- Книга: Башенные краны
- Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
- § 88. Система технического обслуживания и ремонта кранов
- Книга: Башенные краны
- Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
- § 82. Техническая документация по эксплуатации крана
- «Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации башенных кранов. РД 10-93-95» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.1995 N 28)
Книга: Башенные краны
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
§ 88. Система технического обслуживания и ремонта кранов
Комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке, для обеспечения работоспособности и исправности башенных кранов в течение всего срока их службы называется системой планово-предупредительного ремонта ППР. Система называется плановой потому, что все ее мероприятия осуществляются по заранее разработанному плану, и предупредительной — потому, что входящие в нее мероприятия носят профилактический характер.
Система ППР включает в себя работы по техническому обслуживанию и ремонту машин, для производства которых после отработки установленного нарядом количества часов краны останавливают на 1—2 смены. При этом под техническим обслуживанием крана понимается комплекс работ для поддержания его работоспособности в условиях эксплуатации. Под ремонтом крана понимается комплекс работ по восстановлению исправности и работоспособности крана, т. е. устранение повреждений и причин отказов.
Наиболее прогрессивный метод при проведении различных видов ремонта — это метод агрегатно-узлового ремонта. При этом методе требующие ремонта сборочные единицы и агрегаты снимают с крана и заменяют заранее отремонтированными или новыми. Внедрение Метода агрегатно-узлового ремонта возможно в том случае, когда на ремонтном предприятии создан оборотный фонд сборочных единиц и агрегатов. Этот метод позволяет сократить время пребывания кранов в ремонте и улучшить его качество.
Техническое обслуживание крана производят строго в соответствии с графиком, ремонт — при возникновении потребности. В процессе использования крана проводятся: ежесменное техническое обслуживание ЕО, выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены; плановое техническое обслуживание ТО, выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводами-изготовителями величины наработки; сезонное техническое обслуживание СО, выполняемое два раза в год при подготовке крана к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).
В состав ЕО входит смазывание крана, контрольный осмотр регулирование механизмов, системы управления, ограничителей и т. д. Эти работы выполняет машинист за счет сменного рабочего времени При ТО производят очистку, мойку, осмотр и контроль технического состояния механизмов, приборов безопасности, систем управления и канатов, опробование действия отдельных сборочных единиц и кран в целом, замену и восстановление изношенных деталей.
Различают два вида плановых технических обслуживании башенных кранов — ТО-1 и ТО-2, отличающихся между собой периодичностью и составом работ. Каждый вид последующего технического обслуживания включает работы предыдущего. При ТО-1 выполняют работы ЕО и добавляется ряд операций (смазывание, регулирование); ТО-2 включает ЕО и ТО-1 с добавлением ряда операций, характерных только для ТО-2 (в частности, проверку состояния редукторов, проверку электрооборудования с заменой легкодоступных элементов).
ТО-1 и ТО-2 проводят, как правило, во внесменное время или в дни отдыха строительной организации.
Технические обслуживания должны проводить в строгом соответствии со сроками, установленными месячным планом-графиком технического обслуживания и ремонта, специализированные бригады (звенья) участков планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. В состав бригад (звеньев) на период проведения работ могут включаться и машинисты башенного крана.
Установлено два вида плановых ремонтов: текущий Т и капитальный К- Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации. При ремонте устанавливают неисправности в узлах и механизмах, возникшие в процессе работы крана, заменяют или ремонтируют отдельные детали со снятием или без снятия узлов с крана, а также заменяют агрегаты, требующие капитального ремонта, на новые или отремонтированные.
Текущий ремонт должен обеспечивать работоспособность крана до очередного планового вида ремонта. Текущий ремонт может выполняться в мастерских управлений механизации во время перебазирования крана с объекта на объект либо непосредственно на строительной площадке.
Текущий ремонт проводится бригадой (звеном) участка планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, в которую может быть включен и машинист башенного крана.
Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный или близкий к полному ресурс крана путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов) и деталей, включая базовые. При этом кран полностью разбирают, производят дефектовку крана и его сборочных единиц, ремонтируют изношенные агрегаты и сборочные единицы. Часть сборочных единиц и деталей заменяют новыми. После ремонта, как правило, должны быть восстановлены все первоначальные посадки в соединениях. Решение о проведении капитального ремонта крана принимается на основе результатов их осмотра комиссией, возглавляемой главным инженером или главным механиком организации, на балансе которой находится кран. Если на основании данных наружного осмотра и безразборной диагностики установлено, что кран сохранил определенный ресурс работоспособности, то комиссия должна дать разрешение на его дальнейшую эксплуатацию, установив дату проведения его очередного осмотра или ремонта. С этой целью составляют специальный акт.
Капитальный ремонт проводят централизованно на специализированных ремонтных или ремонтно-механических заводах.
Наряду с плановыми видами ремонтов существует аварийный ремонт, проводимый вне системы ППР для устранения последствий аварий.
В соответствии с «Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин» (1978 г.) составляют графики обслуживания н ремонта (рис. 161, а, б).
Рис. 161. Типовой график технических обслуживании и ремонта башенных кранов с грузовым моментом 250—1400 т-м: а — структура ремонтного цикла, б — структура цикла текущего ремонта ЦТ
Для кранов с грузовым моментом от 250 до 1400 т-м за полный ремонтный цикл, равный 14 400 ч, проводят 11 текущих ремонтов, 12 технических обслуживании ТО-2, 48 технических обслуживании ТО-1. Кроме того, ежегодно выполняют два сезонных технических обслуживания, не показанных на типовом графике.
Типовой график ремонтов башенных кранов с грузовым моментом до 250 т-м отличается тем, что продолжительность ремонтного цикла Ц г— 12 000 ч при сохранении циклов текущего ремонта Ц, — 1200 ч и технического обслуживания Цто — 200 и 600 ч.
Для кранов, прошедших капитальный ремонт, ремонтный цикл Ц уменьшается на 20% (т. е. вместо 14 400 ч — 12 000 ч), с сохранением Цт и Цт0.
По мере совершенствования конструкций башенных кранов структура их ремонта и технического обслуживания может изменяться поэтому нормативные сроки ремонтных циклов и периодов проведении ремонтов систематически пересматривают.
Источник
Книга: Башенные краны
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
§ 82. Техническая документация по эксплуатации крана
Башенный кран в соответствии с требованиями Правил Госгортех-надзора и стандартов единой системы конструкторской документации (ЕСКД) должен быть снабжен следующей эксплуатационной документацией: паспортом (ПС), техническим описанием и инструкцией по эксплуатации (ТО), инструкцией по монтажу (ИМ), поставляемыми заводом-изготовителем; крановым журналом, журналом приема и сдачи смен машинистами, производственной инструкцией, протоколом измерения сопротивления изоляции электропроводки, протоколом измерения сопротивления заземляющего устройства защитного заземления, журналом учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары, проектом организации работ (ПОР), приказом по организации о назначении лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов краном, перечнем грузов с указанием их массы, графическим изображением схем строповки грузов, обеспечиваемых эксплуатирующей организацией.
Паспорт крана прилагается к крану заводом-изготовителем. Паспорт состоит из двух частей. В первой части указывается разрешение на изготовление крана, выданное управлением Госгортех-надзора, завод-изготовитель, наименование крана, его заводской номер, тип крана, назначение, исполнение, дата изготовления, характеристика тормозов, электродвигателей, канатов, грузозахватных органов и т. п. В паспорте приводится полная характеристика крана, чертеж общего вида крана с указанием основных размеров, кинематические схемы всех механизмов, схемы запасовки канатов, принципиальная электрическая схема управления электродвигателями крана, включая цепи сигнализации и освещения, а также указания по выполнению защитного заземления. Помимо этого, дается характеристика наземного кранового пути с указанием ширины колеи, типа рельсов и шпал, а также сообщаются сведения об испытании крана; приведены сертификаты металла основных элементов крана и его канатов. Все перечисленные сведения обеспечивает завод-изготовитель.
