Характеристика капитального ремонта трубопровода

Виды ремонта магистральных трубопроводов и их специфика

К аварийному ремонту относят работы, связанные с ликвида­цией аварий, возникающих в результате воздействия на трубопро­вод подземной коррозии; разрывов сварных стыков или трубопро­водов по телу трубы; закупорок трубопровода, приводящих к пол­ной или частичной его остановке; неисправностей в линейной арма­туре — кранах, задвижках, камерах приема и пуска скребка и др.

После завершения сварочно-восстановительных работ на ли­нейной части трубопроводов выполняют ремонт повреждений за­щитных покрытий, обнаруженных после вскрытия трубы, а также изоляцию зон сварных стыков с применением термоусаживающихся лент и манжет из эпоксидных, полиуретановых и других жидких полимерных композиций и лакокрасочных материалов.

Текущий ремонт — минимальный по объему и содержанию плановый ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации и зак­лючающийся в систематически и своевременно проводимых рабо­тах по предупреждению преждевременного износа линейных со­оружений, а также по устранению мелких повреждений и неисп­равностей.

Текущий ремонт подразделяют:

—на профилактический, количественно и качественно опреде­ленный и планируемый заранее по объему и выполнению;

—на непредвиденный, выявленный в процессе эксплуатации и выполненный в срочном порядке.

К текущему ремонту относят:

—работы, выполняемые при техническом обслуживании;

—ликвидацию мелких повреждений земляного покрова над трубопроводом;

—устройство и очистку водоотводных канав, вырубку кустар­ников;

—очистку внутренней полости трубопроводов от парафина, грязи, воды и воздуха;

—проверку состояния и ремонт изоляции трубопроводов шур­фованием;

—ревизию и ремонт запорной арматуры, связанные с заменой сальника и смазки;

—ремонт колодцев, ограждений, береговых укреплений, пере­ходов трубопроводов через водные преграды;

—проверку фланцевых соединений, крепежа, уплотнительных колец, осмотр компенсаторов;

—замер толщины стенок трубопроводов ультразвуковым тол­щиномером;

—подготовку линейных объектов трубопроводов к эксплуата­ции в осенне-зимних условиях, в период весеннего паводка и устра­нение мелких повреждений, причиненных весенним паводком;

—периодическую окраску надземных трубопроводов, армату­ры, металлических и ограждающих конструкций.

Мероприятия по техническому обслуживанию и текущему ре­монту трубопроводов проводят в основном без остановки перекачки.

Ремонт повреждений защитных покрытий, обнаруженных при шурфовании и после проведения ультразвуковой толщинометрии, выполняют с использованием ремонтных изоляционных материа­лов, аналогичных материалам, применяемым для нанесения основ­ного изоляционного покрытия.

Текущий ремонт подразделяют:

—на профилактический, количественно и качественно опреде­ленный и планируемый заранее по объему и выполнению;

—на непредвиденный, выявленный в процессе эксплуатации и выполненный в срочном порядке.

К текущему ремонту относят:

—работы, выполняемые при техническом обслуживании;

—ликвидацию мелких повреждений земляного покрова над трубопроводом;

—устройство и очистку водоотводных канав, вырубку кустар­ников;

—очистку внутренней полости трубопроводов от парафина, грязи, воды и воздуха;

—проверку состояния и ремонт изоляции трубопроводов шур­фованием;

—ревизию и ремонт запорной арматуры, связанные с заменой сальника и смазки;

—ремонт колодцев, ограждений, береговых укреплений, пере­ходов трубопроводов через водные преграды;

—проверку фланцевых соединений, крепежа, уплотнительных колец, осмотр компенсаторов;

—замер толщины стенок трубопроводов ультразвуковым тол­щиномером;

—подготовку линейных объектов трубопроводов к эксплуата­ции в осенне-зимних условиях, в период весеннего паводка и устра­нение мелких повреждений, причиненных весенним паводком;

—периодическую окраску надземных трубопроводов, армату­ры, металлических и ограждающих конструкций.

Мероприятия по техническому обслуживанию и текущему ре­монту трубопроводов проводят в основном без остановки перекачки.

Ремонт повреждений защитных покрытий, обнаруженных при шурфовании и после проведения ультразвуковой толщинометрии, выполняют с использованием ремонтных изоляционных материа­лов, аналогичных материалам, применяемым для нанесения основ­ного изоляционного покрытия.

