Инструктивные указания по ремонту роликовых вагонных подшипников

8. Ремонт роликовых подшипников

8.1. Общие требования

8.1.1. Ремонт роликовых подшипников производят на вагоно­ремонтных предприятиях, имеющих цехи роликовых под­шипников и соответствующее удостоверение на право полной ревизии букс с роликовыми подшипниками и ре­монт подшипников.

8.1.2. При ремонте подшипников забракованные детали (наружные и внутренние кольца, сепараторы и ролики) заменяют новыми или годными из числа бывших в эксплуатации, удовлетворяющих требованиям, изложенным в п. 7.1. В металлолом разрешается сдавать кольца, ролики, сепараторы, забракованные в соответст­вии с требованиями п. 7.1., после составления акта ко­миссией, назначаемой руководителем предприятия из числа специалистов и утверждения акта главным инженером или заместителем руководителя предпри­ятия.

8.1.3. Предназначенные для ремонта подшипники промывают и осматривают для определения ремонта. Ремонт подшип­ников делится на два вида: первый — без переборки роли­ков, второй — с переборкой (измерением и подборкой ро­ликов по диаметру и длине).

8.2. Ремонт цилиндрических роликоподшипников

Первый вид ремонта

8.2.1. Подшипники ремонтируют без переборки роликов (без измерения роликов по диаметру и по длине) при замене и расточке сепаратора, зачистке (шлифовке) бортов колец, замене наружного или внутреннего колец, зачистке (шлифовке) дорожек качения колец. На ремонтных заводах кольца подвергают магнитному контролю. Аналогичный контроль производят и в депо по мере поступления дефектоскопных установок.

При сборке подшипника необходимо руководствоваться условиями, предусмотренными в п. 5.2.2.2.

Второй вид ремонта

8.2.2. Ремонт подшипников с переборкой роликов (с измерени­ем роликов по диаметру и длине) производят при замене роликов (независимо от количества сменяемых роликов), выпадении отдельных роликов из гнезд сепаратора вследствие повреждения чеканки, зачистке (шлифовке) образующих роликов и торцов роликов.

При ремонте на заводах производят магнитный и вихретоковый контроль колец и роликов с последующим размагничиванием. Аналогичный контроль производят и в депо по мере поступления дефектоскопных установок. Латунные сепараторы дефектоскопируют на установках ВД-11НФИВД-18НФ.

Рис. 38. Разборка блока цилиндрического подшипника а) выдвигание роликов; б) снятие наружного кольца;

в) удаление роликов из гнезд сепараторов.

8.2.3. При втором виде ремонта подшипник полностью разби­рают. Чтобы разобрать подшипники, у которых расчекан­ка сепараторов произведена по перемычкам и наружные кольца скомплектованы вместе с роликами, например, у подшипников 42726 и 232726, надо ролики выдвинуть из бортов наружного кольца внутрь подшипника (рис. 38 а) и, сняв наружное кольцо (рис. 38 б), вынуть ролики из гнезд сепараторов (рис. 38 в).

При выпадении отдельных роликов из гнезд сепаратора проверяют диаметр и длину всех роликов, как это указа­но в п. 8.2.7., и подшипник вновь собирают. При этом раз­ность диаметров роликов в подшипнике должна быть не более 5 мкм, а разность длин роликов — не более 12 мкм.

8.2.4. После разборки все детали осматривают. Особое внима­ние обращают на состояние сепараторов — на наличие тре­щин в зоне перехода перемычек к основаниям. При необхо­димости ролики и кольца шлифуют. Полиамидные сепара­торы подвергаются растяжению на специальных установ­ках. У цилиндрических подшипников типа 42726 и 232726, не имеющих на торце роликов и сепаратора условного обо­значения, необходимо наносить на одном из торцов сепа­ратора со стороны маркировки букву «Ж», а один из торцов роликов условно обозначать знаком «+», который ставят в лунке или в центре торца. Причем ролики, имеющие на тор­це лунку, маркируют механическим путем с помощью соот­ветствующего приспособления. У роликов с плоскими тор­цами маркировку наносят с помощью кислоты, медного ку­пороса или электрографом. Запрещается наносить знак «+» на рабочую часть торца ролика. Этот знак должен быть нанесен только в середине торца ролика.

