Инструкция по ремонту авиационной техники

логистика россии

справочник по законам, документам, инструкциям, предписаниям, директивам

Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93)

— проверить наличие и правильность оформления документации на работы, выполненные сдающей сменой на принимаемых судах;

— проверить записи в журнале передачи смен, получить устную информацию от руководителя работ сдающей смены, предъявить ему возникшие претензии, которые требуют совместного рассмотрения и вносятся в журнал передачи смен;

— обеспечить полноту и правильность приемки ВС своими подчиненными, при необходимости организуя приемку непосредственно на воздушном судне.

10.6.8. В случаях, когда передача ВС с незаконченным ТОиР непосредственно от одной смены другой невозможна, руководитель работ сдающей смены организует и обеспечивает передачу ВС с оформленной технической документацией на выполненные работы, внеся необходимые записи в журнал передачи смен. Место хранения документации на передаваемые ВС определяет руководитель структурного подразделения, в состав которого входят взаимодействующие смены.

Руководитель работ смены, принимающей ВС с незаконченным ТОиР, должен ознакомиться с записями в журнале передачи смен и документацией на принимаемые ВС, провести их наружный осмотр. После выполнения необходимых для приема ВС проверок руководитель работ принимающей смены расписывается в журнале передачи смен о приеме ВС, внося в него при необходимости замечания.

О выявленных при приеме ВС с незаконченным ТОиР недостатках докладывается вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

Глава 11. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

11.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

11.1.1. Техническое обслуживание АТ в авиапредприятиях осуществляют по наработке и по состоянию. Техническое обслуживание по состоянию выполняют с контролем параметров и с контролем уровня надежности.

11.1.2. При обслуживании АТ по состоянию периодичность и объем работ на ВС определяются значениями диагностических параметров или показателей надежности однотипных изделий (изделия авиационной техники — ВС в целом, его составные части, двигатель, их комплектующие изделия). Под диагностическим параметром понимают количественную характеристику свойства конкретного изделия, определяющую его техническое состояние. Момент перехода изделия из исправного состояния в неисправное характеризуется предельным предотказовым значением его параметра, при достижении которого требуется проведение операций по восстановлению исправности изделия.

11.1.3. Целью применения ТОиР авиационной техники по состоянию является повышение качества и достоверности контроля технического состояния ВС, снижение (по сравнению с обслуживанием по наработке) эксплуатационных расходов при обеспечении безопасности и регулярности полетов.

11.1.4. Организация и порядок оперативного, периодического, сезонного и других видов ТОиР воздушных судов (систем, изделий), которые обслуживают по состоянию, остаются такими же, как и при обслуживании по наработке. При этом в ЭД на воздушные суда вносят необходимые изменения.

11.1.5. Подготовка авиапредприятий к обслуживанию АТ по состоянию производится на основании документов ГОУВТ, определяющих необходимые условия готовности производственной базы, в соответствии с которыми авиапредприятие должно осуществить комплекс организационно-технических мероприятий по подготовке АТ, производства, ЭД и специалистов, а также определить:

— дополнительные функции и особенности взаимодействия ИАС, летных подразделений, других служб авиапредприятия;

— дополнительные обязанности специалистов ИАС;

— особенности документального сопровождения ТЭ авиационной техники;

— условия и особенности использования новых средств диагностирования авиационной техники.

11.1.6. Авиационная техника признается пригодной к ТОиР по состоянию, если исчерпывающе задан практически необходимый комплекс ее диагностических параметров, существуют штатные контрольно-измерительные средства и технология достоверного определения прочностных и функциональных характеристик АТ, запасов ее работоспособности на всех этапах ТЭ, обеспечен достаточный уровень эксплуатационной технологичности, позволяющий в экономически приемлемые сроки восстанавливать исправность и работоспособность АТ в условиях регулярной эксплуатации.

11.1.7. Авиапредприятие и его структурные подразделения считаются подготовленными к обслуживанию АТ по состоянию, если практически соблюдаются установленные ГОУВТ и ЭД условия готовности производственной базы, АТ и специалистов.

11.1.8. Возможность обслуживания конкретной АТ по состоянию устанавливается совместным решением ГОУВТ и изготовителя АТ, а соответствующая готовность авиапредприятия ГА — комиссией ГОУВТ.

11.2. ОБСЛУЖИВАНИЕ С КОНТРОЛЕМ ПАРАМЕТРОВ

11.2.1. Техническое обслуживание с контролем параметров применяют для изделий, отказы которых влияют на безопасность полетов.

11.2.2. Контроль параметров может быть непрерывным или периодическим. Режим контроля, его объем и периодичность устанавливаются ЭД для изделий конкретного типа.

11.2.3. Восстановление или замена изделий, эксплуатируемых с параметрическим контролем исправности, работоспособности и пригодности, производится в случае его отказа и предотказовых состояний, в последнем случае — при выходе одного или нескольких диагностических параметров за предельно допустимый уровень (конкретная регламентация задается ЭД).

11.2.4. Эксплуатационная документация на ТОиР по состоянию должна определять состав контролируемых параметров изделий, предельно допустимые значения контролируемых параметров, периодичность и технологию их контроля, необходимые технические средства, а также правила принятия решений по результатам контроля.

11.3. ОБСЛУЖИВАНИЕ С КОНТРОЛЕМ УРОВНЯ НАДЕЖНОСТИ

11.3.1. Техническое обслуживание с контролем уровня надежности применимо для изделий, отказы которых не оказывают прямого влияния на безопасность полетов. Такие изделия могут использоваться без ограничения ресурса (срока службы).

11.3.2. Порядок, технология контроля уровня надежности и правила принятия решений о режимах ТОиР изделий, эксплуатируемых с контролем уровня надежности, определяются ЭД для изделий конкретного типа.

11.3.3. Анализ уровня надежности изделий АТ производится в типовом случае специализированным подразделением ИАС (подразделение диагностики технического состояния АТ и его производственно-функциональные аналоги). На специалистов указанного подразделения возлагают функции ведения учетно-аналитической документации по надежности изделий, систематизации статистической информации, ее обработки, анализа и интерпретации. Они несут ответственность за своевременное выявление тенденций в изменении уровня надежности соответствующих изделий и формирование эффективных мер профилактики на основе установленных ЭД правил принятия решений.

Глава 12. ПРИЕМ, ПЕРЕДАЧА, ПРОДЛЕНИЕ РЕСУРСОВ И СПИСАНИЕ

12.1. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

12.1.1. Воздушное судно от завода-изготовителя получает уполномоченный авиапредприятия по доверенности, выдаваемой за подписью руководителя авиапредприятия и начальника финансового отдела — главного бухгалтера.

12.1.2. Для приема ВС и доставки его к месту базирования авиапредприятием назначается комиссия из лиц ИТП и летного состава, допущенных к эксплуатации ВС данного типа, возглавляемая уполномоченным по приему. Прием ВС от завода-изготовителя осуществляют в соответствии с требованиями документов ГОУВТ.

12.1.3. Передачу ВС оформляют приемо-сдаточным актом после того, как комиссией авиапредприятия (заказчика) подтверждена исправность судна и полная его укомплектованность. Обнаруженные комиссией при проверке ВС недостатки устраняются заводом-изготовителем.

Приемо-сдаточный акт подписывают уполномоченный заказчика и представитель завода-изготовителя. Ответственность за подготовку ВС к перелету несет завод-изготовитель.

12.1.4. Доставка ВС заказчику может производиться и путем его перевозки различными видами транспорта, в соответствии с техническими условиями на транспортировку ВС конкретного типа. В этом случае по требованию заказчика сборку и регулировку ВС в авиапредприятии производят специалисты завода-изготовителя.

12.1.5. Право принятия решения о передаче АТ из одного авиапредприятия другому принадлежит ее владельцу. Порядок передачи (продажи) ВС другим владельцам определяется действующим законодательством и соответствующими документами ГОУВТ.

12.1.6. На каждое ВС или авиадвигатель, поступившие из других организаций (убывшие в другие организации), авиапредприятие направляет в инстанцию, определяемую ГОУВТ, разовое донесение. Воздушные суда и авиадвигатели ставят на учет в авиапредприятии не позднее двух суток с момента их поступления.

Основанием для постановки на учет являются: для ВС — приемо-сдаточный акт, для авиадвигателей — сопроводительная документация.