Во второй части паспорта предусмотрены формы, используемые при эксплуатации крана и заполняемые владельцем. В эти формы заносят основные сведения о кране: его местонахождение; лицо, ответственное за содержание крана в исправном состоянии; данные о ремонте металлоконструкций и замене механизмов, канатов и грузозахватного крюка; запись результатов освидетельствования и сведения о регистрации крана. К паспорту прикладывают чертеж установки крана на строительной площадке с указанием основных размеров (проект организации работ — ПОР) и справку, подтверждающую, что крановый путь рассчитан на нагрузку от данного крана.
Листы паспорта должны быть пронумерованы и прошнурованы. Паспорт хранят в техническом отделе у владельцев крана и передают вместе с краном новому владельцу.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации — ТО прилагается к крану заводом-изготовителем. Оно состоит из двух разделов: часть I — техническое описание, часть II — эксплуатация крана. В первой части приведены: назначение и общее устройство крана; техническая характеристика крана; состав, устройство и работа деталей и механизмов, включая и электрооборудование; контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности; инструмент и принадлежности. Во вторую часть ТО включены разделы: общие указания; указания мер безопасности; подготовка крана к работе; порядок работы на кране; характерные неисправности и методы их устранения; техническое обслуживание; указания по текущему ремонту; правила хранения и консервации.
В приложении к инструкции ТО приводятся электрические схемы крана, чертежи железобетонных плит балласта и противовеса, чертежи звеньев специальных крановых путей (если такие необходимы), карта смазывания, допускаемые механические повреждения металлоконструкций крана, допуски на износ ответственных деталей механизмов, ведомость подшипников и манжетных уплотнений, свидетельство о консервации. Техническое описание и инструкцию по эксплуатации хранят на рабочем месте машиниста, для чего в кабине крана предусмотрен шкафчик. Машинист должен руководствоваться в своей работе этим документом.
Инструкция по монтажу ИМ состоит из следующих разделов: указания мер безопасности; подготовка крана к монтажу; монтаж крана; монтаж крана по узлам; наладка; пуск, регулирование и обкатка; сдача крана в эксплуатацию; демонтаж; перевозка крана; приложения. В приложении приводятся электрические схемы крана, включая монтажные, и журнал кабельной разводки.
Инструкция ИМ может храниться как на кране, так и в специальном подразделении, занимающемся перебазированием и монтажом кранов. Требования ИМ должны выполняться при монтаже и перебазировке крана.
Крановый журнал заводит организация — владелец крана. В нем отражается все, что связано с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом крана. Журнал является юридическим документом при разрешении вопросов, связанных с эксплуатацией, техническим состоянием и ремонтом крана, а также съемных грузозахватных приспособлений. В журнале указывается перечень лиц, ответственных за техническое состояние крана и его эксплуатацию; местонахождение крана; записывают сведения о ремонтных работах и осмотрах крана; учитывают наработку крана и его простои. В крановом журнале записывают сведения о состоянии заземления и крановых путей. Могут заноситься данные о съемных грузозахватных приспособлениях и таре (если нет для этого специального журнала).
Раздел журнала «Замечания о работе и техническом состоянии крана» заполняет машинист крана и лица, контролирующие его работу. Запись об устранении неисправности производят лица, устранившие неисправность.
Крановый журнал хранят в кабине крана вместе с инструкцией ТО, а при капитальном ремонте передают вместе с паспортом в ремонтную организацию.
Журнал приема и сдачи смен (вахтенный журнал) хранят также в кабине крана. Прежде чем приступить к работе, машинист знакомится с записями машиниста предыдущей смены, записывает результаты осмотра перед сменой и расписывается в приеме смены. По окончании работы машинист заносит в журнал замечания о неисправностях, проведенных работах по их устранению и обслуживанию, и расписывается в сдаче смены.
Производственную инструкцию выдает машинисту администрация организации, владеющей краном. В инструкции изложены основные положения безопасного производства работ краном и техники безопасности при эксплуатации и обслуживании крана. Инструкцию вывешивают в кабине крана. Кроме инструкции в кабине располагают таблицы массы элементов, с которыми предстоит работать на данной строительной площадке, и схемы строповки.
