- Приложение N 58. Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм
- ГАРАНТ:
- Приложение N 58. Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм
- ГАРАНТ:
- Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар (с изменениями)
- Оглавление
- ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСМОТРУ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, РЕМОНТУ И ФОРМИРОВАНИЮ ВАГОННЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОЛЕСНЫХ ПАРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ
- 3. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР
- 3.1. Основные положения
- 3.2 Осмотр колесных пар под вагонами
- 3.3. Обыкновенное освидетельствование колесных пар
- 3.4. Полное освидетельствование колесных пар
- 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Приложение N 58. Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГАРАНТ:
О внесении изменений в приложение 58 см. протокол шестьдесят четвертого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (Тбилиси, 18-19 мая 2016 г.), протокол шестьдесят пятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (Таллин, 26-27 октября 2016 г.), протокол шестьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (Рига, 19-20 октября 2017 г.)
Текст приложения приводится без учета названных изменений
Настоящее приложение введено в действие с 1 января 2016 г.
Приложение N 58
Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества
Руководящий документ
по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм*
(утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Протокол от «4-5» ноября 2015 г. N 63)
* Рассылается железнодорожным администрациям, участвующим в финансировании
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Приложение N 58. Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГАРАНТ:
О внесении изменений в приложение 58 см. протокол шестьдесят четвертого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (Тбилиси, 18-19 мая 2016 г.), протокол шестьдесят пятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (Таллин, 26-27 октября 2016 г.), протокол шестьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (Рига, 19-20 октября 2017 г.)
Текст приложения приводится без учета названных изменений
Настоящее приложение введено в действие с 1 января 2016 г.
Приложение N 58
Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества
Руководящий документ
по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм*
(утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Протокол от «4-5» ноября 2015 г. N 63)
* Рассылается железнодорожным администрациям, участвующим в финансировании
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар (с изменениями)
Оглавление
Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар (с изменениями)
Вид документа:
Инструкция МПС России
Принявший орган: МПС России
Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 1 января 2006 г.
Опубликован:
- Как нас найти
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2001 года) (фактически утратил силу) Приказ МПС России
- Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками. 3-ЦВРК Информационный материал
- ГОСТ 30272-96 (ИСО 1005-3-82) Оси черновые (заготовки профильные) для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия (с Изменением N 1) (не действует на территории РФ) ГОСТ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСМОТРУ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, РЕМОНТУ И ФОРМИРОВАНИЮ ВАГОННЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР
Дата введения 2006-01-01
(с изменениями)
Утверждена МПС России от 20 июня 2003 г. N ЦВ-944
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар (далее настоящая инструкция) распространяется на колесные пары вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм (за исключением колесных пар специальных вагонов, а также моторных и прицепных вагонов электро- и дизель-поездов), эксплуатируемых в поездах со скоростями движения не выше: пассажирские — 160 км/ч; грузовые при нагрузке от оси на рельсы не более 230,3 кН (23,5 тс) — 90 км/ч, а при нагрузке от оси на рельсы не более 235,2 кН (24 тс) — 80 км/ч.
При эксплуатации вагонов со скоростями движения поездов и нагрузками от оси на рельсы выше указанных, колесные пары должны удовлетворять специальным Техническим требованиям.
1.2. Инструкцией устанавливаются:
1.2.1. Порядок и сроки осмотра, освидетельствования, ремонта и формирования колесных пар;
1.2.2. Нормы и требования, которым колесные пары должны удовлетворять при осмотре, освидетельствовании, ремонте, формировании и подкатке под вагоны;
1.2.3. Перечень контролируемых параметров при осмотре, освидетельствовании, ремонте, формировании и подкатке колесных пар под вагоны
1.3. Каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям настоящей Инструкции, выполнение которой обязательно для всех работников, связанных с осмотром, освидетельствованием, ремонтом, формированием и подкаткой колесных пар под вагоны
Требования к колесным парам, оборудованными элементами и узлами приводов генераторов пассажирских вагонов должны соответствовать настоящей Инструкции.
1.4. Освидетельствование, ремонт и формирование колесных пар, а также полная ревизия букс с роликовыми подшипниками должны производиться в пунктах, имеющих соответствующее оборудование и разрешение на выполнение этих работ.
1.5. Каждая колесная пара должна иметь четко нанесенные знаки и клейма, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями и настоящей Инструкцией, за исключением колесных пар, поставляемых по импорту, которые не имеют приемочных клейм Министерства транспорта России
1.6. Размеры колесных пар и их элементов при эксплуатации, ремонте и формировании должны соответствовать нормам, установленным настоящей Инструкцией.