12.1.7. Учет и отчетность о наличии ВС, авиадвигателей и комплектующих изделий, их состоянии и движении, документирование (методы, формы учета, регистрации и отчетности) осуществляют в соответствии с введенными в действие ГОУВТ положениями о порядке производства указанных работ.

Информация о наличии гражданских воздушных судов Российской Федерации, независимо от форм собственности на них, соответствующих авиадвигателей и комплектующих изделий, их состоянии и движении представляется в ГОУВТ (или в указанный им центр обработки данных для ГОУВТ) бесплатно всеми предприятиями ВТ (собственниками, эксплуатантами), а также любыми иными организациями, зарегистрированными в ГОУВТ в качестве эксплуатанта.

Распределение функций бухгалтерского и пономерного учета АТ (и отчетности) между структурными подразделениями авиапредприятия устанавливается документами авиапредприятия.

12.2. УЧЕТ НАРАБОТКИ, ПРОДЛЕНИЕ РЕСУРСОВ

12.2.1. При эксплуатации АТ используют следующие определения ее ресурсов (сроков службы):

а) гарантийный ресурс — наработка изделия в часах, посадках, циклах или в других единицах измерения (гарантийный срок службы — календарный период эксплуатации в годах, месяцах), до завершения которой (в течение срока службы) завод-изготовитель гарантирует и обеспечивает выполнение определенных требований к изделию при условии соблюдения эксплуатирующей организацией правил эксплуатации в соответствии с согласованными РЭ и регламентами ТОиР, в том числе правил хранения и транспортирования;

б) межремонтный ресурс (срок службы) — наработка изделия (календарный период эксплуатации) между двумя последовательными ремонтами, до завершения которой (в течение срока службы) ремонтное предприятие гарантирует и обеспечивает выполнение определенных требований к изделию при соблюдении правил, установленных эксплуатационной документацией;

в) назначенный ресурс — суммарная наработка изделия, при достижении которой его эксплуатация должна быть прекращена независимо от состояния изделия;

г) общий срок службы — суммарный календарный период эксплуатации изделия до определенного состояния, при котором дальнейший ремонт изделия технически невозможен или экономически нецелесообразен.

12.2.2. Комплектующие изделия АТ, ресурс которых не определен, эксплуатируют в пределах ресурса (срока службы) того типа ВС (двигателя), на котором они установлены.

12.2.3. Ресурсы и сроки службы АТ устанавливаются организациями, ответственными за разработку и изготовление авиационной техники, и ГОУВТ — на основании результатов соответствующих работ, а также опыта эксплуатации АТ конкретного типа в порядке, определяемом совместным решением сторон.

12.2.4. В расход ресурса засчитывается:

— для самолетов — наработка (налет, посадки);

— для вертолетов — наработка в полете и одна пятая часть от работы их несущих винтов и трансмиссий на земле;

— для двигателей, их изделий и воздушных винтов самолетов и вертолетов наработка в полете и одна пятая часть от их работы на земле;

— для отдельных изделий, работающих периодически, — их наработка (срок службы) в полете и на земле.

12.2.5. Учет наработки АТ с ограниченным ресурсом является обязательным элементом ее ТЭ и осуществляется авиапредприятием на основе данных первичной регистрации расхода ресурса при работе АТ и параметров ее функционирования. Указанный учет ведут в карточках учета ресурса и формулярах изделий, а при использовании компьютерных технологий учета — на машинных носителях информации. Организация работ по учету расхода ресурса АТ, включая распределение функций учета между подразделениями и работниками ИАС, ведение соответствующих разделов формуляров изделий для различных вариантов учета в условиях базового и временного аэродрома определяется авиапредприятием.

12.2.6. Авиапредприятиям разрешается продлевать межремонтный ресурс (срок службы) самолетов, вертолетов, авиадвигателей и комплектующих изделий АТ в порядке и пределах, устанавливаемых ГОУВТ. Продление авиапредприятием назначенного ресурса и общего срока службы АТ без согласования с ГОУВТ и Разработчиком АТ запрещается.

12.2.7. При перестановке изделия АТ для продолжения эксплуатации на другом типе ВС (авиадвигателя) остаток ресурса изделия исчисляют в процентах и переводят в наработку (срок службы) применительно к ресурсу этого изделия на другом типе ВС (авиадвигателя), в комплектацию которого оно включено.

12.3. СПИСАНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

12.3.1. Воздушные суда исключают из Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ в случаях их списания, снятия с эксплуатации, продажи или передачи в установленном порядке иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу.

Списание ВС производят при снятии их с эксплуатации, после выработки назначенного ресурса (общего срока службы), ввиду уничтожения, пропажи без вести (когда поиск прекращен), невозможности эвакуации с места вынужденной посадки, нецелесообразности ремонта.

12.3.2. Списание ВС и авиадвигателей производится в порядке, определяемом ГОУВТ, а комплектующих изделий — по решению авиапредприятия на основании актов на списание.

12.3.3. Учет самолето-часов (суток) по списываемому ВС прекращают со дня утверждения акта на его списание.

Авиационную технику, на которую оформлены акты списания, использовать в полетах запрещается.

12.3.4. Для снятия с учета списанных ВС и авиадвигателей выдают инспекторские свидетельства в случаях и порядке, определяемом ГОУВТ.

Использование списанной АТ осуществляют в соответствии с указаниями, имеющимися в инспекторских свидетельствах. Допускаются к продолжению эксплуатации только паспортизированные изделия, не выработавшие ресурс (срок службы), если причиной списания ВС не является авиационное происшествие. В случае авиационного происшествия эксплуатация таких изделий допустима только после их ремонта, целесообразность которого определяется комиссией авиапредприятия.

12.3.5. Списанные ВС приводят в нелетное состояние. Использование непригодных к эксплуатации их компонентов для изготовления (строительства) каких-либо летательных аппаратов запрещается. Перед передачей списанного ВС в другую организацию, перед разделкой или временным хранением его в авиапредприятии из систем ВС сливают ГСМ и спецжидкости, стравливают давление газов, демонтируют взрывные устройства, радиостанции, специальные изделия (приборы), аккумуляторные батареи и другое съемное оборудование. На ВС выполняют также работы, связанные с особенностями его дальнейшего использования и извлечением компонентов, содержащих особо учитываемые материалы. Снятое со списанной АТ оборудование, подлежащее дальнейшему использованию, приходуют, при необходимости консервируют и сдают на хранение. При хранении списанных изделий и изделий, подлежащих ремонту, принимают меры, исключающие использование указанных изделий на действующих ВС и авиадвигателях.

Глава 13. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

13.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

13.1.1. Под обеспечением ТО воздушных судов понимаются вспомогательные виды деятельности, имеющие целью создание условий для эффективного осуществления основного процесса — производства работ технического обслуживания. В типовом случае к обеспечению ТО в авиапредприятии относятся:

— технолого-конструкторское и метрологическое сопровождение производственных процессов;

— удовлетворение потребностей основного процесса в СНО общего применения, транспорте, авиатехническом и хозяйственно-бытовом имуществе, оргтехнике, электронно-вычислительных средствах, ГСМ, средствах пожаротушения, информационных услугах и др.;

— организация связи, тепло-, электро-, водо-, газоснабжения, охраны ВС и производственных объектов;

— оборудование и содержание мест стоянок ВС, площадок дегазации и дезактивации ВС, очистных сооружений и др.

13.1.2. Обеспечение ТО воздушных судов осуществляют АТБ и другие специализированные подразделения авиапредприятия, в соответствии с принятым в нем распределением функций и задач между структурными звеньями, в порядке, определяемом документами авиапредприятия, регламентирующими осуществление деятельности подразделений по каждому направлению обеспечения процессов ТО авиационной техники.

13.1.3. Взаимодействие подразделений авиапредприятия по обеспечению ТО воздушных судов, его координация, управление и диспетчеризация осуществляются в порядке, определяемом авиапредприятием.

13.1.4. Для производства работ ТО используют помещения, здания и сооружения, оснащенные технологическим оборудованием (оснасткой, стендами, установками и т.д.), отвечающие требованиям норм технологического проектирования авиационно-технических баз.

13.1.5. В типовом случае общую ответственность за эксплуатацию помещений, зданий, сооружений АТБ и их технологического оборудования несут руководители подразделений, в ведении которых находятся указанные объекты.