Источник
«Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации башенных кранов. РД 10-93-95» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.1995 N 28)
от 30 мая 1995 г. N 28
ДЛЯ КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ) ПО БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ БАШЕННЫХ КРАНОВ
1. Общие положения
1.1. Башенные краны применяются для ведения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ и являются сложными грузоподъемными машинами повышенной опасности, поэтому к управлению такими кранами и их обслуживанию допускаются только высококвалифицированные крановщики (машинисты) умеющие правильно действовать в сложных условиях при производстве строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
Далее по тексту — крановщик.
1.2. Согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов , для управления и обслуживания грузоподъемных машин владелец обязан назначить обученных и аттестованных крановщиков не моложе 18 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования. Крановщики башенных кранов должны иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.
Далее по тексту — Правила.
1.3. Подготовка и аттестация крановщиков должны проводиться в профессионально-технических училищах, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях и в организациях, располагающих соответствующей базой для теоретического и производственного обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора. Подготовка рабочих указанной специальности должна осуществляться по программе, разработанной учебным центром и согласованной с Госгортехнадзором России. Участие представителя органов госгортехнадзора в работе комиссии при аттестации крановщиков башенных кранов обязательно.
Аттестованным рабочим выдается удостоверение (форма удостоверения приведена в приложении 1 ) с фотокарточкой за подписью председателя комиссии и представителя органов госгортехнадзора. В удостоверении указывается тип крана, к управлению которым допущен крановщик. Это удостоверение крановщик должен иметь при себе во время работы. Допуск к работе крановщиков должен оформляться приказом владельца крана.
1.4. Крановщик, переводимый с крана одного типа на другой, например с мостового на башенный, должен быть перед назначением на должность обучен по соответствующей программе и аттестован в порядке, установленном Правилами. Обучение в этом случае может производиться по сокращенной программе, согласованной с органами госгортехнадзора.
При переводе крановщика с одного башенного крана на башенный кран другой модели (например, с крана КБ-405 на кран БК-1000) владелец крана обязан ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания этого крана и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков крановщик может быть допущен к самостоятельной работе на кране этой модели. Порядок проведения стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцем крана.
1.5. После перерыва в работе по специальности более одного года крановщик должен пройти проверку знаний в комиссии предприятия и при удовлетворительных результатах может быть допущен к стажировке для восстановления практических навыков.
Повторная проверка знаний крановщиков комиссией предприятия в объеме производственной инструкции должна проводиться:
периодически (не реже одного раза в 12 мес.);
при переходе на другое место работы;
по требованию инспектора госгортехнадзора или инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
Участие инспектора госгортехнадзора в повторной проверке знаний крановщиков не обязательно. Результаты аттестации и периодической проверки знаний крановщиков оформляются протоколом с отметкой в удостоверении.
1.6. Допуск к работе крановщиков должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана. Перед допуском к работе владелец обязан выдать крановщику (под роспись) производственную инструкцию по безопасной эксплуатации крана, утвержденную в установленном порядке. Инструкция разрабатывается владельцем на основании настоящей Типовой инструкции с учетом требований руководства по эксплуатации крана.
1.7. Обученный и имеющий на руках удостоверение на право управления и обслуживания крана крановщик должен знать:
1) производственную инструкцию, руководство по эксплуатации крана, а также параметры и техническую характеристику крана (грузоподъемность крана указана в паспорте и руководстве по эксплуатации и подразделяется на полезную, нетто, миди и брутто);
2) устройство крана, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
3) требования Правил устройства электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок, касающиеся профессии крановщика;
4) сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний (ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО);
5) сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана и его основных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров;
6) факторы, влияющие на устойчивость крана, и причины потери устойчивости;
7) ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана;
8) установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиком;
9) безопасные способы строповки и зацепки грузов;
10) правила безопасного перемещения грузов кранами;
11) требования, предъявляемые к крановым путям и их содержанию;
12) требования, предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям и таре;
13) проект производства строительно-монтажных работ и технологическую карту складирования грузов;
14) приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, способы оказания им первой помощи;
15) инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.
1.8. Крановщик должен иметь навыки, необходимые для управления механизмами крана и ухода за ним.
