- ТИ Р М-016-2000 Типовая инструкция по охране труда для электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин
- УТВЕРЖДКНО
- 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
- 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
- 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
- 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
- 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
- Производственная инструкция для машиниста мостовых и козловых кранов
- 1. Общие положения
- 2. Общие требования
- 3. Обязанности крановщика перед началом работы
- 4. Обязанности крановщика во время работы
- 5. Обязанности крановщика в аварийных ситуациях
- 6. Обязанности крановщика по окончании работы
- 7. Технический уход за краном
- 8. Ответственность
ТИ Р М-016-2000 Типовая инструкция по охране труда для электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДКНО
Заместитель министра труда
и социального развития
Российской Федерации
Типовая инструкция
по охране труда для электромонтеров
по ремонту и обслуживанию электрооборудования
грузоподъемных машин
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К выполнению работ электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе и аттестованные квалификационной комиссией, а также получившие инструктаж по безопасным методам работы непосредственно на рабочем месте с оформлением в Журнале регистрации инструктажа.
1.2. Электромонтер, допущенный к ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин, должен иметь группу по электробезопасности не ниже III.
1.3. Аттестованному электромонтеру выдается удостоверение на право ремонта и обслуживания электрооборудования грузоподъемных машин за подписью председателя комиссии, скрепленное гербовой печатью.
1.4. Допуск к работе электромонтера по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин оформляется приказом по предприятию (цеху, участку) после выдачи на руки удостоверения и инструкции по охране труда.
1.5. Повторная проверка знаний электромонтера, производящего ремонт и обслуживание грузоподъемных машин, производится:
периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;
при переходе с одного предприятия на другое;
по требованию работника, ответственного по надзору за грузоподъемными машинами на предприятии, или инспектора Госгортехнадзора. Проверка знаний производится в объеме инструкции по охране труда, соответствующих разделов «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
1.6. Электромонтер, допущенный к самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин, должен знать:
инструкцию по охране труда для электромонтеров при обслуживании общепроизводственного электрооборудования напряжением до 1000В;
основные положения общей электротехники;
назначение, устройство и принцип действия узлов, механизмов и электрооборудования грузоподъемных машин;
электрические схемы, закрепленные для обслуживания грузоподъемных машин;
соответствующие разделы «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;
основные причины повреждений и аварий на электрооборудовании грузоподъемных машин, уметь находить и устранять их.
1.7. Электромонтер обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия.
Курить в производственных и вспомогательных помещениях и на территории предприятия разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
1.8. При проведении работ на электромонтера могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: шум и вибрация от работающих механизмов; электрический ток; производственный микроклимат.
1.9. Электромонтер должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты:
комбинезоном хлопчатобумажным; перчатками диэлектрическими; галошами диэлектрическими.
1.10. Электромонтер, допущенный к самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин, должен:
производить осмотр и ремонт электрооборудования грузоподъемных машин;
производить подготовку электрооборудования грузоподъемных машин к техническому освидетельствованию.
1.11. Электромонтер по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин должен знать и соблюдать правила личной гигиены.
1.12. Электромонтер по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин должен уметь оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь при несчастном случае.
1.13. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо
обратиться к работнику, ответственному за безопасное производство работ.
1.14. Обученный и аттестованный электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин несет полную ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции согласно действующему законодательству.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Прежде чем приступить к работе, электромонтер должен ознакомиться с записями в оперативном журнале, принять от электромонтера, сдавшего смену, утвержденную энергетиком техническую документацию, защитные средства по технике безопасности, сделать запись о принятии смены в оперативном журнале и расписаться.
2.2. Убедиться в достаточном освещении рабочего места.
2.3. Привести в порядок рабочее место, убрать все предметы, которые могут помешать безопасной работе.
2.4. Надеть полагающуюся спецодежду, подготовить исправные и испытанные индивидуальные средства защиты (диэлектрические перчатки, галоши).
2.5. Обо всех замеченных недостатках на рабочем месте поставить в известность мастера или руководителя работ и до их указаний к работе не приступать.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
При техническом обслуживании между ремонтами
3.1. Работы, проводимые по устранению неисправностей электрооборудования грузоподъемных машин по заявкам машинистов и неэлектротехнического персонала, и осмотры в отношении безопасности их выполнения подразделяются:
на работы, выполняемые в порядке текущей эксплуатации, с записью в оперативном журнале;
на работы, выполняемые по распоряжению лиц административно-технического персонала, имеющих группу по электробезопасности не ниже IV, с записью в оперативном журнале.
