Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов 2012

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов в ОАО «ржд» иот ржд 4100612 цтр 20 2012

Название Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов в ОАО «ржд» иот ржд 4100612 цтр 20 2012
страница 1/7
Тип Инструкция

rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Инструкция

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 06 декабря 2012 г. № 2477р
Об утверждении Инструкции по охране труда
для слесаря по ремонту тепловозов в ОАО «РЖД»

В целях обеспечения безопасных условии и охраны труда слесарей, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом тепловозов в ремонтных локомотивных депо и не пунктах технического обслуживания локомотивов ОАО «РЖД»;

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2013 г. прилагаемую Инструкцию по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов ОАО «РЖД».

2. Начальнику Дирекции по ремонту тягового подвижного состава:

а) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

б) обеспечить тиражирование и изучение в установленном порядке утвержденной настоящим распоряжением Инструкции.

Инструкцию по охране труда для слесаря го ремонту тепловозов и дизель-поездов в ОАО «РЖД», утвержденную распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2006 года № 2594р, не применять в отношении слесарей по ремонту тепловозов ОАО «РЖД».

Вице-президент ОАО «РЖД» А.В. Воротилкин.

Исп. Мокринская Наталья Сергеевна

(499) 262-19-80 ПКБ ЦТ
Утверждена распоряжением ОАО «РЖД»

от 06.12. 2012 г. № 2477р
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

для слесаря по ремонту тепловозов в ОАО «РЖД»
ИОТ РЖД – 4100612 – ЦТР – 20 — 2012

Оглавление

I. Общие требования охраны труда

    1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для слесаря по ремонту тепловозов (далее – слесарь) и работников других профессий, занятых на техническом обслуживании и текущем ремонте тепловозов в локомотивных ремонтных депо (далее – депо) и на пунктах технического обслуживания локомотивов (далее – ПТОЛ) ОАО «РЖД».
    2. В депо, ПТОЛ на основе настоящей Инструкции, технологической документации организаций-изготовителей тепловозов и технологического оборудования, используемого при техническом обслуживании и ремонте тепловозов, с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда для конкретного рабочего места слесаря или вида выполняемой им работы.
    3. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям, а также проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в комиссии депо с присвоением соответствующей группы по электробезопасности.

Вновь принимаемые на работу работники должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая на производстве и оказанию первой помощи пострадавшим при проведении вводного инструктажа по охране труда.

    1. Слесарь, впервые принятый или переведенный из подразделения в подразделение внутри ОАО РЖД, характер работы которого существенно изменился и который впервые в зимних условиях выполняет работы, связанные с движением поездов — «первозимник» — должен пройти обучение для работника, впервые приступающего к работе в зимних условиях.
    2. В процессе работы слесарь должен проходить повторные, внеплановые, целевые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, обучение по охране труда, по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, очередные и внеочередные проверки знаний требований охраны труда, проверки знаний норм и правил работы в электроустановках (слесарь, имеющий группу по электробезопасности II и выше), инструктажи по электробезопасности (слесарь, имеющий группу по электробезопасности I).

В установленные сроки слесарь должен проходить периодические медицинские осмотры.

    1. Слесарь, производящий работы по перемещению грузов кранами и обслуживающий это оборудование, должен быть обучен по профессии стропальщик, аттестован и допущен к самостоятельной работе в порядке, установленном Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) ПБ 10-611-03 и другой нормативной документации.
    2. Ежегодно слесарь должен проходить теоретическое и практическое обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим.
    3. При исполнении служебных обязанностей слесарь должен иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, удостоверение о проверке знаний по охране труда и предупредительный талон по охране труда.
    4. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденных приказом МПС России от 05.03.2004г. № 7, общая продолжительность рабочего времени, времени начала и окончания работы, продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность внутрисменных перерывов, продолжительность работы в ночное время для слесаря должны быть установлены в правилах внутреннего трудового распорядка для работников депо и их производственных подразделений.
    5. Работники, командируемые для временной работы, по прибытию в структурное подразделение ОАО «РЖД», должны проходить вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы в месте командирования.
    6. Слесарь должен знать в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям:

— назначение, устройство и принцип действия дизеля, электрических машин и аппаратов, экипажной части, механического и пневматического оборудования тепловозов;

— требования настоящей Инструкции;