1.9. Крановщик обязан координировать работу стропальщиков и следить за действиями прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика, не допуская при этом нарушения производственных инструкций.
2. Обязанности крановщика перед началом работы крана
2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале (форма журнала приведена в приложении 2 ), проектом производства работ, произвести приемку крана и убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.
Для этого крановщик должен:
1) осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;
2) проверить наличие и исправность ограждений механизмов и электрооборудования, наличие в кабине диэлектрических ковриков;
3) проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;
4) осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана (башню, стрелу, портал) и соединения отдельных секций башни, стрелы и элементов их подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.д.);
5) осмотреть в доступных местах канаты и их крепление на барабане, стреле и в других местах, обращая внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов, а в зимний период — на отсутствие примерзания грузового и стрелового канатов;
6) осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;
7) проверить комплектность противовеса и надежность крепления его элементов;
8) проверить наличие приборов и устройств безопасности на кране: концевых выключателей, ограничителя грузоподъемности, анемометра, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, сигнального прибора, аварийного рубильника и др.;
9) проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
10) проверить наличие пломбы и замка на защитной панели;
11) осмотреть крановые пути и тупиковые упоры;
12) осмотреть гибкий токоведущий кабель, а также заземляющие проводники;
13) проверить наличие проходов (шириной не менее 700 мм) между краном и строящимся зданием и другими сооружениями на всем пути передвижения крана.
2.2. Крановщик обязан совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, соответствие их массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
2.3. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену; для осмотра крана его владелец должен выделить крановщику необходимое время.
2.4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах и при отключенном рубильнике в кабине, осмотр токоведущего кабеля — при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран.
2.5. При осмотре крана в случае необходимости крановщик должен пользоваться переносной лампой напряжением не выше 12 В.
2.6. Перед пуском крана крановщик должен включать рубильник в кабине, лишь убедившись, что на кране никого нет, а штурвалы и рукоятки контроллеров находятся в нулевом положении.
2.7. После осмотра крана перед пуском его в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:
1) механизмов крана и электрической аппаратуры;
3) приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране (исправность действия ограничителя грузоподъемности проверяется путем подъема краном контрольных грузов в начале каждой смены или в сроки, установленные руководством по эксплуатации крана или владельцем крана, и в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ кранами). О результатах проверки должна быть сделана соответствующая запись в вахтенном журнале;
4) нулевой блокировки магнитных контроллеров;
5) радиопереговорной связи.
2.8. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, не приступая к работе, должен сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
2.9. Крановщик не должен приступать к работе на неисправном кране, если:
1) имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болты в местах разъемных стыков;
2) в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и др.) имеются трещины, отсутствуют шплинты;
3) повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблено крепление;
4) стреловой или грузовой канат имеет число обрывов или износ, превышающие норму, установленную руководством по эксплуатации крана, а также оборванную прядь или местное повреждение;
5) механизмы подъема груза, стрелы, передвижения или поворота крана имеют дефекты;
6) детали тормозов механизмов крана имеют повреждения;
7) уменьшена масса противовеса или балласта;
8) износ крюка в зеве превышает 10% первоначальной высоты сечения, неисправно устройство, замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;
9) неисправны или отсутствуют концевые выключатели механизмов подъема груза, стрелы и передвижения крана, указатель грузоподъемности, ограничитель грузоподъемности, анемометр или сигнальный прибор;
10) повреждены канатные блоки и полиспасты;
11) отсутствуют ограждения механизмов или голых токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;
12) неисправны крановые пути;
13) повреждены или отсутствуют противоугонные устройства;
14) площадка для установки крана не соответствует проекту производства работ;
15) истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра.
2.10. Для устранения неисправностей электрооборудования, подключения крана к источнику питания, замены плавких предохранителей, подключения отопительных приборов крановщик должен вызвать электромонтера. Выполнять эти работы крановщику запрещается.
2.11. Крановщик должен проверить наличие удостоверения на право строповки грузов и отличительного знака у стропальщика, впервые приступившего к работе с ним. Если для строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика, крановщик не должен приступать к работе.