В порядке текущей эксплуатации дежурному электромонтеру по обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин разрешается в присутствии машиниста (крановщика), имеющего группу по электробезопасности II, произвести следующие работы:
замену перегоревших ламп и плавких вставок;
ремонт и замену электроаппаратов, расположенных в кабине машиниста (крановщика);
проверку исправности работы приборов и устройств безопасности, освещения, сигнализации и блокировки, за исключением приборов сигнализации о наличии напряжения на главных троллеях.
3.2. Электромонтер, получив заявку от машиниста (крановщика), должен сделать запись в оперативном журнале, указав дату и время поступления заявки, фамилию и должность давшего заявку, содержание заявки и время начала работы.
После устранения обнаруженных неисправностей в том же журнале необходимо сделать запись о содержании выполненных работ и времени их окончания.
Одновременно делается запись об устранении неисправностей в вахтенном журнале машиниста (крановщика).
3.3. При обнаружении неисправностей, не относящихся к перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, дежурный электромонтер должен доложить старшему по смене об обнаруженных недостатках.
3.4. Работы, выполняемые по распоряжению, с записью в оперативном журнале:
замена сгоревших электродвигателей; замена электромагнитных катушек и тормозов; регулировка концевых выключателей; проведение периодических осмотров.
3.5. Выполнение работ по распоряжению должно производится двумя работниками, имеющими группу по электробезопасности не ниже III, с полным снятием напряжения, с выполнением необходимых организационных и технических мероприятий согласно требованиям «Правил техники безопасности» при эксплуатации электроустановок потребителей с записью в оперативном журнале.
3.6. Работник, отдающий распоряжение, должен определить состав бригады, производителя работ и организовать допуск бригады к работе.
3.7. При всех видах ремонта и осмотрах электрооборудования крана, находящегося между двумя работающими кранами, должен оформляться наряд-допуск с оформлением записей в вахтенных журналах всех кранов данного пролета.
3.8. Периодический осмотр электрооборудования грузоподъемных машин имеет целью выявить и устранить возможные неисправности в электрооборудовании, приборах и устройствах безопасности, в силовых цепях, цепях управления, сигнализации, проверить исправность защитных средств по технике безопасности и средств пожаротушения и подтвердить в журнале периодических осмотров, что электрооборудование грузоподъемных машин находится в исправном состоянии.
3.9. При проведении осмотра электрооборудования кранов регулировка и включение механизмов должны производиться по сигналу лица, осуществляющего осмотр.
3.10. При передвижении моста крана работники, производящие осмотр и устранение неисправностей электрооборудования крана, должны находиться в кабине или на настиле моста, при этом следует остерегаться задевания за выступающие части перекрытия, колонны, арматуру.
При выходе на настил галереи крана рубильник в кабине машиниста должен быть отключен и на его приводе вывешен плакат «Не включать — работают люди». Снимать плакат только по распоряжению оперативного персонала.
3.11. При проведении осмотра и устранении неисправностей электрооборудования крана необходимо соблюдать все меры предосторожности, применять необходимые исправные и испытанные защитные средства.
3.12. По окончании ремонта и осмотра все снятые ограждения на электрооборудовании и на электроаппаратах должны быть поставлены на место и укреплены.
3.13. Результаты осмотра по каждому крану в отдельности должны быть записаны в журнал периодических осмотров с указанием даты, времени осмотра, краткого содержания выявленных и устраненных недостатков и должна быть подпись персонала, производящего ремонт.
3.14. При устранении неисправностей, регулировке и осмотрах электрооборудования крана запрещается:
входить на кран и сходить с него во время его движения;
выходить на крановые пути, ходить по крановым путям, перелезать с одного крана на другой;
производить регулировку тормоза механизма при поднятом грузе, а также устанавливать приспособления для растормаживания тормоза вручную;
оставлять на настиле галереи или на тележке инструмент, а также незакрепленное оборудование и детали;
сбрасывать инструмент, материалы и запасные части с крана.
3.15. Для переносного электроинструмента и переносных ламп применять безопасное напряжение не выше 36 В.
3.16. При выполнении всех работ электромонтер должен изъять у крановщика ключ-марку в порядке, установленном на предприятии по применению ключ-марочной системы.