Капитальный ремонт — наибольший по объему и содержанию плановый ремонт, который проводят при достижении предельных значений износа в линейных сооружениях, и связанный с полной разработкой, восстановлением или заменой изношенных или неис­правных составных частей сооружений.

К капитальному ремонту линейной части относят:

—все работы, выполняемые при текущем ремонте;

—вскрытие траншей, подземных трубопроводов, осмотр и ча­стичную замену изоляции;

—ремонт или замену дефектных участков трубопровода и за­порной арматуры, их переиспытание и электрификацию арматуры;

—замену фланцевых соединений, кронштейнов, опор и хому­тов с последующим креплением трубопроводов к ним;

—просвечивание сварных швов;

—очистку полости и испытание трубопроводов на прочность и герметичность;

—окраску надземных трубопроводов, арматуры, металличе­ских и ограждающих конструкций;

—ремонт колодцев и ограждений;

—берегоукрепительные и дноукрепительные работы на пере­ходах трубопроводов через водные преграды;

—сооружение защитных кожухов на пересечениях с железны­ми и шоссейными дорогами;

—ремонт и сооружение новых защитных противопожарных сооружений.

Технологический набор работ при капитальном ремонте трубо­проводов примерно соответствует набору работ по их сооружению. Однако с точки зрения технологии, организации и управления он значительно сложнее, имеет свои специфические особенности. В организации проведения работ эти особенности заключаются в следующем: операции по вскрытию, подъему, очистке от старой изоляции, сварочно-восстановительные, изоляционно-укладочные работы и работы по засыпке трубопровода не могут быть совмеще­ны в специализированном потоке, но должны быть выполнены в строгой технологической последовательности.

Особенности в технике и технологии проведения работ следую­щие:

—специфичность подготовительных работ, заключающаяся в определении положения трубопровода;

—наличие комплекса демонтажных работ, предшествующих выполнению всех остальных ремонтно-строительных операций;

—меньший удельный вес монтажных работ и больший — подъемно-укладочных операций;

—наличие специфических операций при ремонте стенки тру­бы, усилении стыков при частичной или полной замене трубы, сек­ции или плети на отдельных участках трубопровода;

—сложность и трудоемкость производства вскрышных работ там, где требуется высокая квалификация машиниста для предотв­ращения повреждения стенки трубы ковшом (или ротором) экска­ватора, а также значительная доля ручного труда;

—сложность и трудоемкость предварительной очистки трубопро­вода от старой изоляции и продуктов коррозии, существенное конст­руктивное отличие специальных ремонтно-строительных машин от тех же машин, применяемых при строительстве трубопроводов.

При производстве капитального ремонта линейной части тру­бопроводов выполняют следующие основные технологические ра­боты: подготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортные, земляные, подъемно-очистные, сварочно-восстановительные, изо­ляционно-укладочные и контроль качества работ.

Дата добавления: 2014-12-10 ; просмотров: 11881 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

РД 153-39.4-044-99 Правила капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов, проложенных по территории городов, населенных пунктов и заходящих на территории нефтебаз и перекачивающих станций

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО
ТРАНСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ
«ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ»

ПРАВИЛА
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ,
ПРОЛОЖЕННЫХ ПО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДОВ,
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
И ЗАХОДЯЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ НЕФТЕБАЗ
И ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ

Издательство «Нефть и газ»

РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Настоящие Правила предназначены для подразделений ОАО «АК «Транснефтепродукт» и сторонних организаций, занимающихся разработкой проектов и выполнением работ по капитальному ремонту магистральных нефтепродуктопроводов.

Правила разработаны Институтом проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР) при участии специалистов МНПФ «Санретро».

Разработчики: А.Г. Гумеров, М.Г. Векштейн, Р.С. Гумеров, В.А. Гараева, М. X . Султанов, Г.К. Ермилина, Г.Р. Бадритдинова, Р.Ф. Гайфуллин.

Правила согласованы с Госгортехнадзором России (письмо от 09.08.1999 г. № 10-03/526)

Введены в действие приказом ОАО «АК «Транснефтепродукт» от 13 октября 1999 г. № 56.