Читайте также:  Кошелев парк ремонт стиральных машин

13.1.6. Технологическое оборудование допускают к эксплуатации после проверки его технического состояния, присвоения инвентарного номера и внесения в реестр. При этом на новое оборудование заводского изготовления, допускаемое к эксплуатации, должны иметься ЭД, инструкции по технике безопасности, акт проверки правильности монтажа.

Оборудование, изготовленное или реконструированное в АТБ, перед допуском к эксплуатации должно пройти метрологическую экспертизу (при необходимости), аттестацию и испытания, результаты которых отражаются в акте комиссии, иметь оформленную техническую документацию (паспорт, формуляр, инструкцию по эксплуатации и т.п.). При необходимости такое оборудование проверяют в специальных государственных организациях (Госгортехнадзор и др.).

13.1.7. Технологическое оборудование окрашивают в цвета, установленные действующими стандартами. Неисправное оборудование, а также окрашенное в недопустимые цвета — к эксплуатации не допускают (такое оборудование хранится отдельно от исправного на специально выделенных для этого площадках).

13.1.8. Оборудование с силовыми приводами различного типа, подъемно-транспортные механизмы, компрессорные и энергетические установки всех типов, станочное и сварочное оборудование, сосуды для хранения сжатых газов и ядовитых веществ должны быть паспортизированы.

13.1.9. В типовом случае технологическое оборудование, используемое в подразделениях, закрепляется за ними и вносится в их реестры. Реестры технологического оборудования, а также формуляры (паспорта) на его изделия ведут руководители подразделений, ответственные за эксплуатацию находящихся в их ведении технологических средств.

13.1.10. Эксплуатация применяемых в авиапредприятии для ТО авиационной техники технологических средств, их использование, проверка исправности, испытания, ремонт и хранение производятся в соответствии с требованиями ЭД на конкретные виды и изделия технологического оборудования.

13.1.11. В типовом случае руководители подразделений, за которыми закреплено технологическое оборудование, несут ответственность за правильное его использование, исправность, хранение и своевременность проверки (испытаний). Работники, использующие указанное оборудование, обязаны знать его конструкцию, изучить и соблюдать правила эксплуатации (использования) и техники безопасности в соответствии с требованиями действующей документации.

В необходимых случаях допуск ИТП к эксплуатации технологического оборудования производится в установленном порядке.

13.1.12. В типовом случае техническое обслуживание, ремонт, проверки и испытания технологического оборудования осуществляются специализированными подразделениями авиапредприятия, а в необходимых случаях — другими организациями на основании планов (графиков), разрабатываемых руководителями подразделений, в ведении которых находятся конкретные технологические средства.

Осмотр технологического оборудования перед его применением проводят специалисты, назначаемые руководителями подразделений.

13.1.13. Для контроля состояния АТ применяют стандартные (заводского изготовления) средства (стационарные и переносные установки, приспособления, стенды, устройства, приборы и аппаратуру, в том числе средства неразрушающего контроля), принятые к эксплуатации в ГА, прошедшие периодическую метрологическую поверку.

Разрешается применять нестандартизированные средства, изготовленные силами АТБ, заводов ГА и других организаций, прошедшие метрологическую аттестацию и поверку по утвержденным методикам. Нестандартизированные средства контроля состояния АТ допускают к применению после оформления установленной документации — свидетельств, инструкций по эксплуатации и соответствующих записей в их формулярах (паспортах).

13.1.14. В типовом случае средства контроля закрепляют за подразделениями и выдают подготовленным и допущенным к работе с ними специалистам, на которых возлагают обязанности по их применению, обслуживанию и ведению ЭД. Средства контроля транспортируют и хранят в штатной таре и в условиях, установленных документацией. Порядок хранения и выдачи средств для использования определяет руководитель подразделения.

Запрещается применять средства: неисправные, с истекшим сроком поверки, хранившиеся и транспортировавшиеся с нарушением установленных условий и правил.

13.2. ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА

13.2.1. Подготовка производства представляет собой комплекс заблаговременно выполняемых подготовительно-вспомогательных работ, обеспечивающих плановую ритмичность базовых производственных процессов, эффективное осуществление специализации производственных структур в интересах четкого соблюдения установленных сроков пребывания ВС в различных состояниях. Она включает работы, выполняемые (в типовом случае) подразделением подготовки производства:

— предварительная комплектация изделий, деталей, материалов, инструмента и оборудования, необходимых для технического обслуживания;

— доставка скомплектованного авиатехнического имущества к рабочим местам исполнителей и уборка его с рабочих мест;

— оперативное обеспечение рабочих мест авиатехническим имуществом, потребность в котором выявляется в процессе технического обслуживания;

— ведение инструментального и комплектующего хозяйства, организация работы инструментальной и расходной кладовой;

— учет расхода авиатехнического имущества и определение потребности в нем;

— выдача авиатехнического имущества бригадам и исполнителям;

— составление заявок на приобретение авиатехнического имущества и других материалов.

13.2.2. В типовом случае исходными данными для планирования и организации подготовки производства в АТБ являются:

— планируемый годовой налет часов воздушных судов;

— количество технических обслуживаний по их видам, формам и по типам приписных и транзитных ВС, сроки их проведения на планируемый период;

— нормы расхода материалов, изделий и деталей обменного фонда, неснижаемого запаса авиатехнического имущества, комплектов инструмента, СНО, межцехового и внутрицехового транспорта на каждую форму обслуживания;

— нормативные трудозатраты на подготовительно-вспомогательные работы.

13.2.3. В типовом случае необходимые для обслуживания АТ инструмент, приспособления и имущество комплектуются согласно ведомостям комплектации, разрабатываемым АТБ на основании ЭД для конкретных объектов и комплексов работ. Применяемый для работ на АТ инструмент и приспособления маркируются шифрами (приложение 1.3) для целей учета, регистрации приема-выдачи и принадлежности.

13.2.4. В типовом случае инструмент и приспособления (в зависимости от вида работ) делят на комплекты индивидуального и общего пользования, на которые составляют описи.

Комплекты инструмента и приспособлений индивидуального и общего пользования выдают (с проверкой по описи) бригадам или отдельным исполнителям на время выполнения ими работ по обслуживанию воздушного судна.

Комплекты инструмента и приспособлений общего пользования размещают и хранят в контейнерах, снабженных, кроме описи хранимых предметов, документацией на передачу.

13.2.5. По окончании рабочего дня (смены, работ на ВС) исполнитель проверяет наличие инструмента индивидуального и общего пользования и сдает его работнику, ответственному за прием-выдачу указанных средств. В случае утери инструмента исполнитель обязан доложить об этом своему руководителю и принять меры к его розыску. В первую очередь осматривают обслуженное ВС, чтобы исключить возможность его вылета с инструментом, оставленным на борту.

13.2.6. Авиационно-техническое имущество, комплектующие изделия, инструмент и приспособления должны храниться в местах, исключающих возможность их бесконтрольного использования. Комплектующие изделия должны иметь паспорта (этикетки) и бирки с указанием наименования, номера и категории. Хранить пригодные комплектующие изделия, детали и материалы вместе с неисправными (требующими ремонта, списанными) и некондиционными запрещается.

В типовом случае при хранении авиатехнического имущества в АТБ необходимо:

— установить личную материальную ответственность должностных лиц за сохранность изделий и материалов;

— содержать изделия и материалы в штатной таре и в установленных для них ЭД условиях;

— выполнять на изделиях регламентные работы, предусмотренные эксплуатационной документацией.

13.2.7. Авиатехническое имущество, находящееся на складском хранении и передаваемое подразделениями АТБ, учитывается в порядке, определяемом требованиями по бухгалтерскому учету материальных ценностей. Выдачу изделий для установки на объект производят (в типовом случае) на основании заявки (требования) установленного образца и, как правило, в обмен на снятые с объекта АТ изделия.

13.2.8. В типовом случае обменный фонд изделий, а также изделия для замены отработавших ресурс комплектуют согласно ведомостям комплектации и спискам плановых замен изделий, разрабатываемым и составляемым авиапредприятием.

Обслуживание хранящихся изделий, оформление в этом случае нарядов и формуляров проводят допущенные к производству указанных работ специалисты и в соответствии с требованиями ЭД.