Читайте также:  Руководство по ремонту тагаз тайгер

8.2.5. Годные для комплектования подшипников ролики со ско­сами сортируют (измеряют) по диаметрам в трех сечениях — в середине и по краям цилиндрической части вблизи ско­сов на приборах В901 (408М) или РМ101 с измерительной головкой или двухмикронным миниметром (рис.39).

При этом непостоянство диаметра, а также разность диа­метров по краям цилиндрической части, конусность и выпуклость в среднем сечении ролика не должны превы­шать 5 мкм.

Ролики с рациональным контактом (бомбинированные, см. п.2.1.1.) сортируют только по среднему диаметру на приборе Д312-2М (рис.40). Для этого ножку измеритель­ной головки необходимо расположить на высоте 26 мм, равной половине длины ролика. Для определения формы образующей, ролик необходимо предварительно заме­рить в трех сечениях на приборе В901. Бомбинированный ролик имеет разность диаметров не менее 20 мкм (рис.2) и не более 28 мкм. Измерение роликов по длине и диа­метру может производиться на электронно-механиче­ских приборах, утвержденных МПС в установленном по­рядке. 8.2.6. Измерение роликов после зачистки произ­водят не ранее, чем через один час.

Рис. 39. Прибор В901 (408)

1 — винт крепления миниметра; 2 — кронштейн; 3 — винт; 4 — гайка настройки прибора; 5- колонка (штатив); 6 — стол; 7 — станина.

Рис. 40. ПриборД312 1 — кронштейн для миниметра; 2 — гайка для настройки миниметра;

3 — рифленая головка; 4 — плита-стол; 5 — станина; 6 — нижний упор;

7 — контролируемый ролик.

Рис. 41. Проверка длины ролика

8.2.7. Устанавливается следующий порядок сортировки роли­ков:

а) по среднему сечению одного из роликов, принятому за эталон для данной группы роликов, настраивают прибор на нулевое положение измерительной головки;

б) остальные ролики измеряют и сортируют на группы по среднему сечению в пределах 5 мкм.

При комплектовании подшипников ролики в одном под­шипнике должны быть одной группы по диаметру. Затем ролики на том же приборе В901 проверяют по длине (рис.41), при этом ролик располагают маркированным торцом непосредственно под измерительную ножку го­ловки на расстоянии 3-3,5 мм от образующей, для чего на стойке прибора необходимо установить боковой фикса­тор, определяющий положение ролика. Маркированные торцы — это торцы, имеющие обозначения знаком«+», или с меньшей по диаметру выточкой, или с выточкой сфери­ческой формы, или торцы роликов, имеющие засверловку диаметром 5 мм и глубиной 1 мм. Проворачивая ролик во­круг оси, определяют его максимальную длину.

8.2.8. Запрещается комплектовать цилиндрический подшипник 2726 с разными по форме роликами.

8.2.9. Сепараторы, применяемые при ремонте подшипника, должны иметь гладкую поверхность без срезов, отколов, трещин и повреждения чеканки. Обточка сепараторов по наружному диаметру категори­чески запрещается.

При комплектовании подшипников необходимо следить за тем, чтобы маркировка на сепараторе (товарный знак завода-изготовителя и условное обозначение года выпу­ска или буквы «Ж»), торцы роликов, имеющие различные отличительные признаки, были обращены в ту же сторо­ну, что и маркировка на наружном кольце.

8.3. Контроль и учет отремонтированных подшипников

8.3.1. Отремонтированные подшипники осматривают и прове­ряют по радиальному зазору: среднее арифметическое значение радиального зазора должно быть 0,09-0,20 мм. Разность крайних значений радиального зазора при трех измерениях щупом не должна превышать 20 мкм у цилин­дрического подшипника.

8.3.2. На отремонтированные подшипники наносят следующую надпись: на наружном кольце подшипника после номера ставят букву Р! или РИ в зависимости от вида ремонта (месяц римскими цифрами и две последние цифры года) и условный номер вагоноремонтного предприятия, про­изводившего ремонт.

