Руководство по диагностике и ремонту
1 Система управления двигателями ВАЗ (1,6 л 8 кл.) и ВАЗ (1,6 л 16 кл.) с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО-3 автомобилей ВАЗ-11183, 21101, Руководство по диагностике и ремонту ОАО АВТОВАЗ 2004 г.
2 Настоящее Руководство разработано Дирекцией по техническому развитию АО АВТОВАЗ и предназначено для инженерно-технических работников предприятий по обслуживанию и ремонту автомобилей, а также может использоваться как учебное пособие при подготовке специалистов по ремонту автомобилей. В описываемой системе управления двигателем используются взаимозаменяемые контроллеры: /01/02 для автомобиля ВАЗ-11183, /11/12 для автомобиля ВАЗ-21101, /11/12 для автомобиля ВАЗ В Руководстве описывается устройство и ремонт только элементов электронных систем управления двигателем ВАЗ с распределенным впрыском топлива по состоянию на октябрь 2004 г. Особенности устройства и ремонта элементов системы управления двигателем автомобиля ВАЗ приведены в разделе 3. По вопросам ремонта других узлов двигателя или автомобиля необходимо обращаться к Руководству по ремонту соответствующей модели автомобиля. Сокращения АЦП — аналого-цифровой преобразователь ДФ — датчик фаз ДД — датчик детонации ОЗУ — оперативное запоминающее устройство ДДК — диагностический датчик кислорода ПЗУ — постоянное запоминающее устройство ДМРВ — датчик массового расхода воздуха РХХ — регулятор холостого хода ДНД — датчик неровной дороги СУПБ — система улавливания паров бензина ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки УДК — управляющий датчик кислорода ДПКВ — датчик положения коленчатого вала УОЗ — угол опережения зажигания ДСА — датчик скорости автомобиля ЭРПЗУ — электрически репрограммируемое ДТВ — датчик температуры воздуха запоминающее устройство ДТОЖ — датчик температуры охлаждающей жидкости ЭСУД — электронная система управления двигателем Обозначение цвета проводов Б — белый Г — голубой Ж — желтый З — зеленый К — коричневый О — оранжевый П — красный (пурпурный) Р — розовый С — серый Ч — черный Ф — фиолетовый ГБ — голубой с белой полоской ГП — голубой с красной полоской ГЧ — голубой с черной полоской ЗБ — зеленый с белой полоской ЗЖ — зеленый с желтой полоской ЗП — зеленый с красной полоской ОЧ — оранжевый с черной полоской РЧ — розовый с черной полоской СП — серый с красной полоской ЧБ — черный с белой полоской ЧП — черный с красной полоской ПЧ — красный с черной полоской 2
3 1. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ Общее описание Электронная система управления двигателем состоит из датчиков параметров состояния двигателя и автомобиля, контроллера и исполнительных устройств (см. функциональную схему ЭСУД ниже). тчики тчики синхронизации: Входные параметры Контроллер Функции управления диагностики Исполнительные устройства тчик положения коленчатого вала Положение коленчатого вала Частота вращения коленвала Топливоподача Реле электробензонасоса Электробензонасос тчик фаз Положение распределительного вала Зажигание Катушка эажигания Высоковольтные провода Свечи зажигания тчики нагрузки: тчик положения дроссельной заслонки Положение дроссельной заслонки Регулирование оборотов холостого хода Регулятор холостого хода тчик массового расхода воздуха Массовый расход воздуха Продувка адсорбера Клапан продувки адсорбера тчики температуры: тчик температуры охлаждающей жидкости Температура охлаждающей жидкости Охлаждение двигателя Реле вентилятора Электродвигатель вентилятора тчик температуры воздуха Температура всасываемого воздуха тчики обратной связи: тчик кислорода управляющий тчик кислорода диагностический Наличие кислорода до и после нейтрализатора Коррекция топливоподачи Управление нагревателем УДК Топливные форсунки Нагреватель УДК тчик детонации Степень детонации Управление нагревателем ДДК Нагреватель ДДК тчик неровной дороги Амплитуда колебаний кузова Коррекция УОЗ Диагностика пропусков воспламенения Диагностика эффекстивности нейтрализатора тчики режима движения: Диагностика исправности системы подачи топлива тчик скорости автомобиля Скорость автомобиля Информация о скорости автомобиля Информация о расходе топлива Маршрутный компьютер* Прочие: Ключ зажигания Бортовая сеть Положение ключа зажигания Напряжение в бортовой сети Питание элементов ЭСУД Главное реле Управление тахометром Тахометр Информация о наличии неисправностей Сигнализатор неисправностей Управление стартером Дополнительное реле стартера Блок управления иммобилизатора Взаимодействие с Диагностический прибор** Взаимодействие с внешним диагностическим оборудованием Цепь сигнала запроса включения кондиционера* Запрос включения кондиционера Управление муфтой компрессора кондиционера Реле кондиционера* Муфта компрессора * Устанавливается на части выпускаемых автомобилей ** Подключается во время диагностики ЭСУД 3
4 1.1 Контроллер и датчики Контроллер Контроллер (рис ) является центральным устройством системы управления двигателем. Он получает информацию от датчиков и управляет исполнительными механизмами, обеспечивая оптимальную работу двигателя при заданном уровне показателей автомобиля. Контроллер расположен у автомобилей ВАЗ и под консолью панели приборов и закреплен на кронштейне (рис , ). Контроллер управляет исполнительными механизмами, такими как топливные форсунки, катушка зажигания, регулятор холостого хода, нагреватель датчиков кислорода, клапан продувки адсорбера и различными реле. Контроллер управляет включением и выключением главного реле, через которое напряжение питания от аккумуляторной батареи поступает на элементы системы (кроме электробензонасоса, катушки зажигания, электровентилятора, блока управления и индикатора состояния иммобилизатора). Контроллер включает главное реле при включении