13.2.9. К установке на ВС выдаются и доставляются на рабочие места кондиционные изделия с выполненными на них необходимыми регламентными работами, с оформленной сопроводительной документацией (формуляры, паспорта), с заглушенными и опломбированными отверстиями, в упаковке, обеспечивающей сохранность изделий при транспортировке.

13.2.10. Изделия АТ, снятые с ВС для проверки на соответствие НТП, выполнения ТО и ремонтно-восстановительных работ, направляют в соответствующие подразделения. После выполнения необходимых работ изделия возвращают для установки на ВС или передают в обменный фонд.

13.2.11. На снятых с ВС изделиях должны быть заглушены отверстия и оформлена документация с заключением руководителя работ о причине снятия. Изделия, подлежащие ремонту, промывают, консервируют, упаковывают вместе с формулярами (паспортами), в которых указана наработка и причина снятия, в соответствии с требованиями действующей документации.

13.2.12. Учет, сбор, хранение и порядок передачи изделий АТ, в конструкции которых имеются драгоценные металлы и камни, осуществляют в соответствии с требованиями нормативного документа, регламентирующего учет, сбор, хранение и сдачу в Государственный фонд драгоценных металлов и камней.

13.2.13. В типовом случае обслуживание рабочих мест [рабочее место представляет собой зону деятельности исполнителя (исполнителей), в которой размещают инструмент, приспособления, расходные материалы, запасные части, ЭД, средства наземного обслуживания и контроля состояния АТ] осуществляют по технологическим картам, разрабатываемым авиапредприятием. В технологических картах указывают состав работ по подготовке и уборке рабочих мест, сведения об их комплектации оборудованием, инструментом, приспособлениями, имуществом, о сроках подачи и уборки необходимых средств.

13.3. ТЕХНОЛОГО-КОНСТРУКТОРСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

13.3.1. В типовом случае для технолого-конструкторского обеспечения работ по ТО авиационной техники в авиапредприятии создают специализированные подразделения либо его осуществление возлагают на отдельных работников.

13.3.2. В типовом случае технолого-конструкторское обеспечение включает:

— совершенствование организации ТО авиационной техники;

— разработку и внедрение новых и совершенствование существующих технологических процессов и методов технического контроля;

— подготовку технологических указаний (карт) на выполнение работ, не предусмотренных ЭД, апробирование их на рабочих местах;

— разработку технологических карт на подготовку и уборку рабочих мест;

— составление и доработки ведомостей комплектации авиатехнического имущества по формам обслуживания;

— разработку предложений по совершенствованию регламентов ТО, технологических указаний и других документов, подготовку материалов для предъявления промышленности требований по устранению конструктивных и производственных недостатков авиационной техники;

— совершенствование, разработку и участие во внедрении нового бортового и технологического оборудования, средств наземного обслуживания АТ, инструмента, приспособлений, схем расстановки оборудования на рабочих местах;

— составление на специализированные рабочие места паспортов с указанием видов работ и правил их выполнения, комплектации оборудования, инструмента и технологических карт, требований к содержанию рабочего места и периодичности его проверки;

— составление пооперационных и поэтапных ведомостей, технологических графиков обслуживания авиационной техники;

— внесение изменений в бортовые экземпляры руководств по летной эксплуатации;

— ведение контрольных экземпляров, контроль ведения рабочих экземпляров технологической документации в порядке, определяемом документом авиапредприятия;

— разработку перечней изделий возвратно-обменного фонда и неснижаемого запаса.

13.3.3. В целях эффективности технолого-конструкторского обеспечения типы ВС и виды оборудования закрепляют за отдельными специалистами, в состав служебных функций которых (в типовом случае) включают:

— контроль комплектности ВС и их оборудования;

— проверку комплектности и правильности оформления пономерной и судовой документации на воздушные суда;

— учет поступления бюллетеней на ВС и изделия АТ, их хранение;

— участие в сдаче ВС в ремонт, получение их из ремонта и от заводов-изготовителей;

— организация и контроль переоборудования ВС.

13.4. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

13.4.1. Основными задачами метрологического обеспечения ТО воздушных судов (в типовом случае) являются:

Метрологическое обеспечение — установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений).

— поддержание средств измерений (контрольно-измерительных приборов и контрольно-поверочной аппаратуры) в постоянной пригодности к применению, обеспечение требуемой точности измерений параметров изделий и систем воздушных судов;

— проведение анализа состояния средств измерений;

— проведение поверки и метрологической аттестации СИ и КПА, метрологической экспертизы разрабатываемой конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации;

— внедрение государственных и отраслевых стандартов, разработка и внедрение стандартов предприятия, регламентирующих нормы точности измерений, методы их выполнения и другие положения метрологического обеспечения;

— контроль за состоянием, применением, поверками и ремонтом СИ, КПА и соблюдением метрологических правил и норм ТО и ремонта авиационной техники.

13.4.2. Ответственность за состояние метрологического обеспечения технического обслуживания АТ несут руководители ИАС авиапредприятия и его подразделений.

В типовом случае для выполнения работ по метрологическому обеспечению в АТБ назначаются ответственные лица из числа специалистов ее подразделений. На них возлагают:

— учет средств измерений;

— разработку (совместно с руководителями подразделений, в которых применяются СИ) и ведение планов (графиков) поверки и ремонта СИ в БПРМЛ и органах Госстандарта РФ, включая контроль плановых сроков (периодичность поверок устанавливается ЭД);

— обеспечение постоянной исправности СИ;

— метрологический контроль состояния средств измерений и всех видов документации.

13.4.3. К применению допускают только исправные и разрешенные к использованию на данной АТ средства, прошедшие метрологические поверки и аттестацию, в соответствии с требованиями ЭД и государственных стандартов.

13.4.4. Средства измерений направляют на поверку в запланированные авиапредприятием сроки и в установленном его руководителем порядке.

13.4.5. На применяемые в авиапредприятии СИ должна иметься ЭД (формуляры, паспорта, аттестаты, инструкции по эксплуатации, технические описания, методики поверки). Средства измерений, на которые в авиапредприятии нет ЭД, — применять запрещается.

13.4.6. Нестандартизованные СИ, изготовляемые или модернизируемые в авиапредприятии, подлежат метрологической аттестации, а их документация — метрологической экспертизе.

Метрологической экспертизе подлежат также все виды технической документации, разрабатываемой в авиапредприятии. Документацию, не прошедшую метрологической экспертизы, применять запрещается.

13.4.7. Специалисты авиапредприятия, допускаемые к поверкам и аттестации СИ, метрологической экспертизе документации, проходят специальную подготовку и должны иметь допуск к производству указанных работ.

Специалисты, применяющие СИ при ТО и ремонте АТ, должны знать правила их применения и владеть соответствующими навыками.

13.5. ОСОБЕННОСТИ ДРУГИХ ВИДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

13.5.1. В типовом случае обеспечение спецмашинами — передвижными СНО общего применения, выполненными на шасси автомобиля, используемыми при ТО, возлагается на специализированное подразделение авиапредприятия — службу спецтранспорта (или его функциональный аналог).

Обеспечение потребностей АТБ в спецтранспорте производится на основании планов распределения, заявок и срочных запросов АТБ в порядке, определяемом авиапредприятием.

Водители и персонал спецмашин должны быть подготовлены и иметь допуск к эксплуатации спецмашины и ее оборудования.

Подъезд к ВС (отъезд от ВС) спецмашин, прибывающих для обеспечения ТО, производится по командам специалиста, получившего поручение от руководителя работ ТО на данном судне.

Ответственность за эксплуатацию передвижных СНО общего применения, находящиеся в ведении АТБ, возлагают в типовом случае на руководителей подразделений, за которыми СНО закреплены, а при использовании на конкретном объекте — на руководителя производимых на объекте работ. Специалисты, применяющие указанные средства, должны иметь соответствующую подготовку и допуск к работе с ними.

Распределение функций, обязанностей, общей и оперативной ответственности между подразделениями и специалистами за содержание, подготовку, исправность и обслуживание спецмашин и транспортных средств, используемых при ТО в различных условиях базирования АТ, определяется документами авиапредприятия.

