- Технология демонтажа и ремонта задвижек
- Причина неисправности задвижек
- Ремонт и демонтаж задвижек арматуры
- 34. Техника безопасности. Технология ремонта трубопроводной арматуры.
- Введение
- Описание технологического процесса
- Замена маховика вентиля
- Ремонт запорной арматуры на трубопроводах
- Ремонт арматуры и трубопроводов
- Проверка герметичности
- Требования к подготовке испытания
- Методы проверки и их описание
- Результаты проверки
- ЗАДВИЖКА ИМЕЕТ ПОЛНУЮ РЕГУЛИРОВКУ ОТ 0 ДО 100 .
- Уплотнение или замена сальника в вентиле
Технология демонтажа и ремонта задвижек
Ремонт задвижек относится к обязательным процедурам, сопровождающим процесс эксплуатации подобных устройств. Ведь в конструкции задвижек имеются подвижные элементы, следовательно, такая запорная арматура нуждается, как минимум, в периодической замене подобных узлов.
Кроме того, задвижка может выйти из строя и по другим причинам. Поэтому в данной статье мы рассмотрим типичные угрозы функциональности устройства и способы их устранения путем периодического или капитального ремонта задвижки.
Причина неисправности задвижек
Конструкция задвижек предполагает, что в процессе эксплуатации узел может утратить работоспособность из-за следующего стечения обстоятельств:
- Потери герметичности в стыковочном узле корпус-трубопровод.
- Потери герметичности в стыковочном узле шпиндель-сальник.
- Потери герметичности в стыковочном узле заслонка-корпус.
Причиной утечек между корпусом задвижки и торцом трубы является либо монтажный брак, либо утечка вследствие деформации уплотнительной прокладки, герметизирующей стык. Диагностика такой поломки проводится визуально: о необходимости выполнить ремонт задвижек – чугунных, стальных или полимерных – без разницы, сигнализирует течь в зоне стыка корпуса и трубопровода.
Причиной разгерметизации крышки корпуса или крышки сальника является только прохудившийся сальник – уплотнитель, защищающий точку прохода штока или шпинделя сквозь указанные детали. Такую поломку можно диагностировать по потекам на корпусе арматуры. Причем на тип проблемы указывает источник (начало) потека – горловина крышки корпуса.
Причиной внутренней утечки в зоне заслонки является применение задвижек арматуры в трубопроводах, транспортирующих сильно загрязненный поток, частички которого деформируют уплотнительные кольца запора. Кроме того, частички могут оседать на внутренних стенках корпуса, тем самым препятствуя плотному контакту с затвором арматуры. Такую поломку диагностировать очень сложно. Ведь выявить внутренние неисправности в узле можно только по косвенным признакам – наличию скачков давления в перекрытом трубопроводе.
Технология ремонта задвижек зависит от типа поломки. Ведь внешние утечки (в зоне корпус-труба и шпиндель-сальник) диагностируют и устраняют с помощью совершенно иных действий, чем утечки внутренние (в зоне корпус-заслонка).
Ремонт и демонтаж задвижек арматуры
Ремонтные работы, целью которых является восстановление работоспособности задвижки, выполняются либо путем полного демонтажа узла, либо путем частичной разборки-сборки арматуры. Капитальный ремонт задвижки можно организовать и тем, и другим способом. Для частичного ремонта достаточно разобрать крышку сальника и снять крышку корпуса. Однако и та, и другая операция начинается с одного действия – перекрытия трубопровода выше по течению потока. Разумеется, для этих целей следует задействовать работоспособное запорное устройство.
Для сохранения уровня ремонтопригодности магистрали, очень важно своевременно выполнять все ремонтные работы в узлах запорной арматуры. В ином случае стоимость работ по восстановлению задвижек арматуры увеличится на несколько порядков.
Процесс разборки-сборки выглядит следующим образом:
- В самом начале демонтируется маховик, из которого извлекается ходовая гайка.
- Далее из крышки корпуса вывинчиваются стопорные винты крышки сальника. Если поломка связана с узлом – шпиндель сальник, то после удаления крышки нужно просто демонтировать уплотнитель и заменить его новым, неповрежденным узлом.