1.7. Технология ремонта и формирования колесных пар для вагонных (ВЧД) и пассажирских (ЛВЧД) депо и вагоноколесных мастерских (ВКМ) устанавливаются Департаментами: вагонного хозяйства и дальних пассажирских перевозок.
1.8. Перечень измерительного инструмента и шаблонов, правила пользования ими, а также порядок ведения учетных и отчетных форм по колесным парам устанавливаются Департаментами вагонного хозяйства и дальних пассажирских перевозок.
1.9. В заказах, актах и другой служебной переписке и документах типы колесных пар, название элементов, виды ремонта следует употреблять в соответствии с терминологией, используемой в настоящей Инструкции.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОЛЕСНЫХ ПАРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ
2.1 Под вагонами в эксплуатации применяются следующие типы колесных пар: РУ1-957 (рисунок 1а) и РУ1Ш-957 (рисунок 1б).
А) Колесная пара типа РУ1-957
Б) Колесная пара типа РУ1Ш-957
Рисунок 1. Типы колесных пар
Основные размеры новых колесных пар приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.
2.2. Вагонные колесные пары, находящиеся в эксплуатации, в зависимости от способа торцевого крепления подшипников имеют следующие типы осей:
- с креплением гайкой — РУ1 (рисунок 2а);
А) Ось с креплением гайкой — РУ1
Б) Ось с креплением шайбой — РУ1Ш
Рисунок 2. Типы осей
- с креплением шайбой — РУ1 (рисунок 2б)
Новые оси изготавливаются только для роликовых подшипников, как с цилиндрической, так и с конусообразной средними частями.
Основные размеры новых осей колесных пар приведены в приложении 2 к настоящей Инструкции.
2.3. Для установки на станках каждая ось должна иметь на торцах центровые отверстия (рисунок 3).
Рисунок 3. Центровые отверстия на торцах осей
2.4. Все типы колесных пар, указанные в п.2.1, имеют цельнокатаные колеса. Размеры новых колес приведены на рисунке 4 и в приложении 3 к настоящей Инструкции.
* Размеры обеспечиваются инструментом
** Размеры для справок
Рисунок 4. Цельнокатаное колесо
2.5. Обработанный обод колеса должен иметь один из профилей поверхности в соответствии с рисунком 5 (а, б, в).
А) Профиль стандартный по ГОСТ 9036-88* с исходной толщиной гребня 33 мм
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 10791-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
Б) Профиль ремонтный с исходной толщиной гребня 30 мм
В) Профиль ремонтный с исходной толщиной гребня 27 мм
* Размеры обеспечиваются инструментом
** Размеры для справок
Параметр шероховатости поверхности A мкм.
Рисунок 5. Профиль поверхности катания обода колеса
3. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР
3.1. Основные положения
3.1.1. Для проверки состояния и современного изъятия из эксплуатации колесных пар с неисправностями, угрожающих безопасности движения поездов, а также для контроля за качеством подкатываемых и отремонтированных колесных пар установлена система их осмотра и освидетельствования, состоящая из:
- осмотра колесных пар под вагонами;
- обыкновенного освидетельствования;
- полного освидетельствования.
3.1.2. Осмотр колесных пар под вагонами должны производить осмотрщики вагонов или работники других служб, имеющие права осмотра вагонов, а при текущем отцепочном ремонте вагонов — мастера и бригадиры. Указанные лица должны при поступлении на работу, а в дальнейшем один раз в два года, сдавать испытания в знании правил и инструкций.
3.1.3. Обыкновенное и полное освидетельствование колесных пар разрешается производить лицам, испытанным в знании настоящей Инструкции, технологического процесса и организации ремонта колесных пар и получившим право на выполнение этих работ.
Лицам, сдавшим испытания, выдается удостоверение по форме, указанной в приложении 4 настоящей Инструкции. Проверочные испытания для таких работников проводятся ежегодно.
3.1.4. Удостоверение на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар должны иметь:
- в отделениях железных дорог — начальники отделов вагонного хозяйства и их заместители;
- вагонных депо, вагоноколесных мастерских — начальники вагонных депо, вагоноколесных мастерских, их заместители, главные инженеры, старшие приемщики и приемщики вагонных депо, начальники пунктов технического обслуживания, старшие осмотрщики вагонов, связанные с подкаткой колесных пар, мастера и бригадиры колесных и роликовых цехов, мастера и бригадиры по подкатке, мастера и бригадиры текущего отцепочного ремонта и технологи колесно-роликовых цехов;
- на ремонтных заводах — главные инженеры и их заместители, начальники колесных и роликовых цехов и их заместители, начальники отдела технического контроля (ОТК) и их заместители, главные технологи, технологи, мастера, бригадиры, инспектора и контролеры ОТК колесных цехов, заводские инспектора-приемщики;
- на вагоностроительных заводах — заводские инспектора-приемщики соответствующих департаментов ОАО «РЖД».