ПРИНЯТЫЕ В ПРАВИЛАХ СОКРАЩЕНИЯ

ВОХР — Военизированная охрана

ВПО — Ведомственная пожарная охрана

ГПС — Государственная противопожарная служба

ГСМ — Горюче-смазочные материалы

КИП — Контрольно-измерительный пункт

КР — Капитальный ремонт

ЛПДС — Линейно-производственная диспетчерская станция

ЛЭП — Линия электропередач

МНПП — Магистральный нефтепродуктопровод

МЧС — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

НТД — Нормативно-техническая документация

ОАО — Открытое акционерное общество

ПД — Пожарная дружина

ПДВК — Предельно допустимая взрывобезопасная концентрация

ПО — Производственное отделение

ПОС — Проект организации строительства

ППР — Проект производства работ

ПС — Перекачивающая станция

ПСД — Проектно-сметная документация

РСК — Ремонтно-строительная колонна

РСУ — Ремонтно-строительное управление

ЭХЗ — Электрохимическая защита

1. Общие положения . 3

2. Оценка технического состояния нефтепродуктопровода . 4

3. Виды и способы капитального ремонта нефтепродуктопроводов . 5

4. Организационно-техническая подготовка капитального ремонта . 14

5. Земляные работы .. 19

6. Подъем и укладка трубопроводов . 29

7. Очистка наружной поверхности трубопровода . 33

8. Сварочные работы .. 33

9. Противокоррозионная изоляция . 39

10. Монтаж защитного кожуха . 43

11. Испытание отремонтированного участка нефтепродуктопровода . 44

12. Порядок сдачи и ввод отремонтированного участка в эксплуатацию .. 46

13. Меры безопасности . 47

14. Пожарная безопасность . 50

15. Охрана окружающей среды .. 53

Приложение 1 Перечень рекомендуемых машин и механизмов . 56

Приложение 2 Передача рекультивированных земель землевладельцам .. 59

Приложение 3 Исполнительная документация, представляемая при сдаче отремонтированного участка нефтепродуктопровода в эксплуатацию .. 61

ПРАВИЛА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ,
ПРОЛОЖЕННЫХ ПО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДОВ,
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ЗАХОДЯЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
НЕФТЕБАЗ И ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ

Дата введения 1999-11-01

В Правилах изложены основные положения механизированного ремонта магистральных нефтепродуктопроводов, проложенных по территории городов, населенных пунктов и заходящих на территории нефтебаз и перекачивающих станций по замене изоляционного покрытия, восстановления стенки трубы или полной замене дефектного участка.

Правила разработаны с учетом опыта проведения капитального ремонта нефтепродуктопроводов, а также замечаний и предложений акционерных обществ магистральных нефтепродуктопроводов и Центрального округа Госгортехнадзора России по улучшению содержания указанного документа.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования настоящих Правил распространяются на капитальный ремонт магистральных нефтепродуктопроводов (далее МНПП), проложенных по территории городов, населенных пунктов и заходящих на территории нефтебаз и перекачивающих станций.

Специфическими условиями капитального ремонта являются: близость строений, насаждений и деревьев; ограниченная величина полосы отвода земли; наличие сооружений и сетей, пересекающих МНПП или проходящих в одном техническом коридоре, а также другие факторы.

1.2. Настоящие Правила разработаны в дополнение и развитие «Правил капитального ремонта МНПП диаметром 100 — 720 мм без остановки перекачки» [ 1]. В Правилах устанавливаются основные требования по капитальному ремонту МНПП с заменой труб, а также с заменой изоляционного покрытия с восстановлением или без восстановления стенки трубы, не содержащиеся в [ 1].

Капитальный ремонт МНПП с заменой труб — это комплекс операций по замене дефектного участка трубопровода с целью восстановления его исправности до состояния, определенного проектными технико-экономическими показателями и характеристиками.

Капитальный ремонт МНПП с заменой изоляционного покрытия с восстановлением стенки трубы — это комплекс операций по замене поврежденного (не соответствующего требуемым техническим характеристикам) изоляционного покрытия и проведение, при необходимости, сварочных и других работ по устранению дефектов стенки трубы с целью восстановления его исправности до состояния, определенного проектными технико-экономическими показателями и характеристиками.

1.3. Целью капитального ремонта МНПП с заменой труб является приведение его технического состояния в соответствие требованиям проекта и действующих на момент строительства нормативных документов (ГОСТ, СНиП, ВСН и др.) путем замены дефектных труб и других конструкций на новые.

Экономическая и техническая целесообразность замены, приводящая к изменению технических характеристик ремонтируемого участка трубопровода должна быть обоснована в рабочем проекте на капитальный ремонт (пояснительной записке).