- После демонтажа (и, если нужно, замены) сальника необходимо разобрать фланцевое соединение на стыке корпуса и его крышки. Для этого из посадочных отверстий в корпусе выкручиваются монтажные винты крышки.
- Сняв крышку можно извлечь из корпуса шпиндель и втащить из седла заслонку. На этом этапе можно выполнить чистку заслонки и седла корпуса, попутно заменив уплотнительные элементы. Кроме того, очень часто заслонку просто меняют на новую деталь, аналогичной формы. Ведь все узлы задвижек стандартны, следовательно, проблем с подбором работоспособного элемента у слесаря быть не может.
- Заменив или отреставрировав заслонку можно приступать к сборке задвижки, которую выполняют в обратном порядке.
Указанную операцию можно провести и на отсоединенной заслонке, и на арматуре, вмонтированной в трубопровод. А вот для замены прокладок или устранения ошибок на стыке корпуса и трубы нам придется, в обязательном порядке, демонтировать все устройство, с последующей разборкой-сборкой и установкой арматуры в трубопровод.
По завершению ремонтных работ слесарь должен протестировать устройство на работоспособность. То есть, отремонтированная задвижка должна запирать трубопровод, полностью прекращая течение жидкости в магистрали.
Контрольным прибором, в данном случае является обычный манометр, который должен зафиксировать падение давления в трубе, расположенной ниже (по направлению течения потока) задвижки.
Источник
34. Техника безопасности. Технология ремонта трубопроводной арматуры.
Задвижка представляет собой трубопроводную арматуру. Классификация задвижек достаточно разнообразна. Но речь пойдет о клиновой. Ее конструкция предназначена для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе. Клиновая задвижка имеет затвор, который при выполнении действий, направленных на ее открытие или закрытие, располагается перпендикулярным образом по отношению к потоку рабочей среды.
Схема самоуплотняющихся клиновых задвижек.
Ее особенностью является непосредственно запорный элемент, имеющий форму клина. Запорные детали затвора имеют сужение к концу и закрывают собой седла задвижки, располагающиеся под углом по отношению друг к другу.
Функции клиновых задвижек следующие. Это категория запорной арматуры, имеющая предназначение осуществлять полное перекрытие потока рабочей среды. Клиновая задвижка имеет только два основных положения: открыто и закрыто.
Введение
Острота проблемы технического обслуживания и ремонта промышленной трубопроводной арматуры (ПТА) возникла с началом реформирования народного хозяйства страны и формирования рыночных отношений. В результате преобразований произошло резкое увеличение стоимости ПТА, которая стремительно приблизилась к мировому уровню. Ограниченный объем финансовых ресурсов потребителей ПТА заставил их искать выход из сложного положения, когда замена изношенной арматуры на новую стала тяжелым экономическим бременем. В этих условиях потребители арматуры и вспомнили о возможности осуществления ремонта и начали его проводить стихийно на низком техническом уровне, но ставя задачу создания системы технического обслуживания и ремонта ПТА. Эта ситуация и родила спрос на-технические средства проведения ремонта, технологические процессы, методики оценки эффективности проведения ремонтов, положения по организации ремонтного производства, нормативы по обеспечению качества и .д.
Необходимым условием нормального функционирования системы технического обслуживания и ремонта является взаимодействие исполнителей, вооруженных конструкторской и технологической ремонтной документацией, техническими средствами — в виде технологического оборудования, технологической оснастки, средствами диагностики, испытаний и контроля процессом ремонта. В рыночных условиях экономическая эффективность является превалирующим фактором, определяющим заинтересованность в запуске и повседневном поддержании нормального функционирования системы технического обслуживания и ремонта.
О целесообразности проведения ремонта ПТА свидетельствуют структура технологических процессов, результаты технико-экономических расчетов и практические данные эффективности эксплуатации специализированных подразделений и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт ПТА. Затраты на проведение мелкого, среднего и капитального ремонтов находятся в диапазоне от 7% до 50% стоимости новой арматуры, что позволяет вполне определенно утверждать, что в современных экономических условиях и при современном уровне качества трубопроводной арматуры правильно организованный и в достаточной мере технически оснащенный процесс ремонта экономически выгоден потребителю арматуры.
