- Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по ремонту обуви
- Индивидуальный предприниматель, находящийся на УСН, на территории г. Химки Московской области оказывает населению бытовые услуги, подпадающие под ЕНВД. В частности, ИП осуществляет деятельность по производству верхней одежды (код ОКВЭД 18.22), по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты (код ОКВЭД 93.02), по ремонту обуви и прочих изделий из кожи (код ОКВЭД 52.71). Какие изменения в целях исчисления ЕНВД (в части бытовых услуг) ждут ИП в 2012 году? Были ли внесены в главу 26.3 НК РФ какие-либо изменения, которые вступают в силу с 1 января 2012 года? Какие изменения были внесены в ОКУН? Когда планируется отмена ЕНВД?
- Онлайн-касса в мастерской по ремонту обуви без наемных работников
Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по ремонту обуви
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Индивидуальный предприниматель, находящийся на УСН, на территории г. Химки Московской области оказывает населению бытовые услуги, подпадающие под ЕНВД. В частности, ИП осуществляет деятельность по производству верхней одежды (код ОКВЭД 18.22), по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты (код ОКВЭД 93.02), по ремонту обуви и прочих изделий из кожи (код ОКВЭД 52.71).
Какие изменения в целях исчисления ЕНВД (в части бытовых услуг) ждут ИП в 2012 году? Были ли внесены в главу 26.3 НК РФ какие-либо изменения, которые вступают в силу с 1 января 2012 года? Какие изменения были внесены в ОКУН? Когда планируется отмена ЕНВД?
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общим режимом налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
На территории городского округа Химки Московской области система налогообложения в виде ЕНВД введена решением Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 03.10.2007 N 13/3 (далее — Решение).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, пп. 1 п. 1 решения система налогообложения в виде ЕНВД может применяться, в частности, в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (далее — ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Статьей 346.27 НК РФ установлено, что под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН только по коду 010000 «Бытовые услуги», за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
Согласно ОКУН к бытовым услугам (код 010000) относятся, в частности:
— услуги по ремонту обуви (код 011100);
— услуги по пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи (код 012200);
— парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения (код 019300).
Отметим, что применительно к деятельности в сфере оказания бытовых услуг населению какие-либо изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 года, ни в гл. 26.3. НК РФ, ни в Решение внесены не были.
В то же время приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст (далее — Приказ N 1072-ст) ряд изменений и поправок был внесен в ОКУН (с датой введения их в действие 1 апреля 2011 года). В частности, изменения внесены и в раздел 01 0000 «Бытовые услуги» ОКУН. Приказ N 1072-ст был опубликован в ИУС «Национальные стандарты», март 2011 г., N 3.
Как разъяснил Минфин России, в целях обложения ЕНВД указанные поправки должны применяться не с даты их введения в действие (1 апреля 2011 года), а с 1 июля 2011 года (смотрите, в частности, письма от 21.10.2011 N 03-11-11/261, от 31.08.2011 N 03-11-09/55, от 18.08.2011 N 03-11-06/3/93 и N 03-11-06/3/94, от 12.08.2011 N 03-11-06/3/90). Эта позиция основана на том, что Приказ N 1072-ст приводит к изменению налоговых обязательств по ЕНВД, в связи с чем его следует относить к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, на которые распространяются положения ст. 5 НК РФ. А согласно этой статье акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В соответствии со ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по ЕНВД признается квартал. Следовательно, применение ЕНВД в отношении видов деятельности в сфере оказания бытовых услуг, включенных в ОКУН с 1 апреля 2011 года, возможно не ранее начала очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход, то есть с 1 июля 2011 года. Аналогичной точки зрения в настоящее время придерживаются и налоговые органы (письмо ФНС России от 15.09.2011 N ЕД-4-3/15086@)*(1).
Рассмотрим, какие поправки были внесены Приказом N 1072-ст применительно к услугам, оказываемым ИП.