3.1.5. Прием испытаний и выдачу удостоверений на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар осуществляют комиссии в составе:
а) начальника Дирекции по ремонту грузовых (пассажирских) вагонов или его заместителя (председатель), начальника службы вагонного (пассажирского) хозяйства или его заместителя и дорожного ревизора по безопасности движения по вагонному хозяйству. Комиссия испытывает: начальников вагонных (пассажирских) отделов и их заместителей, начальников, их заместителей и главных инженеров вагонных депо, начальников и их заместителей вагоноколесных мастерских, приемщиков и старших приемщиков вагонов, заводских инспекторов-приемщиков, работников ремонтных заводов, мастеров ВКМ и колесно-роликовых цехов.
Начальники пассажирских отделов и их заместители, а также начальники дирекций по обслуживанию пассажиров и их заместители испытываются в случае подчинения им пассажирских вагонных депо.
Список работников пассажирского хозяйства определяется приказом по железной дороге;
б) начальника вагонного (пассажирского) отдела или его заместителя (председатель) и ревизора по безопасности движения отделения железной дороги по вагонному хозяйству.
Комиссия испытывает работников вагонных депо, за исключением указанных в п.п.»а» настоящего пункта.
При отсутствии в составе железной дороги отделений или в отделении железной дороги отдела вагонного (пассажирского) хозяйства испытания и выдача удостоверений производится в вагонном депо комиссией в составе: начальника или главного инженера вагонного депо (председатель), ревизора по безопасности движения по вагонному хозяйству и старшего приемщика вагонов.
3.2 Осмотр колесных пар под вагонами
3.2.1. Колесные пары под вагонами осматривают:
а) на станциях формирования поездов с ходу в момент прибытия, после прибытия и перед отправлением поездов,
б) на станциях, где графиком движения поездов предусмотрена их стоянка для технического обслуживания вагонов;
в) при подготовке вагонов к перевозкам и перед постановкой в поезд;
г) после крушений, аварий поездов, столкновений подвижного состава, схода с рельсов вагонов;
д) при текущем отцепочном ремонте вагонов.
3.2.2. При осмотре колесных пар под вагонами проверяют:
а) состояние элементов колесных пар;
б) соответствие размеров и износов элементов колесных пар установленным нормам.
3.3. Обыкновенное освидетельствование колесных пар
3.3.1. Обыкновенное освидетельствование колесных пар производится при каждой их подкатке под вагоны, кроме колесных пар, не бывших в эксплуатации после последнего полного или обыкновенного освидетельствования менее 6 месяцев.
3.3.2. При обыкновенном освидетельствовании колесных пар осуществляются:
а) предварительный осмотр колесных пар до очистки с целью лучшего выявления ослабления или сдвига колес на оси и трещин в элементах;
б) очистка элементов колесных пар;
в) проверка магнитным дефектоскопом средней части оси, кроме колесных пар, не бывших в эксплуатации после последнего полного или обыкновенного освидетельствования менее 6 месяцев;
г) ультразвуковая дефектоскопия осей колесных пар с осями изготовления 5 и более лет назад, кроме колесных пар, ранее проходивших последнее полное освидетельствование не более 3 месяцев;
д) дефектоскопирование коле;
е) осмотр, а также проверка соответствия размеров и износов всех элементов установленным нормам;
ж) промежуточную ревизию буксовых узлов.
3.3.3. При первой обточке ободов колес после предыдущего полного освидетельствования под два (или один) правых верхних болта крепительной крышки буксового узла с правой стороны колесной пары устанавливается дополнительная бирка, на которой выбиваются: знак обточки (О), порядковый номер обточки (1 или 2), соответственно после первой или второй обточек, месяц, две последние цифры года, условный номер предприятия, производившего обточку колесной пары.