Свойства задвижек, возможность их использования в различных производствах зависят от многочисленных факторов. К важнейшим факторам можно отнести конструктивное оформление базовых деталей, таких как корпус, клин, крышка, применяемый для этих деталей материал, способы получения заготовок, массогабаритные характеристики.
Эксплуатация задвижек предполагает не только сам процесс непосредственного функционирования изделия, это еще и надзор за состоянием трубопроводных систем, технологического оборудования и трубопроводной арматуры. для поддержания в работоспособном состоянии оборудования, трубопроводной арматуры и постоянного обеспечения безопасности осуществляется постоянный надзор, техническое обслуживание и ремонт.
Клиновые задвижки с позиции обеспечения герметичности в затворе и ресурса герметичности являются наиболее сложным объектом из всех типов запорной арматуры. Они относятся к четырехповерхностным системам. Для обеспечения герметичности в них необходимо точно изготовить четыре поверхности. При этом поверхности должны точно располагаться относительно друг друга. Наибольшей технологической проблемой является обеспечение точности угловых параметров затвора. Для достижения точности в технологическом процессе ремонта должны использоваться или специализированная технологическая оснастка на универсальное оборудование, или специализированное ремонтное оборудование. Технологические приемы должны обеспечивать качество всей совокупности метрических параметров.
Описание технологического процесса
Частичная разборка задвижки с целью ремонта, замены шпинделя или клина производится без демонтажа задвижки с трубопровода при отсутствии давления рабочей среды. Разборку производить в следующем порядке :
— установите клин в верхнее положение ОТКРЫТО и снимите кожух и указатель ( для электропривода ОАО Тулаэлектропривод);
— установите клин в среднее положение, опустив его на 3/ 4 полного хода, если задвижка находится в положении ОТКРЫТО или подняв его на ј полного хода, если задвижка находится в положении ЗАКРЫТО ;
— выверните на 2-3 оборота пробку и убедится в отсутствии давления среды в трубопроводе;
— снимите крепеж крышки;
— поднимите узел до выхода из корпуса. Отведите узел в сторону и установите клин в вертикальном положении на подкладках;
— выведите головку шпинделя из сопряжения с верхним пазом клина, после чего узел установите в горизонтальном положении на подкладках. При необходимости снятый узел можно полностью разобрать .
После осмотра и ремонта деталей и узлов соберите задвижку в следующем порядке:
— смажьте и уложите кольцо уплотнительное в проточку на торце корпуса;
— застропите крышку в сборе со шпинделем и стойкой в вертикальном положении, осторожно введите головку шпинделя в соответствующий паз клина и опустите собранный узел в полость корпуса. Узел опускайте медленно, направляя клин по направляющим между патрубками корпуса
Клин необходимо установить в прежней ориентации относительно патрубков корпуса;
— установите крепеж крышки и равномерно его затяните крутящим моментом по диаметрально-перекрестной схеме:
Мкр.=(70±7) кгс. м -для DN 500;
Мкр =(120±12) кгс. м — для DN 600;
Мкр =(140±14) кгс. м — для DN 700,800;
Мкр. =(190±19) кгс. м — для DN 1000,1200;
Дальше монтаж электропривода задвижки и проверка работоспособности задвижки.
Полная разборка задвижки для ремонта узла уплотнения производится только после демонтажа задвижки с трубопровода.
После сборки задвижку необходимо опрессовать давлением Рn =12,0 МПа при открытом затворе в соответствии с правилами, действующими на эксплуатируемом объекте Количество опрессовок пробным давлением — не более 10 за полный назначенный срок службы корпусных деталей.
Замена маховика вентиля
Следует помнить, что маховик крана
можно заменить только на аналогичный. Его внутренней поверхности придана такая форма, чтобы не допустить выпадения
стопорной шайбы
.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Раковина с тумбой для ванной комнаты
, крепящий
маховик
, не проворачивается. Тогда следует ударить по торцу отвёртки, стоящей лезвием в прорези винта 3-4 раза. Если винт не поддаётся и в этом случае, выверните
головку
и разбейте
маховик
, если он фаянсовый, или разрежьте ножовкой, если пластмассовый.
Теперь гранёный конец штока
можно положить гранью на боёк молотка и ударить по противоположной грани другим молотком. После этого следует отвернуть
винт
плоскогубцами.