— электрические схемы тепловозов, для проведения технического обслуживания и текущих ремонтов;

— требования инструкций по эксплуатации технологического оборудования, испытательных стендов, измерительных приборов, приспособлений, пневмо-, электроинструмента и механизмов, используемых при техническом обслуживании и ремонте тепловозов;

Читайте также:  Предприниматель ремонт бытовой техники

— технологический процесс ремонта тепловозов в объеме выполняемых им работ;

— воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

— правила применения средств индивидуальной защиты;

— способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

— место хранения аптечки для оказания первой помощи пострадавшим;

— способы оказания первой помощи пострадавшим;

— требования производственной санитарии;

— требования пожарной безопасности, порядок прокладки рукавных линий для тушения огня водой от внутренних пожарных кранов и наружных пожарных гидрантов, месторасположение и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения;

— нормы и правила работы в электроустановках и с электроинструментом.

    1. В процессе работы слесарь обязан:

— соблюдать требования настоящей Инструкции;

— соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

— соблюдать требования технологических процессов и применять безопасные приемы труда;

— содержать в чистоте рабочее место, не допускать его загромождения деталями, приспособлениями и инструментом;

— располагать снимаемые с тепловоза детали и оборудование в специально отведенных местах для дальнейшей транспортировки в ремонт в соответствующие отделения и участки, установленные технологическим процессом;

— складывать обтирочный и другие материалы, негодные для дальнейшего использования, только в предназначенные для их сбора емкости (тару) для последующей утилизации;

— содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приборы, стенды, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ);

— выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, водителями транспортных средств и крановщиками грузоподъемных кранов;

— спускаться в смотровую канаву и подниматься на крышу тепловоза в специально оборудованных местах;

— переходить смотровые канавы по переходным мостикам шириной не менее 0,6 м;

— обходить на безопасном расстоянии места, где ведутся работы на высоте;

— следить за передвижением единиц подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;

— использовать средства индивидуальной защиты при выполнении работ, связанных с вредными и опасными производственными факторами;

— носить инструмент и измерительные приборы в специальных ящиках или сумках.

    1. Слесарь, допущенный к выполнению работ по перемещению грузов кранами должен:

— иметь соответствующее удостоверение на право производства работ;

— знать установленный порядок обмена сигналами с крановщиком;

— знать схемы строповки деталей и узлов (далее — груз) тепловозов;

— знать нормы браковки канатов, крюка, грузозахватных приспособлений и тары;

— знать правила безопасного перемещения грузов кранами;

— иметь понятие об устройстве используемого грузоподъемного механизма (крана) и знать его грузоподъемность;

— использовать для работы инвентарные, исправные грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза, соответствующие по грузоподъемности, числу, длине и углу наклона ветвей к вертикали;

— знать технологию работ по перемещению грузов, которые могут выполняться только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

— знать порядок безопасной работы грузоподъемных кранов вблизи электрифицированных путей и линий электропередач.

    1. Во время работы на слесаря могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

а) физические:

— движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;

— не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования;

— перемещаемые грузоподъемными механизмами грузы;

— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

— повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

— повышенный уровень инфразвуковых и ультразвуковых колебаний;

— повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

— повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

— повышенный уровень электромагнитных излучений;

— недостаточная освещенность рабочей зоны;

— расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола) 1 ;

— повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

— контакт с химическими веществами.

в) биологические: патогенные микроорганизмы.

    1. В соответствии с «Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта РФ, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.10.2008г. № 582Н, слесарь по ремонту тепловоза должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты:

— костюм «Механик-Л» или комбинезон для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий;

— ботинки (или сапоги) юфтевые на маслобензостойкой подошве с металлическим подноском;

— фартук из прорезиненной ткани;

— перчатки с полимерным покрытием;

— нарукавники из полимерных материалов;

— жилет сигнальный 2 класса защиты;

При выполнении работ виброинструментом дополнительно:

— рукавицы виброзащитные или перчатки виброзащитные;

При выполнении работ по мойке мелких деталей локомотивов дополнительно:

— комплект для защиты от пониженных температур «Осмотрщик»;

— белье нательное утепленное в , V и особом поясах к комплекту для защиты от пониженных температур «Осмотрщик»;

— сапоги юфтевые утеплённые на нефтеморозостойкой подошве в  и  поясах;

— сапоги кожаные утепленные «СЕВЕР ЖД» или валенки (сапоги валяные) в , V и особом поясах;

— галоши на валенки (сапоги валяные).