При плановом ремонте
3.17. Вывод крана в ремонт должен производиться работником, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, в соответствии с графиком планового ремонта с оформлением наряда для работы в электроустановках.
Наряд выдается представителями электротехнического персонала участка, уполномоченными распоряжением главного энергетика предприятия.
В строках наряда «Отдельные указания» фиксируются дополнительные меры безопасности, связанные с работой на высоте, по предупреждению наезда работающих кранов на ремонтируемый, выхода ремонтного персонала на крановые пути действующих кранов и т. п. Оформленный наряд за день до начала ремонта передается работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, которое подписью разрешает работу в строках «Отдельные указания» наряда и возвращает его работнику, выдавшему наряд.
Работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, до начала ремонта обязан сделать в вахтенном журнале машиниста (крановщика) ремонтируемого крана запись следующего содержания: «. Разрешаю производителю работ __________произвести ремонт электрооборудования крана № _____ по ________ виду ремонта с __ ч __ мин _____ числа_________ месяца _____ года, до __ ч _____ мин____ числа ____ месяца ________ года» и подписаться.
3.18. В наряде для работы в электроустройствах должны быть указаны состав бригады, производитель работ, допускающий к работе, работник, выдающий наряд; необходимые технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ при ремонте электрооборудования крана; дата и время начала работ, допуск бригады и окончание работ.
3.19. Допуск бригады к ремонту электрооборудования крана производится работником оперативного персонала на основании наряда для работы в электроустановках и разрешения персонала, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии. Допускающий делает запись в оперативном журнале службы энергетика с оформлением соответствующих граф в наряде и осуществляет допуск бригады на кран.
3.20. Для обеспечения безопасности при проведении ремонта электрооборудования крана необходимо поставить его на ремонтную площадку, произвести необходимые отключения, привод рубильника закрыть на замок, вывесить предупредительные плакаты по технике безопасности, установить переносное заземление и сделать ограждение под ремонтной площадкой.
3.21. Ремонт электрооборудования крана может производиться электромонтерами, имеющими удостоверение на право ремонта и обслуживания грузоподъемных машин; из них не менее двух человек должны иметь группу по электробезопасности не ниже III.
3.22. Не допускать на кран посторонних. Запрещается выход на крановые пути без оформления специального разрешения.
3.23. По окончании ремонта и закрытия наряда работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, производит проверку готовности крана к работе, делает запись в вахтенном журнале крана: «Разрешаю работу крана с ___ ч _____мин _____ числа ______ месяца ____ года» за своей подписью.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При несчастном случае пострадавший или очевидец, бывший при этом, обязан немедленно известить мастера или начальника участка, которые должны организовать оказание первой (доврачебной) помощи пострадавшему и направить его в лечебное учреждение. При тяжелом несчастном случае немедленно вызвать скорую помощь и известить администрацию.
4.2. Устранение неисправностей электрооборудования грузоподъемных машин должно производиться только при отключении крана от питающей сети.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании смены или работы электромонтер должен:
привести в порядок рабочее место;
убрать детали, материалы, электроаппаратуру и инструмент;
привести в порядок электросхемы и другую техническую документацию;
сделать запись в оперативном журнале о техническом состоянии электрооборудования грузоподъемных машин на закрепленном участке;
сдать электромонтеру, принимающему смену, утвержденную энергетиком цеха (участка) техническую документацию, защитные средства по технике безопасности, сделать запись о сдаче смены в оперативном журнале и поставить подпись о сдаче смены.
Источник
Производственная инструкция для машиниста мостовых и козловых кранов
Автор: admin · Опубликовано 04.12.2019 · Обновлено 01.12.2019
Настоящая инструкция разработана на основе РД 10-103-95 Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов, Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, и предназначена для машинистов мостовых и козловых кранов.
1. Общие положения
1.1. Краны, у которых несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь, — мостовыми.
1.2. Мостовые и козловые краны применяются для ведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в технологических процессах производства для перемещения грузов.
1.3. Основными причинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и козловых кранов являются:
— неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза, передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мост крана;
— обрыв грузовых канатов;
— разрушение металлоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.);
— неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
— угон крана ветром;
— управление краном необученными рабочими;
— неисправность электрооборудования и травмирование работающего электрическим током;
— несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах;
— отсутствие или неисправность ограждений площадок и вращающихся частей;
— несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работ на крановых путях и проходных галереях;
— неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений;
— подъем груза при наклонном положении канатов;
— неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;
— нахождение людей в полувагонах и на других транспортных средствах при их погрузке и разгрузке;
— несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов;
— нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов и под перемещаемым грузом.