Читайте также:  Компрессор кондиционера ниссан максима а33 ремонт

Надпись на кольцах производят электрографом при ра­зобранном подшипнике или кислотой в собранном под­шипнике. Состав кислоты: висмут азотнокислый 5 г, ни­кель азотнокислый 95 г, азотная кислота 370 см3, вода 630 см3. Через 3-5 мин. после нанесения надписи для нейтра­лизации кислоты место надписи протирают мыльной пе­ной или любым машинным маслом. Вагоноремонтное предприятие, производящее ремонт подшипников, учи­тывает их в журнале формы ВУ-93. Отремонтированные подшипники, которые после ремонта не сразу устанавли­вают в буксы колесных пар, подлежат консервации.

Источник

Инструктивные указания по ремонту роликовых вагонных подшипников

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3-ЦВРК
Введено с 01.04.2001 года

2. КОНСТРУКЦИИ БУКСОВЫХ УЗЛОВ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ
2.1. Роликовые подшипники
2.2. Устройство букс с роликовыми подшипниками
2.3 Смазка для роликовых подшипников

5. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ С ДВУМЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ РОЛИКОПОДШИПНИКАМИ ТИПА 232726 И 42726
5.1. Демонтаж букс
5.2. Подготовка к монтажу
5.2.1. Промывка подшипников и деталей букс
5.2.2. Осмотр и комплектовка подшипников
5.2.3. Измерение радиальных зазоров
5.2.4. Измерение осевого зазора в подшипнике
5.2.5. Подбор парных подшипников
5.2.6. Измерение диаметра внутреннего кольца подшипника
5.2.7. Осмотр и измерение оси колесной пары РУ1-950
5.2.8. Осмотр корпусов букс
5.2.9. Осмотр деталей букс
5.3. Монтаж буксовых узлов
5.3.1. Общие требования
5.3.2. Установка лабиринтного кольца
5.3.3. Установка двух цилиндрических подшипников типа 232726 и 42726 нового изготовления или после демонтажа со снятием внутренних колец
5.3.4. Установка двух цилиндрических подшипников типа 232726 и 42726 после демонтажа без снятия внутренних колец

8. РЕМОНТ РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ
8.1. Общие требования
8.2. Ремонт цилиндрических роликоподшипников
8.3. Контроль и учет отремонтированных подшипников

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДЕНО:
Руководитель Департамента
пассажирских сообщений МПС РФ
В.Н. Шатаев
12 марта 1998 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Руководитель Департамента
вагонного хозяйства МПС РФ
С.С. Барбарич
12 марта 1998 г.

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ
ВАГОННЫХ БУКС С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ

Введено в действие с 01.04.2001г.
3-ЦВРК

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками обязаны выполнять все работники, связанные с эксплуатацией и ремонтом колесных пар с буксами на роликовых подшипниках.
При новом формировании колесных пар типов РУ1-950, РУ1Ш-950 в комплекте с буксовыми узлами на заводах промышленности и ремонтных заводах подготовку к монтажу и монтаж букс производить в соответствии с требованиями ТУ 2405 816-82 «Колесные пары с буксовыми узлами на подшипниках качения».

1.2. Настоящие Инструктивные указания распространяются на вагонные буксы с роликовыми подшипниками и определяют:
а) виды, сроки и правила ревизии букс;
б) порядок монтажа и демонтажа букс;
в) правила ремонта роликовых подшипников;
г) нормы и технические требования, предъявляемые к шейкам осей колесных пар, роликовым подшипникам, корпусам и деталям букс;
д) правила ухода в эксплуатации за буксами с роликовыми подшипниками;
е) порядок хранения и учета деталей буксового узла;
ж) требования, предъявляемые к производственному участку роликовых подшипников;
з) требования, предъявляемые к смазке.

1.3. Надежность работы роликовых подшипников зависит от точности изготовления и ремонта колесной пары, букс и ее деталей, правильности монтажа букс и ухода за ними в эксплуатации.