При выполнении работ, связанных с повышенным уровнем шума, слесарь должен быть обеспечен средствами защиты органов слуха (наушниками противошумными, антифонами, берушами);

При выполнении работ, связанных с возможностью травмирования глаз (работа с ударным пневмоинструментом, на станочном оборудовании, работа с химически активными веществами, пылеобразующими работами), слесарь должен быть обеспечен защитными очками.

Читайте также:  Стиральных машин сименс ремонт вызвать

Работникам, привлекаемым к работам на высоте, дополнительно выдаются пояс предохранительный, страховочный канат и каска защитная как «дежурная».

Слесарю, выполняющему производственные операции в стесненных (замкнутых) пространствах, для защиты головы от вертикальных и боковых ударов о неподвижные предметы и ограждения дополнительно выдается каскетка со сроком носки 1 год.

В зависимости от характера выполняемых работ могут дополнительно выдаваться щитки защитные лицевые, респираторы, полумаски со сменными фильтрами, маски со сменными фильтрами, наушники, диэлектрические перчатки, наколенники и другие средства индивидуальной защиты со сроком носки «до износа» или как «дежурные».

Полный перечень средств индивидуальной защиты участков производств, на которых занят работник, утверждается руководителем депо в зависимости от местных условий на основании «Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта РФ, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.10.2008г. № 582Н с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Вся специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть сертифицированы.

    1. Порядок выдачи, хранения и использования спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать «Правилам обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 290н, и устанавливаться руководителем депо в зависимости от местных условий.

Специальную и личную одежду и обувь необходимо хранить в специально оборудованных местах санитарно-бытовых помещений.

Выносить спецодежду, спецобувь и другие СИЗ за пределы территории предприятия запрещается.

    1. Слесарь обязан следить за исправностью средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви, своевременно сдавать спецодежду и спецобувь в химчистку (стирку) и ремонт, а также содержать места для хранения спецодежды в чистоте и порядке.
    2. Слесарь, имеющий контакт с маслами, нефтепродуктами и с другими вредными и опасными химическими веществами, должен применять смывающие, защитные и обезвреживающие средства в соответствии с «Нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств», утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н.

При возникновении раздражения кожных покровов необходимо поставить в известность своего непосредственного руководителя и обратиться за медицинской помощью в здравпункт.

    1. Приём пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещается.

Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или в специально оборудованных бытовых помещениях.

    1. Для питья следует пользоваться водой, соответствующей санитарным нормам.

Запрещается пользоваться не питьевой водой или питьевой водой из не предназначенных для этого емкостей, а также хранить емкости с техническими жидкостями в местах приема пищи. Емкости с техническими жидкостями должны иметь надписи о характере содержащихся веществ и храниться в установленных местах.

    1. В случае получения травмы на производстве или ухудшения состояния своего здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), слесарь должен поставить в известность своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

В случае получения травмы на производстве другим работником или ухудшения состояния его здоровья, слесарь должен принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, немедленно сообщить своему непосредственному или вышестоящему руководителю и сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц.

    1. При обнаружении нарушений требований охраны труда, пожарной безопасности, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств защиты, освещения, отопления, вентиляции, создающих опасность для жизни и здоровья работников или являющихся предпосылкой к аварии, пожару, несчастному случаю, слесарь обязан прекратить работу и немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие — вышестоящему руководителю, оповестить окружающих, при необходимости вывести людей из опасной зоны и принять меры к ограждению опасного места.
    2. Слесарю запрещается:

— приступать к выполнению работы без прохождения в установленном порядке инструктажей по охране труда и очередной проверки знаний требований охраны труда;

— приступать к выполнению работы, не связанной с его прямыми обязанностями, без получения от мастера (бригадира) целевого инструктажа о безопасных методах ее выполнения;

— приступать к выполнению работы без средств индивидуальной защиты, применение которых оговорено соответствующими инструкциями, правилами и другой нормативно-технической документацией, а также пользоваться неисправными индивидуальными средствами защиты или с истекшим сроком их испытаний;