1.4. Безопасная эксплуатация мостовых и козловых кранов зависит от умелых и правильных действий крановщика (машиниста), имеющего соответствующую квалификацию.
2. Общие требования
2.1. Для управления кранами и их обслуживания распорядительным актом руководителя предприятия назначаются обученные и аттестованные крановщики не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к работе.
2.2. Крановщики мостовых и козловых кранов должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.
2.3. Во время работы крановщики должны иметь при себе удостоверение.
2.4. Перед допуском к самостоятельной работе крановщик должен пройти стажировку на кране, на котором он будет работать.
2.5. Повторная проверка знаний крановщиков должна проводиться:
— периодически (не реже одного раза в 12 мес.);
— при переходе на работу на другое предприятие;
— по требованию инспектора Ростехнадзора или специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
2.6. Повторная проверка знаний проводится комиссией предприятия в объеме производственной инструкции для крановщиков.
2.7. Крановщик должен знать:
— устройство крана, устройство и назначение механизмов и приборов безопасности, кинематическую и электрическую схемы крана, его параметры и технические характеристики;
— производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков;
— руководство по эксплуатации крана;
— содержание и порядок ведения вахтенного журнала;
— порядок применения марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;
— основные требования Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей в части, касающейся профессии крановщика;
— действующую на предприятии систему выдачи нарядов-допусков;
— сроки и результаты проведенных технических освидетельствований, технических обслуживаний и ремонтов;
— сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами периодических осмотров;
— проекты производства работ, технологические карты складирования грузов, технологию погрузочно-разгрузочных работ и другие регламенты по безопасности;
— безопасные способы строповки и зацепки грузов;
— порядок перемещения и складирования грузов;
— порядок безопасного выхода из кабины при вынужденной остановке мостового крана не у посадочной площадки;
— установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиком (приложение 1);
— требования, предъявляемые к крановым путям;
— требования, предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям и таре, и нормы их браковки;
— ассортимент и назначение смазочных материалов и периодичность смазки узлов и деталей крана;
— приемы освобождения от действия электрического тока человека, попавшего под напряжение, и способы оказания первой помощи;
— местонахождение и устройство средств пожаротушения и порядок их применения;
— специалистов, ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии, специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС, слесарей, электромонтеров, стропальщиков и наладчиков приборов безопасности.
2.8. Крановщик должен владеть навыками по управлению краном и его обслуживанию.
2.9. По части содержания кранов в исправном состоянии крановщик должен выполнять указания специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, а по части производства работ — специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
2.10. Крановщик должен координировать работу стропальщика и следить за действиями прикрепленного к нему стажера, не допуская при этом нарушения производственных инструкций.
3. Обязанности крановщика перед началом работы
3.1. До начала работы крановщик должен ознакомиться с ППР и ТК (под роспись), с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.
При этом крановщик должен:
— получить ключ-марку на управление мостовым краном в установленном на предприятии порядке;
— соблюдать меры безопасности при входе в кабину крана, пользуясь стационарными лестницами, посадочными площадками или проходными галереями;
— входить в кабину крана вместе с помощником, стажером, учеником (при наличии таковых) и производить прием смены;
— осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;
— проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков;
— проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;
— осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения;
— проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах;
— осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;
— проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;
— проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
— провести ежесменный осмотр состояния рельсовых путей (визуальный осмотр состояние пути, путевого оборудования и несущих строительных конструкций);
— осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;
— проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между козловым краном и штабелями грузов и другими сооружениями на всем протяжении кранового пути;
— проверить наличие закрытых калиток и предупредительных плакатов в местах выхода на галереи.
3.2. Крановщик должен совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, их соответствие массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
3.3. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана его владелец обязан выделить крановщику необходимое время.
3.4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах и отключенном рубильнике в кабине крановщика, осмотр токоподводящего кабеля — при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран.
3.5. При осмотре крана в случае необходимости крановщик должен пользоваться переносной лампой напряжением не выше 12 В.