Пошив одежды
В частности, Приказом N 1072-ст в раздел «Пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи» (код 012200) добавлены услуги по пошиву детских головных уборов, в том числе из натурального меха (коды 012222, 012223).
Ремонт обуви
Приказом N 1072-ст услуги по «ремонту резиновой и валяной обуви методом прессовой вулканизации» (код ОКУН 011127) были изменены на услуги по «ремонту резиновой и валяной обуви методом вулканизации».
Кроме того, в раздел «Ремонт обуви» были добавлены следующие виды деятельности:
— удаление пятен от реагентов (код 011131);
— пропитка заготовки верха обуви водоотталкивающими препаратами (код 011132);
— отделка верха обуви, изготовленной из специфических кож (рептилий, рыб, лаковых) (код 011133);
— восстановление формы верха обуви из натуральных кож, подвергшихся влиянию реагентов (код 011134);
— подшив подошв меховой обуви (код 011135);
— реставрация верха меховой обуви (код 011136).
Парикмахерские услуги
Приказом N 1072-ст в разделе 010000 «Бытовые услуги» ОКУН теперь выделена отдельная группа услуг — «Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения» (код 019300 ОКУН), которые относятся к подразделу 019000 «Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги». Отметим, что ранее этот раздел назывался «Услуги парикмахерских».
При этом в указанный раздел добавлены следующие виды услуг:
— услуги по наращиванию ногтей (код 019328);
— услуги по проведению татуажа, пилинга, пирсинга, услуги по уходу за телом, массажу тела, криомассажу, эпиляции тела, татуировке, бодиарту (код 019338);
— услуги соляриев (код 019339).
Резонно возникает вопрос, относятся ли индивидуальные предприниматели к организациям коммунально-бытового назначения?
По данному вопросу Минфин России в письмах от 21.11.2011 N 03-11-06/3/118, от 31.08.2011 N 03-11-09/55 разъяснил следующее. С 1 августа 2010 г. действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» (далее — Санитарные правила), которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 59. В соответствии с п. 2.1 Санитарных правил организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других общественных зданий). Допускается размещение организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Данные положения Санитарных правил, а также отсутствие классификации организаций коммунально-бытового назначения в действующем законодательстве позволяют сделать вывод, что каких-либо конкретных критериев (признаков) отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания парикмахерских и косметических услуг, к указанному типу организаций не предусмотрено. В связи с этим, по мнению Минфина России, предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН — «Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения», независимо от того, относятся ли такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения главы 26.3 НК РФ, следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая, соответственно, подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
Перспективы применения ЕНВД
В соответствии с Основными направлениями налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрена постепенная отмена ЕНВД к 2014 году.
В настоящее время на стадии предварительного рассмотрения в Госдуме РФ находится проект Федерального закона N 499566-5 «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Этот законопроект 17.05.2011 был принят Госдумой РФ в первом чтении постановлением N 5293-5 ГД и в соответствии с принятым ответственным комитетом решением о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы будет представлен ко второму чтению, дата которого не определена.
Минфин России проинформировал налогоплательщиков о возможных изменениях в письмах от 11.05.2011 N 03-11-11/116, от 16.06.2011 N 03-11-11/154, от 22.07.2011 N 03-11-06/3/85.
Так, с 1 января 2013 года предлагается отменить систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли и в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (пп.пп. 6 и 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
На период с 1 января по 31 декабря 2012 года применение ЕНВД в отношении этих видов деятельности предлагается разрешить налогоплательщикам со среднесписочной численностью работников, не превышающей 50 человек.
В отношении иных видов предпринимательской деятельности, предусмотренных главой 26.3 НК РФ, предполагается отмена ЕНВД с 1 января 2014 года.
Также отметим, что приказом Минэкономразвития России от 01.11.2011 N 612 «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2012 год» коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, установлен на 2012 год в размере, равном 1,4942.