зажигания. При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (завершение вычислений, установка регулятора холостого хода, управление электродвигателем вентилятора системы охлаждения двигателя). При включении зажигания контроллер, кроме выполнения упомянутых выше функций, обменивается информацией с иммобилизатором (если она установлена и функция иммобилизации включена, см. раздел 1.2). Если в результате обмена определяется, что доступ к автомобилю разрешен, то контроллер продолжает выполнение функций управления двигателем. В противном случае работа двигателя блокируется. Контроллер выполняет также функцию диагностики системы и двигателя. Он определяет наличие неисправностей элементов системы, включает сигнализатор и сохраняет в своей памяти коды, обозначающие характер неисправности и помогающие механику осуществить ремонт. Дополнительные сведения об использовании диагностической функции контроллера см. в разделе 2 Диагностика. ВНИМАНИЕ. Рис Размещение контроллера в салоне автомобиля ВАЗ Контроллер является сложным электронным прибором, ремонт которого должен производиться только на заводе-изготовителе. Во время эксплуатации и технического обслуживания автомобиля разборка контроллера запрещается. Несанкционированная модификация программного обеспечения контроллера может привести к ухудшению эксплутационных характеристик двигателя и даже к его поломке. При этом гарантийные обязательства завода-изготовителя автомобиля на техническое обслуживание и ремонт двигателя и системы управления утрачиваются. Контроллер подает на различные устройства сигналы напряжением 5 или 12 В. В некоторых случаях оно подается через резисторы контроллера, имеющие столь высокое номинальное сопротивление, что при включении в цепь контрольной лампочки она не загорается. В большинстве случаев обычный вольтметр с низким внутренним сопротивлением не дает точных показаний. Для контроля напряжения выходных сигналов контроллера необходим цифровой вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм. Память контроллера Контроллер имеет три типа памяти: программируемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) Рис Контроллер. В ПЗУ хранится программа управления, которая содержит последовательность рабочих команд и калибровочную информацию. Калибровочная информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т.п., которые в свою очередь зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, от передаточных отношений трансмиссии и других факторов. Эта память является энергонезависимой, т.е. ее содержимое сохраняется при отключении питания. 4
5 количество отключений аккумуляторной батареи при включенном замке зажигания. ВНИМАНИЕ. Нарушение правил эксплуатации автомобиля лишает права на гарантийный ремонт двигателя и тех узлов и систем, поломка которых могла быть вызвана этими нарушениями. ЭРПЗУ является энергонезависимой памятью и потому может хранить информацию при отсутствии питания контроллера. Замена контроллера ВНИМАНИЕ. Для предотвращения повреждений контроллера при отсоединении провода от клеммы минус аккумуляторной батареи или жгута проводов от контроллера зажигание должно быть выключено. Снятие контроллера Рис Расположение контроллера в салоне автомобиля ВАЗ Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) Оперативное запоминающее устройство используется микропроцессором для временного хранения измеряемых параметров, результатов вычислений, кодов неисправностей. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в ОЗУ данные или считывать их. Эта память является энергозависимой. При прекращении подачи питания (отключение аккумуляторной батареи или отсоединение от контроллера жгута проводов) содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются. Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ) ЭРПЗУ используется для хранения идентификаторов контроллера, двигателя и автомобиля, некоторых коэффициентов адаптации и иных служебных кодов. Кроме того, в ЭРПЗУ записываются эксплутационные параметры: общий пробег автомобиля, общий расход топлива, время работы двигателя, а также следующие нарушения режимов работы двигателя и автомобиля, указанные в Руководстве по эксплуатации автомобиля: время работы двигателя с перегревом; время работы двигателя на низкооктановом топливе; время работы двигателя с превышением максимально допустимых оборотов; время работы двигателя с пропусками воспламенения топливовоздушной смеси, о наличии которых водитель предупреждается миганием сигнализатра неисправностей; время работы двигателя с неисправностями, о наличии которых водитель предупреждается непрерывным включением сигнализатра неисправностей; время работы двигателя с неисправным датчиком детонации; время работы двигателя с неисправными датчиками кислорода; время движения автомобиля с превышением максимально разрешенной скорости в период «обкатки»; время движения автомобиля с неисправным датчиком скорости; 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить провод от клеммы минус аккумуляторной батареи. 3. Отвернув винты крепления и снять правый экран консоли панели приборов. 4. Отсоединить колодку жгута проводов. 4. Отвернув гайки болтов крепления к кронштейну, снять контроллер. ВНИМАНИЕ. В случае неисправности контроллера для замены необходимо использовать чистый контроллер (см. раздел 1.2. Автомобильная противоугонная система.) Установка контроллера на автомобилях 1. Подключить к контроллеру колодку жгута проводов и установить на кронштейн. 2. Установить экран консоли панели приборов на место. 3. Присоединить провод к клемме минус аккумуляторной батареи. Проверка работоспособности контроллера 1. Включить зажигание. 2. Провести диагностику (см. порядок в карте А Проверка диагностической цепи ). ВНИМАНИЕ. Для проведения диагностики впервые после снятия питания (отсоединения аккумуляторной батареи) необходимо завести двигатель, затем заглушить его, выключив зажигание, и, выждав секунд, подключить диагностический прибор DST-2М. тчик массового расхода воздуха (ДМРВ) тчик температуры воздуха (ДТВ) В системе управления используется датчик массового расхода воздуха (рис ) термоанемометрического типа. Он расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы (рис ). Сигнал ДМРВ представляет собой напряжение постоянного тока, величина которого зависит от количества и направле- 5