3.4. Полное освидетельствование колесных пар
3.4.1. Полное освидетельствование колесных пар производится:
а) при формировании и ремонте со сменой элементов;
б) при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце шейки оси;
в) после выполнения допускаемых вырубок волосовин, неметаллических включений и других пороков на оси в пределах установленных норм;
г) после крушений и аварий поездов всем колесным парам поврежденных вагонов;
д) при капитальном (КР) и капитально-восстановительном с продлением срока службы (КРП) ремонтах вагонов;
е) через две обточки поверхностей ободов колес грузовых вагонов и через одну обточку для колес пассажирских вагонов (кроме указанных в п.п.к) настоящего пункта);
ж) при каждой обточке колесных пар с редуктором от торца шейки оси, выкатываемых из-под шестиосных вагонов;
з) при полной ревизии буксовых узлов;
и) после схода вагона с рельсов колесным парам сошедшей тележки,
к) при наличии на поверхности катания колес колесных пар:
- грузовых вагонов — неравномерного проката 2 мм и более, ползуна 2 мм и более, разности диаметров колес на одной оси 3 мм и более;
- пассажирских вагонов — ползуна 1 мм и более, навара 0,5 мм и неравномерного проката 2 мм и более, а у колесных пар с приводом генераторов всех типов (кроме плоскоременных) неравномерного проката 1 мм и более;
Примечание. Проверка неравномерного проката производится измерением его в сечении с максимальным износом по кругу катания и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм;
л) при отсутствии бирки на буксе или неясности клейм на ней подкатке колесных пар;
м) при отказе в работе редуктора от торца шейки оси, требующего его демонтажа;
н) при обнаружении в буксе редукторного масла;
о) при сварочных работах на вагоне или тележке без соблюдения требований п.1.7 Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонте вагонных букс с роликовыми подшипниками 3-ЦВРК;
п) выкатываемым и подкатываемым колесным парам при деповском и текущем отцепочном ремонтах, проходившим последнее полное освидетельствование четыре и более лет назад для пассажирских вагонов, пять и более лет назад для грузовых вагонов;
р) при повреждении вагона при погрузке от динамических ударов при падении груза.
3.4.2. Колесные пары, сформированные или отремонтированные на одних предприятиях и полученные для производства монтажа буксовых узлов другими предприятиями, подвергаются осмотру. В этом случае на торце левой шейки оси и на бирке наносятся знаки и клейма, установленные настоящей Инструкцией.
3.4.3. При полном освидетельствовании колесных пар производят:
а) предварительный осмотр до очистки с целью лучшего выявления ослабления или сдвига колес на оси и трещин в элементах;
б) демонтаж букс без снятия внутренних колец и лабиринтных колец при условии проверки осей специальным щупом ультразвукового дефектоскопа. Внутренние и лабиринтные кольца снимают при их неисправности или расформировании колесных пар, а также при отсутствии специального щупа ультразвукового дефектоскопа.
в) очистку элементов колесных пар;
г) проверку магнитным дефектоскопом шеек и предподступичных частей осей колесных пар в случае снятия внутренних и лабиринтных колец. При необходимости снятия одного из колец производится снятие всех трех колец.
д) проверку магнитным дефектоскопом внутренних колец подшипников без снятия их с шейки оси. Шейки и предподступичные части осей, с которых внутренние и лабиринтные кольца не снимались, проверяют ультразвуковым дефектоскопом со специальным щупом;
е) проверку дефектоскопом средней части оси;
ж) проверку подступичных частей осей магнитным дефектоскопом перед запрессовкой или ультразвуковым дефектоскопом, если на колесных парах не производились прессовые работы;
з) дефектоскопирование колес;
и) осмотр, а также проверку соответствия размеров и износов всех элементов установленным нормам;
к) полную ревизию буксовых узлов
3.4.4. После полного освидетельствования (кроме пп.3.4.1.а)) на торцах шеек осей и бирке колесных пар, признанных годными, выбиваются знаки и клейма, установленные настоящей Инструкцией.
4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕСНЫМ ПАРАМ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
4.1 В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ЦРБ/756 от 26 мая 2000 года (с изменениями) запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны при наличии следующих износов и повреждений колесных пар («Классификация неисправностей колесных пар и их элементов» должна соответствовать требованиям приложения 5 настоящей Инструкции), нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
а) трещины в любой части оси и колеса;
б) протертости средней части оси глубиной более 2,5 мм (5 мм по диаметру);
в) следы контакта (электроожог) с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
г) величины проката, толщины гребней и ободов, не соответствующие указанным в таблице 1.
При наличии на поверхности катания колес колесных пар:
- ползуна — 1 мм и более;
- навара — 1 мм и более;
- неравномерного проката (при обнаружении) — 2 мм и более:
- ползуна — 1 мм и более;
- навара — 0,5 мм и более;
- неравномерного проката (при обнаружении) — 2 мм и более, а у колесных пар с приводом генератора всех типов (кроме плоскоременных) — 1 мм и более.
При необходимости, для выявления неравномерного проката ободов колес, вагоны следует прокатывать.
Предельные размеры и износы ободов колес в эксплуатации
Источник