К сведению:
Поскольку в рассматриваемой ситуации нам не известен точный перечень услуг, оказываемых ИП, то в связи с этим считаем, что ИП необходимо самостоятельно ознакомиться с изменениями, внесенными Приказом N 1072-ст в ОКУН.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна
Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ
9 декабря 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Отметим, что по данному вопросу возможен и иной подход. Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Именно указанные в ст. 1 НК РФ нормативные акты именуются в НК РФ «законодательство о налогах и сборах» (п. 6 ст. 1 НК РФ). По смыслу этой статьи, ни Приказ N 1072-ст, ни сам ОКУН не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (постановление ФАС Центрального округа от 19.04.2004 N А48-3585/03-8). В Приказе N 1072-ст прямо указано, что изменения, внесенные в ОКУН, вводятся в действие с 1 апреля 2011 года. При таком подходе следует признать, что новая редакция ОКУН (в том числе и в целях налогообложения) должна применяться с 1 апреля 2011 года. Аналогичный вывод сделан в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 N 11АП-6472/11. Однако каких-либо еще судебных актов, в которых рассматривался бы этот вопрос, нам обнаружить не удалось.
Источник
Онлайн-касса в мастерской по ремонту обуви без наемных работников
У меня ИП, мастерская по ремонту обуви без наемных работников. Все время работал на ЕНВД, по бланкам строгой отчетности. В связи с отменой ЕНВД с нового года перехожу на упрощенную систему налогообложения. Нужна ли при этом онлайн-касса? Или можно продолжать работать по бланкам строгой отчетности?
Вопросы применения контрольно-кассовой аппаратуры регулируются Федеральным закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ). Согласно ст. 1.1 и п. 1 ст. 1.2 данного закона все организации и ИП, осуществляющие расчеты за реализуемые товары, работы, услуги, с использованием наличных или безналичных платежей, обязаны применять ККМ (контрольно-кассовые машины). Причем безналичными расчетами, требующими применения ККТ (контрольно-кассовой техники), являются:
— расчеты с помощью электронных средств платежа (банковская карта, онлайн-банк, электронный кошелек);
— прочие безналичные расчеты (по квитанциям, платежным поручениям, через кассу банка). Такие расчеты требуют применения ККТ не во всех случаях. Во-первых, при безналичной оплате ККТ не нужно применять, если плательщик — организация или ИП (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ). Кроме этого, от применения ККТ при безнале освобождены (в рамках своей сферы деятельности) ТСЖ, садовые и огороднические товарищества, потребительские кооперативы, образовательные организации, организации физкультуры и спорта, культурные, досуговые центры. При наличных расчетах и платежах по карте освобождение от ККТ на них не действует.
При этом нет никаких оснований считать, что упрощенная система налогообложения дает какие-либо преимущества в кассовых вопросах. ИП и организации на УСН так же, как и те, кто работает на ОСН, должны оформлять все расчеты с помощью чеков. И в настоящее время это далеко не только расчеты за продажу товара, работ, услуг, но и в том числе:
— получение предоплаты, аванса, а также их возврат покупателю или зачет в счет оплаты покупки;
— выплата денег покупателю при возврате им товара;
— предоставление и погашение займа для оплаты товаров, работ, услуг;
— предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Не требуют применения ККТ расчеты по договорам займа, предоставленного для целей, не связанных с оплатой товаров (работ, услуг), а также реализация товаров (работ, услуг) через агента. Если расчеты с покупателями производит агент, он и должен применять ККТ (а не продавец).
В то же время тот факт, что упрощенный спецрежим сам по себе поблажек при работе с ККТ не дает, не лишает упрощенцев пользоваться общими видами освобождения, которые Закон о ККТ предоставляет всем продавцам независимо от выбора системы налогообложения. Расскажем о них подробнее.
Прежде всего, работать на УСН без ККТ могут те лица, кому Законом о ККТ предоставлена отсрочка. С начала введения онлайн-касс в оборот такая отсрочка предоставлялась разным лицам, а сроки ее несколько раз менялись. В настоящее время отсрочку до 1 июля 2021 г. имеют только ИП (на любом налоговом режиме, включая упрощенку), занятые оказанием услуг, выполнением работ или продажей товаров собственного производства, не имеющие наемных работников.