6 прямой поток воздуха Рис тчик массового расхода воздуха ния движения воздуха, проходящего через датчик. При прямом потоке воздуха (рис ) напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне от 1 до 5 В. При обратном потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне от 0 до 1 В. Диагностический прибор DST-2М считывает показания датчика как расход воздуха в килограммах в час. При возникновении неисправности цепи ДМРВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки. тчик массового расхода воздуха имеет встроенный датчик температуры воздуха. Чуствительным элементом является термистор (резистор, изменяющий сопротивление в зависимости от температуры), установленный в потоке воздуха (см. табл ). Выходной сигнал, подключенного к контроллеру ДТВ, представляет собой напряжение постоянного тока в диапазоне от 0 до 5 В, величина которого зависит от температуры воздуха, проходящего через датчик. При возникновении неисправности цепи ДТВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае контроллер заменяет показания датчика фиксированным значением температуры воздуха (33 О С). Снятие ДМРВ 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить от датчика провода. 3. Отсоединить от датчика шланг впускной трубы. 4. Снять датчик, отвернув винты крепления датчика к воздушному фильтру. Рис Расположение датчика массового расхода воздуха в подкапотном пространстве автомобиля ВАЗ-11183, Таблица Таблица зависимости сопротивления ДТВ от температуры всасываемого воздуха (±10%) Температура воздуха, О С Сопротивление, ком , , , , , , , , , , , , , , , ,13 Установка ДМРВ 1. Установить на датчик уплотнительную втулку. Втулку одеть до упора. 2. Прикрепить датчик к воздушному фильтру двумя винтами, затягивая моментом Н м. 3. Присоединить к датчику шланг впускной трубы, закрепив его хомутом. 4. Присоединить к датчику колодку жгута проводов. ВНИМАНИЕ. Отсутствие уплотнительной втулки может привести к нарушению работы двигателя. При работе с датчиком соблюдать осторожность. Не допускать попадания внутрь датчика посторонних предметов. Повреждение датчика приведет к нарушению нормальной работы системы управления двигателем. Запрещается вынимать чувствительный элемент из корпуса датчика, так как это приведет к изменению его характеристики. тчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) тчик положения дроссельной заслонки (рис ) установлен сбоку на дроссельном патрубке напротив рычага управления дроссельной заслонкой (рис ). ДПДЗ представляет собой резистор потенциометрического типа, один из выводов которого соединен с опорным напряжением (+5 В) контроллера, а второй с массой контроллера. Третий вывод, соединенный с подвижным контактом потенциометра, является выходом сигнала ДПДЗ. 6
7 Рис тчик положения дроссельной заслонки При возникновении неисправности цепей ДПДЗ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. Если это происходит, контроллер рассчитывает предполагаемое значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и массовому расходу воздуха. Снятие ДПДЗ 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. 3. Отсоединить провода от датчика. 3. Отвернуть два винта крепления датчика к дроссельному патрубку и снять датчик с дроссельного патрубка. Установка ДПДЗ Рис Расположение датчика положения дроссельной заслонки в подкапотном пространстве автомобилей ВАЗ-11183, При движении педали акселератора ось дроссельной заслонки передает свое вращательное движение на ДПДЗ, вызывая изменение напряжения выходного сигнала ДПДЗ. При закрытом положении дроссельной заслонки выходной сигнал ДПДЗ должен быть в пределах от 0,3 до 0,7 В. При открытии дроссельной заслонки выходной сигнал возрастает, и при открытой дроссельной заслонке (на % по прибору DST-2М) выходное напряжение должно быть 4,05. 4,75 В. Периодически измеряя выходное напряжение сигнала ДПДЗ, контроллер определяет текущее положение дроссельной заслонки. нные о положении дроссельной заслонки необходимы контроллеру для расчета угла опережения зажигания, длительности импульсов впрыска и состояния регулятора холостого хода. Наблюдая за изменением напряжения, контроллер определяет, открывается дроссельная заслонка или закрывается. Контроллер воспринимает быстро возрастающее напряжение сигнала ДПДЗ как свидетельство возрастающей потребности в топливе и необходимости увеличить длительность импульсов впрыска. ДПДЗ не регулируется. Контроллер использует самое низкое напряжение сигнала ДПДЗ на режиме холостого хода в качестве точки отсчета (0% открытия дроссельной заслонки). Поломка или ослабление крепления ДПДЗ могут вызвать нестабильность холостого хода, т.к. контроллер не будет получать сигнал о перемещении дроссельной заслонки. 1. Установить датчик на дроссельный патрубок. При этом дроссельная заслонка должна быть в нормально закрытом положении. 2. Завернуть два винта крепления датчика. 3. Присоединить провода к датчику. 4. Присоединить провод к клемме «минус» аккумуляторной батареи. 5. Проверить выходной сигнал датчика следующим образом: — подключить диагностический прибор DST-2М, выбрать режим 1 — Параметры; 4 — Каналы АЦП, ПОЛ.Д.