2.12. Крановщик должен убедиться в достаточной освещенности рабочей площадки в зоне действия крана. При недостаточном освещении, сильном снегопаде или тумане крановщик, не приступая к работе, должен сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.
2.13. Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и опробования крана и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступить к работе.
3. Обязанности крановщика во время работы крана
3.1. При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкцией, а также проектом производства работ и технологическими картами.
3.2. Во время работы механизмов крана крановщик не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.3. Крановщик не должен допускать посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление краном без разрешения инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
3.4. При наличии на кране стажера ни крановщик, ни стажер не должны выходить из кабины даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране; в случае ухода крановщика управлять краном стажеру не разрешается.
3.5. Подниматься на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, поворота и подъема не разрешается.
3.6. При внезапном прекращении электропитания крана или при остановке крана по другим причинам крановщик должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине. Если в этом случае груз остался в поднятом положении, крановщик обязан через стропальщика или других рабочих вызвать лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и в его присутствии опустить груз путем ручного растормаживания. При этом до прихода указанного ответственного лица крановщик не должен допускать нахождения людей под поднятым грузом.
3.7. Если в работе механизмов был перерыв (остановка), то перед их включением крановщик должен подать предупредительный звуковой сигнал.
3.8. Прежде чем осуществлять какое-либо движение краном, крановщик обязан убедиться в том, что стажер находится в безопасном месте, а в зоне работы крана нет посторонних людей.
3.9. Крановщику не разрешается производить изменение вылета во время строповки (зацепки) груза и при его освобождении.
3.10. Крановщик может производить совмещение движений (операций) краном только в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана; при этом не допускается одновременное включение механизмов.
3.11. Включение и остановку механизмов крана крановщик должен производить плавно, без рывков. Быстрое опускание груза, а также его спуск путем принудительного растормаживания запрещается, за исключением случая, указанного в п. 3.6.
3.12. Крановщик не должен производить перевод с прямого хода на обратный до полной остановки механизмов, за исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
3.13. Подход крана к концевым выключателям или отключающим их устройствам должен осуществляться только на пониженной скорости. Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения механизмов не разрешается.
3.14. Крановщику запрещается выводить из действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители высоты подъема и грузоподъемности, электрическую защиту и т.п.), а также производить работу краном при их неисправности.
3.15. Во время подъема стрелы крановщик должен следить, чтобы она не поднялась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.
3.16. При необходимости перемещения грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные и служебные помещения, где находятся люди, крановщик может приступить к работе только после получения письменного распоряжения администрации строительства (предприятия) и ознакомления с мероприятиями, обеспечивающими безопасное выполнение работ. Производить работы в этом случае крановщик должен под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
3.17. Не разрешается производить подъем, опускание и перемещение груза при нахождении людей под грузом. В исключительных случаях, когда выполнить это требование невозможно, перемещать груз можно лишь по письменному разрешению администрации строительства (предприятия) после принятия необходимых мер безопасности и ознакомления с ними крановщиков, стропальщиков и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.
3.18. Совместная работа по перемещению груза двумя или несколькими кранами может быть допущена лишь в отдельных случаях и должна осуществляться в соответствии с проектом производства работ или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также другие указания по безопасному перемещению груза.