3.6. После осмотра крана для его опробования крановщик должен включить рубильник и контактный замок защитной панели. Предварительно следует убедиться в том, что на кране никого нет, а штурвалы и рукоятки всех контроллеров находятся в нулевом положении. При отсутствии ключа-марки от контактного замка кран не должен быть включен. Об отсутствии ключа-марки необходимо поставить в известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, а в его отсутствие — лицо, ответственное за выдачу ключей-марок.
3.7. Перед пуском крана в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:
— механизмов крана и электрической аппаратуры;
— тормозов механизмов подъема и передвижения;
— блокировок, сигнального прибора, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране. По результатам проверки с указанием фактического расстояния должна быть сделана запись в вахтенном журнале;
— нулевой блокировки магнитных контроллеров;
— аварийного выключателя и контактного замка с ключом-маркой.
3.8. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, не приступая к работе, должен произвести запись в вахтенном журнале и поставить в известность специалиста, ответственное за безопасное производство работ с применением ПС, и специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
3.9. Крановщик не должен приступать к работе, если:
— имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болтовые или заклепочные соединения;
— повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблены их болты;
— грузовой канат имеет число обрывов проволок или износ, превышающий установленную руководством по эксплуатации крана норму, а также оборванную прядь или местное повреждение;
— механизмы подъема груза, передвижения крана или тележки имеют дефекты;
— детали тормозов или механизмов крана имеют повреждения;
— износ крюка в зеве превышает 10 % от первоначальной высоты сечения, неисправно устройство, замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;
— неисправны или отсутствуют блокировки, звуковой сигнальный прибор, концевые выключатели механизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;
— повреждены канатные блоки или полиспасты;
— грузовой крюк или блоки не вращаются;
— отсутствуют ограждения механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;
— неисправны крановые пути;
— повреждены или отсутствуют противоугонные устройства;
— истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра.
3.10. Для устранения неисправностей электрооборудования, подключения крана к источнику электропитания, замены плавких предохранителей, подключения отопительных приборов крановщик должен вызвать электромонтера. Крановщику выполнять эти работы запрещается.
3.11. Крановщик должен проверить наличие удостоверения на право строповки грузов у стропальщика, впервые приступающего к работе с ним. Если для строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика, крановщик не должен приступать к работе.
3.12. Крановщик должен убедиться в достаточной освещенности рабочей площадки в зоне действия крана. При недостаточном освещении, сильном снегопаде или тумане крановщик, не приступая к работе, должен сообщить об этом специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС.
3.13. Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и опробования крана и после получения задания и разрешения на работу от специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, приступить к работе.
4. Обязанности крановщика во время работы
4.1. При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции, проектом производства работ или технологической картой.
4.2. Во время работы крана крановщик не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
4.3. Крановщик не должен допускать посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление краном без разрешения специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
4.4. Подниматься на кран и спускаться с него во время работы механизмов подъема или передвижения крана или тележки не разрешается.
4.5. При внезапном прекращении электропитания или остановке крана по другим причинам крановщик должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине. Если груз остался в поднятом положении, крановщик обязан через стропальщика или других рабочих вызвать специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, и в его присутствии опустить груз путем ручного растормаживания.
4.6. Если в работе механизмов подъема или передвижения крана или тележки был перерыв (остановка), то перед их включением крановщик должен подать предупредительный звуковой сигнал.
4.7. Прежде чем включить в работу любой из механизмов, крановщик обязан убедиться в том, что в зоне работы крана нет посторонних людей.
4.8. Включение и остановку механизмов крана крановщик должен производить плавно, без рывков. Быстрое опускание груза, а также его спуск путем принудительного растормаживания запрещается.
4.9. Крановщик не должен производить перевод с прямого хода на обратный до полной остановки механизмов, за исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
4.10. Крановщик должен снижать скорость перед подходом крана к концевым выключателям или отключающим их устройствам. Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения механизмов не разрешается.
4.11. Крановщику запрещается выводить из действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители высоты подъема, электрическую защиту и т.п.), а также производить работу краном при их неисправности.
4.12. При любом временном уходе с крана крановщик должен отключить вводной рубильник, вынуть ключ-марку из защитной панели мостового крана и взять его с собой, а дверь кабины козлового крана запереть на замок.
4.13. Крановщик должен быть уведомлен записью в вахтенном журнале о допуске персонала (рабочих) на крановые пути и проходные галереи мостовых кранов для производства ремонтных или других работ по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.