З. ; — при включенном зажигании и закрытой дроссельной заслонке выходное напряжение датчика должно быть 0,3. 0,7 В. Затем медленно открыть дроссельную заслонку — выходное напряжение датчика при этом должно увеличиться до 4,1. 5 В. Если оно выходит за пределы диапазонов — заменить датчик. тчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) тчик (рис ) установлен в потоке охлаждающей жидкости двигателя на термостате, на головке цилиндров (рис ). Чувствительным элементом датчика температуры охлаждающей жидкости является термистор, т. е. резистор, электрическое сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Высокая температура вызывает низкое сопротивление, а низкая температура охлаждающей жидкости — высокое сопротивление (см. табл ). тчик соединен со входом контроллера, подключенным к внутреннему источнику напряжения +5 В через резистор (около 2 ком). Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на ДТОЖ. Падение напряжения относительно высокое на холодном двигателе и низкое на прогретом. Температура охлаждающей жидкости используется в большинстве функций управления двигателем. При возникновении неисправности цепей ДТОЖ контроллер заносит в свою память ее код, включает сигнализатор и вентилятор системы охлаждения, и рассчитывает значение температуры охлаждающей жидкости по специальному алгоритму. 7
8 Таблица Таблица зависимости сопротивления ДТОЖ от температуры охлаждающей жидкости (ориентировочно) Температура жидкости, О С Сопротивление, Ом Рис тчик температуры охлаждающей жидкости Рис Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости Снятие ДТОЖ 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить провода от датчика. 3. Осторожно вывернуть датчик. ВНИМАНИЕ. При работе с датчиком соблюдать осторожность. Повреждение датчика приведет к нарушению нормальной работы системы управления двигателем. Установка ДТОЖ 1. Завернуть датчик в отводящий патрубок моментом 9, Н м. 2. Присоединить к датчику колодку жгута проводов. 3. Долить при необходимости охлаждающую жидкость. тчик детонации (ДД) тчик детонации (ДД) (рис ) установлен на блоке цилиндров (рис ). Пьезокерамический чувствительный элемент ДД генерирует сигнал напряжения переменного тока, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам вибраций двигателя. При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты повышается. Контроллер при этом корректирует угол опережения зажигания для гашения детонации. При возникновении неисправности цепей ДД контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. Для определения и устранения неисправности необходимо использовать соответствующую диагностическую карту. Снятие датчика детонации 1. Выключить зажигание 2. Отсоединить провода от датчика. 3. Отвернув болт крепления, снять датчик. Установка датчика детонации 1. Установить датчик, завернув болт моментом 10,4. 24,2 Н.м. 2. Присоединить к датчику колодку жгута проводов. Управляющий датчик кислорода (УДК) Наиболее эффективное снижение токсичности отработавших газов бензиновых двигателей достигается при массовом соотношении воздуха и топлива в смеси (14,5. 14,6) : 1. нное соотношение называется стехиометрическим. При этом составе топливовоздушной смеси каталитический нейтрализатор наиболее эффективно снижает количество углеводородов, окиси углерода и окислов азота, выбрасываемых с отработавшими газами. Для оптимизации состава отработавших газов с целью достижения наибольшей эффективности работы нейтрализатора применяется управление топливоподачей по замкнутому контуру с обратной связью по наличию кислорода в отработавших газах. 8
9 Рис тчик детонации. Рис Управляющий датчик кислорода Рис Расположение датчика детонации Контроллер рассчитывает длительность импульса впрыска по таким параметрам, как массовый расход воздуха, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости и т.д. Для корректировки расчетов длительности импульса впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах, которую выдает управляющий датчик кислорода (УДК) (рис ). УДК устанавливается в трубе системы выпуска (рис ). Его чувствительный элемент находится в потоке отработавших газов. УДК генерирует напряжение, изменяющееся в диапазоне от 50 до 900 мв. Это выходное напряжение зависит от наличия или отсутствия кислорода в отработавших газах и от температуры чувствительного элемента УДК. Когда УДК находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, поскольку в этом состоянии его внутреннее электрическое сопротивление очень высокое — несколько МОм. По мере прогрева датчика сопротивление падает и появляется способность генерировать выходной сигнал. Для эффективной работы УДК должен иметь температуру не ниже 300 О С. Для быстрого прогрева после запуска двигателя ДК снабжен внутренним электрическим подогревающим элементом, которым управляет контроллер. Коэффициент заполнения импульсных сигналов управления нагревателем (отношение длительности включенного состояния к периоду следования импульсов) зависит от температуры УДК и режима работы двигателя. Если температура датчика выше 300 О С, то в момент перехода через точку стехиометрии, выходной сигнал датчика переключается между низким уровнем ( мв) и высоким Рис Расположение управляющего датчика кислорода (система выпуска с катколлектором ) ( мв). Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), высокий — богатой (отсутствует кислород). Описание работы цепи Контроллер выдает в цепь УДК стабильное опорное напряжение 450 мв. Когда УДК не прогрет, напряжение выходного сигнала датчика находится в диапазоне от 300 до 600 мв. По мере прогрева датчика его внутреннее сопротивление уменьшается, и он начинает генерировать меняющееся напряжение, выходящее за пределы этого диапазона. По изменению напряжения контроллер определяет, что УДК прогрелся, и его выходной сигнал может быть использован для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура. При нормальной работе системы подачи топлива в режиме замкнутого контура выходное напряжение УДК изменяется между низким и высоким уровнями. 9