Читайте также:  Гарантийный ремонт швейные машинки зингер

Глава 14. РЕМОНТ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

14.1. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕМОНТА, СДАЧА ЗАКАЗЧИКАМ И ПРИЕМ

ЗАВОДОМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В РЕМОНТ

14.1.1. Ремонту подлежит АТ, отработавшая межремонтный ресурс (в том числе и до первого ремонта) или срок службы, а также АТ, досрочно снятая с эксплуатации из-за неисправностей и поломок, пригодная после ремонта для дальнейшего использования по назначению.

Необходимость досрочного направления АТ в ремонт определяет комиссия авиапредприятия — владельца АТ, решение которой оформляется актом.

14.1.2. Авиапредприятия самостоятельно определяют свои потребности в ремонте АТ — по номенклатуре и срокам. Заявки на ремонт АТ в расчетном периоде авиапредприятия направляют на заводы и в организации (в дальнейшем — производитель ремонта), планирующие и производящие ремонт, в согласованные с ними сроки.

14.1.3. На ремонт АТ, отнесенной нормативными актами к централизованному его планированию, профильное подразделение ГОУВТ, ведающее ремонтом АТ, разрабатывает согласованные с авиапредприятиями и производителями ремонта планы и графики ремонта, выписки из которых рассылают производителям ремонта и авиапредприятиям — владельцам АТ для заключения договоров на ремонт.

14.1.4. Поставка АТ в ремонт производится в соответствии с договорами между производителями ремонта и авиапредприятиями (заказчиками). Порядок приема-сдачи АТ, взаимоотношения сторон по вопросам ремонта определяются и регулируются отдельными нормативными актами.

14.1.5. Для АТ с централизованным планированием ремонта устанавливается нормативная продолжительность (срок) ремонта, в остальных случаях сроки ремонта определяются соглашением сторон.

Устанавливаются следующие определения по срокам, связанным с ремонтом:

— срок ремонта — срок от даты подписания приемо-сдаточного акта при сдаче в ремонт (при отсутствии указанного акта — срок от даты запуска АТ в ремонт) до даты подписания приемо-сдаточного акта заказчиком (даты отгрузочной квитанции);

— общий срок нахождения АТ на территории производителя ремонта — время со дня прибытия АТ на территорию производителя ремонта до дня убытия АТ с этой территории.

Нормативные сроки ремонта (сроки, установленные нормативными документами) обязательны для принятия производителем ремонта, если этого требует заказчик.

14.1.6. В типовом случае при подготовке ВС в ремонт заказчик обязан:

— передать производителю ремонта заказ на выполнение дополнительных работ, не предусмотренных типовой технологией ремонта (переоборудование ВС, выполнение доработок, устранение значительных механических и коррозионных повреждений, другие работы, требующие предварительной подготовки производителя ремонта), в сроки, задаваемые нормативными документами или определяемые соглашением сторон;

— сформировать комплект имущества и материалов, подлежащих передаче производителю ремонта для выполнения заказываемых дополнительных работ;

— скомплектовать и оформить пономерную документацию;

— принять в необходимых случаях меры по обеспечению транспортировки ВС к производителю ремонта (разборка ВС, его упаковка, крепление на транспортном средстве);

— непосредственно перед отправкой к производителю ремонта выполнить работы по обеспечению готовности ВС к предстоящей сдаче в ремонт.

14.1.7. При перелете ВС к месту ремонта должен обеспечиваться достаточный для перелета остаток ресурса судна. При этом на ВС могут перевозиться пассажиры и грузы.

14.1.8. Установленное на поступившем к производителю ремонта для ремонта ВС оборудование (для авиахимработ, санитарное и т.п.), оборудование, находящееся на борту по условиям полета (надувные аварийно-спасательные средства и др.), принимаются и ремонтируются производителем ремонта.

14.1.9. Воздушное судно производителю ремонта сдают специалисты заказчика. В типовом случае старший группы специалистов, сдающих ВС, должен иметь:

— предписание (задание) с указанием всех предоставленных ему полномочий на сдачу ВС в ремонт, открытие заказов на дополнительные работы, сдачу специальной аппаратуры, оформление приемо-сдаточных документов и выполнение других действий от имени заказчика, в том числе по уточнению сроков выхода ВС из ремонта при открытии новых заказов на дополнительные работы.

Производитель ремонта несет ответственность за сохранность поступивших к нему для ремонта ВС и другой авиационной техники. Он же организует и выполняет предварительные работы по подготовке ВС к запуску в ремонт (слив топлива и масла, консервация авиадвигателей, обработка санузлов и т.п.).

При сдаче ВС передача съемного оборудования и имущества производится согласно перечням (описям) в бортовом журнале. Сдача ВС в ремонт оформляется приемо-сдаточным актом, который подписывается полномочными представителями заказчика и производителя ремонта. Представители сторон получают по одному экземпляру акта.

14.1.10. Двигатели, установленные на ВС, поступившем в ремонт, при необходимости проверяются на работоспособность в соответствии с НТП и консервируются. Вопросы использования этих двигателей (установка на отремонтированное ВС, отправка в ремонт и т.п.), а также поставки других двигателей для установки на отремонтированный ВС решаются соглашением сторон.

14.1.11. Отдельные двигатели и комплектующие изделия (в том числе и ремфонд) заказчик направляет производителю ремонта в законсервированном состоянии и в таре (упаковке), отвечающей требованиям технической документации. Ответственность за консервацию, упаковку и установку указанных изделий в транспортном средстве несет отправитель. Вместе с изделиями отправляют оформленные в установленном порядке формуляры (паспорта).

14.1.12. Об отправке АТ отправитель извещает получателя, а также владельца АТ, если получатель не является ее владельцем.

14.2. РЕМОНТ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ НА ЗАВОДАХ

14.2.1. Принятые в ремонт ВС размещают на стоянке ремонтного фонда, при необходимости швартуют, консервируют, зачехляют, пломбируют и сдают под охрану. Техническое обслуживание ВС ремонтного фонда производит в соответствии с требованиями ЭД производитель ремонта. Учет и хранение ремфонда, отремонтированных ВС, двигателей и комплектующих изделий обеспечиваются производителем ремонта.

14.2.2. Ремонт АТ, все его процессы, включая входной контроль, разборку, дефектацию (диагностирование), восстановление кондиционности технического состояния, сборку и испытания, должен осуществляться в полном соответствии с требованиями действующего руководства по ремонту АТ конкретного типа (типовой технологии).

Работы, не предусмотренные типовой технологией ремонта, выполняют по технологическим документам, разрабатываемым производителем ремонта, которые подлежат метрологической экспертизе и согласовании с разработчиком действующего руководства по ремонту АТ конкретного типа.

14.2.3. При производстве ремонта АТ должно быть обеспечено:

— выполнение доработок на АТ в соответствии с требованиями бюллетеней;

— полное выполнение требований действующего руководства по ремонту и другой ремонтной документации;

— допуск к производству ремонта только подготовленных специалистов (ИТР и рабочих) с оформленным документом на право выполнения соответствующих работ;

— использование в процессе ремонта только разрешенных технологической документацией материалов и технических средств;

— контроль качества выполняемых работ (операций), комплексный осмотр отремонтированной АТ, контроль устранения выявленных недостатков технического состояния объектов ремонта.

Ответственность за организацию указанного обеспечения несет руководитель производителя ремонта авиационной техники.

14.2.4. При ремонте АТ должны применяться только исправные и своевременно поверенные СИ и технологическое оборудование, маркированный инструмент. Оборудование, средства измерений и контроля собственного изготовления и их документация перед допуском к применению должны пройти метрологическую экспертизу и аттестацию, в соответствии с требованиями действующих стандартов. Выполнение работ на АТ оформляется исполнителями и специалистами, осуществляющими контроль качества работ, в производственно-контрольной документации.

14.2.5. Распределение функций и ответственности между подразделениями производителя ремонта, специалистами за исправность и своевременность метрологических поверок, технологического оборудования, инструмента, средств измерений и контроля, за разработку планов (графиков) поверок, проведение поверок и их контроль — регламентируется документами производителя ремонта.

14.2.6. Контроль качества ремонта АТ, осуществляемый специалистами производителя ремонта, его подразделений по контролю качества (ОТК и его производственно-функциональные аналоги), распространяется на:

— технологические процессы производства ремонта;

— состояние материалов, запасных частей, оборудования, СИ, инструмента;

— на оформление производственно-контрольной документации, формуляров (паспортов), нарядов и ведомостей на ремонт и техническое обслуживание.