Если же он отломится, то можно сточить напильником выступающую часть винта, накернить торец винта, засверлить и нарезать новую резьбу
Ремонт запорной арматуры на трубопроводах
Ремонт арматуры и трубопроводов
Основными дефектами трубопроводов являются нарушение плотности во фланцевых, муфтовых и фитинговых соединениях. Устраняют протечку подтяжкой фланцев, фитингов. При продолжении течи соединение разбирают, проверяют уплотнительные поверхности, прокладки, уплотнения при необходимости заменяют, трещины в трубах. Устраняют неисправности наложением хомутов, накладок, завариванием электро- или газосваркой. Трещины в медных трубах заделывают пайкой.
При ремонте трубопроводов соединения тщательно очищают от грязи, смазки, остатков полупродуктов и промывают. Неровности уплотнительных поверхностей зачищают напильниками, надфилями, шаберами, притирают с помощью абразивных паст и порошков. Резьбовые соединения трубопроводов уплотняют льняной нитью, паклей, суриком, белилами и специальными пастами.
Ремонт трубопроводов (категории указаны в табл. 20) проводится с учетом требований Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Госгортехнадзором 10.03.70.
Под требование Правил не подпадают трубопроводы с параметрами 1 категории с наружным диаметром менее 51 мм и 2, 3 и 4 категорий с наружным диаметром менее 76 мм; сливные, продувочные и выхлопные, из неметаллических материалов; плавучих сооружений, АЭС и специальных установок.
Для ремонта трубопроводов, подпадающих под действие Правил, используются только материалы, разрешенные ими. Материалы, не имеющие паспортов или сертификатов, могут применяться только после испытания и контроля.
Изготовление, монтаж и ремонт трубопроводов и их элементов должны производиться предприятиями или организациями, располагающими необходимыми техническими средствами и подготовленным персоналом.
Изготовление и ремонт трубопроводов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора СССР, могут осуществляться только организациями, имеющими разрешение местных органов Госгортехнадзора регистрируются в местных органах технадзора трубопроводы 1 категории с условным проходом более 70 мм, а также 2 и 3 категорий с условным проходом более 100 мм. Другие трубопроводы регистрируются на предприятии – владельце трубопровода.
Разрешение на эксплуатацию на вновь смонтированный или отремонтированный трубопровод выдается участковым инспектором Госгортехнадзора СССР (для трубопровода, зарегистрированного в органах котлонадзора) и для трубопроводов, не зарегистрированных в котлонадзоре, – лицом на предприятии, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов.
При ремонте разрешено применение всех промышленных методов сварки, обеспечивающих необходимую эксплуатационную надежность сварных соединений трубопровода. К сварочным работам допускаются сварщики, имеющие удостоверение. Сварочные работы проводят при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С. При монтаже трубопровода допускается применение сварки при температуре минус 20°С (при толщине свариваемых элементов до 16 мм). В непогоду сварщик и место сварки должны быть надежно защищены.
. Наиболее часто встречающимися дефектами являются износ и повреждения сальниковых уплотнений; задиры поверхностей уплотнения; износ седла и тарелки клапана вентиля; износ резьбы шпинделя. Меры по их устранению указаны в табл. 21.
Проверка герметичности
После проверки прочности изделия и плотности материала изготовления производится ревизия запорной арматуры на уровень герметичности.
В ходе проверки выявляются:
- плотность поверхностей, подвергающихся притирке;
- герметичность запорного устройства арматуры (рычага, маховика и так далее);
- качество сборки отдельных узлов изделия (сильфонного, мембранного, сальникового).
Требования к подготовке испытания
Проверка герметичности арматуры производится при соблюдении следующих условий:
- вещество, которое применяется для проведения испытания, не должно негативно воздействовать на сотрудников предприятия и проверяемое изделие;
- проводить проверку можно исключительно после успешно пройденного первого этапа исследования, то есть испытанию подлежит заведомо прочное изделие, не имеющее трещин и иных отклонений на корпусе;
- можно использовать только проверенную и полностью укомплектованную аппаратуру, соответствующую техническим условиям.
Испытание проводится двумя квалифицированными сотрудниками. Проверка одним специалистом запрещена.