10 Отравление датчика кислорода УДК может быть отравлен в результате применения этилированного бензина или использования при сборке вулканизирующихся при комнатной температуре герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью. Испарения силикона могут попасть в систему вентиляции картера и присутствовать при процессе сгорания. Присутствие соединений свинца или кремния в отработавших газах может привести к выходу УДК из строя. Неисправности цепей УДК, дефект датчика, его отравление или непрогретое состояние могут вызвать длительное нахождение напряжения сигнала в диапазоне от 300 до 600 мв. При этом в память контроллера занесется соответствующий код неисправности. Управление топливоподачей будет осуществляться по разомкнутому контуру. Если контроллер получает сигнал с напряжением, свидетельствующим о длительном состоянии обедненности смеси, в его память заносится соответствующий код неисправности (низкий уровень сигнала датчика кислорода). Причиной неисправности может быть замыкание выходной цепи УДК на массу, негерметичность системы впуска воздуха или пониженное давление топлива. Если контроллер получает сигнал с напряжением, свидетельствующим о длительном состоянии обогащенности смеси, в его память заносится соответствующий код неисправности (высокий уровень сигнала датчика кислорода). Причиной неисправности может быть замыкание выходной цепи УДК на источник напряжения или повышенное давление топлива в рампе форсунок. При возникновении кодов неисправности датчика кислорода контроллер осуществляет управление топливоподачей в режиме разомкнутого контура. Техническое обслуживание УДК При повреждениях жгута, колодки или штекеров УДК необходимо заменить весь датчик в сборе. Ремонт жгута, колодки или штекеров не допускается. Для нормальной работы УДК должен сообщаться с атмосферным воздухом. Сообщение с атмосферным воздухом обеспечивается воздушными зазорами проводов датчика. Попытка отремонтировать провода, колодки или штекеры может привести к нарушению сообщения с атмосферным воздухом и ухудшению работы УДК. При обслуживании УДК необходимо соблюдать следующие требования: Не допускается попадание жидкости для чистки контактов или других материалов на датчик или колодки жгутов. Эти материалы могут попасть в УДК и вызвать нарушение работы. Кроме того, не допускаются повреждения изоляции проводов, приводящие к их оголению. Запрещается сильно сгибать или перекручивать жгут УДК и присоединяемый к нему жгут проводов системы впрыска. Это может нарушить поступление атмосферного воздуха в УДК. Для исключения неисправности в результате попадания воды необходимо не допускать повреждений уплотнения на периферии колодки жгута системы управления. Снятие управляющего датчика кислорода 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить колодку жгута проводов от датчика. 3. Осторожно вывернуть датчик. ВНИМАНИЕ. С новым датчиком обращаться осторожно. Не допускать попадания смазки или грязи на колодку жгута проводов датчика и конец датчика с прорезями. Установка управляющего датчика кислорода 1. Смазать резьбу датчика графитовой смазкой. 2. Завернуть датчик моментом Н м. 3. Присоединить к датчику колодку жгута проводов. Диагностический датчик кислорода (ДДК) Для снижения содержания углеводородов, окиси углерода и окислов азота в отработавших газах используется каталитический нейтрализатор (см. раздел 1.9). Нейтрализатор окисляет углеводороды и окись углерода, в результате чего они преобразуются в водяной пар и углекислый газ. Нейтрализатор также восстанавливает азот из окислов азота. Контроллер следит за окислительно-восстановительными свойствами нейтрализатора, анализируя сигнал диагностического датчика кислорода (рис ), установленного после нейтрализатора (рис ДДК работает по тому же принципу, что и УДК. УДК генерирует сигнал, указывающий на присутствие кислорода в отработавших газах на входе в нейтрализатор. Сигнал, генерируемый ДДК, указывает на присутствие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания ДДК будут значительно отличаться от показаний УДК. Напряжение выходного сигнала прогретого диагностического датчика кислорода при работе в режиме обратной связи, при исправном нейтрализаторе находится в диапазоне от 590 до 750 мв. При возникновении неисправности цепей или самого диагностического датчика кислорода контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор, сигнализируя о наличии неполадки. Требования к техническому обслуживанию и процедура замены ДДК не отличаются от описанных выше для УДК. тчик скорости автомобиля (ДСА) тчик скорости автомобиля (рис ) выдает импульсный сигнал, который информирует контроллер о скорости движения автомобиля. ДСА установлен на коробке передач (рис ). При вращении ведущих колес ДСА вырабатывает 6 импульсов на метр движения автомобиля. Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте следования импульсов. При неисправности цепей ДСА контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. Снятие датчика скорости 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить колодку жгута от датчика