14.2.7. Установку на отремонтированные ВС изделий (новых и бывших в эксплуатации), полученных от промышленности или заказчика, осуществляет производитель ремонта в соответствии с техническими условиями предприятия-изготовителя и требованиями ТЭРД и несет ответственность за правильность их монтажа, выполнение регулировочных и других работ, за обеспечение межремонтного ресурса изделий АТ.

14.2.8. На отремонтированной АТ производитель ремонта выполняет работы по консервации и упаковке в соответствии с требованиями технической документации.

14.2.9. Отремонтированное ВС (изделие) подлежит проверке на соответствие Нормам летной годности, испытаниям (проверкам) в соответствии с требованиями ремонтной документации. В отдельных случаях в зависимости от условий производства и степени освоения ремонта объем испытаний изделий и систем, за исключением летных испытаний, может быть изменен по согласованию с разработчиком действующего руководства по ремонту АТ конкретного типа.

14.2.10. Для оценки качества ремонта и эффективности технологических процессов периодически в дополнение к испытаниям, предусмотренным технологией ремонта, проводят технологические испытания изделий АТ, а также их контрольные разборки. Периодичность таких испытаний и источники их финансирования определяются документами ГОУВТ либо соглашением сторон, определяющих необходимость проведения указанных работ.

14.3. ВЫДАЧА ЗАВОДОМ И ПРИЕМ ЗАКАЗЧИКОМ АВИАЦИОННОЙ

ТЕХНИКИ ИЗ РЕМОНТА

14.3.1. Продукцией производителя ремонта являются выполненные им работы и услуги, поставленные заказчику изделия АТ, в т.ч. полученные от других поставщиков, и установленные производителем ремонта на изделия, передаваемые заказчику.

14.3.2. На АТ, прошедшую капитальный ремонт, распространяется та же номенклатура показателей надежности и гарантийных обязательств, которая устанавливается при ее изготовлении на предприятиях промышленности.

Гарантийные обязательства производителя ремонта вносятся в ЭД (формуляры, паспорта, этикетки) изделий АТ по окончании их ремонта. Содержанием указанных обязательств определяются пределы ответственности производителя ремонта в конкретных случаях.

14.3.3. О готовности отремонтированного ВС к сдаче производитель ремонта извещает заказчика не позднее чем за пять дней до выхода его из ремонта с указанием даты готовности ВС к сдаче.

14.3.4. Производитель ремонта предъявляет к сдаче отремонтированное ВС, укомплектованное в соответствии с приемо-сдаточным актом, испытанное на земле и в полете, признанное годным к эксплуатации, с оформленной пономерной и другой документацией. На ВС, его двигателях и комплектующих изделиях должны быть выполнены все работы, предусмотренные договором, дополнительными заказами и поступившими в период ремонта ВС указаниями ГОУВТ о срочных доработках и разовых осмотрах (с оформлением заказчиком дополнительного заказа).

14.3.5. Прием ВС из ремонта осуществляют специалисты заказчика.

В типовом случае старший группы специалистов должен иметь предписание и доверенность на прием ВС и специальной аппаратуры, оформление дополнительных заказов, подписанные руководителем авиапредприятия и скрепленные гербовой печатью, договор на ремонт ВС с приложениями, экземпляры заказов на дополнительные работы. Члены экипажа заказчика должны иметь документы, дающие право совершать полеты на ВС данного типа. При приеме ВС представители заказчика руководствуются условиями договора, требованиями ЭД, включая утвержденные ГОУВТ программы осмотра ВС после ремонта, и проверяют:

— полноту выполнения условий договора и дополнительных заказов;

— наличие и оформление пономерной и судовой документации;

— комплектность оборудования и имущества ВС;

— выполнение указаний ГОУВТ о срочных доработках и разовых осмотрах;

— техническое состояние ВС, работоспособность и правильность функционирования изделий и систем.

Экипаж заказчика знакомится с протоколом летных испытаний, особенностями ВС, связанными с выполненными при ремонте доработками, замечаниями экипажа производителя ремонта, выполнявшего контрольный полет после ремонта ВС, проверяет наличие и оформление судовой документации, работоспособность и правильность функционирования систем и оборудования ВС, производит контрольный полет, если он предусмотрен нормативными документами ГОУВТ. Подготовку ВС к контрольному полету и обслуживание его после полета осуществляют специалисты производителя ремонта. Выявленные при приеме ВС и в контрольном полете неисправности и отказы представители заказчика записывают в акт (ведомость дефектов). Указанные в актах и ведомостях принимаемого ВС недостатки устраняются производителем ремонта в срок, установленный для сдачи ВС заказчику.

При обоснованном отказе заказчика от приема ВС решение о новых сроках приема принимается по согласованию сторон. Возмещение ущерба при этом производится в порядке, определяемом нормативными положениями по данному вопросу.

14.3.6. При выдаче производителем ремонта ВС и приеме его заказчиком представители производителя ремонта и заказчика подписывают акты:

— контрольного полета (облета) ВС экипажем заказчика;

— на прием-сдачу ВС и специальной аппаратуры (приемо-сдаточный акт);

— выполнение работ по дополнительным заказам.

14.3.7. Заключение о выполненном ремонте, годности к эксплуатации, межремонтном и гарантийном ресурсе, сроке службы, сведения о массе и центровке ВС производитель ремонта вносит в формуляр ВС.

При первом ремонте ВС производитель ремонта заполняет и выдает заказчику формуляр силовых элементов планера (карту прочности). Указанные записи и все другие, вносимые работниками производителя ремонта в документацию ВС, подтверждаются подписями должностных лиц производителя ремонта, имеющих необходимые полномочия, что определяется документами производителя ремонта.

14.3.8. Основанием для перелета отремонтированного ВС к месту назначения (вместо приостановленного в действии на время ремонта удостоверения (сертификата) о годности гражданского воздушного судна к полетам) является приемо-сдаточный акт, оформленный при приеме ВС производителем ремонта.

14.3.9. В типовом случае ТО и подготовку к перелету на аэродром назначения отремонтированного ВС, принятого заказчиком, производит производитель ремонта, оформляя соответствующую карту-наряд. При этом в расходах на заправку ВС топливом и маслом учитывается количество слитых ГСМ при приеме ВС в ремонт.

Если указанный перелет выполняется с пассажирами (грузами), производитель ремонта обеспечивает буксировку подготовленного к полету ВС на перрон аэропорта. В этом случае работы по обеспечению вылета и, при необходимости, повторное ТО и другие работы производятся специалистами аэропорта вылета или производителя ремонта — по договоренности сторон.

14.3.10. При отправке отремонтированной АТ транспортными средствами ответственность за ее упаковку, погрузку, крепление несет производитель ремонта — отправитель. Бесконтейнерная отправка ВС, доставленного производителю ремонта в контейнере, запрещается.

Выгрузку АТ и сборку ВС, поступивших от производителя ремонта заказчику, обеспечивает заказчик, если иное не определено соглашением сторон. Его экипаж осуществляет и контрольный полет ВС после сборки.

В случае претензий к отправителю АТ, связанных с транспортировкой отправленных им объектов, заказчик вызывает его представителя для предъявления рекламации.

14.3.11. Отремонтированную АТ производитель ремонта отправляет заказчику (по принадлежности) или по его разнарядке (поручению) другому предприятию. Об отправке АТ производитель ремонта направляет заказчику (получателю) уведомление установленной формы.

14.3.12. При поступлении отправленной производителем ремонта АТ к месту назначения заказчик (получатель) обязан в трехдневный срок выслать отправителю уведомление о ее получении.

14.3.13. Подготовка поступивших из ремонта ВС к дальнейшей эксплуатации производится авиапредприятием в соответствии с требованиями ЭД для ВС конкретного типа. При этом на ВС в установленном порядке оформляют удостоверение (сертификат) о годности гражданского воздушного судна к полетам.

14.3.14. В случаях несоответствия поставленной производителем ремонта заказчику продукции гарантиям производителя ремонта, взаимоотношения сторон регулируются отдельными нормативными документами, регламентирующими порядок рекламационно-претензионной работы.