4.14. Перед выходом ремонтного персонала на галерею мостового крана, у которого рельсы грузовой тележки расположены на уровне настила галереи, крановщик должен установить тележку в непосредственной близости от выхода из кабины на настил.
4.15. При работе мостовых кранов, установленных в несколько ярусов, крановщик должен осуществлять проезд верхнего крана над кранами, расположенными ниже, только без груза, с крюком, поднятым в верхнее рабочее положение.
4.16. Если кран оснащен специальным грузозахватным органом (магнитом, грейфером, захватами, клещами разных видов и т.п.), крановщик перед подъемом груза должен убедиться в том, что груз надежно захвачен грузозахватным органом.
4.17. Совместную работу по перемещению груза двумя или несколькими кранами крановщики должны производить лишь в отдельных случаях и осуществлять в соответствии с проектом производства работ или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций и положения кранов, а также другие указания по безопасному перемещению груза.
4.18. При производстве работ крановщик должен руководствоваться следующими правилами:
— включать механизмы крана можно только по сигналу стропальщика. Сигнал «Стоп» крановщик обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
— перед подъемом или опусканием груза следует предупредить стропальщика и всех находящихся на месте ведения работ о необходимости уйти из зоны перемещения груза и зоны возможного падения груза. Перемещение груза можно производить только при отсутствии людей в зоне работы крана.;
— при загрузке вагонеток, автомашин и прицепов, железнодорожных полувагонов, платформ и других транспортных средств поднимать и опускать груз разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах;
— крюк подъемного механизма следует устанавливать над грузом так, чтобы при подъеме груза исключить наклонное положение грузового каната;
— при подъеме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200-500 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, надежности крепления груза и исправности действия тормозов, после чего можно производить его подъем на нужную высоту;
— перемещаемые в горизонтальном направлении грузы или грузозахватные приспособления следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
— при перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии людей между перемещаемым грузом и вагонами, стенами, колоннами и другими сооружениями. Укладку грузов в полувагоны, на платформы и в вагонетки, а также снятие их следует производить, не нарушая равновесие полувагонов, вагонеток и платформ;
— мелкоштучные грузы следует перемещать в специально предназначенной для этого таре;
— укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
— при одновременном действии нескольких кранов на одном крановом пути во избежание их столкновения крановщики должны соблюдать меры безопасности, изложенные в проекте производства работ или технологической карте;
— при наличии у крана двух механизмов подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма должен быть всегда поднят в верхнее положение;
— перемещение грузов грейфером или магнитом может производиться только при выполнении требований, изложенных в руководстве по эксплуатации крана;
— перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы;
— при перемещении длинномерных и крупногабаритных грузов они должны направляться стропальщиком при помощи крюков или оттяжек;
— строповка грузов должна производиться в соответствии с утвержденными схемами строповки. Перемещение груза, на который не разработана схема строповки, должно производиться в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;
— при работе крана с крюком, подъемным электромагнитом или грейфером опускание груза, электромагнита или грейфера необходимо производить только двигателем;
— опускать перемещаемый груз разрешается только на предусмотренное проектом производства работ или технологической картой место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки.
4.19. В процессе работы крана крановщик должен подавать звуковой сигнал в следующих случаях:
— при включении механизмов передвижения крана и тележки, а также при включении механизма подъема, за исключением выполнения технологических операций магнитными, грейферными, стрипперными, клещевыми, грабельными кранами и кранами-перегружателями;
— при приближении крана с грузом к людям, находящимся на пути перемещения груза. Если люди не уходят с пути перемещения груза, крановщик должен остановить кран;
— при приближении крана к другому крану, работающему на том же крановом пути;
— при перемещении груза на малой высоте.
4.20. При производстве работ крановщику запрещается:
— производить погрузку и разгрузку грузов краном при отсутствии утвержденных схем их правильной обвязки и зацепки;
— поднимать и кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана;
— подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком, грейфером или электромагнитом крана при наклонном положении канатов;
— отрывать крюком груз, засыпанный или примерзший к земле, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз с целью его отрыва;
— освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи и т.п.);
— поднимать железобетонные изделия, не имеющие маркировки массы;
— поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный и находящийся в неустойчивом положении груз, а также груз в таре, заполненной выше бортов, кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах без ограждения;
— передвигать краном платформы, полувагоны, тележки и другие транспортные средства;
— поднимать людей или груз с находящимися на нем людьми, а также груз, выравниваемый тяжестью людей или поддерживаемый руками;
— пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов крана;
— производить погрузку грузов в автомашины при нахождении водителя или других людей в кабине;
— производить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе;
— поднимать баллоны со сжатыми и сжиженными газами, не уложенные в специальные контейнеры;
— оставлять на площадках и механизмах крана инструменты, детали, посторонние предметы и т.п.