11 Рис тчик скорости автомобиля Рис Диагностический датчик кислорода Рис Расположение датчика скорости автомобиля: 1 — датчик скорости Рис Расположение диагностического датчика кислорода (система выпуска с катколлектором ) 3. Осторожно вывернуть датчик. Установка датчика скорости 1. Завернуть датчик моментом 1,8. 4,2 Н м. 2. Присоединить колодку жгута к датчику. тчик положения коленчатого вала (ДПКВ) тчик положения коленчатого вала (рис ) установлен на крышке масляного насоса (рис ). Чувствительная поверхность датчика обращена к зубьям задающего диска, закрепленного на коленчатом валу двигателя. Воздушный зазор между вершинами зубьев и поверхностью датчика составляет расстояние в 1±0,4 мм. Задающий диск объединен со шкивом привода генератора и представляет собой зубчатое колесо с 60 зубьями, расположенными на его периферии с шагом 6 О. Для синхронизации два зуба отсутствуют. При совмещении середины первого зуба зубчатого сектора диска после длинной впадины, образованной пропущенными зубьями, с осью ДПКВ коленчатый вал двигателя находится в положении 114 О (19 зубьев) до верхней мертвой точки 1-го и 4-го цилиндров. При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока в его обмотке. Контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала по количеству и частоте следования этих импульсов и рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушкой зажигания. ДПКВ подключается к контроллеру экранированной парой проводов с заземлением экранирующей оплетки на кузов автомобиля. При возникновении неисправности в цепи датчика положения коленчатого вала двигатель перестает работать, контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор. Снятие ДПКВ 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить провода от датчика. 11
12 Рис тчик фаз Рис тчик неровной дороги. Рис Расположение датчика фаз на двигателе Рис Расположение датчика неровной дороги в подкапотном пространстве автомобиля ВАЗ Отвернуть винт крепления датчика к крышке масляного насоса и снять датчик. Установка ДПКВ 1. Прикрепить датчик к крышке масляного насоса винтом, затягивая его моментом Н м. 2. Присоединить к датчику провода. тчик фаз (ДФ) тчик фаз (рис ) расположен на заглушке головки цилиндров (рис ). Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. На распределительном валу есть специальный штифт. Когда штифт проходит напротив торца датчика, датчик выдает на контроллер импульс напряжения низкого уровня (около 0 В), что соответствует положению поршня 1-го цилиндра в такте сжатия. Сигнал датчика фаз используется контроллером для организации последовательного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. При возникновении неисправности цепей или самого датчика фаз контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. Рис Расположение датчика неровной дороги в подкапотном пространстве автомобиля ВАЗ-21101: 1- датчик неровной дороги Снятие датчика фаз 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить провода от датчика. 3. Отвернуть болт крепления датчика к головке цилиндров и снять датчик. 12
13 Установка датчика фаз 1. Прикрепить датчик к головке цилиндров болтом. 2. Присоединить к датчику провода. тчик неровной дороги (ДНД) тчик неровной дороги (рис ) расположен в моторном отсеке на левой стойке передней подвески (рис , ). тчик предназначен для измерения амплитуды колебаний кузова автомобиля. Принцип его действия основан на пьезоэффекте. Возникающая при движении автомобиля по неровной дороге переменная нагрузка оказывает влияние на угловую скорость вращения коленчатого вала. Созданные при этом колебания частоты вращения коленчатого вала похожи на те колебания, которые возникают при пропусках воспламенения. Для исключения этой ошибки контроллер при превышении сигнала датчика неровной дороги определенного порога отключает функцию диагностики пропусков воспламенения. При возникновении неисправности цепей или самого датчика неровной дороги контроллер заносит в свою память ее код и включает контрольную лампу, сигнализируя о наличии неполадки. Снятие датчика неровной дороги 1. Выключить зажигание. 2. Отсоединить провода от датчика. 3. Отвернуть винты крепления датчика к кронштейну и снять датчик. Установка датчика неровной дороги 1. Прикрепить датчик к кронштейну винтами. 2. Присоединить к датчику провода Иммобилизатор Иммобилизатор предназначен для дополнительной защиты от несанкционированного пуска двигателя и у автомобиля ВАЗ состоит из блока управления 1 (рис ), индикатора 2, двух рабочих (черного цвета) кодовых ключей 3, обучающего (красного цвета) ключа и соответствующей части программы контроллера системы управления двигателем. Режимы работы и состояния иммобилизатора отображаются при помощи светодиода, установленного на панели автомобиля и зуммера внутри блока управления. Расположение блока управления и индикатора состояния иммобилизатора в салоне автомобиля ВАЗ показано на рис , Иммобилизатор автомобиля ВАЗ состоит из блока управления 1 (рис ), сигнализатора 3, расположенного в комбинации приборов 2, катушки связи 5, конструктивно расположенной в выключателе зажигания 4, рабочего ключа 6, являющегося одновременно и дистанционным пультом управления блокировки дверей, обучающего ключа 7 с контейнером красного цвета 8 и соответствующей части программы контроллера системы управления двигателем. Режимы работы и состояния иммобилизатора отображаются при помощи сигнализатора и зуммера внутри блока управления. Расположение блока управления иммобилизатора в салоне автомобиля ВАЗ показано на рис Блок управления иммобилизатора подключается к контроллеру через диагностическую линию. Блок управления имеет встроенное реле, которое подключает или отключает колодку диагностики от контроллера. Если к диагностической колодке не подключен прибор DST-2М, то реле размыкает диагностическую цепь, и линия используется для связи контроллера и блока управления. При подключении прибора DST-2М к колодке диагностики, реле замыкает диагностическую цепь, что позволяет производить обмен информацией между прибором и контроллером. Однако, блок управления иммобилизатора имеет приоритет перед