчика. Услуги, которые не указаны в извещении тендера на ремонт автотранспорта, не оказываются, не принимаются и не оплачиваются.
После подведения итогов конкурентной закупки заключение контракта проводят с использованием функций торговой площадки. Срок подписания такого контракта — не менее 10 дней с момента размещения в ЕИС результатов тендера и не ранее 7 дней при запросе котировок или предложений в электронной форме.
Рассказываем, как оформить договор по 44-ФЗ на техническое обслуживание автомобилей у единственного источника:
Шаг 1. Определить предмет закупки.
Шаг 2. Провести мониторинг цен.
Шаг 3. Выбрать поставщика, предложившего наименьшую цену по условиям, которые запросил заказчик.
Шаг 4. Согласовать проект контракта.
Шаг 5. Подписать контракт.
Пример проекта контракта:
Приемка товаров или услуг
Приемка автомобиля и услуг по ТО осуществляется в строгом соответствии с условиями контракта, технической документацией и действующим законодательством (ст. 94 44-ФЗ и ст. 513 ГК).
При приемке транспорта заказчику необходимо провести экспертизу соответствия собственными силами либо путем привлечения сторонних организаций, если есть необходимость (ч. 3 ст. 94 44-ФЗ).
Товар или услуги по ТО поставляют и принимают в сроки и по адресу, которые определены условиями контракта. Сторонами в обязательном порядке подписываются акт приемки-передачи и товарная накладная.
ФЗ-44 разъясняет, надо ли проводить экспертизу по 44-ФЗ при закупке подержанных автомобилей: особых условий для таких покупок в законе нет. Это значит, что при приемке бывшего в употреблении транспорта пользуются общими правилами и проводят экспертизу при приемке.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник