Характеристика ремонта пожарного оборудования

Обзор устройств и оборудования для ремонта пожарной техники

технические науки

  • Кисилев Вячеслав Валериевич , кандидат наук, доцент, преподаватель
  • Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
  • Похожие материалы

    Ежегодно, одной из главных задач в области обеспечения пожарной безопасности является переоснащение подразделений МЧС России современными техническими средствами, техникой, а также совершенствование пожарной техники и пожарно-технического оборудования.

    Поставленные задачи являются весьма актуальными для пожарно-спасательных частей, поскольку износ парка аварийно-спасательной и пожарной техники пожарно — спасательных подразделений ФПС ГПС России достигает 70%. Поддержание имеющейся пожарной техники в исправном состоянии, проведение ее ремонта и технического обслуживания требуют больших материальных затрат. Средний годовой пробег пожарных автомобилей составляет около 12000 км. Это приводит к необходимости уделять повышенное внимание тем узлам и механизмам, которые определяют работоспособность автомобиля в целом. Эти узлы изнашиваются быстрее, чаще вызывают необходимость проведения текущих ремонтов. Сбор информации об отказах пожарной техники весьма полезен для дальнейшего совершенствования механизмов при разработке пожарной техники нового поколения.

    Техническое обслуживание организует должностное лицо, ответственное за материально-техническое обеспечение территориального органа, учреждения. Техническое обслуживание и ремонт могут проводиться как имеющимися в штатах Главных управлений МЧС по субъектам Российской Федерации производственно-технических центрах, так и в сторонних специализированных организациях, имеющих лицензию на осуществление данных видов деятельности. Кроме того, при наличии необходимой материально-технической базы и подготовленного персонала техническое обслуживание может проводиться непосредственно силами личного состава учреждений.

    Учреждения, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт техники, должны быть обеспечены соответствующим оборудованием и инструментом. Как правило, в структуру данных производств входят: моторный цех; агрегатный цех; электроцех; токарный участок; малярный участок; жестяный участок; участок легковых автомобилей; зона ТО и ремонта пожарных автомобилей; пост диагностики.

    Практически в каждом цехе должны быть кран-балки или тельферы. Для производства жестяных работ используются гильотинные ножницы, листогибочный станок, углекислотная сварка, электроножницы. Для обработки металла применяются токарный, токарно-винторезный, расточной, сверлильный, рейсмусовый, фрезерный станки.

    Для покраски отремонтированных автомобилей — малярное отделение, оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией.

    Для диагностики и ремонта автомобилей и их отдельных деталей и узлов учреждения комплектуются следующим оборудованием, инструментом, устройствами и приборами:

    • установка моечная;
    • домкрат гидравлический грузоподъемностью 5 т;
    • домкрат гидравлический грузоподъемностью 12 т;
    • пресс гидравлический до 40 т;
    • подъемник для грузовых автомобилей;
    • подъемник для легковых автомобилей;
    • тележка грузоподъемностью 300 — 500 кг;
    • прибор для определения технического состояния цилиндропоршневой группы автомобильных двигателей;
    • манометр измерения давления в масляной магистрали двигателей;
    • газоанализатор для проверки соединения окиси углерода в отработавших газах;
    • прибор универсальный для проверки рулевого управления автомобилей;
    • прибор для проверки автомобильного электрооборудования;
    • прибор для очистки и проверки свечей зажигания;
    • прибор для проверки и регулировки правильности установки автомобильных фар;
    • прибор для проверки бензонасосов;
    • динамометрический люфтометр;
    • прибор для определения расхода рабочей жидкости;
    • прибор для определения давления жидкости;
    • комплект приборов и инструментов для технического обслуживания аккумуляторных батарей;
    • инструмент для ремонта гидросистем;
    • комплект инструмента для ремонта топливной аппаратуры;
    • комплект слесарно-монтажного инструмента;
    • электрический вулканизационный аппарат для ремонта автомобильных камер;
    • комплект инструмента аккумуляторный;
    • компрессор воздушный;
    • электродрель;
    • электрическая шлиф машинка;
    • пылесос промышленный;
    • комплект окрасочного оборудования;
    • комплект оборудования по обслуживанию и ремонту пожарных рукавов;
    • аппарат сварочный;
    • электрическая пила дисковая;
    • солидолонагнетатель передвижной с электроприводом;
    • солидолонагнетатель ручной рычажный;
    • обкаточный стенд;
    • стенд для балансировки колес;
    • стенд для проверки топливных насосов высокого давления;
    • стенд для демонтажа шин грузовых автомобилей и легковых автомобилей;
    • стенд установки развала, схождения колес;
    • стенд для шлифовки фасок и торцов клапанов;
    • стенд сборки сцепления;
    • стенд ремонта коробки переменных передач;
    • стенд для разборки и сборки редукторов мостов;
    • стенд регулировки и сборки сцепления;
    • стенд для проверки и регулировки форсунок;
    • стенд для проверки рабочих параметров пожарных насосов;
    • стенд проверки герметичности насоса, трубопроводов водопенных коммуникаций и вакуумных систем;
    • стенд для испытания вакуумной системы;
    • стенд (приспособление) для испытания пеносмесителей;
    • стенд для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного;
    • стенд для гидравлического испытания пожарного оборудования;
    • стенд ГДЗС для ремонта и регулировки воздушного аппарата;
    • стенд кантователь для ремонта двигателей;
    • приспособление для снятия и постановки коробок передач грузовых автомобилей;
    • приспособление для испытания вакуум-аппаратов;
    • приспособление для проверки люфта в доп. трансмиссии (удлинитель вала насоса фиксации трансмиссии: затяжки гайки);
    • устройство для проверки карбюраторов;
    • устройство для удаления выхлопных газов автомобилей;
    • устройство пуско-зарядное;
    • установка для отработанного масла;
    • станок (установка) для хонингования цилиндров;
    • лежак ремонтный.

    Источник

    Виды технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей и оборудования.

    1. ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;

    2. техническое обслуживание на пожаре (учении);

    3. техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);

    4. техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру);

    5. первое техническое обслуживание (ТО-1);

    6. второе техническое обслуживание (ТО-2);

    7. сезонное техническое обслуживание (СО).

    Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) производится водителями и пожарными при смене караула под руководством командира отделения (проверяется работа двигателя, насоса и других агрегатов и механизмов, при необходимости заправляются баки и системы топливом, маслом, смазкой, водой, огнетушащими составами).

    Цель обслуживания — убедиться в готовности ПА к немедленному выезду на пожар.

    Техническое обслуживание на пожаре (учении) проводит водитель или боевой расчёт в объёме требований Инструкции по эксплуатации ПА. Цель обслуживания — обеспечение работоспособности механизмов и пожарно-технического вооружения (ПТВ) при тушении пожара.

    По затратам времени данное техническое обслуживание не нормируется, включает в себя работы по контролю за работой двигателя, насоса и т. д. По окончании работы промывают полости насоса и водопенные коммуникации (если тушение производилось пеной), заполняют цистерну водой. При следовании в пожарную часть проверяют работу приводов, тормозов и т. д.

    Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

    § цель восстановить боевую способность ПА, заправить горючесмазочными и огнетушащими материалами и устранить обнаруженные неисправности (выполняется объём работ для ежедневного технического обслуживания;

    § устраняются все дефекты, обнаруженные на пожаре;

    § если подавали воду заменяются рукава, и т.д).

    Техническое обслуживание после пробега первой тысячи километров (по спидометру) проводится закреплёнными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объёме требований Инструкции по эксплуатации ПА.

    Первое техническое обслуживание (ТО-1) проводится после определённого общего пробега, который для основных ПА составляет 1500 км, а для специальных ПА — 1000 км, но не реже 1 раза в месяц.

    Общий пробег пожарного автомобиля определяют по формуле

    где Sсп. — путь следования на пожар, учение (по спидометру) и т. д.; Sпр. — приведенный пробег ПА, км; τн. — продолжительность работы насоса, ч.

    Для проведения ТО-1 пожарные автомобили выводят из боевого расчёта на один-два дня. ТО-1 проводится на посту ТО подразделения закреплёнными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя в объёме требований Инструкции по эксплуатации ПА.

    Второе техническое обслуживание (ТО-2) Для специальных ПА проводится после 5000 км общего пробега, а для основных ПА после 7000 км общего пробега, но не реже одного раза в год. Обслуживание производится силами личного состава пожарных отрядов (частей) технической службы с участием водителей ПА. Для проведения ТО-2 пожарные автомобили выводят из боевого расчёта на два-три дня. ТО-2 проводится в ПТЦ, отряде (части), на отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя ПА согласно годовому плану-графику ТО-2.

    Виды ремонтов для ПА в соответствии с назначением и характером работ ремонт подразделяется на капитальный (КР); средний (СР) и текущий (ТР) и для агрегатов — на капитальный и текущий.

    Капитальный ремонт (КР) проводится с целью восстановления работоспособности автомобиля или агрегата и обеспечения пробега или времени их работы до следующего капитального ремонта или списания, но не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей или агрегатов.

    При КР одновременно ремонтируются основные агрегаты (двигатель, сцепление, коробка передач, коробка отбора мощности, насосы и т. д.) и ёмкости для огнетушащих средств. КР агрегата предусматривает его полную разборку, обнаружение дефектов, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание, замену или восстановление базовой детали агрегата (блок цилиндров, картер коробки передач или коробки отбора мощности, корпуса насосов и т. д.).

    Средний ремонт (СР)

    Пожарного автомобиля предусматривает замену двигателя, требующего капитального ремонта, тщательный контроль технического состояния всех агрегатов и узлов с устранением выявленных при этом неисправностей, а также окраску автомобилей.

    Текущий ремонт (ТР)

    Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения работоспособного состояния восстановлением или заменой отдельных агрегатов ( в том числе одного основного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.

    Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей (кроме базовых) и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других ремонтных работ.

    Текущий ремонт пожарного автомобиля или отдельного агрегата проводится по потребности, выявленной при эксплуатации (по заявкам водителей) или при контрольных осмотрах. Текущий ремонт должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до очередного ТО-2.

    Источник

    Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей: ТО-1,2

    Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.

    Виды техобслуживания

    Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.

    Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:

    • моечные;
    • смотровые, или диагностические;
    • крепежные;
    • пускорегулировочные;
    • топливно-заправочные;
    • смазочные;
    • шинные.

    Первое ТО

    График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.

    В первом ТО важно соблюсти порядок действий:

    • Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
    • Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
    • После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.

    Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.

    Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.

    Второе ТО

    Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.

    ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:

    • раму, кабину, кузов;
    • мотор;
    • сцепление;
    • трансмиссию;
    • карданный вал;
    • рулевое управление;
    • передний и задний мосты;
    • аккумулятор;
    • тормозную систему;
    • осветительный комплекс;
    • водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
    • насос;
    • систему подогрева резервуара;
    • место для пожарного расчета.

    На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.

    Сезонное

    Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:

    • прочистку охлаждающего контура;
    • диагностику кранов и слива тормозной системы;
    • замену смазки всех агрегатов;
    • проверку карбюратора и топливного насоса;
    • очистку бака горючего;
    • тестирование аккумулятора на стенде.

    Ежедневное

    ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.

    В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:

    • ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;
    • ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
    • ПА специального типа – 7 мин.;
    • АЛ и АЦПК – 10 мин.

    Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).

    Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.

    ТО на пожаре и АСР

    Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:

    • выведение пожарной единицы из зоны огня;
    • устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;
    • смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;
    • проверка двигателя и наноса на протечки;
    • диагностика нагрева охлаждающей жидкости;
    • контроль уровня масла в двигателе;
    • очистка пенообразователя и каналов от ВМП;
    • заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;
    • откачка остатков воды из наноса.

    ТО в зависимости от вида ПА

    При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.

    Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.

    Меры безопасности при проведении техобслуживания

    Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.

    • Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
    • Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
    • Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
    • В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
    • Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
    • Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
    • Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.

    Где и кем проводится

    Техническое обслуживание пожарных автомобилей осуществляется как в гараже приписки, так и в специальных гаражах ГПС.

    В редких случаях возможно обслуживание техники механиками на базе охраняемого объекта под руководством старшего водителя.

    Техническое обслуживание пожарных автомобилей

    ТО базы пожарной машины

    Автомобили, которые временно не используются в работе подразделений, также должны проходить ТО, подтверждающее полную готовность к введению их в действие на замену или для усиления подразделения.

    Виды ТО пожарных автомобилей, находящихся в резерве на базе:

    Условия хранения техники прописаны в технических документах предприятия-производителя. Организовывается очистка пыли и грязи на функциональных узлах, проверка целостности краски, смазка уплотнителей.

    Ремонт пожарного автомобиля

    Сезонное обслуживание (СО)

    Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.

    Замена шин – сезонное техническое обслуживание

    Обслуживание центробежного насоса

    Работоспособность этого оборудования наиболее важна при тушении пожара, поэтому ему уделяется особое внимание.

    Для безотказного функционирования насоса необходимо:

    • регулярно производить смазку вращающихся узлов агрегата;
    • менять масло в редукторе по мере отработки и во время сезонных ТО;
    • проверять вакуумную систему и разрежение в насосе на посту диагностики;
    • следить за состоянием лакокрасочных покрытий деталей, восстанавливать их в случае повреждения.

    При проведении работ следует четко выполнять инструкции предприятия-изготовителя.

    Обслуживание пожарно-технического вооружения

    Оборудование, устанавливаемое на обычные и специальные автомобили, также подлежит ТО.

    Классификация инженерных работ для ПТВ описана в таблице.

    Периодичность Мероприятия
    Каждый день Требуется проверка:

    – наличия систем и надежности их крепления;

    – состояния и комплектности рукавов для подачи составов;

    – укладки и влажности пожарных веревок;

    – зарядки аккумуляторов, исправной работы лампочек и светильников;

    – укомплектованности перчатками, ковриками, ножницами;

    – комплектности и количества средств самоспасения;

    – работоспособности систем связи.

    После тушения пожара Необходимо:

    – промыть, протереть, проверить целостность покрытия оборудования;

    – заменить рукава на новые в случае повреждения;

    – привести в порядок использованную спецодежду;

    – пополнить арсенал вспомогательным инструментом;

    – проверить наличие вооружения по описи.

    ТО 1 Предусматривает:

    – организацию контроля состояния оборудования;

    – испытание на герметичность;

    – проверку дополнительных агрегатов.

    ТО 2 Производится снятие оборудования с автомобиля, нормативные проверки, устранение неисправностей. Затем осуществляется обратная установка.

    Перечисленные мероприятия являются частью технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

    Техобслуживание на пожаре

    К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.

    Суть проведения ТО этого типа состоит в том, что во время работы всех агрегатов и механизмов машины она подвергается большим нагрузкам. И цель водителя – отследить, чтобы какой-то из узлов не вышел из строя. Поэтому не существует нормативов, которые касаются времени проведения ТО этого типа. Но в сложной боевой обстановке это делать надо все равно, в независимости от того, что происходит на пожаре.

    Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.

    После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.

    Обслуживание автомобиля во время пожара

    Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.

    Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.

    Проекты по теме:


    Технологии


    Транспорт

    Транспорт и автопром


    Транспорт

    Автоколонны • Грузовой транспорт • Индивидуальный транспорт • Легковой транспорт • Наземный транспорт • Общественный транспорт • Специализированный транспорт

    Автозаправочные станции • Автобазы • Автовокзалы • Автомойки • Автопарки • Автосервисы • Автостоянки • Автострады • Автоцентры • Гаражи • Специализированные автостоянки • Транспортные системы

    Бронирование транспорта • Водительские удостоверения • Договора на оказание транспортных услуг • Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание • Логистика и грузоперевозки (общая) • Краны автомобильные • Организация перевозок и управление на транспорте • Переоформление авто • Регистрация транспорта • Транспортировка • Транспортная экспертиза • Шиномонтаж • Антикоррозийные работы • Тонирование стекла

    Абразивные материалы • Авиационное оборудование • Автозаводы • Автозаправочное оборудование • Автокосметика, автохимия • Автомобили — испытания • Автомоечное оборудование • Автопокрышки, диски • Автосервисное оборудование • Аккумуляторные батареи • Транспортные схемы строительства

    Audi • BMW • Cadillac • Chery • Chevrolet • Chrysler • Citroen • Daewoo • Dodge • Fiat • Ford • Great Wall • Honda • Hyundai • Infiniti • Jaguar • Jeep • Kia • Lada (ВАЗ) • Land Rover • Lexus • Mazda • Mercedes-Benz • Mitsubishi • Nissan • Opel • Peugeot • Porsche • Renault • Skoda • SsangYong • Subaru • Suzuki • Toyota • Volkswagen • Volvo

    Источник

    Читайте также:  Что такое капитальный ремонт кабельной линии
Оцените статью