4.21. При загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза несколькими кранами, при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные и служебные помещения, где могут находиться люди, при перемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами, крановщик должен производить работы только под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
5. Обязанности крановщика в аварийных ситуациях
5.1. При возникновении на кране опасных факторов, которые могут вызвать аварию или несчастный случай (трещины в металлоконструкциях, повреждение каната, поломка осей колес и других элементов, неисправность механизмов, тормозов, электрооборудования и др.), а также при появлении треска, биения, стука, грохота в механизмах крановщик должен немедленно прекратить перемещение груза, подать предупредительный звуковой сигнал, опустить груз на землю (пол, площадку) и выяснить причину аварийной ситуации.
5.2. При возникновении на кране пожара крановщик обязан немедленно прекратить работу, отключить рубильник питающей сети, вызвать пожарную охрану по телефону 101 и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.
5.3. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) крановщик должен прекратить работу, опустить груз на землю, площадку или перекрытие, покинуть кран и уйти в безопасное место.
5.4. При угоне крана ветром крановщик должен принять меры к его остановке в соответствии с указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана (применение противовключения и др.), отключить электропитание, покинуть кран и закрепить его всеми имеющимися противоугонными средствами, в том числе с применением специальных башмаков.
5.5. При возникновении угрозы разрушения перекрытий или стен здания, крановых путей или подкрановых балок мостовых кранов крановщик должен немедленно прекратить работу, остановить и обесточить кран и покинуть пределы опасной зоны.
5.7. Если мостовой кран не управляется с помощью контроллеров или не срабатывает любой концевой выключатель, т.е. находится в нерабочем состоянии, крановщик должен:
— немедленно выключить все аппараты управления;
— отключить крановую панель и вводное устройство (с помощью аварийного выключателя (рубильника);
— поставить в известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;
5.8. В случае остановки крана не у посадочной площадки и необходимости эвакуации спуск крановщика производится при помощи приставной со стороны выхода из кабины крана либо с помощью устройства для эвакуации крановщика.
5.9. Спуск крановщика с мостового крана производится под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС с обязательным использованием страхующих приспособлений (страховочной привязи, веревки и т.д.).
5.10. Если во время работы крана произошли авария или несчастный случай, крановщик должен немедленно поставить в известность специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
5.11. Обо всех аварийных ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
6. Обязанности крановщика по окончании работы
6.1. По окончании работы крана крановщик обязан:
— освободить от груза крюк или съемное грузозахватное приспособление;
— поставить кран у посадочной площадки или на место, предназначенное для его стоянки;
— поднять крюк в верхнее положение, а подъемный электромагнит, грейфер или другой грузозахватный орган опустить на землю (пол, площадку) на отведенное для этого место;
— перевести в нулевое положение штурвалы и рукоятки всех контроллеров и командоконтроллеров, отключить главный рубильник (автомат) и вынуть ключ-марку из защитной панели мостовых кранов;
— закрыть на замок кабину крана, работающего на открытом воздухе;
— надежно укрепить кран, работающий на открытом воздухе, всеми устройствами для предотвращения угона ветром;
— записать в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана и сообщить об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состоянии.
6.2. При работе крана в несколько смен, крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.
7. Технический уход за краном
7.1. При техническом уходе за краном крановщик должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации крана, в том числе:
— содержать механизмы и оборудование крана в чистоте и исправности;
— своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов;
— хранить смазочный и обтирочный материал в закрытой металлической таре, удалять с крана использованный обтирочный материал;
— не оставлять на кране инструменты, спецодежду и другие предметы;
— содержать кабину крана (рабочее место) в чистоте.
7.2. Если при техническом уходе за краном будут выявлены неисправности, крановщик должен сообщить о них специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состоянии, и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.
7.3. Во время проведения технического ухода кран должен быть обесточен, рубильник — выключен и заперт на замок.
8. Ответственность
Крановщики мостовых и козловых кранов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения руководства по эксплуатации крана, производственных инструкций, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках и других документах, регламентирующих безопасную эксплуатацию крана.
Источник