диагностическим прибором при работе с контроллером, и в случае необходимости блок управления прерывает связь контроллера с прибором DST-2М (например, для обмена информацией между блоком управления и контроллером при запуске двигателя). Контроллер и блок управления иммобилизатора могут находиться в одном из двух состояний: с выключенной функцией иммобилизации ( чистый ). В этом состоянии контроллер и блок управления не представляют собой единую систему и пуск двигателя разрешен независимо от иммобилизатора; с включенной функцией иммобилизации ( обученный ). В этом состоянии работа двигателя возможна только при получении контроллером ЭСУД правильного пароля от иммобилизатора. В обученное состояние контроллер и блок управления иммобилизатора переходят после выполнения процедуры обучения рабочих кодовых ключей, которая выполняется при помощи обучающего ключа. После ее выполнения оба блока переходят в обученное состояние и вернуть их в чистое состояние невозможно. Обучающий ключ, которым выполнялась процедура, хранит пароль иммобилизатора и может использоваться как для выполнения обучающих процедур, так и в качестве рабочего ключа. Но для исключения вероятной потери обучающего ключа (с последующей заменой всего иммобилизатора), рекомендуется для пуска двигателя использовать только рабочие ключи. При выполнении обучающих процедур в иммобилизаторе генерируется новый пароль, который сохраняется в энергонезависимой памяти контроллера и блоке управления. Этот новый пароль также записывается в обучающий ключ. ВНИМАНИЕ. Обучающий ключ нельзя использовать для обучения любой другой пары блок управления иммобилизатора-контроллер ЭСУД. Во время процедуры перевода иммобилизатора в обученное состояние, одновременно обучаются и рабочие кодовые ключи (не более двух). Эти ключи используются для снятия иммобилизатора с охраны при эксплуатации автомобиля. Более подробно процесс установки и снятия с охраны иммобилизатора описан в Руководстве по эксплуатации автомобиля. 13
14 Иммобилизатор АПС-4 (автомобиль ВАЗ-21101) Обучение рабочих кодовых ключей Обучать можно либо «чистые» ключи, т.е. те, которые до этого никогда не обучались, либо те которые уже работали именно с этим иммобилизатором. Для обучения ключей необходимо провести следующую процедуру: 1. Включить зажигание. Светодиод не позднее, чем через 5 секунд должен загореться постоянным светом. 2. Поднести «свой» обучающий ключ к индикатору состояния иммобилизатора и, удерживая его, выключить зажигание. Светодиод должен продолжать гореть, а зуммер выдать короткий звуковой сигнал. 3. Убрать ключ от индикатора состояния иммобилизатора. Приблизительно через 3-5 секунд после выключения зажигания светодиод должен замигать с частотой 10 раз в секунду, сигнализируя о переходе в режим обучения. Если этого не произошло, следует, не включая зажигания, подождать не менее 15 секунд и повторить процедуру, начиная с пункта В течении последующих 20 секунд необходимо поднести к индикатору состояния иммобилизатора обучаемый рабочий ключ и удерживать его, пока зуммер не выдаст звуковой сигнал длительностью около секунды, а светодиод на это время не погаснет, сигнализируя об окончании обучения. 5. После обучения первого рабочего кодового ключа режим обучения продлевается еще на 20 секунд, позволяя обучить и второй рабочий ключ (пункт 4). Всего можно обучить до четырех рабочих кодовых ключей. 6. После обучения ключей иммобилизатор в течение следующих 20 секунд остается в режиме обучения (светодиод мигает 10 раз в секунду). В это время необходимо поднести к индикатору состояния иммобилизатора обучающий ключ и удерживать его до выдачи зуммером звукового сигнала длительностью около секунды. После этого светодиод загорается и горит постоянным светом в течение 10 секунд. 7. За эти 10 секунд, пока горит светодиод, необходимо включить зажигание автомобиля. В течение 3 секунд светодиод должен погаснуть, а зуммер выдать звуковой сигнал. В этом случае необходимо выключить зажигание. 8. Подождать не менее 6 секунд и провести контроль обученного иммобилизатора. Для этого необходимо включить зажигание. Зуммер должен выдать звуковой сигнал, а светодиод замигать с частотой 2 раза в секунду. В течение 3-5 секунд провести пробный запуск двигателя — двигатель запускаться не должен. Выключить зажигание и не менее, чем через 6 секунд повторить попытку пуска двигателя — двигатель заводиться не должен. ПРИМЕЧАНИЕ. Если двигатель заводится, то это означает, что процедура обучения была выполнена неправильно и иммобилизатор автоматически возвратился в исходное, необученное состояние. В этом случае процедуру обучения следует повторить, но перед повторным выполнением процедуры необходимо выключить зажигание на время не менее 15 секунд. 9. Выключить зажигание и поднести к индикатору один из обученных рабочих ключей. Зуммер должен выдать 2 звуковых Рис Иммобилизатор автомобиля ВАЗ (АПС-4): 1 — блок управления иммобилизатора; 2 — индикатор состояния иммобилизатора; 3 — кодовый ключ Рис Расположение блока управления иммобилизатора в салоне автомобиля ВАЗ-21101: 1 — блок управления иммобилизатора; 2 — блок управления системы блокировки дверей; 3 — кронштейн крепления электронных блоков Рис Расположение индикатора состояния иммобилизатора на панели приборов ВАЗ-21101: 1 — индикатор состояния иммобилизатора 14