Вторым основанием не применять ККТ при УСН (и не только) является осуществление продавцом деятельности в труднодоступной местности, при условии что эта местность указана в перечне труднодоступных населенных пунктов, утвержденном субъектом РФ. Но не следует забывать, что право на неприменение ККТ в труднодоступной местности возникает еще и при условии, что покупателю выдан документ, подтверждающий произведенные расчеты. Такой документ должен содержать порядковый номер и реквизиты, предусмотренные в ст. 4.7 Закона о ККТ.
Третья категория продавцов, имеющих право работать без ККТ, это те, кто осуществляет виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона о ККТ, а именно:
— продажу газет, журналов, а также сопутствующих товаров через газетные киоски;
— продажу ценных бумаг;
— обеспечение питания обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
— торговлю на ярмарках, рынках и выставках (это исключение не касается тех, чье торговое место имеет необходимое для показа и сохранности товара оборудование, т.е. те, кто торгует со стола, имеют право не выдавать чеки, а те, кто торгует в киоске или палатке, иметь ККМ обязаны, однако, если вы продаете в киоске квас (или другие безалкогольные напитки) на розлив либо мороженое, то также можете не иметь ККМ);
— разносную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
— торговлю в киосках мороженым, а также торговлю в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
— торговлю из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
— прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
— ремонт и окраску обуви;
— изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
— присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
— реализацию изготовителем изделий народных художественных промыслов;
— вспашку огородов и распиловку дров;
-услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
— сдачу индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
— розничную продажу бахил.
Также упрощенец может обойтись без применения ККМ при следующих видах деятельности:
— услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также реализации предметов религиозного культа (п. 6 ст. 2 Закона о ККТ);
— деятельности расположенных в сельских населенных пунктах аптечных организаций и обособленных подразделений медицинских организаций при соблюдении ряда условий (см. п. 5 ст. 2 Закона о ККТ);
— предоставлении за плату права пользования парковками или парковочными местами (также при соблюдении ряда условий — п. 10 ст. 2 Закона о ККТ);
— оказании населению платных услуг, связанных с библиотечным делом, в помещениях государственных и муниципальных библиотек, а также библиотек Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций (п. 12 ст. 2 Закона о ККТ);
— деятельности кредитных организаций (п. 1 ст. 2 Закона о ККТ).
Если упрощенец не подпадает ни под одну категорию лиц, освобожденных от применения ККМ, на него, согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, может быть наложен штраф. Минимальная сумма штрафа за неприменение ККМ для должностных лиц и ИП составляет 10 тыс. руб., для юридических лиц – 30 тыс. руб. А для повторного нарушения при существенности сумм (более 1 млн руб., в том числе в совокупности), по которым не выдан чек, введена дополнительная ответственность для руководителя юрлица (дисквалификация на срок до двух лет) и самой организации или ИП (приостановление деятельности на срок до 90 дней).
Примечательно, что проверка наличия ККМ в организации не требует присутствия руководителя. Штрафы налагаются также на тех, кто применяет технику, которая не соответствует требованиям законодательства, неправильно зарегистрирована или не зарегистрирована вообще, неправильно применяется.
Оборот наличных, а в некоторых случаях и безналичных денег взят под реальный непосредственный контроль ФНС. Плательщики УСН в этом процессе не являются исключением из общей массы продавцов — они обязаны использовать онлайн-кассы в общем для всех порядке, но могут также рассчитывать и на некоторые виды освобождений.
Подводя итог, можно определить, что тем, кто занимается ремонтом обуви и находится на упрощенной системе налогообложения (УСН) без наемных работников, но только если вы оказываете услуги в труднодоступной местности, которая указана в перечне населенных пунктов, утвержденной тем субъектом РФ, где осуществляетсяя такая деятельность, нужно перейти на применение онлайн-кассы до 1 июля 2021 г. В остальных случаях вы должны уже перейти на применение онлайн-кассы.
Источник