Методы проверки и их описание
Для проведения исследования могут быть применены следующие методы:
- манометрический. Запорная арматура устанавливается на стенд (аналогичен выше описанному) и заполняется газообразным веществом до определенного (условного) давления. Проверка считается успешной, если в течение необходимого времени (определяется по таблице) не обнаружено понижения давления в системе. Манометрический метод используется для проверки арматуры, которая состоит из нескольких частей, не подлежащих возможности проведения визуального осмотра;
Таблица временных интервалов для проведения того или иного испытания запорной арматуры
- гидростатический. Изделие, подлежащее проверке, с помощью насоса заполняют жидкостью и выдерживают определенное время. Если на арматуре обнаружены протечки, то считается, что испытание не пройдено. Гидростатический метод применяется исключительно для арматуры, все основные узлы которой доступны для проведения визуального осмотра.
Для более точного определения результатов в жидкость, предназначенную для заполнения арматуры, можно добавить люминесцентные вещества, которые отлично просматриваются под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Результаты проверки
В большинстве случаев полной герметичности арматуры, устанавливаемой на трубопроводах различного назначения, добиться невозможно и нецелесообразно. ГОСТ 9544-75 регламентирует конкретные нормы для отдельных классов:
- I класс – устройства, которые применяются на трубопроводах, наполненных токсичными (взрывоопасными) веществами. Для этой арматуры допускаются следующие отклонения, представленные в таблице.
Регламентированные нормы пропуска для устройств 1 класса
- II класс – это устройства, устанавливаемые на трубопроводы с легковоспламеняющимися веществами. Для этого класса применяются следующие нормы (см. таблицу).
Допустимые нормы для герметичности запорных устройств 2 класса
- III класс – это арматура для трубопроводов с иными проходящими средами. Регламентированные нормы прочности этого класса разделяются на:
- нормы, установленные для вентилей;
- нормы для других видов арматуры запорной.
Допустимые отклонения для арматуры запорной, относящейся к 3 классу герметичности
Проведение испытания арматуры представлено на видео.
Все проверки запорных устройств для трубопроводов производятся квалифицированными специалистами на сертифицированных устройствах.
ЗАДВИЖКА ИМЕЕТ ПОЛНУЮ РЕГУЛИРОВКУ ОТ 0 ДО 100 .
Весь спектр и без заужений. учитывая очень грязные стояки — лучший выбор по долговечности.
В 1 раз поставили на монтаже в Бердске — сисадмину Кенгуряха.
Исходные данные : стояк 1 дюйм И желание заказчика
kenguraha
: При монтаже нового радиатора хотелось бы максимально сохранить проходное сечение.
Без заужения стояка есть несколько методик :
Кенгуряха — это не Австралия!
Это не простой бердский сисАДмин: он долгое время работал в институте математики в Академе, короче Доцент — и очень прыгучий !Чем они там занимаются ? Обсчитывают правильную комплектацию на монтаж отопления ?Это кенгуру быстро и резво перепрыгнуло копченного: на 3/4 крану тоже происходит заужение — поставим кран на 1 дюйм!
kenguraha:
Хотелось бы иметь возможность регулировать теплоотдачу радиатора. Какие варианты для этого есть, учитывая диаметр стояка? Ладно думаю : щас мы этого математика быстро обломаем: на термо регулирующем вентиле всегда происходит заужение:
чисто конструктивно — дополнительное гидравлическое сопротивление:
В максимально открытом состоянии пропускает в 3 раза меньше воды, чем полнопроходной кран.
И на старуху бывает проруха : оказывается есть в продаже клиновая задвижка — полнопроходная. Полная регулировка от 100% до 0% (весь спектр и без заужений).
Резюме : австралийская прыгучая кенгуряха лучше соображает в:
Фото реального монтажа: Минский чугунный радиатор — классика. Заказ выполнен в стиле ностальжи: «котельная из совка» — все мы сделаны в СССР . Краны и вентили, изгибы труб и никакого современного биметалла : все специально подобрано по дизайну той эпохи.
Инопланетная батарея из другой галактики — небесного, космического оттенка.
Блатной, элитный радиатор «голубых кровей» — фанаты акриловых ванн такое не понимают.
А любители полипропилена (целофанновых прослоек) на отоплении — вообще плеваться будут.
отзыв Кенгуряхи :
Уплотнение или замена сальника в вентиле
Как только Вы обнаружите, что вентиль стал подтекать
, необходимо подкрутить
накидную гайку
, чтобы в большей степени
уплотнить сальник
.
Однако, подкручивая гайку раз за разом, Вы, в конце концов, завернете гайку до упора, а течь будет продолжаться, не стоит пытаться довернуть гайку ещё сильнее. Вы можете попросту сорвать гайку вместе с вентилем
. Также Вы можете зажать шток.
Эту проблему можно решить, ДОБАВИВ НАБИВКУ (уплотнение) в сальник
. Чтобы сделать это не надо перекрывать воду в трубе перед вентилем. Необходимо принять определенные меры безопасности:
- закрутить маховик вентиля до упора;
- открыть любой кран на этой трубе, расположенный вслед за вентилем;
- полностью открыть накидную гайку, зажимающую сальник, придерживая маховик вентиля на месте;
- снять маховик, следя за тем, чтобы шток оставался неподвижным.
ВНИМАНИЕ! Нельзя разбирать вентиль в открытом положении
, иначе вода с легкостью
выдавит уплотнитель
и устроит Вам маленький потоп.
Если все в порядке, действуйте далее:
- снимите накидную гайку и достаньте втулку сальника;
- затем в образовавшийся зазор уложите уплотнитель, тщательно обматывая им шток;
- после каждого витка утрамбовывайте уплотнитель;
- необходимо оставить место в зазоре для втулки;
- вставьте втулку так, чтобы осталось место для закручивания накидной гайки.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как прочистить канализационную трубу в квартире
Надо учесть, что при меньшем контакте можно сорвать
первую или вторую
нитки резьбы
. Это не так уже страшно для вентиля. Просто придётся освободить
зазор от уплотнителя
, чтобы можно было использовать оставшуюся часть резьбы.
Но для дальнейшей подтяжки накидной гайки, при эксплуатации вентиля, резьбы уже не останется.
Иногда на штоке вентиля
, расположенного на вводе в квартиру, появляются капли.
Шток
полностью вывинчен и вместе с клапаном (затвором)
прикипел
к головке корпуса.
Приложение больших усилий к маховику может привести к поломке штока
Для устранения течи
придется или полностью закрутить
накидную гайку
, или крепко придерживая маховик ладонью руки, полностью отвернуть накидную гайку и на втулку сальника накрутить
уплотнитель
, сконцентрировав его вокруг
штока
.
ВНИМАНИЕ! При этом следует помнить, что втулку вынимать нельзя
, потому что давление воды в вентиле
может выдавить уплотнитель, и вода ударит через зазор
.
Сочиться вода может и из-под втулки сальника
в кранах с вращательно-поступательным движением штока. ЗАКРУТИТЕ немного
втулку за грани
разводным или гаечным ключом.
ВНИМАНИЕ! Плоскогубцами здесь не пользуйтесь — срежете грани
Если втулка завернута до предела, а вода продолжает сочиться из закрытого крана, то НАБЕЙТЕ сальник
, т.е. замените уплотнение сальника. Основная деталь в вентиле — это
сальник
. От него зависит, будет течь вентиль или нет. Вентиль открыт практически постоянно, т.к. водой мы пользуемся все время. Следовательно,
сальник
должен быть плотно набит.
Притирка запорной арматуры без снятия с места:
- вытащите сальник и старую набивку с вывёртыванием гаек;
- очистите сальник от старой набивки;
- приготовьте новые прокладки по типу старых прокладок или возьмите готовые новые прокладки и набейте сальник;
- поставьте сальник на место с завёртыванием гаек;
- при необходимости выполните притирку пробочного крана и клапана у вентиля.
вентиля вместе со
штоком
должен занимать крайнее положение, допустимое при выворачивании. Если этого не сделать, из-под накидной гайки начнет сочиться вода.
Но иногда возникают случаи, когда вентиль должен быть частично закрыт, например, перед смывным бачком на первых этажах высотных зданий.
Частичное открытие вентиля возможно при достаточной набивке сальника. В этом случае надо обязательно периодически осматривать вентили
Источник