Производитель ремонта в соответствии с заявленными гарантийными обязательствами и установленными гарантийными ресурсами поставленной им заказчику продукции обязан восстановить или заменить дефектную продукцию и возместить причиненный ущерб, если в выявленных ее отклонениях от технических норм нет вины заказчика и установлена виновность поставщика. При этом производитель ремонта предъявляет рекламации своим поставщикам, если в указанных случаях обнаруживаются соответствующие основания.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники паустовского

14.3.15. В целях уменьшения простоя ВС заказчик вправе самостоятельно восстанавливать дефектную АТ, находящуюся в гарантии производителя ремонта, без нарушения заводских пломб. В указанном случае сохраняются основания для последующего предъявления рекламации производителю ремонта и вызова, при необходимости, его представителя для оформления рекламационного акта. При этом производитель ремонта обязан выслать по требованию заказчика необходимые для восстановления (или израсходованные на восстановление) АТ комплектующие изделия и материалы (в срок не позднее 5 суток с момента получения запроса), и сообщить заказчику реквизиты отправки.

14.3.16. В послегарантийный период эксплуатации АТ в случаях, когда владелец АТ не может самостоятельно восстановить дефектную продукцию, производитель ремонта ее восстанавливает за счет владельца (заказчика).

14.3.17. Производитель ремонта несет ответственность за качество и работоспособность поставленной заказчику продукции, в пределах ее гарантийных ресурсов. Указанная ответственность производителя ремонта распространяется также и на изделия АТ, полученные им от других поставщиков и установленные производителем ремонта на комплектную продукцию, переданную заказчику. В последнем случае ответственность производителя ремонта ограничена гарантийным ресурсом комплектного изделия авиационной техники.

Устанавливаются следующие сроки осуществления гарантийных обязательств производителя ремонта (если иное не определено соглашением сторон):

— предельный срок прибытия представителя производителя ремонта по телеграфному вызову заказчика [исчисляется с момента вручения адресату телеграммы о вызове (с уведомлением о вручении)] — 4 суток с добавлением времени на проезд (полет) рейсовым транспортом в пункт, указанный заказчиком;

— срок восстановления гарантийной АТ и АТ, вышедшей из гарантии (исчисляется с момента прибытия представителя производителя ремонта к заказчику) — 5 суток (срок действителен для гарантийной АТ и для АТ, вышедшей из гарантии).

Глава 15. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

15.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

15.1.1. Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования.

В состав задач эксплуатационного обеспечения надежности АТ, основу которого составляет ТОиР, входят:

— статистический, инженерный и технико-экономический анализ надежности АТ, находящейся в эксплуатации;

— разработка технических требований по надежности проектируемых изделий АТ и оценка соответствия, надежности изделий, поступающих на эксплуатацию, техническим условиям;

— обоснование и предъявление требований к промышленности по совершенствованию АТ, оценка эффективности ее доработок;

— изучение влияния условий и особенностей эксплуатации на надежность АТ, разработка и осуществление мероприятий по уменьшению отрицательного их воздействия на параметры конкретных изделий;

— предъявление производителям и поставщикам АТ рекламаций при ее несоответствии установленным требованиям (параметрам);

— подготовка обоснований по изменению ресурсов АТ и совершенствованию режимов ТЭ и технического обслуживания.

15.1.2. Распределение функций и ответственности за организацию и проведение работ по статистическому, инженерному и технико-экономическому анализу надежности АТ устанавливается документами авиапредприятия.

В типовом случае функции анализа являются составной частью деятельности специалистов подразделений ИАС, обеспечивающих ТЭ авиационной техники. На постоянной основе проведение работ по сбору, учету, обработке и анализу информации по надежности АТ поручают специализированному подразделению авиапредприятия или группам подготовленных специалистов.

15.1.3. Руководители авиапредприятий и подразделений, обеспечивающих ТЭ авиационной техники, обязаны (в пределах конкретной служебной компетенции) организовать четкую и скоординированную работу по всему комплексу вопросов обеспечения надежности приписной и транзитной АТ, разрабатывать и осуществлять эффективные мероприятия по развитию производственно-технической базы и совершенствованию процессов ее функционирования, устранению и предупреждению недостатков технического состояния АТ, качества выполняемых работ.

15.2. АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

15.2.1. При статистическом анализе надежности АТ используется установленная нормативными документами номенклатура ее показателей, их фактические, нормативные и контрольные значения.

Фактические значения показателей надежности АТ определяют в соответствии с утвержденными ГОУВТ методиками, на основе учитываемой информации об отказах, неисправностях и повреждениях.

Нормативные значения показателей надежности устанавливаются техническими требованиями на разработку АТ, их включают в ЭД и технические условия на поставку авиационной техники.

Контрольные значения показателей надежности задаются ГОУВТ по согласованию с организациями промышленности, включаются в ЭД и служат для определения тенденций и степени изменения надежности АТ в конкретных условиях эксплуатации. При статистическом анализе надежности сравнивают фактические значения показателей надежности с нормативными или контрольными, определяя влияние эксплуатационных факторов на динамику технического состояния АТ и ее надежности.

15.2.2. Инженерный анализ надежности АТ имеет целью определение причин отказов, неисправностей и повреждений, степени их влияния на работоспособность изделий и систем, а также последствий, к которым они могут приводить. Результатом анализа должны быть конкретные предложения и мероприятия по предупреждению отказов, неисправностей и повреждений авиационной техники.

15.2.3. Технико-экономический анализ надежности АТ имеет целью оценку экономических последствий отказов, неисправностей и повреждений, уменьшение соответствующих материальных и финансовых потерь, обоснование имущественных и иных претензий к поставщикам АТ, определение приемлемых условий приобретения и использования АТ и т.п. Необходимость данного анализа и технология его проведения определяются авиапредприятием.

15.2.4. Анализ надежности АТ должен быть направлен:

— на выявление эксплуатационных недостатков, которые могут быть устранены эксплуатантом самостоятельно;

— на выявление недостатков конструктивно-производственного происхождения, по которым необходимо предъявлять требования разработчикам, изготовителям и поставщикам авиационной техники;

— на выявление недостатков ЭД и используемых при эксплуатации АТ наземных технических средств;

— на определение экономических последствий недостатков АТ, связанных с надежностью;

— на определение эффективности проводимых мероприятий по устранению недостатков АТ и ее эксплуатации, по обеспечению и повышению надежности всего комплекса объектов АТ и вспомогательных технических средств.

В типовом случае анализ надежности должен содержать систематизированные материалы:

— о повторных, опасных отказах, неисправностях и повреждениях;

— о всех происшествиях и инцидентах с ВС каждого типа;

— о задержках отправлений и отстранений ВС от полетов, связанных с отказами, неисправностями и повреждениями АТ;

— о ресурсном состоянии ВС и наименее надежных их компонентов;

— о показателях надежности, предусмотренных соответствующей нормативной документацией и соглашениями с получателями информации;

— о выполнении требований, предъявленных поставщикам АТ, эффективности принятых мер по обеспечению надежности конкретных объектов.

В состав аналитических материалов включаются также рекомендуемые по результатам анализа мероприятия.

15.2.5. В типовом случае при анализе надежности АТ в авиапредприятиях выполняют следующие работы:

— регистрацию, сбор, учет и обработку первичной информации об отказах и неисправностях;

— расчет по действующим методикам фактических значений показателей надежности изделий;

— оценку влияния имеющихся недостатков на безопасность полетов;

— разработку предложений и мероприятий по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

15.2.6. Выявляемые отказы и неисправности АТ регистрируются в бортовых журналах, картах-нарядах, ведомостях дефектов, в других документах и носителях информации.

15.2.7. При выявлении на АТ опасных отказов и неисправностей исполнители и непосредственные руководители работ ТО обязаны принимать оперативные меры по их устранению и информировать вышестоящих руководителей, которые в типовом случае должны обеспечить проведение комплекса мероприятий, имеющих целью:

— установить причины дефекта;

— определить технологическое решение по устранению дефекта;

— сообщить оперативную информацию о дефекте в профильное подразделение ГОУВТ, специалистам других подразделений ИАС, при необходимости — летному составу авиапредприятия и представителю поставщика, а также произвести регистрацию информации в установленном порядке;

— осуществить профилактический осмотр аналогичных дефектному объектов на всех приписных и транзитных ВС авиапредприятия.