1.4. Отечественные подшипники нумеруются при изготовлении.

1.5. Роликовые подшипники должны изготавливаться по Техническим условиям на подшипники качения железнодорожного подвижного состава 37 006 048-73 и 37 006 072-75, дополняющие требования ГОСТ 520-92.

Читайте также:  Руководство по ремонту нивы 21213 21214

1.6 Демонтаж букс должен производиться на специально отведенной площадке колесного или тележечного цеха, обеспеченной необходимой оснасткой и оборудованием, а монтаж букс, комплектовка и ремонт подшипников — в отдельном, чистом, светлом и сухом помещении. Измерительные приборы, приспособления, инструмент и оборудование, применяемые при ремонте, комплектовке, монтаже и демонтаже букс с роликовыми подшипниками, указаны в проекте № 292 ПКБ ЦВ МПС РФ.

1.7. Сварочные работы на вагонах и тележках, оборудованных колесными парами с буксами на роликовых подшипниках, должны выполняться так, чтобы подшипники не были включены в сварочную цепь. При этом запрещается использовать рельсы в качестве обратного провода Подвод тока должен осуществляться по двухпроводной системе с присоединением обратного провода от источников питания дуги и непосредственно вблизи места сварки так, чтобы сварочная цепь не замыкалась через буксы, автосцепку, редукторы и другие разъемные соединения. Во всех случаях сварочные машины и трансформаторы должны быть тщательно изолированы от ремонтных путей.
При сварочных работах на вагоне или тележке с нарушением изложенных выше требований колесные пары должны быть выкачены из-под вагона или тележки и подвергнуты полному освидетельствованию со снятием внутренних и лабиринтных колец с шеек осей.

1.8. Осмотр, освидетельствование, клеймение и ремонт колесных пар с роликовыми подшипниками производят в соответствии с требованиями «Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар» № ЦВ/3429 , утвержденной 16 марта 1998 г.

1.9. Категорически запрещается производить обмывку колесных пар с буксовыми узлами, тележек с колесными парами и вагонов на колесных парах, буксовые узлы которых в дальнейшем не подлежат демонтажу.

1.10. Колесные пары с роликовыми подшипниками оборотного парка, не бывшие в эксплуатации и простоявшие в резерве пять и более лет, после последнего полного освидетельствования при подкатке под вагоны подвергать полной ревизии букс, а колесные пары, простоявшие менее пяти лет, подвергнуть обыкновенному освидетельствованию с промежуточной ревизией букс.
Перед постановкой колесных пар в комплекте с буксами в оборотный парк буксу провертывать на шейке оси 15-20 раз. Аналогичное провертывание букс производить каждые 6 месяцев при хранении колесных пар в парке. Колесные пары с роликовыми буксовыми узлами хранить на специально выделенных рельсовых путях отдельными группами с разделением на исправные и неисправные. При этом устанавливается контроль за их сохранностью. Постановка колесных пар на путях отстойного парка или ремонтных цехов должна исключать соприкосновение колес с осью или буксовым узлом рядом стоящих колесных пар.

2. КОНСТРУКЦИИ БУКСОВЫХ УЗЛОВ
С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ

2.1. Роликовые подшипники

2.1.1. В буксах пассажирских и грузовых вагонов применяются роликовые подшипники:
а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с однобортовым внутренним кольцом (рис. 1 а);
б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом (рис. 1 б).

Рисунок 1. Роликовые подшипники
а) цилиндрический однорядный с однобортовым внутренним кольцом;
б) цилиндрический однорядный с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом;

1 — наружное кольцо;
2 — ролик;
3 — внутренне кольцо;
4 – сепаратор;
5 — упорное кольцо.

Примечание:
В дальнейшем роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами будут называться «цилиндрическими подшипниками». Посадка внутренних колец на шейку оси осуществляется методом прессования, заключающегося в нагреве внутренних колец (при этом происходит их объемное расширение), их постановке на шейку оси, остывании, после которого обеспечивается необходимая прочность прессового соединения колец с осью.

Источник

Оцените статью