1.4. Целью капитального ремонта МНПП с заменой изоляционного покрытия с восстановлением или без восстановления стенки трубы является приведение его технического состояния в соответствие требованиям проекта и действующих нормативных документов путем замены старого изоляционного покрытия на новое, а при наличии дефектов стенки трубы — ремонт путем шлифовки, заварки (наплавки), приварки накладных элементов (муфт) или другими методами.

1.5. Ответственность за обеспечение безопасных условий производства ремонтных работ при производстве работ хозспособом несет должностное лицо акционерного общества АК «Транснефтепродукт», назначенное соответствующим приказом.

При производстве ремонтных работ подрядным способом такая ответственность возлагается на должностное лицо подрядной организации, оформленное соответствующим приказом.

1.6. Ответственность за соблюдение требований НТД по охране труда, пожарной безопасности и охране окружающей среды при выполнении ремонтных работ несет инженерно-технический работник организации, производящей ремонт (РСУ или подрядной организации), назначенный соответствующим приказом.

1.7. Для осуществления технического надзора за качеством ремонта, выполнением работ в соответствии с рабочим проектом и проектом производства работ, приемки выполненных работ, приказом по производственному отделению (ПО) акционерного общества АК «Транснефтепродукт» или акционерному обществу АК «Транснефтепродукт» назначается лицо из числа работников, прошедших обучение и аттестацию на право осуществления технадзора с привлечением, при необходимости, представителей специализированных организаций.

2. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДА

2.1. Для оценки технического состояния МНПП необходимо провести следующие мероприятия:

— выявить наиболее опасные участки МНПП в отношении:

а) внешней коррозии;

б) внутренней коррозии;

в) напряженного состояния МНПП;

— осуществить ревизию наиболее опасных участков МНПП;

— осуществить ревизию запорной арматуры, установок электрохимзащиты (ЭХЗ), защитных противопожарных средств, линий технологической связи, сооружений линейной производственно-диспетчерской службы;

— провести испытания МНПП на прочность и проверку их на герметичность в соответствии с ВСН 011-88;

— принять решение по отбраковке труб и деталей и ремонту МНПП.

2.2. Критериями опасности в отношении внешней коррозии являются:

— значение разности потенциалов «труба — земля», не удовлетворяющая требованиям ГОСТ 9.602-89;

— высокая коррозионная агрессивность среды (грунт, грунтовые и другие воды) по ГОСТ 9.602-89;

— наличие дефектов изоляционного покрытия по результатам обследования;

— для МНПП, проложенных в зоне действия блуждающих токов, опасное (по ГОСТ 9.602-89) смещение разности потенциалов между трубопроводом и электродом сравнения;

— величина замеренного коррозионного износа по данным толщинометрии или определенного с помощью внутритрубной диагностической аппаратуры;

— отказы по причине наружной коррозии.

2.3. Наиболее вероятными местами проявления внутренней коррозии являются:

— пониженные места по рельефу МНПП со скоростью течения рабочей среды ( V ), не обеспечивающей вынос водных скоплений. Скорость течения ( V кр ), достаточная для выноса водных скоплений, определяется по следующей формуле [ 46]:

где i — геометрический уклон восходящего участка, град.;

l — коэффициент гидравлического сопротивления;

r — плотность перекачиваемой жидкости, кг/м 3 ;

D — разность плотностей воды и перекачиваемой жидкости, кг/м 3 ;

k — коэффициент поправки к теоретической формуле;

g = 9,8 м/с 2 — ускорение свободного падения;

D — внутренний диаметр трубы, м.

Коэффициент поправки определяется по формуле:

k = 0,564 — 0,133 × ln( n) + (2,437 — ( i) 0,272 — 1) × (0,06 × ln( n) — 0,278),

где п — отношение кинематических вязкостей перекачиваемого продукта и воды.

Формула применима при 0,02 n б , в — с рекультивацией земли

Параметры рабочих зон на полосе отвода земли (с рекультивацией)

Глубина траншеи, м

Параметры зон, м

Полоса отвода земли, м

Зона работы грузоподъемных машин

Зона разработки траншеи

Зона работы бульдозера при засыпке траншеи

Зона расположения отвала плодородного слоя почвы

Источник

Читайте также:  Ремонт парктроника opel astra j gtc
Оцените статью