3.19. При перемещении грузов крановщик должен руководствоваться следующими правилами:
1) работать краном следует только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подаст сигнал, действуя вопреки инструкции, то крановщик по такому сигналу не должен производить требуемого маневра крана. За повреждения, причиненные действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность как крановщик, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиком и крановщиком должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал «Стоп» крановщик обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
2) необходимо определять по указателю грузоподъемность крана для каждого вылета;
3) перед подъемом груза следует предупредить стропальщика и всех находящихся около крана лиц о необходимости их ухода из зоны перемещения груза, зоны возможного падения груза и опускания стрелы. Перемещение груза можно производить только при отсутствии людей в зоне работы крана. Указанное требование крановщик должен выполнять также при подъеме и перемещении грейфера. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки. При работе крана людям запрещается находиться рядом с его платформой, а также выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатыми между поворотной и неповоротной частями крана;
4) при загрузке и разгрузке вагонеток, автомашин и прицепов к ним, железнодорожных полувагонов и других транспортных средств работа крана разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем крановщик должен предварительно убедиться;
5) устанавливать крюк подъемного механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната;
6) при подъеме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего производить подъем груза на нужную высоту;
7) при подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не более 500 мм;
8) перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
9) при перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за вагоны, стены, колонны и другие сооружения. Укладку груза в полувагоны, на платформы и в вагонетки, а также снятие его следует производить, не нарушая равновесие полувагонов, вагонеток и платформ;
10) перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, их прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ;
11) перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует предварительно убедиться путем опускания свободного (ненагруженного) крюка и осмотра грузовой лебедки в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
12) укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
13) необходимо внимательно следить за канатами и в случае спадания их с барабанов или блоков, образования петель или при обнаружении повреждений каната временно прекратить работу крана;
14) при одновременном действии нескольких башенных кранов на одном крановом пути во избежание их столкновения крановщики должны соблюдать меры безопасности, изложенные в проекте производства работ или технологической карте;
15) при наличии у крана двух механизмов подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма должен быть всегда поднят в наивысшее положение;
16) строповка грузов должна производиться в соответствии со схемой строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°;
17) перемещение грузов грейфером может производиться только при выполнении требований, изложенных в руководстве по эксплуатации крана. Особое внимание необходимо уделять следующим требованиям:
опасная зона работы крана должна быть обозначена и ограждена;
работы должны производиться при отсутствии в зоне действия крана людей; подсобные рабочие могут допускаться к выполнению своих обязанностей только во время перерыва в работе крана после того, как грейфер будет опущен на землю;
перемещение сыпучих и кусковых материалов разрешается при условии, что размер кусков не превышает 500 мм, а насыпная масса — величину, установленную для данного грейфера;
перевалка штучного груза допускается только специальным грейфером;
18) при работе крана с крюком или подъемным электромагнитом опускание груза, электромагнита или стрелы необходимо производить только двигателем;
19) опускать перемещаемый груз разрешается только на предусмотренное проектом производства работ или технологической картой место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки. Укладку и разборку грузов следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
20) кантовка грузов кранами может производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается по разработанной технологии, в которой должны быть отражены последовательность выполнения операций, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работ.
3.20. Крановщику запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной части его или у механизмов находятся люди (за исключением случаев осмотра крана лицом, ведущим регулярное наблюдение за ним; при таком осмотре крановщик может включать механизмы только по сигналу лица, производящего осмотр).
3.21. При производстве работ крановщику запрещается:
1) перемещать груз, застропованный рабочими, не имеющими прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм; в этих случаях крановщик должен прекратить работу краном и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
2) производить погрузку и разгрузку грузов краном при отсутствии схем их правильной обвязки и зацепки;
3) поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета; если крановщик не знает массы груза, то он должен получить сведения (в письменном виде) о массе груза от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
4) подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана при косом направлении канатов;
5) отрывать крюком груз, засыпанный или примерзший к земле, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз с целью отрыва;
6) освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи и т.п.);
7) поднимать железобетонные и бетонные изделия, не имеющие маркировки массы;
8) поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный или находящийся в неустойчивом положении груз, а также груз в таре, заполненной выше бортов;
9) поднимать кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах без ограждения; это разрешается только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, их прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ;
10) подавать материалы в оконные и дверные проемы, если они не имеют приемных площадок, а также на балконы;
11) укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса или траншеи;
12) укладывать груз на леса или перекрытия без письменного разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
13) поднимать людей или груз с находящимися на нем людьми, а также груз, выравниваемый массой людей или поддерживаемый руками;
14) производить монтаж, демонтаж или ремонт кранового пути при помощи крана, на котором он установлен;
15) передавать управление краном лицам, не имеющим прав на управление краном, и крановщикам, не назначенным приказом по предприятию, а также допускать к самостоятельному управлению краном учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;
16) производить погрузку грузов в автомашину и разгрузку их при нахождении водителя или других людей в кабине;
17) производить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе;
18) опускать стрелу с грузом до вылета, на котором грузоподъемность крана будет меньше массы поднимаемого груза;
19) поднимать баллоны со сжатыми и сжиженными газами, не уложенные в специальные контейнеры;
20) оставлять на площадках и механизмах крана инструменты, детали, посторонние предметы и т.п.