— находиться на поворотном круге, в смотровой канаве (пониженной площадке смотровой канавы) депо, ПТОЛ в местах, отмеченных знаком безопасности «Осторожно! Негабаритное место!» во время производства маневров подвижного состава, ввода (вывода) теплоовоза в (из) депо, ПТОЛ;

— производить какие-либо работы по техническому обслуживанию и ремонту тепловоза во время проведения вибродиагностики узлов локомотива;

— находиться под тепловозом, на его крыше, подножке или лестнице во время производства маневров, вводе тепловоза в депо, ПТОЛ и его выводе;

— прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным, оголенным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

— заходить за защитные ограждения электрооборудования без разрешения ответственного лица;

— открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением;

— наступать на электрические провода и кабели;

— самостоятельно выполнять ремонт вышедшего из строя цехового электрооборудования, электроустановок и электроинструмента;

— находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

— работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;

— снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;

— снимать ограждения вращающихся частей оборудования до полной их остановки;

— чистить и смазывать механизмы во время их работы;

Читайте также:  Швейные машины ремонт бирюлево

— включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в его обязанности;

— находиться в проеме открытых шторных ворот или при их подъеме и опускании;

— переходить в не установленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест;

— производить работу, если пол на рабочем месте скользкий (облит маслом, другими ГСМ);

— мыть руки в эмульсии, масле, керосине, дизтопливе и вытирать их загрязненными обтирочными материалами или древесной стружкой;

— использовать мобильные телефоны, плейеры, наушники и другие устройства, отвлекающие внимание при выполнении своих должностных обязанностей, кроме специально отведенных мест для отдыха;

— находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

    1. При нахождении на железнодорожных путях (далее – пути) слесарь обязан соблюдать следующие требования безопасности:

— переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями «Служебный проход»;

— переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах;

— соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

— следить за передвижением единиц подвижного состава;

— проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав. Не менее, чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 140 км/ч, 4 м – при установленных скоростях движения 141 – 160 км/ч и не менее 5 м — при установленных скоростях движения свыше 160 км/ч;

— при пропуске проходящего подвижного состава располагаться к нему лицом;

— переходить путь, занятый подвижным составом, необходимо по переходным площадкам вагонов, убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с неё, руки должны быть свободными. При этом следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. Перед спуском с переходной площадки вагона следует убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава, осмотреть место схода. В темное время суток необходимо пользоваться фонарем. Запрещается спрыгивать (запрыгивать) со ступенек вагона;

— обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от их автосцепки;

— проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м.

    1. При выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив своё внимание на обеспечение безопасного перемещения.
    2. При выполнении работ вблизи железнодорожных путей слесарь должен находиться в застегнутом сигнальном жилете со световозвращающими накладками и надписью с указанием о наименовании принадлежности к структурному подразделению и хозяйству.
    3. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

— переходить или перебегать перед приближающимся подвижным составом, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска подвижного состава;

— подлезать под подвижной состав и залезать на автосцепки при переходе через железнодорожные пути;

— находиться в междупутье во время следования поездов по смежным путям;

— становиться или садиться на рельс;

— запрыгивать на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

— переходить через стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал.

    1. Слесарь должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

— курить только в установленных местах, оборудованных средствами пожаротушения и обозначенных знаком «Место для курения»;

— не пользоваться открытым огнём вблизи легковоспламеняющихся жидкостей и горючих материалов, у газосварочных аппаратов, газовых баллонов, окрасочных камер и аккумуляторных батарей;

— не прикасаться к кислородным баллонам и их редукторам руками, загрязненными маслом, а также промасленной одеждой и ветошью;

— не входить с открытым огнем в аккумуляторное отделение и дизельное помещение тепловоза, а также в помещения депо, ПТОЛ с категорией по пожарной и взрывопожарной опасности А, Б, В1-В4;

— не хранить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые вещества в помещениях, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

— использованные обтирочные материалы собирать в предназначенные для этих целей контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой;

— не использовать электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

— не оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а так же электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода – изготовителя;

— не размещать (не складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

— не использовать для затемнения электроламп (светильников) бумагу, ткань и другие горючие материалы;

— не использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

— не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи, керосиновые лампы и другие);

Источник

Оцените статью