15 сигнала, а светодиод погаснуть. Включить зажигание и произвести пробный пуск двигателя — двигатель должен заработать. 10. Выключить зажигание, открыть и закрыть дверь водителя. Через 15 секунд зуммер должен выдать звуковой сигнал, частота звучания которого будет увеличиваться в течение следующих 15 секунд. Светодиод индикатора при этом должен гореть мерцающим светом. Все это свидетельствует о том, что иммобилизатор автоматически переходит в режим охраны. По истечении второго 15-секундного промежутка звучание зуммера прекращается, а светодиод начинает мигать с частотой 1 раз в 2,5 секунды. Потеря рабочего кодового ключа При потере рабочего кодового ключа необходимо провести переобучение оставшегося ключа, чтобы потерянным ключом не смогли воспользоваться для угона автомобиля. При покупке нового ключа переобучение повторяется заново. Процедура переобучения выполняется, если иммобилизатор находится в режиме охрана. Единственное отличие процедуры переобучения от описанного в подразделе Обучение рабочих кодовых ключей заключается в том, что при включении зажигания светодиод индикатора не загорается постоянным светом, а начинает мигать с частотой 2 раза в секунду. Потеря обучающего кодового ключа При потере обучающего кодового ключа необходимо заменить контроллер и блок управления иммобилизатора на чистые (необученные). После этого с помощью нового обучающего ключа провести процедуру обучения Замена неисправного контроллера В случае неисправности контроллера для замены необходимо использовать чистый (необученный) контроллер. Для восстановления работоспособности иммобилизатора после замены необходимо дождаться перехода системы в режим охрана и выполнить процедуру, описанную в подразделе Обучение рабочих кодовых ключей, используя имеющиеся обучающий и рабочие кодовые ключи. Единственное отличие заключается в том, что при включении зажигания светодиод индикатора не загорается постоянным светом, а начинает мигать с частотой 2 раза в секунду. Замена неисправного блока управления иммобилизатора В случае неисправности блока управления иммобилизатора для замены необходимо использовать чистый (необученный) блок. Для восстановления работоспособности иммобилизатора после замены необходимо выполнить процедуру, описанную в подразделе Обучение рабочих кодовых ключей, используя имеющийся обучающий кодовый ключ. Единственное отличие заключается в том, что при включении зажигания светодиод индикатора не загорается постоянным светом, а начинает мигать с частотой 1 раз в секунду в течение 20 секунд, а затем загорается постоянным светом. Альтернативный пуск двигателя Альтернативный пуск позволяет заводить двигатель даже тогда, когда не получено разрешение от блока управления иммобилизатора. При деблокировке путем альтернативного пуска с помощью педали акселератора вводится запрограммированная ранее кодовая последовательность. Программирование альтернативного пуска При программировании процедуры альтернативного пуска выбирается код деблокировки (пароль), состоящий из 6 чисел. 1. Иммобилизатор находится в режиме охрана. Включить зажигание. Сигнализатор неисправностей должен загореться постоянным светом, а светодиод мигать с частотой 2 раза в секунду, индицируя режим чтения. 2. Поднести «свой» обучающий ключ к индикатору состояния иммобилизатора и, удерживая его, выключить зажигание. Светодиод должен загореться постоянным светом, а зуммер издаст короткий звуковой сигнал. Убрать ключ от индикатора. 3. Приблизительно через 3-5 секунд после выключения зажигания светодиод должен начать мигание с частотой 10 раз в секунду, прерывая это мигание через каждую секунду. 4. Не позднее, чем через 10 секунд после начала мигания светодиода включить зажигание. Сигнализатор должен замигать с частотой 1 раз в секунду. 5. Мигание сигнализатора будет продолжаться 4 минуты, затем он погаснет на 1 минуту. В течение этого времени необходимо ввести первое число от 1 до 9, нажимая до упора педаль акселератора. При каждом нажатии лампа загорается и число увеличивается на Ввести остальные 5 чисел кода. Если какое-либо число не будет введено, то по истечении 1 минуты сигнализатор неисправностей начнет мигать с частотой 1,5 раза в секунду. В этом случае необходимо выключить зажигание не менее чем на 15 секунд, затем повторить процедуру заново. Если все числа кода введены правильно, то по истечении последней минуты лампа больше не включится. 7. Выключить зажигание на время не менее 15 секунд. ВНИМАНИЕ. Если ввод кода не завершен до конца, то он не запоминается. Если требуется стереть ранее запрограммированный код, то необходимо повторить процедуру. Но при выполнении пункта 5 педали акселератора не нажимать. По истечении минуты, отведенной на ввод первого числа кода, сигнализатор неисправностей начнет мигать с частотой 1,5 раза в секунду. В этом случае необходимо выключить зажигание не менее чем на 20 секунд. Ранее запрограммированный код стирается. Деблокировка двигателя путем альтернативного пуска Если после включения зажигания не происходит деблокировка работы двигателя иммобилизатором, то его можно деблокировать с помощью альтернативного пуска. Деблокировка производится следующим образом: 1. Включить зажигание. Сигнализатор неисправностей загорается постоянным светом. 2. Через 4 минуты сигнализатор должен погаснуть на 1 минуту. 3. В течение этого времени необходимо ввести первое число кода, нажимая до упора педаль акселератора. При каждом нажатии сигнализатор загорается и число увеличивается на Если число введено правильно, то по истечении минуты сигнализатор неисправностей должен включиться и гореть в течение 4 минут. Если число введено неправильно, то сигнализатор будет мигать с частотой 1,5 раза в секунду. В этом случае, необходимо выключить зажигание и повторить процедуру. 5. Ввести остальные 5 чисел кода. По истечении минуты ввода последнего числа кода, не выключая зажигания, запустить двигатель. ВНИМАНИЕ. Контроллер будет работать в режиме альтернативного пуска до своего полного отключения, которое произойдет через 15 секунд после выключения зажигания. Таким образом, двигатель можно заводить неоднократно, если с момента выключения 15
Источник