15.2.8. Для авиапредприятий и организаций ГА решениями ГОУВТ устанавливается единый формат минимально необходимой информации о конкретных неисправностях АТ, определяется порядок ее обработки, хранения и адресации обязательным получателям.

15.2.9. Периодичность проведения авиапредприятиями итоговых анализов надежности используемой АТ, их методика, объем и формы представления определяются решениями ГОУВТ.

В типовом случае при анализе надежности используют:

— информацию о зарегистрированных неисправностях АТ;

— материалы различных организаций по исследованию отказавших изделий;

— информацию о неисправностях из бортовых журналов, карт-нарядов и ведомостей дефектов.

15.2.10. Проведение обобщающего (отраслевого) анализа надежности АТ, ее влияния на безопасность и регулярность полетов ВС, его периодичность и организация-исполнитель, состав получателей анализа определяются решениями ГОУВТ.

В ГОУВТ представляется информация о надежности АТ, необходимая для решения следующих общеотраслевых задач:

— оценка сохранения уровня летной годности ВС в процессе их эксплуатации;

— нормирование надежности АТ и оценка фактического ее состояния;

— проведение отраслевых мероприятий по повышению надежности АТ, безопасности и регулярности полетов;

— предъявление требований к производителям АТ по обеспечению ее надежности и снижению эксплуатационных затрат;

— оценка эффективности доработок;

— разработка требований по сертификации ВС, авиапредприятий и лицензированию подконтрольных видов деятельности.

15.2.11. В типовом случае в авиапредприятиях хранят следующую информацию и документацию о надежности авиационной техники:

— первичную информацию о неисправностях АТ, зарегистрированную в соответствии с единым форматом;

— материалы проводимых авиапредприятием анализов надежности;

— внутренние документы авиапредприятия по различным вопросам обеспечения надежности АТ;

— бюллетени по доработкам и проверкам АТ, материалы по рекламационно-претензионной работе;

— директивные материалы и переписку по вопросам надежности АТ с различными организациями;

— официальную информацию по надежности, полученную от других организаций.

15.3. РЕКЛАМАЦИОННО-ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА

15.3.1. Рекламационно-претензионная работа имеет целью повышение качества разработки, изготовления и ремонта АТ, материальное осуществление ответственности производителей и поставщиков за недостатки их продукции путем ее восстановления, замены, возмещения потребителю (владельцу АТ) причиненных убытков, в порядке, определяемом договором сторон и соответствующими нормативными документами.

Состав должностных лиц авиапредприятия, ответственных за организацию и проведение рекламационно-претензионной работы по АТ, определяется документами авиапредприятия.

15.3.2. Рекламации предъявляются владельцем АТ ее поставщику (изготовителю, подрядчику) в период действия гарантийных обязательств при:

— несоответствии произведенных поставщиком (изготовителем, подрядчиком) работ и услуг, поставленной продукции (параметров технического состояния и функционирования, долговечности), ее комплектации, тары, упаковки, консервации, маркировки установленным гарантиям, требованиям стандартов, технических условий и договоров;

— невыполнении на АТ в установленные сроки доработок.

15.3.3. Предъявление рекламаций оформляют рекламационным актом в порядке, определяемом нормативными документами по данному вопросу.

15.3.4. При невозможности определения причин дефектности продукции на месте предъявления рекламации или при разногласиях сторон в определении указанных причин дефектные изделия направляются их владельцем на исследование в организацию, имеющую соответствующие полномочия, что отмечается в рекламационном акте.

В типовом случае заключение организации, проводящей исследование дефектного изделия, должно содержать четкое указание причин дефектности (без ссылок на предположительный характер их происхождения).

15.4. ДОРАБОТКИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

15.4.1. Доработки АТ проводят в целях ее модернизации и устранения конструктивных и производственных недостатков. Их выполняют по бюллетеням, введенным в действие ГОУВТ. Выполнять работы на АТ по бюллетеням, не введенным в действие ГОУВТ, запрещается.

Допускается по согласованию с ГОУВТ выполнять работы, связанные с устранением недостатков аварийного характера, по документации предприятия-разработчика и (или) завода-изготовителя, согласованной с представителем заказчика и утвержденной ГОУВТ, с последующим обязательным выпуском бюллетеня.

15.4.2. В типовом случае на АТ, находящейся в ремонте, должны быть произведены все доработки по действующим бюллетеням, если задаваемые ими сроки выполнения истекают к моменту выхода АТ из ремонта. Отступления от указанного порядка не допускаются, если иное в конкретном случае не оговаривается в индивидуальном совместном решении сторон [ГОУВТ, разработчик (изготовитель) АТ, владелец АТ, ремонтное предприятие].

15.4.3. Имущество, необходимое для выполнения работ по бюллетеням, направленным на устранение конструктивных и производственных недостатков, поставляет завод-изготовитель.

При получении извещения об отправке заводом-изготовителем имущества для доработок авиапредприятие обеспечивает его получение и вызов заводской бригады для производства работ.

15.4.4. Доработки АТ выполняют специалисты организаций, указываемых в бюллетенях. Место производства работ (производственная база) также оговаривается в бюллетенях.

Доработки АТ, выполняемые заводами в местах ее базирования, осуществляют в соответствии с планом-графиком исполнителя доработок, согласованным с владельцем АТ не менее чем за месяц до начала работ.

15.4.5. Специалисты организаций, выполняющих доработки АТ в авиапредприятии ГА, допускаются к производству работ при наличии бюллетеня, введенного в действие ГОУВТ, задания командирующей организации на выполнение бюллетеня, полного комплекта имущества, предусмотренного бюллетенем.

Работу бригады по доработкам организует ее руководитель.

15.4.6. Руководители организаций, в которых производятся доработки, обязаны содействовать работе выполняющих доработки АТ специалистов.

15.4.7. Организация, производящая доработки, несет ответственность за своевременность доработок, их полноту, качество и осуществление контроля за выполняемыми работами.

В авиапредприятии приемку завершенных доработок от специалистов других организаций осуществляют представители авиапредприятия, состав которых определяется документом авиапредприятия.

15.4.8. При доработках АТ специалистами авиапредприятия исполнители работ должны иметь соответствующую подготовку и допуск к их выполнению. Наблюдение за ходом работ и их приемку осуществляют специалисты, ответственные за контроль качества. В типовом случае началу доработок должно предшествовать:

— изучение исполнителями работ содержания бюллетеня (указания), технологии его выполнения, освоение необходимых практических навыков;

— комплектация необходимого имущества, инструмента, приспособлений, СНО и контрольно-измерительных средств;

— проверка готовности к производству работ.

15.4.9. О выполненных доработках записывают в формуляре ВС, двигателя или в паспорте (этикетке) изделия.

За выполнение доработки АТ в авиапредприятии в формуляре (паспорте, этикетке) расписываются руководитель бригады, выполнявшей работы, и представитель авиапредприятия, принявший завершенную доработку.

15.4.10. В типовом случае планирование, учет и контроль выполнения доработок и отчетность по ним в авиапредприятии осуществляют в следующем порядке:

— составляют план-график работ по бюллетеням (план-график доработок составляет организация-исполнитель доработок и согласовывает его с владельцем ВС);

— контролируют поступление имущества для выполнения доработок;

— ведут учет выполнения доработок АТ;

— представляют отчет о выполнении плана-графика доработок (периодичность представления отчета и адресаты-получатели определяется отдельным решением ГОУВТ).

Контроль за ходом доработок АТ осуществляют авиапредприятие (владелец АТ) и профильное подразделение ГОУВТ.

Глава 16. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

16.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

16.1.1. Планирование производственной деятельности АТБ (включая финансово-экономические вопросы, нормирование труда, самодеятельные формы технического творчества, анализ и отчетность по указанным вопросам) входит в состав функций авиапредприятия, отнесенных законодательством к компетенции субъекта хозяйствования (юридического лица).

Регламентация указанной деятельности для авиапредприятия и его структурных подразделений устанавливается документами авиапредприятия, которые должны соответствовать требованиям действующего законодательства, нормативным актам ГОУВТ, отражать специфику осуществляемой деятельности, обеспечивать достаточные условия для правильного, своевременного и полного выполнения всего комплекса мероприятий ТОиР и обеспечивающих их процессов.

Источник

Оцените статью