3.22. Крановщик обязан опустить груз, прекратить работу крана и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, в случае возникновения неисправностей, указанных в п. 2.9, а также при:
1) поломке механизмов или металлоконструкций крана;
2) появлении напряжения на корпусе электродвигателя, контроллера, кожухе аппаратов, крюке или металлических конструкциях крана;
3) закручивании канатов грузового полиспаста;
4) возможном касании противовесом при повороте крана выступающих частей здания, лесов или других сооружений;
5) обнаружении неисправности кранового пути;
6) недостаточном освещении места работы крана, сильном снегопаде или тумане, а также при плохой видимости сигналов стропальщика или перемещаемого груза;
7) понижении температуры воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте крана;
8) приближении грозы, сильного ветра, скорость которого превышает допустимую, указанную в паспорте крана (при этом следует также принять меры против угона крана ветром);
9) ложном срабатывании электрической, тепловой или другой защиты крана, а также приборов безопасности.
4. Обязанности крановщика в аварийных ситуациях
4.1. При потере устойчивости крана (из-за неисправности кранового пути, поломки осей колес и других элементов крана, перегрузки и т.п.) крановщик должен немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю, площадку или перекрытие и установить причину аварийной ситуации.
4.2. Если все элементы крана (металлоконструкции и др.) оказались под напряжением, крановщик должен предупредить работающих об опасности, самому принять меры личной безопасности от поражения электрическим током и через других работающих сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, для принятия мер по отключению крана от питающей сети.
4.3. При возникновении на кране пожара крановщик обязан немедленно прекратить работу, отключить рубильник питающей сети, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.
4.4. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) крановщик должен прекратить работу, опустить груз на землю, площадку или перекрытие, покинуть кран и уйти в безопасное место.
4.5. При угоне крана ветром крановщик должен принять меры к его остановке в соответствии с руководством по эксплуатации крана (применение противовключения и др.), отключить электропитание, покинуть кран и закрепить его всеми имеющимися противоугонными устройствами, в том числе используя специальные башмаки.
4.6. При возникновении других аварийных ситуаций крановщик должен выполнить требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.
4.7. Если во время работы крана имели место авария или несчастный случай, то крановщик должен немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
4.8. Обо всех аварийных ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
5. Обязанности крановщика по окончании работы крана
5.1. По окончании работы крановщик обязан:
1) опустить груз (грейфер) на землю и поднять крюк, освобожденный от стропов, в верхнее положение;
2) установить стрелу в положение, указанное в руководстве по эксплуатации крана;
3) поставить кран в предназначенное для стоянки место;
4) выключить рубильник в кабине;
5) закрыть окна в кабине и запереть дверь на замок;
6) выключить рубильник на подключательном пункте и запереть последний на замок;
7) укрепить кран всеми противоугонными захватами;
8) занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана и сообщить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
5.2. При работе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить сменщику обо всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.
6. Обслуживание крана и уход за ним
6.1. При обслуживании крана крановщик должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.
6.2. Крановщик обязан:
1) содержать механизмы и оборудование крана в чистоте и исправности;
2) своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов;
3) хранить смазочный и обтирочный материал в закрытой металлической таре, удалять с крана использованный обтирочный материал;
4) не оставлять на кране инструменты, спецодежду и другие предметы;
5) содержать кабину крана (рабочее место) в чистоте.
6.3. Если при обслуживании крана выявлены неисправности, крановщик должен подать заявку на их устранение инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
6.4. При проведении обслуживания кран должен быть обесточен, рубильник выключен и заперт на замок.
Крановщик башенного крана несет ответственность за нарушение требований производственной инструкции и руководства по эксплуатации крана в установленном законодательством порядке.
Источник